Сарабан японская система счета


Система счета абакус: секреты ментальной арифметики для первоклассников

Среди необычных дидактических пособий для детей свое место занимают счеты абакус, которые помогут улучшить математические навыки и весело и с пользой провести время. Предлагаем познакомиться с тем, что они собой представляют и как ими пользоваться.

Что это такое?

Сами счеты, которые положены в основу методики, появились более 2,5 тысячелетий назад. Также можно встретить названия «абак» или «соробан». Эти счеты исполняли в древнейших государствах функции современных калькуляторов и помогали отсчитывать десятки. Впоследствии они стали использоваться в ментальной арифметике.

Внешний их вид довольно прост: абак представляет собой рамку прямоугольной формы, которая разделена перекладинами с нанизанными на них косточками. Вверху, над разделительной полосой, расположена всего одна линия, каждый элемент которой означает пять. Снизу находятся ряды с четырьмя косточками, обозначающими единицу.

Линии косточек означают поочередно единицы (первая правая), десятки (вторая правая), сотни, тысячи. Если первая правая косточка поднята, то на счетах выложена цифра 1 или наименьшее десятичное значение (если расчеты ведутся, например, в миллиардах). Распределение чисел таково:

  • нижние косточки – это 1,2,3 и 4, соответственно, если подняты 2 из них, то счеты показывают число два;
  • если верхняя косточка поднята, число меньше, чем 5; если опущена на разделительную линию – больше;
  • верхняя опущена, три нижние подняты – это число 8.

Аналогичным образом можно выложить любое число.

Преимущества использования

Работа со счетами не только помогает развивать мелкую моторику дошкольника, но и тренирует сразу оба полушария его головного мозга, позволяет наладить взаимосвязи между ними. Кроме того, можно выделить несколько достоинств методики:

  1. Интерес. Малышам нравится перебирать косточки, при правильном подходе родителей из абакуса можно сделать тренажер, занятия на котором будут искренне нравиться ребенку.
  2. Использование счетов позволяет избежать заучивания и стимулирует образное мышление.
  3. При регулярных тренировках со временем удастся перевести ребенка от работы с реальным абакусом к воображаемой.
  4. Дети учатся находить нестандартные варианты решения проблемы.
  5. Постепенно обретают уверенность в себе, становятся более самостоятельными.
  6. Очень хорошо развивается мышление.

Вот почему счеты считаются мощнейшим пособием в ментальной арифметике, то есть обучении быстрому счету.

Как работать?

Познакомимся с инструкцией по использованию абакуса в домашней работе со старшими дошкольниками и первоклассниками. В целом японские счеты могут заинтересовать детей от 5–6 до 10–11 лет. Они помогают научить совершать в уме различные арифметические действия: сложение, вычитание и даже умножение.

Как же пользоваться таким пособием?

  1. Положить счеты на поверхность стола, добившись того, чтобы никакие посторонние предметы не мешали нормальному движению косточек.
  2. Поставить их «на ноль» — ни один из шариков не должен касаться разделительной полосы.

Далее на конкретном примере рассмотрим суть работы. Допустим, нам необходимо сложить 1 и 2. Для этого при помощи большого пальца перемещаем к разделительной полосе сначала одну косточку. Потом – две. Считаем результат – 3.

Но как быть, если надо сложить, например, 5 и 3. Цифр гораздо больше, чем косточек. Действовать следует так: косточка, расположенная над разделительной полосой – это 5. Поэтому ее следует опустить. А три косточки из нижнего ряда, наоборот, поднять. Получится 8.

На счетах можно отложить и трехзначные числа. Например, 175 будет выглядеть так:

  1. На первой линии опускается верхняя (пятерка).
  2. На второй – опускается верхняя (5) и поднимаются две нижние (2).
  3. На третьей – поднимается одна нижняя (1).

Сначала может показаться, что все слишком сложно и научиться будет нереально не только дошкольнику, но и взрослому. Но на практике зачастую бывает достаточно показать ребенку пару примеров, он довольно быстро разберется и начнет считать.

Как складывать и вычитать?

После того как малыш научился выкладывать числа, можно приступать к обучению простейшим арифметическим действиям.

Сначала рассмотрим сложение, к примеру, 36+23:

  1. Устанавливается первое число, 36.
  2. Далее его следует разделить на простые цифры – 3 и 6.
  3. После этого на соответствующих линейках провести сложение единиц с единицами, десятков и десятками. Получается: 3+2 (десятки) и 6+3 (единиц).
  4. Кости на линейках перемещаются соответствующим образом.

Если бы косточек получилось больше 9, нужно было прибавить единицу на соседней линейке.

Вычитание проводится по такой же системе, начиная с меньшего порядка. В случае, если из меньшего числа вычитается большее, происходит следующее: их переставляют, а на соседней линейке убирают косточку.

Такая система счета кажется сложной только при описании, на деле же стоит попробовать – и ребенку непременно понравится.

Умножение и деление

Они также не вызовут особых затруднений у тех, кто знает таблицу умножения (от 1 до 10). Рассмотрим пример. Надо умножить 13х3. Сначала пример делится на два действия:

10 х 3 = 30

3 х 3 = 9.

На счетах сначала набирается 30, потом добавляется еще 3. И становится понятно, что ответ на пример – 39.

Деление полностью аналогично, однако результаты не складываются, а вычитаются.

Правила

Специалисты по ментальной арифметике разработали ряд правил, которых следует придерживаться при занятиях с абакусом.

  1. Ставить пальцы необходимо определенным образом. Работают только большой и указательный, остальные сжаты в кулак. Большим поднимаются косточки по одной, указательным – опускаются. Оба движутся по направлению слева направо.
  2. «Набор» чисел ведется одной рукой. Вторая придерживает счеты таким образом, чтобы не закрывать обзор.
  3. Верхнюю косточку поднимает и опускает исключительно указательный палец.

Занятия проводятся дважды в неделю, действовать следует по принципу «от простого к сложному», не допуская переутомления ребенка.

Интересно, что при желании счеты можно изготовить своими руками, работа не отнимет много сил и времени.

Таков абакус, научиться считать на котором могут как дети, так и взрослые. Самое главнее правило успеха – регулярные занятия.

Текст

razvivashka.online

Счет в уме: японский метод

Среди родителей все более популярными становятся курсы ментальной арифметики для детей. Это метод обучения быстрому счету в уме. Он строится на применении счет абакус, или по-японски соробан. Когда считают с помощью данного метода, в уме представляют эти счеты, передвигают бусины в нужном порядке и производят расчеты.Счеты абакус с 9 столбиками, как в онлайн-тренажерах. Фото semyatut.ru

Занятия по ментальной арифметике довольно дорогостоящи и не всем по карману, поэтому многие хотят научиться этому методу самостоятельно и в дальнейшем обучить своего ребенка. Число 13 на счетах. Фото semyatut.ru

Мастерим счеты Первое, что вам понадобится для обучения, – это счеты абакус. У них на горизонтальных линиях по 5 бусин. При этом один столбец с одной бусиной в каждом ряду отделен от остальной вертикальной перегородкой, это если держать счеты вертикально, так как мы бы держали наши обычные счеты. Абакус обычно держат в горизонтальном положении и сверху располагается ряд с одной бусиной, внизу – столбцы по 4 бусины в каждом.

Купить такие счеты несложно, но можно их сделать и своими руками. Если у вас остались старые счеты, разберите их, уберите оттуда 5 бусин из каждого ряда. Отделите вертикальной перегородкой одну бусину в каждом ряду – и счеты готовы. Если нет старых счет или пока вы ждете, когда придут ваши новые счеты, стоит воспользоваться онлайн-тренажерами для тренировки и обучения.

Основы ментальной арифметики Располагаем соробан. Перед нами столбики, у стандартных счет их 13. Мы будем использовать абакус с 9-ю столбиками. Начинаем с крайнего правого столбика: в этом столбце единицы. Здесь можно составить цифру от 0 до 9. Следующий столбец — это десятки, здесь числа от 10 до 90. В последующих соответственно сотни, тысячи и т. д. Наверху соробана размещено по одной бусине, в соответствии со своим столбцом они обозначают число, кратное пяти, т. е. в первом столбце это 5, во втором 50, в третьем 500 и т. д. Чтобы нам показать цифру 5, нужно опустить верхнюю бусину вниз, это будет пять. В исходном положении, когда верхние бусины вверху, а нижние внизу, – это ноль. Теперь разберем несколько цифр: – чтобы составить цифру 7, нужно опустить верхнюю бусину в первом столбце, это будет 5, и поднять две бусины снизу, т.е. мы к 5 прибавили 2, получилось 7. – Цифра 9 – это опущенная верхняя бусина и 4 нижние бусины, поднятые вверх до разделительной планки. Как только научились быстро набирать единицы, переходим к десяткам. Набираем число 73, для этого опускаем верхнюю бусину из второго столбика, это получилось 50, поднимаем еще две нижние бусины из этого же столбца с десятками, получилось 70. В первом столбце поднимаем три нижних бусины, и в итоге получаем 73. Все передвижения бусин нужно делать определенными руками и не менять последовательность. В столбце единиц мы все делаем правой рукой, при этом поднимаем бусины большим пальцем, а опускаем указательным. Например, когда мы хотим составить цифру 5, нужно указательным пальцем правой руки опустить верхнюю бусину. Если нужно составить цифру 2, большим пальцем правой руки поднимаем две бусины из первого столбца. В столбце с десятками все тоже самое, только левой рукой. Так как вся суть метода сводится к тому, чтобы все вычисления происходили в уме и без каких-либо вспомогательных инструментов, нужно научиться запоминать цифры и комбинации из бусин. Для этого нам понадобятся вспомогательные карточки, которые можно сделать самим. На одной стороне пишем цифру, а на другой ее графическое обозначение в виде фрагмента счет.

После того как научились пользоваться карточками и быстро называть цифры, расположенные на них, переходим к простым арифметическим вычислениям.

Сложение В качестве примера возьмем: 13+23. Выкладываем число 13: в первом столбце поднимаем 3 нижние бусины, во втором одну – нижнюю, получаем 13. Чтобы прибавить 23, в первом столбце, с единицами, добавляем три бусины, так как внизу осталась не задействована только одна бусина. Нужно опустить бусину из верхней части соробана, так мы прибавим 5. После этого опускаем две бусины из нижней части и получается в столбце с единицами цифра 6. Далее складываем десятки, для этого во втором столбце поднимаем две нижних бусины. В итоге у нас получилось число 36.

Теперь рассмотрим пример: 17+14. Сначала составим число 17. Далее переходим к сложению, прибавляем 4. Так как 7+4 равно 11, то поднимаем в первом столбце одну нижнюю бусину и сразу переходим к десяткам и там поднимаем одну нижнюю бусину, которая получилась при сложении единиц. Далее прибавляем 10, которая осталась от первоначального числа 14, для этого также поднимаем одну бусину снизу. Итого 17+14=31.

Вычитание Для примера возьмем 83-56. При вычитании все действия нужно производить в обратном порядке и начинать нужно с десятков. Нам нужно у десятков убрать 5 бусин, для этого поднимаем верхнюю бусину. От единиц нужно отнять 6, так как у нас только 3 единицы, берем из второго столбца десятку, т. е. опускаем одну бусину. В единицах нужно из 13 вычесть 6, получается 7, выставляем эту цифру на счетах. В итоге 83-56=27.

Умножение Перемножим 2 двухзначных числа: 13*22. Сначала перемножаем десятки обоих чисел 10*20=200, выставляем на абакусе 200. Потом единицы первого числа с десятками второго – 3*20=60. Далее десятки первого с единицами второго 10*2=20. Последние действие: перемножаем единицы обоих чисел 3*2=6. В итоге получилось 286.

Деление Разделим 62 на 2. Для этого разделим счеты пополам или, например, на две части относительно точки на соробане. Справа мы выставляем число, которое нужно разделить, а слева оставляем место для ответа. Если число двухзначное, то для ответа оставляем максимум 2 столбца, если трехзначное, то три и т. д. Итак нам нужно 62/2, выставляем справа число 62. В левой части будем писать ответ, пишите его, начиная с крайнего левого столбца, чтобы, если вам попадется число, при делении которого появится остаток, для записи остатка были свободные столбцы. Число выставили, делим сначала цифру 6, т. к. она кратна двойке и дает полное число без остатка, и это будет 3. Набираем тройку в крайнем левом столбце. А в правой части отнимаем 6 из столбца с десятками, остаётся 2. Делим 2 на 2, получается 1, набираем его во втором, от левого края, столбце. В итоге у нас получился ответ 31.

Теперь разделим 864/4. Набираем в правой части счет 864. Сначала делим 8 на 4 получается 2, в крайнем левом столбце набираем 2. В правой части в столбце с сотнями убираем 8, остается 64. Делим 6 на 4, у нас получится число с остатком, поэтому нам надо умножить число 4 на такое число, чтобы оно было меньше 6 и самое ближайшее к нему. Нужно 4 умножить на 1, получится 4. Один вписываем во второй от левого края столбец, а из 6 вычитаем 4, справа получается число 24. Это число делится на 4 без остатка и получается 6. Шесть записываем в третий столбец от края, в итоге ответ 216.

По материалам http://Semyatut.ru

yagazeta.com

Интересное, полезные статьи

Японский счет в развитии

Познавая мир, ребёнок использует все доступные способы, задействующие оба полушария.

Чтобы помочь ему стать умнее и не отстать в творческом развитии, используется специальный особый принцип японского счёта, который позволяет оперировать большими числами, решать сложные примеры в уме.

Но «калькулятор»  в голове – лишь приятный побочный эффект  методики, которая

-учит нестандартно мыслить и творчески подходить к любому процессу;

-развивает память, логику, концентрацию;

-увеличивает скорость восприятия и обработки любой информации,

-дарит ребёнку уверенность в себе и в своих силах;

-программирует успех в школе.

Главным инструментом  этой методики являются  специальные счёты соробан ( абакус).

Впервые их начали применять в Китае, а в 16 веке Япония заинтересовалась  новым принципом счёта и создала свою систему  — японский счёт. Процесс совершенствования китайских счётов суан-пан проходило в таком высоком темпе, что вскоре появился японский соробан, чьё название можно перевести как «доска для счётов».

Само устройство  этих  древних счётов оказалось настолько доступным и полезным, что  их начали использовать в повседневных делах и государственных расчётах. Их использование в образовательном процессе способствовало формированию новой программы, получившей название «ментальная арифметика».

Благодаря оптимальной разбивке косточек соробан считается самым быстрым и оптимальным механическим счётным устройством, поскольку позволяет отобрать каждое число только одним способом, что исключает путаницу при вычислениях. Ни одну цифру на счётах нельзя отложить двумя способами.

Японский счёт помогает в сложных вычислениях, в базовом математическом образовании, а именно, в визуальном понимании детьми числовых конструкций, состава числа и понятия цифры, наилучший способ объяснить детям десятичную систему вычислений.

Весь процесс обучения японскому счёту  состоит из двух этапов. На первом дети  одолевают технику счёта на косточках.  На втором этапе ученики переходят к счёту в уме  или на  ментальном уровне. Каждое занятие постепенно ослабляет привязку к счётам и стимулирует детское воображение. Эти занятия сопровождаются заданиями на логику и творчество.

В Японии устный счёт настолько популярен, что его практикуют даже во время физических упражнений. Огромным помощником  он стал в маленьких посёлках, где нет широкого образования, и для слепых, желающих получить математическое образование и научиться считать. Эта методика не имеет «противопоказаний»  и может  быть одинаково полезной для каждого.

Сегодня  соробан® даёт ряд  огромных преимуществ и в Японии считается ценным инструментом вычислений.

Техника японского счёта является обязательной  для изучения  в начальной школе. Это также популярный вид спорта и развлечения.

Но… Чтобы в Японии освоить соробан именно в уме и натренировать не только пальцы, но и мозг по традиционной методике японского счёта, требуется 5 лет труда. При этом освоить  в совершенстве его могут лишь очень одарённые дети.

В 2013 году, благодаря энтузиасту Юрию Новосёлову, который  усовершенствовал и улучшил эту методику, подобрав   ценное и откинув ненужное, появилась новая усовершенствованная  ментальная арифметика, которая стала базой для  любого другого обучения и это — методика устного счета «Соробан®».

Мы не изучаем деление, потому что оно дублирует в ментальной арифметике обычные математические приёмы. Умножение  же —  без таблицы по методу Трахтенберга, переложенное на счёты соробан. Благодаря этому его  осваивают все дети. У нас сначала – азы работы со счётами, параллельно – обучение визуализации их и выполнение счёта в уме. Всё это активно тренирует и развивает полушария, вырабатывая интересное свойство:  не  смотря на счёты, не прикасаясь к ним , имитировать счёт и в это время с огромной скоростью производить вычисления в уме. При этом  занятия по 2 урока в неделю, выполнение домашних заданий по 15-25 минут в день + компьютерная программа для домашнего  закрепления навыков с внедрённым искусственным интеллектом. На занятиях активно используются зрительные, слуховые и тактильные методы обучения. Контроль  тренера  за  выполнением  и уровнем   личных достижений каждого ученика. Результат: всего за 2 года – гарантия приобретения стойких навыков  счёта  по усовершенствованной ментальной арифметике  и  надёжного фундамента  для последующего гармоничного развития – и на всю жизнь! Такие чудеса творит   Методика устного счёта Соробан!

Читать ещё:

Секреты скоростного счета «Соробан»

Ментальная арифметика как она работает и для чего нужна?

Польза ментальной арифметики для ребенка

Видео:

Груповое занятие в школе Соробан

Ученик школы Соробан® считает и читает стих одновременно

Школа устного счета Соробан®

soroban.ua

Законодатель технологий развития интеллекта

Результативностью. В классических школах ментальной арифметики успеха достигают лишь 25% детей, в Школе “Соробан” - более 90%. Освоить устный счет у нас могут все дети, а не только те, кто обладает уникальными способностями. Качеством. Мы гарантируем 100% качество методики. Используя передовые открытия в области технологий и детской психологии, мы постоянно развиваемся. Школа “Соробан” является законодателем технологий развития интеллекта. Наши разработчики создали онлайн-приложение, с помощью которого можно обучить устному счету человека любого возраста. В Школе “Соробан” успешны и дети 5-11 лет, и студенты старше 55. Мы предлагаем пробный месяц обучения, чтобы вы сами смогли убедиться в качестве нашей методики. Преподаванием. Все тренеры “Соробан” проходят обучение в методическом центре школы у лидеров с большим опытом преподавания ментальной арифметики. Регулярно проводится повышение квалификации тренеров. Мониторинг качества обучения позволяет поддерживать высокий стандарт во всех Школах “Соробан”. Мы первые создали онлайн-тренажер, помогающий закреплять навыки быстрого счета. Мы первые реализовали интеллектуальное обучение в ментальной арифметике. И сегодня каждый ребёнок получает 100% индивидуальное обучение. Мы первые разместили онлайн-тренажёр на платформе для мобильных устройств. Мы первые запустили уникальный проект обучения людей старше 55 лет и получили невероятные результаты. Мы первые придумали и внедрили в процесс обучения напольные счеты, которые помогают активно закреплять материал на уроках. Идем в ногу со временем. Школа “Соробан” - единственная в мире, где применяют интеллектуальное обучение в сфере образования. Современная программа составляет задания под конкретного ребенка. Мы сознательно не стали распыляться на различные направления обучения детей, преследующих одну цель - развитие ребенка. А стали первыми, кто четко осознал, что полноценно развить интеллект можно с помощью устного счета. Обучение детей в школе “Соробан” значительно экономит время родителей, которым нет необходимости тратить время на дополнительные развивающие занятия.

soroban.ru

Эта японская методика научит любого ребенка быстро считать в уме

Педагог, руководитель Центра развития интеллекта «Пифагорка» в Москве Елена Клещёва рассказала «Летидору», что такое ментальная арифметика и почему она нужна каждому человеку.

На занятиях дети учатся быстрому счету с помощью специальной счетной доски (абакус, соробан). Педагоги объясняют, как правильно перебирать костяшки на спицах, чтобы малыши могли почти мгновенно получить ответ на сложный пример. Постепенно привязка к счетам ослабевает и дети представляют те действия, что совершали со счетами, в уме.

Программа рассчитана на 2-2,5 года. Сначала ребята осваивают сложение и вычитание, затем — умножение и деление. Навык приобретается и развивается за счет многократного повторения одних и тех же действий. Методика подходит практически всем детям, принцип обучения — от простого к сложному.

Занятия проходят один-два раза в неделю и длятся один-два часа.

Древние счеты абакус, на которых считают дети, известны уже более 2,5 тысяч лет. Дети учатся считать на специальных счетах. Известно, что их использовали еще в Древнем Риме. В современном мире счет на абакусе распространен в Японии, Китае, Индии, Малайзии, а также других странах.

Вот уже более 50 лет ментальная арифметика входит в систему государственного образования в Японии. Интересно, что после окончания школы люди продолжают совершенствовать свои навыки в устном счете. В Стране восходящего солнца ментальную арифметику считают чем-то вроде спорта. По ней даже проводят соревнования. В России теперь тоже ежегодно проводятся международные турниры по Ментальной арифметике.

Когда дети считают, они задействуют сразу оба полушария мозга. Ментальная арифметика развивает фотографическую и механическую память, воображение, наблюдательность, улучшает концентрацию внимания.

Повышается общий уровень интеллекта. Это значит, что ребятам легче усваивать большие объемы информации в сжатые сроки. Сразу видны успехи в иностранных языках. На заучивание стихов и прозы теперь не надо тратить весь день.

У школьников более медлительных ускоряется быстрота реакции.

Они начинают не просто молниеносно считать, но быстрее думать и принимать решения, не связанные с арифметикой.

Бывают и неожиданные результаты. Как-то в центр пришел мальчик, который занимался теннисом. Мама рассказала, что у ее сына проблемы с координацией движений. Неожиданно их удалось решить именно за счет интенсивов по ментальной арифметике.

Развивать мозг с помощью ментальной арифметики можно в любом возрасте, но наилучших результатов можно добиться до 12–14 лет. Детский мозг очень пластичен, подвижен. В юном возрасте в нем наиболее активно формируются нейронные связи, поэтому наша программа дается легче ребятам до 14 лет.

Чем старше человек, тем сложнее ему абстрагироваться от своего опыта и знаний и просто доверять абакусу. Я осваивала эту методику в 45 лет и постоянно сомневалась, правильно ли у меня получается, нет ли ошибки. Это очень мешает обучению.

Но чем труднее человеку осваивать этот счет, тем больше от него пользы.

Человек как бы преодолевает себя, с каждым разом у него получается все лучше и лучше.

Занятия не проходят даром, мозг взрослого человека также активно развивается.

Только не стоит ожидать от взрослого таких же результатов, как от ребенка. Мы можем научиться методике, но посчитать так же быстро, как это делает второклассник, уже не получится. Как показывает опыт, оптимальный возраст, с которого лучше начинать занятия — 6 и 7 лет.

Обязательное условие занятий — ежедневные тренировки на абакусе. Всего 10-15 минут. Детям необходимо отрабатывать формулу, которую им дал на уроке преподаватель, и доводить свои действия до автоматизма. Только в этом случае ребенок научится считать быстро. Здесь важна организационная роль родителей, которым нужно следить за регулярными тренировками.

Дети не устают на занятиях за счет постоянной смены видов деятельности

Ментальная арифметика в домашних условиях не просто возможна, но даже необходима. Основной вид деятельности на ментальной арифметике — счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, в рабочих тетрадях, у школьной доски на демонстрационном абакусе, используя электронный тренажер «Веселый соробан», на ментальной карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах).

Помимо счета есть и другие упражнения на развитие памяти, внимания и мышления — задания с таблицей Шульте (таблицы со случайно расположенными объектами, на которых ребенок ищет предметы в определенном порядке; используют для улучшения периферического зрения), головоломки, лабиринты, рисование двумя руками, нахождение отличий и прочие.

Эти дополнительные задания дети воспринимают как отдых. Кричат «ура» и с радостью проходят лабиринты разной сложности. Также на занятиях ребята учатся скорописи, чтобы рука успевала записывать ответы так же быстро, как их выдает мозг.

Фотографии предоставлены Еленой Клещёвой.

letidor.ru

Все тайны Соробана. История и достоинства

2016/04/21 автор: Юрий Новоселов

Школа устного счета «Соробан» приводит к активному расширению границ не только городов, а также и стран. В наши дни дети 5-11 лет из 56 государств занимаются изучением ментальной арифметики. Они упражняются с использованием счетов «абак», компьютерных программ и развивают оба полушария мозга, выполняя упражнения устного счета.

Особый интерес представляет история о том, как возникла и начала путешествие по миру данная методика. Соробан – это японские счеты «абак». Они используются более 4 столетий, с момента прибытия из Китая в Японию в 16 веке. Первоначально китайские счеты «Суань-пань» были довольно громоздкими. Японцы сделали их более компактными и удобными.  Таинственный абак Абак, связанный с расчетами, был представлен доской, которая покрывалась песком. Путем разделения пыльного полотна на ряды можно представлять различные значения чисел. Это достигается с использованием различных знаков, которые рисовались вдоль линий. Можно сказать, что такие счеты стали предками первых месопотамских калькуляторов. Вид абака значительно изменялся с течением времени. Он нашел широкое применение в таких цивилизациях как Египет, Рим, Греция, Индия и др. Пожалуй, именно об абаке выразился однажды Геродот: «Египтяне перемещают свои руки справа налево в расчетах, а греки – слева направо». Музей в Афинах может похвастаться сохраненной счетной доской с размерами 1,49 м на 0,75 м. Она выполнена из цельного белого мрамора с проведенными линиями. Это – прототип первого калькулятора. В Риме его дизайн и функционал были усовершенствованы. Китайцы познакомились с абаком, когда правила династия Мин. С момента его появления он сразу начал набирать популярность.  

И только в 16 веке данные счеты были привезены в Японию.

 В это время в стране активно развивалась торговля и актуальность изучения математики возрастала с каждым днем. Абак подвергся тщательному изучению и претерпел множество усовершенствований. В школе «Соробан» используются счеты, внешне похожие на вариант еще 1940-х годов. Известно, что в 1928 году Японская торговая палата промышленности утвердила экзамены на данных счетах. Даже в наши дни, когда любые вычисления удобно проводить с помощью калькулятора, умение считать на Соробане – важный фактор. Данная система позволяет проводить не только простые, но также сложные математические операции. Она очень полезна в рамках базового математического образования. Занимаясь по этой методике, дети обретают визуальное понимание чисел, их состав. Особенно высокой актуальностью Соробан в Японии пользуется среди жителей небольших поселков, куда не добралась система полноценного образования. Несмотря на отдаленность таких поселений от крупных городов, их дети обретают необходимые математические навыки и активно развивают мозг. Важность Соробана подчеркивает еще и тот факт, что люди, сдавшие по нему экзамен, могут работать в государственных корпорациях. А это существенная привилегия. В школах обучение устному счету берет свое начало еще с младших классов. Это позволяет детям легко объяснить принципы десятичной системы вычислений и заложить фундамент будущего успешного образования. Также с помощью данной системы учатся считать и обретают базовые математические знания в Японии слепые люди.  

Все преимущества Соробан

Соробан включает в себя 13 рядов. На каждом из них помещено 5 косточек. Каждой из них отведено свое значение. 4 нижних косточки принято называть «земными». Они могут показывать лишь одно значение числа, что идет в разрез с обычной математикой. Верхняя же косточка – «небесная» - соответствует цифре «5». Соробан имеет множество достоинств. Именно поэтому в Японии он до сих пор является ценным вычислительным инструментом наряду с калькуляторами. На практике доказано, что с использованием устного счета детям удается обретать не только математические способности, но и развивать интеллектуальный потенциал вцелом, а также выявлять различные таланты, не связанные с арифметикой. Освоение данной системы не представляет труда даже для 5-летних малышей. Это и неудивительно, ведь Соробан прост и понятен. Во время занятий обретается повышенная концентрация, развивается уверенность в своих способностях. При подсчетах дети используют кончики пальцев, тем самым развивая моторику рук. А это напрямую связано с речевым и умственным центрами мозга. Также прекрасно развиваются воображение, благодаря применению приемов визуализации, и зрительная память. Дети учатся воспринимать информацию как звуками, так и образами.  

Умная методика, которая появилась в России

Соробан появился в нашей стране в 2013 году. Положенная в основу разработанной программы методика ментальной арифметики способствует сегодня тренировке свыше 5000 детей. Изначально на освоение системы требовалось до 5 лет обучения. Благодаря нашим усовершенствованиям этот период сократился до 24 месяцев! Мы сфокусировали внимание на важных принципах, отсеяв менее значимые. Так, например, деление в школе «Соробан» не изучается, ведь фактически данное действие в рамках ментальной арифметики основано на обычных математических операциях. Умножение же мы изучаем без таблицы.  

Когда учить Соробан маленьким гениям?

С первых занятий дети проводят знакомство со счетами, постигают азы их использования. Попутно они визуализируют математические результаты, выполняют устно простые вычисления. Благодаря этому активный тренинг включает в работу как левое, так и правое полушарие. Наиболее подходящим периодом обучения навыкам устного счета является возраст 5-11 лет. В программе «Соробан» используются зрительные, слуховые, тактильные способности детей. Активно развиваются все участки мозга. Как результат, малыши могут похвастаться улучшенной памятью, повышенной концентрацией, навыками визуализации. Соробан выступает в качестве превосходной базы для дальнейшего обучения. А навыки, развитые за 2 года занятий по методике, приносят пользу детям и во взрослой жизни!Расскажите друзьям

Soroban.ru первая школа ментальной арифметики в Украине, работающая с 2005 года

Наши приложения

soroban.ru


Смотрите также