Воображаемый друг у подростка


Воображаемые друзья: угроза для психики или нормальное явление?

07.12.2018

Поделиться: 2

29791

Нередко родители сталкиваются с тем, что у ребенка появились воображаемые друзья. Ребенок видит кого-то, кого нет на самом деле. Мало того, он с ним ещё и дружит, разговаривает, делится тем, что не может рассказать маме с папой. Понятное дело, что такие обстоятельства вызывают у родителей шок, непонимание, беспокойство.

Часто взрослые начинают считать, что воображаемый друг у ребенка – это причина будущих психических заболеваний и отклонений. Но современная медицина не считает воображаемых друзей признаком психологической патологии. Но если вас всё-таки беспокоит поведение ребенка, обратитесь к детскому психологу. Он понаблюдает за малышом и даст соответствующие рекомендации.

В юном возрасте у ребенка возникает образ идеального друга. Если малыш не находит его в реальном мире, то он его придумывает. Вымышленный друг может быть кем угодно: героем мультфильма или сказки, животным, волшебным существом. Он приходит тогда, когда захочет ребенок. Они могут вместе играть, обедать, разговаривать.

Воображаемые друзья у подростков – явление редкое, но тоже встречающееся. Они возникают у девушек и парней как защитная реакция. Они поддерживают психику подростков при стрессе. Воображаемый друг помогает ребенку прийти в себя после душевной травмы. Таким стрессом может стать смерть близкого, переезд, предательство друга, развод родителей.

Причины появления вымышленных друзей

  1. Одиночество. Если ваш малыш – единственный ребенок в семье, он не ходит в детский сад, а вы редко бываете дома, то неудивительно, что ему одиноко, и он хочет хоть с кем-нибудь подружиться, хоть с воображаемым персонажем.
  2. Желание быть первым. Если у ребенка в окружении приятели постарше и которым он подчиняется, то он захочет сбалансировать свою жизнь, придумав себе друга младше себя и слабее духом.
  3. Напряжение. Любой человек испытывает стресс, и ребенок не исключение. У него могут возникнуть конфликты со сверстниками, непонимание с учителями или воспитателями, ссора с родными. Или же он живёт в тени старшего брата/сестры. Родители иногда не замечают беспокойства малыша, думая, ну какие проблемы могут быть у ребенка. Это неверная позиция. Необходимо всегда заботиться не только о том, что дать ребенку поесть и во что одеть, но и о том, что творится у него на душе.

Что делать, если у ребенка есть воображаемый друг

  1. Соглашайтесь с фантазией малыша. Не нужно уверять ребенка в том, что его друга не существует. Этим вы нанесете ему душевную травму. Лучше примите его вымысел. Ведь нет ничего сложного в том, чтобы спросить, как дела у его приятеля и налить ему дополнительную чашку чая.

    Не нужно подавлять его фантазию. В детстве у ребенка развивается воображение, и не нужно мешать этому процессу. Также не надо смеяться над малышом. Этим вы отстраните его от себя, он закроется в своём мирке, и вам будет трудно расшевелить его.

  2. Не выступайте с инициативой. Не стоит спрашивать у ребенка, а пойдёт ли его воображаемый друг с вами гулять. Если малыш захочет, он сам скажет. Позвольте ребенку выражать свои чувства. Ведь если он не знает, кому можно высказаться, он рассказывает свои переживания воображаемому приятелю.

  3. Не позволяйте малышу перекладывать ответственность. Иногда ребенок перебарщивает и во всех своих проступках начинает винить воображаемого друга. Стоит прекратить это в самом начале. Ребенок должен помнить, что за всеми делами следуют последствия. И нужно за них отвечать. Если в комнате бардак, а малыш обвиняет в этом своего друга, то попросите сына или дочь убрать игрушки вместе с товарищем.
  4. Не используйте друга в своих целях. Не нужно говорить: «Твой друг хочет, чтобы ты доел суп». Это называется манипуляцией. Нечестно так поступать с ребенком.
  5. Уделяйте больше времени малышу. Проводите с ним время, узнайте его интересы и страхи, спросите, что его беспокоит. Обязательно скажите, что любите его, и он может вам доверять так же, как своему воображаемому другу.

Поделиться:

amakids.ru

Нет близкого друга? Нарисуйте!

Есть ли у Вас муж, жена, близкий друг или подруга? Наверняка кто-то из читателей моего блога ответит отрицательно. Кто-то сознательно выбрал такую жизнь, кто-то просто ещё не нашёл “своего человека”.

Проблема одиночества остро стоит во всём мире. Особенно тяжело приходится азиатам. Причины разные:

  • политика одного ребёнка в Китае, когда родители дают право на жизнь лишь сыну;
  • необходимость накопить определённую сумму денег, чтобы сыграть свадьбу;
  • нищета, которая лишает возможности завести семью.

У молодого жителя Поднебесной, известного в Sina Weibo (китайский Twitter) под ником @Li27n, не было подруги. Немного подумав, он нашёл выход из ситуации — просто стал рисовать от руки воображаемую подругу на своих фотографиях.

Вскоре это увлечение охватило весь Китай и перекинулось на соседние страны. Теперь девушки и парни рисуют на своих фотографиях идеальных партнёров в стиле аниме. Вместе с воображаемыми возлюбленными они гуляют, посещают магазины, путешествуют, занимаются спортом, ходят в кафе и кино, слушают музыку, читают книги и отдыхают. Всё как в реале!

(Чтобы посмотреть фотографии в большом формате, нажмите на них. Фотографии откроются в новой вкладке)

Воображаемые друзья и подруги имеют ряд преимуществ: у них отличный характер и привлекательная внешность, они не предадут и не изменят, не затеют ссору и поддержат в беде, на них не нужно тратить деньги и уделять много внимания, у них нет мам, пап и прочих противных родственников. Но и минусы у придуманных возлюбленных тоже есть. И самый главный и печальный из них — эти люди не существуют!

Тем не менее “синдром мнимых отношений” охватывает всё большее количество молодых жителей Азии. Возможно, в России мы скоро увидим фотографии с воображаемыми друзьями в социальных сетях, популярных у подростков.

Кстати, “фишка” с придуманными друзьями известна давно. В 2008-2010 годах на зарубежных сайтах активно обсуждалась тема оживления в собственном воображении героев любимых фильмов и аниме. Кто-то посчитал это шуткой, а кто-то увлёкся всерьёз. Видимо, сейчас мы наблюдаем новый этап развития данной темы, когда персонаж, существующий в воображении, переносится в реальный мир и его могут увидеть посторонние люди.

Стоит отметить, что воображаемые друзья у детей 3-7 лет — это обычное явление. Связано оно с развитием воображения и творческих способностей, а также с недостатком общения и внимания со стороны родителей. Эта детская особенность называется “синдром Карлсона” — по имени лучшего друга Малыша, персонажа трилогии шведской писательницы Астрид Линдгрен. С возрастом воображаемые друзья вытесняются реальными людьми. Однако, как вы уже поняли, так бывает не у всех.

Воображаемые друзья у подростков и взрослых тоже иногда встречаются. Они могут быть разного типа, обычно это:

  • тульпа — воображаемое существо (не всегда человек или одушевлённый предмет), обладающее собственным сознанием и живущее независимо от человека, создавшего его (например, Гарри Морган — отец Декстера);
  • сервитор — тоже воображаемое существо, но на его мысли и поступки “хозяин” может повлиять;
  • вайфу — виртуальная жена;
  • ВД — воображаемый друг;
  • АВЛ — автономная виртуальная личность.

Строго говоря, если у человека есть разумный воображаемый друг, которого можно видеть, слышать, осязать и обонять, то с точки зрения психиатрии мы имеем дело с психическим расстройством, связанным с раздвоением личности и галлюцинациями. До шизофрении недалеко.

Поэтому увлечение азиатских подростков воображаемыми вторыми половинками лично у меня вызывает некоторые опасения. Либо у них наблюдается острый дефицит любви, либо “подгнило что-то в Датском королевстве”. А что думаете вы по данному поводу?

Если у вас есть дети, уделяйте, пожалуйста, им достаточно внимания, общайтесь, обсуждайте важные для них темы, любите их, в конце концов. Уже сейчас многие дети буквально живут в виртуальном мире — планшетами и смартфонами они начинают пользоваться в 3-5 лет. Со временем виртуальные друзья и персонажи игр, симулирующих жизнь людей, могут заменить общение с реальными людьми. И однажды в поиске такой ребёнок наберёт что-нибудь вроде “как завести воображаемого друга”, “как создать виртуального друга”, “как сделать тульпу” или уже “как избавиться от тульпы”.

Мне интересны ваши комментарии по поводу увлечения азиатских подростков и молодёжи воображаемыми друзьями. Также прошу поделиться вашими мыслями насчёт возможности распространения “синдрома мнимых отношений” среди российских парней и девушек. И, конечно, делитесь вашими соображениями о том, как обезопасить детей и подростков от придуманного мира и вернуть в мир людей.

Интересно? Расскажите друзьям!

irzhitalk.ru

Как избавиться от воображаемого друга

Комментарии: 7 | Раздел: Психология Ребенок и его другКто такой воображаемый друг, причины и признаки такого психического состояния у детей и взрослых, как следует к этому относиться, стоит ли избавляться от своего мнимого приятеля. Содержание статьи:Воображаемый друг — это мифический, иллюзорный двойник, внутренний визави придумавшей его личности, советчик во всех личных вопросах, ему доверяют свои самые потаенные, интимные мысли. Антипод по характеру и суждениям, нередко в сложных жизненных ситуациях помогает своему реальному другу выбрать правильное решение. Ребенок со своим другомСтремление дружить характерно для всех возрастных категорий независимо от пола. И мужчины, и женщины хотят иметь близкого задушевного приятеля. К сожалению, в реальной жизни далеко не всегда рядом верный товарищ, с которым можно откровенно поговорить. А иной раз так хочется доверить ему свои мысли и думы. Проблему воображаемого друга знали еще в древности. Колдуны снадобьями и заговорами могли вызвать разных духов и джинов. Люди верили, что с помощью таких мнимых приятелей они смогут решить свои насущные проблемы. У разных народов почитались домашние боги — своеобразные семейные друзья. Например, у славян в языческие времена покровителем фамильных владений считался Чур. У него просили заступничества, чтобы охранял от сглаза дом и близких. До наших дней дошло выражение: «Чур меня!», то есть «Береги меня, боже, от злых сил!».Стремление иметь воображаемого друга в тибетском буддизме трансформировалось в такое понятие, как тульпа, когда усилием воли можно было вызвать сильную галлюцинацию. В ощущениях вызвавшего ее человека она становилась вполне осязаемым образом (не всегда это мог быть человек), ему можно было довериться и вести с ним откровенные разговоры. В Древнем Риме такого мыслимого приятеля называли Alter ego — «другой я». Агата Кристи написала десятки детективных рассказов, а на старости лет призналась, что всю жизнь общалась с воображаемыми друзьями. От этого с ума она не сошла, а вот ее творчеству это здорово помогло. Так кого же считают воображаемым другом в наши дни, зачем он нужен и вредно ли общение с ним? Перед тем как ответить на эти вопросы, выясним причины его появления. Ребенок играет с воображаемым другомКто с детства не знаком с Малышом и его другом Карлсоном? Повесть шведской писательницы Астрид Линдгрен о трогательной дружбе мальчика и забавного толстячка, живущего в домике где-то там далеко на крыше, появилась, думается, неспроста. Как и советская сказка писателя Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Выпущенный из бутылки джин стал реальным другом пионера Вольки и помогал ему в разных смешных ситуациях, которые сам же и создавал, а потом помогал успешно решать. А что же общего у этих двух сказок? Они — это не что иное, как талантливо рассказанная потребность в воображаемых друзьях у детей. Стремление «заполучить» себе в приятели мнимого незнакомца лежит в особенностях психики малыша. Считается, что 65% детей от 3 до 7 лет имеют своего воображаемого приятеля. В этом так званом синдроме Карлсона ничего плохого психологи не усматривают. Такие дети духовно богаты, у них большие творческие задатки. Талантливые ребята, одним словом! Воображаемый друг помогает развить им интеллект, что, безусловно, пригодится в дальнейшей жизни.Однако такой виртуальный товарищ появляется в жизни ребенка далеко не всегда по его причудливой прихоти. Причины детских фантазий разные и не всегда хорошие, среди них можно назвать такие:
  • Не хватает родительского внимания. Родители постоянно заняты, не уделяют внимания своему чаду, одиночество заставляет его искать себе друга в фантазиях.
  • Ошибки воспитания. Внимание ребенку уделяют, но общение сведено до минимума, малышу хочется, чтобы почитали на ночь сказку, а в ответ: «И без нее уснешь!»
  • Скучное детство. Мало детских игр и забав, все поставлено на рациональную основу: это тебе не нужно (потому что дорого), родители не отдают ребенка в какой-либо кружок, куда его тянет, нет времени водить по спортивным и иным секциям. Дитя изнывает от скуки и придумывает себе друзей и яркие приключения.
  • Нет контакта со сверстниками. Ребенок замкнутый, не может найти общий язык с другими детьми, допустим, в садике. Поневоле уходит в себя и общается с вымышленным другом в своих фантазиях.
Все эти причины вовсе не указывают, что у ребенка проблемы с психикой, но есть опасение, что он может уйти в нереальный мир. А в наше время, когда компьютер во многих семьях заменил книгу и живое общение, совсем не сложно запутаться в собственном воображении и виртуальных друзьях. Но есть и положительные качества воображаемого друга, почему он так нужен детям. К ним следует отнести:
  1. Воображаемый друг смелый и всегда готов к приключениям. Он верный товарищ, выручит в любой ситуации, с ним без опаски можно пуститься в любое рискованное путешествие, допустим, отправиться в непроходимые джунгли или спуститься на батискафе глубоко на дно океана.
  2. Помогает развить интеллект. Общаясь с таким другом, ребенок становится развитым, у него проявляются яркие творческие способности. Большая вероятность, что со временем малыш может стать яркой творческой личностью.

Важно знать! Воображаемый друг у детей — это не болезнь. Однако, чтобы придуманный приятель не стал доминирующим в жизни ребенка, родителям следует уделять своему дитяти больше внимания.

Подросток со своим другомВоображаемый друг у подростков — в наши дни широко распространенное явление и связано прежде всего с инфантилизмом. Парня или девушку вроде бы уже трудно назвать ребенком, а поведение сохраняет детские черты. С медицинской точки зрения, это отставание в развитии. Такие молодые люди «заторможены» в общении, им очень тяжело найти друга или подругу. Дефицит общения вынуждает уходить в виртуальный мир, что сегодня совсем не проблема. Компьютеры и планшеты теперь доступны практически всем. Для любителей виртуального общения даже появились специальные компьютерные программы. Например, дополнение «Все возрасты» к игре «The Sims 3» дает возможность обрести воображаемого друга. В Китае и соседних странах юноши увлеклись рисунками в стиле аниме воображаемых подруг на своих фотографиях. Увлечение стало модным, со своими придуманными партнершами парни ходят в кафе, играют в футбол, путешествуют. Причины такого успеха воображаемых друзей у подростков лежат в чертах характера и далеко не лучших, допустим, человек замкнутый и неуверенный в себе. Наш век тотальной компьютеризации только потакает таким слабым качествам личности. К причинам медицинского характера, почему подростки заводят себе воображаемых друзей, следует отнести:
  • Аутические расстройства. Собственно, это слабо выраженное психическое заболевание, когда нет способности поддерживать социальные связи. Такая личность замкнута на своих собственных переживаниях, общение с другими вызывает у нее трудности.
  • Инфантилизм. Подросток мыслит и поступает как ребенок, а потому просто боится решительных взрослых поступков. Ему тяжело найти реального друга для общения.
  • Тяжелая болезнь. Ребенок, допустим, прикован к постели длительное время. Круг общения со сверстниками сведен до минимума. На помощь приходит воображаемый друг.
  • Психологическая травма. Развод или смерть кого-либо из родителей, смена места проживания, конфликты с близкими могут заставить искать виртуального друга.
Существует ряд совсем иных причин, почему нормальные в своем развитии подростки заводят виртуального приятеля. У него, оказывается, немало достоинств:
  1. Умеет слушать. Обладает покладистым характером, всегда с вниманием выслушает своего друга.
  2. Не выдаст тайны. Ему можно смело доверять, никогда никому ничего не расскажет, даже если поделился с ним интимной подробностью своей жизни.
  3. Привлекательная внешность. Если девушка завела себе воображаемого друга, так только красивого!
  4. Никогда не изменит. Всегда будет с тобой в беде и радости, пока сам от него не откажешься.
  5. Не злой. Не вступит с тобой в ссору или драку, наоборот, всегда поддержит в трудной ситуации.
  6. С ним легко общаться. С психологической и финансовой точки зрения. Не нужно долго уговаривать, например, чтобы сходить в кафе, и деньги нет надобности на него тратить.
  7. Не назойлив. Появляется только тогда, когда захочется. И уходит по твоему желанию.
  8. Он одинок. У него никого, кроме тебя, нет, а потому с ним легко общаться.
Из этого можно сделать вывод, что виртуальный друг (подруга) нужен молодым людям с ранимой психикой, у которых проблемы с общением. Однако такие друзья не заменят настоящую живую дружбу. Уход в ирреальный мир, где все зыбко, размыто и надуманно, не сделает подростка счастливым.

Важно понимать! Настоящее счастье можно найти только в реальном общении с настоящими друзьями.

Девушка с воображаемыми друзьямиВоображаемые друзья у взрослых — совсем не редкость. Многие, наверное, замечали, что вот идет по улице человек и разговаривает сам с собой. Кому-то может показаться это странным, мол, псих. А ведь далеко не все такие с психическими отклонениями. Просто мужчина разговаривает со своим хорошим знакомцем — виртуальным другом. С возрастом большинство людей отказывается от виртуальной дружбы и находит реальных друзей. Однако не все спешат расставаться со своими детскими фантазиями. Причины, по которым они остаются в душе взрослых, могут быть самыми разнообразными:
  • Затянувшийся синдром Карлсона. Присущ так званым кидалтам (английский термин) — «взрослым детям». Такие мужчины и женщины могут быть вполне успешными в жизни, но иллюзии раннего возраста продолжают греть душу. Расставаться с воображаемыми друзьями они не спешат, такой друг может заменить семью, потому нередко остаются одинокими.
  • Замкнутый характер. Не умел общаться со сверстниками в детстве и юности, таким остался во взрослой жизни. Сложившийся в подростковом возрасте характер практически тяжело изменить, а бывают моменты, когда так хочется близкому другу излить свою душу.
  • Депрессия. Когда на протяжении длительного времени преобладает плохое настроение, круг общения ограничен, человек общается со своим Alter ego — «другим я». Это его настоящий друг.
  • Беззащитность. Чувство беспомощности перед внешними обстоятельствами — мир жесток! — заставляет искать поддержку сильного. Это психологически объяснимо, этому феномену посвящены многие зарубежные и отечественные фильмы. Ведь далеко не все чувствуют себя Рембо, потому для самозащиты находят супергероя в воображаемом друге.
  • Хочется выговориться. Даже общительному человеку иной раз нужна потребность пространно поговорить, а друзьям все некогда выслушать, к тому же, если тема интимная, щепетильная, даже близкие люди — не собеседники. Твою проблему могут разнести по «секрету всему свету». А воображаемый друг надежен, он только твой!
  • Если человек верующий. Такие люди молятся и разговаривают с Богом, со своим ангелом-хранителем. Святых они считают реальными, поверяют им свои житейские заботы, просят у них совета и помощи.
Является ли внутренний диалог с воображаемыми друзьями психическим нарушением? Вовсе нет, однако в каждом конкретном случае нужно разобраться: почему это человеку необходимо. Вполне вероятно, это просто неумение найти своего настоящего друга в реальной жизни, а возможно, — расстройство психики вплоть до серьезного психического заболевания.

Важно знать! Если человек идет по улице и разговаривает сам с собой, это вовсе не значит, что он нездоров. Просто ему не хватает реального общения.

Чаепитие с воображаемым дугомСвоего интимного, вымышленного коллегу многие скрывают, но есть вполне определенные приметы, по которым можно определить, кто дружит с виртуальной личностью. К признакам наличия воображаемого друга следует отнести особенности, что кроются в мировоззрении индивида, и личностные качества, связанные с характером. К мировоззренческим относятся:
  1. Вера. Независимо, какую исповедует человек, это могут быть буддизм, ислам или христианство, а также многочисленные ответвления этих религий. Все они подразумевают духовное общение с высшими потусторонними силами, фактически — с воображаемыми друзьями.
  2. Занятия оккультизмом. Учение, противоположное вере. Мир бесконечен, некоторые верят, что за пределами познаваемого существует иной разум, и стараются контактировать с ним.
К признакам личного свойства относятся:
  • Одиночество. Показательно для зрелого возраста. Одинокий человек нуждается в друге, часто находит его в иллюзорном мире. Юноша может найти виртуальную подругу, мужчина — жену, женщина — воображаемого любовника или мужа.
  • Разговор в одиночестве. Вполне нормальный, успешный по жизни человек разговаривает сам с собой. Так кажется окружающим. На самом деле он общается с воображаемой, созданной им личностью — внутренним своим визави.
  • Стрессовая, депрессивная ситуация. Когда негативные эмоции разъедают душу, а круг общения отсутствует, на помощь приходит придуманный друг.
  • Увлечение компьютером. Виртуальный мир компьютерных игр для некоторых молодых людей и даже взрослых подменяет реальное общение. Здесь они общаются с супергероями и себя считают такими же. Это придает силы и уверенности.

Важно понимать! Все признаки наличия воображаемого друга не говорят о психическом заболевании.

Девочка играет с воображаемым другомКогда дружба с виртуальным приятелем переросла в мучительное, тягостное состояние, общение с ним перестало приносить так желанное ранее удовольствие, воображаемый друг становится болезнью. Тут уже необходимо принимать срочные меры.Чтобы избавиться от воображаемого друга, когда приятельские отношения со своим «другим я» становятся невыносимыми, нужно:
  1. Переоценить свою жизненную позицию. Если еще можно контролировать эмоции, нужно попытаться самому избавиться от «неудобного» друга. Важно переосмыслить свои идеалы, изменить поведение, повернуться лицом к реальному миру, чтобы найти поддержку настоящих друзей.
  2. Обратиться за помощью к психологу. Если человек не в состоянии избавиться от своего воображаемого друга, необходима помощь специалиста. Он назначит курс психотерапевтической помощи, это могут быть сеансы гипноза, когнитивно-поведенческой психотерапии или гештальт-терапии. Лечение поможет изжить комплексы, допустим, неуверенности и мнительности, и вернуться к нормальной жизни без мнимых собеседников и героев.
  3. Избавиться от одиночества. Советы тут могут быть разные. Кому-то необходимо просто жениться (выйти замуж), а кто-то найдет радость общения с друзьями нашими меньшими, допустим, кошкой или собакой. Известный русский писатель Иван Бунин в стихотворении «Одиночество» мечтательно произнес: «Хорошо бы собаку купить».
  4. Заняться творчеством, спортом. Только в реальном общении, среди увлеченных людей, можно приобрести не надуманных, а действительных друзей.
  5. Найти любое по душе дело. Стоящее занятие, допустим, рыбалка, поможет забыть мир иллюзий и вернуть здоровое мироощущение.
  6. Необходимо наладить отношения со своими близкими. Семья — реальная опора в жизни, и если отношения были испорчены, следует их наладить. В этом мире ты никому не нужен, кроме своих близких. Все мнимые, воображаемые друзья — это ложь и самообман.

Важно! Избавиться от невежливого воображаемого друга можно и нужно, для этого необходимо приложить максимум сил и стараний.

Как избавиться от воображаемого друга — смотрите на видео:

Воображаемый друг — это особое состояние психики. Вредно ли оно для здоровья, так прямо сказать нельзя. В первую очередь нужно разобраться тому, у кого такой знакомец — самый лучший и близкий. Иногда виртуальные приятели могут стать причиной болезни, тогда необходима помощь психотерапевта. А так общайтесь со своим нереальным товарищем, если дружба с ним доставляет удовольствие. И не стесняйтесь разговаривать, идя по улице. Не ваша забота, когда кто-то обращает внимание. Это проблема того, кто смотрит на вас с ухмылкой.

Другие интересные статьи:

Комментарии и отзывы (7):

tutknow.ru

Воображаемый друг или реальный недруг

Дружба – очень сложное и важное чувство, которое мы направляем на окружающих, вызывающих доверие, симпатию, уважение, интерес. В итоге между людьми возникает прочная связь – взаимная привязанность.

Что же делать, когда в окружении вашего знакомого или близкого человека появляется маргинал – воображаемый друг?

Наиболее важным фактором в этом вопросе является возраст. Чаще всего воображаемых друзей имеют дети дошкольного возраста, в возрастном отрезке от 3 до 7 лет. В этот период можно рассматривать синдром Карлсона, как совершенно нормальное явление, ведь в дошкольном детстве граница между реальным и фантазийным очень размыта и относительна, и дети одинаково ярко и сильно переживают события и чувства как происходящие в действительности, так и разворачивающиеся только в их воображении.

Воображаемый ребенком персонаж может так же стать и вашим другом. Каким образом? Очень просто: можно интерпретировать общение ребенка с его вымышленным другом как проективную методику. Наблюдая за тем, в каких ситуациях и с какой целью появляется воображаемый друг, какими качествами он наделен, в каком тоне и настроении проходит их с ребенком общение можно понять, какие проблемы, конфликты и трудности спровоцировали потребность в воображаемом друге. Правильно используя полученные в результате внимательного наблюдения за отношениями ребенка и «Карлсона» подсказки, возможно, вам удастся нивелировать проблему, и в поддержке воображаемого друга больше не будет надобности.

Какие же причины могут подтолкнуть к поиску воображаемого друга?

  1. Чрезмерное давление на ребенка, большое количество запретов. В этом случае ребенок заводит воображаемого друга, чтобы рассказывать ему о тех ограничениях, которые накладывают родители, и в воображаемом мире с ним вместе делать то, чего в реальной жизни ему совершить не позволят.
  2. Страх наказания и сопутствующее чувство вины. При такой проблеме в основании воображаемый друг будет играть роль «козла отпущения»: ребенок будет пытаться перекладывать на него ответственность за содеянное, проецировать на него свое чувство вины в форме всяческих порицаний и наказаний.
  3. Дефицит внимания, общения и впечатлений. В такой ситуации отношения ребенка с вымышленным героем будут яркими, разнообразными, насыщенными приключениями.

Это лишь несколько верхушек тех айсбергов, которые скрыты в сознании ребенка. Но в любой ситуации важно оставаться для ребенка сильным родителем и понимающим другом. Тогда воображаемый товарищ не нанесет вреда детско-родительским отношениям и социальной жизни ребенка.

Встречаются, однако, и иные ситуации, в которых продукт воображения человека является ему вовсе не другом. Какие признаки помогут вовремя распознать проблему:

  • снова-таки – возраст. Если в списке лучших друзей затесался воображаемый друг, а человек при этом старше 7-10 лет, — это очень тревожный сигнал;
  • когда отношения с воображаемым другом негативно сказываются на социализации, являются более яркими и важными, нежели события и люди, окружающие человека в действительности;
  • отсутствие критического восприятия по отношению к своим фантазиям;
  • физиологические проблемы (нарушения аппетита и сна, в первую очередь).

Всегда будьте внимательны к тому, что происходит в жизни близких людей и к тому, как это отражается на их внутреннем мире. Воображаемый спутник, будь он другом или врагом, не поможет распознать угрозу психическому здоровью.

psychologyc.ru

Воображаемые друзья наших детей

Вообража́емый друг (также «воображаемый партнёр», «невидимый друг») — это придуманный ребёнком персонаж, с которым он дружит или общается. Воображаемый друг может казаться очень реальным, хотя обычно дети понимают, что он не существует на самом деле.

           

      Карлсон. Об этом сказочном герое слышали все. Но не всем известно, что это за синдром назван в его честь. Синдром Карлсона – это выдумывание детьми воображаемых друзей. У вашего ребенка появился друг. Только вот незадача - никто, кроме самого малыша, его не видит. Дети — удивительны, они обладают прекрасной, неограниченной фантазией. Они могут построить сверхсовременный корабль из стульев и одеял, у них возникает интересный мир в большой картонной коробке, они умеют играть на метле-гитаре, и скакать на лошади из той же метлы… Перечислить все достижения детских выдумок просто нереально. Ребенок с бурной фантазией никогда не будет скучать, и не даст скучать своим родителям. 

   Когда же появляются воображаемые друзья? Такое явление считается абсолютно нормальным для детей в возрасте 3-5 лет. Их фантазия начинает бурно развиваться. Ребенок уже прошел кризис 3-х лет, он отделяет себя от мамы, чувствует свою самостоятельность, свои желания и потребности. Но не может еще в полной мере их озвучить, сформулировать.

     Часто появление воображаемого друга застает родителей врасплох. Невидимых приятелей у нас принято считать отклонением от нормы, поводом для беспокойства. Все потому, что мы, взрослые, привыкли оценивать мир со своей, логичной и серьезной, колокольни. Но важно понимать, что воображаемый друг для взрослой личности и для ребенка - это «две большие разницы». Невидимый приятель говорит не о психическом отклонении, а, напротив, о том, что психическое развитие идет нормально. Для активного развития навыка фантазирования и абстрактного мышления ему просто необходимы ролевые игры. И играть в них малыш часто начинает именно с придуманным другом.       Невидимый друг - не такая редкость, как думают многие. Несколько лет назад в Англии исследователь Карен Мейджорс защитила докторскую диссертацию, основанную на исследовании вымышленных друзей. Ее работа показала, что из 800 английских детей 46% имеют придуманных приятелей, при этом американские исследования говорят о том, что до семи лет у 65% малышей появится опыт общения с иллюзорным другом.

Зачем нужны воображаемые друзья? В чем польза воображаемого друга? Именно наблюдая за поведением ребенка, который, так сказать, завел себе такого товарища, можно узнать многое из того, чего вы даже не подозревали о своем малыше, ведь в этих играх отражаются как проблемы самого ребенка, так и семьи в целом.

  • В семье присутствует гиперопека и давление. Например, малыш подавляет своих фантомных друзей, все им запрещает, командует, то вполне возможно и с ним так же обходятся в семье. Родители могут таким образом посмотреть на себя со стороны. Может гиперопека выражаться и по-другому. Ребенок убегает от своей жизни в мир воображаемых героев. Только там он может вести себя так, как захочет: бегать, есть ложками варенье, долго играть на улице и т. д.
  • Подобное поведение демонстрируют и дети, которые страдают от чувства вины. В своем мире фантазий они либо наказывают героев, либо спасают их от возможного наказания. Родителям стоит узнать, из-за чего малыш чувствует себя виноватым.
  • Возникают воображаемые друзья и у тех детей, которым явно не хватает новых впечатлений. А вот в мире фантазий можно переживать кучу новых интересных приключений. Выход из этой ситуации – развлечение детей. Ходите в зоопарк, на качели, в детский театр, не забывайте рассказывать сказки. Если в жизни ребенка будет масса новых впечатлений, ему наверняка некогда будет играть с воображаемыми друзьями.
  • Не хватает общения. Родители заняты либо младшим ребенком, либо работой и взрослыми заботами. Возможно, ребенок просто трудно контактирует со сверстниками. В этом случае нужно как можно больше общаться с ребенком. Ведь, как не крути, он все-таки важнее других проблем.
  •      Современные психологические исследования показали: те дети, у которых есть братья и сестры, придумывают себе невидимых друзей с ничуть не меньшим энтузиазмом. А широта круга общения совершенно никак не влияет на вероятность появления такого товарища.
  • Существует еще такое понятие как «вытеснение». Проще говоря, ребенок играет со своим придуманным другом, проигрывая при этом тайные желания. Если ребенок хочет, чтобы выдуманное существо защитило его, значит, он нуждается в защите. Если он в своих фантазиях еще и наказывает кого-то, то появляется проблема, и возможно придется обратиться к психологу. Если же кроха просто играет с придуманным песиком, то может быть ему и вправду нужно купить щенка.
  • Как родителям вести себя с воображаемыми друзьями? Стоит ли игнорировать их или, напротив, принять и обращаться с ним так же, как с другими членами семьи? Пожалуй, лучшее решение - это позволить самому ребенку решать, насколько вы можете взаимодействовать с его другом, это, как-никак, его фантазия.  В какой-то степени можно даже подыграть ребенку: поставить лишний прибор за обедом для его друга, выслушивать все истории и интересоваться самочувствием и делами очередного «Карлсона». Однако важно провести границу между фантазией и реальностью – отвечать за свои поступки должен сам ребенок, а не сваливать все на воображаемых друзей.

    Родителям бывает трудно занять позицию стороннего наблюдателя, но, если постараться абстрагироваться от ситуации, часто можно заметить, что существуют некие паттерны, или закономерности появления воображаемых друзей и их поведения. Например, приятель может «приходить в гости» тогда, когда мама затевает ссору с папой. Впрочем, совершенно не обязательно ребенок придумывает друзей для «самозащиты», часто иллюзорные приятели появляются в жизни ребенка с одной единственной целью - чтобы развлекать и веселить его.

     Воображаемые друзья исчезают сами собой к 7-9 годам. Если невидимый приятель появился у ребенка сильно старше шести-семи лет, при этом никаких явных травмирующих событий и серьезных изменений в жизни не происходило, это может быть сигналом о том, что вам стоит обратиться к детскому психологу. 

    www.b17.ru

    Воображаемые друзья у ребенка — это нормально?

    Редакция The Village с помощью экспертов продолжает отвечать на актуальные вопросы, которые волнуют современных родителей

    У детей часто появляются воображаемые друзья. Они с ними разговаривают, играют, ругают их или любят. У родителей такое поведение вызывает страхи и опасения. The Village поговорил с психологами и узнал, насколько это нормальное явление и значит ли оно, что ребенку не хватает реального общения.

    Дарья Грошева

    психолог

    В возрасте 2,5–5 лет у ребенка очень активно начинает развиваться интеллект. В современном мире он рано осваивает цифровое пространство и начинает мыслить творчески и креативно. Игра — естественное состояние дошкольника, в игре ребенок осваивает социальные роли, ищет себя в мире взрослых и заводит себе воображаемых друзей. Это может быть супергерой, животное и даже игрушка, наделенная человеческими способностями, или человек с необычным именем, который выполняет все действия близких взрослых ребенка. Это не повод для вмешательства.

    Проблемы начинаются тогда, когда ребенок не рассказывает вам о своем друге: это может говорить о недоверии и страхе. Общение с этим персонажем может проходить по двум сценариям: либо ребенок будет погружаться в мир, в котором все дозволено, либо изображать родителя, который ведет себя так же, как и вы. Прежде чем бить тревогу, попробуйте обратить внимание на то, как организована игра.

    Воображаемый друг может появиться от нехватки впечатлений. Ребенок полностью зависит от решения старших, и ему приходится изо дня в день терпеть один и тот же сценарий. Ребенку также может не хватать общения, но говорить об этом он еще не умеет. Дети разные: не каждый из них способен влиться в круг сверстников, и тогда им приходится придумывать собственную игру.

    Ребенок также может вытеснять свои тайные желания. Возможно, ему требуется больше внимания и включенности в его мир, возможно, чего-то вы не знаете, о чем-то он молчит, а проблема есть. Выслушайте его, расспросите о том, как этот воображаемый друг его защищает, что он говорит, когда появляется, какая у него есть способность. Если вы услышите, что воображаемый друг грозится наказать обидчиков, то стоит обратиться к психологу: это может быть признаком скрытой агрессии.

    Иногда воображаемый друг может появиться у подростка, и произойдет это после травматичного события — смерть близкого, переезд, развод родителей. Некоторое время этот воображаемый друг будет сопровождать ребенка и обладать какими-то чертами характера, которые нужны самому ребенку. Не стоит беспокоиться сразу, но полезно обратиться к психологу для того, чтобы прояснить, в чем нуждается ребенок.

    Так что, вопреки иррациональным страхам, свойственным любому родителю, ребенок может проявлять фантазию и это может казаться странным, необычным, но не должно вызывать тревогу.

    Александр Покрышкин

    детский психолог

    Мы привыкли думать, что воображаемый друг у ребенка — это серьезная проблема, где-то рядом с психическим расстройством. Однако количество детей, у которых есть или были воображаемые друзья, весьма велико. Это может быть человек, животное или фантастическое существо, которого ребенок может охотно описывать и с кем он как будто бы состоит в близких отношениях. Иногда этот «друг» начинает участвовать в реальной жизни семьи, часто можно услышать фразы типа: «Тише! Микки спит!» или даже «Это Сережа сломал, а не я!»

    Кажется, что невидимый друг нужен тем, у кого мало друзей, и есть исследования, которые подтверждают эту связь для некоторых детей старше 10–12 лет. В ряде случаев такие друзья — это способ ребенка справляться с травматическим опытом. Однако для большинства ребят это просто игра, и само по себе ее наличие не является признаком проблемы. Наоборот, это свидетельствует о богатом воображении, которое так проявляется.

    Поэтому основной совет родителям, которые с этим столкнулись, — не пытаться спорить и отговаривать, а проявлять уважение и такт. Постепенно эта игра сойдет на нет, а упреки лишь добавят напряжения в отношения с ребенком. Наблюдая за этой игрой, стараясь лучше понять того, с кем он дружит, мы лучше поймем и его самого.

    www.the-village.ru


    Смотрите также