Занимательная математика для дошкольников


Математика для дошкольников

Приветствую всех читателей моего блога. Математика для дошкольников – понятие очень обширное. Давайте сначала поговорим об этапах развития дошколят, поймем какие занятия подходят под каждый возраст. Затем я поделюсь с вами несколькими занимательными заданиями, которые легко подготовить своими руками. Поделюсь замечательной математической игрой, которую вы можете скачать. И дам свой отзыв о тетрадях с примерами, по которым занимается мой ребенок.

Все фотографии в статье увеличиваются при клике на них

Возраст дошкольников конечно разный, да и возможности в математике у малыша трех лет будут сильно отличаться от пятилетки. Всё, что будет описано в данной статье, вы сможете изменить под уровень своего ребенка.

Занимательная математика для дошкольников

Все родители знают, что чем интересней проходит обучение, тем больше ребенок из него осознает. Математика не всем дается одинаково легко, поэтому именно в этом предмете стоит уделить внимание интерактивным занятиям. Не важно если это будут игры, задачи, логические задания, нужно постараться, чтобы они проходили в интересной для дошкольника форме. Чтобы настроить малыша на занятие можно провести с ним веселую физкультминутку.

Занимательная игра – Готовим оладушки

Начну с игры, которая имела большой успех у моего сына, сейчас ему 4 года 11 месяцев. На подготовку материала у меня ушло 10 минут.

Мне понадобилось:

  • Плотный картон;
  • маркер;
  • ножницы;
  • предмет помогающий нарисовать круг;
  • кухонная лопатка.

Я взяла лист картона от коробки, который разрезала на круги. Это наши оладушки, я даже позолотила их края маркером . На лицевой стороне написала примеры, а на обратной стороне ответы. Ребенку предлагается приготовить маме вкусные оладушки, но вкусными они будут только если он назовет правильный ответ.

Я была активным участником этой занимательной игры по математике и конечно же бурно реагировала на качество приготовленных оладий . Скажу, что наблюдая за ребенком, я осознала еще один навык, который здесь отрабатывается. Не сразу получилось у моего дошкольника перевернуть оладушки кухонной лопаткой. Будьте уверены, что в этой веселой игре развивается и координация движений.

После того как все оладушки были готовы, Александр решил продолжить игру по своим правилам. Он взял оставшуюся часть коробки и сообщил мне, что это моя тарелка. Аккуратно кухонной лопаткой, ребенок перенес все оладушки на воображаемую тарелку. Затем маме нужно было их кушать. Вот тут-то я и познала память моего сына! Он предлагал попробовать каждый кружок называя его разным именем.

– Мама, это кулебяка с рисом, мясом и чуть-чуть жаренного лучка. А это ромовая баба с шоколадной подливкой.

И так со всеми 12 кружками, которые мне предлагалось отведать . Интересно вот что – ребенок никогда не ел тех блюд, которые называл. О них он узнал из прочитанных нами книг и из занятий по английскому или французскому языку.

Занимательные занятия на математической доске

Увидев в Ютубе вот это видео, мне очень захотелось сделать нечто подобное, и я не ошиблась! Мой сын воспринял подобную математику очень занимательной.

У меня в наличии была досточка, которая покупалась для работы с пластилином, но не использовалась по назначению. Ее цвет коричневый и я решила не красить черной краской. Подготовка игры составила 5 минут.

Мне потребовалось:

  • Тонкая досточка;
  • молоток;
  • канцелярские гвоздики;
  • мелок;
  • канцелярские резинки.

Как видно на фотографии, пользовались мы этой доской много, много раз. Поначалу я писала примеры только на сложение, затем только на вычитание, потом стала их чередовать.

Математика для дошкольников с досточкой, как и с игрой в оладушки имеет огромный потенциал. В обоих случаях мама может написать примеры по уровню знаний собственного ребенка. Доску можно легко использовать с двумя детьми – стер, написал для второго. Помимо математических способностей тренируем мелкую моторику с резиночками и гвоздиками . А самое главное, что обучение проходит в занимательной форме и ребенок получает от него удовольствие.

Занимательные задачи – Собери цветок

Мой сын очень любит канцелярские гвоздики. Сделав доску, описанную выше, я поняла, что интерес ребенка будет еще больше, если ему самому придется втыкать гвоздики. Уже имея практику подобных занятий, я взяла кусок пенопласта, в нем не остаются следы от острия и можно использовать множество раз. На изготовление материала ушло 15 минут.

Мне потребовалось:

  • Цветная бумага;
  • кусок пенопласта;
  • канцелярские гвоздики;
  • синельная проволока;
  • горячий пистолет;
  • маркер,
  • рукавица для натирания машины (можно обойтись цветной бумагой).

На момент занятия у нас были подготовлены сердцевинки 80, 90 и 100. Ребенку предлагается одна сердцевинка и множество лепестков и листиков. Дошкольник вполне способен найти примеры, ответом которых будет номер написанный в центре. Таким образом он собирает цветок.

Для занимательных задач можно делать лепестки на сложение, вычитание, в будущем я планирую делать на умножение и деление. Тут все зависит от уровня дошкольника в математике.

Вот готовый цветок, который легко разбирается и можно собирать следующий. Я дополняю номера по мере возможности и храню все бумажные части в zip пакете.

Наша математика для дошкольников в играх описана в отдельной статье. Очень советую прочитать о подвижных и настольных играх.

Вспомогательный материал для таблицы Зайцева

Многие пользуются таблицей Зайцева и наступает момент, когда родителю уже отказывает фантазия в ее занимательном использовании. У нас появилась, правда ненадолго, вспомогательная таблица. На ее изготовление у меня ушло 10 минут.

Мне понадобилось:

  • Лист цветной бумаги;
  • маркер;
  • линейка;
  • ножницы;
  • ламинатор (можно взять картон, тогда ламинатор не понадобится).

Измерив размер отсеков на таблице Зайцева, я начертила пять прямоугольников. Середина остается открытой. Номера слева, справа, вверху и внизу открываются в виде окошек. Ребенку предлагается, поставить открытое окошко на любое выбранное им число, и постараться посчитать какие числа находятся в остальных четырех окошках.

У меня была идея, на следующий день сделать такую же занимательную таблицу, только с номерами -2, +2, -20, +20. Мне понадобилось бы перевернуть лист цветной бумаги горизонтально, чтобы уместить окошки. Но делать этого не пришлось, так как Александр заявил:

– Мама, это глупая игра!

Вот какую тенденцию я наблюдаю в течении последних месяцев. Мой сын очень любит мультики, которые он смотрел будучи малышом и с удовольствием их пересматривает. Он любит книжки, которые мы читали пару лет назад и периодически просит их перечитать. Даже игрушки для малышей привлекают внимание Александра, он может спросить, где его пирамидка, так как хочет ее собрать. Но! Если в математике я даю моему дошкольнику задания, которые он с легкостью выполняет, то они ему неинтересны. Вот и под глупой игрой он подразумевал “Мама, ну что тут считать!”.

Тем не менее, думаю, что некоторым родителям идея понравится, и они смогут разнообразить занятия по таблице Зайцева со своими детками.

Математика для дошкольников – скачать игру

Мой сын принес из лицея, где он учится, настольную игру. Это были малюсенькие карточки, нарисованные от руки, по всей видимости воспитателями. Но смысл игры мне очень понравился и я решила сделать ее хорошего качества для моих подписчиков.

Если вы таковыми не являетесь, то подпишитесь пожалуйста в правой колонке блога или скачивайте сразу, тогда система внесет вас в список таковых автоматически. Скачать можно абсолютно бесплатно введя ниже свои данные:

Ознакомьтесь: Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение на блоге

Условия игры

Здесь тренируется определение количества в пределах десятка на глаз. Дошкольники должны четко понимать что такое больше и меньше. Данная игра позволят определять это до автоматизма.

Примеры для дошкольников по математике

Математика для дошкольников может быть в играх, как я описала это выше. Но порой времени у работающей мамы совсем нет. Это правда жизни и от нее никуда не убежишь. Поэтому этим летом я чередовала занимательные занятия с тетрадями. Всем нам известно, что дети по разному относятся к готовым пособиям. Мой сын очень хорошо воспринимает рабочие тетради Кумон, он прекрасно занимался по ним когда учился определять время на часах и сейчас, когда считал примеры по математике.

Примеры на сложение – уровень 1

В начале рабочей тетради ребенку предлагается соотнести количество точек с числом и написать номера от 0 до 10. Александру было неинтересно на этих страницах, поэтому мы перешли дальше.

На первом уровне работа идет в пределах двух десятков. Ребенку предлагается прибавлять по 1, по 2 и так далее. Даются примеры по математике в порядке возрастания и вперемешку, что дает ощущение уверенности начинающим и стимул в продвижении дальше.

Приобрести эту рабочую тетрадь можно в Лабиринт

Примеры на вычитание – уровень 1

В тетрадях первого уровня по вычитанию, также даются поля, где нужно заполнить клетки цифрами от 0 до 10. Постепенно, начиная с единицы, ребенок входит в мир вычитания.

Александру не терпелось дойти до конца тетради, ему хотелось решать более сложные примеры. Поэтому по собственной инициативе он проходил по два-три урока в день. Что мне давало примерно 30 минут времени спокойной работы.

Приобрести эту рабочую тетрадь можно в Лабиринт

Примеры по математике на сложение – уровень 2

Математика для дошкольников по методике Кумон, на втором уровне сложения представлена в виде столбиков. Мы уже проходили это с Александром полгода назад, и хотя тема знакома, ребенок воспринял ее с бОльшим интересом из-за повышения сложности.

Пролистав тетрадь до конца, Александр сразу показал мне с каких страниц он хотел бы начать. Договорились, что до них нужно дойти, решив все по порядку. Вот такие примеры привлекают моего сына, они находятся на последних страницах второго уровня.

Приобрести эту рабочую тетрадь можно в Лабиринт

Примеры по математике на вычитание – уровень 2

Моему ребенку оказалась очень важна оценка за проделанную работу. Хотя он и проходил два-три урока по собственному желанию, но после окончания каждого из них прибегал ко мне, чтобы я проверила и поставила ему баллы. Стоял и нервно дышал мне в ухо, наблюдая как я считаю. Так что подсчет баллов в методике Кумон, оказался для Александра неким стимулом, где он мог убедиться в своих возможностях.

Рабочая тетрадь Кумон второго уровня начинается легкими примерами в виде повторения.

В конце пособия, как и со сложением, даются примеры с большими цифрами. А вся середина тетради, 3/4 ее занимают примеры в столбик.

Приобрести эту рабочую тетрадь можно в Лабиринт

Третий уровень будет описан мною позже, после того как мы начнем по нему работать. Скажу сразу, что в него входит умножение и деление. Немного рискованный путь в подаче школьного материла дошкольнику, но меня успокаивают две вещи:

  1. Не вижу смысла держать ребенка вдали от того что его интересует.
  2.  Сын учится в лицее, где есть возможность получать задания по уровню знаний.

Итак, мы сегодня с вами смогли увидеть, что математика для дошкольников может быть интерактивной в виде игр, и по готовым пособиям. Независимо от того какой путь вы выберете, главное, чтобы занятия нравились вам и ребенку.

Вам также понравится:

Игра на деление при изучении биологии Мой отзыв о математическом лэпбуке Игры с палочками Кюизенера Выучить умножение в интересных играх

www.millionairekids.ru

Математика для дошкольников: примеры, лучшие задания

Рейтинг: 5/5 (1)

Начинать познавать основы математики дома – это залог дальнейшей удачной учебы ребенка. Прейдя в первый класс, он или она уже будут знакомы с основами и с легкостью освоят более глубокие знания. Сегодня мы поговорим о том, какие задания по математике подойдут для дошкольников, и как родителям правильно организовать это познавательное время.

Как организовать занятие

Почему необходима такая подготовка? Родителям важно подготовить познавательный процесс таким образом, чтобы у ребенка появился интерес к новым знаниям, и в дальнейшем этот интерес мог бы развиваться и возрастать. Ведь так часто бывает, что малыш загорелся чем-то в начале, а постепенно интерес к игре или какому-нибудь процессу пропадает. Итак, как же нужно подготовиться?

  • Каждый ребенок индивидуален, поэтому нужно учитывать, на каком этапе развития он находится, и подбирать соответствующие упражнения.
  • Помните о том, что удержать внимание на протяжении 50 минут многим ребятам трудно, поэтому подбирая программу, учитывайте этот фактор. Также не нужно заставлять ребенка продолжать обучение, если он устал, иначе у него может пропасть интерес к дальнейшим занятиям.
  • Обязательно подбирайте программу обучения с учетом интересов вашего малыша.
  • Очень важно дать дошкольнику подумать, а не сразу давать правильный ответ. Если вы будете злоупотреблять подсказками, ребенок не будет стремиться мыслить. Предложите ему или ей посмотреть на задачу с разных сторон, предложить варианты решений. Ребенок не должен бояться ошибиться, поэтому не ругайте его за неправильные ответы, а поощряйте и предлагайте еще раз хорошо подумать.

  • Старайтесь каждое занятие разнообразить чем-то интересным, используйте различные игры по математике для дошкольников, это очень нравится детям. Еще можно применять картинки, интересные и развивающие видео и другие различные наглядные средства информации.
  • Если вы видите, что малыш уже достаточно хорошо знает определенный уровень, усложняйте задания, должно происходить постепенное развитие.
  • Не разрывайте знания и жизнь, малыш должен понять, что все, что вы ему предлагаете, пригодится ему, ведь этими знаниями мы пользуемся каждый день. Можно даже выбирать соответствующие задачи и упражнения.
  • Прививайте своему крохе такое качество как самостоятельность. Пусть он попробует сам разобраться с условием и возможным решением.
  • Поддерживайте и хвалите. Это так необходимо, ведь каждому приятно, когда его хвалят, особенно детям.

Сегодня можно найти огромное разнообразие занятий, которые помогут ребенку освоить такую интересную и нужную науку. Это задачи для дошкольников по математике, различные игры, веселые головоломки, упражнения с фигурами и счетом. Все это должно способствовать:

  • Pазвитию быстрой реакции;
  • Aормированию логического мышления;
  • Aормированию у ребенка нестандартных решений и находчивости;
  • Pазвитию воображения.

И конечно, не стоит забывать, что подбирать упражнения нужно, исходя из уровня развития вашего малыша.

Математические игры

Математические игры должны быть составлены таким образом, чтобы дошкольник мог учиться анализировать то, что ему предложено в условии, и логически мыслить. Предлагаем вашему вниманию примеры нескольких очень простых, но действенных упражнений по математике для дошкольников.

  • «Определить последовательность чисел». Для этого понадобятся небольшие карточки с цифрами от 1 до 10. Их просто нужно перемешать, разложить и предложить ребенку, чтобы он по порядку сложил предложенные числа.
  • «Сосчитать предметы». Малышу предлагаются карточки, на которых изображены животные и другие предметы в разном количестве и рядом предложены несколько цифр. Ему или ей необходимо сосчитать, сколько чего нарисовано, и обвести правильную цифру. Такие задания развивают еще и внимание

  • Есть еще одна очень интересная игра. Ребенку предлагаются картинки, на которых нарисованы «божьи коровки», которые потеряли свои пятнышки. Рядом с каждой картинкой написано число, это количество пятнышек, которые необходимо дорисовать на спинке насекомого. Малышу можно предложить разноцветные карандаши, ручки или фломастеры и познание основ математики превратится в очень интересное занятие. Вместо «божьих коровок» можно использовать другие картинки, которые необходимо дополнить какими-то элементами.

Для дошкольников постарше можно использовать следующие варианты заданий.

  • «Сравнения». Будущему первокласснику предлагаются два числа, и он должен их сравнить (что больше, а что меньше).
  • «Примеры». Ребенку выдаются бланки, на которых нарисованы различные предметы и соответствующие примеры. Он должен найти правильный пример к каждой картинке.

Задания на смекалку

Такие упражнения предлагают детям старшего дошкольного возраста и наиболее распространенными считаются задачи с геометрическими фигурами. Ребенку предлагаются фигуры, сложенные из специальных палочек и он должен преобразовать их в другие геометрические формы.

Можно использовать следующие задачи
  • «Складывание предметов по картинке». Дошкольнику выдаются палочки и специальные бланки, на которых нарисованы различные предметы, например дом, флаг, звезда и др. Ориентируясь по этим картинкам, он должен собрать из палочек соответствующие фигуры.

  • «Преобразования». Такая задачка заключается в том, чтобы предложить ребенку определенную фигуру из палочек, и он должен из нее получить другую фигуру или предмет, путем удаления палочек или перемены их мест.

  • «Сосчитать фигуры». Дошкольнику предлагается изображение со сложными фигурами и ему необходимо определить, сколько на картинке треугольников, кругов или других форм, из которых состоит предложенный вариант.

Развлекательные упражнения

  • Занятия такого рода отлично подойдут для разминки, т.е. перед началом занятия. Такая умственная гимнастика подготавливает ребенка к предстоящей работе и заинтересовывает. Можно использовать математические загадки, задачи-шутки или интересные и веселые вопросы.
  • Подбирайте красочный и необычный материал, который бы заинтересовал внимание вашего крохи.
  • Поощряйте своих крох за правильные ответы и не ругайте за неправильные. Без ошибок не бывает крупных побед.
  • Старайтесь, чтобы ребенок сам попытался найти ответ, он должен научиться мыслить.
  • Активно участвуйте вместе с ним в этом увлекательном процессе познания, обговаривайте каждый пройденный урок и будьте внимательны к тому, что вашему гению наиболее интересно.

Предлагаем вашему вниманию интересное видео, в котором представлены задания по математике для дошкольников, в возрасте 5, 6, 7 лет. Такие задания помогут не только научиться счету, но ребенок также сможет познакомиться с основными фигурами и цветами.

Существует огромное количество различных программ, благодаря которым малыш может с легкостью научиться считать и логически мыслить.

  • Ментальная математика считается прогрессирующей методикой обучения, с которой знакомы уже достаточно много детей, поэтому мы предлагаем вам также ознакомиться с такой интересной информацией.
  • Любознательные родители могут также узнать о том, что должен уметь ребенок в 5-6 лет и проанализировать, что получается у вашего крохи, а чему нужно уделить больше внимания.

А как у вашего малыша обстоят дела с математикой? Какие методики изучения вы использовали. Делитесь своими историями в комментариях и пишите советы, которые могли бы помочь другим мамам правильно организовать процесс познания своему ребенку. И обязательно оставляйте ваши отзывы о полученной информации.

www.beremennost-po-nedeliam.com

«Занимательная математика для детей дошкольного возраста»

Гозель Шпарова «Занимательная математика для детей дошкольного возраста»

Б.  паскаль:
Предмет математики настолько серьёзен, что надо

не упускать случая, сделать его занимательным.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к, компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему это скучно?

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая спо-собна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Народная мудрость создала игру, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения.

Игры дают хороший результат лишь в том случае, если ясно представляешь, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности проведения этих занятий на ступени раннего детства. Психологами и педагогами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - мертвый груз. Здесь можно выделить работы Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. С. Рубинштейна и др.

Занимательность может быть задана необычайной формой обучения. Надо только найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать. Получая пищу для своего ума, ребенок охотно участвует в занятиях, ждет их, радуется им.

С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.

Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математическим основам А. А. Смоленцева, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова В. П. Новикова и др. предлагают игры особого рода.

Исходя из логики действий, осуществляющих решающими детьми, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры, развивающие (дидактические) игры и упражнения.

В работе со старшими дошкольниками можно использовать игры по всем разделам программы, например такие: «Найди различие», «Преобразование одной фигуры в другую», «Покажи свечи по порядку», «Что лишнее?», «Изменение количество квадратов в фигуре», «На каком рисунке больше треугольников?», «Какого шара не хватает?», «Чья тень нарисована слева?», «Какой знак лишний?», «Запомни и построй», лабиринты, ребусы, графические диктанты.

Во время консультаций для родителей важно научить их организовывать игры с детьми дома.

Обращаем внимание на соблюдение следующих рекомендаций:

Разнообразие заданий помогает поддержать интерес к игре.

Чем больше дети сами будут придумывать вопросы, и выполнять задания товарищей, тем полнее станут их представления о математических понятиях.

Загадки и задания не должны повторяться.

Вопросы должны быть просты и лаконичны.

Желательно использовать в занимательных заданиях художественное слово.

В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

www.maam.ru

Конспект занятия для дошкольников "Занимательная математика"

Иванова Анна Ивановна, учитель начальных классов МБОУ г. Иркутска СОШ №37

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать умение находить место числа в ряду, называть соседей числа, считать до 10 и обратно;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;

Развивающие:

Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;

Развивать мыслительные операции, внимание, логику, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине;

Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Воспитательные:

воспитывать познавательный интерес к математике.

Материалы:

Цифровой ряд 1-10, демонстрационный набор геометрических фигур, листы бумаги, индивидуальные пеналы с набором цифр и геометрических фигур, презентация.

Ход занятия:

Организационный момент

Дети все вместе становятся в круг.

Учитель:

«В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

- Ребята, нам прислали письмо. От кого же оно? (На конверте изображение Бабы-Яги). В нем написано, что мы должны изготовить для нее волшебные платочки, а она взамен даст нам волшебный клубок ниток, с помощью которого мы и отправимся в путешествие.

Вы хотите отправиться в путешествие? Тогда нам скорее надо сделать волшебные платочки.

Дети проходят на свои места.

Ориентировка на листе бумаги

- Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит волшебный платочек (лист бумаги). Для того чтобы наши платочки стали волшебными, мы должны их правильно украсить. Итак:

Круг – посредине,

квадрат – в правый верхний угол

прямоугольник – в левый верхний угол,

треугольник – в правый нижний угол,

овал – в левый нижний угол.

- Проверьте себя. (Выставляется образец) – слайд 2

- Посмотри, Баба-Яга, какие красивые платочки мы изготовили. Подари нам пожалуйста волшебный клубочек. А вот и волшебный клубочек ниток.

Итак, приготовились, глазки закрыли, сосчитали до 10. Вот мы и очутились в математическом королевстве .

СЛАЙД 3

Загадки о цифрах

ЗАГАДКИ ПРО ЦИФРЫ

Скачет мячик по страницам.Ищет он свою сестрицу,Что имеет вид кольца -Без начала и конца.(ноль)

Стоит она среди листаОдна, когда тетрадь пуста.Задрав свой нос до потолка,Она бранит ученика.И словно цапля средь болотОна за лень его клюет.Хоть у нее одна ногаОна стройна, горда, строга.Ни журавль то, ни синица.А всего лишь...(единица)Что скользит по светлой гладиУченической тетрадиБелым лебедем прекрасным,Ставшим от позора краснымЗа бездельника, плутишкуНепослушного мальчишку?То, за что его ругаютИ конфет в обед лишают. С легким росчерком пераПоявилась цифра...(двойка) Эта цифра просто чудо.У нее родня повсюду.Даже в алфавите есть У нее сестра-близнец.(три)

То ли цифра, то ли вилка,То ли двух дорог развилка.В ученической тетрадиЗнаю точно - все ей рады.(четыре)Смотрит мама с нетерпеньемНа страницы дневника.Ждет заветную оценку У сынка-озорника.Но опять одни четверки.Нет красавицы...(пятерки)

Глядела цифра в зеркалоИ о сестре мечтала.И получила двойника.Как капелька водицыСестра похожа на нее.Да только вниз косица.(шесть и девять)

Вьется по ветру коса,А средь спинки полоса.(семь)Цифра с виду как игрушка Неваляшка-погремушка.Не удариться ей о земь.Всем понятно - это...(восемь)СЛАЙД 4 (СОСЕДИ ЧИСЛА)

…6…

…4…

…8…

…5…

…3…

СЛАЙД 5 – ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Знание геометрических фигур и их основных признаков

- Что здесь изображено? (Геометрические фигуры). Назовите их.

- Что вы знаете о квадрате? (У квадрата четыре прямых угла и четыре равных стороны, о круге и т. д.).

- Откройте свои пеналы с геометрическими фигурами, выложим ряд, будьте внимательны

- Поставьте первым - квадрат, вторым треугольник, третий – Овал, четвертым -прямоугольник, пятым – круг, шестым – ромб.

- Какой по счету овал? Треугольник?

- Посмотрите внимательно на фигуры, чем они отличаются? (Формой, цветом, размером). Молодцы, вы были внимательны.

СЛАЙД 6 – ЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

- Вам КОЩЕЙ приготовил сложное задание.

Подведение итогов.Рефлексия.

СЛАЙД 7 – БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН!!!

- Собери гусеницу. Вставь пропущенные числа.

- Ребята, какие вы молодцы!

РЕФЛЕКСИЯ

Понравилось вам путешествие?

Кто вам дал волшебный клубочек?

Приходите к нам еще. Будем вас ждать с нетерпением.

infourok.ru

Занимательная математика для дошкольников: подготовка к школе в форме игры

Одним из необходимых элементов подготовки ребенка к школе являются занятия по математике. Родителям может показаться, что это сложный, неинтересный малышу предмет, но в действительности математика для дошкольников может быть занимательной. Все зависит от того, как вы организуете процесс обучения.

Чтобы вам было удобно, вы можете просмотреть готовые методики математического развития, которые применяют в детских садах. Таким образом, у вас будет возможность развивать математические способности ребенка одновременно с образовательным учреждением. Это важно, так как на данном этапе закладывается база знаний, которые понадобятся малышу, когда он пойдет в школу.

Необходимо знать, что обучение математике не сводится только к освоению арифметики. В него входят упражнения на развитие логики, смекалки и мышления. Сложность занятий определяется возрастной группой, а формой проведения занятий должна быть игра.

Знакомство с математикой младших и средних дошкольников

Малыш в 3 года, скорее всего, еще не знает, как пишутся цифры, поэтому знакомство с арифметикой стоит проводить с различными предметами, игрушками, фруктами или посудой. В этот период ребенок начинает запоминать цифры и учиться считать.

Вы можете приобрести магнитные цифры и распечатать картинки с различными изображениями. На холодильник или доску прикрепите цифру 1, а напротив – картинку с предметом в данном количестве (например, один апельсин). Постепенно добавляйте новые значения. Так ребенок намного быстрее запомнит написание цифр.

К 4-5 годам ребенок может оперировать некоторыми цифрами и считает до 10, поэтому игры можно усложнять, давая более сложные задачи. Рассмотрите следующие примеры игр.

  • «Код от холодильника». Расскажите малышу историю, что вы забыли код от холодильника и теперь он не работает, а чтобы его открыть, нужно сопоставить цифры с количеством предметов на картинке. Для начала расставьте цифры по порядку от 1 до 3, а картинке разбросайте. Затем увеличивайте количество, пока не дойдете до 10.
  • «Сколько предметов изображено?». Распечатайте изображения с разным количеством животных или насекомых и попросите ребенка посчитать их. Когда он ответит, пусть обведет нужную цифру карандашом.
  • «Несложный счет». Начинайте учить дошкольника вычитать и прибавлять. Положите перед ним несколько предметов и попросите посчитать, именно указывая пальцем. Затем одну или две штуки уберите и попросите посчитать еще раз. Проделайте то же самое и со сложением.

Занимательная математика подразумевает заинтересованность ребенка в занятии, поэтому если малыш по какой-то причине заниматься не хочет, перенесите игру-урок на другое время, иначе существенного результата не будет.

Игры для старших дошкольников

Когда дети познакомились с элементарными представлениями о счете, можно активно развивать знания. Задания по математике в этот период уже намного сложнее и больше напоминают настоящие примеры, чем игру, но все же необходимо стараться обыгрывать занятия.

  • Продолжайте использовать картинки с предметами и цифрами. Можете показать ребенку пример: возьмите картинку с 3 медвежатами и с 2, между ними поставьте знак плюс, а после равно, и попросите малыша сказать, сколько всего получится медвежат, если к 3 придут в гости еще двое. Пусть сначала он считает пальчиками, но постепенно ему будет достаточно просто видеть картинки. Это простое упражнение поможет быстро научить ребенка решать примеры.
  • Также предлагайте малышу игры с разными видами предметов. Он должен научиться понимать, что если сложить 3 стула и 4 стола, то получится 7 предметов, но столов по-прежнему останется 4, а стульев 3. То же самое с вычитанием.
  • Изучайте смежные цифры (которые стоят рядом). Всегда старайтесь ассоциировать значения с какими-то конкретными предметами, так как маленькие дети плохо воспринимают их последовательность (говорите: пять ракушек, меньше пяти ракушек – четыре ракушки и т. п.).
  • Обратный счет. Это довольно сложное для ребенка упражнение, поэтому необходимо максимально использовать воображение. Например: «К Алеше в гости собирался приехать друг Коля. Перед приездом Коля позвонил Леше и попросил встретить его на железнодорожном вокзале. Номер вагона, в котором ехал Коля – 6. Но когда поезд подъехал, Алеша увидел, что цифры на некоторых вагонах стерты. Алеше нужно было понять, где же нужный вагон!»

Заранее вырежьте из картона небольшие прямоугольники, а цифры на них напишите в обратном порядке и с пропусками. 8-7-?-5-4-? Спросите малыша: «Какая цифра идет после пяти? А после шести? Значит перед цифрой семь идет 6?» Старшим дошкольникам уже можно предлагать логические игры и задачи на смекалку, совмещать их с занятиями по геометрии.

  • Используйте счетные палочки. Вы можете начать с составления простых фигур, таких как квадрат, треугольник, ромб, а затем включать звезду, многоугольник, дом, забор и т. п. Попросите малыша назвать фигуру и посчитать, сколько палочек нужно для ее построения. Уберите 3 палочки и спросите: «Сколько еще осталось?», из трех освободившихся палочек попросите собрать фигуру (треугольник).
  • Упражнение на внимательность и логику. «На столе стоят пять стаканов. В них налита вода. Если из двух стаканов вылить воду, сколько стаканов останется на столе?»
  • Современные технологии позволяют использовать на занятиях различные мультфильмы и презентации. Яркие и красочные сюжеты будут прекрасным дополнением к вашим занятиям. Только не делайте слишком большие презентации: 5-6 слайдов будет вполне достаточно. Мультфильмы отбирайте заранее, учитывая знания и готовность ребенка, чтобы ему было понятно и интересно их смотреть.

Многие не придают должного значения подготовке малыша к школе в домашних условиях, ведь в детских садах их обучают всему необходимому. Но именно домашнее обучение закладывает необходимое зерно дальнейшего развития ребенка и помогает направить  его энергию в нужное русло. Чтобы понимать математику в школе, нужно закрепить определенные навыки  и умения еще в дошкольном возрасте, тогда ребенок не будет отставать от сверстников. Поэтому родителям  не следует обходить занятия по математике для дошкольников стороной, ведь она может быть доступной и очень занимательной.

Текст

razvivashka.online


Смотрите также