Развиваем мелкую моторику у малышей в 2 года


Как развивать мелкую моторику у детей?

Каждая мама сталкивается с тем, что часто слышит о важности развития мелкой моторики. Но не все мамы и папы понимают смысл этих занятий. Некоторые даже не знают, что заключает в себе такое понятие.

Развитие мелкой моторики у детей происходит посредством игр и упражнений. Для двухлеток она имеет определенные отличия.

Так как же развивать мелкую моторику у детей 2 лет — рассказываю в этой статье.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика представляет собой скоординированные действия мышечной системы в совокупности с костной и нервной.

Часто они сочетаются со зрением при мелких движениях пальцев рук и ног, а также кистей.

Сначала младенец рассматривает свои руки, потом пытается ими управлять, чтобы дотянуться и захватить игрушку. У него развиваются навыки перекладывания предмета из одной руки в другую.

Во время прикорма, когда малыш пробует аккуратно, пальчиками захватить кусочек еды — это тоже оттачивание мелкой моторики.

Читайте полезную статью Как научить ребенка кушать самостоятельно>>>

Специальные игры и упражнения с малышом: пальчиковые игры —

знаменитые «ладушки» или «сорока-ворона» — это тоже про развитие моторики малыша.

По сути, развитие мелкой моторики у ребенка до года, проходит в ежедневном взаимодействии и тесном контакте с ним, выборе правильных игрушек и игр.

Как воспитывать и развивать малыша до года, смотрите в интернет-курсе Мой любимый малыш>>>

Зачем развивать мелкую моторику?

Ученые давно выявили взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи. Это происходит из-за того, что их центры в мозге располагаются близко друг к другу.

Важно! Когда работают пальцы рук, активизируется речь. Это самый основной аргумент, объясняющий важность развития моторики.

Читайте интересную статью Когда ребенок начинает говорить>>>

Помимо этого, упражнения для пальцев рук:

  • делают их более ловкими;
  • формируют почерк человека;
  • скорость реакции.

Ребенок, с которым занимались, будет хорошо мыслить логически и иметь отменную память, а также уметь концентрировать внимание.

У него будет развито:

  1. Воображение;
  2. Наблюдательность;
  3. Связная речь.

Ребенок, который ловко работает пальцами, быстро научится говорить, будет иметь хорошую подготовку к школе.

Читайте также Ребенок не говорит в 2 года>>>

Дети, с которыми не проводили упражнения по развитию мелкой моторики, быстро устают, их внимание рассеивается, они тревожны.

Им сложно что-то начертить в альбоме, обвести фигуру. Следовательно, в школе у них будет низкая успеваемость.

Развивая подвижность пальцев, можно не только стимулировать речь ребенка, но и исправить речевые дефекты.

Важно улучшать мелкую моторику рук с раннего возраста еще и потому, что в дальнейшем детям нужно будет:

Им придется завязывать шнурки, рисовать и писать.

Развитие мелкой моторики происходит у каждого ребенка по индивидуальным темпам. Сначала их движения неловкие, неуклюжие.

Чтобы их развить, следует организовывать игровую деятельность, направленную на работу с пальчиками.

Как развивать мелкую моторику у ребенка 2 лет: практика

Развитие мелкой моторики происходит с помощью многих способов. К ним относятся:

  1. Пальчиковые игры;
  2. Занятия с мелкими предметами;
  3. Массаж пальцев;
  4. Лепка и рисование.

К пальчиковым играм относятся: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик», «Коза рогатая» и другие смешные потешки, которые всем рассказывают в детстве.

Важно! Они создают благоприятную атмосферу и мотивируют подражание взрослым. А также учат слышать их и понимать смысл сказанного.

У малышей развивается фантазия и воображение, улучшается подвижность и гибкость пальцев.

Действия с предметами развивают мелкую моторику рук у детей еще эффективнее:

А также, воображение, память, внимание и фантазию. Дети запоминают к тому же цвета и формы.

Игры с такими предметами тренируют:

  1. Усидчивость ребенка;
  2. Аккуратность;
  3. Терпение.

А также мотивируют на достижение цели.

У каждой мамы есть дома бусы и пуговицы. Любой ребенок будет увлеченно перебирать их пальчиками, сортировать по цвету или форме.

Возможно, пуговиц и нет, но есть крупы. В емкость насыпьте макароны, гречку или горох. Пусть это будет со временем две или три миски сразу с разнообразным материалом.

Ребенок будет манипулировать с ним: перебирать пальцами, пропускать сквозь них. Такие действия эффективно развивают тактильные ощущения и мелкую моторику.

Важно! Играя в подобные игры, внимательно следите, чтобы ребенок не засунул крупинки в нос или ухо.

Читайте также полезную статью Безопасный дом для малыша>>>

Детей заинтересует игра, в которой мама будет прятать в банке с крупой мелкую игрушку, а потом просить искать ее. Так они будут щупать материал, и развивать тактильные ощущения.

Еще одна разновидность игры с крупами — это банка с крышкой, которую ребенок сможет открыть, положить горошину, например, и закрыть.

Ловкость пальцев разовьет такое занятие, как закручивание крышек на бутылках и раскручивание.

Для развития мелкой моторики могут даже не потребоваться специальные игрушки. Достаточно предложить ребенку застегнуть пуговицы на пальто или куртке, затем их расстегнуть.

Самый простой способ, как развивать мелкую моторику в 2 года — это массаж ладошек. Поглаживайте их своими пальцами, разминайте его фаланги, обе стороны кисти и предплечье тоже.

Движения могут быть по направлению вверх и вниз, вдоль и поперек, спиралевидными.

Рисовать и лепить можно любыми средствами. Насыпьте песок или манную крупу на поднос.

Обхватите палец ребенка своей рукой и направляйте им, показывая как нужно рисовать линии, круги, квадраты.Потом дайте ему проявить самостоятельность.

Увлекательным станет рисование красками, но не кистью, а подушечками пальцев.

Сейчас продаются разнообразные доски для рисования маркерами и мелками.

Рисовать на вертикальных поверхностях полезно ребенку. Дайте ему в руки трафарет, чтобы он обводил картинки и закрашивал их.

Для лепки подходит пластилин и тесто. А особенно интересно детям заниматься лепкой с глиной. Предложите ребенку слепить колобка или пирог для куклы.

Читайте также полезную статью Как научить ребенка лепить из пластилина в 2 года>>>

Помимо перечисленных методов развития мелкой моторики, есть еще несколько интересных упражнений.

Дайте ребенку ненужные листы бумаги. Пусть он их рвет, мнет — это доставит ему большое удовольствие. Отлично подойдет и журнал. Малыш сначала с интересом будет перелистывать страницы, а потом их рвать.

Важно! Выбирайте методы развития мелкой моторики, учитывая индивидуальные возможности ребенка.

Слишком простой или слишком сложный способ отобьет у него желание заниматься. Помогайте ему, если малыш в чем-то испытывает затруднение, хвалите, когда все получается.

Лишние предметы уберите с поля зрения во время игр с пальчиками, чтобы они не отвлекали ребенка.

После завершения занятий уберите игрушки, с которыми развивали мелкую моторику. Если ребенок будет постоянно играть с ними, он потеряет к ним интерес, и на занятии не захочет ими манипулировать.

Читайте также Как научить ребенка убирать игрушки>>>

Упражнения отрабатывайте от простого к сложному. Не переутомляйте малыша, иначе в следующий раз он отвергнет развивающие занятия.

Таким образом, важно начинать занятия по развитию мелкой моторики с раннего возраста. Сначала это будут игры в «Ладушки», потом манипуляции с мелкими предметами.

Следите, чтобы он не проглотил мелкие детали!

Развивающие занятия улучшают речь ребенка, подготавливают к учебе в школе.

Занимайтесь систематически, тогда станет заметно, как развиваются движения ребенка и как он начинает лучше говорить.

Читайте также:

Автор: Людмила Шарова

uroki4mam.ru

Мелкая моторика рук у детей 2 – 3 лет: необходимость развития, игры, упражнения

Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста, поэтому развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет — актуальный вопрос для родителей.

Необходимость развития мелкой моторики

Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще миллион разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день, — пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.

Примеры игр и упражнений

В 2–3 года малыш уже способен справляться с застежками-липучками, крупными пуговицами, проталкивать предметы в отверстия, разбирать и собирать пирамидки, строить башни из кубиков, рисовать, лепить куличики, откручивать крышки, нанизывать бусины на шнурок и еще много чего. Он даже начинает пользоваться безопасными детскими ножницами. Чем разнообразнее игры и занятия ребенка, тем более разносторонним будет развитие его рук и пальчиков. Это не значит, что нужно покупать ему как можно больше игрушек, — в любом доме легко найдется множество подходящих для этой цели предметов.

Самые простые упражнения для пальцев

Заинтересовать и вовлечь в игру малыша 2-3 лет легко, и чем проще игра — тем лучше.

  • «Улитка». Самым маленьким это упражнение поможет научиться удерживать большим пальцем безымянный и мизинец в согнутом состоянии, оставляя указательный и средний прямыми. Одну руку нужно сжать в кулачок и аккуратно высвободить из него 2-й и 3-й пальчики так, чтобы 4-й и 5-й остались под большим. Чтобы малышу было проще сохранить такую комбинацию, можно слегка прижать ее к повернутой вверх ладошке другой руки. Теперь пора пошевелить свободными указательным и средним пальцами, изображая рожки улитки, сидящей на листочке-ладошке.
  • «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу, превратив человечка в веселого монстрика или даже в осьминога.
  • «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.

Играя с ребенком, проявляйте фантазию: это поможет не только развеселить его, но и стимулирует развитие творческих способностей, воображения.

Рисование

Впервые взяв в руки карандаши, восковые мелки или пальчиковые краски, ребенок с восторгом понимает, что теперь он умеет оставлять разноцветные каракули практически на любой доступной поверхности.

Пользу рисования сложно переоценить, ведь помимо мелкой моторики оно развивает:

  • мышление;
  • фантазию;
  • чувство прекрасного;
  • творческие способности.

Многие родители расстраиваются, что их чадо не желает держать пишущий предмет правильно, а зажимает его в кулачке, но в таком раннем возрасте об этом можно не беспокоиться.

Вот несколько рекомендаций для того, чтобы рисование принесло удовольствие и пользу малышу:

  1. В качестве инструмента для первых опытов предпочтительнее безопасные восковые мелки, чем карандаши, так как при поломке они не теряют пишущих качеств. К тому же, с их помощью можно проводить линии разной толщины, а также рисовать боковой поверхностью.
  2. Чтобы уберечь от потока детского творчества обои, нужно обеспечить ребенка необходимым пространством для рисования: например, предложить ему лист ватмана, разложенный на полу. Это обязательно понравится маленькому художнику, если в альбоме ему тесновато.
  3. Работу с пальчиковыми или обычными красками удобно организовать в ванной, совместив с купанием. Рисовать можно на кафельной стене или другой подходящей поверхности, и при этом не боясь запачкаться. В магазинах даже можно найти специальные мелки для ванной.

Как мелки, так и карандаши лучше покупать толстые, диаметром около 1,5 см, – их малышу будет намного удобнее держать, чем «взрослые» тонкие, а значит, он охотнее будет ими пользоваться.

Лепка

Одно из самых важных упражнений для детских пальцев — лепка. Даже простое разминание пластилина или теста великолепно развивает сенсомоторику ребенка. Выбору массы для лепки следует уделить особое внимание: материал должен быть безопасным и достаточно мягким, чтобы малыш мог с ним работать. Занятия должны проходить под присмотром и при участии взрослых:

  • «Лепешки и колбаски». Чтобы наглядно продемонстрировать малышу возможности пластилина, можно скатать несколько небольших шариков (лучше разноцветных) и предложить ему расплющить один из них ладошкой — получится лепешка. Второй шарик ребенок должен будет покатать по столу так, чтобы получилась колбаска. Следующие несколько шариков нужно предоставить в распоряжение ребенка и понаблюдать, что он из них сделает.
  • «Прилипалка». Начинающему скульптору нужно показать, что иногда фигурка может состоять из нескольких деталей. Для этого нужно слепить несколько незамысловатых фигур — шариков, кубиков, колбасок — и предложить малышу соединить их как ему захочется. Возможно, он слепит человечка.
  • «Палитра». Через какое-то время после начала работы с пластилином ребенку обязательно придет в голову идея смешать цвета. Не стоит его в этом ограничивать! Наоборот, полезно будет показать ему несколько удачных сочетаний, например, перекрутив между собой две тонкие колбаски разных цветов, а потом позволив перемять их. Конечно, разделить пластилин обратно уже не удастся, но зато палитра пополнится новыми оттенками.

Подобные маленькие уроки расшевелят фантазию ребенка, и он уже сам придумает множество интересных «пластилиновых» игр.

У малыша не сразу получится воплощать все свои замыслы, поэтому ему нужно помогать в наиболее сложных деталях, иначе он может потерять интерес к лепке.

Игрушки

Детские магазины предоставляют огромный выбор развивающих игрушек для малышей. При желании почти любую из них можно воспроизвести дома из подручных материалов. Здесь главное условие — чтобы игрушка нравилась ребенку. Вот несколько популярных примеров:

  • Мозаика. Представляет из себя перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.
  • Шнуровка. Это набор из картонных карточек с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное шнурование.
  • Сортировка. Для этой игры подойдет любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно продолжать. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.
  • Подбор крышки. Это домашняя игра, для которой понадобится несколько небольших пластиковых бутылок и банок с крышками разного диаметра. Ребенку предлагается подобрать нужную крышку к каждому горлышку и закрутить ее.
  • Конструктор. Универсальная игра, интересная ребенку любого возраста. Возводить постройки можно как по образцу, так и в свободной форме. При выборе конструктора для малыша нужно учитывать одно требование: чтобы он соответствовал категории «0+» как по размеру деталей, так и по качеству материала, из которого он изготовлен.

В 2-3 года вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым развивающим занятиям нужно приступать, когда малыш пребывает в соответствующем расположении духа, – тогда они принесут максимальную пользу и радость.

Текст

razvivashka.online

Развиваем мелкую моторику у малышей - Ирина Ермакова | Азбука воспитания

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Введение

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

• развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

• восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

• формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

Рекомендации для родителей

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: «Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил,

Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладу́шки, Звонкие хлопушки. Хлопали в ладошки,

Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили?

Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели! Шу — полетели!

На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

4. «Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики игра-ют-ся, Откры-ва-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок, Встали в маленький кружок. Раз зайка, два зайка, три зайка,

Четыре зайка, пять…

(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали И устали.

Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой, Вот и встретились с тобой.

8. «Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец — с сердцем, безымянный — с печенью, средний — с кишечником и позвоночником, указательный — с желудком, большой — с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. «Рыбак»

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка»

Сделайте на столе дорожку шириной 3—5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка»

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. «Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. «Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. «Подзорная труба»

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. «Лабиринт»

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

2. «Бусы»

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. «Фигурки»

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. «Сюрприз»

Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. «Прищепки на корзинке»

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. «Разноцветные прищепки»

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

8. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2—3 раза в день.

1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи! Лучше маму поищи.

2. «Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.

Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

3. «Цап-царап»

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке Ходит маленькая кошка, В маленькие лапки Спрятала царапки. Если вдруг захочет — Коготки поточит.

Цап-царап!

4. «Весёлые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец — танцевал, Указательный — скакал, Средний палец — приседал, Безымянный — всё кружился,

А мизинчик — веселился.

5.»Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.

6. «Павлин»

Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

У весёлого павлина Фруктов полная корзина. В гости ждёт друзей павлин,

А пока павлин один.

7. «Бабочка»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») — сначала одной, потом другой рукой.

8. «На зарядку становись!«

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку — 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец — крепко спал. Четвёртый палец — лишь дремал. Третий палец — засыпал. Второй палец — всё зевал. Первый палец бодро встал,

На зарядку всех поднял.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3—4 лет

1. «Шишки на тарелке»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

4. «Пришей пуговицу»

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

5. «Разноцветные снежинки»

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

6. «Зашнуруй ботинок»

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

7. «Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

8. «Маленький аптекарь»

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2—3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем — с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1—3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой — и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1—2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. «Ласковое пёрышко»

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.

Вам понадобится пластилин разного цвета.

1. «Снеговик»

Предложите ребёнку украсить снеговика при помощи пластилина. Пусть малыш потрудится и размажет пальчиками пластилин, не заходя за границы контура рисунка.

2. «Цветик-семицветик»

Малыш должен выбрать семь цветов пластилина — для каждого лепестка цветика-семицветика. Следите, чтобы он не заходил за границы его контура. Если у ребёнка что-то не получается — помогите ему.

Обводим по контуру

Эти упражнения направлены на обучение ребёнка выполнению плавных линий, без отрыва карандаша от бумаги. Предложите малышу обвести рисунки по контуру. Пусть он скажет, что изображено на них. После этого можно попросить ребёнка раскрасить эти рисунки.

1. «Грибочек»

2. «Зайчик»

3. «Ежик»

4. «Бабочка»

5. «Елочка»

6. «Осенний листочек»

azbyka.ru

Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет

Барсукова Светлана Способы развития мелкой моторики у детей 2–3 лет

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет.

Развитие мелкой моторики у детей возрастом 2-3 лет – задача трудная и продолжительная. Для малышей освоиться с собственными руками так же трудно, как и для взрослого с нуля научиться вышивать или плести кружева. Для скорейшего освоения ребенком этой науки ему нужно помочь.

Наряду с собственными руками – сложной кинематической цепи, составленной из мышц, костей, суставов и нервов – малышу приходится подключать к процессу обучения и мозг. Цель развития мелкой моторики, в не меньшей степени, – это стимулирование воображения малыша, его умственных способностей.

Лучше всего детьми 2-3 лет усваивается информация, преподанная им в формате игры. Исключением не является и развитие мелкой моторики рук – большую часть времени ребенок будет проводить за активными занятиями, использовать особые игрушки. И если ребята до 2 лет собирают несложные пирамидки, то для 2-3 летних нужны вызовы посерьезнее.

Конструктор ЛЕГО.

Сами создатели этого революционного для своего времени игрового комплекта считали его очень полезным для моторики рук. Да и заставлять детей часами упражняться в мастерстве владения пальчиками не придется. Только не забывайте и о мерах безопасности. Для 2-летних ребят используйте только наборы с крупными деталями во избежание случайного их проглатывания.

Пуговицы, шнурки липучки, кнопки, молнии.

Для малыша 3 лет совсем не страшно не уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Однако регулярные попытки проделать манипуляции с одеждой без помощи взрослых – замечательный способ тренировки мелкой моторики рук. Малыши обладают очень цепкой памятью, и задача родителей – на примере показать, как застегиваются вещи. Дальше их ребенок станет подражать манипуляциям взрослых, и со временем освоит такую непростую задачу, как одевание.

Рисование.

Рисование – замечательный способ развития мелкой моторики у детей 2-3 лет. Просто предоставьте малышу краски, карандаши или фломастеры, а остальное он сделает сам. Даже если на первых порах у него получается только заляпывать бумагу бесформенными пятнами, не отчаивайтесь. Любовь к прекрасному вы ему уже привили, а также он освоит захват предметов кистью, со временем освоит и более сложную манеру рисования.

Игрушки из подручных средств.

В любом доме или квартире найдется немало вещей, которые вполне сойдут за игрушки для 2-3-летних малышей. Например, ложка и мелкие предметы (пуговицы, изюм) могут стать экскаватором и грузом соответственно. Параллельно ребенок попрактикуется и в обращении со столовыми приборами. Но особенно увлеченно дети предаются играм с бельевыми прищепками, ведь из них можно составлять фигурки и сложные композиции. Это и неплохой способ дать волю своему воображению.

Лепка.

Очень полезное занятие – лепка. Когда ребенок творит фигурки из пластилина или глины, задействованы все мышцы ладони. Поначалу он будет просто мять подручный материал и наслаждаться этим, но скоро поймет, что придавать ему красивые формы намного интереснее, и для этому ему придется развивать ловкость. Не помешает, если вы позволите своему чаду помочь вам замешивать тесто.

Важность развития мелкой моторики у детишек возрастом 2-3 лет нельзя недооценивать. Пусть она и зовется «мелкой», чем быстрее будет освоена, тем легче ребенку будет вступать во взрослую жизнь в качестве школьника.

www.maam.ru

Статьи

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. 

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Источник: сайт Развитие.ру

centr-dem.ru

Игры, развивающие моторику у детей 2, 3 лет

Игры на развитие мелкой моторики 2, 3 лет

Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.

Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Волшебная шкатулка

Игра развивает мелкую моторику, навыки классификацирования

Необходимый инвентарь: шкатулка, мелкие предметы или игрушки.

◈ Сложите различные предметы небольшого размера в шкатулку и предложите ребенку вместе разобрать вещи и разложить их по разным коробкам.

◈ Поскольку для игры вы используете мелкие предметы, следите, чтобы ребенок не проглотил их.

Волшебные шнурки

Игра помогает изучить форму предметов, совершенствует цветовое восприятие, развивает мелкую моторику и терпение ребенка

Необходимый инвентарь: цветные шнурки различной длины.

◈ Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов.

◈ Создайте с ребенком целую картину на столе или диване.

Угости кукол

Необходимый инвентарь: крупные бусины трех цветов.

◈ Сложите в коробку бусинки трех цветов. Придумайте с ребенком угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложите разложить их по трем тарелочкам.

◈ Учите ребенка перекладывать по одной бусинке. Покажите ему, как брать бусины тремя пальцами.

◈ Выбирайте для игры крупные бусины и обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил их.

Опять мимо!

Игра развивает мелкую моторику и координацию движений

Необходимый инвентарь: крупа, емкость с широким и узким горлышком.

◈ После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом.

◈ Пусть малыш пытается пересыпать крупу в маленькие пластиковые баночки, бутылки.

◈ С закрученными крышками они превратятся в отличные погремушки.

◈ Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

«Раз фасоль, два фасоль...»

Игра развивает мелкую моторику, обучает счету

Необходимый инвентарь: сухая фасоль, пластиковая бутылка.

◈ Берите фасолинки по одной и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины» ит. д.

Крутится?

Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику

Необходимый инвентарь: пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками.

◈ Пока вы хозяйничаете на кухне, можно занять ребенка этой нехитрой игрой.

◈ Покажите малышу, как откручиваются и закручиваются крышки на банках и бутылках.

◈ Попросите повторить ваши действия.

Входит и выходит

Игра знакомит со свойствами предметов, развивает мелкую моторику

Необходимый инвентарь: банки с отвинчивающимися крышками, маленькая мягкая игрушка.

◈ Покажите ребенку, как открывать и закрывать банку, как внутрь банки можно помещать игрушку.

◈ Предложите ему самому закрыть игрушку в «домике».

◈ Если есть несколько банок разного размера, то попросите малыша проверить, какой домик подойдет для игрушки, а какой нет.

Учимся пересыпать

Необходимый инвентарь: любая крупа, две емкости с широким горлышком.

◈ Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду.

◈ Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепоткой, пропускать сквозь пальцы.

◈ Научите его делать движения рукой, как будто он солит.

Необходимый инвентарь: крупные бусины или пуговицы.

◈ Весьма увлекательное занятие даже для взрослых!

◈ Наверняка у вас накопилась куча всевозможных бусинок. Если нет, то их можно купить. Сейчас в продаже есть бусины разных размеров из разных материалов: цветной пластмассы, дерева, металла. Есть даже специальные наборы для детей.

◈ Иголку в таком возрасте ребенку давать, пожалуй, рановато, поэтому, хорошо, если в этих бусинах большие отверстия.

◈ Дайте ребенку толстую нитку и позвольте вволю пофантазировать.

◈ А может быть, вы хотите навести порядок в своих пуговицах? Проще простого. Дайте всю это пеструю кучу ребенку, и пускай он соберет из них бусы. Или отсортирует разные кучки по цвету или по количеству дырочек в пуговках.

◈ Обязательно следите за тем, чтобы ребенок не проглотил бусины или пуговицы.

Мастерим бусы

Необходимый инвентарь: макаронные изделия с крупным просветом, шнурок, большая деревянная игла с широким ушком.

◈ Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на иглу с продетым в нее шнурком. Пусть малыш попробует сделать это сам.

◈ Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус, и одеть на куклу.

Подарок для куклы

Необходимый инвентарь: бусины с крупными отверстиями, леска.

◈ Расскажите малышу, что сегодня — день рожденья куклы, поэтому ей надо сделать подарок. Покажите крохе бусины, научите его нанизывать их на леску.

◈ Называйте цвет каждой бусины.

◈ Внимательно следите, чтобы ребенок не брал их в рот.

◈ После завершения работы похвалите малыша и вместе с ним торжественно вручите кукле бусы.

Сортируем макароны

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования

Необходимый инвентарь: макаронные изделия разной формы.

◈ Покажите ребенку, какие бывают макароны: «Это — ракушка, это — спираль, это — бантик».

◈ Смешайте их. Попросите ребенка разобрать макароны.

◈ Помогите ребенку справиться с заданием.

Поезд из катушек

Игра способствует развитию мелкой моторики, цветового восприятия

Необходимый инвентарь: катушки с цветными нитками, мягкая проволока.

◈ Покажите ребенку, как можно нанизывать катушки на проволоку. При этом называйте цвет каждой катушки.

◈ Когда работа будет закончена, завяжите концы проволоки узлом и предложите малышу покатать поезд.

Узоры

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении

Необходимый инвентарь: бумага, фломастеры.

◈ Нарисуйте на листе бумаге, а лучше распечатайте красивые витые узоры. Дайте малышу фломастеры и попросите обвести их.

◈ Чтобы игра была более долговечной, заламинируйте лист с узором и используйте фломастеры, которые легко будет стереть тряпочкой после того, как ребенок порисует.

Лабиринт для карандаша

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений

Необходимый инвентарь: лист бумаги, ручка.

◈ Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку.

◈ Дайте ребенку карандаш и попросите его «пройти» по нарисованной дорожке, оставляя свой след.

◈ Лист бумаги с дорожкой тоже можно заламинировать, как для предыдущей игры.

Лабиринт для пальчика

Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движении

Необходимый инвентарь: лист плотной бумаги, цветная бумага, цветные карандаши или фломастеры, клей, различная крупа.

◈ Нарисуйте на листе бумаги запутанную дорожку. Попросите малыша добраться от начала лабиринта до «домика», ведя при этом пальчиком по дорожке.

◈ Для развития тактильных ощущений можно приклеить на дорожку разные виды круп или украсить ее бумагой разной фактуры.

◈ В более сложном варианте создайте на листе сюжетную картину. Например, пальчик из домика «ходит» к колодцу за водой, в лес за грибами и ягодами, на речку. По пути он встречает разных животных.

◈ Домик, лес, животных и прочее можно нарисовать или сделать в технике аппликации (причем не обязательно из бумаги — возьмите кусочки ткани разной фактуры).

◈ На дорожки приклейте разную крупу.

◈ Играть в такую игру можно долго, постоянно дополняя ее какими-нибудь деталями.

Попробуй расстегни

Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности

Необходимый инвентарь: взрослая одежда, застегивающаяся на пуговицы (плащ, кофта).

◈ Покажите ребенку, как надо застегивать и расстегивать пуговицы.

◈ После того, как малыш научился это делать, переходите к вещам с более мелкими пуговицами.

◈ Затем просите кроху застегивать и расстегивать пуговицы на его одежде.

ped-kopilka.ru


Смотрите также