Мелкая моторика это что


Развитие мелкой моторики у детей | Азбука воспитания

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Источник: сайт Развитие.ру

azbyka.ru

Зачем развивать мелкую моторику рук

Для начала давайте разберёмся, что это за понятие. Мелкая моторика - это движение мелких мышц кистей. Она помогает нам ежедневно совершать десятки различных действий: брать маленькие предметы, шнуровать обувь, застёгивать пуговицы и т. п.

Для чего развивать?

Мелкая моторика рук напрямую связана с развитием речи. Большая часть коры головного мозга отведена мелким движениям рук, в том числе и кистей. При этом данная область находиться очень близко с речевой зоной. Поэтому мелкие движения пальцев положительно воздействуют на речевую функцию ребёнка.

Также мелкая моторика оказывает влияние на развитие мышления, памяти, воображения, внимания, логики, наблюдательности, усидчивости, координации движений.

Когда начинать и что делать?

Оптимальным возрастом для занятий на мелкую моторику рук можно считать 8 месяцев. В этот период пальчики малыша уже готовы к активной тренировке. Хотя предлагать поиграть с предметами различных фактур, форм и размеров можно и раньше.

Идеальные варианты для занятий на мелкую моторику:

  • Игры с мелкими предметами: бусины, камешки, крупы
  • Лепка из пластилина, теста, глины
  • Сортировка предметов
  • Пальчиковые игры

Все эти занятия в будущем помогут ребёнку быстрее освоить различные бытовые навыки. Например, застёгивать и расстёгивать замки и пуговицы, шить, закручивать мелкие детали.

Читайте по теме:

  • 7 игр для развития мелкой моторики
  • 7 нужных игрушек для малышей 1 года

zen.yandex.ru

Крупная и мелкая моторика. Как развивать и для чего это нужно?

Думаю многие мамы слышали о том, что необходимо развивать мелкую моторику у деток. Ведь мелкая моторика является основой для раскрытия будущих способностей и талантов Вашего ребенка, развивает логику, мышление и внимательность. Уделяя большое внимание развитию мелкой моторики, мы почему-то забываем о важности крупной, а ведь именно она является основой на которую накладываются более сложные движения мелкой моторики. Крупная моторика, также как и мелкая содействует речевому развитию, формирует взаимодействие между полушариями мозга, способствует формированию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и суставов, развитие гибкости, расширяет кругозор.

Я как и многие мамы концентрировала свое внимание на развитие мелкой моторики дочки. Физических упражнений мы делали мало, в основном мы с дочкой что-то лепили , рисовали или клеили. Она у меня очень усидчивая девочка и все, что касается творчества ей очень нравится. Но со временем я заметила, что дочка меньше развита физически по сравнению со своими сверстниками. Мы позже научились подниматься по лестницам без поддержки, прыгать и ловить мяч. И вот тогда-то я задумалась, а почему так? Изучив вопрос, я поменяла полностью наши занятия на день. В наше расписание я включила не только творческие задания, но и задания для развития крупной моторики.

Развитию крупной моторики способствует:

  • Обычная зарядка с наклонами, приседаниями, поворотами, махами и т.д.
  • Спорт (гимнастика, футбол, хоккей)
  • Любые игры с мячом
  • Самокат, велосипед, беговел, ролики, коньки, лыжи

Для развития крупной моторики  важно не ограничивать двигательную активность малыша и его самостоятельности. Это как раз и была моя самая главная проблема, я очень многое делала за дочку. Если она упала, то я ее поднимала, если она бежала, очень быстро, останавливала. Мне все время казалось, что она сейчас упадет и сильно пораниться. Я очень рада, что поняла это вовремя. Я не давала своему ребенку развиваться самостоятельно, принимать свое взвешенное решение. Как она могла понять, что на асфальте нужно быть осторожной, если она не разу не падала. Что она умеет подняться по лестнице без моей помощи. (Она кстати прекрасно это могла делать сама, но  привыкла, что ей мама всегда давала руку и считала, что без моей помощи у нее не получится). И когда я это осознала, я начала работу над собой. Честно сказать мне было очень тяжело первое время. Но я этот период пережила))) Конечно я и сейчас слежу за дочкой, оцениваю степень опасности, которая ей может грозить при том или ином действии, но я не делаю уже многие вещи за нее. Она без меня залезает на горку, качели, спускается и поднимается по лестнице. И знаете, она стала более самостоятельной после этого, она понимает, что она может сделать, что нет. И когда у нее что-то не получается, она не зовет сразу меня на помощь, а пытается сообразить как решить свою проблему другими путями.

Теперь поговорим с Вами о мелкой моторики, что способствует ее развитию:

  • Массаж и пальчиковые игры для малышей
  • Занятие творчеством - рисование, аппликация, лепка
  • Игры с крупами
  • Игры с водой
  • Игры с разным тактильным материалом (твердое, мягкое, жесткое холодное, пушистое, гладкое)
  • Различные шнуровки
  • Приготовления блюда вместе (мешаем тесто, раскатываем его, украшаем блюдо)

Как я уже писала выше, дочка у меня любит заниматься творчеством. Мы могли рисовать и лепить часами и ей не надоедало)) Здесь Вы смотрите по своему ребенку. Есть детки усидчивые, есть наоборот очень активные и таких деток увлечь гораздо сложнее. Если Вы задумали позаниматься с малышом творчеством, заранее подумайте о том что Вы будете делать и подготовьте необходимые материалы. Творчеством с малышом лучше заниматься в утреннее время после завтрака, либо после обеденного сна (полдника), т.к. в это время ребенок отдохнувший. Ближе к обеду, а тем более вечером мозг малыша перегружен полученной информацией за день, он может капризничать и не воспринимать объяснения.

Знаю, что Вы это знаете и понимаете, но напоминание никогда не бывает лишним. Никогда не оставляйте малыша один на один с мелкими предметами, даже на две секунды. Ребенок в это время очень любознательный и начинает все пробовать на вкус, проверить сможет ли он засунуть в нос или ухо маленький предмет. Будьте очень внимательны.

В следующей статье я поделюсь с Вами идеями и играми для развития крупной и мелкой моторики.

zen.yandex.ru

Консультация «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук»

Татьяна Миронова Консультация «Зачем нужно развивать мелкую моторику рук»

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. Особенно много об этом говорят в последнее время, создавая целые системы и пособия. А ведь можно сделать все намного проще!

• Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

• Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

• Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

• Заводить будильник, игрушки ключиком.

• Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

• Резать ножницами (желательно небольшого размера).

• Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать.

• Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

• Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

• Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

• Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

• Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная. Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная!

Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам, застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Помните игру в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что вам нужно. Наверняка вы помните и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

В детских журналах сейчас можно найти очень много развлекательно - развивающих заданий, например, когда требуется соединить точки и посмотреть, что за рисунок получится. К заданиям такого же типа относятся и различные лабиринты, дорисовка картинок, раскрашивание картинок и т. д. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться.

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Очень полезны мозаики, аппликации, рисование карандашами, мелками, красками, а то и просто пальчиками, а также вырезание из бумаги. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию тонкой моторики руки.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук.

• Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

• Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.

• Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.

• Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

• Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

• Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

• Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

• Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

• Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.

• Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

Как занять ребенка на кухне, чтобы успеть все приготовить.

• Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).

• Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.

• Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.

• Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.

• На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.

• Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.

• Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.

• Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.

• Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.

• Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Не пренебрегайте навсегда уходящим временем – используйте его рационально. Ведь это такое счастье – наблюдать, как растет и развивается ваш ребенок! И принимать непосредственное участие в этом увлекательном процессе.

www.maam.ru

Мелкая моторика - это... Что такое Мелкая моторика?

Вязание — один из примеров действий мелкой моторики

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики

С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. [1] Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. [2]

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Развитие мелкой моторики

Игры с крупами полезны для развития моторики

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

  • Игры с мелкими предметами — пазлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.
  • Пальчиковые игры
  • Массаж кистей и пальцев и т. д.
  • Лепка

Нарушения мелкой моторики

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

  • Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)
  • Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в постинсультном состоянии)
  • Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

Также нарушения мелкой моторики могут наблюдаться при СДВГ[3], [4], при нарушениях зрения[5], дизартрии[6], аутизме[7], спиноцеребеллярной атаксии и др.

Примечания

  • Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
  • Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973
  • Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999
  • Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007
  • Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010
  • Упражнения на мелкую моторику ног

dic.academic.ru

Мелкая моторика рук для детей

Взрослея, каждый ребенок постепенно осваивает новые навыки, тренирует их, учится обслуживать себя и выполнять множество важных действий. Другими словами, происходит его развитие. Подробно о том как влияет мелкая моторика на возрастные изменения ребенка в нашей статье.

Ежедневно все люди совершают множество действий и движений, и даже не задумываются над тем, каким образом это происходит. И большинство этих действий и движений связано с мелкой моторикой.

Для чего нужна мелкая моторика

Что же такое мелкая моторика? Проще говоря, мелкая моторика – это движения, которые регулируются мелкими мышцами кистей рук. Отработанные до автоматизма действия позволяют координировать движения, что, несомненно, важно для каждого ребенка и взрослого. Благодаря моторике, ребенок может застегнуть пуговицу и молнию на одежде, завязать шнурки, держать столовые приборы, рисовать и писать, лепить из пластилина, и делать множество других дел пальчиками.

По данным специалистов, мелкая моторика рук у детей тесно связана с развитием речи. Это объясняется тем, что часть коры головного мозга, которая ответственна за речь, располагается очень близко к доле головного мозга, отвечающей за действия кистей рук. Следовательно, во время активных действий руками, активизируется отдельный участок головного мозга, речевой и моторный участки начинают активно взаимодействовать. Речевая функция ребенка развивается постепенно, и от активности движений пальцами будет зависеть темп и уровень этого развития. Поэтому, для того, чтобы ребенок быстрее научился разговаривать, педиатры, неврологи, логопеды всего мира рекомендуют развивать мелкую моторику.

На что влияет моторика?

Кроме речевой функции, мелкая моторика также влияет и на развитие других систем человека. Отмечается тесное взаимодействие памяти, мышления и воображения с моторикой. Также эта функция влияет на двигательную и зрительную память, позволяет ребенку быть наблюдательным, внимательным, скоординированным. Кроме того, многие врачи и ученые утверждают, что развитие мелкой моторики рук способствует ловкости ребенка.

Постоянные тренировки позволяют улучшить действия пальцев рук, сделать их контролируемыми и направленными. Ведь ребенку предстоит освоить в жизни множество навыков и овладеть разными навыками, без которых он не сможет стать самостоятельным. К примеру, для работы за компьютером придется задействовать различные системы организма, но именно рука управляет мышкой, и руководит рабочим процессом.

Это касается и других гаджетов, к примеру, сенсорных телефонов, которые почти вытеснили кнопочные мобильные телефоны, и даже маленькие дети сегодня умеют ими пользоваться. То есть, все движения и действия, которые каждый человек выполняет в повседневной жизни, являются ни чем другим, как мелкой моторикой. И от того, насколько быстро и активно она будет развита, зависит координация человека, и другие функции. Но первой системой, которая развивается под действием моторики, является все-таки речь. Чем раньше ваш ребенок заговорит – тем лучше у него развита моторика.

Как развивать моторику? Средства для развития моторики

Оптимальным возрастом малыша для развития мелкой моторики, по мнению многих специалистов, является восьмимесячный возраст. Именно в это время ребенок овладевает навыками управления своими руками и пальцами, его хватательные движения выполняются уже осознанно. Также это возраст считается наиболее подходящим для активных тренировок мелких мышц кистей рук. Если в несколько месяцев малыш хватает погремушку или другой предмет всей ладонью, то уже ближе к восьмимесячному возрасту, он может воспользоваться несколькими пальцами, как правило, большим и указательным. Постепенно задействуют и другие пальцы, и их движение становится более четким, ловким и гармоничным, и ребенок быстро осваивает новые навыки – учится писать, раскрашивать, лепить различные фигуры из пластилина, и так далее.

Для того, чтобы оттачивать навыки и умения, важно постоянно задействовать пальцы рук малыша, давать ему задания, которые предполагают развитие мелкой моторики. Педагоги и врачи утверждают, что каждый ребенок индивидуален, и темп развития его моторики также может отличаться. Родителям, дети которых плохо разговаривают, или еще не начали говорить, предлагаются различные виды деятельности для ребенка, которые помогут натренировать руки на выполнение определенных навыков, а также будут способствовать активизации речевого центра в коре головного мозга, а следовательно – развитию речи. Рассмотрим основные средства, благодаря которым достигается развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста:

  • лепка – одно из наилучших занятий, которое помогает стимулировать нервные окончания на пальцах кистей рук, в результате чего мозг получает сигнал, способствующий активизации речевого центра, а значит, и развитию речевого аппарата ребенка. Для лепки можно использовать пластилин, соленое тесто, кинетический песок, глину, и другие мягкие материалы.
  • рисование готовит руку малыша к нагрузке в школе, и позволяет сделать движения скоординированными и управляемыми. Рекомендуется предложить ребенку обводить пунктирные линии, раскрашивать объемные рисунки, соединять точки. Кроме рисования на горизонтальной плоскости, будет полезным предложить детям рисовать на доске в вертикальной плоскости.
  • пальчиковые игры – прекрасный вариант для детей любого возраста. Игр существует огромное количеств, и все они ориентированы на определенную возрастную категорию детей, которым требуется развитие мелкой моторики. Начиная от игр с крупами, строительством конструктора, и заканчивая отвинчиванием гаек и открыванием крышек на банках, можно за короткий промежуток времени достичь хорошего результата.

Упражнение для мелкой моторики

Чем раньше родители начнут уделять внимание развитию мелкой моторики у ребенка, тем быстрее он освоит речь, и тем лучше будет проявлять способности в дальнейшем обучении. Способов занять ребенка в игровой форме, и при этом направить все усилия на развитие мелких мышц кистей кури, довольно много. Предлагаем рассмотреть самые простые, но в то же время действенные из них:

  • Игры с использованием мелких камушек или бусин, пуговиц или других предметов. Попросите малыша переложить мелкие предметы из одной емкости в другую, или разложить их по разным контейнерам.
  • Использование щипцов или пинцета для тех же действий – перекладывания мелких предметов.
  • Рисование крупой. По контуру рисунка наносится клей, и ребенку предлагается выложить по линиям фасоль, горох, или другую крупу.
  • Смешав различные по форме, цвету и фактуре предметы, дайте ребенку задание разложить их по разным коробкам или контейнерам, не используя посторонние предметы, то есть, пальцами.
  • Для самых маленьких деток подойдут пальчиковые игры, счет с загибанием пальцев по одному. Изготовьте пальчиковый театр, это очень нравится детям, и несет в себе хороший положительный эффект.

Все родителя хотят вырастить здорового и умного ребенка, всесторонне развитого. Но стоит помнить, что именно мелкая моторика рук у детей является залогом его дальнейших особенностей, умений и навыков, поэтому так важно уделить ей достаточно внимания.

womplanet.ru


Смотрите также