Тобольская косторезная фабрика


Сувениры

Уважаемые посетители нашего сайта!

На сегодняшний день идут технические работы на сайте, цены не актуальны, уточняйте у менеджера.

Спасибо за понимание.

Тобольская фабрика художественных косторезных изделий предлагает Вам купить изделия из кости мамонта. В нашем каталоге представлены уникальные изделия из кости мамонта. Фигурки из бивня мамонта, а так же другие авторские изделия.

Экраны
Брелоки, плакетки
Вазы
Визитницы
Иконы, распятия и др
Настольные приборы
Ножи, кинжалы, закладки
Шкатулки
Шахматы, другие игры

www.tfki72.com

История фабрики

ХУДОЖЕСТВЕННО – ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА

«ТОБОЛЬСКИЙ КОСТОРЕЗНЫЙ  ПРОМЫСЕЛ»

                                                                                                   СКАЧАТЬ АРХИВ

                             В  17  веке,  вместе  с  появлением  в  Сибири  русских  поселенцев,  пленных  шведов,  сосланных  в  Сибирь  после  Полтавской  битвы,  зародилась  резьба  по  кости  в  районе  города  Тобольска.  Первые  упоминания  о  тобольских  косторезных изделиях  относится  к  самому  началу  18 века. Развитию и процветанию косторезного  искусства   в  Тобольске  способствовало  обилие в  Сибири  мамонтовой  кости, а также  древнейшая  резьба  по  ней  существовавшая у  коренных  народов  Севера – ханты, манси, ненцев. Изготовлялись в то время тобольскими косторезами гребни, табакерки, пороховницы, шкатулки, костяная отделка к оружию, пуговицы и т.д.  Тогда же  тобольские мастера  начали изготовлять и первые скульптурные изделия.

            Круглая  скульптура стала одной  из наиболее характерных особенностей тобольского косторезного искусства.  В Тобольске распространен  своеобразный  традиционный вид обработки кости – инкрустация –украшение изделий (шкатулок, ящичков для шахмат) из белой кости костью различных естественных оттенков.

             В 1874 году губернский землемер И.Е.Овешков открыл косторезную мастерскую на имя жены. Иван Ефимович занимался первоначально археологией Тобольской губернии, ее этнографией. Во время этих путешествий он изучил орнаментику народов Севера и их резьбу по мамонтовой кости. Он выучился этому искусству  и сам изготовлял некоторые изделия. Ему принадлежат, например, ножи  для разрезания бумаги с рукоятью в виде головы мамонта или  в виде головы медведя.

             Мастерская Овешковой первоначально была небольшой. В 1887 году она участвовала на Сибирско – Уральской выставке в Екатеринбурге. Изделия мастерской удостоились там почетного отзыва. Открылась  широкая возможность сбыта. Изделия мастерской рассылаются в Петербург, Тюмень, Курган и другие города. Значительную часть изделий покупает у Овешкова Тобольский губернский музей. Годовой оборот мастерской достигает 3000 рублей, а заказы на ее изделия начинают поступать не только из центральной России, но и из зарубежных стран.

              Мастерская Овешковой все более активно участвует в различных выставках. В 1890 году ее изделия получают бронзовую медаль  на Казанской  выставке, а 1895 году – похвальный отзыв на Нижегородской выставке. В Нижнем Новгороде мастерская экспонировала около 300 изделий. Годовой оборот ее к 1896  году возрос  до 4000 рублей.

              Значение мастерской Овешковой в истории  тобольского  косторезного промысла  очень  велика. Здесь прошли первую школу  резьбы по кости все лучшие мастера  дореволюционного  косторезного тобольского промысла. У Овешковой  работали Первов, Фоняков, братья Невские, Акуловский, Пальянов, Венгерский, Лисицын и ставшие  впоследствии  знаменитыми Терентьев, Песков и Денисов. Влияние И.Е.Овешкова  на формирование  вкусов и наклонностей этих мастеров было довольно сильным. Мастерская за годы своего существования резко увеличила ассортимент изделий, изготовлявшихся до того времени в Тобольске. В прейскуранте мастерской перечислялись 78 различных изделий, предназначавшихся для письменного стола, дамского туалета, столовой, медицинских целей и т.д.

                Большая заслуга овешковской мастерской также в том, что  она способствовала четкому  оформлению художественного стиля тобольского  искусства – выделению точной, детально проработанной  круглой скульптуры, со значительной  долей северной  тематики, как одной из характерных особенностей, отличающих тобольскую резьбу по кости от холмогорской.

                  В 1893 году приехавшая в Тобольск из Петербурга  Ю.И.Мельгунова  покупает  оборудование мастерской  В.С.Филимонова и открывает свою ''Образцовую сибирскую мастерскую''.

                  В первый год у Мельгуновой работают четыре лучших мастера, двое подмастерьев и трое учеников. Мельгунова поставила свое дело с большим  размахом. Она быстро наладила широкий сбыт

изделий, установив прочные связи с Петербургом, Москвой, Киевом, Ригой, Нижним Новгородом, Тюменью и Курганом. Мельгунова быстро  смогла организовать и широкую розничную продажу  косторезных  изделий. Все это в первый же год существования мастерской довело ее оборот до 3500 рублей.

                                                                                       1 .                                                                                            

www.tfki72.com

Тобольская фабрика художественных косторезных изделий

Тобольск – крупнейший в России центр косторезного мастерства. Уникальные работы тобольских мастеров хранятся в Эрмитаже, Русском музее, с большим успехом экспонировались на международных выставках.

Работы мастеров являются самым желанным сувениром для туристов – каждое изделие индивидуально, неповторимо и изготовлено только вручную.

   Где остановиться в Тобольске?

За полуторавековой период деятельности на косторезной фабрике накоплен большой опыт в производстве высокохудожественных произведений искусства, магия которого завораживает и никого не оставляет равнодушным. Сувениры из кости хранят в себе индивидуальную манеру и тепло рук мастера. Тематика поделок самая различная: от северных мотивов до прекрасных женских украшений.

Возникновение косторезного промысла в Тобольске обусловлено обилием бивня мамонта, который находили по берегам северных рек. В XIX веке резьбой по кости в Тобольске занимались ссыльные поляки, которые в 1860-е годы занялись изготовлением брошей, табакерок, заколок, пресс-папье, а также распятий и образов Мадонны. К концу 1860-х годов в городе работала группа местных косторезов, а в 1874 году открылась «Сибирская мастерская изделий из мамонтовой кости С. И. Овешковой». Тобольские косторезы пользовались спросом в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Киеве, Нижнем Новгороде. К середине 1870-х годов тобольская резьба по кости практически становиться промыслом, со всеми присущими ему особенностями организации производства и сбыта.

Основной линией развития тобольского промысла стала миниатюрная объемная скульптура. Она находила спрос в среде городской интеллигенции, деятельно участвовавшей в создании Тобольского губернского музея с его уникальной этнографической коллекцией. В 1897 году при музее была создана комиссия по изучению кустарных промыслов губернии. В их возрождении видную роль сыграл тобольский художник М. С. Знаменский (1833-1892), научившийся резать кость у ссыльных поляков и потом дававший уроки косторезам-тоболякам. Самым талантливым из них оказался П.Г. Терентьев. В тобольском косторезном искусстве он заложил основы миниатюрной жанровой скульптуры, отмеченной точностью социальных характеристик и бытовых реалий.

В конце 1920-х годов была поставлена задача восстановления народных промыслов, в том числе и тобольской резьбы по кости. В городе создается артель «Коопэкспорт», обеспечивавшая поставку косторезных изделий за границу.

В 1957 году освоены 55 новых образцов изделий, лучшие работы получили высокую оценку на республиканской выставке произведений прикладного искусства, завоевана Большая золотая медаль Брюссельской выставки.

Определяющей композиционной схемой в 1950-1970-е гг. остается принцип решения скульптуры как единого блока. Фигуры отличаются обобщенной пластикой, выявляется фактура материала, поверхность которого оставляют гладкой, тщательно отшлифованной. Северная тема объявляется традиционной для тобольской резной кости.

В конце 50-60-е годы происходит еще одно этапное событие: меняется традиционный подход к поделочному материалу. Дело в том, что для тобольской резьбы характерна круглая скульптурная форма. Однако со временем бивень мамонта, а затем и зуб кашалота становятся дефицитным сырьем, в связи с этим необходимо, было переориентироваться на простую поделочную цевку (кость крупного рогатого скота). Этот рубеж был преодолен благодаря сотрудничеству с научно-исследовательским институтом художественной промышленности.

В 70-е и 80-е годы продолжился поиск новых выразительных средств. Мастера М.В. Тимиргазеев и А.Г. Ананьин пытаются использовать цевку в сочетании с деревом. Курительные наборы и декоративные коробочки некоторое время составляют часть ассортимента предприятия, но все же, главное место занимает скульптура.

В 90-е годы преобладают работы, связанные с русской фольклорной тематикой: тройки, герои сказочных сюжетов, женских украшений.

В настоящее время на фабрике трудится 60 резчиков. Здесь выпускают достаточно широкий диапазон художественных сувенирных изделий: от дорогостоящих (из элитных материалов, например, кости мамонта) до относительно дешевых (из простой цевки и рога лося). Тобольская резная кость — прекрасный сувенир, подарок к празднику и юбилею, предприятие работает по коллективным и индивидуальным заказам.

Тобольская фабрика художественных косторезных изделий всегда открыта для посещения. Сотрудники с удовольствием рассказывают о своей работе, имеется уникальная возможность подержать в ругах окаменелый кусочек бивня мамонта, и проследить его превращение в настоящее произведение искусства.

http://nashural.ru

Вашу рекламу увидят тысячи людей в день

Интересно? Расскажи друзьям!

Проект «Наш Урал» долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом. Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал», поддержите нас финансово. Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!

nashural.ru

Как работает Тобольская косторезная фабрика | Как это сделано

Вам приходилось бывать в таком месте, аналогов которому нет нигде в мире? Тобольская косторезная фабрика считается единственной в мире фабрикой резки по кости.

Приглашаю вас узнать как это работает

Косторезное исскуство тобольские мастера оттачивают примерно с конца 17 века, когда здесь жили ханты, манси, ненцы. И возникло оно благодаря обилию и лёгкой добыче бивней и костей мамонта. Первая косторезная мастерская была открыта в Тобольске 1874 году, а в настоящем виде

Тобольская фабрика художественных косторезных изделий открылась при СССР в 1929 году.

01

До фабрики мы смогли добраться лишь во второй день нашей поездки в Тобольск, в первый день мы просто физически не успели, собственно из-за неё мы и остались в Тобольске ещё на один день. И оно того стоило!

02

Вход на фабрику по адресу Тюменская область, г.Тобольск, ул. Знаменского, 58А, строение 2 ничем особо не выделяется, никаких указателей и вывесок со стороны дороги нет, но по навигатору её легко найти. Договориться об экскурсии лучше заранее, по телефонам 8-919-922-6025, 8(3456) 25-35-52, 25-11-09, 25-13-20, салон: 25-33-03, чтоб не ждать, пока мастера будут на технологическом перерыве или пока экскурсовод освободится после предыдущих посетителей. Понравилось, что экскурсию проводят не только для больших групп: нас было трое, и хозяева с удовольствием провели нас по цехам фабрики.

Стоимость экскурсии — 300 рублей.

Как же происходит волшебство превращения костей и бивней в произведения искусства?

03 Сначала весь материал сортируется по цвету, размеру, состоянию, отрезаются дефектные части.

Потом по заказу от мастеров выбираются фрагменты нужного цвета и размера.

04 Станок для первичной разделки материала, на нём производят первичную обрезку материала на

05 мелкие обрезки, которые остаются после заготовки материала.

06 Мастер готовит заготовки для дальнейшей обработки, подгоняет их под нужные размеры.

07 После чего сортирует по форме и размеру по разным отделениям.

08 Далее в другом помещении происходит грубая обработка оснований, на которых потом размещаются фигуры.

09 И шлифуется основание фигур, чтоб они устойчиво располагались на основании.

10 Большинство сотрудников занимается именно вырезанием, есть мастера и ученики, которые делают элементы разной сложности.

11 Все мастера работают или бормашинами, или лобзиками, у каждого рабочее пространство расположено под вытяжной вентиляцией.

Впрочем. и она не сильно помогает, в помещении стоит специфический запах, правда «пыли» нет.

12 Представьте себе процесс вырезания бормашиной из целой кости симпатичной ёлочки, а ведь это только один элемент композиции.

13 А вот здесь работа, видимо, идёт к завершению, осталось добавить деталей композиции и можно отдавать на полировку.

14 А это работа лобзиком, не менее сложная и точная, чем бор-машиной.

15 Очень много продукции на тему нефтегазодобычи — видимо, пользуется спросом у местных.

16 Мамонты готовы к приклеиванию бивней, и скоро они появятся в салоне-магазине при фабрике.

17 На другом столе — иная тематика: коромысла и вёдра.

18 И фирменные тобольские ножи, полотно которых делают в Златоусте.

19 А вот и подставка для мамонтов, сделанная из дефектной части бивня, из которой нельзя сделать что-то более интересное.

20 Например, вот в таком состоянии попадают бивни, их приходится заливать эпоксидной смолой (если я не ошибаюсь), чтоб они не рассыпались.

21 Ещё один вид резьбы по кости. Цвет кости зависит от условий, в которых она находилась. В вечной мерзлоте они светлые, в болотах коричневые.

22 Классический мотив для резчиков по кости: олени, нарты, юрты, собаки и жители севера.

23 Мы попали в период отпусков, некоторые помещения были полностью безлюдными, хотя, как нам сказал экскурсовод — дело ещё и в кризисе — люди стали меньше

покупать, соответственно кто-то работает под заказ, кто-то на склад, кто-то в отпуске.

24 Для всех изделий финишной обработкой перед «сборкой» является полировка. Как раз в работе были крупные «детали», очень приятные наощупь и довольно тяжелые.

25 На этом одно волшебство заканчивается и начинается другое. Из «цеха» мы идём в магазин-салон, где всё это можно купить.

26 Изделия разной сложности и разной ценовой категории.

27 От одиночных фигурок до целых композиций.

28 В основном сейчас всё делается из кости коров или оленьих рогов.

29 Сотни лет добычи бивней мамонта привели к тому, что бивней на поверхности всё меньше, состояние их всё хуже.

30 Неспециалисту и не отличить, из чего сделаны фигуры и из чего подставка.

31 Бивни мамонта в настоящее время добываются контрабандным путём, конечно, у местных хантов и манси есть «квоты» на добычу, но кто это контролирует?

32 Так что 90% всех экспонатов представлены из материала обычных бурёнок :) И тем не менее выставка производит неизгладимое впечатление. Филигранность и разнообразие работ, реалистичность персонажей, мастерство косторезов не могут оставить

равнодушными никого.

kak-eto-sdelano.ru

History fabric

ХУДОЖЕСТВЕННО – ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА

«ТОБОЛЬСКИЙ КОСТОРЕЗНЫЙ  ПРОМЫСЕЛ»

                                                                                                   СКАЧАТЬ АРХИВ

                             В  17  веке,  вместе  с  появлением  в  Сибири  русских  поселенцев,  пленных  шведов,  сосланных  в  Сибирь  после  Полтавской  битвы,  зародилась  резьба  по  кости  в  районе  города  Тобольска.  Первые  упоминания  о  тобольских  косторезных изделиях  относится  к  самому  началу  18 века. Развитию и процветанию косторезного  искусства   в  Тобольске  способствовало  обилие в  Сибири  мамонтовой  кости, а также  древнейшая  резьба  по  ней  существовавшая у  коренных  народов  Севера – ханты, манси, ненцев. Изготовлялись в то время тобольскими косторезами гребни, табакерки, пороховницы, шкатулки, костяная отделка к оружию, пуговицы и т.д.  Тогда же  тобольские мастера  начали изготовлять и первые скульптурные изделия.

            Круглая  скульптура стала одной  из наиболее характерных особенностей тобольского косторезного искусства.  В Тобольске распространен  своеобразный  традиционный вид обработки кости – инкрустация –украшение изделий (шкатулок, ящичков для шахмат) из белой кости костью различных естественных оттенков.

             В 1874 году губернский землемер И.Е.Овешков открыл косторезную мастерскую на имя жены. Иван Ефимович занимался первоначально археологией Тобольской губернии, ее этнографией. Во время этих путешествий он изучил орнаментику народов Севера и их резьбу по мамонтовой кости. Он выучился этому искусству  и сам изготовлял некоторые изделия. Ему принадлежат, например, ножи  для разрезания бумаги с рукоятью в виде головы мамонта или  в виде головы медведя.

             Мастерская Овешковой первоначально была небольшой. В 1887 году она участвовала на Сибирско – Уральской выставке в Екатеринбурге. Изделия мастерской удостоились там почетного отзыва. Открылась  широкая возможность сбыта. Изделия мастерской рассылаются в Петербург, Тюмень, Курган и другие города. Значительную часть изделий покупает у Овешкова Тобольский губернский музей. Годовой оборот мастерской достигает 3000 рублей, а заказы на ее изделия начинают поступать не только из центральной России, но и из зарубежных стран.

              Мастерская Овешковой все более активно участвует в различных выставках. В 1890 году ее изделия получают бронзовую медаль  на Казанской  выставке, а 1895 году – похвальный отзыв на Нижегородской выставке. В Нижнем Новгороде мастерская экспонировала около 300 изделий. Годовой оборот ее к 1896  году возрос  до 4000 рублей.

              Значение мастерской Овешковой в истории  тобольского  косторезного промысла  очень  велика. Здесь прошли первую школу  резьбы по кости все лучшие мастера  дореволюционного  косторезного тобольского промысла. У Овешковой  работали Первов, Фоняков, братья Невские, Акуловский, Пальянов, Венгерский, Лисицын и ставшие  впоследствии  знаменитыми Терентьев, Песков и Денисов. Влияние И.Е.Овешкова  на формирование  вкусов и наклонностей этих мастеров было довольно сильным. Мастерская за годы своего существования резко увеличила ассортимент изделий, изготовлявшихся до того времени в Тобольске. В прейскуранте мастерской перечислялись 78 различных изделий, предназначавшихся для письменного стола, дамского туалета, столовой, медицинских целей и т.д.

                Большая заслуга овешковской мастерской также в том, что  она способствовала четкому  оформлению художественного стиля тобольского  искусства – выделению точной, детально проработанной  круглой скульптуры, со значительной  долей северной  тематики, как одной из характерных особенностей, отличающих тобольскую резьбу по кости от холмогорской.

                  В 1893 году приехавшая в Тобольск из Петербурга  Ю.И.Мельгунова  покупает  оборудование мастерской  В.С.Филимонова и открывает свою ''Образцовую сибирскую мастерскую''.

                  В первый год у Мельгуновой работают четыре лучших мастера, двое подмастерьев и трое учеников. Мельгунова поставила свое дело с большим  размахом. Она быстро наладила широкий сбыт

изделий, установив прочные связи с Петербургом, Москвой, Киевом, Ригой, Нижним Новгородом, Тюменью и Курганом. Мельгунова быстро  смогла организовать и широкую розничную продажу  косторезных  изделий. Все это в первый же год существования мастерской довело ее оборот до 3500 рублей.

                                                                                       1 .                                                                                            

www.tfki72.com

Наши награды

www.tfki72.com


Смотрите также