Тренинг для родителей по адаптации детей к детскому саду


Консультация-тренинг для родителей в период адаптации детей к ДОУ

Татьяна Эврюкова Консультация-тренинг для родителей в период адаптации детей к ДОУ

В современной психологии доказано, что эмоциональное состояние матери сказывается на состоянии ее ребенка. В период адаптации к новым условиям детского сада, состоянию мамы мы должны уделять серьезное внимание. Если мама идет в детский сад в хорошем настроении, позитивно высказывается о детском саде и воспитателях, спокойно оставляет малыша в детском саду, она тем самым как-бы говорит своему ребенку: «Все будет в порядке. Я в этом уверена». Другой пример, неспокойная, тревожная, эмоционально взвинченная или чересчур угрюмая мама ведет своего ребенка и приговаривает: «Не бойся, я постараюсь тебя забрать пораньше. И мы с тобой пойдем гулять». Ее ребенок подсознательно получает информацию: «В детском саду плохо и нужно потерпеть, а потом мама придет, надо только ее дождаться».

Разница между успешностью адаптации этих двух малышей будет очевидной. Вот почему, маме нужно быть спокойной и уверенной. И помогут в этом несложные рекомендации и психологические техники.

Опыт психологов показывает, что эффективным способом профилактики напряженности, предотвращения «симптома повышенной тревожности» является использование способов саморегуляции.

Это – своеобразная техника безопасности для людей, заботящихся о своем психическом здоровье.

Естественные способы саморегуляции:

1. Длительный сон

2. Вкусная еда

3. Общение с природой, животными

4. Баня, бассейн

5. Массаж

6. Движения, танцы, спорт

К сожалению, эти средства нельзя применять ежедневно и в любой ситуации, поэтому важно знать приемы снятия психического напряжения. Для того, чтобы применять эти приемы необходимо разобраться какими естественными механизмами снятия напряжения вы владеете, осознать их, перейти от спонтанного применения способов саморегуляции к их осознанному использованию в целях управления своим состоянием, освоить способы саморегуляции и самовоздействия.

Саморегуляция – это управление своим психо – эмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

В результате саморегуляции можно достичь следующего эффекта:

• эффект успокоения (устранения эмоциональной напряженности,

• эффект восстановления (ослабление проявлений утомления,

• эффект активизации (повышение психофизиологической активности).

Попробуйте задать себе вопрос.

• Что помогает мне поднять настроение или переключиться на позитивное восприятие? (напишите на листе бумаги свои мысли и ответы)

• Подумайте, что из перечисленного вы можете использовать в течение дня, часа, прямо сейчас?

Можно выделить ряд естественных способов саморегуляции, которые можно использовать прямо сейчас. Давайте их используем:

• Улыбка, юмор,

• Размышление о приятном событии,

• Выполнение движений – потягивание, расслабление мышц,

• Наблюдение за пейзажем за окном,

• Рассматривание цветов, картин, фотографий,

• Мысленное обращение к высшим силам,

• «Купание» реальное или мысленное в солнечных лучах. Выполнение упражнения «Живая сила».

• Вдыхание свежего воздуха.

Практические методы и приемы для профилактики «синдрома повышенной тревожности».

В заключении, я предлагаю вашему вниманию выполнить несколько упражнений, способствующих снятию эмоционального напряжения. Встаньте, пожалуйста

Упражнения:

1. Упражнение на снятие психо – мышечного напряжения «Походка» (предлагается при помощи движений, жестов, походки изобразить ребенка, спортсмена, дождь, старого человека, веселого клоуна, манекенщицу).

2. Упражнение на снятие агрессивности, злобы, страха «Шар» (закройте глаза, представьте, что у вас в руках шар, у него есть крышечка, которую можно открыть и положить в него все свои страхи, неприятности, тревогу, злобу). А теперь давайте закроем эту крышечку. Больше никто никогда не сможет ее открыть. А теперь замахнитесь и забросьте сой шар далеко-далеко. И забудьте о нем. Открывайте глаза, в вашей жизни только приятные события, счастье, успех и любовь. Произнесите эти слова вслух, громко и отчетливо: «В моей жизни все прекрасно, в ней только счастье, успех и любовь!».

3. Упражнение на создание позитивного эмоционального настроя «Мое будущее». Возьмите лист и напишите о своем будущем, которое вы хотели бы видеть в настоящем времени, четко и уверенно от первого лица. Например: «Я здорова и счастлива. Моя работа доставляет мне удовольствие и заставляет испытывать профессиональную гордость за мои успехи. Моя семья живет благополучно. Мой ребенок здоров и у него все получается. Сегодня мы собираемся с мужем и сыном пойти в гости…»

Напишите обо всем подробно, лист с сочинением не выбрасывайте, перечитывайте свое сочинение 1 раз в неделю, а через некоторое время напишите новое с еще более подробным описанием вашей счастливой жизни.

4. Упражнение на создание положительного эмоционального настроя «Дружеское приветствие».

На листе обвести свою правую руку, написать на листе свое приветствие самому лучшему человеку на свете. А теперь, положите это приветствие в коробочку, а на следующий день напишите другое. Через неделю откройте коробочку и прочтите самые лучшие пожелания самому лучшему человеку на свете, Вам.

Будьте счастливы!

www.maam.ru

Семинар – тренинг для педагогов «Адаптация детей к условиям детского сада»

Семинар – тренинг для педагогов

      «Адаптация детей к условиям детского сада»

Цель: ознакомить воспитателей с проблемами адаптации детей к условиям детского сада, повысить психологическую компетентность с проблемами воспитания и взаимодействия с детьми.

Время: 1-1,5 ч.

                              В программе семинара:

  1. Вступление
  2. Приветствие «Говорим приятное»
  3. Правила работы группы
  4. Упражнение «Ассоциативный ряд «Адаптация»»
  5. Мини-лекция «Адаптация детей к условиям детского сада»
  6. Упражнения на создание трудоспособности в группе: *упражнение «Стенка -1», «Стенка-2»
  7. Упражнение «Недоброжелатель»
  8. Упражнение «Мне нравится…»
  9. Упражнение «Назад в детство»
  10. Упражнение «Пять добрых слов»
  11. Упражнение «Паутинка»
  12. Завершение  «Влияние слов на ребенка»
  13. Упражнение «Круг рук»

Оборудование: маркеры, карандаши, бумага, стакан с водой, соль, перец, грудка земли, плакат «Адаптация», плакат «Цветок правил».

Вступление

Эта встреча посвящена проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Надеюсь, что вопросы, которые мы рассмотрим, помогут вам лучше понять причины возникновений проблем у детей и найти пути преодоления  или уменьшения их, помочь детям в успешном, безболезненном развитии в учебно-воспитательном процессе.

                              Приветствие «Говорим приятное»        

         Все участники стают в круг и по часовой стрелке, дотрагиваясь ладонями друг друга, говорят комплимент. Например: «У тебя красивая улыбка».

Правила работы группы

(правила записаны на отрывных лепестках ,которые, прочитав, члены группы прикрепляют на лепестки «Прекрасного цветка»).

  1. Щедрость в общении
  2. Принцип «Тут и теперь»
  3. Доброжелательное отношение друг к другу
  4. «Вето»- можно вообще не говорить
  5. Уважение к говорящему
  6. Активное участие

Упражнение «Ассоциативный ряд «Адаптация»»

Участники формируют определение «Адаптация»

А – активность

Д – добро

А – анализ

П – последовательность

Т – тактичность

А – аргументированность

Ц -  целеустремленность

И – инициативность

Я – яркость.

Мини-лекция «Адаптация детей к условиям детского сада»

Процесс адаптации ребенка к дошкольному заведению очень часто для нее – драматическое событие, которое затрагивает все сферы его жизнедеятельности. Причины этого понятны: ребенок попадает в новые социальные условия, встречается с сменой обычного расписания и способу жизни, с необходимостью принятия своего нового статуса. В это время ребенок может неадекватно себя вести, не находить общего языка с близкими людьми, болеть.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад является новым, еще не известным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, что происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Физиологическая адаптация предусматривает изменения деятельности функциональных систем организма (дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой и других), направленных на приспособление к новым условиям окружающей природной среде. Психическая адаптация – перестройку динамического стереотипа соответственно к новым условиям окружающего. Социальная адаптация – установление оптимального взаимодействия личности и группы, усвоения ее норм и традиций, овладения новыми способами и новым стереотипом поведения; вхождение в ролевую структуру группы.

В ситуации адаптации к новым условиям жизни детям характерная повышенная возбудимость, раздражительность, несдержанность, растерянность, они кричат, плачут. Ребенок старается изменить состояние вещей, что его не удовлетворяет. Для других - наоборот, характерным являются депрессивные реакции: торможение, отчуждение, ребенок отключается из окружающей ситуации.

В каком бы возрасте ребенок не пришел в детский сад, для него это сильный стресс. Первые шаги ребенка в детском саду, как правило, непростые.  Начало посещения дошкольного учебного заведения – это не только новые условия жизни и деятельности, режиму и питания, но и новые контакты и обязанности. Это очень напряженный переход, который требует от каждого ребенка активных психологических и физических форм приспособления.

Необходимо помнить, что к 2-3 годам у ребенка нету опыта общения с ровесниками. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет его потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Ровесники не могут этого еще дать, так как сами в этом нуждаются. Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к дошкольному заведению, так как сильно привязаны к матери, и ее исчезновение вызывает большой протест ребенка, особенно если он эмоционально чувствителен.

Психологи указывают на такой парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждения (например, до одного года), тем более дружески она будет настроена дальше.

Таким образом, чем теснее эмоциональная связь с матерью, тем сложнее будет происходит адаптация. Поэтому на время адаптации ребенка важно организовать сотрудничество мамы и воспитателя.

По наблюдениям психологов, средний срок адаптации детей в норме составляет: * в яслях – 7-10 дней;

          * в три года – 2-3 недели;

          * в старшем возрасте – 1 месяц.

Социально-психологическая адаптация к детскому саду у разных детей происходит неодинаково, соответственно возрасту, типу высшей нервной деятельности, состояния здоровья, стилю воспитания в семье, родственных отношений, уровень развития в ребенка игровых способностей, его контактность, доброжелательность, эмоциональной зависимости от матери.

Учитывая вышесказанное, можно выделить три группы детей за характером приспособления к новым условиям жизни:

        Первая группа – те, для кого процесс адаптации проходит легко и безболезненно. Эти дети интересуются игрушками и деятельностью, коммуникабельные, самостоятельные, уравновешенные. В семье общение родителей с ребенком доброжелательное, уважающее.

        Вторая группа – дети, которые адаптируются медленнее и сложнее. Их поведение характеризуется нестабильностью, периоды заинтересовности игрою меняются периодами капризничества, равнодушия. Им не хватает доверия в отношении к воспитателю, другим детям. Способности игры и общения у таких детей развиты недостаточно. Эти дети часто бывают малоинициативными, менее самостоятельными. Со стороны родителей наблюдается нестабильность в общении: доброжелательные, радостные обращения меняются окриками, угрозами, невнимательностью.

        Третья группа – дети, которые трудно приспосабливаются к новой среде. Как правило, они несамостоятельные, неконтактные, быстро утомляемые. Игровые способности не сформированы. Такие дети не редко сталкиваются с проявлениями авторитарности, жестокости, или, наоборот, лишнего либерализму со стороны взрослых, что приводит к страху, недоверию к воспитателям или полное игнорирование его и других детей. Сон и аппетит у таких детей часто бывает плохой или совсем отсутствовать. Им свойственна высокая заболеваемость, которая еще больше замедляет приспособление к новому окружению.

        Процесс адаптации ребенка к условиям детского сада, кроме длительности в времени, что есть разным для каждого ребенка, имеет несколько основных этапов (фаз):

        1.«Шторм» - в ответ на комплекс нового влияния все системы организма ребенка отвечают бурною реакциею и напряжением. Повышается возбудимость, тревожность, возможно увеличение агрессивности или уход в себя. Плохой сон, аппетит, настроение. Физиологическая и психологическая «буря» длится от2-3 дне до 1-2 месяцев (в некоторых детей).

        2.«Шторм затихает» - период нестабильного приспособления, когда детский организм ищет оптимальные варианты реакции на внешние влияния. Ребенок продолжает присматриваться к новому окружению, делает попытки влиться в общую деятельность, стает более активным, заинтересованным, уравновешенным. Этот период длительный – от 1 недели до 2-3 месяцев.

        3.«Штиль» - период относительно стабильного приспособления. Организм находит наиболее благоприятные варианты реакции на новые условия жизни, режим дня, общения. Ребенок начинает активно усваивать новую информацию, устанавливать связь, брать реальную участь в занятиях. Уменьшается заболеваемость, стабилизуется сон, аппетит, настроение. Этот период длится от 2-3 недель до полгода.

                         Критерии адаптации

Врачи выделяют три степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая. Главными показателями есть строки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявления невротических реакций.

                              Легка степень адаптации 

В условиях легкой адаптации на протяжении месяца у ребенка нормализуется поведение за всеми показателями. Ребенок начинает спокойно и с радостью относится к детской группе. Настроение бодрое, проявляет заинтересованность окружающим, при незначительным утренним плачем. Аппетит ухудшается, но не очень и на конец первой недели достигает обычного уровня, сон обновляется на протяжении 10-15 дней.

Отношения с близкими людьми не нарушается, ребенок поддается ритуалу прощания, быстро отвлекается, его интересуют и другие взрослые, он достаточно активен, но не возбужденный. Отношение к детям может быть как индифферентным, так и заинтересованное. Интерес к окружающему обновляется на протяжении 2-3 недель при участии взрослого.

Речь притормаживается, но ребенок откликается и исполняет некоторые просьбы или указания взрослого. К концу первого месяца обновляется активная речь.

Снижение защитных сил организма не выражено. Заболеваемость не более разу, длительностью не более десяти дней, без осложнений. Признаков невротических реакций и изменений в деятельности вегетативной нервной системе не прослеживается.

                               Средняя степень адаптации 

Во время адаптации средней степени нарушения в поведении и общем стане ребенка выражено ярче и длительные. Сон нормализуется только через 20-40 дней, качество сна тоже отрицательное. Аппетит обновляется в такие же сроки. Настроение неустойчивое на протяжении всего месяца, очень уменьшается активность: ребенок стает плаксивым, малоподвижным, не старается исследовать новое окружение, не использует приобретенных ранее навыков. Речь или не используется, либо речевая активность уменьшается. В игре ребенок не использует приобретенных навыков, игра ситуативная. Все эти изменения длятся на протяжении 5-6 недель. 

Отношение ребенка к близким – эмоционально-вожбужденное (плач, крик во время расставания). Отношение ко взрослым избирательное. Отношение к детям, как правило, равнодушное, но может быть и заинтересованным.

Заболеваемость – до двух раз, длительностью не более 12дней, без осложнений. Вес не изменяется или немного уменьшается. Появляются признаки невротических реакций: избирательное отношение к взрослым и детям, общение только при некоторых обстоятельствах. Ярко выражено изменения в деятельности вегетативной нервной системе: функциональные нарушения опорожнения (пищеварения), бледность, потливость, «тени» под глазами, могут усиливаться проявления эксудального диатеза. Особенно ярко они выраженные перед началом заболевания, которое имеет протекание в форме острой респираторной инфекции.

                             Тяжелая степень адаптации

Особенную тревожность вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительное время и тяжело болеть, одно заболевание почти без перемены заменяет другим, защитные реакции организма подорванные и уже не исполняют своих ролей – не предотвращают  числительные инфекционные заболевания, с которыми приходится сталкиваться малышу. Это неблаготворно отображается на его физическом и психическом развитии.

Другая форма протекания тяжелой адаптации: неадекватное поведение ребенка насколько выражена, что граничит с невротическим состоянием. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит ухудшается сильно и надолго, может появится стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить, могут возникнуть функциональные нарушения опорожнения, не контролированное опорожнение.

Во время периоду, когда ребенок не спит, то он угнетается, не интересуется окружающим, отношение к детям отчужденное, ровесников сторонится или проявляет агрессию. Отношения к близким эмоционально-возбудимое, не имеет практического взаимодействия. Не реагирует на приглашения взять участь в какой-либо деятельности. Речью не пользуется или прослеживается задержка речевого развития на длительный период. Настроение отсутствует, ребенок длительное время плачет, напряженно сжимает в кулаке носовой платок или домашнюю игрушку.

Ребенок , который бурно выражает свой протест против новых условий криком, громким плачем, капризами, цепляется за маму, падает со слезами на пол, неудобна и тревожна для родителей и воспитателей, но вызывает меньше волнения, чем ребенок, который замирает, становится равнодушным, к тому, что с ним происходит, к еде, мокрым штанам, даже холоду. Такая апатия становится типичным проявлением детской депрессии. Страдает общее состояние организма: прослеживается потеря веса, нету защиты от инфекций, могут появится признаки нейродермиту. Улучшение состояния происходит очень медленно, на протяжении нескольких месяцев.

    Упражнения на создание трудоспособности в группе:   

                       *упражнение «Стенка -1»

Цель: развивать у педагога способность к эмпатии; понимать психическое состояние ребенка, его эмоциональные переживания в новых условиях; владение навыками восстановления эмоционального контакту с ребенком.

Проведение:  участникам предлагается стать в тесный круг. В центре круга – «ребенок» (играет воспитатель). Каждому дается 4 минуты, на протяжении которых вы должны рассказать о нем. Рассказ начинать: «Я вижу перед собой…».

            *упражнение «Стенка -2»

Проведение: участникам предлагается стать в тесный круг. В центре круга – «ребенок», который впервые пришел в группу (играет воспитатель). взгляд каждого должен быть невыразительным, и только один человек (за договором) должен взглядом показать «ребенку» свою заинтересованность и способность помочь.

                Упражнение «Недоброжелатель»

Цель:восстановление контакта.

Проведение: один из участников выходит за дверь. Когда он возвращается, то должен определить, кто смотрит на него недоброжелательно. При этом все должны пользоваться невербальными способами.

                     Упражнение «Мне нравится…»

Цель: снять напряжение, отдохнуть, поддержать дружелюбную атмосферу.

Проведение: участники садятся в круг. Кто то стает вкруг и говорит: «Мне нравятся те, кто…», «Мне нравятся те, у которых…» - и называет какой-нибудь признак, что есть у нескольких участников (блондинки, те, что одеты в джинсах, имеют сережки…). Те, у кого есть этот признак, должны встать и быстро поменяться местами. В кругу на один стул меньше во время игры, поэтому та, которая остается без места, продолжает игру в центре круга.

                 Упражнение «Назад в детство»

Цель: помочь участникам понять разницу между миром ребенка и взрослого, что проявляется в особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации; почувствовать теплые чувства к ребенку, понять роль взрослого в процессе формирования личности ребенка.

Проведение: каждому дается 2 минуты для того, чтобы рассказать своему соседу, каким он был, на ваш взгляд, в 2 года. При этом можно говорить не только о внешнем виде, но и особенности характера. После этого партнер рассказывает, что в описании соответствовало реальности, а что нет.

             Упражнение «Пять добрых слов»

Цель: получить обратную связь в группе, повысить самооценку, самопознание, возможность сделать добро другому человеку.

Проведение: каждому участнику дается лист бумаги и карандаш. Задача – обвести свою ладошку, написать в центре свое имя. Каждый участник передает лист соседу с права по кругу. На каждом пальце необходимо написать какое-нибудь положительное качество владельца (например: «ты очень добрая»).

Когда все закончили, психолог собирает работы, читает характеристики, а все угадывают героя.

                        Упражнение «Паутинка»

Цель: обеспечить согласованность действий родителей и педагогов, дополнение для облегчения социального перехода ребенка к новым условиям жизни; наладить сотрудничество между дошкольным заведением и семьей.

Задачи: составить «паутину» (сеть) психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода

Методы: * анкетирование родителей;

          *дни открытых дверей;

           *прогулочные группы;

           *недлительное пребывание ребенка в группе с родителями;

          *консультации, памятки, рекомендации;

              Завершение  «Влияние слов на ребенка»

Практический опыт

Нам необходимо:

  • стакан с водой – ребенок (чистый, простой, наивный);
  • соль – грубые, соленые слова;
  • перец – жгучие, обидные слова;
  • грудка земли -  невнимательность, равнодушие.

Все это смешать – получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько сболтать – и все поднимается на поверхность. А это опять – стресс, неврозы, гипперактивность  и т.д.

                        Упражнение «Круг рук»

Проведение: возьмитесь за руки, представьте  в своих грудях огонь добра, нежности, любви; представьте, как он увеличивается, его сила переходит в правую руку и вливается в ладонь того, кто стоит справа, насыщая его любовью и двигается дальше по кругу. Потом любовь возвращается, насыщенная от сердец других участников группы.

                             Адаптационный лист

Параметры Характеристика

Настроение

Бодрое, уравновешенное
Неустойчивое, раздражительное
Угнетенное

Длительность и характер

засыпания

Спокойное, быстрое (10мин)
Нестойкое
Неспокойное, длительное
Длительности и характер сна Спокойный, соответствует возрасту
Нестойкий
Неспокойный, не соответствует возрасту

Аппетит

Хороший
Избирательный, нестойкий
Плахой

Навыки

самообслуживания

Соответствуют возрасту
Не всегда
Не соответствуют возрасту

Инициативность в игре

Умеет найти себе дело
Не всегда
Не умеет занять себя игрушками

Результативность

действий

Заканчивает начатое дело
Не всегда
Не заканчивает
Самостоятельность в игре Умет играть самостоятельно
Не всегда
Самостоятельно не играет
Инициативность в отношениях со взрослыми Вступает в контакт
Не всегда
Сам в контакт не вступает
Идет на контакт со взрослыми Легко
Избирательно
Тяжело
Идет на контакт с детьми Легко
Избирательно
Тяжело
Реакция на расставание с матерью Отходит от матери, проявляет заинтересованность окружающим
Тяжело расстается и не сразу
Возвращается к ней и плачет

Памятка для родителей

«Адаптация ребенка к дошкольному учреждению»

Ваш малыш пришел в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций.

  • Постарайтесь создать в семье спокойную дружескую атмосферу.
  • Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении.
  • Будьте терпеливы.
  • Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.
  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
  • Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  • Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
  • Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые, понятные объяснения.
  • Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?». На вопрос: «Почему ты это делаешь?» он ответит, когда подрастет.
  • Каждый день читайте малышу.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.
  • Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
  • Поощряйте любопытство.
  • Не скупитесь на похвалу.

                                 Радуйтесь вашему малышу!

Памятка для родителей

1) при посещении детского сада, детально расскажите ребенку, как он днем будет ходить в детский сад, а вечером вы вместе с ним будете заниматься дома интересными делами;

2) если вы идете куда-нибудь, то всегда рассказывайте ребенку, что будет, когда вы вернетесь, чтобы у него была уверенность в том, что он вам нужен;

3)обучайте ребенка дома всех необходимых навыков самообслуживания и взаимодействия;

4) подумайте: хотите ли вы приводить своего ребенка в детский сад? Если да, то делайте это уверено;

5) давайте ребенку его любимую игрушку и говорите при этом: «Если ты захочешь, чтобы я о тебе подумала, то возьми и прижми ее к себе. И я сразу же о тебе подумаю». Иллюзия управления родителями очень важная для ребенка. Она снижает реакцию стресса на новую ситуацию;

6) чаще говорите ребенку о своих чувствах и проявляйте их;

7) всегда находите время выслушать, что беспокоит вашего ребенка, какие у него трудности, чего достиг;

8) создайте спокойный, беспокойный климат для ребенка в семье и сохраняйте режим дня. Берегите нервную систему ребенка;

9) посещать детский сад ребенок должен только здоровым;

10) самое главное – чувствуйте себя компетентными родителями, которые верят, что с любой ситуацией можно справится, если ее решать, а не откладывать!  

Помните: утро вашего ребенка (его настроение и настроение родителей, его ожидания и ваша заинтересованность детскими интересами) будет определять весь последующий день ребенка в детском саду!

blog.dohcolonoc.ru

Родительское собрание с элементами тренинга «Привыкаем к детскому саду: проблемы адаптации»

Светлана Катанаева Родительское собрание с элементами тренинга «Привыкаем к детскому саду: проблемы адаптации»

Раздать родителям картинки. Предложить родителям занять места за столами в соответствии с картинками.

На столах лежат игрушки. предложить родителям поиграть в эти игрушки.

Анализ работы в группах:

- Что вы испытывали, выполняя это задание?

- Легко ли было?

Вывод: Дети, приходя первый раз в детский сад, так же как вы не могут сразу начать играть, им сложно, они оторваны от родителей, от знакомой обстановки, от любимых игрушек.

Игра «Знакомство»

Передавая мяч друг другу по кругу, рассказать о себе, своих увлечениях, хобби.

1. В период адаптации дети ведут себя по-разному:

некоторые начинают плакать при виде д/с, а иногда ещё дома, цепляются за родителей – это демонстрация своего протеста родителям;

другие молча забиваются в угол, отказываются от помощи, от игрушек. Сжимают свою игрушку и горестно вздыхают;

есть дети, которые с первого дня хорошо идут в д/с, однако через несколько дней у них начинаются истерики и продолжаются длительное время.

2. Затягивать процесс расставания бесполезно. Как только за родителями закроется дверь, ребёнок через некоторое время успокаивается и идёт играть или просто наблюдает за воспитателем или за игрой других детей.

3. При встрече с ребёнком спокойно разговаривайте с ним, дома рассказывайте о ДОУ, о воспитателях, о детях только хорошее. Наберитесь терпения и скоро утренний плач прекратится.

4. Через некоторое время у ребёнка начнут завязываться контакты с детьми, и он спокойнее будет оставаться в д/с.

Большое значение в этот период имеет сон.

Необходимо укладывать ребёнка пораньше.

Подольше находиться с ребёнком в момент засыпания.

Если ребёнок требует, чтобы его взяли на руки и покачали, сделайте это. Когда ребёнок адаптируется к д/с, он снова будет засыпать в кровати.

В период адаптации, несмотря на щадящий режим, дети заболевают, кто-то раньше, кто-то позже – всё зависит от организма ребёнка. Дело в то, что:

происходят первые перегрузки, силы уходят, организм ослабевает;

в группе ребёнок не один, кто-то чихнул, у кого-то насморк, дети играют одними игрушками – вот и передача инфекции;

в группе проводится проветривание в отсутствие детей, поэтому групповая температурная среда отличается от домашней.

Во время адаптации у ребёнка:

Может снизиться аппетит. Когда вы оставляете ребёнка на обед, он может отказаться от еды или поесть совсем немного. Зато дома будет есть, как будто не ел целый месяц. Дело в том, что у ребёнка в д/с от напряжения появляются спазмы в горле (как у вас перед экзаменом, ему тяжело глотать, а дома ребёнок расслабляется.

Ребёнок может стать плаксивым, капризным, раздражительным.

Если ребёнок хорошо говорил, может перейти на лепет.

Если давно не писал в штанишки, может снова начать. Не ругайте и не стыдите ребёнка. Это результат того, что ребёнок в непривычной для него обстановке в туалетной комнате не может расслабиться, вернувшись в группу он облегчённо вздохнёт и пописает, но уже в штанишки. Оставьте это без внимания, но сделайте вывод: не торопиться.

Иногда дети боятся заходить в туалетную комнату. В этом случае родители вместе с ребёнком должны пройти в комнату, показать, что там нет ничего страшного и туда можно сходить пописать.

Итак, теперь вы имеет представление о том, что происходит с вашим малышом во время адаптации. Теперь вы знаете, что ваш ребёнок не баловник и не упрямец, и ничего не хочет сделать вам назло. Всё это всего лишь издержки адаптации, её «цена» и «плата» для ребёнка. От вас зависит, чтобы эта «плата» была минимальной.

Предложить сесть за столы в соответствии с общими интересами и создать герб своей группы. (Для работы потребуется: фломастеры, карандаши, клей, цветная бумага, ножницы, картинки, скотч, листы бумаги – формат А3). Презентовать свой герб.

Анализ работы в группах:

- Что вы испытывали, выполняя задание?

- Легко ли было?

- Почему? Что изменилось по сравнению с первым разом работы в группе?

Вывод: Детям нужно время для того, чтобы привыкнуть друг к другу, воспитателям, к новым условиям.

Предложить родителей оценить сегодняшнюю работу. Для этого необходимо прикрепить звёздочку к одному из детей (грустному, застенчивому, весёлому) – не понравилось, понравилось, но не всё, понравилось. Прокомментировать свой выбор.

Спасибо за работу, успехов в адаптации детей к ДОУ.

www.maam.ru

Тренинг "Адаптация детей к детскому саду"

Тренинг: «Адаптация ребёнка к детскому саду»

Подготовила психолог:

Евмушкова О.Ю.

Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.

Цель: Создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития

Задачи:

  • Помочь ребёнку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру;

  • создание положительного эмоционального настроя;

  • развить мелкую моторику;

  • развитие воображения;

  • установить контакт с другими детьми;

  • снятие напряжения;

  • снятие тревожности;

  • познание себя и окружающих.

Материал: Контейнеры с песком, маленькие пластмассовые игрушки, дидактическая кукла.

1.Приветствие

- Доброе утро, дети! Я очень рада вас видеть! Сегодня у нас в гостях малыш. Ребята, посмотрите какой хороший малыш. Он похож на вас? Нет, не похож он маленький, а вы уже какие? (переход к игре «Большие – маленькие»)

2.Игра «Большие – маленькие»

Цель: взаимодействие с другими детьми, познание себя и окружающих.

Ход игры:

- Давайте покажем малышу, какие вы сейчас большие.

Дети встают в полный рост.

-А теперь давайте покажем, какие вы были, когда только пришли в детский садик.

Деи приседают на корточки.

- А какие вы будете, когда станете взрослыми. Еще больше!

Дети встают на носочки и тянутся руками вверх. Игру можно повторить 2-3 раза.

Психолог: А что же общего у вас с малышом? У вас есть глазки? (ДА) А у малыша? (ДА)

3.Игра «Это Я»

Цель: познание себя и окружающих.

Ход игры:

- Покажите где у нас глазки, правильно! Это глазки. Вот. Вот.

Показываю глазки, сначала левый потом правый глаз

- Это ушки. Вот. Вот.

Берутся сначала за левое ухо, потом за правое.

- Это носик. Это рот.

Показывают нос и рот.

- Там спинка. Тут живот.

Гладят ладонями по спинке, потом по животику.

- Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Два раза хлопают.

- Это ножки. Топ. Топ.

Два раза топают.

- Ой, устали. Вытрем лоб.

- Покажите, где ваши ножки? (Дети показывают ноги)

- А что умеют делать ваши ножки? (Ходить, прыгать, бегать, топать)

- Покажите малышу, как вы умеете шагать, бегать, играть.

Психолог:- Ребята, а вы любите играть с песком? (Да) малыш тоже очень любит играть с песочком, а давайте все вместе поиграем с песочком!

4. Песочная терапия

Психолог:- Давайте поздороваемся с нашим песочком. Опустим в песочек руки... Что вы чувствуете, песок какой - теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь ладошками.

Песочный дождик

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление, снятие тревожности.

Ход игры: Психолог: - Раз два три четыре пять вышел дождик погулять

(ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь). - Ой, какой ливень пошел (дети сыплют песок сквозь пальцы). Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями

Необыкновенные следы

Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.

Ход игры: Психолог: А давайте походим по песочку как:

«Медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Песочные прятки

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности.

Ход игры: Психолог: Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке.

Психолог:- Вам понравилось играть с песочком? (Да) Мне тоже понравилось играть с песочком! Ой кажется малыш проголодался. Давайте, слепим ему что-нибудь вкусненькое! Дети лепят из живого песка.

Психолог: - А вы умеете танцевать? (Да) Ой какие молодцы! А малыш еще не умеет танцевать, давайте покажем ему, как мы умеем танцевать!

Танцуем под песенку «у меня у тебя…»

5. «Обнимашки»

Цель: закрепить доброжелательное отношение детей друг к другу

Ход игры: дети обнимают друг друга.

Психолог: - Вы такие все молодцы! Но к сожалению нашему малышу пора ложиться спать. Вам понравился малыш? Вы хотите чтобы он еще пришёл к вам в гости? Давайте попрощаемся с малышом так чтобы он еще раз пришёл к нам.

Дети обнимают куклу, целуют, говорят приятные слова!

Психолог: - Хорошо а теперь давайте подарим друг другу свои объятия.

- Давайте скажем малышу пока - пока!

kopilkaurokov.ru

Семинар-тренинг психолога детского сада для воспитателей: «Вопросы адаптации ребенка в ДОУ»

Цель:

- знакомство педагогического состава и помощников воспитателей с психологическими аспектами адаптации детей к условиям детского сада, повышение психологической компетентности по проблемам воспитания и взаимодействия с детьми, которые ходят о период адаптации.

Оборудование: экспресс-анкеты, ручки, кисточки, краски, стакан с водой, соль, перец, горсть земли, бумага, магнитофонные записи.

Ход семинара - тренинга психолога с работниками ДОУ

Вступление

Эту встречу сегодня я посвящаю проблеме адаптации детей к условиям детского сада. Надеюсь, что вопросы, которые мы будем рассматривать, помогут нам лучше разобраться в причинах возникновения проблем адаптационного периода.

Приветствие

Любое наше тренинговое занятие психолога с работниками ДОУ мы начинаем с приветствия, поприветствуйте друг друга комплиментом.

Обсуждение правил работы:

Быть активным.

Не перебивать.

Быть открытым, доброжелательным.

Не критиковать (каждый имеет право на свою точку зрения).

Что такое адаптация ребенка в ДОУ

Адаптация - это процесс привыкания организма к новым условиям.

Выделяют психологическую и физиологическую адаптации: физиологическая - оптимальный возраст для начала посещения ребенком детского сада; психологическая - готовность малыша к расставанию с матерью, до принятия нового окружения.

У маленького ребенка еще нет опыта взаимодействия со сверстниками, и взрослый для него является образцом для подражания, партнером по игре. Взрослые для ребенка - это внимание, и, самое главное, - защита, комфорт, стабильность.

Чем сильнее эмоциональная связь ребенка с матерью, тем труднее проходит период адаптации. И для такого малыша ребенка воспитатель должен хотя бы частично попробовать заменить маму и быть в тесном сотрудничестве с ней. Настоящее искусство воспитания начинается с человека, который находится рядом с ребенком.

Практическое задание

Педагогический коллектив делится на 3 подгруппы. Готовят и обсуждают ответы на вопрос:

Какими качествами обладаете вы? (Позитив ни указываем, негативные рисуем.)

Какими качествами должен обладать воспитатель в период адаптации ребенка к детскому саду?

Ступени адаптации

Адаптация у всех детей происходит по-разному, это зависит от многих факторов.

Существует 4 вида адаптации:

1. Легкая (1 - 2 недели). Я ее назвала «Как там было».

В эту группу входят дети, для которых процесс адаптации проходит легко, безболезненно. Такие дети:

- самостоятельные;

- коммуникабельные;

- уравновешенные;

- заинтересованные (общением, играми и т.п.).

2. Средняя (от 2 - 3 недель до 2 - 3 месяцев) - «то здесь, то там».

В эту группу входят малыши, которые проходят процесс адаптации тяжелее и медленнее. Такие дети:

- малоинициативны;

- менее самостоятельны;

- немного могут делать сами, но в основном зависят от взрослого;

- имеют недостаточно развитые навыки игры и общения.

3. Тяжелая (от 1 месяца до полугода) - «Точно не здесь».

Трудно адаптируются к новым условиям дети:

- несамостоятельные;

- неконтактные;

- которые быстро утомляются;

- с несформированными игровыми навыками;

- которые часто сталкиваются с проявлениями авторитаризма, жестокости, или, наоборот, если в семье царит слишком либеральный стиль. В этом случае у детей наблюдается страх, недоверие или игнорирование взрослых. Сон, аппетит у таких малышей плохой или вообще отсутствует, они часто болеют.

4. Дети, которым нежелательно посещать детский сад.

Дети домашние, не могут привыкнуть к условиям детского сада. Таких детей от 2 до 4 %.

Критический возраст для адаптации

Исходя из собственного опыта, своих наблюдений, как вы считаете, в каком возрасте ребенок лучше адаптируется к новым условиям проживания?

Какой оптимальный возраст для начала посещения ребенком детского сада?

Однозначно на это вопрос ответить невозможно. Некоторые психологи наилучшим считают возраст 1 год 7 месяцев. Связь с матерью довольно тесная (если в семье царит любовь и гармония), ребенка приучают к общению со сверстниками, и к навыкам самообслуживания. Как следствие - ребенок сможет быстро влиться в коллектив детского сада. Некоторые психологи считают наилучшим возраст от 3 до 4 лет. Как лучше ребенку на самом деле, могут знать только родители.

От чего зависит облегчение адаптационного периода?

Как нужно вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад?

Если ребенок один, часто болеет, есть страхи, то его привыкание к детскому саду должно быть постепенным. Родители должны узнать, какой режим дня в детском саду, и максимально приблизиться к нему в домашних условиях. Сначала ребенка нужно привести в группу, познакомить с воспитателями, с детьми, посмотреть вместе игрушки, заинтересовать. Лучше, когда мама с ребенком будет приходить на прогулки в детский сад, ребенок будет постепенно привыкать к детям и воспитателям. Приводить ребенка нужно во второй половине дня, после сна, для того, чтобы малыш видел, что он не останется один, его обязательно заберут. Оставлять его в первые дни можно всего на несколько часов.

Факторы риска, которые усложняют адаптацию ребенка в ДОУ

Антенатальные (до родов):

Токсикозы в течение беременности.

Острые инфекционные заболевания матери.

Хронические заболевания матери в период беременности.

Прием лекарственных препаратов.

Стрессовые ситуации в период беременности.

Употребление матерью алкоголя, курение.

Частое употребление отцом алкоголя перед зачатием ребенка.

Интранатальные (во время родов):

Осложнения при родах.

Асфиксия ребенка. Родовая травма.

Хирургическое вмешательство во время родов.

Несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка.

Постнатальные фактора (после родов):

Недоношенность или переношенность ребенка.

Крупная масса тела (вес больше 4 кг).

Заболеваемость на первом месяце жизни.

Употребление матерью алкоголя, курение во время вскармливания ребенка грудью.

Пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребенка).

Искусственное вскармливание.

Фоновые заболевания (рахит, диатез, пар атрофия, анемия).

Частые ОРВИ, инфекционные заболевания до 3 лет.

Наличие хронических соматических и врожденных заболеваний (пиелонефрит, порок сердца и т. д.)

10. Задержка нервно-психического развития.

Социальные факторы (которые можно изменить):

Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни.

Отсутствие оздоровительных процедур.

Несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном

учреждении.

Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.

Конфликтные взаимоотношения в семье.

Неполная семья.

Первый или единственный ребенок.

Неправильное воспитание ребенка: «кумир семьи», «Золушка», гиперопека и прочее.

Отсутствие общения со сверстниками.

Основные симптомы кризиса 3 лет

Кризис 3 лет вызван осознанием ребенком своего «Я», стремлением к самостоятельности.

Основные симптомы кризиса: негативизм, неповиновение, упрямство.

Представим себе некую педагогически грамотную, интеллигентную семью, которая занимается ребенком. Ребенок в такой семье окружен заботой, вниманием. Она в семье - центр вселенной, около которого крутятся мама, папа, бабушка, дедушка. И вот наступает период, когда родители решают отдать ребенка в детский сад.

Окружение ребенка до детского сада - мама, папа, дедушка, бабушка.

В детском саду - воспитатель, помощник воспитателя, дети.

Музыкальная притча «ОДИНОКАЯ ЗВЕЗДОЧКА»

Когда-то очень давно ночное небо было совсем темным. На нем была только одна маленькая Звездочка. Она жила высоко в небе и когда смотрела вокруг, то замечала, что совсем одна. От своего одиночества ей становилось грустно, потому что очень хотелось видеть на небе другие звездочки, ловить их лучи и дарить им свое тепло.

Как-то Звездочка решила отправиться на землю к одинокому, старому, мудрому человеку, который жил на высокой горе. Когда она его нашла, то спросила: «Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко на небе. Нет никого, с кем бы можно было поговорить, разделить радость и грусть. Иногда я даже плачу, настолько мне одиноко».

Мудрец прекрасно знал это состояние, когда ты один - пропадает желание играть, еда становится невкусной, сон беспокойным, не поются веселые песни».

Ему очень понравилась маленькая звездочка, а поскольку он был старым, добрым, мудрым, то решил ей помочь. Он зашел в свой дом, нашел там блестящий волшебный мешок, открыл его и достал оттуда множество блестящих волшебных звездочек. Один взмах руки — и на ночном небе засияли тысячи ночных звезд.

- Посмотри,- сказал мудрец - как красиво и удивительно! Теперь на небе множество звезд, это твои друзья. Тебе не будет так одиноко, ты сможешь разговаривать с ними, играть в разные игры, дарить им свое тепло и любовь. Маленькая, когда-то совсем одинокая звездочка была очень рада и счастлива, что у нее появилось множество друзей. Она поблагодарила мудреца. И уже решила полететь на небо, но мудрец остановил ее: «Я хочу для тебя сделать еще кое-что. Я хочу, чтобы память о тебе навсегда осталась на земле. Я создам на чем-то необычном твое изображение». Он хлопнул в ладоши, и изображение маленькой звездочки раз и навсегда осталось на земле.

Вопрос: Где осталась маленькая звездочка? (В сердцевине яблока; показать.)

Эту легенду я рассказала не просто так, а для того, чтобы вы почувствовали состояние ребенка, когда он приходит первый раз в детский сад, период адаптации. Задача педагогов - помочь ребенку безболезненно пройти этот период. Ежечасно, ежедневно все малыши нуждаются в нашей поддержке и понимании, а особенно дети, которые переживают период адаптации.

Задание: «Кто виноват, что дети не хотят идти в детский сад?».

Портрет новоприбывшего ребенка

Негативные эмоции - хныканье, которым малыш стремится выразить протест при разлуке с родителями.

Страх - спутник отрицательных эмоций. Ребенок боится новой обстановки, новых взрослых и т. д.

Положительные эмоции - противостоят всем негативным эмоциям. Радость, веселый смех - главные лекарства.

Социальные контакты. Даже коммуникабельный ребенок в период адаптации может замкнуться. Но на смену «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность». Как только малыш наладил социальные контакты, все возбуждение адаптационного периода пойдет на убыль.

Познавательная деятельность - верный «друг» всех положительных эмоций.

Социальные навыки. Под прессом стресса ребенок меняется настолько, что может «растерять» почти все навыки самообслуживания, которые давно усвоил. Однако по мере адаптации к условиям организованного коллектива, он «вспоминает» вдруг забытые навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.

Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется речь в сторону регресса.

9. Аппетит. Плохой или отсутствует вообще. Как только ребенок начинает нормально питаться - тяжелая адаптация позади.

10. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, сейчас малыш как «Ванька-Встанька». По мере привыкания сон появляется, беспокойный, урывистый, сначала его вряд ли можно назвать полноценным сном.

11. Двигательная активность. Ребенок или очень заторможенный, или гиперактивный. Однако иногда педагоги путают гиперактивность с активностью, присущей темпераменту, и забывают о том, что есть дети - зрители, слушатели, ораторы и деятели.

Сказкотерапия. Подготовка ко сну

Иногда детей невозможно уложить спать без слез и истерик, а особенно если ребенок проходит адаптационный период. Но ребенка можно перехитрить. Поиграть с ним в сказку, в которую он поверит. Возьмем для примера сказку «Белоснежка и семь гномов». На сайте также приведены похожие сказки для сказкотерапии.

Жили-были Белоснежка (это я) и гномы (это вы). Все гномы ложатся спать и просыпаются в одно и то же время, за всеми гномами наблюдает Белоснежка. Гномики за день очень часто мылись - и ножки устали, и ручки утомились - поэтому им нужно отдохнуть. Гномики стелят каждый в свою постельку, кладут головку на подушечку и сразу засыпают. Ни один гномик не должен разговаривать или играть, мешая спать другим гномикам. Спать нужно только в своей постельке, нельзя спать на коврике или на диванчике. Если в период дневного сна кто-то из гномиков проснется, а все остальные гномики спят, нужно тихонько полежать и подождать, пока они проснутся. А если маленькому гномику что-то нужно, он должен обратиться к Белоснежке.

Не следует забывать о волшебной силе игры. Это подвижные игры, игры, которые помогут быстрее адаптироваться ребенку, пальчиковые, предметные, игры-малютки, которые помогают ребенку развиваться, игры-наблюдения, настольные и тому подобное.

Слово... Его великая магия очаровывает, поднимает до небес, будит в нас лучшие человеческие качества. С помощью слова можно установить контакт с любым ребенком дошкольного возраста. Сказки, песни, потешки, загадки, поговорки, считалки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Ласковые прибаутки, потешки вызовут радость у ребенка. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

Особенно важно обращаться к фольклору в первые дни появления ребенка в детском саду, именно это способствует скорейшей адаптации.

Как действуют слова на ребенка

Сколько бы мы не слышали о целительной силе доброго слова, иногда все равно говорим нехорошие вещи, ужасным тоном, потом себя ругаем за это. Но слово не воробей, вылетело - не поймаешь.

Поэтому я решила вам на практике наглядно показать влияние слова на ребенка. Особенно слово ранит душу малыша, который проходит период адаптации:

стакан воды - ребенок (чистая, простая, наивная);

соль - грубые, соленые слова;

перец - слова, которые пекут, оскорбительные слова;

горсть земли - безразличие, невнимание к ребенку.

Соль, перец, землю высыпаем в стакан. Все это хорошо перемешаем - получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется. А стоит лишь немного взболтать, и все поднимется наверх. А это стрессы, неврозы, гиперактивность, другие проблемы.

Итак, мы с вами выяснили, что трудности адаптации к детскому саду возникают почти у каждого малыша. Задача педагога - «адаптироваться» к каждому ребенку, понять его, почувствовать, помочь.

Потешка для тех, кто плачет

Не плачь, не плачь, деточка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки

Для Машиной потешки.

Потешки для новичков

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший,

Ванечка - пригожий!

Ой, мой маленький,

Мальчик мой родненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький.

Потешки для умывания

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтобы смеялись губы,

Чтобы кусались зубы.

Потешки при одевании

Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождик пойдет,

Наденем сапожки:

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

Валенки, валенки,

Небольшие, маленькие,

Потешки за обедом

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за столы,

И съедали, что подали.

Потом все ложились спать.

Чтобы снова все начать.

Потешки на сон

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на ветках,

Лисы спят на горках,

Зайцы спят на травке,

Уточки - в муравке,

Детки все в люлечках...

Спят и спят,

Всему миру спать велят.

Взаимоотношения ребенка со сверстниками

Рекомендации воспитателям

1. Поскольку ребенок действует по примеру людей, которые его окружают, то на первое место ставятся хорошие взаимоотношения между родителями и педагогами, с которыми общается ребенок.

2. Старайтесь в детском коллективе создать такую атмосферу, которая бы не ограничивала действий ребенка (избегайте неаргументированных высказываний: «Так нельзя» (почему?), «Так не красиво» (почему?). Проведите с детьми беседу, к каким отношениям со сверстниками в группе они стремятся.

3. Эффективным методом преодоления равнодушия ребенка и неприязненного отношения к сверстникам является организация театрализованной деятельности (инсценировка хорошо знакомых и любимых сказок).

4. Содержательным материалом для игр-демонстраций и инсценировок могут быть не только сказки, но и специально созданные воспитателями рассказы, в которых говорится о возникновении какого-то недоразумения или конфликтной ситуации.

5. Целесообразно для налаживания контактов среди детей использовать моделирование ситуаций общения на занятиях.

6. Время от времени воспитателю стоит показать преимущества положительных поступков и формирования у детей гуманных взаимоотношений.

7. Целесообразно, посоветовавшись с детьми, установить добрые традиции в группе, например, встречать друг друга улыбками, веселыми репликами. Это также будет способствовать улучшению отношений.

8. Одним из средств формирования позитивных взаимоотношений является осуществление личностно-ориентированного подхода в воспитании, который базируется на самоуважении ребенка, предоставлении ему права на свободный выбор партнера, действий, способа общения.

9. Создавайте условия, способствующие установлению и развитию дружеских, приятельских отношений между детьми. Проводите игры, чтобы снять у них напряжение, это даст им возможность проявить способность к сопереживанию.

10. Определите детей, которые склонны стесняться. Побуждайте других детей приглашать их в совместные игры.

11. Обсуждайте негативные поступки, не задевая достоинства ребенка (покажите, на примерах персонажей художественных произведений).

psichologvsadu.ru

Тренинг с родителями (вопросы адаптации ребенка к детскому саду)

Время пребывания ребенка в детском саде в период адаптации строго индивидуально. Однако, не следует в первый же день оставлять малыша надолго.

Психологи рекомендуют следующую схему:

1–2 день — на несколько часов. Постарайтесь прийти к дневной прогулке, погуляйте вместе со всеми и уйдите домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить, а тем более укладывать спать не стоит. Малыш должен знать, что это прерогатива воспитателя.

3–6 день — заберите ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше рассчитать время так, чтобы прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Опоздай вы немного, и крохе придется пережить несколько неприятных минут, с тревогой ожидая маму в пустой группе.

Со вторника второй недели (после выходных, в понедельник, все еще щадящий график): малыш уходит домой в полдник.

С 3-й недели можно оставлять ребенка на целый день.

Ежедневно расспрашивайте ребенка о жизни детского сада. Удивляйтесь, хвалите ребенка. Ваша беседа должна быть эмоционально окрашена. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьез, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным.

Избегайте вопросов: Что вы сегодня делали? Что вы ели? Как ты себя вел? Что вы проходили по…»

Спросите: Вы сегодня рисовали или лепили? На завтрак была каша или яйцо? С кем ты сегодня играл? О ком вам читали книжку? и т. д.

Впервые столкнувшись с необходимостью ложится спать в незнакомом месте, в «чужую» кроватку, без мамы, ребенок, безусловно, испытывает стресс едва ли не более сильный, чем вообще сам факт расставания с мамой. Ведь дети относятся ко сну, как ко времени, когда они теряют контроль над окружающей действительностью. Поэтому психологи не рекомендуют в первые 2–3 дня пребывания в детском саду оставлять ребенка на дневной сон.

В дальнейшем же не забудьте принести из дома «мамозаменитель»- любимую мягкую игрушку малыша, с которой он спит, или просто тряпочку «с родным запахом»; пижаму, к которой привык кроха (первое время приносите в сад только уже знакомые ему вещи и игрушки, покупку нового отложите на потом), любимую книжку.

Не забывайте оказывать малышу эмоциональную поддержку и показывать значимость его нового статуса.

Важно заранее постараться научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделится своей; подождать, пока другой ребенок поиграет). При предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить малыша (как много детей, много игрушек, дети весело играют, воспитательница- хорошая тетя). Дайте время малышу спокойно все осмотреть, покажите, где он будет спать, раздеваться, кушать, играть.

КАКИЕ МЫ ПАПЫ?

Ребенок не способен обойтись лишь только витамином «М». Ему для полного развития необходим весь комплекс витаминов «М» и «П», конечно, означает сокращение от слова «папа».

И папы, как и мамы, тоже совсем разные: Спокойные, Уравновешенные, Уверенные, Властные, Тревожные, Тоскливые.

На первый взгляд, как будто нет отличия вариантов пап от типов мам. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле в поведении мужчин всегда присутствует мужской оттенок.

И роли папы выполняют тоже разные. Наш опыт нам позволил выделить различные варианты типов пап, стиль поведения которых не всегда благоприятно отражается на самочувствии ребенка.

«Папа-мама». По-матерински заботливый папа. Все функции матери берет на себя. Пытается сразу быть папой и мамой. А это ему не всегда. В такие моменты бывает несдержанным, вспыльчивым, злым. Когда же все ладится, течет как по маслу, он добрый, отзывчивый, очень заботливый. Ребенок, общаясь с таким типом папы, все время под прессом его настроения. А настроение папы как будто резко континентальный климат в квартире или, вернее, контрастный душ: то горячо очень, то очень холодно… И почти нет золотой середины.

«Мама-папа». Напоминает «папу-маму», одну из разновидностей его. У «мамы-папы» — главная забота: как можно лучше угодить ребенку, поэтому ребенок у него «сидит» не только лишь на шее, но очень часто и на голове. Как мать и как отец одновременно несет он всю родительскую ношу, заботливо и нежно обращаясь с нею, без перепадов настроения и без контрастных «холодно» и «жарко». Ребенку все дозволено и все ему прощается. Однако эта мягкость иногда способна обернуться оборотной стороной медали в процессе воспитания детей.

«Карабас-Барабас». Папа — пугало, злой и жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Главной «пищей» в семье для ребенка при таком типе папы является страх, страх раба, угнетенного, неполноценного… Этот страх — словно прутья решетки. Это страх, загоняющий душу ребенка в лабиринт тупиков бездорожья. И в любом тупике ждет ребенка наказание за содеянное или просто как профилактика. Наказания, наказания…при таком типе папы однажды закипит, словно лава в вулкане, чувство ненависти у ребенка и прорвется… прорвется наружу, чтоб собою обжечь Карабаса. Карабас создает для себя сам Везувий. А Везувий не любит «молчать».

Другой тип непреклонного папы — папа «Крепкий орешек», признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, даже в тех ситуациях, когда он не прав. Его нрав — неприступная крепость, он действительно крепкий орешек.

«Попрыгунья-стрекоза». Это папа, живущий в семье, но не чувствующий себя еще папой. Для него пока только ребенок как гость, о котором должна позаботиться мама. А он гостю подарит капельку времени, но не больше… Его жизнь должна протекать без забот, как текла до рождения в доме ребенка. Он не может лишиться чувства свободы и не хочет стать чьим-то рабом. Для него эталон — холостяцкая жизнь, без детей — ведь ребенок обуза… И к тому же — тяжелая ноша. Эту ношу пускай несет мама. Хотела сама. А ему неприятны капризы, сюсюканье. И при первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу. А ребенку он нужен всегда, постоянно.

«Добрый молодец», «Рубаха-парень». На первый взгляд кажется, что ребенку с отцом повезло. Этот папа не просто является папой, а он сразу ему и как брат, и как друг. С ним всегда интересно, легко, очень весело. Он с любым посторонним найдет общий язык. Но, общаясь с чужими, чтоб сделать приятное им, он способен надолго забыть в это время о собственном долге отца, что, конечно, не нравится маме. И она затевает скандалы. А ребенок живет в атмосфере конфликтов, где-то втайне сочувствуя папе, но не в силах ничто изменить.

«Ни рыба ни мясо», «Под каблуком». Не настоящий папа — манекен. Папа, не имеющий собственного голоса в семье и способный подпевать лишь в хоре, где солирует его жена, вторящий ей словно эхо, пляшущий под ее дудку, — словом, находящийся под каблуком у мамы. Даже в самые тяжелые моменты он не перейдет на сторону ребенка, чтобы ему помочь, боясь испортить отношения с женою. И малыш никак не понимает, есть у него папа или нет…

КАКОЙ ПАПА НУЖЕН РЕБЕНКУ?

Ну, конечно, тоже самый, самый…

Самый добрый, самый справедливый, самый храбрый и бесстрашный… Одним словом — самый, самый лучший… И ребенок в его глазах тоже должен оказаться самым, самым… Самым добрым, Самым справедливым, Самым смелым, Ну, а главное — любимым! Да, да, главное — самым любимым!

ТЕСТ «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ?»

Инструкция: «Какой Вы родитель? Кому не хочется получить ответ на этот вопрос? Именно поэтому мы предлагаем Вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми?»

Баллы

1.      Сколько раз тебе повторять? 2

2.      Посоветуй мне, пожалуйста… 1

3.      Не знаю, что бы я без тебя делала? 1

4.      И в кого ты такой уродился? 2

5.      Какие у тебя замечательные друзья? 1

6.      Ну, на кого ты похож(а)? 2

7.      Я в твои годы… 2

8.      Ты моя опора и помощник(ца)… 1

9.      Ну, что за друзья у тебя? 2

10.  О чем ты только думаешь? 2

11.  Какой(ая) ты у меня умница! 1

12.  А как ты считаешь, сынок (дочь)? 1

13.  У всех дети как дети, а ты… 2

14.  Какой ты у меня сообразительный! 1

Оценка результатов:

Подсчитайте общее количество баллов.

Если набрали 5–7 баллов — Живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребенком. Непонимание его проблем, попытка перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

11 баллов и выше — Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим.

moluch.ru


Смотрите также