Правила поведения с незнакомыми людьми для дошкольников


Конспект НОД для средней группы «Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними»

Ирина Камерзан Конспект НОД для средней группы «Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад п. Известковый»

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе

Тема: «Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними».

Подготовил:

воспитатель

Камерзан И. А.

П. Известковый, 2017 г.

Конспект занятия «Правила поведения при общении с незнакомыми людьми».

Задачи:

Образовательные (ПР):

- Обучать детей правильному, безопасному поведению при встрече с незнакомыми людьми.

- Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, при несоблюдении мер безопасности.

Развивающие (РР, СКР):

- активизировать словарный запас детей.

- Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.

- Развивать умение находить выход из создавшейся ситуации.

Воспитательные (СКР):

- Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

- Воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.

- Познакомить с взаимоотношениями взрослых и детей.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, мульмидийная презентация. Ситуативные картинки для обсуждения (незнакомый взрослый звонит в дверь; звонит по телефону; предлагает ребенку конфету); иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка», письмо от Незнайки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из «Азбуки здоровья», чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка»; просмотр мультфильма «Спасик и незнакомые люди», «Уроки тетушки Совы»; заучивание стихотворений.

Словарная работа: близкий, знакомый, чужой, незнакомец.

Индивидуальная работа: заучивание стихотворения с Равилем, помощь в составлении предложений (Денис, Богдан).

Ход занятия:

1. Организационный момент

Посмотрите, сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. Теперь встаньте полукругом около меня.

Раз, два, три, четыре, пять. (загибаем пальцы).

Будем мы сейчас играть: (руки перед грудью, движения руками вверх-вниз)

Смотреть, слушать, размышлять.

(прикладывают указательный палец к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)

Но друг другу не мешать.

(«Грозят» указательными пальцами)

Внятно, четко говорить,

(Показывают указательными пальцами на уголки губ)

Не вертеться, не шалить.

(«Грозят» указательным пальцем.)

2. Сюрпризный момент

Ребята, сегодня утром нам пришло письмо. Я решила, что мы должны вскрыть его вместе, все готовы? Тогда я открываю! (вскрываем, находим там письмо от Незнайки).

3. Основная часть

Читаю письмо.

«Здравствуйте друзья! У меня сложилась нелегкая ситуация, Знайка дал мне кучу заданий и уехал, что я только не делал, но справиться с ними так и не смог. Ребята помогите мне, пожалуйста, найти правильные ответы».

Ну что ребята поможем Незнайке?

1 задание: Объясните мне кто такой «свой, чужой, знакомый»

-Денис, кого, по твоему мнению, можно назвать своим?

-Что по этому поводу думает Таня? (своим можно назвать маму, папу, бабушку, брата и т. д.)

- Какое слово противоположно слову «свой»? (чужой)

- Кто такой «чужой»? (чужой – это незнакомый человек, посторонний)

- А есть ли человек - не свой и не чужой? (не свой и не чужой – это знакомый человек).

-Кого можно назвать знакомым? (знакомыми можно назвать тех, кого знаешь – друзья родителей, воспитатели и т. д.)

- Чем знакомый отличается от близкого человека, а чем - от «чужого», постороннего (со знакомыми видишься не часто как с родственниками, но знаешь как зовут человека и иногда видишься с ним).

-Встаньте на небольшом расстоянии друг от друга, образуйте круг. Игра называется «Знакомый, свой, чужой». Я говорю слова «знакомый, свой, чужой», выделяя интонацией и паузой того, кого нужно назвать, после чего бросаю кому- либо из детей мяч. Тот, кому мяч брошен, должен его поймать и быстро назвать соответствующего человека. (Играю с детьми несколько раз).

- Садитесь поудобнее на свои места.

Я - ваша знакомая. Предложила вам играть и вы с удовольствием согласились.

-Если то же самое вам предложит чужой человек, как вы поступите?

-Почему вы так поступите?

-Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

-Как вы думаете, могут ли быть опасны женщины или девушки?

-Какие же люди могут быть опасными? (Опасными могут быть красивые и некрасивые чужие мужчины, женщины, юноши и девушки, дедушки и бабушки.).

2 задание: «Ребята, сейчас я предлагаю вам посмотреть на экран. Давайте рассмотрим картинки. Что это за ситуации и как нужно себя вести?»

Картинка – человек звонит по телефону

-Посмотрите на картинку, что можно сказать об этой ситуации. (Бывает, что опасный человек звонит по телефону и спрашивает тебя о том, кто в доме, как тебя звать и когда вернуться родители.)

- Для чего плохой человек все узнает? (чтобы совершить плохой поступок).

-Что нужно отвечать по телефону? (Правильно, нельзя сообщать по телефону, что вы одни дома, свое имя и тем более адрес).

Это правило безопасности нам расскажут Даша и Равиль:

-Кто – то звонит по телефону.

Если телефон звонит,

Кто-то в трубку говорит:

-И куда же я попал?

-Номер я, какой набрал?

-Как тебя зовут, малыш?

- Если взрослых дома нет,

Не веди ни с кем бесед,

«До свидания»- скажи,

Быстро трубку положи.

-Дома с кем сейчас сидишь?

-Ребята послушайте пословицы, которые подходят к данной ситуации: «По секрету всему свету», «Держи язык за зубами», «Кто много болтает – беду накликает».

- О чем эти пословицы? (Нельзя рассказывать ни чего от себе посторонним людям).

Картинка – человек звонит в дверь

- Что нужно делать, если вам звонят в дверь? (ни кому не открывать дверь).

-А если человек за дверью говорит, что он почтальон? Милиционер? Знакомый твоих родителей и называет вас по имени? (Запомним ребята, что никому и не под каким предлогом нельзя открывать дверь людям, которых ты не знаешь.)

Это правило безопасности нам расскажут ___:

Если позвонил звонок

Посмотри сперва в глазок,

В гости кто пришел, узнай,

Но чужим – не открывай!

«Кто там?» - ты спроси всегда,

А не станут отвечать

- Дверь не надо открывать.

-В дверь не просто стучат, а ломятся.

Дома я один остался,

Кто-то дверь открыть пытался

Нужно нам 02 набрать

И полицию позвать.

Не пройдет пяти минут,

И чужого заберут.

Картинка – незнакомец предлагает конфету

- Рассмотрим следующую картинку.

Мальчик гуляет на улице, к нему подошел незнакомый человек и предлагает, например, конфету. Как нужно поступить? Почему? (не брать ни чего у посторонних).

О том как правильно поступить нам расскажет___

От конфет, игрушек, жвачки

Ты скорее откажись

Не нужны тебе подарки

Дальше от чужих держись.

- А если человек говорит, что у него в машине котенок и зовет посмотреть, что вы будете делать? (никогда не надо ничего брать у незнакомых людей, а тем более садиться в машину и ехать куда-то.)

А кататься поедите с незнакомцем? (нет)

А как вы поступите в следующей ситуации:

Незнакомец подходит к Алеше. Здравствуй, Алеша. Что ты тут делаешь? Я работаю с твоим папой. Садись, я тебя домой подвезу.

- Знал ли мужчина Алешу? (нет)

- Откуда он мог узнать Алешино имя? (Он мог спросить у друзей Алеши или подслушать, как её называют близкие люди).

- Как должен был поступить Алеша? (Алеша должен был сказать: «Хорошо, что вы работаете с моим папой, но я вас не знаю и поэтому никуда с вами не поеду»; «Будете приставать, закричу», можно убежать от незнакомца).

- Бывает, что человек зовет не в машину, а в какое-нибудь место с просьбой о помощи. (Нельзя идти по его зову. Кто знает, что у этого человека на уме).

- Ребята, что будете делать, если незнакомый человек попытается куда-то увести вас силой? (Преступники бояться шума, поэтому во всех этих случаях надо громко кричать, чтобы окружающим было понятно: вас пытаются увести незнакомые люди! Например: «Дяденька, я вас не знаю! Отпустите меня!», «Помогите, меня уводит незнакомый человек!»)

___, расскажи, как надо себя вести при встрече с чужими людьми:

Может человек хороший.

Ну а может быть плохой,

Будь с ним вежлив, осторожен

Помни, человек тебе - чужой!

Физминутка

С человеком не знакомым (вращение готовы в стороны)

Ты в беседу не вступай. (грозят пальцем)

Торопись скорее к дому (шаг на месте)

1,2,3, и убегай. (бег на месте)

3 задание: Незнайка просит помочь героям сказок научиться правильно поступать при встрече с посторонними.

Назовите слишком доверчивых героев этих сказок, которые оказались в подобных ситуациях и повели себя неправильно. (смотрим на экран)

«Волк и семеро козлят»

- Кем является Волк для козлят своим, знакомым или чужим? (чужой)

-какое правило нарушили козлята? (Козлята поддались на уговоры волка и открыли ему дверь. Волк съел козлят).

-Как надо было поступить? (не открывать дверь и дождаться маму).

«Колобок»

-Что же неправильно делал главный герой этой сказки? (Колобок был безответственным героем, никого не слушал. Разговаривал с неизвестными ему животными. Из-за глупости Колобка конец этой сказки был не очень хорошим. Лиса съела Колобка.)

И последняя сказка, которую я предлагаю обсудить – это «Красная шапочка».

-Вспомним эту сказку и обсудим ситуации, которые происходили с героями.

Встреча Красной шапочки и волка. (Героиня сказки начала разговаривать с незнакомым ей волком, рассказала, куда и зачем идет. Этого нельзя было делать.)

Бабушка поверила волку и разрешила зайти в дом. Что произошло в итоге? (Волк съел бабушку. Нельзя верить каждому встречному).

-Как видите ребята, сказки хоть и выдумки писателя, но в них скрыто много полезного, есть такая пословица «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Это значит, что каждая сказка чему-то учит.

3 Рефлексия

Ребята, справились мы с вами с заданиями, помогли разобраться Незнайке? А помогая Незнайке, что нового узнали?

Ответы детей:

Нельзя открывать дверь незнакомым людям, если нет взрослых.

Нельзя рассказывать о том, что ты один в доме.

Нельзя разговаривать по телефону с чужими людьми, называть им свое имя и адрес.

Нельзя ничего брать у незнакомых людей, садиться к ним в машину или ходить с ними куда-то.

Нужно доверять родителям, рассказывать им все, что с вами происходит.

Нужно не стесняться кричать и звать на помощь в случае опасности.

-Дети, мы с вами поговорили о том, как вести себя при встрече с незнакомцами. Вы все активно участвовали в нашем разговоре, всё поняли. Я уверена, что вы готовы к встрече с незнакомцами и поступите правильно.

А на следующем занятии мы нарисуем памятки, об опасности встречи с незнакомыми людьми, чтоб подарить их Незнайке.

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними».

Задачи:

Образовательные (ПР):

- Обучать детей правильному, безопасному поведению при встрече с незнакомыми людьми.

- Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, при несоблюдении мер безопасности.

Развивающие (РР, СКР):

- активизировать словарный запас детей.

- Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.

- Развивать умение находить выход из создавшейся ситуации.

Воспитательные (СКР):

- Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

- Воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.

- Познакомить с взаимоотношениями взрослых и детей.

В познавательной деятельности использовала следующие методы и приемы:

- Словесные: проблемно-поисковые вопросы; диалог; художественное слово: стихотворение.

- Наглядные: показ карточек, просмотр мультимедийной презентации.

- Практические: погружение в игровую ситуацию, физминутка, сюрпризные моменты.

Начало совместной деятельности было продумано так, чтобы деятельность возникла непроизвольно: мне удалось заинтересовать детей на познание.

Деятельность прошла в игровой форме, был создан и сохранился на протяжении всей совместной деятельности положительный эмоциональный фон.

Активность детей сохранялась на протяжении всей совместной деятельности.

Постоянная смена видов деятельности помогла избежать переутомления, активизировать и поддерживать интерес у детей.

В ходе деятельности старалась активизировать всех детей. При затруднениях задавала наводящие вопросы. Думаю, что вопросы были четкими, понятными, доступными.

В познавательной деятельности побуждала детей высказывать предположения и совместно с педагогом делать выводы.

Считаю, что деятельность соответствовала уровню развития детей, с поставленными задачами удалось справиться полностью.

www.maam.ru

Беседа "Правила поведения с незнакомыми людьми

БЕСЕДА

Правила поведения с незнакомыми людьми

Дети обычно очень общительны, они радуются каждому новому знакомому, но нужно строго следить, чтобы знакомство было подходящим.

Со взрослыми людьми детей обычно знакомят родители, и это, пожалуй, самый правильный способ заводить себе друзей среди старших. Существует ряд важных правил, которым должны следовать дети при встрече с незнакомыми взрослыми людьми.

Существует ряд важных правил, которым должны следовать дети при встрече с незнакомыми взрослыми людьми.

1. Разговаривать на улице с посторонним человеком можно только в том случае, если тебя сопровождают родители, старший брат или сестра, учительница или еще кто-нибудь из взрослых, кого ты хорошо знаешь. Если ты идешь один (или одна), вступать в разговор с чужими людьми нельзя.

2. Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину, даже если он (или она) говорит, что отвезет тебя к маме и папе. Не верь ни в коем случае! Мама и папа никогда не отправят  за тобой незнакомого человека, не предупредив тебя об этом.

3. Не бери у чужого человека конфеты, деньги и другие подарки. Может быть, он предлагает их от чистого сердца, а может быть, и нет. На всякий случай откажись.

4. Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить тебе. С какой стати? Ведь это совершенно чужой человек, он даже не знает, как тебя зовут. Ответь, что тебе ничего не нужно.

5. Если посторонний человек возьмет тебя за руку и попытается силой увести за собой, нужно вырваться и убежать домой или броситься за помощью к кому-нибудь из прохожих. При необходимости кричи изо всех сил.

В каких ситуациях стоит всегда отвечать «НЕТ!»:

  • Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

  • Если в отсутствие родителей пришёл малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.

  • Если за тобой в школу пришёл посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.

  • Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

На все уговоры пойти куда-нибудь в уединённое место, чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «Нет!», даже если очень интересно.

  • Придя, домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.

ЧТО нужно знать, чтобы не стать жертвой?

  • Если у тебя появилось хоть малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или тебя что-то насторожило, то лучше отойти и пропустить этого человека вперед.

  • Если человек не ть отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.

  • Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.

  • Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.

  • Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!».

  • Если тебе предложили участвовать в интересном конкурсе или телепередаче, не соглашайся, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.

  • Если рядом с тобой тормозит автомобиль, как можно дальше отойди и ни в коем случае не садись в него.

Правила поведения на улице:

  • Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.

  • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.

  • В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.

  • Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу.

  • Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.

  • Не ходи в отдалённые и безлюдные места.

  • Иди по улице в тёмное время в группе людей, вышедшей из автобуса, электропоезда.

  • Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.

  • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону.

  • Всегда предупреждай родственников о том, куда идёшь, и проси их встретить в вечернее время.

  • В школу или из школы желательно ходить группой.

Правила поведения в своём доме:

  • Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!!!

  • Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом и наведи справки или позвони родителям.

  • Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.

  • Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.

  • Даже, если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.

  • Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

  • Если с почты принесли посылку, телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, что могут сделать только взрослые. То же самое касается и электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям, и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у соседей, которые давно знакомы.

  • Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи или позвони, чтобы тебя встретили.

БЕСЕДА

infourok.ru

Занятие по ОБЖ в средней группе «Правила поведения с незнакомыми людьми»

Ульяна Кежаева Занятие по ОБЖ в средней группе «Правила поведения с незнакомыми людьми»

«Правила поведения с незнакомыми людьми»

Цель: учить детей проявлять осторожность при встрече с незнакомыми людьми; формировать навыки безопасного поведения в необычных для детей жизненных обстоятельствах – при встрече с незнакомыми людьми.

Интегративные области: «коммуникация», «познание».

Оборудование: костюм врача, шляпа и очки, накладной нос, шапка, сюжетные картинки из сказок, картинки-символы правил безопасного поведения с незнакомцами, «волшебная палочка», мешок.

Ход занятия:

Кого можно считать «своим», близким человеком, а кого – «чужим»;

Кого можно назвать знакомым?

Чем знакомый отличается от близкого человека, а чем от «чужого», постороннего.

«Свои», близкие – это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки, тёти. дяди.

Знакомые – сверстники, воспитатели, старшие друзья, друзья родителей, соседи.

Посторонние, «чужие» - прохожие, продавцы, просто незнакомые люди.

- Сегодня мы поговорим о встречах с незнакомыми взрослыми.

Ситуация 1. «Незнакомый человек угощает ребёнка конфетой, мороженым, уговаривает девочку или мальчика с ним куда-либо пойти, предлагает что-нибудь интересное, представляется маминым знакомым»

Сказка о белоснежке (Злая мачеха послала свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой, чтобы она дала царевне отравленное яблоко).

Царевна яблоко взяла, что старушка принесла

Братьям много слёз пролить пришлось.

К счастью, всё удачно обошлось.

Во время обсуждения воспитатель должен довести до сознания детей, что с незнакомыми лучше не вступать в разговор, а если всё-таки разговор состоится, то отвечать нужно вежливо, кратко, всем видом показывая, что тебя этот человек не интересует, что ты спешишь, тебя ждут.

- Кто из вас пойдет с ним?

- Что вы ему ответите?

«Извините, я тороплюсь.»

«Спасибо, но мне мама не разрешает разговаривать с незнакомыми людьми»

Игровая ситуация. Из-за забора незнакомая тетя зовет ребенка:

Например: «Пойдём в магазин, я тебе куплю конфет»; «У меня живёт канарейка и хочет с тобой подружиться» и т. д. Ты такой хороший, ты мне очень нравишься. Пойдем со мной, я дам тебе игрушку».

Ответ ребенка.

- Правильно ли поступил (а?

Ответы детей.

Если тётя подошла

И в сторонку отвела,

И конфетку подарила,

И с тобой поговорила,

Про родителей спросила:

«Папа с мамой на работе?»

Вдруг она плохая тётя?

Дам один тебе совет:

Говори почаще: нет.

«Мне с чужим без разрешенья

Не велели говорить».

Можешь это предложенье

Раз двенадцать повторить.

Ситуация 2. «Незнакомец за дверью»

Сказка «Три поросёнка».Что произошло, когда поросята открыли дверь незнакомой овечке? Кто скрывался под шкурой овечки?

Сказка «Волк и 7 козлят» Правильно ли поступили козлята, что открыли дверь волку. Что с ними случилось потом?

Беседа: «Кому из этих людей ты бы открыл дверь?» - в дверной глазок виден доктор, милиционер, слесарь или почтальон и т. д. Настоящий ли это доктор, милиционер.? Какие у него намерения и что он хочет сделать? Какими словами он может уговаривать открыть дверь?

Вместе с детьми сделать вывод:

*Нельзя открывать дверь незнакомому, даже если у него ласковый голос или он представляется врачом, знакомым родителей, знает, как их зовут, делает заманчивые предложения. Что должен отвечать ребёнок в этой ситуации и как ему следует себя вести.

- не нужно разговаривать с чужим человеком;

- если вступил в разговор, то не говори, что ты один дома. Скажи, что родители отдыхают, или находятся в ванной;

Сделать вывод.

Игровая ситуация. Человек в форме врача или полицейского просит открыть дверь. Срочно нужно войти, это родители меня попросили прийти, проверить все ли в порядке. Мне нужно передать документы твоим родителям, очень срочно.

-Правильно теперь поступили?

Может быть, пришёл сосед,

Может, слесарь Николай —

Никому не открывай!

Вдруг там голосом знакомым

Говорит совсем чужой,

Ты скажи: «Нет мамы дома».

Не пускай его домой!

Ситуация 3: «Молодой человек приятной наружности приглашает мальчика или девочку прокатиться на его новой машине»

Сказка «Гуси-лебеди» Брат девочки поддался на уговоры гусей и они унесли его к себе его к Бабе-яге в избушку»

Беседа: Возможные ответы: «Спасибо, я тороплюсь!»; «Извините, меня мама ждёт»; «Я сегодня уже катался»; «У нас такая же машина»; «Я не хочу с вами разговаривать!» и т. д. Убегать, звать на помощь. - Что вы ему ответите?

«Меня в машине укачивает. Меня папа катает на машине».

Игровая ситуация: «Садись! Я тебя вокруг нашего дома прокачу! Хочешь руль покрутить? Мы немножко покатаемся, и даже мама не узнает!»

Повторная ситуация.

Если дядя добрый очень,

А знакомых рядом нет,

Может быть, он просто хочет

Твой отнять велосипед?

Если он тебя не знает,

То зачем тебя зовёт?

Вдруг всего наобещает

И от мамы увезёт?

Итог. Ребята, а какого человека мы называем незнакомым? (Ответы детей.)

Запомните, это тот человек, которого вы лично не знаете. Он может называть вас по имени, говорить, что знаком с кем-то из ваших родных, называться сослуживцем папы или мамы, другом вашего дедушки, но все эти слова ничего не значат. Ведь он мог специально разузнать ваше имя или просто услышать, как вас называют друзья. А лучше всего вам, ребята, не вступать ни в какие разговоры с незнакомыми людьми!

- Сегодня мы вспомнили правила безопасного поведения с незнакомыми людьми. Будьте внимательны и осторожны, когда остаетесь одни, выполняйте эти правила.

www.maam.ru

Правила поведения с незнакомыми людьми для детей

Детей дошкольного возраста могут пугать насекомые, темные помещения или даже домашние кошки, но в незнакомых людях опасность они видят крайне редко. Доверчивые и открытые, дети легко вступают в общение со взрослым человеком, особенно если он ведет себя вежливо и уверенно. Поэтому задача всех родителей — объяснить, как вести себя с незнакомыми людьми, детям, чтобы предотвратить ситуации, опасные для их физического и эмоционального состояния.

Общие правила

Увидеть самостоятельно гуляющих по городу детей дошкольного возраста можно нечасто — их обычно сопровождают родители, няни или педагоги. Но случаются ситуации, при которых ребенок может остаться один на улице или, например, в торговом центре. В такие моменты дети уязвимы и незащищены, поэтому могут стать объектом внимания недоброжелателей. Родители должны объяснить несколько базовых правил поведения на улице:

  • Не знакомиться со взрослыми;
  • Не сообщать личную информацию (адрес, телефон, имена родителей) незнакомцам;
  • Не выходить за пределы двора и не гулять в незнакомых местах без сопровождения близких.

Непосредственно при встрече с незнакомцем ребенок должен помнить следующие правила:

  • Не разговаривать и не рассказывать о себе. Разговор с незнакомыми людьми поддерживать нельзя. Нужно просто сказать, что общаться с чужими не разрешают родители. Любые вопросы следует игнорировать, даже если они кажутся безобидными.
  • Не соглашаться на предложения. Чтобы заинтересовать ребенка, незнакомец может предложить прокатиться на машине, показать необычную игрушку или даже принять участие в конкурсе с щедрыми призами. Соглашаться на такие заманчивые предложения ни в коем случае нельзя — это ловушка.
  • Не принимать подарки. Если незнакомец хочет вручить конфетку, шоколадку или игрушку, нужно отказаться и пройти мимо. Бесплатным подаркам от чужих людей доверять нельзя.
  • Не верить незнакомцам. Человек может уверять ребенка, что он хороший друг его родителей, но верить этому нельзя. Особенно, если незнакомец предлагает подвезти или проводить ребенка домой. Верить можно только в одном случае — если родители заранее предупредили ребенка о том, что за ним приедет друг семьи. Также можно договориться с ребенком о кодовом слове, которое должен произнести при встрече друг родителей.
  • Не заходить в лифт или подъезд с незнакомыми. Нужно дождаться, пока они пройдут или уедут, а уже затем заходить в подъезд или лифт. Еще лучше позвонить домой и попросить кого-нибудь из членов семьи встретить у подъезда.
  • Отойти в людное место, привлечь внимание окружающих в случае опасности. Если чужой человек пытается схватить ребенка или угрожает ему, нужно закричать, чтобы привлечь внимание прохожих к происходящему.

Встретить незнакомца дети могут не только на улице, но и дома. Если вы даже на 5 минут оставили 5−6-летнего ребенка одного дома, проинструктируйте его на случай неожиданных визитов. Открывать дверь сразу нельзя — сначала нужно посмотреть в глазок и спросить «кто там?». Незнакомых людей пускать в квартиру нельзя, даже если они представляются электриками, почтальонами или сантехниками.

Безопасное общение

Естественно, не каждая встреча с незнакомцем несет опасность для детей. Например, ребенок может потеряться в парке или супермаркете, и прохожие постараются ему помочь. В этом случае взрослые, как правило, обращаются к охраннику, полицейскому или на стойку информации. А ребенку нужно назвать свое полное имя, чтобы найти родителей.

Неопасно общение с незнакомыми людьми, если ребенок гуляет с родителями. Мамы и папы более внимательны и не допустят некорректного обращения незнакомцев к детям. Ребенок может спокойно отвечать на общие вопросы, однако личными данными делиться не нужно.

С незнакомцами дети часто сталкиваются в повседневной жизни — это продавцы в магазинах, врачи в поликлинике, коллеги или знакомые родителей. В этих случаях бояться ребенку, наоборот, следует познакомиться с новыми людьми, пообщаться с ними. Обычно дети стесняются, скромничают и прячутся за родителями. Поэтому мамы и папы должны объяснить правила поведения ребенка с незнакомыми людьми в подобных ситуациях:

  • соблюдай вежливость;
  • не бойся отвечать на вопросы;
  • не перебивай разговор взрослых;
  • будь дружелюбным и приветливым.

Взрослея, ребенок будет лучше ориентироваться в общении с незнакомцами, станет внимательнее и научится различать потенциально опасные ситуации. А пока малыш еще слишком доверчив, маме и папе не следует оставлять его без присмотра.

Как, по вашему мнению, можно обеспечить максимальную безопасность детям? И как научить ребенка не доверять подозрительным незнакомцам?

www.rastishka.ru

Безопасное поведение на улице — общение с незнакомыми людьми

Дети часто оказываются целью людей с недобрыми намерениями, потому что они не чувствуют угрозы от взрослых, ведущих себя вежливо и корректно в общении с ними. Поэтому очень важно, чтобы родители обучили ребёнка навыкам безопасного поведения с незнакомцами.

Безопасность на улице для детей

Важно обеспечивать безопасность во всем.

Правила поведения с незнакомыми людьми

Незнакомцем считается любой человек, и представитель власти в служебной форме (в том числе, даже если ему известно имя ребёнка), вступающий в контакт с ребёнком в отсутствие родителей или других близких и родных взрослых.

Ребенок не должен оставаться один

При встрече с посторонним человеком, ребёнок должен соблюдать следующие общие правила поведения с незнакомцами:

  • Не начинать и не поддерживать разговоры с незнакомцами на улице.
  • Не соглашаться идти куда-либо или залезать в машину, чтобы посторонний человек не говорил или предлагал.
  • Не брать ни сладостей, ни игрушек, ни иных, подобного рода вещей от незнакомого человека, а также не верить обещаниям подарков или угощений. Следует отвечать, что ничего не требуется.
  • Если незнакомец пытается насильно увести или схватить малыша, ему следует громко кричать, звать на помощь, драться, отбиваться всеми возможными способами, привлекая внимание окружающих людей.
  • О любой попытке контакта или о самом контакте с незнакомцем следует обязательно сообщить родителям.

Важно! Посторонний, это любой незнакомый ребёнку человек, который не входит в его привычный круг общения. Даже если ребёнок видел или знает заговорившего с ним человека, или этот человек говорит, что его прислали родители или он знаком с ними, прежде чем вступать с ним в контакт, малышу следует связаться с родителями, и сообщить им об этом.

Безопасное поведение с незнакомыми людьми в общественном транспорте

Если у школьника возникает необходимость самостоятельно пользоваться общественным транспортом, то у него могут возникать контакты с кондукторами, водителями, контролёрами. В этом случае общение должно проходить только в рамках их служебных обязанностей: проверка наличия проездных билетов, уточнение маршрута или его номера, провоз багажа, велосипеда/самоката или животного.

В общественном транспорте ребёнок должен стараться не привлекать к себе внимания. При необходимости общения с другими незнакомыми людьми, оно должно проходить на глазах других взрослых, достаточно громко, чтобы был понятен предмет или тема разговора.

Малыш в лифте должен быть со взрослым

Обеспечение безопасности детей в лифте

По возможности, следует исключить использование лифта ребёнком одному. При необходимости использовать лифт без сопровождения взрослого, ребёнку следует знать, прежде всего назначение кнопок «Вызов» и «Стоп», соблюдать следующие правила пребывания в данном помещении с посторонним человеком:

  • Если в подъехавшем лифте присутствует незнакомый взрослый, не следует заходить в кабину. Надо отойти от него, выждать некоторое время и вызвать его снова.
  • Если в лифте с ребёнком оказался посторонний человек, то малышу следует одновременным нажатием кнопок «Вызов» и «Стоп», оставить двери лифта открытыми и вызвать диспетчера. После ответа диспетчера, следует объяснить ему ситуацию и пустить лифт на нужный этаж. Во время движения лифта диспетчер будет в курсе происходящего в кабине.
  • При попытке физического контакта со стороны постороннего, ребёнку следует предпринять все необходимые действия, чтобы избежать его — уклониться, драться, кусаться.
  • Надо постараться нажать кнопку любого этажа, выскочить из лифта, когда двери кабины откроются, звонить, стучать в двери соседей, кричать, звать на помощь. После появления на лестничной площадке других взрослых, следует рассказать им о случившемся и вызвать полицию.
  Детям о пожарной безопасности: памятка о порядке действий при пожаре

Советы по безопасному поведению на улице

Начать обучение своего ребёнка основам безопасного поведения на улице родителям следует с самого раннего детства. Лучше такое обучение проводить в близкой для детей игровой форме: в таком случае малыши легче и быстрее воспринимают информацию.

Внимание! Ребёнок, прежде всего, должен выучить имя и фамилию свои и своих родителей, адрес проживания и, по возможности, номер телефона одного или обоих родителей.

В случае, если ребёнок потеряется, ему следует подойти к:

  • продавцу в магазине или к стойке информации, если она находится в зоне его видимости;
  • к человеку в форме;
  • к женщине с ребёнком.

Сказать, что он потерялся и сообщить свои имя и фамилию, адрес проживания, номера телефонов родителей.

Также малышу следует знать основные правила дорожного движения (ПДД) при переходе улицы:

  • выучить значение сигналов светофора;
  • понимать необходимость смотреть по сторонам перед началом перехода улицы;
  • дождаться, когда транспортное средство остановится, и только тогда начинать переходить дорогу.

Переходить дорогу нужно по правилам

С детьми подросткового возраста следует обсудить безопасные места для времяпровождения, телефоны вызова служб МЧС, чётко сформулировать порядок действий в экстренной ситуации.

Часто именно подростки становятся жертвами мошенников, поэтому для защиты от них, школьникам следует знать несколько правил защиты от мошенников:

  • Не соглашаться на предложение любой сделки на улице, исходящее от незнакомого человека, особенно, если она кажется выгодной.
  • Приобретать любые товары следует только в предусмотренных для этого местах: магазинах, рынках, где есть возможность в спокойной обстановке, без спешки осмотреть или примерить покупаемую вещь. До того момента, как решение о покупке принято, не следует передавать деньги продавцу за товар.
  • Расплачиваясь за товар, прежде следует его внимательно осмотреть и после этого не выпускать из рук.
  • Не нужно отдавать вещь посторонним людям на временное хранение или просто подержать.
  • Не следует отзываться на предложения об участии в лотереях с выгодными призами, в азартных играх, исходящих от посторонних или малознакомых людей.
  • Не следует участвовать в спорах, азартных играх на деньги даже с близкими друзьями или знакомыми.
  • Ни в коем случае не соглашаться на нарушение моральных, этических, уголовных норм и законов.

Если ребёнка последовательно с раннего детства обучать правилам безопасного поведения на улице, то, со временем, он будет следовать им рефлекторно.

  Музей: Правила поведения для детей

Три основных правила безопасного поведения с незнакомыми людьми

Детям следует усвоить несколько главных правил поведения с незнакомыми людьми:

  • Не участвовать в разговорах с незнакомцами и не впускать их в дом в отсутствие родителей или других взрослых, проживающих с ребёнком в одной квартире.
  • Не заходить или находиться в подъезде или кабине лифта с посторонними людьми.
  • Не допускать физический контакт с незнакомцем, забираться в его машину или реагировать на любые предложения подарков.

Важно! Не стоит задерживаться на улице с наступлением темноты.

Правила безопасности поведения на природе для детей

Находясь на природе, дети должны следовать нескольким простым правилам, чтобы избежать угрозы своему здоровью:

  • Не трогать и, тем более, не брать в рот незнакомые растения. Контакт с некоторыми растениями может нанести серьёзный вред здоровью.
  • Не трогать и не брать в руки незнакомые грибы или ягоды. Любые, даже известные ребёнку, собранные грибы, ягоды или орехи необходимо прежде показать взрослому и только после его одобрения, можно употребить их в пищу.
  • Не пить воду из любых природных источников. Употреблять только бутилированную воду, принесённую с собой.
  • В жаркую и душную погоду не находиться долгое время под прямыми лучами солнца, чтобы избежать теплового удара.

В лесу стоит быть на чеку

Отправляясь на природу, родителям также следует запомнить несколько важных правил:

  • Детей следует одевать в одежду с длинными рукавами и в штаны или джинсы, полностью закрывающими ноги. Обязательно одеть на ребёнка головной убор. Это необходимо, чтобы минимизировать угрозу укуса клещей, комаров, других насекомых.
  • Ребёнка следует опрыскать и намазать открытые места средствами, отпугивающими насекомых.
  • Не оставлять после себя очагов открытого огня, мусора, не наносить другого вреда природе.

Знание правил безопасности поведения с незнакомыми людьми может спасти жизнь и здоровье ребёнка, поэтому научить этим правилам является не только обязанностью родителей, но и каждого значимого взрослого в его жизни: бабушек, дедушек, воспитателей, педагогов. Этим правилам учить следует начинать в детских дошкольных учреждениях и продолжать до окончания школы.

Для каждого возраста (дошкольника, младшего школьника или старшеклассника) нужно выбрать наиболее доступную для них форму обучения (игра, конспект, презентация). Для детского сада подойдёт игровая форма подачи материала. Для детей младшего школьного возраста необходимы специальное образование по правилам безопасности. Для старшеклассников периодическое напоминание правил в виде презентаций во время классного часа.

Как часто надо напоминать детям правила безопасности

Занятия следует проводить регулярно, от раза в неделю для малышей, до одного раза за четверть перед каникулами для старшеклассников. Регулярное повторение (но не в напряженной обстановке) позволит детям рефлекторно реагировать в случае опасности.

Обеспечение безопасности, наблюдение и защита — это основная обязанность взрослых по отношению к детям. Детский возраст самый уязвимый период для психики, когда происходит её становление и все психологические травмы, полученные в детстве, могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

vk.com ▪ instagram.com

vospitanie.guru

Он чужой, он плохой: правила поведения для детей с незнакомыми людьми

По данным МВД России, только за первый квартал 2019 года в розыске было 1390 детей, из которых почти треть – в возрасте до 14 лет. С несчастными случаями и преступными действиями в отношении детей связана лишь десятая часть исчезновений. Кажется, что это немного, но если вдуматься – за каждой ситуацией жизнь конкретного ребенка.

В 2017 году на всю страну прогремела история «оренбургского педофила». Мужчина в трёх метрах от дома напал на 12-летнюю девочку, затолкал в багажник автомобиля и повез на окраину города. Только благодаря тому, что похищенная смогла по телефону сообщить маме о преступлении, ее нашли живой и невредимой. Когда преступника задержали, он сознался, что в 2011 году похитил и убил 11-летнего мальчика в другом городе. Ребенка несколько лет искали всем миром. До дома он не дошел каких-то сто метров. Тогда, оказавшись лицом к лицу с преступником, от страха маленький мальчик не смог закричать… В октябре 2018 года мертвым нашли пропавшего ребенка из Курской области. В день исчезновения он ехал в лифте с соседом, а тот позвал в гости. Доверчивый мальчик согласился. Мужчина оказался педофилом-убийцей.

Защитить своего ребенка от подобной участи — естественное желание любого родителя, но дети часто не осознают угрозу, которая исходит от чужих людей. Как привить безоговорочный навык безопасного поведения с незнакомыми людьми, научить распознавать угрозу и не бояться звать на помощь, рассказывает практикующий детский и семейный психолог Мария Владимировна Шапошникова.

Мария Шапошникова, детский и семейный психолог

Почему дети верят незнакомцам?

— Мария Владимировна, недавно отмечали Международный день пропавших детей. Есть данные, что 4% всех пропавших детей погибают в результате насилия, а каждого второго такого ребенка похищают. Как показывают расследования многих преступлений, нередко ребенок уходит с преступником сам. Почему дети так легко поддаются на уговоры незнакомцев, хотя мы как мантру повторяем, что чужие, особенно взрослые, могут быть опасны?

— Действительно, мы предупреждаем детей, что нельзя уходить с посторонним, чужим человеком, нельзя разговаривать с незнакомцами, брать от них угощения и так далее, но одновременно с этим мы учим детей слушаться взрослых, быть добрыми и отзывчивыми. И наши отзывчивые, добрые, любопытные, смелые дети не всегда разделяют опасную ситуацию от неопасной. За примерами далеко ходить не надо: волонтеры поискового отряда «Лиза Алерт» на мероприятии, посвященном Дню пропавших детей, показали, как быстро и легко дети уходят с незнакомым человеком. Добровольцы «в гражданке» подходили к детям в оживленном парке отдыха и под разными предлогами старались их увести. И увели многих.

— Это действительно пугает. Неужели наши дети совсем не чувствуют угрозу, не боятся?

— Боятся, но не тех. Дети представляют образ опасного человека так: подозрительный тип бандитской наружности, злодейского вида. Этакий Бармалей, или еще какой-то отрицательный персонаж из современной массовой культуры. Мало кто из них осознает, что похищение детей совершают чаще всего самые обычные на вид люди: милые, приветливые, хорошо одетые. Обычные женщины, обычные мужчины. По данным экспериментальных исследований, большинство из детей уйдут спасать котенка с незнакомым взрослым, который на первый взгляд не кажется страшным, донесут чужой бабушке сумку до подъезда, возьмутся провожать заблудившегося мужчину до аптеки, поверят чужой тете, что она пришла с просьбой от мамы и так далее. Они не почувствуют подвох, или воспитание не позволит отказать в помощи. К тому же, дети элементарно не понимают, зачем кому-то их похищать. Это ещё один повод для родителей поговорить с детьми на тему безопасности.

— А как объяснить ребенку, зачем кому-то его похищать?

— Совсем маленькому ребенку не стоит рассказывать, кто такие маньяки и педофилы, достаточно сказать, что в мире вокруг есть злые люди, которые крадут детей и потом никто не может их найти. Перспектива навсегда расстаться с мамой, папой, бабушкой, любимой собакой и так далее напугают ребенка не меньше, чем ненужные в его возрасте подробности о преступлениях. С детьми постарше, возраста начальной школы, нужно уже говорить откровенно, но по-прежнему бережно. Нужно избавить ребенка от иллюзий, не запугивая.

— Давайте сформулируем, как просто и понятно объяснить своему ребенку азы безопасного поведения с незнакомцами, и при этом не запугать, не вызвать тревожность по поводу того, что каждый человек на улице маньяк?

— Если сформулировать кратко, то главное правило детский безопасности, которое должен знать каждый ребенок с малых лет: никогда, никуда и ни при каких обстоятельствах не ходить с чужими людьми. Это не трусость, и не хамство, это нормальное поведение, которое сможет уберечь ребенка от насилия или похищения. От природы дети беспечны и доверчивы, а внимание у них бывает рассеянным, поэтому чем чаще вы напоминаете ребёнку несложные правила безопасного поведения, тем лучше. Делайте это регулярно.

— Многие дети все равно не воспринимают всерьез увещевания родителей. Это все для них как «теория», история про кого-то другого. Как достучаться до ребенка, помочь понять, что все эти разговоры – не просто страшилка?

— Чтобы дети лучше усвоили правила безопасности, объясняйте все на примерах, понятных величинах. Во-первых, четко донесите мысль, что опасного человека не распознать по внешности. Объясните ребёнку, что похитители или плохие люди могут быть очень разными. Они не ходят в черных куртках и масках, не размахивают ножами. Это может быть и мужчина, и женщина, и пожилой человек. В последнее время часто злоумышленники действуют через детей. Незнакомый мальчик или девочка просит помощи и уводит с площадки ребенка. Он сообщник преступника. То же самое касается игровой в торговом центре, например.

— Что ещё должен знать ребёнок о «плохих» взрослых?

— Взрослый никогда не просит помощи у ребенка. Казалось бы, очевидная истина, но дети в силу отсутствия жизненного опыта просто не задумываются об этом. Проговорите это правило поведения на улице не один раз. Не бойтесь напугать ребенка и вызвать недоверие ко всем взрослым. Воспитанные адекватные взрослые люди не общаются с чужими, незнакомыми детьми, нормальный взрослый не будет обращаться с просьбой к детям, просить помощи, предлагать куда-либо пойти. Даже если где-то машина сбила собаку или страдает несчастный котёнок. Если нужна помощь, взрослый попросит её у других взрослых! Скажите ребёнку так: «Если незнакомый человек подходит к тебе или с разговором, или просьбой — это либо невоспитанный взрослый, либо этот незнакомец представляет опасность. Нужно быть осторожным и собранным. С такими людьми не надо быть вежливым. Не разговаривай с чужим человеком. Уходи».

— Злоумышленники часто очень изобретательны, их арсенал уловок не ограничивается жалостливыми историями про котят в беде…

— Да, к сожалению, это так. Преступник легко может подойти к ребенку на площадке, например, и сказать: «Мама попала в больницу, срочно едем к ней!». Или встретить у школы: «Папа сегодня задерживается на работе, попросил забрать тебя!» Он даже может знать имя ребенка, фамилию вашей семьи. Поэтому третье правило безопасности на улице для ребенка: не верить незнакомцу, который делает вид, что знает тебя или твою семью. Строго-настрого запретите ребенку садиться в машину к незнакомому или малознакомому человеку, даже к соседу или человеку в полицейской форме.

Правила поведения с незнакомыми людьми для дошкольников

— Мы не можем 24 часа в сутки быть рядом с ребенком, да и гиперопека, как известно, ничего хорошего в итоге не приносит, но как только ребенок выходит из семьи в социум, возрастают риски. Как уберечь своего ребенка в этот период?

— Во-первых, уточните для ребенка понятия знакомый и незнакомый человек. Многие опасные ситуации возникают потому, что дети нечетко представляют себе, что значит «незнакомый человек», особенно если тот назвал его по имени и представился сам. «Привет, Маша, я Анатолий Петрович». Все, получается, что уже знакомы? Нет.

Предложите ребенку рассуждать так: «Незнакомый человек – тот, кого не знаешь ты или не знают твои родители». Даже если это ребенок младше, который знает, как зовут тебя и всех членов твоей семьи. Это чужой, незнакомый человек, с ним общаться нельзя, он может быть опасен, может быть сообщником преступника. Следующее определение: «Знакомый человек – тот, кого знаешь сам и знают родители». Дополнительно уточните, что к соседям и дальним родственникам ребенку по умолчанию нужно относиться как к незнакомым, чужим, и уходить с ними без вашего разрешения нельзя.

Сформируйте у ребенка правило – незнакомый человек не должен тебя трогать, не должен с тобой говорить, если не позволили родители. Не позволяйте случайным людям в общественном транспорте или на детской площадке заигрывать с детьми, не усаживайте их на колени к чужим, тем более не давайте подержать на руках. Корректно объясните чужому взрослому так, чтобы ребенок слышал: вы не позволите касаться его и разговаривать с ним, потому что обучаете правилам безопасного поведения.

— Скорее всего, родителя примут за сумасшедшего.

— А может в ответ еще и нахамят. Вероятно, расстроится и ребенок, если незнакомец показался ему симпатичным. Почему не поиграть? Объясните ребенку свое поведение так: «Ты этого человека не знаешь, я его не знаю, значит, он – незнакомый. С незнакомыми людьми можно общаться только с моего разрешения. Сейчас я не разрешаю». Повторяйте это каждый раз, когда кто-то чужой проявляет повышенное внимание к ребенку, и в итоге у него останется мысль о том, что вокруг много людей, общаться с которыми нельзя без разрешения родителей. Это то, чего мы добиваемся. Разумеется, бывает много ситуаций, когда мы сами при детях общаемся с незнакомыми людьми. Чтобы не вносить смуту, после каждого такого случая объясняйте детям, что родители могут разговаривать с незнакомцами, но и они ведут себя очень осторожно.

— А если мы говорим про детский сад, секцию или любое другое место, куда сами приводим ребенка, то есть по умолчанию разрешаем общаться с людьми, которые там находятся?

— От этого не все взрослые попадают в разряд знакомых. Необходимо передавать детей лично воспитателю, тренеру секции или педагогу кружка. Нельзя без их ведома забирать ребенка – тогда он поймет, что конкретно эти люди за него ответственны, а не вообще все, кто находится в здании, например. Естественно, в образовательном учреждении, в спортшколе, кружке четко должны знать, кому они имеют право передавать ребенка. И еще момент: бывает, детям хочется приключений, или они ведутся на уговоры других ребят и сбегают из сада. Объясните своему ребенку две вещи: маленькие дети не должны ходить по городу без взрослых, и нужно уметь сказать «нет» каждому, кто пытается втянуть в опасную ситуацию. Второе правило, в принципе, на все времена.

Правила поведения с незнакомыми людьми для школьников

— Ситуация усложняется, когда ребенок идет в школу. У него появляется автономность: он самостоятельно ходит в школу и из школы, и родители уже не могут контролировать каждый его шаг и диалоги с незнакомцами.

— Да, а еще у ребенка появляются первые друзья. Всегда записывайте адреса и телефоны всех друзей вашего ребенка, а также телефоны их родителей. Еще с детсадовского возраста у ребенка должен быть сформирован «круг доверия» из двух-трех близких родственников или друзей семьи, которых он хорошо знает лично. Этих людей нужно постоянно задействовать в окружении ребенка, чтобы он твердо уяснил, кто для него «знакомый человек». Предупредите, что именно эти люди могут его встретить после школы, или позвонить ему, если с родителями произойдет что-то непредвиденное.

Необходимо внести номера людей из «круга доверия» вместе с номерами мамы и папы в телефон ребёнка или детские GPS-часы на случай экстренной ситуации, а также научить ребенка не отвечать на звонки с незнакомых номеров.

Внушите ребенку, что никогда, ни при каких обстоятельствах не пришлёте за ним в школу, домой или во двор постороннего человека. Если на выходе из школы его встречает кто-то чужой, который, прикрываясь родителями или другими близкими, зовет с собой, научите ребенка отойти от незнакомого человека и позвонить вам или взрослым из «круга доверия». Лучше всего вернуться в школу и выяснять все при учителе, охраннике, других знакомых взрослых, чтобы они тоже были в курсе, кто за ребенком пришёл, и что случилось.

— С какого возраста ребёнок может самостоятельно ходить в школу, как его лучше к этому подготовить?

— Однозначного ответа на этот вопрос о возрасте нет, все зависит от уровня самостоятельности и осознанности ребенка, расстояния до школы и местности, через которую путь проходит. Чтобы подготовить ребенка, для начала пройдите вместе с ним весь маршрут до школы, обратите внимание на опасные и безопасные участки дороги, покажите, в какой магазин, торговый центр, аптеку или парикмахерскую он может побежать в случае опасности, чтобы попросить о помощи. Приучите ребенка не менять маршрут возвращения из школы домой, выбирать наиболее безопасную — хорошо освещенную и людную дорогу, даже если она длиннее, а не “срезать” через гаражи, и сообщать о своих планах на день. Дети не всегда серьезно к этому относятся, поэтому вам поможет установленное на мобильном телефоне ребенка приложение «Где мои дети». С его помощью вы сможете видеть, где находится ваш ребенок, и даже установить безопасную зону и систему смс-оповещения в том случае, если ребенок ее покидает. Только не давайте детям дорогие планшеты и смартфоны — увлекшийся разговором в сети ребенок теряет бдительность и не обращает внимания на опасность. К тому же, одинокий школьник с девайсом – легкая добыча для разного рода грабителей и хулиганов.

— До определенного возраста мы встречаем детей из школы, но подростки, например, уже не хотят этого. Как быть?

— Да, чем старше становятся дети, тем большей автономности они требуют, но они все равно остаются детьми. Гарантия обоюдного спокойствия и «страховочный трос» на случай непредвиденной угрозы — возможность ребёнка быть на связи с вами. Известны случаи, когда похищенные дети успевали сообщить родителям о беде, и это спасало их жизнь. Рекомендую обратить внимание на «умные» GPS-часы, позволяющие школьнику быстро и незаметно нажать кнопку «SOS» и передать родителю экстренный сигнал и свое местоположение. Обсудите с ребенком установку приложения-геолокатора на его телефон, объясните, почему вы это делаете. Расскажите и покажите, как оно может помочь в той или иной опасной ситуации. Важно донести до детей мысль, что речь не идет о тотальной слежке за ними, что вы уважаете их личное пространство, доверяете им, просто беспокоитесь. Дайте понять ребенку, что обеспечить его безопасность – ваш главный приоритет, а приложение «Где мои дети» вам с этим помогает. Обязательно спросите ребенка, что он думает по поводу такого приложения в его телефоне или часах. Выслушайте его аргументы, пусть он обозначит свою позицию, не сталкиваясь с вашим осуждением. Это в целом поспособствует выстраиванию более доверительных взаимоотношений между вами.

Почему просто обучение правилам не работает?

— На словах все просто и понятно. Вероятно, что ребенок ответит, мол, я все понял, хорошо, мам. На деле же в опасной ситуации даже взрослые не всегда поступают логично. Как помочь ребенку не растеряться в опасной ситуации?

— Важно не просто рассказать о безопасном поведении, но и отработать ситуации на практике. Во время прогулки можно спросить ребенка, кто из прохожих кажется ему подозрительным, а кто хорошим, еще раз напомнить, что внешность обманчива. Если незнакомый человек подходит к ребенку с разговором или просьбой, научите его отвечать: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать!». Прямо отрепетируйте вместе и объясните, что нормальный взрослый поймёт эту фразу и не будет обижаться, а вот похитители или неадекватные люди могут настаивать на дальнейшем общении, давить на совесть, жалость, могут ругаться.

Как детям вести себя с незнакомыми людьми?

Можно потренироваться так: взрослый, знакомый вам, подходит к ребенку. При верном раскладе дети идут к родителям и спрашивают разрешения поговорить с этим человеком, но что, если ребенок принял такое решение сам? В этом случае обсудите с ним, что сделано не так, почему нельзя так поступать. Еще раз акцентирую внимание на запрете садиться в машину не то что к незнакомцу, а даже к малознакомому человеку. Объясните, что если за ребенком медленно едет машина, ему нужно развернуться и побежать в противоположном направлении.

Еще одно правило: не заходить с незнакомым в лифт. Потренируйтесь с ребенком до автоматизма произносить фразу «Я с вами не поеду, дождусь следующего лифта», и нормально относиться к пренебрежительной фразе «Что боишься что ли, не бойся, я добрый». Проговорите, что показаться трусом для незнакомого человека совершенно нормально, а поддаться на провокацию и зайти в лифт опасно. Если опасность настигла в подъезде, нужно кричать «Пожар!», а не «Помогите!», это важно.

— Получается, что нужно вырабатывать у ребенка алгоритм действий на все опасные случаи жизни?

— Совершенно верно. Для этого вместе моделируйте ситуации: «один дома», «телефонный звонок», «подходит на улице человек и спрашивает», «заходишь в подъезд», «кто-то идет позади», «предлагают угостить в кафе» и так далее, и так далее. Разыгрывайте диалоги. Разъясняйте ребенку последствия того или иного выбора, который он сделает во время ролевой игры.

Постоянно напоминайте ребенку, что нормальный адекватный взрослый не будет прикасаться к чужим детям, брать за руку, а тем более тянуть силой! Тот, кто это делает — опасен! Если незнакомец настаивает на общении или преследует, научите ребенка громко кричать «Я вас не знаю, помогите!». Проговорите, что нельзя убегать от преследователей в подъезд, подвал, на чердак или безлюдный тихий двор. Нужно бежать туда, где как можно больше народа. Вы знаете места, где ваш ребенок может бывать. Заранее обсудите, какие из них считаются безопасным. Например, школа, магазин, спортивная секция, здание поликлиники.

— Но все уловки преступников и похитителей не разобрать, какие-то даже в голову не придут порядочным людям.

— Здесь ваши дети сами вам помогут. Часто на вопрос «Как ты думаешь, как можно обмануть ребенка, чтобы он пошел с посторонним?» они сами придумывают несколько десятков обманных маневров. Разберите их тоже. Только не запугивайте детей рассказами об ужасных последствиях нарушения правил безопасного поведения. Ребенок, попав в потенциально опасную ситуацию, может запаниковать, потому что запомнит не правила, а страхи. Лучше говорить детям о том, как все будет хорошо, если они будут действовать четко по алгоритму, который вы отработали.

— Многие дети стесняются громко звать на помощь в случае угрозы или опасности. Как их убедить, что это их основная защита от похищения?

— Действительно, послушные дети часто стесняются кричать, и задача родителей, для того чтобы предотвратить похищение, научить ребенка защищаться. Не плакать, а смело и громко кричать правильные слова: «Я с вами не знаком», «Я вас не знаю», и идти в безопасное место.

Потренируйтесь кричать прямо на улице, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее, можете кричать вместе. Убедите ребенка в том, что он может делать все что угодно, если кто-то из посторонних не отошёл после его слов «Я не разговариваю с незнакомыми». Резко падать на землю, пинаться, цепляться за любые предметы, разбрасывать вещи, громко кричать – всё можно, если речь идет о спасении от похитителей.

Можете использовать наглядные пособия, карточки, например, от «Школы Лизы Алерт» — волонтеры не только проводят практические занятия по детской безопасности в садиках и начальных классах, но и в соцсетях публикуют специальные обучающие материалы «Безвредные советы» для детей и родителей. Темы самые разные, включая и защиту от опасных незнакомцев, и кибербезопасность.

Бесплатные вебинары для родителей проводит и Центр «Стоп Угроза», например. В каждом городе можно найти подобные школы детской безопасности, даже если уроки там платные, то, во-первых, это вложение не менее полезно, чем очередная «развивашка», а во-вторых, цены там обычно весьма понятные. Какие-то рекомендации можно посмотреть у Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, возможно, пригласить на открытый урок в садик или школу представителей полиции — хороши все средства.

Как защитить ребенка от киднеппинга?

— Страх, что украдут ребенка, наверное, преследует любого родителя. Страшные мысли лезут в голову почти сразу, если ребенок задерживается или не отвечает на звонки. Как обезопасить ребенка от похищения?

— Как ни парадоксально, начните с себя. Компания McAfee, работающая в области кибербезопасности, провела исследование, согласно которому 71 процент родителей согласны, что фотографии их детей могут попасть к злоумышленникам и быть использованы в преступных целях. Уберите всю лишнюю информацию со своих страниц в соцсетях. Никаких фотографий с детьми на аватарке, контактов и ссылок на членов семьи, места работы, коллег. Соблюдайте кибербезопасность: не выкладывайте детские фото во время купания, на горшке, в истерике. Фото у детского сада или школы, особенно такие, на которых видно названия и номера учебных заведений, их адреса, вообще не должны появляться в соцсетях даже в закрытых аккаунтах. Не стоит упоминать полное имя, даты рождений, какую-то медицинскую информацию детей. В нашу эпоху блогеров это выглядит архаично, но пускай – безопасность важнее.

— Мысль логичная. И ребёнка этому обучить.

— Да, и детей это тоже касается. Объясните им, что общаться и вести себя в социальной сети необходимо так же осторожно, как и в реальной жизни. Дети не осознают виртуальную опасность. По данным исследования Фонда Развития Интернета, еще в 2009-2010 годах интернет для московских школьников в рейтинге безопасных пространств находился между домом и школой. С развитием технологий, моды на блогерство, когда вся жизнь на показ онлайн, тенденция только усиливается. К 2018 году уже 56% детей постоянно сидят в интернете, выходя в сеть самостоятельно уже с 8-9 лет. Около 40% детей начинают встречаться с сетевыми знакомыми в офлайне без ведома родителей. Поэтому запретите детям оставлять в публичном доступе или отправлять незнакомцам контактную информацию (телефон, адрес), тайно встречаться с незнакомцами из интернета.

Незнакомцы, которые могут помочь: обучаем детей общению с «хорошими» чужими

— Как ребенку в опасной ситуации найти того, к кому можно обратиться за помощью прямо сейчас?

— В случае опасности ребенку нужно быстро бежать в любое общественное место: магазин, аптеку, на остановку общественного транспорта, в любое первое попавшееся учреждение и обращаться за помощью к служащим. Скажите ему так: «Ты можешь выбрать полицейского или другого человека в форме, например, охранника, или человека на рабочем месте — продавца, администратора магазина, или женщину с коляской. Сначала присмотрись, а потом, соблюдая осторожность, обратись за помощью».

— Но ведь мы уже научили ребенка, что и в форме «хороших» взрослых могут быть киднепперы, похитители. Как его окончательно не запутать и не запугать?

— Немного расскажите детям о тех, кто может стать спасителем в опасной ситуации, как они должны действовать. Например, настоящий полицейский обязательно сам расспросит, что произошло, позвонит родителям или кому-то из «круга безопасности». В этом плане ему можно доверять больше других, поэтому можно назвать свои имя, фамилию и отчество, адрес проживания. С другими незнакомыми взрослыми по-прежнему надо соблюдать осторожность. Не лишним будет придумать кодовое слово, чтобы по телефону и вы, и ребёнок могли точно идентифицировать друг друга. Например, ваш сын по какой-то причине не может позвонить вам со своего телефона и просит помощи у кого-то. Не каждый взрослый даст в руки чужому ребенку телефон, вероятнее, он наберет номер с его слов. Ребенок, чтобы убедиться, что позвонил действительно маме, спрашивает этот пароль. Он поможет и в случае, если вдруг вам позвонят мошенники и детским голосом скажут в трубку: «Мама, это я! У меня беда (вариантов много), срочно перечисли денег туда-то».

Объясняйте детям, что они тоже несут ответственность за свою безопасность, не пренебрегайте детскими опасениями, даже если они кажутся вам мнимыми, убедите, что вы всегда придете на помощь, что бы ни произошло, и тогда ваш ребенок в нужный момент найдет смелость громко закричать и убежать.

findmykids.org


Смотрите также