Занятия групповые с логопедом


Конспект логопедического занятия «Знакомство с детьми и органами артикуляции»

Екатерина Климова Конспект логопедического занятия «Знакомство с детьми и органами артикуляции»

Логопедическое занятие «Знакомство с детьми и органами артикуляции»

Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции.

Задачи:

1) Коррекционно – образовательные:

• Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;

• Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;

• Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);

• Ознакомление детей с понятием «звуки речи»

2) Коррекционно – развивающие:

• Развивать фонематический слух посредством игры «Хлопни в ладоши»;

• Развивать координацию движений через физминутку;

3) Коррекционно – воспитательные:

• Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;

• Воспитывать интерес к занятию, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: дидактическое пособие «Клоун Язычок», предназначенное для анализа артикуляции звуков.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, давайте сначала познакомимся. меня зовут… я учитель-логопед. Я буду вам кидать мяч, а вы зазывать свое имя.

Сегодня мы начинаем наше первое логопедическое занятие.

А теперь посмотрите на эти лица (детям показываю пиктограммы)

Какие они разные! (дети называют эмоции на картинках).

Изобразите злую Бабу ягу, доброго волшебника, печальную Аленушку, огорченного Ивана- царевича. Возьмите зеркало, оно поможет вам.

А вы знаете, для чего нужен логопед, как он помогает детям?

А у кого бывает речь? А для чего нужна речь?

2. Сообщение темы. Развитие слухового внимания.

Сегодня мы будем слушать, узнавать, произносить разные звуки.

Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять- начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.

Проводится «Игра молчанка».

Что вы услышали? Попробуйте назвать источник звука? Откуда он?

Человека окружает множество звуков.

Игра «Узнай по звукам» (на столе предметы из стекла, дерева, бумаги, железа). Эти звуки исходят от действия с различными предметами. Это неречевые звуки.

Чем вы слушали? (Ушами).

Уши- это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (нельзя кричать громко друг другу, и класть в уши мелкие предметы, закрывать уши в холодную погоду).

4. Знакомство с термином речевой звук.

Игра «Звукоподражания».

Логопед просит детей изобразить голоса различных животных и птиц (лягушку, кошку, ворону, собаку, корову, воробья, барана).

Можно ли считать это речью?

Нет, это звуки тоже неречевые, это просто голоса животных, звукоподражания.

А мы с вами люди говорим, человек обладает речью, мы с вами произносим звуки речи, звуки соединяются в слоги, слоги в слова, слова в словосочетания и предложения.

А теперь для сравнения произнесем: а-а-а-а, у-у-у-у, ш-ш-ш-, р-р-р-р. Мы с вами произносили речевые звуки.

Для чего речь нужна человеку?

Речь необходима для того, чтобы общаться, передавать жизненный опыт, знания. Так учителя и родители передают вам свои знания и опыт, а вы общаетесь между собой, понимаете друг друга.

5. Знакомство с органами артикуляции.

Скажите, какие органы принимают участие в образовании звуков, слов.

Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот домик звуков.

В домике этом

Красные звери,

Рядом с дверями-

Белые звери.

Любят зверушки

Конфеты и плюшки

В этом домике есть дверь и даже не одна (работа перед зеркалами):

Первая дверь это губы, вторая- зубы.

Произнеси звук (п). Этот звук произносим губами.

Произнесите звук (л). Посмотрите, как прижался к зубам наш язычок. В домике есть потолок-небо. Поцокайте, как лошадки, поднимите язычок за верхние зубы почувствовали бугорки- это альвеолы.

Положите ладошки на горлышко и произнесите звук (д)-здесь живет голос иногда он спит и его не слышно произнесите звук (с).

6. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, зубы и язык выполнять разные упражнения.

Для этого к нам в гости пришел гость. И зовут его ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧЕК. Он очень любит путешествовать. И я вам сейчас расскажу сказку какязычек отправился в путешествие. (сказка про язычек в зоопарке)

Давайте немного отдохнем, встали

7. Физминутка.

Мы – листики осенние (руки вверх, покачивающие движения влево-

вправо);

На веточках сидели (присесть, взмахивая руками;)

Дунул ветерок –(встать, взмах руками вперед);

И мы полетели. (легкие взмахи руками);

Летели, летели. (легкие взмахи руками);

И на землю тихо сели. (медленно присесть).

8. Дыхательная гимнастика.

Чтобы красиво произносить звуки, необходимо не только выполнять упражнения для язычка, но и научиться правильному речевому дыханию. Спинка прямая, вдох через нос, плавный, медленный выдох через нос («Дуем на листочки»).

Итог: Ребята, что мы делали сегодня на занятии? Вам понравилось занятие? Какие задания вам показались интересными? Какое задание было самым трудным? Ребята, вы очень хорошо поработали, молодцы.

www.maam.ru

Групповые или индивидуальные занятия с логопедом?

Статистика показывает, что проблемы с произношением, формулированием предложений, построению речи и письмом в дошкольном возрасте испытывает каждый третий ребенок. У одних причинами отклонений в речевом развитии являются приобретенные или врожденные заболевания, а у других – недостаточное количество проведенных с ними занятий. Поэтому каждого дошкольника рекомендуют в обязательном порядке показать детскому логопеду. Но какой формат встречи выбрать: индивидуальные или групповые уроки?

Групповые встречи: за и против

Распространенным вариантом работы со специалистом, который предлагает родителям любой логопедический центр, считаются групповые занятия. Преимуществом этих встреч считается комплексная работа с ребятами. Вместе они могут не только выполнять монотонные упражнения, но и в игровой форме осваивать речевые навыки. В результате снижается общая утомляемость детей, улучшается их память, ребенок сознательно подходит к освоению терминов «дружба», «взаимовыручка».Существует также ошибочное мнение, что ребенок может перенять ошибки соседа. Но посещая кабинет логопеда, который педагогически правильно построил занятие, у детей, наоборот, за месяц решаются и свои проблемы с произношением, и исключается вероятность появления так называемых приобретенных ошибок.

Когда же рекомендуется заниматься с логопедом в группах?

  • ребенок редко совершает ошибки в произношении менее 3 звуков;
  • малыш сознательно или бессознательно нарушает структуру слогов (меняет их местами, убирает «лишние» слога, сокращая слово, делая ее удобным для произношения;
  • дошкольник не умеет строить грамотно предложения, не знает, как составить мини-рассказ или дать развернутый ответ на простой вопрос.

Индивидуальный подход поможет в сложных ситуациях!

Все вышеуказанные отклонения в детском речевом развитии можно устранить при посещении групповых уроков. Но есть и список ошибок, исправить которые при массовых посещениях нет возможности. В частности, на индивидуальное логопедическое занятие приглашаются дети:

  • у которых отмечаются дефекты в развитии, одновременно и звукового произношения, и фонематического слуха;
  • с врожденными заболеваниями речевого аппарата или нервной системы, когда важна помощь и логопеда, и дефектолога, и психолога, и педагога;
  • не имеющие опыта общения в группах: ребята плохо проходят адаптационный период, сложно переживают любые изменения в жизни.

Кроме того, любая первая консультация логопеда должна проводиться в индивидуальном порядке, чтобы правильно диагностировать причины нарушений в развития малыша и определить комплекс упражнений для их устранения. Стоят подобные занятия гораздо дороже, нежели работа в группах, но результат будет максимально эффективным из-за проведения целенаправленных и специально подобранных для малыша упражнений. Иными словами, выбор групповых или индивидуальных встреч с логопедом будет зависеть от состояния ребенка, его готовности к работе, специфики дефектов в его речи.

irina-centr.ru

Занятия с логопедом

Дети различного возраста могут иметь недостатки в развитии речи. Чаще всего наблюдаются нарушения произношения звуков. Это может быть самостоятельным нарушением, а может входить в состав других, более сложных расстройств речи.

Родителям важно помнить, что своевременное обращение к логопеду позволит:

  • предотвратить трудности в овладении письмом и чтением;
  • избежать затруднений в освоении русского языка;
  • скорректировать отклонения в развитии некоторых психических функций (внимания, восприятия, памяти);
  • избежать психологических трудностей при общении ребенка в коллективе сверстников;
  • снизить риск возникновения заикания.

Преодоление недостатков звукопроизношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы.

В Центре развития речи «Говорить легко» нарушение звукопроизношения рассматривается с точки зрения комплексного подхода, поэтому на занятиях в увлекательной и доступной форме решаются следующие задачи:

  • нормализация мышечного тонуса (при необходимости);
  • выработка правильных артикуляционных укладов;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • развитие слухового и слухоречевого внимания;
  • развитие фонематического восприятия;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза;
  • расширение и активизация словарного запаса;
  • активизация речевого общения и коммуникации;
  • развитие памяти, внимания, мышления.

Наиболее эффективным является формат индивидуального логопедического занятия, но не исключается вариант группового логопедического занятия, когда проводится работа по тренировке правильных речевых укладов, развитию дыхания, связной речи.

Занятия логопеда в детском саду чаще всего бывают как индивидуальные, так и групповые, подгрупповые и фронтальные, что связано с постоянным количеством детей в группе, и распределением их по степени нарушения звукопроизношения. В частном логопедическом центре, например, в Центре развития речи «Говорить легко» предусматривается вариант индивидуальных занятий.

Видео фрагмент занятия с логопедом

Структура индивидуального занятия логопеда с детьми при нарушении звукопроизношения в Центре развития речи «Говорить легко» выглядит следующим образом:

  • организационный момент;
  • самомассаж и комплекс мимических упражнений;
  • артикуляционная гимнастика;
  • комплекс упражнений на развитие речевого дыхания;
  • постановка звука/автоматизация звука (в зависимости от периода обучения)
  • развитие мелкой моторики;
  • упражнения на активизацию фонематического слуха/развитие звукового анализа и синтеза (в зависимости от периода обучения);
  • развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление).

Видео фрагмент занятия с логопедом

Занятие у логопеда продолжается 30 или 45 минут.

Логопед проводит занятия несколько раз в неделю в зависимости от тяжести речевого нарушения.

Занятие логопеда по постановке звука [Р]

Занятие логопеда по постановке звука [Р]

Некоторые родители, обращаясь к нам за помощью, ошибочно полагают, что ребенку необходимо исправить букву «р». На самом деле, речь идет о неправильном произношении звука [Р]. Многих родителей больше всего тревожит именно неправильное или искаженное произношение этого сонорного звука.

Недостатки звукопроизношения делятся на несколько групп. Нарушенное произношение звуков [Р],[Р‘] принято обозначать термином «ротацизм».

Виды нарушенного звукопроизношения:

  • искажения – это ненормированное, не встречающееся в речи произнесение звуков (например, горловое произнесение звука [Р]);
  • замены – использование вместо звука, отсутствующего в речи, другого звука того же языка – его заменителя (например, «лыба» вместо «рыба», «вакета» вметсто «ракета»);
  • пропуск – отсутствие звука вследствие несформированности артикуляционной позы или вследствие нарушений фонематического слуха (например, «каова» вместо «корова»)
  • смешение – недостаточная дифференциация двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при их произношении («лакета» вместо «ракета»)

Виды искаженного произношения звуков [Р], [Р‘]:

  • межзубное – язык выбрасывается изо рта, слышен один удар;
  • одноударное – при правильной артикуляции звука производится один удар об альвеолы кончиком языка;
  • проторный – правильная артикуляция звука без вибрации, слышится щелевой (фрикативный звук);
  • горловой – кончик и передняя часть спинки языка опущены вниз и оттянуты назад, задняя часть спинки круто выгнута. Сильная струя воздуха заставляет вибрировать либо мягкое нёбо (велярный ротацизм), либо увулю (увулярный ротацизм);
  • боковой – при правильной артикуляции звуков один из боковых краев языка опущен, пропуская струю воздуха вбок. Она может захватывать слюну, вследствие чего слышен хлюпающий звук. Слышны 1 – 2 удара;
  • кучерской – губы выдвинуты вперед. Сильная струя воздуха заставляет губы вибрировать;
  • носовой – кончик и передняя часть спинки языка опущены и оттянуты назад, задняя часть спинки языка напряжена и поднята к мягкому нёбу, образуя щель или смычку. При смычке звучание приобретает носовой оттенок.

Виды замен звуков [Р], [Р‘]:

  • замены на любые гласные звуки: «ыак» вместо «рак», «иепа» вместо «репа»;
  • замены на сонорные звуки: «лак» вместо «рак», «нама» вместо «рама» «jука» вместо «рука», «Льома» - вместо «Рома»;
  • замена на губно-зубные: «кавова» вместо «корова»;
  • замена на переднеязычные: «дак» вместо «рак», «депа» вместо «репа»;
  • замена на заднеязычные: «гак» вместо «рак», «гепа» вместо «репа».

Работа по коррекции нарушений звукопроизношения начинается с развития подвижности органов артикуляционного аппарата. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

  • подбираются целенаправленно;
  • проводятся в начале занятия;
  • закрепляются в домашних условиях;
  • требуют 5-7 минут для выполнения.

Для постановки звуков [Р], [Р‘] необходимо выполнять следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

Базовый комплекс упражнений для выработки основных движений и положений органов артикуляционного аппарата:

  • «Окно» - рот широко открыт, язык спокойно лежит за на дне ротовой полости;
  • «Забор» - губы в улыбке, передние верхние и нижние резцы обнажены, стоят друг на друге;
  • «Трубочка» - вытягивание губ вперед трубочкой;
  • «Лопата» - рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии;
  • «Иголка» - рот открыт, удерживать узкий язык между резцами;
  • «Наказываем язычок» - разминать язык верхней губой, произнося при этом «пя-пя-пя»;
  • «Качели» - рот широко открыт, чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции;
  • «Часики» - рот приоткрыт, чередование движений языка вправо и влево с фиксацией в течение секунды в каждой позиции;

Комплекс упражнений для выработки движений и положений органов артикуляционного аппарата при произношении звуков [Р], [Р‘]:

  • «Грибок» - выработка подъема всей спинки языка вверх, присасывание всего языка к верхнему нёбу;
  • «Вкусное варенье» - выработка движения широкой передней части языка (широким передним краем языка облизать верхнюю губу);
  • «Почистим верхние зубы» - выработка подъема и движения языка влево-вправо по внутренней стороне зубов;
  • «Маляр» - отрабатывание движения языка вверх по твердому нёбу вперед-назад;
  • «Барабанщик» - укрепление мышц языка, отрабатывая подъем языка вверх, и умение делать кончик языка напряженным;
  • «Лошадка» - укрепление мышцы языка и выработка подъема языка вверх, производя цокание языком.

Существует несколько способов постановки звука [Р]. Приведем один из наиболее распространенных:

Постановка звука [Р] от звука [Д].

  • Ребенок звонко произносит звук [Д] прижимая кончик языка к бугоркам за верхними зубами (альвеолам); Звук нужно произносить максимально длительно, т.е. язык как можно дольше не должен отрываться от альвеол.
  • При произнесении звука [Д] язык должен как бы раздуваться от воздуха, выдыхаемого на него.
  • Далее необходимо тренировать ребенка таким образом, чтобы он как можно сильнее выдохнул на язык, а язык в этот момент оторвался от альвеол и затрепетал и завибрировал от «порыва ветра»;
  • В результате тренировки пунктов 1-3 должно получиться сочетание звуков д-р-р-р;
  • В дальнейшем необходимо тренировать звук [Р] в таких слогах как дра, дро, дру, дры, а позже в словах;
  • Чтобы отделить звук [Р] от звука [Д] предлагайте ребенку произносить звук [Д] про себя, а звук [Р] в полную силу;
  • Закрепите звук [Р] в слогах ра, ро, ру, ры.
  • Отработайте правильное произношение звука [Р] в различных словах, предложениях и текстах.

Если, проделав всю описанную выше работу, вам не удалось исправить у своего ребенка звук [Р], то это может явиться поводом обратиться за консультацией к логопедам Центра развития речи «Говорить легко».

Занятия с логопедом при различных заболеваниях

Занятия логопеда с ребенком с общим недоразвитием речи (ОНР)

Организация коррекционной работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи в рамках Центра развития речи «Говорить легко» строится на результатах диагностического обследования речевых и неречевых функций.

Логопедическое обследование ребенка с ОНР включает в себя:

  • сбор анамнестических данных: особенности протекания беременности и родов, характер раннего развития ребенка, заключения таких специалистов как невролог, психоневролог, ЛОР. Дополнительно уточняется психологический и социальный статус среды, в которой пребывал ребенок в раннем возрасте;
  • диагностику развития словарного запаса: проверяется пассивный и активный словарь ребенка;
  • обследование грамматического строя речи;
  • выявление особенностей развития связной речи;
  • изучение звукопроизношения и фонематического слуха;
  • выяснение степени овладения слоговой структуры.

Коррекционное воздействие при ОНР носит длительный характер, направлено на формирование речевых средств, и, учитывая проявления и структуру дефекта, строится на традиционных, авторских, специальных и вариативных методиках.

Логопедическая работа с ребенком с ОНР строится с учетом:

  • онтогенеза речевого развития в норме;
  • анализа различных условий формирования речевой функции;
  • возможности раннего вмешательства;
  • взаимосвязанного формирования лексико-грамматической и фонетико-фонематической систем языка;
  • индивидуального и дифференцированного подхода к содержанию, приемам и методике логопедической работы с дошкольниками, имеющими различную структуру нарушения речи;
  • взаимосвязи речи с другими психическими функциями.

Важно помнить! Для достижения наилучшего результата занятия с логопедом должны носить систематический характер, быть интересными, разнообразными, учитывающими уровень развития ребенка.

Основные направления логопедической работы с дошкольниками с ОНР (I-III уровня речевого развития).

Логопедическая работа с ребенком с ОНР I уровня речевого развития включает в себя:

  • развитие понимания обращенной речи;
  • развитие моторной подражательной деятельности;
  • формирование звукоподражетельной деятельности;
  • формирование первых форм фраз;
  • развитие высших психических функций (память, внимание, мышление).

Логопедическая работа с ребенком с ОНР II уровня речевого развития включает в себя:

  • развитие понимания речи: формирование понимания обобщающего значения слов;
  • активизация речевой деятельности;
  • формирование лексико-грамматических средств языка;
  • развитие фразовой речи в коммуникативных ситуациях;
  • развитие произносительной стороны речи.

Логопедическая работа с ребенком с ОНР III уровня речевого развития включает в себя:

  • развитие понимания речи: понимание более тонких значений обобщающих слов;
  • развитие лексико-грамматического строя языка;
  • развитие связной речи;
  • формирование и закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
  • обучение элементам грамоты.

Важно помнить! В результате логопедического воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам.

Программа коррекционно-логопедического воздействия ребенка с ЗПР строится на основании психолого-педагогической диагностики с учетом традиционных общедидактических принципов и принципов специальной педагогики. Перечислим наиболее важные принципы при построении программы коррекционного воздействия для ребенка с ЗПР:

  • принцип системного подхода к диагностике и коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР;
  • принцип опережающего развития семантики по отношению к развитию формально-языковых средств;
  • принцип коммуникативной направленности.

Важно помнить! Логопедические занятия с детьми с ЗПР в игровой форме значительно повышают мотивацию дошкольников, снижают уровень стресса и способствуют развитию речевой и познавательной активности.

Основные направления логопедической работы с ребенком с ЗПР:

  • активизация коммуникативной и речевой деятельности детей;
  • развитие понимания обращенной речи с опорой на различные виды совместной с педагогом деятельности, расширение пассивного словаря;
  • коррекция нарушений звукопроизношения;
  • коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;
  • развитие просодических компонентов речи;
  • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • формирование лексического строя речи;
  • формирование словообразования и словоизменения;
  • развитие связной речи
  • подготовка к обучению грамоте.

Важно помнить! Нарушения речи у детей с ЗПР вариативны по своим проявлениям, механизмам, степени выраженности и требуют дифференцированного подхода к их коррекции.

Занятия логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)

При организации логопедической работы с аутичными детьми важной задачей является формирование у них коммуникативных навыков.

Для развития коммуникации у неговорящих (мутичных) детей с РАС используются альтернативные системы коммуникации:

  • пиктографическая – с использованием картинок, пиктограмм;
  • жестовая – с использованием жестов;
  • письменная – с использованием письменной речи (карточки со словами, печать на компьютере, планшете, составление слов на кубиках, магнитной азбуке).

Для развития коммуникации у говорящих детей с РАС используется устная речь.

Коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков у детей с аутизмом затрагивает следующие направления:

  • умение выразить просьбу;
  • социальная ответная реакция;
  • умение привлекать внимание и задавать вопросы;
  • навыки комментирования и сообщения информации;
  • умения выражать чувства и эмоции, сообщать о них;
  • формирование диалоговых навыков;
  • социальное поведение.

В ходе обучения детей с РАС ставится ряд неспецифических задач по формированию:

  • коммуникативной мотивации;
  • вербальных средств коммуникации;
  • невербальных средств коммуникации;
  • коммуникативных навыков в повседневных ситуациях;
  • интенциональной направленности речи.

Помимо развития коммуникативных навыков, педагоги Центра развития речи «Говорить легко» занимаются также:

  • формированием и развитием социальных навыков у детей с РАС;
  • развитием различных видов деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной);
  • развитием других высших психических функций.

Занятия с логопедом по возрастам

Заниматься с логопедом не только полезно, но и важно особенно для тех детей, которые к 3,5 годам имеют в анамнезе «задержку речевого и психоречевого развития», диагностированную «моторную, сенсорную или сенсомоторную алалию», либо заключение об «общем недоразвитии речи, 1 или 2 уровня речевого развития».

Занятия с логопедом имеют свою специфику в определенном возрасте, строятся на основании диагностики и опираются на:

  • принцип онтогенетического подхода в развитии речи: последовательность работы над речью определяется последовательностью ее развития в онтогенезе;
  • принцип доступности: изложение материала «от простого к сложному»;
  • принцип деятельностного подхода: при организации работы учитывается ведущая деятельность детей определенного возраста, что позволяет подобрать соответствующие приемы коррекционной работы;
  • принцип комплексности: комплексный подход к изучению и преодолению речевых нарушений в том числе с точки зрения психологии, педагогики, лингвистики;
  • принцип наглядности.

Логопедические занятия с детьми 2 – 3 лет включают в себя:

  • Развитие понимания обращенной речи и простых инструкций;
  • Активизацию речевой деятельности:
  • вызывание звуков, звукоподражаний;
  • формирование первых форм слов;
  • Формирование фразовой речи:
  • развитие простых просьб-фраз;
  • формирование двусловных предложений;
  • Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
  • развитие слухового внимания на материале неречевых звуков;
  • уточнение произношения гласных звуков;
  • Формирование общих речевых навыков:
  • воспитание плавного выдоха;
  • работа над силой голоса (громко-тихо);
  • Развитие мелкой моторики:
  • игры с бусами, крупами;
  • пальчиковые игры.

Логопед при работе с детьми создает игровые ситуации для вызывания спонтанной речи, использует различные виды игр и игровых упражнений. Учитывая повышенную утомляемость детей, достаточно часто меняет виды дея­тельности.

Логопедические занятия с детьми 3 – 4 лет включают в себя:

  • Развитие понимания обращенной речи, накопление пассивного словаря:
  • Активизацию речевой деятельности:
  • расширение и ак­тивизация предметного и глагольного словаря;
  • формирование грамматического строя речи;
  • Развитие фразовой речи:
  • формирование навыка употребления повествовательных простых предложений из 2-3 слов;
  • Развитие фонетико-фонематической стороны речи:
  • закрепление произношения гласных звуков;
  • формирование правильного произношения согласных звуков (раннего онтогенеза);
  • развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (музыкальные игрушки, музыкальные инструменты);
  • Расширение общих речевых навыков;
  • Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
  • Развитие мелкой моторики:
  • при помощи предметов, игрушек;
  • улучшение координации пальцев с помощью упражнений.

Логопедические занятия с детьми 4 – 5 лет включают в себя:

  • Формирование представлений об окружающем мире;
  • Обогащение и активизация предметного и глагольного словарей (на основании различных лексических тем);
  • Развитие грамматического строя речи:
  • уточнение грамматических категорий и понятий;
  • формирование навыков словообразования и словоизменения
  • Развитие фразовой речи:
  • обучение ведению диалогов;
  • формирование навыков пересказа;
  • развитие навыков собственного рассказывания;
  • Развитие фонематических процессов:
  • активизация слухового внимания на материале речевых звуков;
  • Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры;
  • Развитие мелкой моторики:
  • пальчиковая гимнастика;
  • кинезиологические упражнения.

Приоритетными направлениями логопедической работы с детьми 5 – 6 лет и старше являются:

  • нормализация мышечного тонуса;
  • развитие мелкой и артикуляционной моторики;
  • формирование правильного речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха;
  • постановка, автоматизация и дифференциация неправильно произносимых групп звуков.

При необходимости в логопедические занятия могут быть включены такие направления как:

  • развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • формирование звукового анализа и синтеза;
  • обогащение активного и пассивного словарей;
  • развитие связной речи.

easy-speech.ru

Групповое логопедическое занятие для старшей группы «Экскурсия в зоопарк»

Татьяна Стодоля Групповое логопедическое занятие для старшей группы «Экскурсия в зоопарк»

Цель: Дифференциация звуков З, З’ в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- учить различать твердый З и мягкий З’

- воспитывать навыки правильной артикуляции звуков З, З’

- воспитывать навык дифференциации звуков З, З.

Коррекционно –развивающие:

- развивать слуховое внимание.

- развивать фонематическое восприятие.

- развивать память, мышление, внимание.

-развивать мелкую, артикуляционную моторику.

Коррекционно – воспитательные:

- формировать положительную мотивацию, желание правильно произносить звуки З, З’.

- воспитывать самоконтроль за собственной речью.

- воспитывать заботливое и внимательное отношение к природе и животным.

- воспитывать умение работать в течение всего занятия.

- взаимодействовать друг с другом, вслушиваться в речь педагога.

Оборудование:

Символы звуков З, З’, предметные картинки на звуки З, З’, изображение животных наших лесов, животных Африки, животных Северного полюса.

Ход занятия.

1. Орг. Момент

Логопед.

- Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в зоопарк. Ребята, что такое зоопарк? (парк, в котором живут животные). Кто из вас был в зоопарке? Прежде, чем отправиться в зоопарк надо сделать гимнастику.

2. Логопедический массаж лица.

Логопед.

- Ручки растираем (потирают ладони)

И разогреваем (хлопки)

И лицо теплом своим мы умываем.

(Разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).

Грабельки сгребают все плохие мысли.

(Двигают пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

(Растирают ушные раковины по краю снизу вверх и сверху вниз)

Их вперед сгибаем, тянем за мочки,

(Загибают ушные раковины вперед и потягивают вниз за мочки.)

А потом уходим пальцами на щечки.

(Перебегают пальцами на щеки)

Щечки разминаем, чтобы надувались.

(Указательным, средним и безымянным пальцами разминают щеки круговыми движениями.)

Губки разминаем, чтобы улыбались.

(Большим и указательным пальцами разминают сначала нижнюю, а затем верхнюю губу.)

3. Артикуляционная гимнастика.

Логопед.

- Возьмите в руки зеркало, и давайте сделаем гимнастику для язычка:

«Лягушка»

«Хоботок»

«Лопатка»

«Чистим нижние зубки изнутри»

«Блинчик»

«Горочка»

«Выгибает кошка спинку»

4. Развитие мелкой моторики.

Логопед.

- А теперь сделаем гимнастику для пальчиков.

Дружно пальчики считаем (сжимаем и разжимаем пальцы)

Насекомых называем

Бабочка, кузнечик

Муха (поочередно сгибаем пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это жук с зеленым брюшком.

Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь! (прячут руки за спиной). (повторить 2 раза)

5. Повторение пройденного материала.

Логопед.

-Как звенит комар? (ззззззззззз)

-Посмотрите в зеркало и произнесите этот звук. Что делают губы? Зубы? Язык? (губы в широкой улыбке, зубы сомкнуты, язык за нижними зубами, голос дрожит).

-Можем ли мы петь этот звук? Что нам мешает петь это звук? Значит, какой это звук? Звук [з] – согласный твердый или мягкий? Каким цветом обозначаются согласные твердые звуки? С какими гласными дружит твердый звук [з]? (а, о, ы, у, э).

-Как ты думаешь, Кирилл, а как звенит маленький комарик? (зь, зь, зь)

-Посмотрите в зеркало и произнесите этот звук. Что делают губы? Зубы? Язык? (губы в широкой улыбке, зубы сомкнуты, язык за нижними зубами, голос дрожит).

-Можем ли мы петь этот звук? Что нам мешает петь это звук? Значит, какой это звук? Звук [зь – согласный твердый или мягкий? Каким цветом обозначаются согласные мягкие звуки? С какими гласными звуками дружит звук [зь]? (я, е, ю, е)

6. Развитие фонематического слуха.

Логопед.

- А сейчас я приглашаю вас в зоопарк. Я буду паровозом, а вы вагончики. У нас получится поезд, и мы поедем на нем путешествовать. (Логопед с детьми, имитируя движения поезда, двигаются по группе со словами:)

- Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий,

Он вагончики повез,

Будто настоящий. Ту-ту.

-Мы приехали в зоопарк. Смотрите, вот сидят заяц, волк, лиса. Какие это животные? (дикие, они живут в наших лесах). Какие еще животные обитают в наших лесах.

- Посмотрите они грустят, давайте с ними поиграем.

Д/и: «Поймай звук»

Логопед.

- Когда услышите звук З, хлопните. з,м, г, п, з, р, з, з, р, л, з, д, з.

за, ма, ко, зу, зи, му, по, ша, за, са, во

солнце. море, замок. сова, зима, зонт, собака, шуба, зубы, коза, лист, лавка, береза, телевизор, арбуз.

- Когда услышите звук зь, хлопните. зь, г, п, зь р, зь, п, н, зь, с, з.

зи, ма, ке, за, зе, би, зи, сю, зю.

Сова, зима, кот, мост, коза, зеркало, Зина, завод, корзина, мазь.

7. Дифференциация звуков З, Зь в слогах.

Логопед.

- Переходим к следующей клетке. Кто это? Попугай. Попугай – животное или птица? Где обитают попугаи? Попугаи любят играть в игру «Повторялки». Давайте тоже поиграем в эту игру. Я буду произносить слоги, а вы должны будете повторить за мной.

За-зи-за; зи-зо-зи; зи-за-зи; за-зе-за; зо-зю-зо; зо-зи-зо; зи-за-зи; зе-за-зе и т. д.

-Молодцы, давайте подойдем к следующей клетке. Кто это? Жираф и обезьяны. Где живут жирафы и обезьяны? Посмотрите обезьяны играют с мячом, давайте тоже поиграем с мячом.

8. Дифференциация звуков З, Зь в словах.

Д/и: «Один – много»

Ваза, коза, таз, воз, медуза, заноза, роза, береза, мороз. Гроза, слеза, мимоза, газета, корзина, магазин.

- Ой, ребята, а кто это плачет? Это Зоя и Зина. У одной из них выпала картинка (земляника) и они никак не могут поделить ее. Давайте с вами подумаем и поможем девочкам разобраться, кто из них обронил эту картинку. Давайте подарим Зое картинки, которые начинаются со звука З. Зине подарим картинки со звуком Зь. (зонт, зеркало, роза, зефир, кукуруза, заяц)

9. Физ. минутка.

Логопед.

- А теперь, ребята, давайте отдохнем:

По зоопарку мы шагаем

(маршируют на месте)

И медведя там встречали

(раскачивание туловища)

Этот мишка косолапый

Широко расставил лапы,

То одну, то вместе.

Долго топчется на месте.

(руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу).

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

(дети всматриваются вдаль, держа ладонь над бровями, повороты)

Мы лисичку обхитрим

На носочках пробежим

(бег на месте на носках).

Вот волчата спинку выгнули

(прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнули.

Но закончилась игра

Заниматься нам пора.

10. Звуко – слоговой анализ слова.

- Переходим к следующему животному. Это лебра? Нет? А кто? Зебра. Где живет это животное? Давайте с зеброй поиграем. Я назову слово, а вы замените в нем первый звук на звук З или Зь, и назовете новое слово.

Чайка-…., дубы-, болото- …. Наряд-…., вагон-…., двери-, набор-, пеленка-….

- Молодцы!

- А кто это в соседних клетках? Это тюлень, морж, белый медведь. Где живут эти животные? Кто знает, а как они приспосабливаются к суровым условиям? (У них толстый слой подкожного жира). А, что это за квадраты возле клеток? Правильно - это схемы слов. Давайте покажем гостям, как мы умеем определять положение звука в слове. Где находится зв. З, в названиях картинок в начале, середине, конце?

- Где находится зв. Зь, в названиях картинок в начале, середине, конце?

(зонт, зебра, заяц, змея, земляника, ваза, коза, корзина, газета, глаза.)

11. Развитие мышления.

Логопед.

- Сейчас мы с вами поиграем.

Д/и: «Посмотри и отгадай»

- В зоопарке много зверей. Костя, загадай какого – нибудь зверя и покажи. А мы будем отгадывать. (Ребенок изображает позой и движением задуманного зверя, остальные дети отгадывают.)

12. Итог занятия.

Логопед.

- Вот и пришла пора возвращаться, путешествие наше окончено. Садитесь в наш паровоз и поехали на свои места.

- Где мы сегодня побывали? Вспомним, каких зверей и птиц мы видели в зоопарке. Ребята, скажите, вам понравилось в зоопарке? Спасибо за занятие.

www.maam.ru

Логопедические занятия в детском саду: образец анализа, пример конспекта по ФГОС и прочее

Чем младше ребёнок, тем проще поддаются исправлению недостатки в каких-либо способностях. По статистике, 8–9% дошкольников имеют речевые нарушения. У 5% учащихся начальной школы диагностируются дефекты речи. Своевременное обращение к логопеду позволяет выявить проблему и создать оптимальную программу занятий. Речевые нарушения не должны становиться причиной неуверенности в себе или неуспеваемости в школе.

Логопедические занятия: теоретический аспект

Первые слова ребёнка вызывают восторг у родителей. Каждое речевое умение встречается радостно. Произносить различные группы звуков ребёнок учится постепенно. Взрослые редко специально обучают этому малышей, дети имитируют речь, тренируются самостоятельно. Поэтому родители иногда не задумываются о необходимости исправления детской речи, думают, что недочёты обусловлены возрастом и скоро пройдут сами собой.

В раннем детстве речевые умения формируются как имитация речи взрослых

Не все родители знают, что в большинстве детских садов есть педагог-дефектолог. Логопед — это специалист коррекционной педагогики, который диагностирует и исправляет речевые нарушения. Ошибочно мнение, что логопедические занятия показаны только детям, не выговаривающим звук [р]. Сфера коррекционной и развивающей деятельности логопеда обширна:

  • обучение правильному произношению всех звуков;
  • развитие мелкой моторики — стимулирование пальчиков активизирует работу головного мозга;
  • развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;
  • развитие фонетического слуха — различения звуков;
  • формирование и совершенствование импрессивной речи — понимания слышимого.

Обучение правильному произношению — одно из направлений работы логопеда

Первичный осмотр ребёнка логопедом происходит перед поступлением в детский сад. Он составляет заключение об уровне речевого развития и имеющихся нарушениях, фиксирует в медицинской карте. К сожалению, родители зачастую не обращают внимания на заметки этого специалиста. И причиной тому то, что логопеды в государственных поликлиниках сразу предупреждают: заниматься коррекцией будем ближе к школе, с 5 лет.

Путёвку в садик для сына мы получили, когда ему уже исполнилось 3 года. Мы решили пройти медицинскую комиссию одновременно с ним и с дочкой (1 год 10 месяцев), чтобы она пошла в группу кратковременного пребывания в том же ДОУ. В поликлинике логопед отказал в приёме дочери: «Осуществляется осмотр детей 3 лет и старше». Карту специалист заполнил только на сына, прокомментировав, что картина печальная: много звуков ребёнок произносит неправильно, какие-то и вовсе «проглатывает». В занятиях было отказано: придёте в 5 лет. Нам повезло тогда в том, что в детском саду оказался прекрасный логопед.

К замечаниям логопеда в поликлинике следует относиться серьёзно, но и паниковать не стоит — речевые нарушения корректируются

Если логопед ставит диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР)», ребёнок может быть направлен на психолого-педагогическую комиссию. Там малышу в присутствии родителя задаются вопросы общего характера («Как тебя зовут?», «Какие у тебя любимые игрушки?»), предлагается выполнить простые задания («Покажи картинки с овощами и назови их»). По результатам собеседования комиссия может подтвердить диагноз и направить ребёнка в логопедический сад или логопедическую группу.

Решением психолого-педагогической комиссии ребёнок направляется в логопедическую группу или коррекционный садик

Общеобразовательные детские сады работают по программам («Радуга», «От рождения до школы»), не учитывающим потребности детей с речевыми нарушениями. Обучение воспитанников с речевой патологией выстраивается по коррекционно-развивающим программам:

  • Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»
  • О. Киреева «Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта»
  • Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» и др.

Дети с речевыми нарушениями составляют группу риска: они хуже понимают поручения и объяснения воспитателя, испытывают сложности в формулировке ответов. Для воспитанников логопедических групп количество групповых занятий меньше, чаще занимаются в индивидуальной форме.

В логопедической группе свой темп обучения и много коррекционных занятий

Цель логопедических занятий — исправление речевых нарушений, формирование правильной и красивой речи у детей. Логопед является специалистом широкого профиля. Он подбирает упражнения для совершенствования технической стороны речи (чистоты произношения, грамматически правильного построения фраз). При этом логопед учитывает психологические особенности детей: организует занятия в игровой форме, знает об интересах воспитанников. Иногда младшие дошкольники воспринимают логопедические занятия как развлечение.

Логопедические занятия в младших группах увлекательны и проводятся с помощью игрушек-помощников

Таблица: задачи логопедических занятий

В логопедических занятиях сочетаются коррекционные методы и упражнения на общее познавательное развитие детей

Виды логопедических занятий

  1. Индивидуальные занятия считаются наиболее эффективными в преодолении речевых нарушений. В этой форме успешно устанавливается контакт и понимание между логопедом и ребёнком, застенчивые дети раскрепощаются. На занятии с одним воспитанником могут быть использованы различные техники: дидактические игры, задания на сенсорику, интеллектуальные задания в рабочей тетради, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Продолжительность и частота занятий определяется специалистом и зависит от степени тяжести нарушений артикуляционного аппарата и отставания в речевом развитии. Обычно индивидуальные занятия длятся не более 20 минут, проводятся дважды в неделю. По договорённости с логопедом родителям разрешается присутствие на занятии для ознакомления с логопедической методикой.

    В нашем детском саду нет логопедической группы для детей младше 5 лет. С 4 лет мой сын ходил на индивидуальные занятия в логопедический кабинет. Педагог настоятельно рекомендовала мне прийти на любое занятие. Это был важный опыт, потому что с выполнением специальных упражнений я знакома не была. Заниматься же сын должен был не только в понедельник и четверг у Ольги Владимировны, но и ежедневно дома по памятке. Мой совет родителям, чьи дети занимаются с логопедом, — приходите посмотреть на артикуляционные упражнения, чтобы не допустить ошибок в домашних занятиях.

    Индивидуальные занятия эффективны благодаря установлению контакта с ребёнком и возможности проводить разнообразные упражнения

  2. Подгрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими одинаковые или сходные речевые недостатки. На занятии присутствует 4–6 детей примерно одного возраста. В течение учебного года состав мини-группы меняется, поскольку степень нарушения и эффективность преодоления у детей индивидуальны. Преимущество подгрупповых занятий — в проведении совместных игр, работе с напарником. Дети развивают коммуникативную сторону речи. Для подгрупповых занятий отбираются, например, дети с такими нарушениями:
    • искажение звуков: щёчные [ш], [ж];
    • тахилалия или брадилалия: ускоренный и замедленный темпы речи;
    • фонетико-фонематическое недоразвитие: неспособность определять звуковой состав слова.

      Подгрупповые занятия дают возможность проводить совместные игры, развивать навык общения со сверстниками

  3. Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедических групп. Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Фронтальные занятия проходят несколько раз в неделю, к ним ребята готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, а после повторяют упражнения с воспитателем. Типы фронтальных занятий для логогруппы:
    • по формированию лексико-грамматических средств: обогащение словаря и формирование грамматического строя речи;
    • по формированию звукового строя речи: правильное произнесение и анализ звуков;
    • по развитию связной речи: самостоятельное построение высказываний.

      Когда моему сыну исполнилось 5 лет, нас направили на специальную комиссию, сына определили в логопедическую группу. Раз в неделю с ним занимается логопед индивидуально. Два-три занятия проводятся в составе подгруппы в логопункте. Чаще всего дети занимаются всей группой в первой половине дня. Фронтальные занятия проводит логопед или один из воспитателей с дополнительной специальностью.

      На фронтальных занятиях присутствуют все воспитанники логогруппы, выполняются задания одинаковые

Уровневая дифференциация заданий способствует выработке положительных эмоций от процесса обучения, каждый воспитанник чувствует себя успешным, справляясь с предложенным заданием. Индивидуализация заданий на фронтальных занятиях применяется, когда одни из воспитанников уже имеют успех в преодолении какого-либо недостатка. Этим детям предлагаются задания повышенного уровня сложности.

Например, фронтальное занятие в подготовительной группе посвящено анализу звукового состава слова: ребята хором произносят звуки, слоги, слова с интонационно выделенным звуком. Воспитатель делит группу на 2 команды, одна из которых будет получать более простые вопросы для коллективных ответов.

— Синяя команда, назовите согласные звуки в слове ГУСЬ ([г]! [c’]).

— Зелёная команда, назовите мягкий согласный в этом слове ([с’]).

Второе задание сложнее, потому что требует умения определять на слух твёрдость/мягкость звуков и требует достаточного развития слухового восприятия и памяти.

Реализуется индивидуально-личностный подход в играх-инсценировках на занятиях по развитию связной речи. Дети имеют общую цель — воспроизвести знакомых сюжет (обычно сказочный) при помощи диалогов. Ребята старшего возраста самостоятельно распределяют роли персонажей в соответствии с возможностями и симпатиями: «Мне хочется исполнить в сказке роль Машеньки, но сомневаюсь, что справлюсь с её словами. Лучше я сыграю медвежонка, он мне тоже нравится». Для воспитанников младшей и средней логопедических групп педагог назначает роли с учётом умений подопечных.

Логопед осуществляет регулярную диагностику интеллектуального и речевого развития, определяет склонности детей. Если ребёнок любит изодеятельность, ему чаще предлагаются задания что-то нарисовать, соединить точки, обвести трафарет и раскрасить картинку. К подобным упражнениям подбирается речевая составляющая по теме фронтального занятия. Дети, имеющие склонность к какой-либо тематике (космос, животные, принцессы, роботы), работают с любимым лексическим и наглядным материалом. Индивидуализировать задания несложно, если хорошо знаком с ребятами. Подготовка подобных заданий — показатель мастерства логопеда.

Индивидуализировать задание — значит учесть способности и интересы каждого

Мотивирующее начало логопедических занятий

Результативность коррекционно-развивающих занятий напрямую зависит от увлечённости воспитанников. У дошкольников преобладают произвольные внимание и память: они концентрируют внимание на том, что интересно, и запоминают полученную информацию. Логопедические занятия не должны стать рутинными: малоэмоциональные объяснения педагога, механическое повторение упражнений замедляют коррекционный процесс.

С первых минут дети вовлекаются в обучающий процесс. На начальном этапе занятия мотивация создаётся разнообразными методами:

  • изучение наглядных материалов (иллюстрации, мини-выставки, макеты);
  • привлечение малых форм фольклора (сказки, потешки, прибаутки, загадки по теме);
  • просмотр короткого видеоролика или презентации;
  • проведение познавательной беседы;
  • включение в игровую форму занятия;
  • создание проблемной или сюрпризной ситуации.

От степени мотивации в начале занятия во многом зависит результат всей работы

Таблица: варианты мотивирующего начала занятия для разных возрастных групп

Изучение необычных наглядных материалов создаёт положительную мотивацию к предстоящему занятию

Видео: открытое занятие учителя-логопеда с мотивирующим началом «Послание из Звукограда»

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/szsbrr7Bbq8

Читайте также — Проведение открытого логопедического занятия в детском саду.

Организация логопедических занятий

Поговорим о проведение фронтальных и подгрупповых занятий учителем-логопедом.

Логопедические занятия имеют чёткую структуру, которая немного отличается от построения занятий в общеобразовательных группах. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, синтезирует коррекционные методы и обучающие, что отражается в плане занятий:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивирующее начало.
  3. Повторение.
  4. Обучающий этап (новый материал).
  5. Закрепление.
  6. Рефлексия (выводы и впечатления).

Видео: фрагмент подгруппового логопедического занятия на закрепление материала

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/SRpf5POPlgw

На логопедическом занятии педагогом используются специальные приёмы для нормализации речевых способностей. Эти техники применяются во всех возрастных группах по принципу «от простого — к сложному».

Таблица: логопедические приёмы

На одной из консультаций для родителей логопед рассказывал о силе воздействия логосказок на способности детей и их эмоциональное состояние. Ребёнка с малых лет увлекают сказки с их волшебными героями и местами. Сын любит сказки, в которых персонажи шалят, нарушают какой-либо запрет и ищут решение возникшей проблемы. И постепенно к изучению букваря мы подключили технику логопедических сказок. Я заранее находила в сказочные тексты, где главные герои — буквы и звуки. Добавляла задания по проблемной для нас теме — произношение шипящих и сонорных согласных:

— Буква Ш пыталась освободить проход к тайной дверце. Поможем ей сдуть шарики, преграждающие путь! (Сдуваем ватные шарики со стола.)

— Кажется, в темноте кто-то есть. Ш-ш-ш-ш…

Видео: артикуляционная и дыхательная гимнастика

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/rb8b7eXPvSY

Логопедические упражнения, игры, логосказки обычно имеют сопровождение в стихотворной форме. Их содержание согласуется с темой занятия.

Картотека логопеда

Логопедические занятия планируются в течение месяца в рамках нескольких лексических тем. Каждая тема включает в себя новые слова. Это не только существительные, но и другие части речи и их формы. Если младшие дошкольники знакомятся с существительными, прилагательными и глаголами, то старшие дошкольники способны образовывать словоформы (например, уменьшительно-ласкательные слова).

Примерное распределение тем по месяцам:
  • Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела», «Мебель».
  • Октябрь: «Овощи-фрукты», «Бытовая техника, электроприборы», «Одежда», «Обувь».
  • Ноябрь: «Мебель», «Посуда», «Игрушки», «Спорт».
  • Декабрь: «Домашние животные», «Продукты питания», «Зима».
  • Январь: «Новый год», «Дикие животные», «Домашние птицы».
  • Февраль: «Дикие птицы», «Почта», «День армии», «Космос».
  • Март: «8 Марта», «Семья», «Весна», «Труд взрослых».
  • Апрель: «Город», «Транспорт», «Профессия», «Насекомые».
  • Май: «Лес», «Поле-луг», «Ягоды-грибы», «Деревья».
Видео: фронтальное занятие на тему «Овощи» в старшей группе

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/oP-oom6hG4I

Также логопедические занятия проводятся на основе народных сказок и художественных стихотворений.

Примеры тем логопедических занятий по литературным текстам:

«Муха-Цокотуха»,

«Мойдодыр»,

«Колобок»,

«Репка»,

«Айболит»,

«Буратино»

Видео: отрывок логопедического занятия «Сказочное путешествие с колобком»

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/ufOrbqLEu6w

Учитель-логопед составляет картотеки по темам занятий и направлениям коррекционной работы:

  1. Карточки с пятиминутками (комплекс сенсорных упражнений, игр, загадок, гимнастики).
  2. Мнемотаблички (памятки с картинками) для развития связной речи.
  3. Коллекция фонематических потешек.
  4. Подборка скороговорок/чистоговорок.
Фотогалерея: логопедические пятиминутки
Логопедические упражнения на лексическую тему «Профессии» Логопедические упражнения на лексическую тему «Перелётные птицы» Логопедические упражнения на лексическую тему «Зима» Логопедические упражнения на лексическую тему «Мебель» Логопедические упражнения на лексическую тему «Посуда» Логопедические упражнения на лексическую тему «Новый год» Логопедические упражнения на лексическую тему «Аквариум и его обитатели» Логопедические упражнения на лексическую тему «Насекомые» Логопедические упражнения на лексическую тему «Весна»
Фотогалерея: мнемокарточки
Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о бытовом приборе Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о дереве Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о цветке Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о домашнем животном Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о насекомом Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о предмете мебели Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о диком животном Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о посуде Последовательность картинок-подсказок для составления рассказа о фрукте или овоще
Фотогалерея: фонематические потешки
Потешка на различение фонем П-Г Потешка на различение фонем М-Л Потешка на различение фонем К-Д Потешка на различение фонем П-Т Потешка на различение фонем К-Р Потешка на различение фонем Ш-Л
Фотогалерея: скороговорки на автоматизацию звуков
Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (ч) Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (р) Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (ш) Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (ц) Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (с) Иллюстрированные скороговорки на автоматизацию звука (ж)

Таблица: примерный временной план логопедического занятия

Таблица: фрагмент конспекта логопедического занятия О. Саженковой «Сказка о том, как солнышко потеряло свои лучики» (подготовительная группа, ОНР)

На занятии создаётся проблемная ситуация, когда детям нужно выполнить задания, чтобы помочь солнышку вернуть лучики

Раздаточный материал по логопедии

В логопедическом кабинете организуется предметно-развивающая среда, в которой детям комфортно заниматься. В логопункте хранится много материалов, используемые во время занятий как фронтальных, так и индивидуальных. Предметы находятся в подписанных ящиках или контейнерах. Ребёнку позволяется взять для изучения логоматериал вне занятия (разумеется, с разрешения педагога).

Раздаточный материал для логопедических занятий делится на несколько категорий.

  • Массажные атрибуты для стимулирования рецепторов на кончиках пальцев: шарики, мячики, кольца, валики из резины и пластмассы.

    Массажные шарики и другие материалы нужны для развития мелкой моторики

  • Материалы для дыхательных упражнений: ватные и воздушные шарики, теннисные мячики, трубочки, ленточки, вертушки.

    Для дыхательных упражнений используются чаще всего различные шарики

  • Материалы по сенсорике: мелкие детали, природный материал, фурнитура, образцы ткани и т. д. Для воспитанников младшей группы подобный материал должен быть безопасным, чтобы мелкие элементы не попали в дыхательные пути.

    Материалы для развития мелкой моторики можно закрепить на карточках или дощечках, тогда их могут изучать даже самые маленькие дети

  • Дидактические игры: карточки и фигурки для выполнения заданий в развлекательной форме.

    Дидактическая игра может быть проведена во время изучения букв: «Подбери картинку на букву…»

  • Карточки и фишки для звукобуквенного анализа слова.

    Дети выполняют анализ состава слова помощью пенала и фишек для обозначения гласных и согласных звуков

Рабочая программа логопеда

Рабочая программа логопеда в детском саду составляется в соответствии с целевым ориентиром ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) — воспитание всесторонне развитой личности. При этом содержание разработки отражает положения образовательной программы, принятой в ДОУ, и программы коррекции.

Программа включает:

  • сведения о воспитанниках: возрастная категория, диагнозы (речевые дефекты);
  • Список актуальных задач;
  • календарно-тематическое планирование на год;
  • график диагностических мероприятий (беседы с воспитанниками, анкетирование, тестирование);
  • план взаимодействия с другими специалистами ДОУ: воспитателем, музыкальным руководителем, учителем физкультуры, психологом;
  • предполагаемая работа с родителями: консультации, мастер-классы.

Примерное содержание рабочей программы:

  1. Характеристика контингента воспитанников.
  2. Особенности организации деятельности логопеда.
  3. Организация предметной среды.
  4. Содержание рабочей программы.
  5. Тематическое планирование (ФФНР, ОНР (2,3) первый год.
  6. Тематическое планирование (ФФНР, ОНР (2,3) второй год.
  7. План-программа коррекционно-развивающей работы.
  8. Формирование навыков звукового анализа.
  9. Система мониторинга эффективности коррекционно-развивающего процесса.
Оксана Курбановаhttp://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-programa-583606.html

Видео: структура рабочей программы учителя-логопеда

httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/NyToUukOMAY

Анализ логопедического занятия

Анализ занятия выявляет эффективность организаторских способностей логопеда. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении занятия намечаются коррективы в методической деятельности педагога.

Протокол самоанализа:

  1. Тема занятия, её раскрытие.
  2. Цели и задачи, их реализация.
  3. Предварительная работа, была ли полезна.
  4. Оборудование и материалы, удобство использования, интерес воспитанников.
  5. Модель занятия, активность и настроение детей на каждом этапе.
  6. Коррекционно-развивающие упражнения, их эффективность.

Оценивать составляющие занятия можно при помощи балльной системы. Для этого заполняется технологическая карта.

Бланки самоанализа заполняются самим логопедом и хранятся в методической папке специалиста

Таблица: фрагменты анализа логопедического занятия

Грамотная и красивая речь является показателем развития интеллектуальных способностей. Случается, что ребёнок испытывает трудности в произнесении отдельных звуков или при построении фраз. Своевременное диагностирование речевых дефектов и занятия со специалистом помогут избежать серьёзных проблем в дальнейшем.

melkie.net

Занятия с логопедом

                                                                              История логопедии
      Логопедия уходит своими корнями в глубокую древность, в том или ином виде встречается у всех народов. Например, в трактате Ибн-Сина о врачебной науке есть информация о расстройствах речи и методах её лечения. В Индии находим эту информацию в трактатах Аюрведы и так далее — Китай, древний Восток, древний Египет, в конце концов, логопедия восходит к риторике и ораторскому искусству древней Греции. Вспомним Демосфена с его камушками во рту. А как же Русь? Многочисленные русские пословицы и поговорки о вербальных расстройствах, позволяют судить о богатстве русской речи и о важности овладения искусством говорить.        Вот какие существовали определения дефектов речи:        Пословицы русского народа о речи и языке:

Каков ум, такова и речь.

Без языка и колокол нем.

 Язык разум открывает.

Язык – телу якорь.

косноязычен,

мудьноязычный – медленноязычный,

гугнивый,

травливый

       Современная наука логопедия являясь частью педагогики напрямую связана с физиологией, невропатологией, психологией и лингвистикой.        Современные вехи логопедии:

Что сейчас является областью логопедии?
         Логопедия изучает разнообразные речевые нарушения, изучает способы их обнаружения, профилактики и устранения. Логопедия также разрабатывает методики преодоления речевых затруднений. Практически же логопедия занимается коррекцией речевых отклонений посредством обучения и воспитания.
Логопедическими нарушениями являются следующие недостатки и речевые дефекты:

В чем заключаются занятия с логопедом (дефектологом)?
           Логопед — занимается исправлением речевых недостатков.  Логопед проводя многочисленные упражнения добивается  требуемого результата – научить ребенка  говорить правильно, и не только исправляет конкретные дефекты, но и развивает речь в целом.            На логопедических занятиях по овладению дошкольником речью логопед работает над:        Логопед (дефектолог) НЕ является врачом! Логопед — это педагог, который получил узкоспециальное образование. Каждый логопед основательно знаком с детской невропатологией.        Логопедическая дефектология включает огромное разнообразие услуг, начиная от психодиагностики и исправления до развития речи (от нуля до года) и, заканчивая развитием письменных навыков (8-12 лет).
Какими качествами должен обладать логопед?
      Прежде всего — это любовь к тому, что ты делаешь, чем занимаешься, а именно, к своему поприщу и к детям. Ведь логопед дает детям путевку в жизнь. Нет ни реального общения, ни успехов в учении без вовремя сформированной речи. Поэтому логопед – это прежде всего — творческая личность, это психолог и практик общения.  Логопед должен быть общительный, настроенный на коммуникацию человек. Умение мысленно ставить себя на место другого человека, так же является важным. Специалист должен уметь проникнуть во внутренний мир малыша, услышать и выслушать.
Что делать, если у вашего ребенка есть речевые проблемы?
     Главным и решающим фактором является ранняя помощь. Профессиональный логопед оценит масштаб проблемы и поможет выяснить, какие именно речевые проблемы у вашего ребенка. Большинство обращений родителей к логопеду являются своевременными, и занятия для большинства детей с нарушениями речи, приносят положительный результат.
Какие звоночки сигнализируют о речевой проблеме ребенка?
Основные причинные факторы нарушений речи разделяют на три основные группы: Органические Функциональные

Психоневрологические

Диагностика нарушений речи ребенка
       В начале 21 века опять остро встали проблемы нарушения речи у детей. Очень  часто  педагогические  комиссии  выдают  заключение: ЗПР. Тут надо помнить, что самые  главные педагоги  ребенка – это его родители, бабушки и дедушки, вообще, — семья. Родные люди  могут очень  много  сделать для нормального развития своих детей. Заниматься с  детьми нужно ежедневно, нужно выполнять  все предписания логопеда. Главное — это регулярность, и результаты не заставят ждать.
Пальчиковые игры для малышей
       С ребенком надо говорить просто и понятно. Никаких сложных предложений. Важно чтобы ребенок все время видел ваше лицо. Нужно чтобы ребенок мог более ярко видеть движения губ, языка.       Разговаривать только о происходящем в настоящем времени. Комментировать свои поступки и поступки ребенка. А так же его чувства и переживания.  Например, «Леночка, тебе грустно? Да?» .       Пусть ребенок проявляет инициативу. Если он взял что-то в руки или посмотрел на предмет — озвучивайте то, что заинтересовало его.       Общаясь с малышом, не «ломайте язык», не сюсюкайтесь, а разговаривайте с ним нормальным языком.      Есть ещё такой способ: повторять звуки, сказанные малышом, дополняя их полноценным словом, например: « — Ку..у…! — Кушать! Ты хочешь кушать?»       Применяйте альтернативный метод. Спросите ребенка не «Ты будешь кушать?», а: «Ты будешь кашу или пюре?».        Известно, что тонкая моторика рук и речевая моторика напрямую взаимосвязаны. И, если у малыша плохо развита мелкая моторика, то и вербальное развитие будет иметь значительные погрешности. Необходимо развивать мелкую моторику рук, что отлично скажется на развитии речи.  Не зря с самого рождения малыша всем известная  ворона: «этому дала, Этому дала, этому дала, этому дала, А этому не дала: Наверняка все помнят и каждый неоднократно массировал малышу ладошку и загибал пальцы. Таких поговорок, которые сочетают речь и движения — множество. Они очень полезны. Если вы хотите дать мощный толчок для улучшения речи своего чада, применяйте тактильные игры для пальцев и ладошек. Это поможет вашему карапузу стать завидным «болтуном».       Читайте много и часто детских стихов, не забывайте делать в конце паузу, чтобы ребенок самостоятельно досказал слово: Зайку бросила хозяйка —

Под дождем остался … (зайка).»

      Читайте ребенку стихи, когда используются ритмичные движения, например, когда катаете его на качелях, укачиваете спать, и т.д. Замечательно работает: читать стихи и под этот ритм покачивать малыша.
Логопедические занятия в Москве
       Детский логопед в Москве — очень востребованная профессия и, в то же время, выбор таких специалистов велик, но не всякий логопед способен ответственно и со знанием дела подойти к решению проблемы ребенка, особенно, если ребенок имеет нешуточный диагноз, такой как ДЦП, аутизм, синдром Дауна и др.        В АНО «Вместе весело шагать» работают высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития.        Наши специалисты самосовершенствуются, получают дополнительное образование, участвуют в семинарах, проходят современные курсы по новейшим методикам в логопедии.       Часто родители интересуются, с какого возраста можно начинать делать логопедический массаж? Отвечаем. Такой массаж можно делать с рождения. Но, специалист должен иметь необходимое образование, сертификаты и опыт.        Имеются противопоказания, о которых необходимо уточнить у специалиста.        Логомассаж показан детям, страдающими речевыми расстройствами. Его используют в комплексе с коррекционной работой. Благодаря такому массажу, удается снять спастику лицевых мышц и языка при гипертонусе или, наоборот, привести в нормальное состояние при гипотонусе.        В том и в другом случае виды и методики массажа отличаются друг от друга. Массаж бывает укрепляющий или расслабляющий, он может быть точечным, аппаратным (зонд, шпатель, соска, зубная щетка и т. д.). Специалист- логопед определит, какой вид массажа лучше использовать для вашего ребенка.        Длительность и периодичность процедуры определит специалист. Кроме логопеда такую процедуру может проводить дефектолог, медицинский работник и сами родители (пройдя предварительное обучение у специалиста).        Логомассаж сам по себе не доставляет болезненных ощущений, но в момент массажирования языка и мышц ротовой полости, малыш может испытывать дискомфорт. Если ребенок капризничает, кричит, перевозбужден, лучше отменить массаж до нормализации его эмоционального состояния. Логопед — КАПЛИН СЕРГЕЙ Дефектолог-олигофренопедагог — КУВАЛКИНА ЕЛЕНА
Запишитесь по тел: +7 925 911 2215

inclusivekids.ru


Смотрите также