Педагогически запущенный ребенок это


Педагогически запущенные дети

Педагогическая запущенность – это устойчивое отклонение от нормы в нравственном сознании и поведении детей и подростков, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками воспитания. Педагогическая запущенность заключается в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставаниях его развития от собственных возможностей, вызванных педагогическими причинами и подвергающихся коррекции педагогическими средствами.

Структура педагогической запущенности

Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента:

  1. Отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, неуспешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
  2. Отставание в развитии памяти, мышления, воображения,  эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности — обостренное  самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
  3. Отклонения, искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.

Проявления педагогической запущенности

Педагогическая запущенность имеет свои особенности на каждом возрастном периоде: педагогическая запущенность закладывается как фундамент еще в дошкольном возрасте, проявляется на поведенческом уровне, приобретает новообразования дидактического уровня в младшем школьном возрасте, переходит в социально-педагогическую в подростковый период, и если не будут предприняты какие-либо меры по ее преодолению, то она прогрессирует и переходит на более серьезную стадию, на которой закрепляются отрицательные черты личности.

Во всех возрастных группах педагогическая запущенность детей выражается в отклоняющемся поведении. Отклоняющееся поведение – это поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

Работа педагога-психолога с педагогически запущенными детьми

Прежде всего задача психолога состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выявить причины отклоняющегося поведения. В ходе решения этой диагностической задачи необходимо в первую очередь выделить те случаи анти- и асоциального поведения, которые имеют патопсихологическую природу. Исследования показывают, что многие виды психических заболеваний проявляются в школьных возрастах именно в хулиганстве, различных формах отклоняющегося поведения. Такие случаи, которые внешне проявляются как трудновоспитуемость, по существу относятся к области медицины. В остальных случаях, как правило, педагогическая запущенность возникает под влиянием социальных факторов.

Социальные факторы педагогической запущенности

  1. Решающее влияние на психическое развитие ребенка, его последующее поведение, отношения, общение с окружающими оказывается психологический микроклимат семьи. Там, где нет взаимной любви, доверия, привязанности, дружбы между родителями и детьми, дети растут тревожными, раздражительными, непослушными, дисгармоничными, жесткими и замкнутыми, несмотря на внешнюю тишину и порядок в семье. Примером в данном случае может служить преимущество материальных благ над духовными, деловой занятости родителей над воспитанием и общением с ребенком. Социальная позиция членов семьи, социальная обстановка, которая в ней царит, существенна тем, что в ней формируется тот первичный социальный опыт ребенка, на основе которого он потом воспринимает и оценивает окружающую действительность, формируется его избирательное отношение к влияниям жизни.
  2. Особенности взаимоотношений с учителями, который предъявляет требования по отношению запущенному ребенку в связи с их невыполнением, стыдит его перед всем классом, «засыпает» «двойками», ученик еще больше замыкается в себе, а его протест приобретает демонстративный характер.
  3. Следующий фактор может быть обусловлен предыдущими. Отношение учителя к педагогически запущенному ученику порождает неблагополучное положение в классном коллективе. Постоянные конфликты с учителями, разрыв дружеских отношений с одноклассниками создают душевную пустоту и чувства одиночества, заброшенности, которые побуждают педзапущенного пропускать занятия, искать поддержки, утешения и самоутверждения в асоциальных «дворовых» группировках.

Таким образом, традиционно причины педагогической запущенности ищут, выясняя особенности семейного окружения, работы школы, влияния «улицы», неформальных групп. Для психолога первоочередное значение должна иметь собственно психологическая диагностика. Так, например, важно не просто определить и зафиксировать участие подростка в некотором неформальном объединении, но выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом: хочет ли он самоутвердиться или почувствовать защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках. Чрезвычайно важно проследить путь, который привел подростка в данную группу, причем здесь также важен психологический аспект. Необходимо выяснить и субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, окружению. О значимости последнего говорят, в частности, данные американского психолога Карла Роджерса, который показал, что среди факторов, влияющих на прогноз будущего поведения несовершеннолетних правонарушителей (психологическая атмосфера в семье, условия школьного обучения, степень влияния знакомых, физическое развитие, наследственность и т. п.), наиболее весомым оказывается фактор самопознания – четкости и реалистичности осознания себя и своего окружения.

Психологическая помощь педагогически запущенным детям

Для психологической коррекции педагогической запущенности можно применить следующую программу организации индивидуальной работы, состоящую из трех основных направлений помощи:

  1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:
    • повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;
    • создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс;
    • индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;
    • контроль за организацией нормального режима для ребенка, устранение его безнадзорности;
    • помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира), его общения в семье;
    • меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.
  2. Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом:
    • коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, использование методики позитивного стимулирования ребенка, снятие психологических перегрузок;
    • гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;
    • рационализация воспитательно-образовательной работы в классе;
    • взаимодействие учителей и родителей в педагогическом процессе.
  3. Помощь ребенку в личностном росте:
    • организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;
    • индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
    • включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;
    • преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;
    • организация успеха ребенка в усвоении школьной программы;
    • руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;
    • работа по формированию мотивации достижений.

Одним из условий эффективности коррекционной работы является установление доверительных отношений с ребенком, сотрудничество, желание ребенка поменять что-то в своей жизни к лучшему и вера в то, что это возможно.

psy-diplom.ru

Педагогическая запущенность ребенка – как определить и что делать

Развитие ребенка зависит от многих факторов — социально-бытовых условий в которых растет и воспитывается малыш, от его взаимоотношений с членами семьи и окружающими людьми, от качества воспитания и образования в дошкольном возрасте. В тех случаях, когда ребенок показывает неадекватное поведение в обществе, не стремится познать окружающий его мир — у него диагностируют педагогическую запущенность.

Общая характеристика

Педагогическая запущенность – это патология психического развития, характеризующаяся постоянно возникающими трудностями в воспитании и обучении. В зависимости от возраста ребенка определяется степень сложности и способы исправления поведения. Так, например, наиболее часто социально педагогическая запущенность выявляется у мальчиков в подростковом возрасте, воспитываемых в неблагополучных семьях. В дальнейшем, при отсутствии корректировки поведения, такие подростки перестают посещать учебные заведения, не работают и ведут неправильный образ жизни. Педагогическая запущенность детей дошкольного возраста проявляется в отсутствии усидчивости и внимания на занятиях, неадекватном поведении по отношению к окружающему миру (дошкольник может нагрубить воспитателю или ударить животное).

Причины

Причины педагогической запущенности могут быть абсолютно разными — от наследственности до неправильного выбора учебного заведения. Можно выделить несколько часто встречающихся факторов:

Причина Описание
Проблемы с педагогом Педагог, занимающийся с большой группой детей, может неосознанно выделять неуспевающего ученика. Например, учитель перед всей группой (классом) отчитывает ребенка за то, что он не выполнил какое-либо задание, стыдит его и ставит плохую оценку. В таких случаях, трудные дети еще больше замыкаются в себе, проявляют агрессию к отличникам и теряют интерес к учебе, у них формируется интеллектуальная педагогическая запущенность.
Конфликтные отношения в группе (классе) Дети с первых дней обучения в новом учреждении подразделяются на товарищеские группы. Часто дети-лидеры начинают оскорблять тех сверстников, кто сторонится таких групп и предпочитает, например, играть в одиночестве. Нередко неуважительное отношение проявляется всем классом к одному ученику из-за его скромного вида или его проблем с учебой и учителем.
Неблагополучие в семье Хороший микроклимат в семье — залог счастливого детства ребенка. Если родители не поддерживают своего малыша, не занимаются с ним, и не прививают любовь к учебе с раннего детства, скорее всего у него в школе будет диагностирована “педагогическая запущенность подростка”.
Индивидуальные черты Каждый человек уникален. Невозможно заставить ребенка делать то, что ему не нравится, особенно если он находится в группе риска, например, имеет неустойчивую нервную систему (капризничает без весомых причин), имеет неврологическое заболевание или проявляет низкую социальную активность (любит быть в одиночестве).Важно с раннего детства привить ребенку уважение к старшему поколению, любовь к учебе и порядку, чтобы он сам стремился познавать что-то новое и делать мир вокруг себя лучше. В противном случае, из-за эмоционально-личностных особенностей, детской эгоистичности и упрямства, ребенок может навсегда потерять интерес к учебе.

Профилактика педагогической запущенности — залог того, что ребенок будет расти счастливым и здоровым. Важно своевременно начать занятия по коррекции поведения ребенка, больше уделять времени на совместные домашние занятия в младшем дошкольном возрасте (наблюдая за тем, как мама моет посуду или собирает игрушки, малыш начинает повторять эти же действия).

Признаки

Как и любое психическое расстройство, педагогическую запущенность у можно заметить по ряду характерных симптомов. Педагогическая запущенность признаки:

  • ребенок постоянно жалуется, что ему скучно во время подготовительных занятий (при обучении чтению и письму);
  • отсутствие внимания во время игр, чтения книг, изучения чего-то нового;
  • ограниченный словарный запас;
  • ребенок плохо пересказывает то, что услышал, называет общими словами то, что его окружает (слово “машина” в понимании малыша обозначает и автобус, и велосипед, и трактор и т.п.).

Важно! Чтобы в кратчайшие сроки преодолеть педагогическую запущенность, необходимо установить доверительные отношения с ребенком — он должен идти на контакт, а также понимать и не бояться того, что он не такой, как его сверстники.

Классификация запущенности

Социально педагогическая запущенность у детей обусловлена степенью сложности и неадекватности в поступках. Определить степень социально педагогической запущенности детей можно, оценив их поведение в обществе, уровень психического и познавательного мышления, а также интеллектуальные способности и соответствие возрасту имеющихся навыков.

Выделяют четыре стадии запущенности:

  1. Дошкольная стадия (от 3 до 7 лет). В этом возрасте педагогическая запущенность обусловлена противоречиями в семейном воспитании, дефицитом общения с родителями или их излишней заботой, постоянным выяснением отношений, излишней строгостью и слишком высокими требованиями к приобретенным навыкам малыша.
  2. Младшая школьная стадия (от 7 до 11 лет). Из-за того, что ребенок морально не подготовлен к школьному расписанию и учебным нагрузкам, или не проявляет интерес к учебе и неуверен в себе (из-за ошибок в воспитании в дошкольном возрасте), он негативно относится к одноклассникам и учителю, не соблюдает установленные правила поведения, и как следствие, имеет серьезные проблемы с учебой.
  3. Подростковая или переходная стадия (с 11 до 15 лет). Из-за постоянных проблем с учебой, отсутствия помощи со стороны родителей, у подростка в переходном возрасте формируется девиантное поведение — он осознанно выделяется из одноклассников, не выполняет домашние задания, срывает уроки в школе.
  4. Юношеская стадия (с 15 до 18 лет).  Характеристика педагогической запущенности в этом возрасте — грубое отношение к окружающим людям и близким членам семьи, окончание школьного обучения (9 класс), возможные проблемы с законом.

Также у подростков и взрослых людей можно выделить факторы педагогической запущенности при наличии отклонений в какой-либо сфере жизни:

  • медицинские (вредные привычки, несоблюдение личных правил гигиены);
  • нравственные (эгоистичность, излишняя эмоциональность и наигранное поведение по отношению к окружающим);
  • интеллектуальные;
  • трудовые (“паразитический” образ жизни за счет родителей и государства).

Ребенок может успешно преодолеть педагогическую запущенность, если у него отсутствуют психо-неврологические нарушения, а родители оказывают всестороннюю помощь в развитии и воспитании. Родители должны сами придерживаться здорового образа жизни, быть доброжелательными и иметь устойчивые семейные ценности. Требования к ребенку должны быть целесообразны, а все его достижения хорошо поощряться.

Диагностика и методы коррекции

Заметив странное поведение ребенка, родители должны в кратчайшие сроки обратиться за помощью. При диагностировании, первое, что делает врач — исключает задержку психического развития и умственную отсталость.

Комплексная диагностика педагогической запущенности подразумевает проведение психологического обследования (рисуночные и ассоциативные тесты, интерпретированные ситуации), по результатам которого определяется способ лечения и коррекции. Для оценки состояния старших школьников используют опросники и методики многостороннего исследования личности и познавательной сферы.

Коррекция педагогической запущенности — ряд действий со стороны родителей и педагогов, направленных на исправление поведения ребенка. Преодоление педагогической запущенности возможно при выполнении следующих действий:

  • регулярные занятия с ребенком;
  • использование различных форматов занятий — игровая деятельность, совместное изучение материала, лекции, самостоятельное выполнение упражнений;
  • смена педагога, при необходимости — смена учебного заведения;
  • использование системы поощрений, мотивации и поддержки со стороны всех членов семьи (например, с выполнением домашних заданий малышу могут помогать старшие братья или сестры);
  • организация совместного досуга и обучения с одноклассниками-друзьями малыша.

Основная цель коррекционных занятий – помочь преодолеть свои страхи, рассеянность, застенчивость, обучить правильному управлению своими эмоциями.

На любой стадии можно и нужно корректировать поведение человека — с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста занимаются родители и педагоги, с подростками и взрослыми людьми — психологи и психиатры.

Для исправления поведения у подростков и взрослых людей существуют индивидуальные и коллективные сеансы психотерапии, где каждый может проявить себя, получить навыки взаимопомощи, научиться работать в команде.

Видео

043

onlymama.ru

Педагогическая запущенность: что это, как поможет психология. Причины, профилактика, коррекция

Педагогическую запущенность часто принимают за задержку в развитии. Но при более тщательной диагностике выясняется, что ребенок здоров и нормально развивался бы в других социальных условиях. Педагогическая запущенность мешает социализации, обучению, развитию ребенка. Без коррекции он окажется изолированным от общества.

Что такое педагогическая запущенность

Педагогическая запущенность – отставание ребенка или подростка в интеллектуальном, моральном, нравственном, эстетическом, социальном развитии из-за воспитательных ошибок родителей или отсутствия целенаправленного семейного воспитания.

Признаки запущенности:

  • отставание в развитии от возрастных нормативов, реакции и поведение, характерные для предшествующего возраста;
  • невоспитанность;
  • необразованность: незнание социальных норм, предметных знаний;
  • неразвитость личностного потенциала ребенка, несоответствие поведения его возможностям.

Главный признак педагогической запущенности – девиантное поведение субъекта. Как правило, драки, хулиганство, вредные привычки, правонарушения вызваны невоспитанностью детей.

Подробнее структуру запущенности можно представить тремя блоками:

  1. Отклонения от нормы в поведении, учебе: не знает, как правильно делать, не успевает, не может полностью справиться с задачей. Обусловлено такое состояние недостаточным, искаженным или противоречивым опытом ребенка.
  2. Отставание от нормы показателей развития памяти, внимания, мышления, воображения, силы воли, нравственности. На фоне этого развивается быстрая утомляемость, раздражительность, конфликтность, наблюдаются перепады настроения.
  3. Педагогически запущенные дети неадекватно или противоречиво относятся к себе, окружению, миру вокруг них. Такие дети не готовы к жизни в социуме, обучению, труду и т. д.

Коррекцией отклоняющегося поведения, педагогической запущенности занимаются педагоги-психологи и социальные педагоги. Без лечения ребенок подвергнется дезадаптации.

Диагностика

Для обследования используется метод наблюдения, теста, опросов, проективных методик. Последние помогут узнать внутренний мир, страхи, уровень самооценки, особенности восприятия ребенком себя и семьи. Опросник Личко или многофакторный личностный опросник помогут выявить акцентуации характера, особенности личностного развития. Для проверки когнитивных навыков используются тесты интеллекта, проверки памяти, внимания.

Для исключения патологий развития, врожденных нарушений ребенка осматривает невропатолог. Как правило, детей с подозрением на педагогическую запущенность или задержку психического развития направляют на прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.

Причины

Встречаются дети трудновоспитуемые в силу врожденных и приобретенных патологий. Но чаще педагогическая запущенность выступает как следствие влияние неблагоприятных социальных факторов:

  1. Деструктивный психологический микроклимат семьи. Запущенные дети выходят из союзов, где нет любви, понимания, поддержки, доверия, привязанности, дружбы. Дети в таких семьях растут тревожными, замкнутыми, раздражительными, агрессивными, грубыми, непослушными. Подобные условия возникают в семьях, где присутствуют зависимости или материальные ценности превосходят моральные, а также в семьях, где родители заняты построением карьеры – на воспитание детей не остается времени. Иногда к этому присоединяется нежелание заниматься ребенком, например, если хотя бы один из супругов не хотел заводить детей.
  2. Деструктивный стиль воспитателя, учителя. Проблемы, начавшиеся в семье, усугубляются при поступлении в образовательное учреждение. Это возникает при деструктивном педагогическом стиле: формирование стыда и чувства вины у отстающего ребенка, порицание перед всем классом, высмеивание, издевки, занижение оценок и т. д. В результате ребенок еще больше уходит в себя, его девиации становятся ярче выражены, оппозиционное поведение приобретает демонстративный характер.
  3. Непринятие классом, которое часто возникает на фоне предыдущего фактора. Конфликты, чувство одиночества и ненужности приводят ребенка в асоциальные и антисоциальные субкультуры.

Другие причины педагогической запущенности: противоречие воспитательных позиций отца и матери, безнадзорность, беспризорность, завышенные или заниженные воспитательные и образовательные стандарты, жестокое обращение с ребенком, игнорирование индивидуальных особенностей ребенка.

Коррекция

Перед началом коррекции нужно наверняка узнать причины запущенности. Для этого психолог исследует семейные условия развития, особенности климата в образовательном учреждении, влияние местных неформальных объединений и асоциальных групп.

Анализу влияния улицы отводится особое внимание. Нужно установить, какие потребности ребенок удовлетворяет в неформальных группах: самоутверждение, безопасность, внимание, забота, любовь, дружба.

После этого специалист составляет план коррекционной работы. Он может выглядеть следующим образом:

  1. Изменение климата в семье через повышение педагогической культуры родителей, сеансы групповой психотерапии, консультации для родителей, контроль над соблюдением рекомендаций психологов и педагогов, организация режима дня для ребенка, помощь в организации семейной совместной деятельности.
  2. Работа с классом, педагогическим коллективом. Здесь подразумевается создание индивидуальной педагогической программы для ребенка, обучение преподавателя методам работы с особым ребенком, помощь в реализации программы. Кроме этого, нужно ослабить психологическую и интеллектуальную нагрузку на ребенка, наладить режим обучения, позаботиться о профилактике переутомлений. Также проводится ряд мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива и подключение родителей к воспитательному процессу.
  3. Индивидуальная работа с ребенком, целью которой является его личностный рост. Проводится полноценная диагностика, на ее основе составляется индивидуальная программа развития. Она соответствует особенностям, способностям, склонностям, возможностям ребенка.

Чем раньше будет устранена педагогическая запущенность, тем лучше. В процессе развития человека сензитивность (предрасположенность к усвоению конкретных знаний) меняется. Согласно возрастной психологии, каждый возраст оптимален для конкретного вида обучения. Например, 8-9 лет – пик развития речи, культуры, воображения. Хотя впервые предрасположенность к этому возникает в 1,5-3 года. Если этот этап был пропущен, то научить ребенка грамотно разговаривать будет непросто.

Профилактика

Меры профилактики педагогической запущенности:

  • создание благоприятного психологического климата в семье;
  • построение условий обучения, соответствующих потребностям и способностям ребенка;
  • создание условий для творческой самореализации ребенка;
  • поощрение самостоятельности;
  • адекватный стиль семейного воспитания.

Педагогическая запущенность начинается с семьи. Благоприятные взаимоотношения ее членов – главная мера профилактики запущенности. Подробнее о семье как социальном институте читайте в статьях «Семейное воспитание: стили и типы. Их характеристика и влияние на ребенка», «Семья: виды семей, функции, определение».

psychologist.tips

Статья на тему «Педагогическая запущенность у дошкольников»

Евгения Савельева Статья на тему «Педагогическая запущенность у дошкольников»

Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.

Черты педагогической запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности.

При сохранении примерно одного механизма возникновения и развития на разных возрастных ступенях педагогическая запущенность имеет свою возрастную динамику, признаки и проявления.

В дошкольном возрасте – это неуспешность в ролевой игре, предпочтение несложных по содержанию предметных игр; несостоятельность в других видах деятельности; неподготовленность к предстоящему обучению в школе, которая выражается в несоответствии уровня представлений ребенка об окружающей среде, возрастным возможностям, в дисгармоничности эмоционально-волевой сферы, неразвитости психических процессов, отсутствии или слабой мотивации учения, познавательной и других видов деятельности; отклонение в поведенческой сфере.

Педагогическая запущенность развивается постепенно, проходя определенные стадии, имеющие комплекс доминирующих причин, признаков, знание которых позволяет правильно диагностировать отклонения и своевременно применить систему коррекционно-воспитательных мер.

Первая стадия педагогической запущенности рассматривается как предрасполагающая, в основном соответствует дошкольному возрасту. Она возникает в результате неправильного воспитания в семье, из-за ошибок воспитателей дошкольных учреждений, приводящих к неблагоприятному положению ребенка в коллективе; как результат депривации (психического состояния человека, возникающего в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей).

Внешними причинами педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и в школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.

Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими.

Важным в работе психолога и воспитателя является своевременное выявление педагогической запущенности и проведение профилактики в целях предупреждения педагогической запущенности у детей.

Работа с педагогически запущенными детьми должна включать в себя:

диагностику педагогической запущенности, в основе которой лежат независимые характеристики педагога и психолога (методы диагностики определяют наличие или отсутствие состояния, выявляют основные отклонения и их уровень);

профилактику, к которой относят стимулирование и мотивацию деятельности ребенка, организацию жизни и деятельности воспитательного коллектива, взаимодействие в различных ситуациях и психолого-педагогическое воздействие;

коррекцию, основными средствами которой являются понимание, сочувствие со стороны педагога, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей ребенка, метод личной перспективы.

Работа с запущенными в воспитательном отношении детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. При этом всегда надо помнить: легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившиеся привычки и проявления, корректировать личность. И если мы сумеем правильно поставить воспитательную работу с детьми с первых дней их пребывания в детском саду и нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то не будет ни трудных детей, ни неудач, ни провалов, в благородном деле - формировании личности человека.

www.maam.ru

Что это такое: педагогическая запущенность и как не попасть в зону риска?

Всем огромный привет!

Часто ли вам приходилось слышать о ребенке, что он запущенный? Что значит запущенный? И кто его запустил? В педагогике есть соответствующий термин, обозначающий ребят определенной степени подготовленности и развитости мировоззрения.

Педагогическая запущенность это не отсталость ума или заболевание. Она проявляется у совершенно здоровых малышей, которыми родители не занимались и не воспитывали, как следует.

Причины возникновения

Социально-педагогическая запущенность – это состояние крохи, обусловленное недостатком воспитания и внимания взрослых.

Дорогие читатели, стоит отличать задержку развития, вызванную аномалиями нервной системы или другими факторами, от недостатка воспитания. Педагогическая запущенность – характерная черта здоровых детей,  и это надо четко понимать.

В психологии подробное определение педагогической запущенности представляет термин как обозначение недостаточно развитого кругозора крохи или подростка, инфантилизма, неспособности к сложным логическим решениям по ситуации.

Такие дети предпочитают простые механические игры  и, как правило, отказываются от сложных, ролевых. Им тяжело влиться в общество, они чувствуют себя «белыми воронами», поскольку не умеют мыслить и жить как все.

Педагогически запущенные малыши при благоприятных  условиях могут наверстать упущенное в учебе и со временем выйти на достойный уровень. Кроха с врожденными дефектами развития может достигнуть некоторых успехов, но к этой придется приложить усилия, и результат не всегда себя оправдает.

Факторы, влияющие на педагогическую запущенность, относятся к разным сферам социального бытия. Человек рождается с определенными задатками, чертами характера, и чтобы они развились и укрепились, требуются благоприятные условия.

Если быт и окружение малыша не соответствуют его духовным потребностям и задаткам, личность деформируется, искажается. Такой человек плохо приспособлен к обитанию в обществе и не умеет ему противостоять.

Причиной этого становятся отношения с близкими родственниками, учителями, когда ребенок не только не получает поддержку, но и может быть отвергнут в своих естественных потребностях. На педагогическую запущенность влияют:

Уклад в семье

Дорогие читатели, мы часто с вами можем наблюдать, как во внешне благополучной семье растут трудные дети. Мы искренне удивляемся: папа и мама труженики, все время на работе, дети сытые и одетые, но почему-то растут злыми и недоброжелательными.

Все дело в том, что работа, занятость как раз и становятся существенным препятствием к тому, чтобы позаниматься с малышом. Малышам не уделяется внимание, они растут отчужденными от родителей. Если между мамой и папой еще и присутствуют разногласия, то малыши вырастут неблагополучными.

Унижения со стороны учителей

Если учитель регулярно указывает ребенку на недостатки, ставит плохие оценки и стыдит перед классом, у малыша появляется комплекс неполноценности, он внутренне протестует и замыкается в себе.

Отношения с классом, детьми

Унижения со стороны учителя понижают статус ребенка в детском обществе. Другие ученики смотрят на него с презрением, не хотят играть.

В результате у малыша появляется душевная пустота, он чувствует одиночество, ему не с кем общаться. Малыш, подросток ищут поддержку в асоциальных группах, так называемый «плохих компаниях».

Таким образом, педагогическая запущенность становится результатом невнимания и ошибок взрослых в общении с детьми.

Типы

Есть несколько видов педагогической запущенности в зависимости от того, какие стороны развития ребенка были упущены. Виды запущенности по компонентам развития детей:

  • Несформированные навыки учебной деятельности. Результатом становится плохая успеваемость, недостаточный уровень знаний.
  • Отсутствие мотивации у малыша к учебе, деятельность ребенка направлена на другие виды познания, не соответствующие возрасту. Причиной становится гиперопека и инфантилизм.
  • Неспособность самостоятельно регулировать учебную деятельность.

Чаще всего запущенность возникает либо по причине полного невнимания к малышу, либо вследствие чрезмерной опеки и авторитарного типа воспитания, когда ребенок не может и шагу ступнуть без совета мамы или папы.

Виды педагогической запущенности определяются и по степеням:

  • Первая степень – асоциализация и запущенность воспитания почти не заметны. Ребенок выполняет задания, отличается усидчивость, но иногда на него нападает хандра, он перестает учить предметы. В быту такой малыш отличается невниманием и рассеянностью.
  • Вторая степень – возникают неблагоприятные отношения со сверстниками, учителями. Ребята показывают откровенную грубость. Они легко внушаемы, отсутствуют моральные ценности. Эмоциональная сфера не устойчива, такие малыши не умеют владеть своими желаниями и эмоциями.
  • Третья степень – ребята откровенно грубят, презирают моральные и правовые нормы. Успеваемость у них слабая, они больше проводят времени с себе подобными, а интересы их находятся за пределами школы и дома.

Подходов к классификации педагогической запущенности много, и они во многом похожи. Однако из прочитанного ясно одно: преодолеть такую ситуацию очень трудно.

Как преодолеть?

Чем раньше выявлена педагогическая запущенность, тем лучше. Кроха в младшем дошкольном возрасте может с успехом преодолеть отрыв от сверстников, если его поместить в благоприятный коллектив в детском саду, начать занятия по развитию речи, пройти обследование у невропатолога.

Преодоление психологической запущенности в школьном возрасте потребует от родителей больше усилий, поскольку у подростка уже сформировалось собственное мировоззрение.

Необходимо создать атмосферу доброжелательности, любви, взаимопонимания. Такое же отношение к крохе должно быть и в школе, где учитель будет создавать ситуацию успеха.

Если коррекцией занимается педагог, у него должен быть соответствующий авторитет среди детей. Это должна быть сильная личность, которая может своим примером направить ребенка и показать другие пути развития.

Совет здесь можно дать только один: занимайтесь с детьми вовремя. Никакая работа и материальные блага не заменят вам общение с ребенком!

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в социальных сетях.

До скорых встреч, дорогие читатели!

chesnachki.ru

Педагогически запущенный ребенок: характеристика и методы коррекции

В каждом классе, начиная с начального звена, выделяется такая группа детей, которую можно отнести к категории трудных. Несмотря на то, что эта группа немногочисленна, вопрос запущенности детей должен решаться без откладывания.

Понятие термина педагогически запущенный ребенок неоднозначно. Психологи давно изучают эту тему и не по всем вопросам имеют одинаковое мнение. Кто-то считает, что этот термин аналогичен «трудному ребенку», другие не согласны, говоря, что педагогически запущенный ребенок — еще не трудный, но может в конце концов стать таковым. Но как бы такие дети ни назывались, суть остается одна и та же.

Если запущена педагогика ребенка, (что значит отклонения в его нравственной области, недисциплинированность и поведение, выходящее за рамки нормального) , у него обнаруживается неспособность к обучению по стандартной школьной программе.

Отклонения в поведении могут быть вызваны некоторыми факторами:

· Недостатками воспитания в семье

· Негативным влиянием окружающей среды

· Безнадзорностью

· Многократной сменой школы или учителей.

Некоторые западные исследователи детской психики утверждают, что все отклонения могут быть вызваны наследственностью. Наши специалисты уверены, что отклонения в поведении таких детей все же продиктованы социальной средой, психологическими и педагогическими причинами (неправильные взаимоотношения в семье, ненормальный уклад жизни, ошибки воспитания) . Это печальный результат педагогических просчетов, игнорирования персонального подхода к ребенку или отсутствия внимания к нему; упущенная возможность коррекции и своевременного вмешательства и помощи.

Эти школьники из разряда трудных не оказались в общепринятом нормальном ходе воспитания и обучения; они не нашли здоровых отношений ни в семье, ни с учителями, ни со сверстниками, не смогли самоутвердиться и найти свою нишу в коллективе.

«Трудный ребенок» подразумевает не психические и физические проблемы, а отсутствие способности нормально функционировать в жизни. Это значит, что школьник отстает от своих собственных возможностей, способностей, которые должны быть присущи его возрасту. Он не сформировался для игровой, учебной и познавательной деятельности. Характеристика педагогически запущенных детей заключает в себе ослабленную индивидуальность среди одноклассников, трудность в обучаемости и воспитании, в отсутствии необходимого для их возраста ресурса знаний и нежелании их получать. Какие поступки трудных детей не входят в разряд нормальных? Это:

· проявление негативных черт характера, таких как грубость и агрессивность, лживость, упрямство, неподчинение и провокации, абсолютное отсутствие мотивации в обучении;

· проступки, попадающие под разряд правонарушений или преступлений.

Нельзя помещать трудных, педагогически запущенных подростков в «лагерь осуждения и отвержения». Они не должны иметь отрицательную характеристику у взрослых; это не плохие и безнадежные дети. Скорее, наоборот, они оказались жертвами взрослого невежества. Такие школьники не виноваты в своих проблемах, так как им не дали должного воспитания ответственные за них взрослые люди. Трудные подростки нуждаются в особо пристальном внимании и, тем более, в индивидуальном подходе.

Индивидуальный подход дает максимальный эффект для воздействия на личность школьника, потому что есть особенные ситуации и особенности определенного ребенка, к тому же, — его конкретное состояние в данный момент. Учитывая индивидуальную особенность личности ребенка, можно добиться уникальных результатов с каждым учеником в отдельности, тем более, с трудными. Но их воспитание не проводится изолированно от коллектива, а, наоборот, внутри его и с его помощью. Талант педагога в этом и состоит, что он знает особенности каждого ученика, его интересы, наклонности, взаимоотношения и понимает, к кому какой метод воспитания в данный момент применить. Например, обратившись к мере поощрения и наказания, учитель, рассматривая вопрос индивидуально, может взыскательно подойти к четверке успешного ученика, но «выдать орден» трудному подростку за тройку, если увидит его старание.

Коррекция педагогически запущенных детей представляет из себя работу с подростками, нуждающимися в психологическом исправлении с целью восстановления полноценных функций личности. Достигается психокоррекция определенными мероприятиями для воздействия. Эта работа имеет некоторые принципы, которые педагогам необходимо учитывать:

· Люди, занимающиеся трудными подростками, должны иметь профессиональную компетентность.

· Важен учет норм возрастного развития подростка.

· В отношениях к этим детям всегда должна быть опора на их позитивные качества.

· Дифференцированный подход не только к детям, но и к каждой сложившейся психологической ситуации.

· Гуманизм – главная черта воспитателя запущенного подростка.

В коррекционной работе с запущенными детьми используется снятие напряженности, разбор и психоанализ проблемных моментов в работе, доверительное отношение и понимание подростка, метод ролевого взаимодействия между детьми в коллективе, мотивационное побуждение и поощрение с авансом, комментирование деятельности детей.

Работа с педагогически запущенными детьми следующая:

· Умственная тренировка

· Искусство как терапия

· Игровое ролевое научение, корректирующее поведение

· Обучение общению, коммуникации

· Научение поддержке коллектива

· Формирование новой адекватной самооценки, работа с различными страхами детей и так далее.

Коррекционную работу могут проводить психологи, воспитатели, учителя первого школьного звена, иногда родители. Эта деятельность выполняется в детской учебной группе, которая помогает восстановлению и развитию каждого участника.

Психокоррекционная программа включает следующие задачи:

Развитие у этих детей мотивации к учебе.

Создание желания ставить и достигать цели.

Освоение элементарных способов учебной деятельности.

Совершенствование речи, создание словарного багажа.

Преобразование самооценки через формирование уверенности в себе и своих способностях.

Работа с психологической эмоциональной областью: уменьшение агрессивности, напряженности и тревожного состояния, возбудимости. Коррекция необходима в области разума и воли детей.

В начале этой коррекции специалистам нужно ознакомиться с индивидуальностью ребенка, уровнем его развития и степенью запущенности. Важна эта деятельность не только с самим ребенком, но так же с его родителями и всем окружением.

Коррекционная программа осваивается на девяти занятиях, по одному на неделе; каждое занимает тридцать минут. Занятия можно проводить в любой форме: индивидуально или группой. Это зависит от степени запущенности детей. Каждый учебный урок состоит из трех частей: 1. Организационная, вводная часть. 2. Основная (игровой блок) . 3. Заключительная – рефлексия (размышление, самопознание) .

В первой части занятия по психокоррекции самой важной задачей психолога является налаживание «мостов» с детьми, помогающее найти с ними контакт, взаимоотношения и взаимодоверие. Желательно, чтобы для детей была выбрана хорошо знакомая обстановка, чтобы они могли эмоционально расслабиться и не переживать отрицательных чувств, таких, как волнение, напряжение, растерянность. Детей не должны отвлекать от главной деятельности яркие предметы, могущие привлекать к себе их внимание.

Лучше всего начать занятие игрой, снимающей напряжение в общении. Затем постепенно переходить к необходимым для психологической коррекции методикам и заданиям. Занятие должно быть дробным, с небольшими перерывами для отдыха и физической разгрузки в виде легких игровых физических упражнений.

Так же необходимым условием является правильное расположение ребенка по отношению к окну, так как если он будет сидеть лицом к нему, любые происходящие там события отвлекут его от главного. Так же рабочий стол детей должен по размеру подходить их росту.

Вся деятельность на уроках коррекции должна «работать» на формирование познавательных интересов школьника, его самооценку и уверенность в себе, своих умственных и других способностях и возможностях. Здесь они учатся не бояться ошибок и избавляются от беспричинного беспокойства.

Коррекция педагогически запущенных детей проводится преподавателями не только на отдельных занятиях, но и в их повседневной школьной жизни. Если ребенок слишком возбудим, чрезмерно реагирует на окружение, то для него необходимо создать сдержанную, мирную и благодушную атмосферу, при этом сохраняя твердость и последовательность требований. Повышение тона, эмоциональность и гнев преподавателя в их адрес вызовет быструю возбудимость, злую реакцию в «ответ».

Ребенок с другим типом нервной системы: закомплексованный, неуверенный в своих силах, боязливый, которого легко ранить, нуждается в доброжелательной обстановке ободрения, поддержки. Суровые меры воздействия, категоричное оценивание, резкость, грубый тон недопустимы в работе с такой категорией детей. Это может вызвать у них эмоциональный блок, чувство подавленности и уход в себя.

В коррекционной работе с трудными детьми очень важно правильно разговаривать с ними. Тон должен быть в обоих случаях дружественный, доброжелательный, спокойный, но строгий.

Занятие педагогически запущенными подростками – тяжелый труд, требующий больших затрат: энергии, упорства, терпимости к таким детям. Но, чего бы это ни стоило, восстановленная личность всегда перевесит затраченные на это силы.

veselajashkola.ru


Смотрите также