Стихийные бедствия детям


Конспект НОД «Стихийные бедствия»

Попова Елена Владимировна Конспект НОД «Стихийные бедствия»

Конспект НОД по экологии

Ф. И. О.: Попова Елена Владимировна

Образ. учреждение: МБДОУ д/с «Светлячок»

Должность: воспитатель

Возраст детей: 6-7 лет

Способ организации детей: подгруппа (8 чел.)

Тема: «Стихийные бедствия»

Цель: расширить знания детей о стихийных бедствиях через опытно - экспериментальную деятельность

Задачи:

Обучающие: дать представление о способе написания тайного письма (молоком) и его чтения; уточнить представления детей о стихийных бедствиях (ураган, наводнение, землетрясение, извержение вулкана); закрепить знания детей о свойствах магнита; познакомить детей с извержением вулкана; закрепить правила по технике безопасности.

Развивающие: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, логическое мышление, умение находить способы решения проблемных ситуаций.

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, любознательность, интерес, желание помогать тем, кто попал в беду, аккуратность при проведении опытов.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие

Предварительная работа: опыты с магнитом и песком, беседа о стихийных бедствиях, чтение поэмы Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», беседа о невидимых письмах, изготовление макетов вулкана и города.

Оборудование: посылка, письмо, написанное молоком, утюг, «бассейн» с водой, наполненный различным «мусором», песочный бассейн, Лего - человечки, слайды, медали для каждого ребенка, макеты вулкана и города.

Ход НОД

I Вводно- мотивационный этап:

Стук в дверь. Вносят посылку.

- Ребята, посмотрите нам в группу пришла посылка. Давайте ее откроем, посмотрим от кого она, и что в ней находится.

(Дети помогают открыть посылку).

-Посмотрите здесь лежит конверт с письмом. Но в я что- то не пойму. Лист чистый. Как вы думаете, что это может значить? (Письмо невидимое).

-Как можно прочитать такое письмо? (Подержать его над включенной лампой или горячим утюгом).

- Хорошо, давайте попробуем погладим его утюгом. Но сначала вспомним, как пользоваться включенным утюгом. (Аккуратно, без взрослых нельзя брать утюг в руки).

Воспитатель вместе с ребенком проводит опыт с утюгом.

II Операционно- содержательный этап:

-Молодцы. Теперь мы можем прочитать, что написано в письме. (Воспитатель читает, дети слушают).

«Ребята! На наш город обрушились стихийные бедствия. Помогите! Маленькие человечки.»

-Ребята, а что такое стихийные бедствия? (Это когда происходит что- то страшное).

-Стихийные бедствия- это катастрофические природные явления, которые приводят к нарушению жизни людей, гибели, разрушению домов.

- Какие стихийные бедствия могли произойти в городе? (Землетрясение, ураган, наводнение).

-Правильно - это ураганы, наводнения, пожары, землетрясение, цунами.

-Как вы думаете, чувствуют жители, на которых обрушились стихийные бедствия? (Им было страшно, плохо).

-Поможем жителям этого города? (Да).

- но как нам попасть туда? Давайте посмотрим еще раз в посылку. Что там нашли? (Карта).

-Посмотрите на карту, видите крестик. Вот от него и начнем свой путь. (Дети на карте отправляются).

-Какое первое место вы увидели? (Вулкан).

-Посмотрите все на экран. Здесь изображено извержение вулкана и его последствие. Что такое вулкан? (Большая гора).

-Вулкан- это большая гора, из которой выходит магма на поверхность, образуя лаву, вулканические газы и камни. У меня есть макет вулкана. Давайте мы его оживим, сделаем опыт - извержение вулкана. Нам понадобится сода и уксус. Ребята, скажите как надо обращаться с этими веществами? (Очень осторожно, нельзя нюхать).

-Что мы с вами наблюдали? (Извержение вулкана).

-Скажите, что нужно делать при извержении вулкана? (Убегать, прятаться).

-Правильно, надо уходить как можно дальше, в безопасное место. Посмотрите здесь есть маленькие человечки. (Нет).

- Отправляемся дальше искать. Что это за звук? Что происходит? (Шум воды).

- Куда мы пришли? (На реку).

Дети смотрят слайд.

- Что произойдет если река выйдет из берегов? (Все затопит).

-Да, другими словами произойдет наводнение.

-От чего происходит наводнение? (долго идет дождь, тает много снега).

-Правильно. Посмотрите, весь мусор собрался в реке. Что будем делать? (Нужно очистить ее).

-Перед вами стоят емкости с водой и с «мусором». Что нам может помочь очистить? (Магнит).

Дети проводят опыт с магнитом.

-Какая чистая стала вода. Здесь вы видите Маленьких человечков? (нет).

-Скажите, как надо вести людям при наводнениях? (Уехать в безопасное место).

Физминутка для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть». (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть». (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут». (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут». (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо». (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!». (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

-Хорошо отдохнули. Посмотрим на карту, куда нам дальше идти? (На детскую площадку).

Дети смотрят слайд с детской площадкой.

-Что это за шум? (Дует сильный ветер).

-Правильно, а как называется сильный ветер? (Ураган).

-Ураган засыпал всю детскую площадку. Что будем делать? (Раскапывать).

-Нашли или нет человечков? (Нашли). Молодцы, вы спасли Маленьких человечков.

-Ребята, а что снова случилось, что за звук? (Землетрясение).

-А что такое землетрясение? (это когда трясется земля).

-Правильно. Посмотрите на экран, что вы видите? (Разрушенные дома, мосты, расколотая земля).

-У Маленьких человечков тоже все дома сломались. Как можем помочь? (Построить новые).

Дети делают макет города из заранее сделанных домов.

-Молодцы, ребята. Вы спасли Маленьких человечков.

III Рефлексивно- оценочный этап:

-Чем мы сегодня занимались? (Спасали маленьких человечков).

-Как называют таких людей? (Спасателями).

-Да вы настоящие спасатели. После каких стихийных бедствий вы восстанавливали город? (извержение вулкана, наводнение, урагана, землетрясения).

-Вот главный хранитель города Маленьких человечков награждает вас медалями спасателей и говорит «Большое спасибо».

www.maam.ru

Конспект НОД Стихийные бедствия

Конспект непрерывной образовательной деятельность

в подготовительной к школе группе «Стихийные бедствия»

Цель: расширение и систематизация знаний детей о таких стихийных бедствиях, как наводнение, ураган, извержение вулкана.

Развивающие:

  1. Развивать у детей анализирующее восприятие явлений неживой природы; умение проводить несложные эксперименты; развивать любознательность, познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

  2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, логическое мышление, умение находить способы решения проблемных ситуаций.

  3. Развивать связную речь детей, мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей за счет слов: вулкан, извержение вулкана, лава, ураган, торнадо, наводнение.

  4. Развивать чувство самосохранения.

Образовательные:

  1. Закрепить и расширить представления о правилах безопасного поведения и способах самозащиты при стихийных бедствиях.

  2. Дать представление о способе написания тайного письма (соком лимона) и его чтения;

  3. Развивать чувство самосохранения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать желание приходить на помощь другим, заботу о ближних.

  2. Воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, любознательность, интерес, желание помогать тем, кто попал в беду, аккуратность при проведении опытов.

Предварительная работа: беседы о стихийных бедствиях, рассматривание иллюстраций о вулкане, наводнении, торнадо, урагане. Разучивание стихотворений. Изготовление макетов «Вулкан», «Море», «Городок у реки».

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Оборудование: конверт, зашифрованное письмо (написанное соком лимона), йод, влажные салфетки, тарелочка для салфеток, подносы, карта, макеты вулкана на маленьком столике, «начинка» для вулкана (красная вода, сода, жидкость для мытья посуды, разведенная лимонная кислота), подушечки по количеству детей, стульчики по количеству детей, макет «Море» на маленьком столике, кораблик из пенопласта, макет «Городок у реки» на большом столе, 2 емкости с водой, губки на тарелочках по количеству детей, шприцы без иголок по количеству детей, салфетки, бруски, мешочки с песком (2,5/4 см.), медали «Юные спасатели» по количеству детей.

Ход: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что в нем?

-Посмотрите, а в конверте карта и чистый лист. Как вы думаете, что это может значить? Это зашифрованное письмо. Как же нам его прочитать? (предложения детей).

-Я недавно читала, что зашифрованный текс можно прочитать с помощью йода разведенного в воде.

- Посмотрите, текст проявляется. Давайте я вам его прочитаю.(читает письмо):

«Здравствуйте, ребята. Пишут Вам жители Цветочного города. Мы читали много книг о путешествиях. А недавно мы нашли в одной книге карту и решили отправиться в путешествие. Может быть нам понравится какое-нибудь место и мы останемся там жить. Но мы очень боимся стихийных бедствий. Если вы знаете что-нибудь о них, пожалуйста, расскажите. Незнайка и его друзья».

- Поможем Незнайке и его друзьям? Они отправили нам карту, давайте совершим небольшое путешествие. Но прежде всего, скажите мне , что такое стихийные бедствия? (ответы детей)

-Стихийные бедствия- это катастрофические природные явления, которые возникают, как правило, внезапно, и приводят к нарушению нормальной жизни населения, гибели людей, разрушению домов и много другого.

- Какие вы знаете стихийные бедствия?

-Как вы думаете, что чувствуют жители, на которых обрушилось стихийное бедствие? (им плохо, страшно)

-Посмотрите на карту. Что вы на ней видите? (вулкан, море, городок на реке). Куда мы отправимся вначале? (к вулкану). В путь.

(дети идут по кругу за воспитателем).

-По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали.

Смело мы идем вперед,

Где вулкан уже нас ждет.

-Вот мы и пришли

-Что представляет собой вулкан? (гора). Какой формы вулкан? На что похожа верхняя часть вулкана? (на чашу, дыру), как она называется? (кратер). Что находится внутри вулкана? (лава).

Обобщение: Кратер вулкана- это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне- красновато-оранжевая пасть- это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Вы хотите увидеть извержение вулкана?

-Вулканы извергаются по-разному. Иногда они просто взрываются, выбрасывая лаву вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, лава вытекает спокойно.

-Чем опасно извержение вулкана для человека?

-Как вы думаете, что нужно делать, когда начинается извержение вулкана?

- Что мы посоветуем Незнайке и его друзьям? Можно ли им тут поселиться? (нет)

-Тогда отправимся дальше. Что там у нас на карте? (море). На чем мы поплывем через море? (на корабле. Дети строят корабль из стульчиков).

Пока мы плывем, давайте поговорим об одной природной стихии. А о какой, угадайте загадку: «Без рук, без ног, а дерево гнет?» (ветер).

Какие бывают ветра?

-На свете много ветров и у всех разные характеры. Легкий, теплый ветерок любит играть с занавесками на окне , шевелить листвой, приносить людям прохладу.

Ветер-гуляка летает по полям, лесам, ломает сучки, срывает с деревьев листву. Иногда он хулиганит: ломает дерево, сносит с домов крыши, может сорвать с головы шапку и бросить ее в лужу.

Ребята, я предлагаю вам поиграть:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

-Но бывает, ребята, и другой ветер. Очень сильный. Ветер появляется тогда, когда встречаются теплый и холодный воздух. А что случится если один из них будет очень-очень теплым, а другой- очень-очень холодным? (получится быстрый и сильный ветер, который и можно назвать ураганом).

-Именно такой ветер и унес домик Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города». Такие ветра очень сильны и очень опасны. Вот мы с вами сейчас плывем на корабле. Чем нам может быть опасен ураган? (ответы детей). Я предлагаю это проверить и провести опыт «Ураган на море». (дети дуют с разной силой на воду, проверяют, при каком ветре что случается с корабликами, делают вывод- страшнее всех- ураган, он переворачивает корабли).

- Ребята, бывает еще одно стихийное бедствие – водное торнадо. Вы хотите увидеть его? Тогда предлагаю прямо сейчас самим его сделать. (Опыт «Торнадо в бутылке»)

-Ребята, вам страшно плыть на корабле? Что мы посоветуем Незнайке - не плыть? Нет, всё не так страшно. Да, вихри, ураганы, бури угрожают людям во всем мире, несут беду и разрушения. Но ученые со специальных спутников, самолетов следят за тем, куда движутся ураганы. Чтобы знать о заранее надвигающейся опасности и принять определенные меры предосторожности. Вот и капитанов кораблей заранее предупреждают и они находят тихую гавань, где и пережидают бурю. Самое главное- не рисковать и не выходить в море без разрешения. Слушать радио и телевидение.

-Ну, ладно, ребята, еще об одном стихийном бедствии мы узнали и расскажем о нем Незнайке и сможем дать ему хороший совет: прежде ем плыть по морю, узнай прогноз погоды и приготовь средства спасения. Как вы думаете какие? (спасательные жилеты, круги и шлюпки). Отправляемся дальше. Что там у нас на карте? (городок у реки). Давайте отправимся к нему.

Дружно, дружно по дорожке

Шагают наши ножки.

До вулкана доходили,

Ураган опередили.

А сейчас пришли они

В городок у реки.

-Вот мы и пришли. Вот наш городок у реки. Мне кажется тут тихо и спокойно. Луг, где цветут цветы и пасутся кони и коровы. Небольшая тихая речушка. Наверное тут нет никаких опасностей для Незнайки и его друзей. Как вы думаете? (предположения детей). А вот послушайте рассказ (дети рассаживаются на «поляне»):

«На берегу маленькой, тихой речушки раскинулся небольшой городок. Дети летом купались в реке, ловили рыбу, загорали на красивом зеленом лугу. Люди очень любили свою речушку, ведь она давала им прохладу в летние жаркие дни. Но вот однажды на голубом небе стали собираться облака. Сначала они были белыми-пребелыми, потом стали сереть, и вот все небо затянуло тяжелыми свинцовыми тучами. Закапал дождь, а затем на землю обрушился сильный ливень. Он лил несколько дней. Вода в речушке стала прибывать, и вот речушка уже стала огромной рекой. Вода из реки вышла из своих берегов. Сначала она затопила зеленый луг, а затем подобралась к домам. По улицам города уже стало невозможно ходить: люди забирались на крыши домов, по улицам передвигались только на лодках, а у кого их не было- на бревнах или досках. И все люди ждали спасателей».

-Как вы думаете, какое стихийное бедствие случилось в городке? (наводнение). Отчего оно произошло? (рассматривание иллюстраций). Я предлагаю провести опыт «Наводнение». (дети наполняют реку из туч- губок).

-Кого ждали жители городка? (спасателей). Как можно убрать воду? (насосом). Хотите стать спасателями?

Игра «Спасатели». С помощью насосов нужно собрать воду.

Дети с помощью шприцев собирают воду.

-Что еще можно сделать, чтобы предотвратить наводнение? (построить дамбу на реке, запастись мешками с песком). Дети из кубиков строят дамбу на реке, заготавливают для жителей мешки с песком (насыпают песок в мешки).

-Ну вот, мы и спасли городок от наводнения. Скажите, можем ли мы посоветовать Незнайке и его друзьям поселиться в этом городе? (Да, ведь мы научили его как обезопасить себя и свое жилище от наводнения).

А вам, ребята, за то, что вы так много знаете о природе и стихийных бедствиях, я хочу вручить медали «Юный знаток природы». (под музыку детям вручаются медали).

-Ну, вот и все, наше путешествие подошло к концу. О каких стихийных бедствиях мы сегодня узнали? Как вы думаете, у нас получилось помочь Незнайке узнать о стихийных бедствиях? Куда мы сейчас отправимся? (сверяются с картой). Когда мы с вами вернемся в детский сад и немного отдохнем, я научу вас писать зашифрованные письма. Я буду писать обо всем, что мы сегодня увидели и услышали, а вы нарисуете зашифрованные рисунки. И это письмо я отправлю Незнайке и его друзьям. Согласны? В путь!

На вулкане побывали,

И торнадо увидали,

Город от воды спасли,

А сейчас в детский сад пришли.

infourok.ru

«Стихийные бедствия». Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности для детей в подготовительной к школе группе

Ирина Дрожжина «Стихийные бедствия». Конспект занятия по поисково-познавательной деятельности для детей в подготовительной к школе группе

Программное содержание:

1. Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.

2. Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком.

3. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения.

4. Закреплять умение осторожно обращаться с острыми и колющими предметами. Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает.

5. Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.

6. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

7. Воспитывать желание приходить на помощь другим.

Предварительная работа:

• Чтение сказок П. П. Бажова “Серебряное копытце”, “Огнивушка-поскакушка”, “Малахитовая шкатулка”.

• Беседы по прочитанному из детской энциклопедии “Почемучка”:

- Что такое подземные богатства?

- Из чего делают железо?

- Что внутри шахты?

• Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр:

“Рыболов”, “Магнитная геометрическая мозаика”, “магнитная касса цифр и букв”, “Подбери предмет”, “Четвёртый лишний”.

Оборудование и материалы:

• Посылка с мешочками для работы на каждого ребенка,

• письмо, написанное молоком, свеча или горелка,

• лампа,

• краски, кисти,

• бассейн с водой (наполненный различным «мусором»)

• удочки на каждого ребенка,

• песочный бассейн,

• разрезанные домики для железных человечков

• железные опилки,

• железные человечки на каждого ребенка,

• видео со стихийными бедствиями,

• медали для каждого ребенка

Ход занятия.

-Ребята, сегодня к нам в садик пришла посылка с письмом. Хотите узнать, что в них?

-Посмотрите, а в конверте чистый лист. Как вы думаете, что это может значить?

-Как прочитать такое письмо? (предложения детей)

-Давайте попробуем прочитать письмо таким способом.

-Я недавно читала, что надо подержать письмо над лампой, и тогда текст проявится.

-Подержим наше письмо над лампой?

-Посмотрите, ребята, текст в письме проявился. Прочитаем его?

Ребята!

На наш город обрушились стихийные бедствия. Помогите!

Железные человечки.

- Как вы думаете, почему их называют железные человечки? (высказывают предположения)

-Ребята, а что такое стихийные бедствия? (высказывают предположения)

-Стихийные бедствия – это катастрофические природные явления, которые возникают, как правило, внезапно, и приводят к нарушению нормальной жизни населения, гибели людей, разрушению домов и много другого.

-Какие стихийные бедствия могли произойти? (высказывают предположения)

-Правильно, ураганы, наводнения, пожары, лавины, землетрясения, цунами и др.

-Как вы думаете, что чувствуют жители, на которых обрушились стихийные бедствия? (им плохо, страшно)

-Поможем жителям города железных человечков?

-Но как нам попасть в этот город?

-А поможет нам в этом волшебный экран, мы нажмем на волшебную клавишу, и волшебный экран перенесет нас в город железных человечков (нажимаем).

-Вот мы и очутились в городе железных человечков. Ребят, в городе тишина, ни кого не видно, куда же нам идти?

-А может нам поможет посылка, которую прислали нам железные человечки?

-Смотрите, что это? (карта)

-Какие молодцы железные человечки, что прислали нам карту, она нам и поможет найти их город и спасти железных человечков.

-Ребят, вы что-нибудь видите на этой карте? (нет, карта вся засыпана чем-то)

-Как же нам её очистить? (убрать опилки)

-Если руками, то пораним руки. Это опасно, они острые.

-Если будем смахивать, то люди могут наступить и пораниться.

-Какие опилки по качеству, потрогайте аккуратно (колючие).

-Из чего они сделаны? (из металла)

-С помощью чего мы можем их убрать? (с помощью магнита)

-Может что-нибудь из посылки нам сможет помочь? (дети достают из посылки мешочек с магнитами)

-Давайте попробуем очистить карту. Что происходит? (опилки притягиваются, примагничиваются)

-А почему? (магнит притягивает к себе металлические предметы)

-И теперь мы можем рассмотреть карту. Первое место, куда мы должны отправиться? (вулкан)

-Давайте, попросим помочь нам волшебный экран перенести нас к вулкану.

(просмотр видео на экране «Вулкан»)

-Ребят, что это? (вулкан)

-А что мы с вами наблюдали? (извержение вулкана)

-А что такое вулкан? (высказывают предположения)

-Вулкан – это такое образование на поверхности земной коры, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы и камни.

-Ребят, скажите мне, что нужно делать, если началось извержение вулкана? (убегать, прятаться)

-Правильно, нужно уйти как можно дальше в безопасное место. Потому что от извержения вулкана могут пострадать люди.

-Наверно этот вулкан действующий, и здесь железных человечков нет. Отправляемся дальше.

(просмотр видео на экране «Наводнение»)

-Ребята, что это за звук? Что происходит? (шум воды)

-Куда мы пришли? (на реку)

-А что такое наводнение?

-Наводнение – это стихийное бедствие, когда вода выходит из берегов и растекается повсюду.

-Отчего происходят наводнения? (тает много снега, идет долго дождь)

-Да, из-за накопления большого количества воды в реке в результате сильных дождей, из-за бурного таяния снега.

-Посмотрите, весь мусор собрался в реке. Как вы думаете, обитателям реки хорошо? (нет, им плохо)

-Как мы можем помочь реке и её обитателям? (очистить её)

-Что нам может помочь очистить реку? (сачки, магниты)

-Посмотрите, какая стала чистая река и даже рыб можно увидеть.

-Но и здесь мы не увидели железных человечков, но мы им помогли – очистили их реку после наводнения.

-Где же город железных человечков?

-Посмотрим на карту, куда нам идти дальше? (на детскую площадку)

-Пойдем дальше.

(Просмотр видео на экране «Ураган»)

-Посмотрите, что это? Здесь был сильный ураган.

-А что такое ураган? (высказывают предположения)

-Ураган – это сильный ветер, дующий долгое время.

-Ураган засыпал всю детскую площадку, и мне, кажется, кого-то могло засыпать.

-Какие человечки живут в этом городе, как нам их спасти?

-С помощью чего мы можем их спасти? (при помощи магнита)

-Давайте попробуем.

-Молодцы, вы спасли железных человечков. Но где же город железных человечков? Давайте посмотрим на карту, куда нам двигаться дальше.

(просмотр видео на экране «Землетрясение»)

-Ребята, что происходит, что это за звук? (землетрясение)

-А что такое землетрясение? (высказывают предположения)

-Землетрясение – это подземные удары и колебания земной поверхности.

-Посмотрите, мы нашли город железных человечков, но землетрясение разрушило все их дома. Как же нам им помочь? (построить дома)

-Давайте построим новые дома для железных человечков (дети строят дома).

-Ребят, но нам еще надо расселить железных человечков по домам. У каждого человечка на ножках зашифрован его домик, нам нужно узнать какой его домик и поселить его в него. И чтобы не поранить и не навредить человечкам, расселять мы их будем необычным способом.

-Может, вы предложите свой способ?

-Какие человечки? (железные)

-При помощи чего мы их можем расселить по домам? (при помощи магнита)

-Я предлагаю положить человечков на стол, и вести его к дому магнитом под столом (расселяют).

-Молодцы, ребята! Мы с вами спасли город железных человечков.

-Кем мы сегодня были на занятии? Как называют людей, которые спасают?

-Да, вы настоящие спасатели. А после, каких стихийных бедствий вы спасали железных человечков? (после извержения вулкана, наводнения, землятренсения)

-Главный хранитель города железных человечков награждает вас медалями спасателей.

Используемые ресурсы:

Редактированное видео с интернет ресурсов (вулкан, наводнение, ураган, землятресение).

www.maam.ru

Детям о природных катастрофах

Взрослые не всегда понимают, как и почему происходят природные катастрофы, не говоря о детях, которым достаточно сложно объяснить происходящие явления. Родители часто забывают о детях и их чувствах в опасные периоды, но это не значит, что дети невосприимчивы к происходящему, хотя они до конца и не осознают всего. Ужас родителей и реакция на новости и разговоры о происходящем может оказать сильное влияние на восприимчивую нервную систему ребенка. Что же могут сделать родители или воспитанники для детей, чтобы помочь им справиться с волнением во время катастрофы? 

Прежде чем подойти к ребенку с конкретной темой для разговора, необходимо расспросить его о том, что он знает о катастрофах. Наиболее подходящими будут вопросы: «А ты слышал об этом?», «Что ты видел по телевизору?», «Что об этом говорят твои одноклассники/ дети из одной группы?». С детьми можно поговорить о том, как люди и организации по всему миру помогают странам, в которых произошло стихийное бедствие.

Информация должна поступать дозированно. Маленьким детям следует ограничить просмотр телевизионных программ, так как они еще не понимают, что происходит на самом деле, а что нет. Когда взрослые сами устают от постоянного просмотра программ, лучше всего отвлечься от данной тематики.

Чтобы понять, как ребенок воспринимает недавно случившуюся трагедию, попросите его выразить свои чувства словами или рисунком на бумаге. Это всегда поможет родителям понять состояние детей: насыщенность рисунка выразит глубину переживаний.

При разговоре с детьми родителям необходимо сохранять спокойствие, так как дети копируют поведение взрослых. Чтобы не взволновать и не напугать ребенка, покажите свою уверенность во владении информацией. Детям важно знать, что родители готовы к катастрофе, что у них есть план спасения всех членов семьи.

При подготовке к любой катастрофе или бедствию, не забывайте включить ребенка в обсуждение, использую простые вопросы: «Что ты об этом думаешь?», «Может можно что-то сделать иначе/ лучше?». Чувство сопричастности может помочь родителям выработать у ребенка более серьезное отношение к происходящему. Ко всему, мнение ребенка может оказаться полезным.

Честное обсуждение возникшей проблемы может уменьшить необоснованный страх. Многие родители предпочитают не обсуждать с детьми вопросы, связанные с опасностью. Но это может сыграть злую шутку, если, к примеру, во время землетрясения ребенок не будет знать о самом событии и как себя правильно вести, так как родители побоялись негативной реакции ребенка на информацию о возможной опасности. Можно не рассказывать все подробности катастрофы, но объяснение должно быть выражено понятным для определенного возраста языком.

Дети, как и взрослые, склонны к преувеличению. Общаясь с друзьями и одноклассниками, дети выдумывают необычайные истории, в которые начинают сами верить и на основании которых у них появляется сильное чувство страха. Поэтому родителям очень важно оставаться честными со своими детьми, не скрывая от них реальностей жизни.

Родителям необходимо следить за новостями, чтобы уметь правильно истолковать порой преувеличенные события. Важно также на примере уже случившегося объяснить эмоциональные состояния людей: сильную печаль, шок, ужас. 

Страх ребенка не должен казаться нелепым. Следует помогать ребенку справиться с этим чувством. Многие дети живут в своем мире фантазий, а в разрушениях могут увидеть новый, вселяющий ужас мир, поэтому логические объяснения могут помочь справиться с нереалистичными страхами.

Наберитесь терпения и понимания, когда ребенок не понимает, что происходит вокруг. Чувства и мысли детей несовершенны, поэтому может понадобиться много времени и сил, чтобы объяснить ребенку, как себя вести во время катастрофы. Как и взрослым, детям нужна тренировка в экстренной эвакуации.

У каждого ребенка есть любимый «предмет», создающий ему чувство уверенности: игрушка, домашний питомец или человек. Постарайтесь во время катастрофы дать ребенку то, что ему необходимо. 

Приложите все усилия, но не оставлять ребенка наедине с собой, когда внезапно произойдет бедствие, так как в одиночестве ребенок чувствует себя беспомощным. Страх загоняет людей всех возрастов в свою скорлупу. Дети замечают намного больше, чем кажется взрослым: попытка оставить ребенка одного, сохраняя спокойствие, может оказаться недостаточной, чтобы скрыть реальность.

Если ребенок эмоционально готов, родителям следует объяснить последствия для неподготовленных к катастрофам людей. Особенно важно это донести до подростков, которые в поисках приключений игнорируют предупреждения о надвигающейся катастрофе, думая, что они неразрушимы.

Главное, чему родители могут научить ребенка, что мир постоянно меняется, и в нем происходит множество разнообразных событий, как положительных, так и отрицательных. Но в трудный момент с ним всегда окажутся близкие, которые выслушают и защитят.

ecowars.tv

Конспект по экологии на тему "Стихийные бедствия"

МБДОУ

Детский сад «Светлячок»

пгт Приаргунск

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Тема: «Стихийные бедствия»

Воспитатель:

Попова Е.В.

2015 г.

Конспект НОД по экологии

Ф.И.О.: Попова Елена Владимировна

Образ. учреждение: МБДОУ д/с «Светлячок»

Должность: воспитатель

Возраст детей: 6-7 лет

Способ организации детей: подгруппа (8 чел.)

Тема: «Стихийные бедствия»

Цель: расширить знания детей о стихийных бедствиях через опытно - экспериментальную деятельность

Задачи:

Обучающие6 дать представление о способе написания тайного письма (молоком) и его чтения; уточнить представления детей о стихийных бедствиях (ураган, наводнение, землетрясение, извержение вулкана); закрепить знания детей о свойствах магнита; познакомить детей с извержением вулкана; закрепить правила по технике безопасности.

Развивающие: развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, логическое мышление, умение находить способы решения проблемных ситуаций.

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к окружающему миру, любознательность, интерес, желание помогать тем, кто попал в беду, аккуратность при проведении опытов.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие

Предварительная работа: опыты с магнитом и песком, беседа о стихийных бедствиях, чтение поэмы Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», беседа о невидимых письмах, изготовление макетов вулкана и города.

Оборудование: посылка, письмо, написанное молоком, утюг, «бассейн» с водой, наполненный различным «мусором», песочный бассейн, Лего - человечки, слайды , медали для каждого ребенка, макеты вулкана и города.

Ход НОД

I Вводно- мотивационный этап:

Стук в дверь. Вносят посылку.

- Ребята, посмотрите нам в группу пришла посылка. Давайте ее откроем, посмотрим от кого она, и что в ней находится.

(Дети помогают открыть посылку).

-Посмотрите здесь лежит конверт с письмом. Но в я что- то не пойму. Лист чистый. Как вы думаете, что это может значить? (Письмо невидимое).

-Как можно прочитать такое письмо? (Подержать его над включенной лампой или горячим утюгом).

- Хорошо, давайте попробуем погладим его утюгом. Но сначала вспомним, как пользоваться включенным утюгом. (Аккуратно, без взрослых нельзя брать утюг в руки).

Воспитатель вместе с ребенком проводит опыт с утюгом.

II Операционно- содержательный этап:

-Молодцы. Теперь мы можем прочитать, что написано в письме. (Воспитатель читает, дети слушают).

«Ребята! На наш город обрушились стихийные бедствия. Помогите! Маленькие человечки.»

-Ребята, а что такое стихийные бедствия? (Это когда происходит что- то страшное).

-Стихийные бедствия- это катастрофические природные явления, которые приводят к нарушению жизни людей, гибели, разрушению домов.

- Какие стихийные бедствия могли произойти в городе? (Землетрясение, ураган, наводнение).

-Правильно - это ураганы, наводнения, пожары, землетрясение, цунами.

-Как вы думаете, чувствуют жители, на которых обрушились стихийные бедствия? (Им было страшно, плохо).

-Поможем жителям этого города? (Да).

- но как нам попасть туда? Давайте посмотрим еще раз в посылку. Что там нашли? (Карта).

-Посмотрите на карту, видите крестик. Вот от него и начнем свой путь. (Дети на карте отправляются).

-Какое первое место вы увидели? (Вулкан).

-Посмотрите все на экран. Здесь изображено извержение вулкана и его последствие. Что такое вулкан? (Большая гора).

-Вулкан- это большая гора, из которой выходит магма на поверхность, образуя лаву, вулканические газы и камни. У меня есть макет вулкана. Давайте мы его оживим, сделаем опыт - извержение вулкана. Нам понадобится сода и уксус. Ребята, скажите как надо обращаться с этими веществами? (Очень осторожно, нельзя нюхать).

-Что мы с вами наблюдали? (Извержение вулкана).

-Скажите, что нужно делать при извержении вулкана? (Убегать, прятаться).

-Правильно, надо уходить как можно дальше, в безопасное место. Посмотрите здесь есть маленькие человечки.(Нет).

- Отправляемся дальше искать. Что это за звук? Что происходит? (Шум воды).

- Куда мы пришли? (На реку).

Дети смотрят слайд.

- Что произойдет если река выйдет из берегов? ( Все затопит).

-Да, другими словами произойдет наводнение.

-От чего происходит наводнение? (долго идет дождь, тает много снега).

-Правильно. Посмотрите, весь мусор собрался в реке. Что будем делать? (Нужно очистить ее).

-Перед вами стоят емкости с водой и с «мусором». Что нам может помочь очистить? (Магнит).

Дети проводят опыт с магнитом.

-Какая чистая стала вода. Здесь вы видите Маленьких человечков? (нет).

-Скажите, как надо вести людям при наводнениях? (Уехать в безопасное место).

Физминутка для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть». (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть».  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут». (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут». (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо». (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!». (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

-Хорошо отдохнули. Посмотрим на карту, куда нам дальше идти? (На детскую площадку).

Дети смотрят слайд с детской площадкой.

-Что это за шум? (Дует сильный ветер).

-Правильно, а как называется сильный ветер? (Ураган).

-Ураган засыпал всю детскую площадку. Что будем делать? (Раскапывать).

-Нашли или нет человечков? (Нашли). Молодцы, вы спасли Маленьких человечков.

-Ребята, а что снова случилось, что за звук? (Землетрясение).

-А что такое землетрясение? (это когда трясется земля).

-Правильно. Посмотрите на экран, что вы видите? (Разрушенные дома, мосты, расколотая земля).

-У Маленьких человечков тоже все дома сломались. Как можем помочь? (Построить новые).

Дети делают макет города из заранее сделанных домов.

-Молодцы, ребята. Вы спасли Маленьких человечков.

III Рефлексивно- оценочный этап:

-Чем мы сегодня занимались? (Спасали маленьких человечков).

-Как называют таких людей? (Спасателями).

-Да вы настоящие спасатели. После каких стихийных бедствий вы восстанавливали город? (извержение вулкана, наводнение, урагана, землетрясения).

-Вот главный хранитель города Маленьких человечков награждает вас медалями спасателей и говорит «Большое спасибо».

infourok.ru

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе на тему: « Стихийные бедствия»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 000 о. в.» города Магнитогорска

Конспект

интегрированного занятия

в подготовительной группе на тему:

« Стихийные бедствия»

Разработала:

воспитатель МДОУ «Д/с № 000 о. в.»

Магнитогорск, 2014

Конспект занятия в подготовительной группе с использованием ИКТ «Стихийные бедствия»

Цель:

·  Закрепить знание о явлениях окружающего мира.

·  Рассмотреть четыре природные стихии в многообразии их проявлений.

·  Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать.

·  Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

·  Презентация «Стихийные бедствия».

·  Картинки с природными явлениями.

·  Макет вулкана.

·  Пластилин для изготовления вулкана

·  Схема реакций, (для соединения двух веществ)

·  Бумага для постройки домов (техника «оригами»)

·  Угощение для каждого ребенка

Ход занятия

-Ребята, как вы думаете, что такое стихийные бедствия? (ответы детей)

-Стихийные бедствия - это катастрофические природные явления, которые возникают, как правило, внезапно, и приводят к нарушению нормальной жизни населения, гибели людей, разрушение домов, и многое другое.

-Как вы думаете, что происходит с природой, с людьми во время стихийных бедствий? (ответы детей)

- А какие стихийные бедствия вы знаете?

·  Итак, мы сегодня рассмотрим первое стихийное бедствие – это землетрясение. (слайд №1)

Что такое землетрясение? (ответы детей)

Землетрясение-это подземные удары и колебание земной поверхности, страшная природная катастрофа. Она может продолжаться несколько секунд или несколько минут. Последствия землетрясения ужасны, погибают люди, разрушаются дома, пожары, потопы. (слайд №2)

- Ребята, а как надо вести себя, если во время землетрясения человек оказался в здании? (ответы детей)

Правильно, прежде всего, не надо паниковать, а нужно очень быстро покинуть здание, выйти на открытую местность, где на человека не чего не упадет.

·  Наводнение. Что такое наводнение? (ответы детей) (слайд №5)

Наводнение-это стихийное бедствие, когда вода выходит из берегов и растекается повсюду, наносит большой ущерб населению.

-Отчего происходит наводнение? (тает много снега, идет долго дождь).

- Да, из-за накопления большого количества воды, которая попадает в реки, озера в результате сильных дождей, из-за таяния снега.

Как вы думаете, кто первым приходит на помощь людям, которые попали в такую ситуацию? (спасатели)

А кто такие спасатели? (ответы)

Спасатели – это специалисты, который одни из первых приходят на помощь людям, попавшим в какую-либо неприятную ситуацию. (слайд №6)

·  Посмотрите, на слайд №7. Что вы видите? Правильно – это ураган. Что такое ураган? (ответы детей)

Ураган – это сильный ветер, дующий очень долго, который поднимает с земли всё и приносит большие разрушения для человека и природы.

·  –Ребята, посмотрите на экран (слайд№8), как вы думаете, что это? (Вулкан)

А что мы с вами наблюдаем? (извержение вулкана)

И что такое вулкан? (ответы детей)

Вулкан - это такое образование на поверхности земной коры, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы и камни.

Ребята скажите, что нужно делать, если началось извержение вулкана? (убегать, прятаться) (слайд №9)

-Правильно, нужно уйти как можно дальше в безопасное место. Потому что от извержения можно пострадать.

Рассмотрение макета «Вулкан»

Изготовление из пластилина вулкана.

Изучения схемы. Соединения двух веществ (соды пищевой и уксуса), которые образуют реакцию. Проведения опыта. Вывод.

·  Итак, а сейчас вернемся к экрану.

Посмотрите ребята (Слайд №10…), не смотря на стихийные бедствия которые происходят в мире. Жизнь продолжается: цветут поля, летают бабочки и пчелы, бегут теплые, быстрые реки, прилетают птицы, которые выращивают своих птенцов, рождаются и растут дети, которые радуют своих родителей новыми успехами, и, как и прежде всегда рядом - дружная, крепкая семья.

А сейчас, я хочу вам предложить построить из бумаги дом своей мечты. ( техника оригами). И подарить свою поделку мамочке и папе.

- Молодцы ребята! Вы сегодня отлично справились с заданиями. Вы отлично потрудились. И за свою работу получите сладкие призы.

pandia.ru


Смотрите также