Вводное занятие по развитию речи для детей 5 лет знакомство


Конспект занятия для детей 5-7 лет "Знакомство"

Конспект занятия.

«Знакомство».

Молочникова Елена Александровна.

Для дошкольников 5-6 лет.

Занятие комплексное.

Данное занятие может представлять собой начало цикла занятий общеразвивающей программы. Может использоваться в вводном блоке развивающих программ, позволяя в игровой форме ориентировать детей на занятия, принимая правила работы и эффективно реализовывать другие поставленные цели.

Цель – подготовить новую группу дошкольников 5-6 лет для эффективной последующей реализации общеразвивающей программы.

Задачи:

  1. организовать знакомство участников группы с педагогом;

  2. организовать условия для принятия правил занятий группой;

  3. снизить эмоциональное напряжение дошкольников;

  4. создать благоприятную психологическую атмосферу в группе;

  5. создать ситуацию успеха для дошкольников;

  6. введение в общеразвивающую программу.

Оборудование: игрушка бабочка, картинки бабочек (3-4 картинки), музыкальное сопровождение - П.И. Чайковский «Полька», музыкальный проигрыватель, игрушечный фотоаппарат, раскраска «общего фото», цветные карандаши.

Занятие ориентировано на 8-10 дошкольников 5-6 лет.

Ожидаемый результат: начальная стадия формирования группы дошкольников обладающей представлениями о правилах поведения на занятиях и положительным отношением к ним.

Ход занятия:

1. Приветствие. Цель – мотивация к деятельности, первичное знакомство с правилами на занятиях. Форма – беседа.

Описание: Педагог приходит в группу, собирает около себя детей и предлагает им отправиться вместе с ним в путешествие к одной его знакомой. При этом предупреждает, что возьмет ребят в путешествие, если они пообещают идти всем вместе (не разбегаться), говорить по очереди, идти дружно (помогать друг другу, не драться, не обижать друг друга) и как только услышат три хлопка – должна наступить тишина. После чего предлагает всем становиться в паровозик и отправиться в гости.

2. Паровоз.

Цель – сформировать эмоциональный настрой на занятие. Форма – игра.

Описание: педагог предлагает ребятам становиться в паровозик и отправиться в путь. При этом предлагает спеть по дороге песенку:

Едет, едет паровоз, в гости он друзей повез.

Две трубы, сто колес, в гости он друзей повез.

Две трубы, сто колес в гости он друзей привез. Ту-ту-ту… .

3. Знакомство с бабочкой.

Цель – развитие навыков представления себя, поддержание интереса к деятельности. Форма – беседа, упражнение.

Описание: педагог с детьми подъезжает на «паровозе» к лежащей на столике игрушке – бабочке. Педагог обращает внимание на то, какая красивая его знакомая бабочка и предлагает ребятам сесть на ковер вокруг игрушки. «Бабочка» приветствует своих гостей и рассказывает, что ее зовут бабочка-Зоя и она очень любит летать и отдыхать на цветочках. Спрашивает как зовут каждого ребенка и что он любит делать, каждому пожимает руку.

4. Полет бабочек.

Цель – снижения мышечного напряжения, усвоение правила три хлопка и тишина, повышение эмоционального фона, создание условия для самовыражения. Форма – подвижная игра.

Описание: «бабочка» предлагает ребятам сыграть в ее любимую игру и представить, что они стали бабочками и красиво летают-танцуют над полем. Но как только прозвучать три хлопка, бабочки тут же должны присесть на цветочки и должна наступить тишина. Игра проводится под музыкальное сопровождение - П.И. Чайковский «Полька». Игра проводится в 3-4 приема.

5. Блиц-опрос.

Цель – создание ситуации успеха. Форма – беседа.

Описание: «Бабочка» приглашает всех присесть, хвалит их за красивые танцы и внимательность. Рассказывает, что у нее тоже есть друзья они тоже любят играть и начинает показывать фотографии своих друзей (картинки бабочек). Педагог задает ребятам вопросы какого цвета эта бабочка, какого размера, какого размера, на какую фигуру похожи крылья бабочки.

  1. Общее фото. Цель – переживание комфорта вситуациях взаимодействия со сверстниками. Форма – совместное рисование.

Описание: педагог спрашивает у бабочки почему она расстроилась. «Бабочка» отвечает, что она ей так весело с ребятами играть, они такие дружные и веселые а без них ей будет грустно. Педагог предлагает ребятам сделать совместное фото с бабочкой на память на волшебный фотоаппарат, что бы ей не было так грустно без них. Ребята встают около бабочки, педагог их фотографирует и показывает рисунок-раскраску детей с бабочкой. И предлагает ребятам раскрасить, чтобы фото у бабочки осталось красивым, приглашает их за стол. По окончании работы педагог с детьми вручает получившееся «общее фото».

7. Прощание.

Цель – принятие правил занятия, развитие рефлексии. Форма – беседа.

Описание: «Бабочка» хвалит ребят, что они так много знают и как дружно они играли вместе с ней. Указывает, что это потому что ребята соблюдали правила: играть всем вместе (не разбегаться), говорили по очереди, помогать друг другу и после трех хлопков наступала тишина.. Спрашивает ребят помнят ли они во что играли с бабочкой. Приглашает их в следующий раз в гости, прощается со всеми

Цель – сформировать эмоциональное завершение занятие. Форма – игра.

Описание: педагог предлагает ребятам становиться в паровозик и отправиться в путь. И спеть по дороге песенку: Едет, едет паровоз, к мамам о он друзей повез. Две трубы, сто колес, к мамам он друзей повез. Две трубы, сто колес к мамам он друзей привез. Ту-ту-ту… . Передав детей родителям, педагог прощается с детьми.

В ходе занятия формируются следующие универсальные учебные действия:

Личностные: самоопределение, смысл образование, нравственно-эстетические.

Познавательные: знакомство.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

infourok.ru

Конспект вводного занятия в программу "В поисках клада"; для детей 5-6 лет

Зайнуллина Айгуль Борисовна,

педагог дополнительного образования

Центра дополнительного образования для детей «Радуга»,

г. Лангепас Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

Тема занятия «В поисках клада»

Вводное занятие по дополнительной образовательной программе «Развиваемся вместе»

Возраст детей 5-6 лет.

Тип занятия: игра – путешествие

Время проведения занятия: 25 минут

Цель занятия: пробудить в детях познавательный интерес к развивающим занятиям, к выполнению заданий и упражнений на развитие познавательной и интеллектуальной сферы ребенка.

Задачи:

Развивающие

  • Развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения.

  • Развитие мелкой моторики рук.

  • Развитие координации движения.

  • Стимуляция речевой деятельности.

Воспитательные

  • Создание условий для знакомства детей с педагогом.

  • Умение детей работать в коллективе.

Необходимое оборудование для занятия: сундук, дерево, ключ, детали от ключа, магнитофон, магнитная доска, магниты, бланки с заданием лабиринт, карандаши, скакалка, лента, карта, письмо.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветственное слово педагога.

Педагог встречает детей в группе.

- Здравствуйте, меня зовут Айгуль Борисовна! Для того, что бы нам было легче общаться, давайте встанем в круг (дети стоят в кругу).

- Скажите, пожалуйста, что делают люди в первую очередь, когда встречаются? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

- Правильно, ЗДОРОВАЮТСЯ! А что означает «ЗДОРОВАТЬСЯ». ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

Здороваться – значит желать здоровья! Давайте пожелаем здоровья всеми миру! Повторяйте за мной: (ритуал приветствия).

- Здравствуй, солнце золотое! (все поднимают руки, затем опускают).

- Здравствуй, небо голубое! (все поднимают руки, затем опускают).

- Здравствуй, вольный ветерок! (раскачивают руки).

- Здравствуй, беленький снежок! (движение рук, показывают снег).

- Здравствуйте все- все! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

2. Упражнение на развитие артикуляционного аппарата.

- Надеюсь, мы с вами подружимся! Скажите, с чего начинается дружба? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

- Дружба начинается с улыбки. Давайте улыбнемся друг другу. Молодцы! А теперь повторит за мной: усь –усь –усь – я соседу улыбнусь! (3-4 раза). И еще раз подарите свою самую добрую улыбку своим соседям.

3. Объявление темы. Объяснение нового материала.

- Ну, вот мы с вами познакомились и подружились. Пока я вас ждала, мне принесли письмо, его прислала Добрая Волшебница, и я его еще не успела прочитать. Давайте сейчас его прочтем.

«В волшебном лесу Злой Волшебник зарыл клад. Этот клад смогут найти только самые дружные дети. Когда найдете клад вы станете более внимательными, еще лучше думать, запоминать больше, сможете узнать много интересного …… Но, чтобы его найти, вам нужно пройти испытания. А, чтобы вам легче найти клад, дарю вам карту».

- Вы согласны отправиться в путешествие в Волшебный лес? (Ответы детей)

3.1. Упражнение «Переходы».

Цель: развитие внимания друг другу, групповой сплоченности, координации движений.

- Ну, что же отправляемся в дорогу. Встаньте друг за другом. Одной рукой возьмите друг друга за пояс, другой - держитесь за ленточку. Руки разъединять не нужно. Держимся друг за друга, и ленточку не отпускаем. Готовы? (дети шагают на месте, повторяя ТОП-ТОП-ТОП – отправляемся в поход). Поехали!

Педагог становится первым. Звучит легкая фоновая музыка. Дети проходят круг по залу и подходят к реке.

- Первое препятствие «Речка», нам надо её перейти.

3.2. Упражнение «Речка», проходит под веселую музыку.

Цель: создание жизнерадостного настроения.

Инструкция: здесь протекает глубокая река. Нам её надо перейти и не промочить ноги. Встаньте друг за другом, по – очереди перепрыгивайте с одного берега на другой. Пожалуйста, не толкайтесь, и ждите своей очереди, иначе вы можете намочить ноги. Готовы?

Время проведения 3 мин.

- Вот мы и перешли речку, никто из нас не намочил ног. Мы стали с вами смелее. Но посмотрите на карту! Впереди высокая гора. Нам надо её перелететь.

3.3. Упражнение «Кто летает?». Цель: развитие моторно- двигательного внимания.

Инструкция: я буду называть слова, которые могут летать или не могут летать. Если вы услышите слово, которое может летать, отвечайте: «летает» - и показывайте, как это делается, - разводите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки.

Список слов: голубь, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, ковер, вертолет.

Время проведения 4 мин.

- Вы молодцы, справились с этим заданием, и мы благополучно перелетели через гору и стали более внимательными. Но взгляните на карту - впереди очередное трудное задание. Злой волшебник очень постарался, и запутал следы, чтобы мы не смогли найти клад. Но мы с вами внимательные и смелые, и сможем преодолеть все трудности. Впереди лабиринт.

Чтобы выполнить это задание вам необходимо присесть за ваши столы.

Знаете ли вы, ЧТО ТАКОЕ ЛАБИРИНТ? (это много дорог, перепутанных между собой. Но там есть путь, который выведет вас из лабиринта).

3.4. Упражнение «Лабиринт». Цель: развитие внимания, мышления, моторики рук.

Инструкция: каждый из вас получит листочек с лабиринтом. Посмотрите, как запутаны дороги. Вам нужно найти дорогу к дереву, под которым зарыт клад. Идите прямо по дороге, перескакивать и перелезать стены не нужно. Проведите дорогу сначала пальчиком, а затем, когда найдете дорогу, прорисуйте её.

Время выполнения: 1- 2 мин.

- Отлично, все смогли выбраться из лабиринта и найти дорогу к дереву, под которым зарыт клад. А вот и сундук. Но он закрыт. И, чтобы его открыть, нужен ключ. Злой Волшебник и здесь постарался. Он разобрал на части наш ключик. Нам нужно его собрать. Каждый из вас берёт по одному кусочку от разломанного ключа, и вместе складываете ключ.

3.5. Упражнение “Собери ключ». Цель: развитие мышления, внимания, групповой сплоченности.

Детям раздаются разрезанные детали ключа. Им необходимо его собрать (коллективно, за одним из столов).

Время проведения: 2-3 мин.

- Ключ собран, теперь мы можем открыть сундук.

- Но, чтобы открыть сундук, нужно произнести волшебные слова. Повторяйте за мной: Ключик - раз, два, три! Нам замочек отопри!

4. Сюрпризный момент.

Открывают сундук. Там книги с заданиями для детей. Вместе с детьми полистать книгу с заданиями.

- Скажите, пожалуйста, почему Добрая Волшебница назвала эти книги – кладом? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

- В этих книжках для вас собраны самые интересные задания. Выполняя эти задания, вы сможете стать более внимательными, еще лучше научитесь думать и фантазировать, станете запоминать лучше.

- Нам пора возвращаться. Я предлагаю вам не возвращаться по трудной дороге, а совершить космический полёт. Вы сейчас лягте на ковер, устройтесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза.

5. Релаксационная пауза «Космический полет» (звучит космическая музыка 1 минута).

Цель: снятие у детей напряжения, возбуждения.

Один, два, три, открыли глазки. Огляделись вокруг. Вот мы и снова в детском саду.

6. Подведение итогов. Закрепление материала.

- Вам понравилось наше путешествие? Зачем мы отправились в это путешествие? Что нам помогло найти клад? Для чего нужен этот клад?

7. Упражнение «Солнечные лучики» (проводится в центре комнаты).

- Сейчас пришло время сказать до свидания. Пройдите, пожалуйста, в центр зала. Встаньте в круг. Протяните руки вперед и соедините их в центре круга. Тихо постоим, почувствуем себя теплым солнечным лучиком.

- Спасибо вам большое за занятие. Если вам понравилось наше занятие, я вас жду Центре дополнительного образования «Радуга». До свидания.

Список литературы:

  1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003.

  2. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ//Авт. Сост. Аджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

pedsovet.su

Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет «Дни недели»

Елена Абашина Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет «Дни недели»

«Дни недели»

Конспект занятий по развитию речи для детей старшей группы детского сада.

Цели:

закрепить знания детей о названиях дней недели, с их некоторыми особенностями.

учить детей ориентироваться в днях недели, познакомить с календарем «Дни недели».

Оборудование и материалы к занятию:

календарь «Дни недели»

карточки и лоточки с различными фигурками на каждого ребенка для самостоятельной работы.

Ход занятия

I. Ребята, я загадаю вам загадку.

Что за птицы прилетают?

По семерке в каждой стае,

Вереницею летят,

Не воротятся назад?

– О чем говорится в загадке? О днях недели.

– Как вы думаете, сколько дней в одной неделе? (показываю детям календарь)

– Посмотрите на календарь, по которому можно определить количество дней в неделю. (Дети вместе с воспитателем считают дни недели на календаре)

– В одной неделе семь дней (суток) и у каждого дня свое название и свой порядковый номер (дети вместе с воспитателем произносят название дней недели).

– Какие дни недели вы запомнили? (дети называют)

– Каждый день на календаре обозначен фигурами.

Первый рабочий день – понедельник. Ваши мамы и папы после выходных идут на работу, а вы в детский сад. На календаре он отмечен цифрой один и одной фигуркой.

– Посмотрите, сколько фигурок обозначено во вторник (ответы детей).

– Две. Значит, это второй день недели.

– Как называется седьмой день недели? Давайте, посчитаем на пальчиках.

– Седьмой день недели – воскресенье. Все взрослые и дети в этот день отдыхают. Это выходной день.

– Ребята, сегодня понедельник. Это начало рабочей недели. Каким числом он обозначен в нашем календаре. (1)

Давайте посчитаем, сколько фигурок стоит в этот день.

– Какой день недели будет завтра? (дети отвечают).

– А какой день недели будет перед воскресеньем? (ответы детей)

II. Игра на внимание:

– Когда я скажу «ночь» вы закрываете глаза. Я прикрываю любой день на календаре. Вы, после того, как я скажу «Утро» открываете глаза и называете тот день недели, который прикрыт.

III. Чтение стихотворения Александровой «Новая столовая»

Мы кормушку мастерили, мы столовую открыли,

Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.

В гости, в первый день недели, к нам синицы прилетели

А во вторник, посмотри, прилетели снегири.

Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех сторон – стая жадных воробьев.

В пятницу, в столовой нашей, голубь лаком

www.maam.ru

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство детей 5–6 лет с многозначными словами»

Юлия Красникова Конспект занятия по развитию речи «Знакомство детей 5–6 лет с многозначными словами»

Конспект занятия по развитию речи

Тема: Знакомство детей 5-6 лет с многозначными словами.

Цели: Расширить знания детей старшего дошкольного возраста в области русского языка и познакомить их с понятием «многозначные слова».

Материалы: изображения многозначных слов.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках полукругом.

В. Ребята, посмотрите, что у меня в руках.

Д. Это конверт.

В. Да, правильно. Когда я сегодня пришла в детский сад, то охранник вручил мне это письмо. А как вы думаете, кто мог бы прислать его?

Д. Почтальон Печкин, Айболит…

В. Ребята, давайте откроем его и прочитаем, что там написано.

Д. Давайте.

В. «…Здравствуйте, ребята. Со мной произошел неприятный случай. Я потерял ключ. Не могу попасть домой. Помогите мне его найти. Я буду вам очень благодарен. Заранее спасибо. Буратино».

В. Ребята, так кто же написал нам это письмо?

Д. Буратино.

В. А что произошло с ним?

Д. Он потерял ключ и просит помочь его найти.

В. Поможем?

Д. Да.

В. Ребята, давайте попробуем здесь поискать.

Двое детей ходят по группе и пытаются найти ключ. Находят клюю гаечный и ключ дверной.

В. Друзья мои, посмотрите, мы нашли два ключа. А какой же ищет Буратино?

Д. Вот этот (показывает дверной).

В. А как вы узнали, что именно этот ключ ему нужен?

Д. Этим ключом можно открыть потайную дверь.

В. А для чего нам понадобится этот (гаечный) ключ?

Д. Чтобы закручивать или откручивать гайки.

В. Друзья мои, посмотрите, слово одно, а значений у этих слов много. Такие слова, у которых название одно, а значений много есть особенное значение…. Кто-нибудь из вас попробует догадаться, как они могут называться?. Даже подсказка есть. Много значений…

Д. Предположения детей.

В. Такие слова, у которых название одно, а значений много, называются «многозначными». Тема нашей сегодняшней встречи - «Многозначные слова».

На отдельных столах лежат картинки с изображением многозначных слов. Воспитатель загадывает загадки.

Есть она у чемодана

И у школьницы любой,

Есть у двери ресторана

И у чашки голубой.

(Ручка).

В. Ребята, а какие значения имеет слово «ручка»?

Д. Ручка дверная.

Д. Ручка, которой пишут.

Д. Ручка у чашки, часть посуды.

В. Правильно молодцы. Следующая загадка.

Может напоить водою,

Может гайку отвинтить,

А еще замок откроет,

Чтоб хозяев в дом пустить.

(Ключ)

В. А какие значения имеет слово «ключ»?

Д. Ключ, который бьет из-под земли.

Д. Ключ, который отвинчивает гайки.

Д. Ключ от замка.

В. Правильно. Молодцы. Вы, наверное, устали. Давайте немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста, возле своих стульчиков.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Три медведя шли домой Дети шагают на месте вперевалочку

Папа был большой-большой. Поднять руки над головой, потянуть вверх.

Мама с ним поменьше ростом, Руки на уровне груди.

А сынок — малютка просто. Присесть.

Очень маленький он был, Присев, качаться по-медвежьи.

С погремушками ходил. Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. Дети имитируют игру с погремушками.

В. Немного отдохнули, готовы опять работать? Сейчас я разделю вас на группы. Каждая группа попытается из предложенных картинок найти пары многозначных слов.

Дети разбиваются на группы по 4-5 человек в зависимости от количества детей. Из предложенных иллюстраций отбирают пары многозначных слов и доказывают свой выбор. Воспитатель выслушивает ответы каждой группы.

В. Ребята, как вы увлекательно выполняли это задание. А давайте же вспомним, чем мы сегодня с вами занимались?

Д. Искали ключ для Буратино.

В. Правильно. А какие ключи мы нашли?

Д. Гаечный и дверной.

В. Правильно. А какой именно ключ был нужен ему?

Д. Дверной.

В. А почему именно дверной?

Д. Ему нужно было попасть домой и ничем было открывать дверь.

В. Очень хорошо. А над какими словами мы с вами работали?

Д. Над многозначными.

В. Правильно. А почему мы их так называем «многозначные»?

Д. Потому что слово одно, а значений у него может быть много.

В. С какими многозначными словами вы сегодня познакомились?

Д. «Бабочка» - насекомое и такой галстук, «ключ» - дверной, гаечный, который бьет из-под земли, «кран» - строительный, из которого течет вода, «шляпка» - у гриба, и головной убор….

В. Молодцы, ребята. Благодарю вас за работу. Занятие окончено.

www.maam.ru

Занятие 1 «Давайте познакомимся» из программы тренинга для детей 5-6 лет

Пояснительная записка к программе

Цель: создать комфортную атмосферу на занятии, формировать мотивацию к обучению, способствовать повышению детской самооценки.

План проведения занятия

1. Упражнение «Приветствие» 2 мин

2. Упражнение «Мое имя» 5 мин. (Игрушка)

3. Беседа «Кем я хочу быть?» 5 мин

4. Игра-рисунок «Я умею ...» 10 мин. (Цветная бумага, ножницы, клей, ватман)

5. Игра «Мои мечты осуществятся, когда я буду ...» 5 мин. (Игрушка)

6. Рефлексия занятия. Итог 3 мин.

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание психологически непринужденной атмосферы.

Психолог. Нам нужно хорошо поздороваться:

«Добрый день!»

Дружно и громко сказать

«Добрый день!»

Я в стороны повернусь,

Ласково каждому улыбнусь,

Добрый день, добрый день,

Добрый день!

Упражнение «Мое имя»

Цель: создание комфортной атмосферы для каждого участника.

Участники знакомятся, адаптируются в новой среде.

Дети по кругу передают игрушку, называют свое имя и говорят, что они любят.

Беседа психолога с детьми «Кем я хочу быть?»

Цель: учить находить различные варианты мотивации к обучению, способствовать развитию целеустремленности.

- Кем вы хотите стать в будущем?

- Что нужно сделать для того, чтобы сбылись ваши мечты?

- Что обеспечит успех в учебе? (Желание учиться, легко запоминать, быть внимательным и прилежным).

Игра-рисунок «Я умею»

Цель: воспитывать уверенность в себе, желание добиваться успеха.

Дети вырезают из цветной бумаги звездочку, которую потом приклеивают к ватману, говоря слова: «Я - звезда, потому что умею хорошо ...»

Игра «Мои мечты осуществятся, когда я буду ...»

Цель: формировать чувство уверенности в себе, желание учиться.

Дети по очереди передают друг другу игрушку, продолжая фразу.

Рефлексия занятия.

- Что понравилось сегодня на занятии?

- Что было трудным?

Итог.

Вы сегодня не ленились,

И старательно потрудились.

Пришло время прощаться сейчас -

Но будут еще интересные занятия у нас.

psichologvsadu.ru

Занятие по развитию речи для детей старшей группы (5-6 лет) «Как себя вести?»

Программное содержание: развивать у детей 5-6 лет связную речь в процессе пересказа по вопросам и составления собственного рассказа из личного опыта. Активизировать употребление в речи вежливых слов при анализе текста.

Стимулировать развитие внеситуативно-личностной формы общения детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. Знакомить воспитанников с некоторыми правилами поведения на конкретных примерах, упражнять в оценке поведения товарищей.

Материалы: на столе у воспитателя кукольная комната: кроватка разобрана, подушка лежит на стульчике, одеяло перекинуто через спинку кровати, на кукольном столе стоят три чашки с блюдцами, на полу — мусор (маленькие кусочки бумаги) и кубики. У воспитателя — две куклы: кукла-мама и кукла-мальчик.

Ход занятия

— Дети, сегодня я расскажу вам несколько истории о детях. Вы внимательно слушайте и оцените их поведение.

Первый рассказ называется «Доведем дело до конца». Он о мальчике Коле.

«Утром мама засобиралась в магазин за покупками и сказала: “Колечка, я пойду в магазин, а ты убери со стола посуду, застели свою кровать и подмети пол, а уже потом будешь играть!” Коля сказал: “Конечно, мамочка!” Мама ушла, а Коля начал убирать комнату.

— Для начала я уберу со стола, — Коля берет чашку и убирает ее в шкаф, берет в руки другую, оглядывается и смотрит на кровать. — Мама сказала мне, чтобы я застелил свою кровать!

Коля ставит чашку на стол и идет застилать кроватку.

— «Сначала я стряхну простыню (стряхивает и заправляет), теперь положу одеяло, — Коля берет одеяло в руки и смотрит на пол. — Ой, сколько мусора на полу! Надо его подмести…

Мальчик положил одеяло комом на кровать, взял веник и принялся мести мусор. Но тут же увидал кубики: «А вот и мои любимые кубики! Сейчас я построю самый большой дом!» Коля кладет веник на пол и начинает играть. В это время возвращается домой его мама.

Коля (радостно встречает маму): Мама, смотри, какой я дом построил!

Мама: Дом у тебя красивый, но ты обещал убрать посуду, застелить постель и подмести пол!

Коля: А я уже убирал…»

Воспитатель: Дети, как вы считаете, почему в комнате все осталось неубранным, хотя Коля начинал уборку?

Дети: Он не-до-убрал!

Воспитатель: Давайте попробуем вспомнить, что успел сделать Коля.

Дети вместе вспоминают и пересказывают этот рассказ с некоторыми наводящими вопросами воспитателя.

— А что же в комнате осталось недоубранным?

Дети перечисляют по очереди или с помощью наводящих вопросов:

Где лежит подушка?

Куда ее надо было положить?

Что осталось стоять на столе?

Куда Коля составлял посуду?

— Да, дети, маленький мальчик Коля еще не научился доводить свои дела до конца. Подскажите ему, что сделать, чтобы в комнате был порядок.

— А вы умеете уже наводить порядок в комнате? Что вы обычно сами делаете по дому? Как вы это делаете? В каком порядке? (Ответы детей.)

Воспитатель: Я прочитаю вам второй рассказ «Кто напутал?» про девочку Таню.

«Мама с Танечкой пошли в булочную. Мимо проходила соседка, тетя Валя. При встрече с тетей Валей мама спросила у Танечки: «Что нужно сказать?»

— Не знаю, — вздохнула Таня.

— Нужно сказать: “Здравствуйте!”

— Здравствуйте! — повторила девочка.

— Ну, вот и молодец! Всегда так говори, — и тетя Валя ушла.

Вернулась из булочной мама и протянула Танечке ароматную плюшку. Девочка заулыбалась, взяла плюшку и начала кушать. А мама и говорит:

— А что нужно сказать, доченька?

— Нужно всегда говорить «Здравствуйте!», — бодро ответила Таня.

— Ты что-то напутала, дочка. Надо сказать «Спасибо!», — поправила мама.

Вечером мама ушла в гости, а Таня осталась дома с папой. Поиграли, поговорили, книжку почитали. А когда пришла пора спать, папа уложил доченьку в кровать и спросил:

— А что надо сказать перед сном?

— Спасибо! — улыбнулась Танечка.

— Нет, — засмеялся папа. — Надо сказать «Спокойной ночи!»

Так Таня и не может понять, кто же прав: мама или папа?»

— А вы как думаете, ребята? Сейчас мы разыграем сценки из жизни «Как ты поступишь?»

1. Мальчик сидит на стульчике, девочка стоит рядом с ним. Воспитатель описывает детям ситуацию: «Представьте, что ты, Денис, едешь в автобусе, рассматриваешь через окно свой любимый город. На одной из остановок в этот автобус зашла девочка. Свободных мест в автобусе нет. Что ты сделаешь?»

Желательно, чтобы мальчик не только уступил место девочке, но и проявил к ней свое уважение жестом (указать рукой на освободившееся место, улыбнуться) и словами.

Затем ситуация обсуждается в группе по вопросам воспитателя.

Хотелось ли Денису сидеть в автобусе?

Чем он был занят в поездке?

Хотелось ли девочке сесть в автобусе?

Дотягивается ли ее рука до поручня, чтобы удержаться при резком движении?

Правильно ли поступил Денис? Почему вы так решили? Почему надо уступать место в транспорте?

Был ли Денис вежливым? По каким признакам вы это увидели?

Как в этой ситуации чувствовала себя девочка?

В следующих ситуациях дети сами решают, как себя надо вести, а затем коллективно обсуждают стили поведения. Педагог разрешает предлагать свои варианты поведения и объяснять, почему тот или иной стиль лучше или хуже в конкретной ситуации.

2. Мальчик и девочка сталкиваются друг с другом в дверях комнаты.

3. Мальчик и девочка столкнулись нечаянно во время игры в догонялки. Оба больно ударились руками. Девочка упала. Мальчик от обиды замахнулся на нее рукой, а девочка заплакала.

Что чувствуют при этом герои сюжета?

Почему заплакала девочка?

Что чувствуете вы, наблюдатели?

Что можно посоветовать девочке и мальчику?

Измените этот сюжет так, чтобы девочка не плакала.

Должны ли мы извиняться друг перед другом? (Мальчик протягивает девочке руку помощи и извиняется за столкновение. Девочка встает и тоже извиняется. Оба улыбаются.)

4. Мальчик и девочка бегали во дворе. Мальчик споткнулся, упал и сильно разбил колено. От боли он не мог встать. Девочка засмеялась, увидев его в грязи. Мальчик заплакал от обиды. Они больше не дружили.

Бывает ли такое в жизни?

Приятно ли вам наблюдать такую сцену?

Что в этой сцене вам не понравилось?

Кто из участников сцены должен изменить свое поведение?

Как может девочка проявить женственность в такой ситуации? Будет ли мальчик плакать, если девочка его пожалеет и поможет ему добраться до дома?

Какие у них будут отношения в последнем случае?

Кто из девочек сможет показать эту сценку с хорошим концом? Предложите еще свои варианты поведения.

— Дети, послушайте стихотворение.

Девочек нужно уважать

И никогда не обижать,

Маму милую любить,

Бабушкам тепло дарить.

Да и вы, девчонки,

Мальчиков жалейте,

Берегите и любите,

Никогда не бейте.

О чем это стихотворение? На что оно похоже? (На правила поведения.)

Хорошенько запомните эти правила и напоминайте их друг другу.

Л. Ладутько, С. Шкляр

vscolu.ru


Смотрите также