Виды конструкторов для дошкольников


Виды конструкторов для детей

Ирина Сергеевна Чижикова Виды конструкторов для детей

Педагоги знают о детях многое. В частности то, что дети очень любят мастерить, собирать и разбирать какие-нибудь вещи. А особенно им нравится строить мосты и возводит здания при помощи деталей из конструктора. Такие занятия для любого ребёнка не только познавательны, но и полезны. Ведь во время конструирования у малыша развивается образное мышление, воображение, память, совершенствуются игровые навыки и усидчивость. Также в работе задействованы мышцы кисти, что положительно влияет на мелкую моторику рук. Причём, независимо от того, простой конструктор или сложный – мы знаем, что ребенку будет очень интересно и увлекательно, и что на некоторое время малыш будет занят. Когда ребёнок занимается сборкой или разборкой конструктора, то он может развивать навыки будущего архитектора при возведении домов и построек по собственной задумке или складывать конструктор по инструкции (по готовой картинке или схеме, по определённым стандартам (домик для лошадки, гараж для большого троллейбуса). Конечно, в самом начале, когда вы только начинаете знакомить ребёнка с конструктором, ему будет нравиться только уничтожать и разрушать постройки, но потом ему поймет, что скреплять детали и создавать свои архитектурные шедевры еще интереснее. Когда вашему малышу исполнится три года, он будет играть с конструктором и использовать различные его детали в своих ролевых играх (стульчик для куклы, кубик вместо стола для игрушек) и т. д. Ближе к шести годам малыш начнёт сам создавать свои постройки из конструктора. Если ему будет что-то не понятно, помогите ему разобраться. Поиграйте с ним.

На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов:

1. Кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые). Являются самым первым материалом для конструирования. Уже годовалые малыши с удовольствием разрушают башню из кубиков, и это вполне можно считать первыми играми с конструктором.

2. Строительные наборы (геометрические фигуры разного размера) без соединения. Эти наборы могут быть из разных материалов – дерева, пластмассы. Деревянные детали могут быть окрашенными или нет. Крупный напольный конструктор можно использовать для постройки домов, как в рост ребёнка, так и в кукольный рост.

Возраст детей, которым будет интересен такой тип конструкторов, колеблется в широких пределах. Малыши строят арки и гаражи, а шестилетки воодушевленно сооружают сложные архитектурные строения из конструктора, в состав которого входит множество объемных фигурок.

3. Конструкторы с простым блочным соединением. Традиционный конструктор из блоков, соединяющихся между собой посредством «прирощенных» цилиндров, классический вид, тем не менее любимый современными детьми. Чем старше становится ребенок, тем меньше становятся детали. Помимо строительных пластмассовых блоков, такие конструкторы часто содержат и тематические детали – фигурки людей, животных. Отличительной чертой этих конструкторов является совместимость деталей одного производителя из разных наборов. То есть, покупая новый набор ребенку, мы пополняем тот, что у нас есть в наличии, создавая тем самым, идеальные условия для творчества.

4. Конструкторы с болтовым соединением (металлические, пластмассовые). Они бывают из различного материала. И для различного возраста. Например, все мы помним металлические конструкторы нашего детства – с плоскими деталями с отверстиями, с винтиками и шайбочками. Сегодня же это – яркие, привлекательные, пластиковые элементы, крупнее своих серых предшественников из металла. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.

5. Магнитные конструкторы состоят из намагниченных пластин, палочек и шариков, «прилипающих» друг к другу. Из такого конструктора легко составляются оригинальные, стильные и блестящие объемные модели. Магнитный конструктор с мелкими деталями предназначен для детей старше шести лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.

6. Существует множество других разновидностей конструкторов.

Электронные (различные запчасти на основе электросхем). Такой конструктор в игровой форме познакомит ребенка с основами электротехники и электроники. Детали собираются в электрические схемы без пайки, с помощью удобных разъемов и крепятся к пластиковому основанию. К каждому конструктору прилагается красочная брошюра с подробными описаниями электрических и электронных схем.

Конструкторы с суставным соединением. Этот вид конструктора получил свое название благодаря особому соединению, имитирующему суставы. Результативная игра с подобным набором требует хорошего пространственного мышления и развитой мелкой моторики, поэтому обычно предназначается для детей старше шести лет.

Модели для сборки (различные модели машинок, самолётов). Такие конструкторы интересны не только детям, поэтому у вас есть шанс организовать хороший совместный досуг.

Решетчатый конструктор, детали которого напоминают решеточки. Этот развивающий детский конструктор отличается своей универсальностью и простотой сборки. Конструктор помогает развитию пространственного мышления, навыков классификации и сортировки предметов по цветам и форме.

Какой же конструктор подойдёт ребёнку? Конструктор, прежде всего, должен подходить по возрастной категории ребёнка. Чем младше малыш, тем крупнее должны быть детали конструктора. Конструктор должен быть безопасным. Поэтому нужно обращать внимание на фирму производителя конструктора и качество самого конструктора. Затем следует обратить внимание на количество мелких деталей в упаковке, цветовую гамму (она не должна быть агрессивной, поверхность деталей, а также запах. Резкий, неприятный запах свидетельствует о недоброкачественности конструктора, и игра с ним может привести к аллергическим реакциям и отравлению. Выбрав конструктор, играйте и стройте вместе с детьми!

www.maam.ru

22 вида детских конструкторов

Реклама от спонсоров:

Популярные игрушки для детей – конструкторы. Такой подарок обрадует самого требовательного малыша. Принцип у них одинаковый: это элементы, которые соединяются между собой и образуют единую фигуру. Детали бывают кубическими, сферическими или сложной конструкции.

В магазинах встречаются тысячи видов этих игрушек. Различаются они по цвету и размеру. Найдутся наборы, отличающиеся сложностью, количеством частей, материалом изготовления, видами крепления.

Существуют наборы для девочек и для мальчиков. Сложно разобраться в разнообразии ассортимента, но особо занимательными станут большие детские конструкторы. Размер расширяет возможности для игр. Состоят они из трехсот и более запчастей. Встречаются напольные в человеческий рост. Из фрагментов строят комнаты, домики и т.д.

Как выбрать конструктор

При выборе учитывайте факторы:

  • никаких резких краев. Малыш может пораниться. Желательно, если есть углы, чтобы они были сглаженными. В плане безопасности хороши мягкие материалы;
  • идеально гладкая обработка. Не должно быть ни одной шероховатости. Детали шлифуют и затем покрывают защитным слоем. Внимательно изучите этикетку. Вещество покрытия должно отвечать требованиям безопасности для детей указанного возраста;
  • отдавайте предпочтение натуральным материалам. Лучше всего для маленьких подходят деревянные наборы;
  • отсутствие запаха. Неприятный запах свидетельствует о некачественном материале изготовления;
  • надежность и легкость в креплении деталей. Фрагменты должны легко соединяться друг с другом, но при этом надежно держать конструкцию;
  • цвета ближе к природным. Естественные цвета радуют глаз и положительно сказываются на психологическом и эмоциональном здоровье ребенка. Игнорируйте кислотные цвета;
  • соответствие возрастному диапазону. На упаковке вы найдете рекомендации о возрасте ребенка. Учтите это при выборе, но не ставьте данное требование на первое место, ведь каждый малыш развивается по-своему. То, что рано и не по силам одному, окажется уже неинтересно другому;
  • сразу после приобретения внимательно осмотрите комплект: все ли элементы присутствуют, исправны ли крепления. Лучше не показывать покупку чаду до осмотра, чтобы избежать ненужного разочарования. Если обнаружите брак, то имеете право вернуть или обменять покупку в течение двух недель.

Для детей 1-3 годика

Малыши в таком возрасте познают цвета, форму и размеры. Сопоставлять составные части друг с другом им еще трудно. Обычно креплений в конструкторских наборах для самых маленьких нет, детали ставятся друг на друга.

Лучший первый конструктор – кубики. Кубики были в детстве у каждого. Материал для них: пластик, дерево, ткань, картон. В таком возрасте важно развивать тактильное восприятие ребенка. Если в исполнении кубика встречаются разные структуры материала, это только приветствуется.

Для первых опытов сборки подойдут наборы, состоящие из 3-5 кубиков. С возрастом количество кубиков должно увеличиваться. Учите малыша строить все более сложные конструкции. В целях экономии можно сразу купить большой набор и постепенно давать ребенку все большее количество кубиков. Для первого раза подойдут самые яркие и интересные из них.

При покупке обратите внимание, чтобы грани кубов были плоскими. Иначе из них не получится построить что-либо, так как они не будут надежно стоять друг на друге.

Состоящий из формочек в форме сот удобен для игр в песочнице. Фрагменты крупные, выполнены из пластика. Их легко мыть, и они компактно складываются в специальную сумку, чтобы удобно было выносить их на улицу. Можно использовать, как формочки для песка. После похода в песочницу промойте формочки с дезинфицирующим раствором.

На присосках. Интересно, удобно, подходят для ванной комнаты. Такие элементы можно прикрепить к любой вертикальной поверхности. Удобно использовать в путешествии. Закрепив составные части с помощью присосок к спинке переднего кресла, вы займете и развлечете ребенка в долгой дороге. Хорошо крепятся присоски к детской ванночке, их легко передвигать даже в воде.

Требования к первому конструктору

В первую очередь детали должны быть крупными. Это обеспечивает безопасность малютке, он не сможет их случайно проглотить. Чем крупнее фрагмент, тем удобнее ее захватить маленькой детской ручке.

Чаще всего состоят из небольшого количества элементов, от 3 до 10 штук. На рынке можно найти деревянные, мягкие, коврики-конструкторы.

В столь юном возрасте конструирование поможет в пространственном восприятии. Крошка начнет понимать, что значит правее, левее, вниз, вверх.

Для детей 3-6 лет

Составные части становятся меньше обратно пропорционально возрасту ребенка. Чем взрослее собирающий, тем мельче детали. А их количество постепенно увеличивается. Для дошколят появляются новые материалы. После трех лет становится интересно играть с полученными из частей фигурками, они становятся новыми игрушками. Малыш придумывает сказки и занимательные истории с их участием.

Сюжетные наборы. Появляются конструкторы, которые уже предполагают некоторую площадку для игры. Например, ферма, магазин или джунгли. В такие наборы входят не только материалы для сборки, но и фигурки человечков или животных.

Знакомые всем блочные конструкторы. Большое количество блоков соединяются, как душе угодно, и каждый раз получаются новые сюжеты и истории. Постепенно покупая новые наборы, собирая и соединяя вместе, вы получите площадки и города.

Керамические. Это строительные площадки. Состоящие из кирпичиков наборы помогут почувствовать себя строителями. Из стройматериалов и «цемента» можно построить замок, гараж или мастерскую. К керамическим кирпичикам прилагается смесь, которой они скрепляются. Она легко смывается и съедобна. Нестандартный материал безопасен для здоровья.

На магнитах. Находят место в детском творчестве и магниты, что разнообразит область применения. Составные части таких игрушек – палочки с магнитными шариками на концах. Отпрыск на практике изучает магнетизм и принцип взаимодействия магнитов с другими веществами и между собой.

Технические. Специально для мальчишек выпускают конструкторы, где, для того чтобы собрать или починить, нужно использовать арсенал специальных инструментов, как у папы. С детства маленький мужчина привыкает к тому, что техника требует ухода.

Музыкальные. Из отдельных фрагментов собирают музыкальные инструменты, на которых сможете играть. Такие как труба, пианино, скрипка. Учитывайте при выборе предпочтения юного музыканта.

Обучающие. С помощью них изучают буквы, цифры, арифметику в игровой форме. Лучше, если вы будете играть совместно с маленьким и объяснять ему значение тех или иных символов. Использовать их следует не ранее 5 лет.

Конструкторы-мозаики. Предусмотрена сборка по образцу или личному эскизу. Элементы поочередно соединяются, и в итоге получается изображение, подобно мозаичному. Детали плоские с прорезями для креплений. Собранные фигуры получаются объемными. Отдаленно такие игрушки напоминают пазл.

Для детей 5-10 лет

С пятилетнего возраста дети любят создавать игрушки собственными руками.

Металлические. Собирают методом прикручивания составных частей друг к другу при помощи болтов и гаек. Существуют схожие модели из пластмассы, но резьба разбалтывается и скручивается. Не экономьте на качестве. Собрать такую головоломку непросто. Помогите юному исследователю на первых порах. Если он заинтересуется, то скажет «спасибо» за интересное и полезное занятие.

Конструкторы-трансформеры. Собрав фигуру животного, появляется возможность превратить ее в самолет, автомобиль или робота. Секрет действия – в специальных подвижных креплениях. Они представляют собой шарики, входящие в сферическую чашу, конструкция похожа на человеческий сустав.

С подвижными элементами разнообразят арсенал любимых игрушек вашего дитя. Собрав крокодила, вы можете заметить, что у него передвигаются лапы или открывается рот.

С радиоуправлением. От этой функции малыш будет в восторге. Машинки и самолетики смогут ездить и летать по вашей квартире. Пульты прилагаются.

Для детей старше 10 лет

Такие наборы приближены к существующим предметам, ситуациям и моделям.

Распространенные – деревянные наборы для моделирования. В результате получаются модели домов, машин, строений.

Криволинейные. Состоят из гнущихся трубочек. Полученные фигуры пластичны, их сжимают, гнут, они не ломаются. Развивают пространственное мышление и глазомер.

Позволяющие наблюдать оптические иллюзии. Собранные фигуры различаются в зависимости от угла зрения. Для детей это зрелище сравнимо с волшебством.

Наборы для сборки современных функционирующих устройств. Позволяют собирать работающие вещи: радио, микрофон или сигнализацию. Такие наборы подогревают интерес к моделированию, дают первичные знания об электричестве, магнетизме, механике. Будет чем удивить сверстников в школе.

Сеточные конструкторы – популярны по сей день. Представляют собой элементы с несколькими отверстиями по длине. Соединяются друг с другом при помощи болтов. Создавать можно что угодно, от сказочных животных до автомобилей.

Лабиринты. Из частей таких наборов получаются ходы лабиринта – либо по заданной схеме, либо с придумыванием маршрутов самостоятельно.

Каждый из типов хорош по-своему, обладает достоинствами и недостатками. Для каждой семьи конструктор подбирается индивидуально.

Меры предосторожности

Меры предосторожности и правила эксплуатации больших конструкторов для детей:

  1. Играть ребенок должен только под присмотром взрослых.
  2. Элементы нельзя использовать не по назначению.
  3. Мойте составные части по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Теплой воды с мылом достаточно. Протрите насухо хлопчатобумажной тканью.
  4. Храните игрушки в темном прохладном месте с низкой влажностью. Избегайте контакта с домашними животными.

Отнеситесь к выбору большого конструктора внимательно. Конструирование и моделирование развивают мелкую моторику, и, как следствие, получаем развитие творческого мышления, речевого аппарата, логики.

Когда подросток пробует себя в роли изобретателя, кроме предложенного результата, собирает из деталей что угодно. Вот где истинный простор для фантазии.

Конструктор – это каждый день новая игрушка. Из частей получите новую забаву на каждый день. Не надоест долго. Таким образом, покупка становится практичным вложением средств.

Проблемы

Чтобы добиться успеха в сборке, понадобится усидчивость. Обязательно подбирайте сложность, соответствующую уровню развития. Если задание окажется слишком сложным, то без вашей помощи малышу не справиться.

Отказав ему в помощи, вы рискуете навсегда отбить интерес к развивающим занятиям, из-за этого возникают неприятные ситуации. Совместные занятия сближают родителей и детей, помогают наладить доверительные отношения. Вам понравится собраться зимними вечерами семьей и вернуться в детство. Выбирая конструктор для карапуза, приобретайте только тот, в который с удовольствием играли бы сами.

Слишком простой набор наскучит и создаст ненужный склад. Пустая трата денег вам ни к чему.

Работы по моделированию позволяют детям экспериментировать. Развивается самостоятельность. Отпрыск станет с чувством удовлетворения наслаждаться результатом собственного труда.

После таких увлекательных занятий появится вероятность, что малыш станет великим конструктором или архитектором, и в этом будет и ваша заслуга.

vash.market

Виды конструкторов для детей

Тот, у кого есть дети, наверняка, о них знает многое. В частности то, что дети очень любят мастерить, собирать и разбирать какие-нибудь вещи. А особенно им нравится строить мосты и возводит здания при помощи деталей из конструктора.

Такие занятия для вашего ребёнка не только познавательны, но и полезны. Ведь во время конструирования у малыша развивается образное мышление, воображение, память, совершенствуются игровые навыки и усидчивость. Также в работе задействованы  мышцы кисти, что положительно влияет на мелкую моторику рук.

Причём,  независимо от того, простой конструктор или сложный – родители знают, что их чаду будет очень интересно и увлекательно,  и что на некоторое время малыш будет занят.

 Когда ребёнок занимается сборкой или разборкой конструктора, то он может развивать навыки будущего архитектора при возведении домов и построек по собственной задумке или складывать конструктор по инструкции (по готовой картинке или схеме), по определённым стандартам (домик для лошадки, гараж для большого троллейбуса).

Конечно,  в самом начале, когда вы только начинаете знакомить ребёнка с конструктором, ему будет нравиться только уничтожать и разрушать постройки, но потом ему поймет, что скреплять детали и создавать свои архитектурные шедевры еще интереснее.

 Когда вашему малышу исполнится три года, он будет играть с конструктором и использовать различные его детали в своих ролевых играх (стульчик для куклы, кубик вместо стола для игрушек) и т.д.

Ближе к шести годам малыш начнёт сам создавать свои постройки из конструктора. Если ему будет что-то не понятно, помогите ему разобраться. Поиграйте с ним.

На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов:

1. Кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые). Являются самым первым материалом для конструирования.

2. Строительные наборы (брусочки, арки, конусы).

Эти наборы могут быть из разных материалов – дерева, пластмассы. Деревянные строительные детали могут быть окрашенными или нет. Довольно интересными являются наборы для строительства в виде бревен с пазами для скрепления между собой.

 3. Напольный конструктор (большие и маленькие детали для постройки домов, как в рост ребёнка, так и в кукольный рост).

4.  Конструктор – трансформер (фигурки воинственных животных или людей, супергероев).

 5. Тематические наборы (конструкторы, типа «Лего», с помощью которых можно создавать различные объекты с помощью блоков, к примеру, «Лего – пожарная часть», «Лего – ферма», «Лего – пиратский корабль»).

Помимо строительных пластмассовых блоков,  такие конструкторы содержат и тематические детали – фигурки людей, животных. Отличительной чертой этих конструкторов является совместимость деталей из разных наборов. То есть, покупая новый набор ребенку, мы пополняем тот, что у нас есть в наличии, создавая тем самым, идеальные условия для творчества.

 Кроме этих видов есть так же конструкторы, которые отличаются по разной величине и способу конструирования и изготовления:

  1. Блочные конструкторы (геометрические фигуры разного размера).
  2.  Конструкторы с болтовым соединением (металлические, пластмассовые). Например, все мы помним металлические конструкторы нашего детства – с плоскими деталями с отверстиями, с винтиками и шайбочками.
  3. Магнитные (пластины различной формы или палочки с шариками).
  4.  Электронные (различные запчасти на основе электросхем).
  5. Криволинейные контурные (из гибких пластмассовых трубочек).
  6. Суставные (соединительные детали похожи на суставы).
  7. Мягкие конструкторы из нетоксичного  «вспененного» материала изолона. Они могут создавать как плоскую фигурку, так и объемную, 3-D.
  8. Развивающие конструкторы-лабиринты. С помощью разнообразных деталей можно собрать целый городок с туннелями и горками, по дорогам которого можно катать шарики или машинки.
  9. Модели для сборки (различные модели машинок, самолётов). Такие конструкторы интересны не только детям, поэтому у вас есть шанс организовать хороший совместный досуг.
 Какой же конструктор подойдёт вашему ребёнку?
  1. Конструктор, прежде всего, должен подходит по возрастной категории вашего ребёнка. Чем младше малыш, тем крупнее должны быть детали конструктора.
  2.  Конструктор должен быть  безопасным. Поэтому нужно обращать внимание на фирму производителя конструктора и качество самого конструктора. Затем следует обратить внимание на количество мелких деталей в упаковке, цветовую гамму (она не должна быть агрессивной), поверхность деталей,  а также запах. Резкий, неприятный запах свидетельствует о недоброкачественности конструктора, и игра с ним может привести к аллергическим реакциям и отравлению.

И, выбрав свой конструктор,  играйте и стройте вместе с ребёнком!

(Посетители 12 625 за все время, 2 просмотры сегодня)

maminovse.ru

Современные виды конструкторов для детей дошкольного возраста

  Современные виды конструкторов для дошкольников.

Конструктор-один из видов игрушек, появившихся в наши времена. А изобрел первый конструктор не инженер, а приказчик из мясной лавки. Однажды приказчик из английского города Ливерпуля Франк Хорнби ехал в поезде. Была уже ночь, но ему не спалось. Вероятно, он думал об удивительных достижениях техники рубежа ХIХ-ХХ веков. Тут-то ему и пришла в голову мысль сделать ребенка соучастником в деле создания технических средств.

Он придумал игру, состоящую из дырчатых планочек, миниатюрных гаек и болтиков. Болтики можно было завинчивать в отверстия на разном расстоянии и под разными углами. Это давало возможность сооружать из планок тележки, мосты, подъемные краны. Для своей игры изобретатель нашел подходящее название — «механо» (от греческого «теспапе» — искусство построения машин). Шел 1900 год. С каждым последующим годом новая игра усложнялась, становилась все интереснее. Появлялись новые виды транспорта и, соответственно, новые наборы детских конструкторов, из которых можно было собирать машины, паровозы, самолеты...

Констру́ктор (от лат. constructor —«строитель»). Конструктор (игрушка) — детский игровой набор для моделирования, состоящий из набора деталей и, как правило, соединительных элементов.

Конструктор

Возраст

1

Мягкие кубики

С 2-3 месяцев

2

Деревянные или пластмассовые кубики

С 4-6 месяцев

3

Фигурки-вкладыши

С 6-7 месяцев

4

Мозаика

С 1 года

5

Блочный конструктор (лего и другие)

От 1,5 лет

6

Конструкторы с шестеренками

С 3 лет

7

Магнитный конструктор

С 4 лет

8

Металлические или пластиковые конструкторы с болтовым соединением

От 5 лет

9

Электронные конструкторы

С 5 лет

Простейшие виды конструкторов-кубики. Это самый простой конструктор, с которым сталкиваются малыши. Кубики могут быть пластмассовые, деревянные, картонные или из мягких тканей.

 Строительный набор-разновидность кубиков. Они бывают разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства как отдельный деталей, так и целого замка. Строительный набор может быть деревянный или пластмассовый, он приятный на ощупь и безопасен для крохи.

Фигурки –вкладыши Это еще одна разновидность простейшего конструктора.

Дети учатся подбирать и соединять вместе правильные по форме и по размерам фигуры.

Мягкие конструкторы.

Материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу малыша. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.

Мозаика.  Собирание мозаики -очень важно для развития воображения и творческого мышления, а также психического развития ребенка в целом

Пазлы  Из деревянных или картонных пазлов,  дети могут собирать и разрисовывать любые модели: машинки, самолеты, башни.

Блочные конструкторы.

Это конструкторы, в которых есть блоки, скрепляющиеся между собой.

Тематические наборы

Это конструкторы объединенные одной темой. Например: «Ферма», «Пожарная часть», «Загородный дом» и т.д.

Болтовые конструкторы Они бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.

Металлические

В наборе есть все, как у взрослых: отвертки, гайки, шурупы.

Магнитные

 Магнитные палочки разных цветов, разноцветные пластинки и металлические шарики – вот элементы магнитного конструктора. Конструируют из этих фрагментов модели молекул, космические станции, небоскребы …

Керамические конструкторы

В наборы входят миниатюрные керамические кирпичи, детали из картона, деревянные основания и безопасный клей

Конструкторы из стройматериалов Конструктор из самых «настоящих» кирпичей, скрепляемых «настоящим» цементирующим раствором

Деревянные конструкторы Этот вид является самым безопасным и экологическим.

Динамические контурные и суставные конструкторы. Этот конструктор состоит из цветных гибких и тонких пластиковых трубочек разной длины, а также стеклянных шариков.

Конструкторы –лабиринты.  Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город. По «дорожкам» скатываются мячики, развивая мышление малыша.

Функциональные электронные конструкторы.

Это действующие модели различных устройств. Чаще всего, такие конструкторы требуют определенных знаний и соблюдениясерьезных правил безопасности.

Конструкторы типа «LEGO» Это самый популярный конструктор, как среди мальчиков, так и среди девочек. Изготавливается из пластика. Имеют различные способы крепления.

Конструктор – трансформер, когда одна модель может превращаться в другую. Это различные фигурки супергероев или животных.

Материал подготовила воспитатель Шишкина С.М.

ВИДЫ КОНСТРУКТОРОВ

       

 

bal-ds53.edumsko.ru

Типы и виды конструирования в детском саду

Ирина Василевская Типы и виды конструирования в детском саду

Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом. К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не столько отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой: «веселый клоун», «худой простофиля волк», «прекрасный принц». К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый перед ним.

Конструирование из строительного материала. Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты», которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому.

Во время занятий материала всего должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу.

Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует и разнообразные мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью — домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей.

Конструирование из деталей конструкторов. В детском саду имеются разные тематические конструкторы: «Мосты», «Собери автомобиль», «Подъемные краны, «Гараж», «Сделай сам», имеющие прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные, пластмассовые с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные. Конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы) можно отнести к техническому типу конструирования.

Основные детали конструкторов имеют геометрическую форму, и их соединение в разных комбинациях позволяет в основном отображать реально существующие объекты, моделировать их структуру с точки зрения функционального назначения каждого. Вместе с тем дети могут придумывать образы, не существующие в жизни или в их опыте, и создавать конструкции «волшебной мельницы», «робота», «великана». Для успешного воспроизведения рисунка, схемы детям необходимо уметь правильно их «читать», мысленно переводить объемные предметы, части, детали в плоскостные и наоборот.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Эти материалы широко используются в детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей.

Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.

Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также тонкий картон.

Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

Конструирование из природного материала. Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.

Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д. При этом используется специфика самого природного материала (богатство его форм, цвета, фактуры, его многофункциональность, позволяющая не только отображать, но и выражать свое отношение, т. е. строить художественный образ, что особенно значимо для развития детского воображения и творчества. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.

Для развития творческого воображения в этом виде конструирования принципиально важно научить детей анализировать природный материал (в совокупности всех его свойств) вначале как основу будущего образа, создаваемого способом «опредмечивания», а затем — как деталь, значимую для построения целостного образа способом «включения»; сформировать такие приемы конструирования, как достраивание, изменение пространственного положения основы, убирание лишнего, комбинирование.

Конструирование из разных материалов на участке детского сада. Дети с удовольствием занимаются конструированием и на прогулке, используя как разный природный материал — песок, снег, шишки, желуди, кору, коряги, бревна разных конфигураций, пни, листья, камешки и большие камни, солому, траву и др., так и другие материалы — бумагу, всевозможные упаковки, в том числе и картонные коробки разного размера, палки, веревки, пенопласт, пластиковые бутылки.

Площадь участка и сами материалы позволяют детям создавать конструкции более масштабных размеров, что способствует успешному переходу детей от организации малого пространства к освоению и организации большого. При этом их работа носит в основном коллективный характер.

Зимой дети с удовольствием конструируют из снега (конечно, в тех регионах, где снег выпадает в изобилии). Они создают конструкции как утилитарного, так и художественного характера. Дети сооружают крепости, лабиринты, снежные горки и катаются с них на санках, лыжах; лепят снежки для игр. Для успешной и интересной деятельности на участке детского сада необходимо активное участие творческих взрослых. Дети, у которых в результате целенаправленного обучения сформировано конструирование как универсальная умственная способность к творческому построению собственной деятельности, готовы к такому типу сотворчества. Взрослым же предстоит над собой поработать! Им необходимо научиться радоваться вместе с детьми, быть свободными в поиске решений, ценить не только результат, но и процесс творчества.

Компьютерное конструирование. Для свободного и творческого создания замыслов и их воплощения дети должны иметь достаточно развитые гибкие и подвижные пространственные представления. Мысленное оперирование образами — важная составляющая воображения и творческого конструирования. С этой целью необходимо организовать специальное обучение детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающее поэтапное формирование у них пространственных представлений.

Одним из средств обучения является компьютерное конструирование — относительно новый вид конструирования в практике дошкольных учреждений. Использование компьютера органично включено в систему занятий и, как правило, является завершающим элементом в системе каждого этапа формирования пространственных представлений.

Работа на компьютере самым тесным образом переплетается с практическим конструированием и способствует эффективному формированию у детей гибких динамических пространственных представлений, а также умения представлять объемное тело, основываясь на его плоскостном изображении, что составляет основу графического моделирования конструкций. Все это оказывает положительное влияние на общее умственное развитие, и прежде всего на развитие образного мышления и воображения. А это, в свою очередь, положительно влияет на характер разных видов продуктивной деятельности (конструирование из разных материалов, рисование, лепка, аппликация) и ее результаты. Образы, создаваемые детьми, отличаются большей выразительностью и оригинальностью. При этом разработанные содержание и принципы организации обучения могут составить важное звено в общей системе формирования творческого конструирования.

Конструирование из крупногабаритных модулей — еще один вид относительно новых форм конструирования. Крупномасштабное конструирование с использованием разнообразных по форме, цвету и размеру модулей предоставляет детям уникальную возможность осваивать достаточно большое пространство с помощью предметов, сделанных самими детьми. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований, соответствующие не только их функциональному назначению, но и собственному росту, т. е. как бы для себя. И поэтому особое значение имеет их функциональность и прочность. Такие конструкции позволяют детям осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок.

Конструируя из крупных модулей, дети осваивают как плоскостное пространство, так и объемное: они объединяют модули, ставя их не только рядом друг с другом, но и друг на друга. Благодаря этому они обнаруживают эффект устойчивости и неустойчивости вертикальных сооружений и зависимость их устойчивости от расположения отдельных модулей по отношению друг к другу и от их веса. Причем в конструировании из крупных модулей в отличие от конструирования из мелких деталей ребенок ощущает это (объем, вес, устойчивость, поскольку при практических действиях с модулями у него задействованы как мелкие, так и крупные мышцы всего тела, что способствует развитию его сенсомоторной сферы, координации движений.

Крупные модули в основном делятся на два типа: объемные и плоскостные. И в соответствии с этим можно создавать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции.

Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

Формы организации обучения детскому конструированию

Конструирование по образцу. Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

Однако, как показали исследования В. Г. Нечаевой, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук использование образцов — это необходимый важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях. Такой структурный анализ способствует выявлению существенных отношений и зависимостей между частями объекта, установлению функционального назначения каждой из них, создает предпосылки для формирования у детей умения планировать свою практическую деятельность по созданию конструкций с учетом их основных функций.

Направляя самостоятельную деятельность дошкольников на подбор и целесообразное использование деталей, можно успешно применять в качестве образца рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки. Можно также предложить воспроизвести образец определенной конструкции, давая детям строительный материал, в котором отсутствуют отдельные детали, составляющие эту конструкцию, и их следует заменить имеющимися. А можно использовать задания на преобразование образцов с целью получения новых конструкций. В этом случае ребенок должен создавать каждую последующую постройку путем преобразования предыдущей: например, диван перестроить в караульную будку, изображенную на рисунке, используя все детали набора.

Таким образом, конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, является важным обучающим этапом. В рамках этой формы конструирования можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели. Конструирование по модели, разработанное А. Н. Миреновой заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками является достаточно эффективным средством активизации их мышления.

В процессе решения этих задач у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие ее элементы, для того чтобы воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и используя те или другие детали. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

Конструирование по условиям. Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддьяковым, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети также легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем, как показали наши эксперименты, могут сами на основе установления такой зависимости определять конкретные условия, которым будет соответствовать их постройка, создавать интересные замыслы и воплощать их, т. е. ставить перед собой задачу. Как показали исследования (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова, данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Однако дети должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др. Этот опыт формируется прежде всего в конструировании по образцам и в процессе экспериментирования с разными материалами.

Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного материала. Однако она может успешно использоваться и в других его видах в целях развития творчества.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. Однако дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей были специально разработаны шаблоны (В. В. Брофман, которые дети использовали для построения наглядных моделей (чертежей, отражающих их конструктивные замыслы. В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности, т. е. они начинают строить и применять внешние модели «второго порядка» — простейшие чертежи — в качестве средства самостоятельного познания новых объектов. Наиболее легко и естественно это происходит при использовании компьютерного конструирования во взаимосвязи с практическим.

Конструирование по замыслу. Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Но надо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования — по образцу и по условиям. Иначе говоря, конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений (умение строить замысел, искать решения, не боясь ошибок).

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т. п., и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику в случае их «застревания» на одной и той же теме.

Каркасное конструирование. Эту форму детского конструирования выделил Н. Н. Поддьяков. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса. В конструировании такого типа ребенок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали. В соответствии с этим «каркасное» конструирование является хорошим средством формирования воображения, обобщенных способов конструирования, образного мышления. Организация такой формы конструирования требует разработки специального конструкторского материала, позволяющего детям составлять разные каркасы — основы будущих конструкций, соответствующих их замыслам, и затем достраивать их, чтобы создать целостные объекты. И только недавно появившийся у нас в стране немецкий конструктор «Квадро», представленный несколькими наборами, позволяет реализовывать в педагогической практике общую теоретическую идею Н. Н. Поддьякова.

www.maam.ru

Виды конструкторов

Рынок детских товаров представлен огромным выбором конструкторов для детей различного возраста. Причем с каждым годом появляются все новые и новые идеи, расширяя их ассортимент.  Давайте рассмотрим, какие же бывают виды конструкторов. • Кубики. Это самый первый конструктор для ребенка. Кубики бывают как мягкие, так и пластмассовые и деревянные. С их помощью малыш сможет сооружать первые постройки в виде башен.

• Строительный набор – это разновидность кубиков. Они бывают разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства как отдельный деталей, так и целого замка. Строительный набор может быть деревянный или пластмассовый, он приятный на ощупь и безопасен для крохи. Ребенок может играть таким конструктором даже до школы.

• Конструкторы типа Лего. Такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений. Каждый родитель может выбрать для своего ребенка конструктор, подходящий для его возраста: для начинающих строителей – крупные детали, для детей постарше – более мелкие.

• Тематические наборы. Это конструкторы, в которых есть блоки, скрепляющиеся между собой и детали, объединенные одной темой. Например: «Ферма», «Пожарная часть», «Загородный дом» и т.д.

• Болтовые конструкторы. Они бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.

• Магнитные конструкторы – состоят из палочек и шариков намагниченных, которые «прилипают» друг к другу. Предназначен для детей после трех лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.

• Контурные конструкторы – такие конструкторы состоят из множества трубочек, которые легко сгибаются, принимая различные положения. В состав входят крепежи и палочки, разные по цвету и размеру. С их помощью создаются причудливые модели. Такой конструктор подойдет ребенку от 6 лет.

• Конструктор – трансформер, когда одна модель может превращаться в другую. Это различные фигурки супергероев или животных.

• Электронные – на основе электросхем. Подойдет для школьника.

• Суставные – соединительные элементы, словно суставы.

• Мягкие конструкторы – материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу малыша. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.

• Конструкторы-лабиринты. Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город. По «дорожкам» скатываются мячики, развивая мышление малыша.

nattik.ru


Смотрите также