Кризис раннего возраста


Кризисные периоды раннего возраста

А после года начинается активное развитие речи, формируются представления о себе и своих возможностях, развивается игра (сначала это предметная деятельность со взрослым, а потом уже и первое общение со сверстниками). В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.

Данная статья посвящена кризисным периодам, которые выпадают на ранний возраст. Их два: это кризис 1 года и кризис 3-х лет.

Что такое вообще «возрастные кризисы»? Хорошо это или плохо? Считается, что возрастной кризис – это переходный период от одного возрастного этапа к другому, это нормативный процесс, необходимый для нормального хода личностного развития. Это всегда новая ступень в развитии ребенка, которая характеризуется появлением новых потребностей и, как следствие, новых качеств и умений. Также важно отметить, что границы его размыты и неотчетливы и зависят от индивидуальных особенностей ребенка и семейной системы.  

Выделяют кризисы малые и большие. Малый кризис связан с приобретением новых навыков, к нему как раз относится кризис 1 года. А большой – характеризуется перестройкой отношений ребенка и взрослого и чаще всего протекает более остро, это как раз кризис 3-х лет.

Итак, давайте сначала рассмотрим особенности развития ребенка в возрасте 1 года.

В возрасте около 1 года происходит первая сепарация ребенка от взрослого. До этого времени малыш ощущал себя единым целым с мамой. А теперь ребенок делает первые шаги, соответственно расширяются его возможности исследования мира. А все мы знаем, насколько сильна и важна познавательная потребность у ребенка, она обеспечивает его развитие. Появляется «первая» речь, которая еще непонятна взрослому. Но малыш очень старается повторять услышанные слова и «вступить в диалог» с мамой и папой. Таким образом, перед ребенком очень четко встают определенные границы дозволенного родителями, а у родителей появляется необходимость вводить четкие запреты. Если раньше мы могли взять на руки ребенка, унести его от розетки и отвлечь, то сейчас он уже более настойчиво заявляет о своей самостоятельности и о своих желаниях, и снова и снова идет к розетке своими окрепшими ножками.

Особенности ребенка в возрасте 1 года:

ü  восприятие себя как отдельного человека со своими потребностями и желаниями 

ü  всплеск самостоятельности и потребность отстаивать свои желания

ü  появляется желание вступить в диалог со взрослым, но не хватает для этого еще умений

ü  ребенок начинается активно знакомиться с возможностями своего тела

ü  знакомство с границами

ü  появляется необходимость в первой саморегуляции

ü  ребенок осваивает диапазон чувств

ü  высокая ориентация на оценку взрослого, ребенку важна положительная обратная связь

Кризис 1 года. Что делать и как пережить?

Конечно, любой кризис – это, прежде всего, необходимость перестроиться родителям. Малыш растет и нам нужно меняться, тоже осваивать новые навыки, новые способы взаимодействия и новые способы самоконтроля J

Кризис первого года может длиться сколько угодно, от одной недели до нескольких месяцев, это может зависеть от характера самого ребенка. Существуют и почти не заметен.

Когда ребенок подрастает, и зона его исследования в доме все расширяется, то здесь самое простое, что можно сделать – это немного поменять пространство в квартире, иначе вокруг ребенка окажутся одни «нельзя». Мы убираем повыше действительно опасные предметы. И запасемся спокойствиемJ потому что все остальное малыш будет исследовать: наводить «порядок» в ящиках с вещами и постельным бельем, регулярно сортировать кастрюли и сковородки и т.д. И конечно, все равно появляются определенные запреты в жизни ребенка (не все в доме можно убрать повышеJ). Их не должно быть слишком много. Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. Запреты должны звучать коротко и четко, слово «нельзя» лучше заменить на «опасно», «стоп» и т.д. Дети в этом возрасте обычно легко отвлекаются, поэтому по возможности предлагаем ему альтернативное занятие, которое «можно». Например, опасно стучать ложкой по тарелке, она может разбиться, а вот по столу можно стучать или можно ложкой кушать. Здесь зависит от того, что вы готовы позволить, а что – нет (в некоторых семьях стол бывает и стеклянным).

В этом возрасте ребенок выдает родителям яркие эмоциональные вспышки как отстаивание собственной позиции и как реакцию на непонимание со стороны взрослых. Основная сложность в том, что у ребенка просто не хватает слов, чтобы выразить свои желания, не-желания, намерения. Поэтому остается лишь несловесное выражение эмоций − крик и плач. Сам ребенок этого механизма не осознает. Способность к самостоятельному регулированию эмоций начинает созревать только к 3 годам. До тех пор собственные переживания и чувства для ребенка − это кран, который не он открывает. И он не имеет возможности и способности его перекрыть. В большинстве случаев ребенок не «не хочет» перестать кричать и плакать, а просто не в состоянии этого сделать. С ним это «происходит», а не он «делает это».

В данной ситуации мы помогаем малышу познакомиться со всем диапазоном эмоций, которые на него обрушиваются. Здесь поможет бессменный и хорошо известный метод активного слушания. Проговариваем его эмоции в утвердительной форме (не в вопросительной): «ты злишься сейчас», «похоже, ты обижен и расстроен». Даем ребенку уверенность, что мы понимаем и принимаем его переживания: «тебе очень интересен этот нож, ты сердишься, что я не даю тебе с ним играть». Да, малыш может очень громко расстраиваться и плакать, это называется слезы тщетности. Это важный опыт, что не все в жизни подвластно его желаниям, что есть вещи, которые нельзя изменить, есть границы. Кстати границы в жизни ребенка полезны и необходимы в разумных пределах. Да, мы даем ему определенную степень свободы, мы позволяем ему исследовать мир, но есть определенные рамки, и эти рамки – зона ответственности взрослого. Безграничный, полностью свободный мир – это непосильная задача для детской психики. Да и в целом, жизнь имеет свои ограничения и важно понять, что не всегда мы можем изменить мир, бывают случаи, когда нужно меняться нам. И вот это осознание как раз приходит через слезы тщетности. Да, малышу необходимо отреагировать, выразить свое негодование, а мы рядом в этот момент, мы понимаем и принимаем его чувства. 

Если же у ребенка слишком частые и яркие эмоциональные вспышки недовольства, то здесь важно задуматься. Возможно, имеет место излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе - ни в коем случае.

Ребенок в этом возрасте начинает активно знакомиться со своими возможностями и при этом он очень ориентирован на оценку взрослого. Малыш очень смелый, но при этом ранимый и обидчивый. Поэтому всегда поддерживайте ребенка, радуйтесь каждому достижению. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, каждый развивается индивидуально, и не живет по написанному плану. Можно сравнивать ребенка с самим собой в прошлом, обращая внимание но его новое умение.

Конечно, родителям, и в первую очередь маме, непросто, иногда не хватает сил и терпения. Усталость от взаимодействия с малышом может накапливаться постепенно, и тогда у мамы есть шанс заметить свое состояние и попытаться что-то с ним сделать. Но иногда состояние усталости и эмоционального истощения накатывает на маму внезапно, и собственные реакции становятся для нее неожиданностью. Важно договориться с самой собой о том, что вы станете делать в такие моменты. Важно позволить себе уставать и осознавать, что ваши ресурсы не безграничны. Кому-то помогают тайм-ауты в контакте с ребенком на 5-10 мин, кому-то важно выговориться (позвонить подруге, мужу), часто помогают физические действия (уборка или физические упражнения), музыка.

Также в таких случаях важно обозначить малышу, что с вами происходит. Здесь помогут так называемые Я-сообщения. «Я сейчас очень злюсь», «я расстроена, мне нужно время, чтобы остыть». Важно не путать с «ты меня разозлил», «ты меня расстроил». Ведь любая эмоция – это эмоция конкретного человека, это МОЯ эмоция, это У МЕНЯ не хватило ресурса и принятия, это МНЕ важно ее отреагировать. Это осознание важно не только в общении с ребенком, но и вообще во взаимодействии с людьми. У нас всегда есть выбор, как отреагировать.

И конечно, очень важен регулярный отдых мамы. В любом возможном формате, в любом возможном количестве, но обязательно! Материнство – это очень энергозатратное искусство! Всем принятия и сил!

Особенности развития ребенка в возрасте 3-х лет.

Серьёзные успехи  ребёнка в предметных  действиях,  в речевом развитии,  в  игре и в других сферах его жизнедеятельности, достигнутые в период раннего  детства,  ка­чественно изменяют  всё  его  поведение.  К концу раннего детства стремительно нарастает тенденция к  самостоятельности,  стремление  действовать  независимо  от взрослых и без них.  К концу раннего возраста это находит своё выражение в кризисе 3-х лет.

Если ранее мы говорили о первом отделении ребенка от близкого взрослого, которое было скорее физическим, то около 3х лет происходит психологическое отделение, рождается самосознание и личность ребенка.

В чем это выражается:

1.     Негативизм. Желание ребенка сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали. Эта реакция связана с конкретным человеком (чаще с близким взрослым: мамой или папой). Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Это всем  известное «Неть!» J Количество глаголов с частицей «не», которое употребляет ребенок, просто поражает. «Не едет не красная не машина» - вот пример ответа трехлетнего мальчика в ответ на нейтральную во всех отношениях фразу мамы «едет красная машина».

2.     Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не в силах. Упрямство следует отличать от настойчивости. Отличие состоит в том, что упрямство – это требование того, что на самом деле ребенку не нужно.

3.     Протест. В отличие от негативизма протест безличный, он направлен в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

4.     Самостоятельность – стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности, он утверждает себя.

Что делать и как пережить?

Продолжительность кризиса 3-х лет абсолютно индивидуальна. Кризис может охватывать диапазон от 2 до 4 лет.

На самом деле это очень важный этап в развитии личности вашего малыша. Именно в этот период происходит становление нового уровня самосознания, формируются такие важные качества как умение отстаивать собственное мнение, самостоятельность, целеустремленность, воля. Способность говорить «нет» может очень пригодиться вашему ребенку в более старшем возрасте. Он вырастет, и ему придется говорить «нет» множеству вещей: дурным предложениям, наркотикам, собственным неправильным мыслям. Просто начинает отрабатываться эта способность в семье, на самых близких людях и в очень незрелом виде. Но это не просто истерика и не шаг назад, это принципиально новое умение для ребенка. И для родителей умение справляться с «нехочухой» тоже может стать не только стрессором, но и шагом в личном и «профессиональном» (родительском) развитии. Попробуйте отнестись к этому «неправильному» поведению ребенка как к новой задачке, которую вам пока не доводилось решать.

Очень важно верить в ребенка и подбадривать его, относиться уважительно и не сравнивать с другими детьми. Если вы чем-то не довольны в поведении ребенка, то оценивать нужно сам поступок, само действие и избегать оценочных суждений в адрес ребенка. Хвалите малыша даже за малейшие достижения, давайте ему понять, что вы любите его, как бы он себя ни вел.

Важно понимать, что самому малышу тоже очень трудно, он еще не умеет контролировать свое поведение, ему очень сложно следить за своим эмоциональным состоянием. Сочувствуем и принимаем все эмоции малыша. Нужно постепенно научить и показать ребенку способы как справляться со своими эмоциями, показать способы, как справиться с агрессией. Старайтесь предупреждать и предвидеть истерики, вовремя отвлекать ребенка или менять стратегию своих действий.

Давайте ребенку больше самостоятельности. И пусть самостоятельно одетые колготки одеты наизнанку, может быть один раз и так сходитьJ Предлагайте ему выбор, спрашивайте его мнение, показывайте ему, что принимаете его взросление. Ищите компромиссы и учите малыша договариваться своим примером, используйте игровые приемы. Чувство юмора также вам в помощь J

Искреннее всем желаю терпения, сил и принятия!

Рекеда Юлия, детский и перинатальный психолог

naruchkah.ru

Особенности психического развития ребенка раннего возраста

Ранний возраст захватывает два кризиса: «кризис одного года» протекает в начале периода, заканчивается период «кризисом 3 лет».

Кризис первого года является границей младенческого и раннего возраста. Симптомами кризиса является негативизм и упрямство ребенка. Реакции ребенка носят неуправляемый характер. Психологи отмечают, что кризис связан с тем, что ребенок за первый год жизни уже приспособился к окружающей ситуации, но у него начинают появляться новые возможности, которые рушат его предыдущую картину мира. Это вызывает у ребенка массу переживаний и провоцирует кризис, разрешение которого ведет к формированию новых способов взаимодействия ребенка с миром и людьми. Конечно, в первую очередь, следует сказать, какие именно новообразования провоцируют кризис: способность говорить, ходить и развитие эмоциональной сферы и воли.

Если раньше, когда ребенок тянулся к «запрещенному предмету», взрослый прятал его и ребенок успокаивался, то теперь желание приобретает устойчивость. Ходьба расширяет сферу его возможностей, усложняет способы взаимодействия с миром и увеличивает самостоятельность. Как известно, ребенок начинает говорить не сразу. У него присутствует период так называемой автономной речи, когда он создает свой собственный язык, понятный только близким людям.

В период кризиса происходит смена социальной ситуации развития. Если раньше ребенок не мог обходиться без помощи взрослого (ходить, кушать, играть). То в период раннего детства, ребенок, получив физическую самостоятельность передвижения, открывает для себя мир предметов. У него возникает ориентировка на предметную действительность, желание действовать с вещами, игрушками. Тем самым рождается новое противоречие между стремлением ребенка и отсутствием у него опыта предметно-орудийных действий. Разрешение противоречия лежит в создании новых форм общения с взрослым и овладении речи, как средством общения.

Также в период «кризиса одного года» ведущая деятельность меняется с эмоционального общения с взрослым на предметно-манипулятивную деятельность.

Заканчивается ранний возраст «кризисом 3 лет».

Впервые был описан Э. Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Также привлекал внимание В. Штерна, Ш. Бюлер. Однако интерпретация кризиса трех лет носила преимущественно негативный характер, рассматривалась как «болезнь» роста. В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, кризис рассматривается в его позитивном значении - формировании принципиально новой системы социальных отношений ребенка с миром с учетом его возрастающей самостоятельности. За каждым негативным симптомом кризиса Л. С. Выготский учил видеть позитивное достижение - новообразование, отражающее возросшие возможности ребенка. Д. Б. Эльконин называл кризис трех лет кризисом самостоятельности и эмансипации от взрослых.[ ]В основе возникновения этого кризиса лежит противоречие двух тенденций, в равной определяющих жизнедеятельность и активность ребенка. Первая- стремление принять участие в жизни взрослых и распад прежней совместной предметной деятельности, уже освоенной ребенком. Вторая - утверждение самостоятельности через возможности осуществления самостоятельных намерений и действий - «Я сам». В предкритической фазе можно наблюдать ряд симптомов, свидетельствующих о выделении ребенком себя, как самостоятельного субъекта: острый интерес к своему изображению в зеркале; заинтересованность своей внешностью и тем, тем как он выглядит в глазах других. У девочек возникает интерес к нарядам, мальчики начинают проявлять озабоченность успешностью своей деятельности. Остро реагируют на неудачу и неуспех. Кризис трех лет относится к числу наиболее острых по поведенческой симптоматике. Ребенок становится неуправляемым, легко впадает в гнев и ярость. Прежние воспитательные методы терпят фиаско.

Л. С. Выготский называл симптомы кризиса «семизвездием кризиса трех лет». К этим симптомам относятся:

  • 1. Негативизм - отказ выполнять любые требования взрослого. Негативная реакция связана не с содержанием предложений взрослых, не с тем, что ребенок не хочет этого делать, а с тем, что эти предложения исходят от взрослых. Не редкость - стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. За негативизмом стоит противопоставление «Я - взрослый», позволяющее ребенку утвердить свою самостоятельность.
  • 2. Упрямство - ребенок настаивает на своем требовании не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал. За упрямством стоит выделение себя как личности со своими желаниями и мотивами.
  • 3. Строптивость - носит белее генерализованный характер, чем негативизм и упрямство. Безлична, направлена против всего устоявшегося, норм воспитания, прежнего образа жизни.
  • 4. Своеволие - стремление к психологической самостоятельности намерений, эмансипации от взрослого, утверждению воли.
  • 5. Обесценивание всего того, что раньше было значимо и дорого для ребенка. В частности, проявляется в том, что он начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей; теряет интерес к прежним видам деятельности и занятий, игрушкам.
  • 6. Деспотизм (диктат) - ревность. Диктат проявляется в том, что ребенок заставляет родителей делать все так, как он велит. По отношению к сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность, принимающая форму агрессии и конкуренции за родительские «ресурсы» внимания и заботы.
  • 7. Протест-бунт - ребенок в состоянии непрекращающейся войны и конфликта с окружающими. Частые ссоры, сопротивление, неприятие ситуации.

Наряду с негативными симптомами можно выделить достижения ребенка. К концу раннего возраста он начинает называть себя, используя местоимение «Я», вместо третьего лица - имени «Маша», как это было раньше.

Другим новообразованием кризиса трех лет является гордость за достижения. Каждый результат действия выступает для ребенка как утверждение своего Я . Гордость за достижения является показателем возникновения у ребенка потребности в социальном признании. Если кризис протекает вяло, свидетельствует о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Ранний возраст завершается кризисом «Я сам!» - рождением субъекта как автономной личности с самостоятельными намерениями, целями и желаниями, воплощенными в системе и личном действии. В основе лежит достижение ребенком нового уровня автономии и самостоятельности, что ведет к переходу в эпоху детства.

Page 2

Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок-предмет-взрослый. (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова). [ ]. Как указывает Д. Б. Эльконин, в самом начале раннего возраста возникает противоречие: возможности деятельности ребенка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребенка и взрослого. Деятельность с ним может осуществляться в процессе непосредственно-эмоционального общения. Ориентировачно-опробовательная активность ребенка требует новой системы общения - языка. Поскольку существует общий предмет деятельности, постольку необходима совместная деятельность. А это уже новая социальная ситуация развития. Ребенок и взрослый отделились, но деятельность их все еще совместная. Своеобразие новой социальной ситуации состоит в том, что ребенок теперь живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним. Социальная ситуация развития в раннем возрасте получила название «ребенок-ПРЕДМЕТ-взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К. Левин даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это проявляется, например, в том, как ребенок . Садится на стульчик или возит за собой машину -- ребенок все время смотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок еще не видит взрослого человека, однако без взрослого он не может овладеть человеческими способами употребления предметов. В этой ситуации ребенок как бы говорит: «Мысли ты, я без тебя ничего не могу сделать, но я прошу тебя: покажи, учи!» Эта социальная ситуация развития предполагает новый тип деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, т.к. мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность[ ]. М.И. Лисина считала, что общение ребенка со взрослым в раннем возрасте принимает ситуативно-деловую форму[ ]. Общение с взрослыми вплетается в новую ведущую деятельность, помогая ей и обслуживая ее. Главные поводы для контактов детей с взрослыми связаны теперь с их общим делом - практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. В деловом мотиве определена коммуникативная потребность ребенка в сотрудничестве с взрослым. При ситуативно-деловом общении детям необходимы присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно - ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе. Привязанность к взрослому рождает у ребенка естественное желание следовать в своих действиях поведению старших как образцу. Благодаря личному контакту замечания взрослого - его похвалы и упреки - приобретают для детей огромное значение при усвоении нужных, правильных действий с предметами. Иначе говоря, существование ситуативно-делового общения - это время, в течение которого дети переходят от не специфических примитивных манипуляций с предметами к культурно-фиксированным действиям с ними[ ].

Page 3

Ведущая деятельность в раннем возрасте - предметная-манипулятивная (по Д. Б. Эльконину). Сущность ее заключается в присвоении ребенком общественно выработанных способов употребления всех окружающих его вещей [ ]. По форме - это всегда совместная с взрослым деятельность, поскольку способ действия первоначально принадлежит взрослому, который передает его ребенку. Инициатива действия принадлежит ребенку, это именно индивидуальное действие по присвоению общественного способа употребления предмета.

Сложный механизм формирования предметного действия в раннем возрасте был описан Д.Б. Элькониным в следующих постулатах:

  • · Ребенок самостоятельно не может открыть общественно выработанных способов употребления вещей.
  • · На вещи «не написано», для чего она служит.
  • · Орудие от вспомогательного средства отличается тем, что действие с ним должно быть подчинено логике этого орудия.
  • · В орудии и в способе его употребления в снятом виде заключается цель, которая может быть достигнута этим предметом. Только после того как ребенок впервые выпьет из чашки воду, у него возникает цель - пить воду, т. е. возможность использовать для этого чашку. Иначе говоря, орудие есть орудие только после того, как стала известна цель, для достижения которой оно может быть использовано. Иными словами, цель не дана человеку с самого начала [ 12].

Д. Б. Эльконин раскрыл общую направленность развития предметных действий - путем превращения совместного действия в действие разделенное, а затем в самостоятельное. Содержание общения при выполнении этих действий меняется от контроля взрослого за разделенным действием до оценки им самостоятельного действия ребенка. При этом взрослый может осуществлять показ ребенку разделенного действия, а затем давать речевые указания для самостоятельного выполнения [12].

Это направление развития предметных действий Д.Б. Эльконин считал очень важным. Он подробно описал этот процесс, подчеркивая его значение в свете культурно-исторической концепции развития ребенка. Он писал, что предмет обладает физическими свойствами, благодаря которым он может осуществлять требуемую человеком функцию. Физические свойства этого предмета даны ребенку непосредственно, а общественная его функция ребенку неизвестна. Поэтому у ребенка и возникает необходимость в манипулятивных действиях с предметом, чтобы определить его функцию, т. е. ту цель, которую можно достигнуть при определенном общественно закрепленном способе действия с ним. Но эту цель и способ действия ребенок может освоить только в совместной деятельности со взрослым, не через показ, не через инструкцию, а именно через совместное действие с предметом [ ].

Таким образом, первоначально все фазы действия - ориентировка, исполнение и оценка - принадлежит взрослому. Далее ребенок с помощью взрослого будет присваивать фазу за фазой. Этот путь начинается с того, что взрослый только начинает действие, а ребенок заканчивает его. Здесь и возникает возможность его показа - ребенок прослеживает действие взрослого. Благодаря этому происходит отрыв ориентировочной части действия от его исполнительной части. К этому времени общественная функция предмета, т. е. цель предметного действия, ребенком уже определена. Постепенно предметные действия превращаются у ребенка в своеобразные жесты, в акты общения. В это время взрослый может давать ребенку указания в виде речевой инструкции[ ].

Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного - это первое направление развития предметного действия. Второе направление - это линия развития ориентации в системе свойств предмета, которая, по мнению Д.Б. Эльконина, является предпосылкой развития ролевой игры[ ]. Итак, в ходе совместной деятельности со взрослым ребенок овладевает способом употребления орудия, и некоторое время этот способ тесно слит с предметом, на котором он был освоен (например научился пить из чашки, пьет только из этой чашки). Далее происходит отрыв предмета от способа действия, что имеет ряд последствий:

  • v В игру вовлекаются предметы, замещающие реальные предметы, которые называются в соответствии с их игровым значением;
  • v Усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;
  • v Происходит обобщение действий и их отделение от предметов;
  • v Возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и в соответствии с этим называние себя именем взрослого;
  • v Происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, и вместе с тем возникает тенденция действовать самостоятельно, но как взрослый [ ].

Последний тезис является ключевым для теории освоения предметных действий, разработанной Д.Б. Элькониным: при формировании предметного действия имеет место сложное взаимодействие ребенка и взрослого; таким образом, в раннем возрасте ребенок - это всегда «два человека» - Ребенок и Взрослый. И именно это внутреннее взаимодействие «двух человек», живущих в одном ребенке, раскрывает процесс развития как процесс самодвижения[12].

Свою теорию Д.Б. Эльконин пояснял с помощью следующих тезисов:

  • 1. Предметные действия, т.е. действия с предметом в соответствии с приданной ему общественной функцией и общественно выработанным способом его использования, формируются только в совместной деятельности ребенка и взрослого.
  • 2. При освоении предметного действия в первую очередь осваивается функция предмета - орудия, которую ребенок осуществляет совместно со взрослым, решая определенные задачи.
  • 3. Получаемый после осуществления предметного действия результат не может служить критерием правильности употребления предмета орудия. Таким критерием выступает только соответствие образцу, носитель которого - взрослый.
  • 4. Создание ребенком образа действий с предметом - орудием происходит в результате разнообразных проб. Однако они входят в образ действия только на основе санкции взрослого, т.е. если реализуют смысл отношений ребенка и взрослого. Построение образа действия с предметом - орудием не есть одномоментный акт.
  • 5. Ориентация ребенка на образец действия, показываемый взрослым, не непосредственна, она опосредована образом действия, создаваемым самим ребенком в ходе совместной работы с взрослым. Возникновение этого образа и знаменует собой конец формирования предметного действия.
  • 6. Процесс формирования образа действия с предметом - орудием есть одновременно процесс отождествления ребенка со взрослым[12].

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что центральные новообразования следующего возрастного периода зарождаются в предыдущем периоде. Он ссылался на исследования Ф.И. Фрадкиной, в которых показано, что все основные предпосылки игры возникают в ходе развития предметной деятельности ребенка под руководством взрослых и в совместной деятельности с ними. Ребенок воспроизводит предметные действия сначала только на тех предметах, на которых они сформировались при помощи взрослых:

  • Ш Он переносит эти действия на другие предметы, предлагаемые сначала взрослыми;
  • Ш Называет предметы именами замещаемых предметов только после действий с ними и называния их взрослыми игровыми наименованиями;
  • Ш Называет себя именем тех людей, действия которых воспроизводит по предложению воспитывающих взрослых[12].

Д.Б. Эльконин справедливо отмечал, что во владении предметными действиями наряду с орудиями большую роль играют игрушки. Игрушка - это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними. Игрушки полифункциональные, с ними можно делать все, что угодно. Из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной. Благодаря действию с игрушкой в ориентацию включается и ситуация. В результате происходит дальнейшая схематизация действия. Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого и впервые начинает называть себя именем взрослого: «Петя - папа». Таким образом, перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя со взрослым. Социальная ситуация, таким образом, начинает распадаться. Это возможно только в результате микро изменений предметного действия[8]. Наконец, в результате перехода действия от совместного к самостоятельному за взрослым сохраняется контроль и оценка выполняемого ребенком действия, они и составляют содержание общения ребенка и взрослого по поводу предметных действий.

Когда происходит распад единого предметного действия и взрослый отделяется от ребенка, ребенок впервые видит взрослого и его действия как образцы. Оказывается, что ребенок действует так, как взрослый, не вместе с ним, не под руководством взрослого, а так, как он.

К концу этого возраста ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов со взрослым, с помощью предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на общение. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек[8]

studwood.ru

Кризис раннего возраста

Ульяна Сафина Кризис раннего возраста

Формирование характера ребенка начинается в возрасте около 2-3 лет. Именно в этом возрасте маленький человечек вступает в свой первый кризисный возраст и ему необходима любовь и поддержка родителей. Но что делать, если спокойный до этого момента малыш с ангельским личиком вдруг превращается в маленького домашнего тирана?

В чем причина?

Прежде всего, нужно разобраться, что происходит с ребенком. Первопричина резкого изменения в поведении ребенка кроется в его стремлении к самостоятельности – это один из самых непростых этапов становления личности. Если раньше ребенок не осознавал себя как личность и почти не проводил границы между собой, окружающим его миром и мамой, принимая все это как единое целое, то теперь пришла пора «оторваться» от материнского сердца. Ведь это уже не тот малыш, который улыбается, когда улыбается мама и спокойно сидит, пока его одевают. Ребенок начинает осознавать собственное «я» и одним из проявлений этого процесса становится изучение границ дозволенного. На первый взгляд, кажется, что ребенок целенаправленно выводит родителей из себя, но это не так. Он просто исследует, что можно, что нельзя и учится манипулировать близкими людьми. В этот момент очень важно не поддаваться на его провокации.

«Я сам!»

К сожалению, нет четкой возрастной границы, когда начинается первый переходный период. У одних малышей это случается в полтора-два года, другие продолжают радовать родителей лет до трех. Поэтому-то первые признаки кризисного явления могут застать родителей врасплох.

Проявления истерики могут быть совершенно разными – от демонстративного молчания до криков, плача и различных форм агрессии. Повод для сцены найдется когда угодно и может быть совершенно ничтожным. Подчас требования, которые выдвигает капризничающий малыш, могут быть невыполнимыми. Иногда это похоже на выплеск скопившегося напряжения, а иногда на целенаправленное выведение из строя одного или обоих родителей. Но как бы то ни было, причина одна: малыш вступает в переходный возраст и осваивает новую систему отношений с окружающими его людьми. Казнить себя родителям не стоит, в любом случае, от чувства вины, которое могут испытывать мама и папа двухлетки, лучше не будет никому. Этот период нужно принять, как данность, и постараться вести себя с ребенком спокойно и взвешенно.

Ключевой фразой для первого переходного возраста ребенка, как правило, становится знаменитое «я сам!». Этим заявлением ребенок безапелляционно сообщает родителям, что он уже подрос и стремится к самостоятельности. Нет ничего страшного в том, что с простыми задачами малыш хочет научиться справляться без посторонней помощи. Такое желание нужно приветствовать и стараться не ущемлять права ребенка. Если он хочет одеваться самостоятельно, дайте ему эту возможность. Постарайтесь заранее начать собираться, к примеру, в гости, чтобы не опаздывать. Учтите, что ребенок еще мал и процесс одевания отнимет у него гораздо больше времени, чем, если бы вы одевали его. К тому же неплохо дать ребенку возможность принимать участие в выборе одежды.

Кроме того, постарайтесь услышать требования ребенка, вполне возможно, что они обоснованны. Например, вы придерживаетесь строго графика, и обедать ребенок должен непременно в 13.00. Но если именно сегодня ему не хочется кушать в положенное время, попробуйте для начала пойти навстречу и отложить обед на полчаса, вполне возможно, что ребенок проголодается раньше, чем вы ожидаете.

Границы дозволенного.

Психологи утверждают, что в возрасте от полутора-трех лет ребенок начинает исследовать границы дозволенного. И эти границы нужны ему для того, чтобы чувствовать себя в безопасности. Если раньше малышу хватало маминой ручки и папиного голоса, то теперь ему требуется нечто большее. Механизм взаимодействия младенца с миром очень прост: если ответная реакция внешней среды на одно и тоже действие повторяется, то она фиксируется памятью, как норма. В дальнейшем, пытаясь почувствовать себя в безопасности, малыш совершает одни и те же действия и ждет привычных результатов. Если результаты, а в конкретных случаях, реакция родителей будет иной, то ребенок не будет ощущать себя в привычной безопасности. Поэтому истерика по одному и тому же поводу может повторяться бесчисленное множество раз. Очень важно для родителей понимать, что это не прихоть ребенка, а желание получить знак, что все в порядке, все в норме, все как обычно.

Кроме того, со временем ребенку необходимо сталкиваться с сопротивлением людей и окружающей его среды. Не получая сопротивления, он подсознательно чувствует, что что-то не так и воспринимает это своего рода опасность. Так что возникающий на первый взгляд парадокс на самом деле вполне закономерен: ребенок, бьющийся в истерике, нуждается в сопротивлении окружающих, чтобы почувствовать себя в безопасности.

В свою очередь родители ищут пути выхода из сложившейся ситуации и у многих из них даже рождаются свои ноу-хау. Важно понимать, какой метод наиболее подходит для вашего ребенка: одному нужен строгий окрик родителя, другому – мягкое, но действенное наказание (например, посадить на стул и попросить подумать о своем поведении, третьему – нужны мягкие спокойные слова мамы, четвертый, увы, уже не может обойтись без хорошего шлепка.

Как это ни странно, но самым действенным методом признано отсутствие аудитории. Истерика всегда направлена на кого-то. Если не будет публики, на которую можно вылить свои капризы, то не будет и истерики. Поэтому для первого раза психологи рекомендуют оставить ребенка одного в комнате, очень часто случается так, что эмоции, достигнув своего пика, сами собой сходят на нет.

Еще одним действенным способом считается так называемое активное слушание. В этом случае нужно спокойно без эмоций сообщить ребенку, что вы понимаете его чувства: «Я понимаю, ты устал и сердишься…» или «Я вижу, что тебе нехорошо…». Важно не включать вопросительных интонаций, ребенок без труда распознает фальшь в голосе родных людей, так что предложение, каким бы оно ни было по содержанию, должно иметь мягкие положительные интонации. Правда, этот способ работает только тогда, когда ребенок еще в состоянии воспринимать слова, если истерика уже вошла в активную фазу, то любые увещевания могут оказаться бесполезными и потребуется более жесткое вмешательство, а иногда и полное его отсутствие.

Мы – друзья.

«Ничего не понимаю! Мой чудесный малыш, который улыбался, смеялся, хорошо кушал и без проблем укладывался спать, теперь превратился в кривляку и неврастеника,

– пишет психологам мама трехлетнего мальчика. – Он перестал ходить на горшок,

каждое действие – переодевание, обед, прогулка, поход в магазин, ежедневные умывания – все начинается с его слов «не хочу, не буду!». Дальше без каких-либо объяснений ребенок падает на пол и закатывает истерику. Или начинает швырять игрушки, рвать книги и даже драться! Что делать – ума не приложу!».

В данном случае, мама просто переполнена своими ожиданиями от ребенка, а он их попросту не оправдывает. На самом деле лучший способ воспитать любого ребенка – это дружить с ним. Важно не разделять семейные отношения на детей и родителей, хотя, безусловно, ребенок должен понимать, кто в семье старший и главный, относиться к этому с уважением, но не со страхом. Лучшие родители – это те родители, которые умеют дружить со своими детьми. Для этого нужно чаще употреблять местоимение «мы» и не оставлять ребенка наедине со своими проблемами (отсутствие аудитории для истерики – не в счет). Если малыш вдруг заартачился и поворот дальнейших событий грозит слезами, то неплохо будет присесть рядом с ним и поговорить, но так чтобы ваши глаза были на уровне лица ребенка, это исключает позицию «над» и устанавливает более доверительные отношения. Используйте активное слушание («я вижу, что ты устал…») и не оставляйте без внимания собственные эмоции.

Чувства родителей.

Многие родители испытывают раздражение, нетерпение, расстройство или даже злость на капризничающего ребенка, но всячески пытаются овладеть собой и не показать своих чувств. Это не всегда правильно. Эмоции накапливаются и рано или поздно выливаются уже во взрослую истерику, с которой не так-то просто совладать. Каждый человек имеет право выражать свои чувства, вопрос только в том, как это сделать, не задев при этом чувств ребенка. Для этого существует так называемое

«Я-сообщение», которое помогает избежать взрыва накопившихся эмоций у родителя.

Присядьте рядом с малышом скажите, что вы ощущаете, например, «я устала от громкого крика» или «мне не нравится, когда под ногами валяются игрушки». Избегайте уничижительной и обвинительной формы диалога. К примеру, «мне не нравится, когда ты кричишь» – будет воспринято ребенком не как выражение ваших чувств, а как обвинение против него. В этом случае, лучше облечь предложение в безличную по отношению к малышу форму, например, «мне плохо, когда громко кричат».

Если чувствуете, что ваши личные эмоции готовы вырваться наружу, лучше всего высказать их в спокойной форме и в относительно спокойной обстановке, прежде, чем они вырвутся сами и навредят и вам, и вашему малышу.

Если истерика началась…

Если конструктивный диалог с ребенком невозможен, его истерика уже началась, то необходимо помочь ему с ней справиться, даже если это означает полное невмешательство в происходящее. Многие отцы неосознанно завоевывают расположение собственных детей тем, что выказывают полное безразличие к его слезам и агрессии. Тогда как более чувствительные матери стараются увещевать или что еще хуже – удовлетворить требования орущего во весь голос ребенка. «Что угодно, лишь бы замолчал» – самый опасный путь, он приводит к тому, что малыш постепенно становится совершенно неуправляемым, привыкает всего добиваться через крики и слезы. Поэтому родителям нужно раз и навсегда определить список разрешенных и запретных вещей и всегда придерживаться установленного запрета. Достаточно один раз отступить от созданных правил, поддаться жалости или иному недозволительному чувству, как малыш тут же почувствует свою власть над вами. Тысячи ранее сказанных «нет» разрушатся в прах одним-единственным «да».

Очень часто в конфликтной ситуации родители пытаются отвлечь внимание на что-то более интересное. Однако этот способ хорош только для совсем маленьких детей. В переходный период этот прием уже не поможет, но даже если поможет, то станет лишь временной мерой, так как, отвлекая ребенка, вы только откладываете решение проблемы, а не решаете ее. Ситуация будет повторяться снова и снова, пока не будет разрешена. Поэтому момент истины необходим каждому ребенку, он даст ему понять, что такой способ взаимодействия с окружающими никуда не годится.

Так что если истерика все же случилась, то избегайте ублажений, переключения внимания и уговоров. Не стоит пускаться в пространные объяснения, это не даст должного эффекта, ведь порой даже взрослые люди, пребывая в сильном раздражении, не в состоянии рационально мыслить, что уж говорить о маленьком ребенке. Прежде всего, простыми и краткими фразами объясните маленькому капризе, почему его требования не будут удовлетворены. В дальнейшие переговоры не вступайте, просто выйдите из комнаты, оставив ребенка наедине с его мыслями. В 99% случаев истерика сойдет на нет, и ребенок придет к вам, возобновляя тем самым прерванное общение. Лучше всего, если инициатором возобновления разговора будет сам малыш, поскольку некоторые дети воспринимают первое слово родителя, как капитуляцию и истерика может начаться по второму кругу. Но это не значит, что нужно сидеть в другой комнате, олицетворяя собой неприступный Эверест. Если ребенок пришел сам, приласкайте его, обнимите и обязательно обсудите произошедшее, если не сейчас, то попозже, когда страсти окончательно утихнут.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО, которое рекомендуют запомнить все психологи, это то, что ваш ребенок – суверенная личность и имеет равные с вами права, но НЕ БОЛЬШИЕ!

www.maam.ru

§ 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет

Отличительная особенность психики ребенка раннего возраста — единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно — каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка, притягателен. Наглядная ситуация часто «руководит» и восприятием, и поведени­ем ребенка.

Когда появляются личные, собственные желания ребенка, они часто имеют форму аффекта (владеют ребенком). Одновре­менно с обособлением личных желаний происходит и обнаруже­ние взрослого как важнейшего действующего лица ситуации. К трем годам ребенок вычленяет собственное действие как суще­ственный момент ситуации, обобщает действие, сравнивает его с действием взрослого.

Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

Кризис трех лет. А.С. Выготский описал «семизвездье симпто­мов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет:

1) негативизм — стремление сделать что-то вопреки предло­жению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; нега­тивная реакция на предложение потому, что оно идет от взрос­лого;

2) упрямство — ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;

3) строптивость направлена в целом против норм воспита­ния, образа жизни, который сложился до трех лет;

4) своеволие — проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;

5) протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;

6) симптом обесценивания — проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;

7) деспотизм — ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность2.

Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделе­ния от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утвер­ждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся, осмысленными. Возникает особая форма лич­ного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отде-ление ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социаль-ного развития.

Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период — тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.

В уже упоминавшихся нами наблюдениях К.Н. Поливановой3 девочка в возрасте 2 лет 5 месяцев впервые демонстрирует негативистические тенденции. На предложение идти гулять ребенок вопреки обыкновению отвечает: «Не хочу гулять», т.е. совершает своего рода действие «не хочу», «не-действие». Особенность этого нового вида действий в том, что они длятся независимо от поведения взрослых; ребенок в любом случае остается недоволен.

Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражает новообразование кризиса трех лет4. Он состоит в том, что для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижения (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого) Интериоризация отношения других к себе закладывает основы «системы Я», включающей начальную самооценку и «стремление быть хорошим».

При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребенка критический период протекает приглушеннее. Но и в этих случаях дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому, так как им это «внутренне необходимо». Ситуации, в которых необходимо настоять на запрете, существуют, и родители, не смотря на негативные реакции и провокации ребенка, должны и обозначить.

У детей начинает формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок познает различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это может свидетельствовать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

К концу раннего детства интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей, «общественных взрослых». Возникает новое отно­шение к взрослому. Теперь он выступает как олицетворение соци­альных ролей («мамы вообще», папы, водителя автобуса, врача, милиционера), как носитель образцов действий и социальных отно­шений (руководства и подчинения, заботы и агрессии). Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Чем отличаются собственно предметные действия от простых манипуля­ций с предметами? Почему ведущую деятельность раннего детства на-зывают орудийно - предметной ?

2. Какие функции выполняет взрослый в совместной предметной деятель­ности с ребенком?

3. Какова мотивация и этапы усвоения предметного действия ребенком?

4. Охарактеризуйте предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры.

5. Какова роль взрослого в становлении детской игры?

6. Как возникает знаковая функция сознания?

7. Как складываются отношения со сверстниками в раннем детстве?

8. Почему раннее детство считают сензитивным периодом для речевого развития?

9. Как проявляется кризис трех лет и в чем его психологическая сущность?

ЗАДАНИЕ 1

Побеседуйте с родителями детей одного—трех лет, расспросите, какие проблемы в отношении ребенка волнуют их более всего, что в поведении ребен­ка радует, огорчает, удивляет;

— попробуйте сформулировать вопрос для дискуссионного обсуждения с коллегами;

— резюмируйте идеи, высказанные в процессе обсуждения, с точки зрения оказания психологической помощи или консультации родителям.

ЗАДАНИЕ 2

Охарактеризуйте новые тенденции в развитии деятельности и личности ре­бенка раннего возраста, опираясь на отрывок из произведения Я. Корчака. Покажите связь с новообразованиями кризиса трех лет.

«Бронек хочет открыть дверь. Двигает стул. Останавливается и отдыхает, помо­щи не просит. Стул тяжелый, Бронек устал. Теперь тащит попеременно то за одну, то за другую ножку. Работа идет медленно, но становится легче. Стул уже от двери близко; Бронеку кажется, что дотянется, вскарабкивается, встал на ноги. Я придер­живаю слегка за платьице. Пошатнулся, испугался, слез. Придвигает к самой двери, но ручка осталась в стороне. Вторая неудачная попытка. Ни тени нетерпения. Опять трудится, лишь дольше передышки. Взбирается в третий раз: нога — вверх, рывок ру-кой, упор на согнутое колено, повис, ищет равновесия, новое усилие, рука цепляется за край стула, лег на живот, пауза, бросок тела вперед, встал на колени, выпутывает ноги из платья — стоит. Бедные вы мои лилипутики в стране великанов! Голова у вас вечно задрана вверх, чтобы что-нибудь да увидеть. Окно где-то высоко, как в тюрьме. Чтобы сесть на стул, надо быть акробатом. Напряжение всей мускулатуры и всех сил ума, чтобы достать наконец дверную ручку...

Дверь открыта, Бронек глубоко вздохнул. Этот глубокий вздох облегчения мы видим уже у младенцев после каждого усилия воли, длительного напряжения внимания.

...Я сам! — восклицает ребенок тысячи раз жестом, взглядом, смехом, мольбой гневом, слезами» (Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. С. 50).

ЗАДАНИЕ 3

Какие особенности психики ребенка раннего возраста, какие принципы взаимодействия ребенка и взрослого выявляются в приведенном примере Как можно охарактеризовать уровень достижений ребенка в условиях отли-чающейся культуры?

«Следующий шаг в овладении морскими навыками делается тогда, когда ребенок начинает править большими каноэ. Рано утром вид деревни оживляется плыв-щими каноэ, в которых взрослые спокойно сидят на средних скамьях, а малыш трех лет управляют каноэ, в три-четыре раза большими, чем они. На первый взгляд эта процессия выглядит либо как грубейшая разновидность демонстрации роди-тельской власти, либо как особо возмутительная форма эксплуатации детского труда. Отец, мужчина пяти футов девяти-десяти дюймов, весящий сто пятьдесят фунтов, сидит в расслабленной позе. Каноэ — длинная и тяжелая лодка, выдолбленная из твердого ствола; неуклюжий аутригер затрудняет управление ею. И в конце этого длинного судна, вскарабкавшись своими худенькими ножками на его узкие планширы и напряженно балансируя, стоит коричневый малыш, мужественно сражаясь с шестифутовым рулевым шестом. Он так мал, что скорее напоминает малоприметный орнамент кормы, чем лоцмана неуклюже двигающегося судна. Медленно, являя миру картину скорее энергичных действий, чем реального движения к цели, каноэ плывет через деревню, плывет среди других каноэ, в команде которых точно так же состоят такие же малыши. Но это не эксплуатация детского труда и не праздный парад родительского престижа. Это часть целой системы, поощряющей ребенка максимально напрягать свои силы. Отец спешит. В этот день у него много работы Может быть, он собрался в далекое плавание или же хочет устроить важное празднество. Управлять каноэ в лагуне — совсем привычное дело для него, для него это легче, чем ходить. Но для того чтобы маленький ребенок почувствовал себя и нужным, и пригодным для условий сложной морской жизни, отец отсаживается на среднюю скамейку, а маленький лоцман ведет каноэ. И здесь снова вы не услышите резких слов, когда ребенок правит лодкой неуклюже. Отец только не обращает никакого внимания. Зато при первом удачном ударе шеста, направляющем лодку на нужный курс, обязательно последует одобрение» (Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 181-182).

Дополнительная литература:

Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Е.О. Смирновой и др. М., 1996.

Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я.Л. Коломинского. Минск, 1985.

Карпова С.Н., Колобова И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей. М., 1978. С. 3-13, 51-57.

Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

Флейк-Хобсон К., Робинсон Б., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окру­жающими. М., 1992.

studfiles.net

Кризисы раннего возраста.

Кризис первого года жизни.

Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Эта социальная ситуация связанности ребенка с взрослым Л.С. Выгодский назвал ее ситуацией “МЫ”, что означает неразрывное единство ребенка и взрослого.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – непосредственного эмоционального общения ребенка и матери.

Как показали исследования Д.Б. Эльконина и М.И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, сто предмет этой деятельности – другой человек. Но если предмет этой деятельности – другой человек, то эта деятельность – суть общения.

Важно не то, что делают люди друг с другом, подчеркивал Д.Б. Эльконин, а то, что предметом деятельности становится другой человек. Общение этого типа в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого.

Так, очень скоро голосовые реакции приобретают характер эмоционально активного призыва, хныканье превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.

Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер.

По мнению Выгодского, общение с взрослым в этом возрасте – основной путь проявление собственной активности ребенка. М.И. Лисина говорила об упреждающем влиянии взрослого – “общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и “присваивает” добытое людьми ранее. Вот почему общение – главнейший фактор общего психического развития детей”.

М. И. Лисина указывала на существование трех групп факторов, доказывающих решающую роль общения в общем психическом развитии младенца:

1) изучение детей – “Маугли”;

2) исследование природы и причин так называемого госпитализма;

3) прямое выявление влияния на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Детей – “Маугли” изредка находят среди животных (главным образом волков), и они всегда привлекают к себе пристальное внимание ученых, результаты психического исследования этих детей, обнаруживают у них глубокое необратимое недоразвитие.

Грубые формы госпитализма привлекли внимание общественности в период второй мировой войны, когда в европейских странах многократно увеличилось количество сирот. Дефицит общения с взрослыми, составляющий сущность явления госпитализма, проявляется в речевом недоразвитии, в более поздних возрастах – в неспособности любить окружающих, неспособности к избирательному отношению к взрослым и сверстникам, в отсутствии волевого поведения, инициативы, преобладании репродуктивных действий.

Третьей группой факторов, явились результаты многолетних исследований, осуществлявшихся в процессе формирования экспериментов и специально организованных сеансов общения. В общении взрослые нередко прямо ставят перед детьми задачу овладеть какими-то новым знанием, новым умением. Настаивая на решении задачи, взрослые добиваются того, что ребенок с нею справляется. В этом, по мнению М.И. Лисиной, проявляется третий механизм влияния общения на развитие малыша – подкрепление взрослым усилий ребенка, их поддержка и коррекция.

Общение ребенка с взрослым определяет все основные новообразования этого возраста. Как указывала Л.И. Божович, на протяжении первого года постепенно развивается сознание младенца: в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов. В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться в предметах окружающей действительности.

С точки зрения возникновения новообразований возраста период младенчества можно поделить на подпериоды: с 2 до 5-6 месяцев и с 5-6 до 12 месяцев.

Первый подпериод характеризуется тем, что идет чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем. Развитие сенсорных механизмов составляет основу ориентировочных реакций ( сосредоточение, слежение, круговые движения глаз). В 4 месяца появляется реакция на новизну, развивается слуховое восприятие, развивается тактильная чувствительность, голосовые реакции ребенка (гуление, гуканье, лепет).

Второй подпериод младенческого возраста связан с возникновением акта хватания – первого организованного, направленного действия.

Хватание, направленное к предмету стимулирует возникновение сидения, перед ним открываются новые предметы, которые начинают так интересовать ребенка, что это приводит к разрыву слитности ребенка со взрослым.

Как указывал Д.Б.Эльконин, в процессе развития у ребенка появляется нечто, взрывающее под влиянием общения изнутри самое общение. Ребенок становится на ноги.

В результате расширяется его пространство, он может передвигаться в нем, сам подползти и взять какой-либо предмет. Потребность в непосредственно-эмоциональном общении с взрослыми должна уменьшаться. Рождается жест, который означает: “Дай!”, затем он начинает сопровождаться словом, потом остается только слово. Наконец, возникает ходьба. Ситуация слитности ребенка и взрослого разрывается изнутри. Появляются двое. В этом заключается суть кризиса первого года.

Этот кризис характеризуется разрушением прежней социальной ситуации развития ребенка и образованием иных форм общения, которые приводят к появлению новой социальной ситуации.

Особенности такого кризиса в его новообразованиях заключается в следующем. Это, прежде всего “автономная речь” ребенка, которую понимает только его мама. Слова возникают у ребенка в эмоциональных ситуациях, которые воспринимаются им как нечто целое. Такие слова ситуативны и многозначны; налицо уже общение, обращение, но еще лишенное постоянства значений. По форме – это общение, а по содержанию – эмоционально-непосредственная связь ребенка с взрослым и с ситуацией. Ребенок и взрослый еще связаны общностью ситуаций, в которых возникают слова.

Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер.

Затем ходьба, афферентация которой еще не налажена. Она состоит пока в медленном и неуверенном перемещении, полностью занимающем ребенка.

Ребенок ходит, а взрослый, следя за ним, охраняет каждое его движение.

Ходьба знаменует разрыв старой ситуации развития.

Л.И. Божович указывала, что центральным личностным новообразованием, возникающим в период кризиса одного года, является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать поведение ребенка вопреки конкретной ситуации. Наступает момент – примерно 1 года 2-3 месяцев, – когда ребенок подчиняется диктату внешних обстоятельств. Он часто начинает сопротивляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрослый, пытаясь осуществить свои собственные стремления. Это может быть связано с желанием получить игрушку, которую ребенок оставил в другой комнате, или со стремлением продолжить делать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсутствует в данной ситуации, но что продолжает жить в его воспоминании.

Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех образов и представлений, которые сохранились у него от только что пережитой ситуации, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противостоять им. Это в корне меняет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью и людьми.

Таким образом, сущность кризиса одного года заключается в разрыве полной слитности ребенка и взрослого.

Кроме того, кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием. При этом наблюдаются различные нарушения: нарушение биоритма (например, соотношения сна – бодрствования); нарушение удовлетворения витальных потребностей (чувства голода); эмоциональные аномалии (плаксивость, обидчивость).

Чаще всего появления сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Понимающие родители стараются направить активность стремящегося к независимости ребенка в нужное русло.

Подводя итог первой стадии развития ребенка, можно сказать, что с самого начала есть две взаимосвязанные линии психического развития: линия развития ориентации в смыслах человеческой деятельности и линия развития ориентации в способах человеческой деятельности. Освоение одной линии открывает новые возможности для развития другой.

Существует явная, магистральная, для каждого возраста своя линия развития. Однако основные новообразования, приводящие к слому старой социальной ситуации развития, формируются по другой линии, которая не является направляющей в данный период; они возникают как бы подспудно.

Но эта ориентация станет определяющей развитие в следующий возрастной период. Основная задача воспитания ребенка на этой стадии (стадии младенчества) – максимально расширять и развивать широкую ориентацию ребенка в окружающей действительности.

Как подчеркивает Д.Б. Эльконин, всякое раннее создание готовой функциональной системы занимает кусок в центральной нервной системе, и потом его нужно перестраивать. Важно, чтобы с самого начала развития функциональные системы строились на обогащенной ориентировочной основе.

Кризис трех лет.

Центральным личностным новообразованием, возникающим к концу раннего, является “система Я” и рождаемая этим новообразованием потребность действовать самому; как известно, она выражается в постоянном и настойчивом требовании ребенка – “Я сам”. Сила этой потребности настолько велика, что она способна подчинить себе многие другие, также достаточно сильные потребности ребенка. Потребность в реализации и утверждении своего Я в этот период развития является доминирующей. Это становится характерным проявлением кризиса трех лет.

Сущность кризиса трех лет, как и любого кризиса, заключается во “взрыве” прежней социальной ситуации развития.

Д.Б. Эльконин проследил этапы развития, приведшие к этому “взрыву”.

Вначале предметное действие ребенка было “мое”, но такое же, какое выполнял взрослый. Затем ребенок “увидел” за вещью человека, а за своими действиями действия взрослого, что в частности, выражается в названии ребенком себя чужим именем. Это в свою очередь влечет за собой выделение своего Я.

Основное новообразование – появление у ребенка “Я сам”, следствием чего становится распад прежней социальной ситуации “мы”.

Возникает кризис трех лет, сопровождающийся следующими симптомами.

1) Симптом негативизма. Отрицательная реакция ребенка на предложения взрослых. Однако эта же просьба, высказанная другим человеком (не включенным в конкретную ситуацию), легко ребенком выполняется.

2) Упрямство – реакция не на предложение, а на свое собственное решение.

3) Симптом обесценивания. Дети начинают любимых мам, пап, бабушек называть ругательными словами.

4) Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет свои специфические особенности. Строптивость носит более генерализированный и более безликий характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.

6) Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года жизни, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах – о самостоятельности намерения, замысла.

7) Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями.

“Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, постоянном конфликте с ними”, – писал Л.Б. Выготский.

7) Деспотизм. Встречается в семье с единственным ребенком. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.

Перечисленные симптомы “вращаются” вокруг выделения ребенком своего Я, с одной стороны, и изменения социальной ситуации – с другой. Это кризис социальных отношений ребенка с взрослыми.

На границе раннего детства и дошкольного возраста симптомы упрямства и негативизма, возникающие в поведении ребенка, показывают, что отношения совместной деятельности пришли в противоречие с новым уровнем его развития. Но острота кризиса возникает только тогда, когда взрослые, не замечая у ребенка тенденций к самостоятельному удовлетворению желаний, продолжают сдерживать его самостоятельность, сохраняют старый тип отношений совместной деятельности, ограничивают активность ребенка, его свободу. Если же взрослые не противятся проявлению самостоятельности ребенка (конечно, в определенных приделах), то трудности или вовсе не возникают, или быстро преодолеваются.

Пример: Из личного педагогического опыта работы с детьми младшей группы (2,5-3 года) особо запомнилась девочка Эллина. Ее воспитанием занималась бабушка – педагог, преподаватель физической культуры. Заслуга бабушки заключалась в том, что она не подавляла самостоятельность девочки. Девочка была организованна, общительна, опрятна, отзывчива. Противоречий между “хочу” и “надо” не возникало.

И другой пример, Сергей (3 года), которого излишне опекала бабушка. Он не мог самостоятельно одеться, убрать игрушки, постоянно терял вещи, был неопрятен. Со сверстниками был агрессивен, отнимал игрушки, играл один, был упрям. Когда бабушка приходила за ним, начинал ссориться с ней, отстаивая свое намерение одеться самостоятельно. Бабушка спешила, одевала его сама, разыскивая разбросанные вещи. Замечания воспитателей вызывали раздражение.

Итак, процесс формирования ребенка раннего возраста завершается возникновением центрального личностного образования в виде “системы Я”. В эту систему входит не только некоторое знание, но и отношение к себе. Все дальнейшее формирование личности теснейшим образом связано с развитием самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе свои специфические особенности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личностные кризисы детей раннего возраста имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это время.

-Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать).

-Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи.

-Нельзя оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь.

-Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность.

-Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого.

-Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.

Когда ребёнок станет чуть- чуть старше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением с другими взрослыми и сверстниками. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример. Однако всё это возможно только в том случае, если у ребёнка со взрослым (родителем) установлен тесный эмоциональный контакт.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии; Изд. “Союз”; СПб 1997

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4.

3.Выготский Л.С. статья “Проблемы возрастной периодизации детского развития”

4. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. статья “Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет”.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник; Изд. ’’Роспедагенство’’; Москва 1996

6.Эльконин Д.Б. “Избранные психологические труды”

7. http://revolution.allbest.ru/psychology/00004911_0.html

56.xn--80aadkum9bf.xn--p1ai

37.Психическое развитие ребенка в раннем детстве. Кризис трех лет

Раннее детство (1- 3 года). Происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития. Меняются отношения между ребенком и взрослым,возникновение совместной деятельности ребенка и взрослого, данная деятельность становитсяпредметной. Усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать.«Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый».Важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов.

Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета. Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным.

Личностное развитие.Личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка. Наблюдение за поведением людей и подражание им становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. Чувство привязанности, которое формируется у ребенка к концу 1 года жизни и продолжает развиваться в раннем детстве. Причина привязанности в том, что взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка, снижают их тревожность, обеспечивают безопасные условия существования и активного изучения окружающей действительности, формируют основу для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возрасте.

Когда мать находится рядом с ребенком, он более активен и склонен к изучению окружающей среды. Положительная оценка поступков и личных качеств ребенка родителем формирует у него чувство уверенности в себе, веру в свои способности и возможности. Если ребенок привязан к своим родителям и они платят ему тем же, то он более послушен и дисциплинирован. Если родители доброжелательны, внимательны и стремятся удовлетворять потребности ребенка, то у него вырабатывается личная, персональная привязанность. Если ребенок лишен постоянного положительного эмоционального контакта с матерью или близкими людьми, то у него в дальнейшем возникнут проблемы в установлении нормальных, доверительных отношений с другими.

В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированиюсамооценки. Отмечается развитиесамостоятельности. Фраза «Я сам» говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие, у него начинают складываться сила воли, настойчивость, целеустремленность. У многих детей проявляется непослушание. Когда им говорят, что так делать нельзя, те продолжают делать по-своему. Это происходит из-за стремления детей как можно быстрее познать окружающий мир.

С 1,5 лет ребенок начинает осознавать свои возможности и собственные качества личности. 2летний ребенок понимает, что может оказывать влияние на людей и добиваться желаемой цели. Развивается эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как 1,5годовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку. Появляется потребностьв достижении успеха. Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия.

Кризис 3 летизменения отношений ребёнка со взрослыми. Ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они, например: «Когда я вырасту большой, буду сам чистить зубы». Появляются: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Эти характеристики описал Выготский: возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

Негативизм проявляется в негативной реакции на требование или просьбу взрослого, а не на само действие. Ребенок игнорирует требования одного члена семьи или воспитательницы, а других слушается. Негативизм в основном проявляется во взаимоотношениях с родными, а не с посторонними людьми. Возможно, подсознательно ребенок чувствует, что такое поведение по отношению к родным не принесет ему серьезного ущерба. Негативизм и непослушание – разные вещи.

Упрямство. Его причина не в стремлении ребенка во что бы то ни стало получить желаемое или требуемое, а в том, чтобы с его мнением считались. Ребенку неважно, получит он эту вещь или нет, ему необходимо утвердиться в своей «взрослости», в том, что его мнение тоже что-то значит. Поэтому упрямый ребенок будет настаивать на своем даже в том случае, если данная вещь не очень ему нужна.

Обесценивание. Начинают обесцениваться все привычки и ценности, которые раньше были дороги. Ребенок может бросить и даже сломать любимую в прошлом игрушку, отказывается соблюдать ранее принятые правила поведения, теперь считая их неразумными.

Строптивость направлена против принятых норм поведения в семье и схожа с негативизмом и упрямством. Например, если в семье принято вместе ужинать, то ребенок начинает отказываться есть именно в это время, а затем у него появляется аппетит.

Своеволие выражается в стремлении ребенка делать все самому. Если в младенчестве он стремился к физической самостоятельности, то сейчас его поведение направлено на самостоятельность намерений и замыслов. Такое поведение проявляется не только в предлагаемых взрослым действиях, например: «Сделай это сам», «Ты уже большой и можешь это сделать», но и в упорном стремлении поступать так, а не иначе. Это чувство до такой степени захватывает ребенка, что он открыто противопоставляет свои желания ожиданиям других. Проявление самостоятельности отражается на взаимоотношениях со взрослыми. Когда ребенок осознает, что может что-то сделатьсам, помощь взрослых ему не нужна. Они должны понимать это и стараться избегать негативных высказываний по данному поводу, не критиковать ребенка, а позволять ему проявлять самостоятельность.

Протест-бунт выражается в частых ссорах детей с родителями. По Выготскогу, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними» (Выготский Л.С., 1991).

Деспотизм: ребенок начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит. Подобное поведение может отмечаться, когда ребенок один в семье или последний по счету.

В раннем детстве ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми.

В младенчестве деятельность носит манипулятивный характер: ребенок может повторить действия, показанные взрослым, перенести усвоенное действие на другой предмет, освоить некоторые собственные действия. Но, манипулируя, ребенок использует только внешние свойства и отношения предметов. В раннем детстве предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок старается овладеть новыми действиями предмета, а роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

Совершая манипуляции с предметом в конце младенческого возраста и в начале раннего детства, ребенок никогда не сможет понять его функции. Он может много раз открывать и закрывать дверцу шкафа, но никогда не поймет ее функционального назначения. Объяснить это может только взрослый.

Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Узнав, что карандаши нужны для письма и рисования, ребенок может катать их по столу или что-нибудь строить из них.

Сначала действие и предмет в понимании ребенка тесно связаны между собой. Он не может причесаться палочкой или попить из кубика. Но со временем происходит отделение предмета от действия.

Выделяют 3 фазы развития связи действия с предметом: 1) с предметом могут выполняться любые действия; 2) предмет употребляется только по назначению; 3) свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

На этом этапе происходит: 1) овладение ребёнком предметным миром под руководством взрослых. (Овладение только ближними предметами).

2) Овладение реб. социальных способов удовлетворения своих биологических потребностей.

Роль взрослого на этом этапе: 1) взрослый = образец для подражания. 2) родители вводят ребёнка в мир социальных требований. 3) родители знакомят ребёнка с миром окружающих предметов

На этом этапе происходит:

  1. Развитие памяти 2.Развитие речи (этот период наиболее чувствителен)

- 1год – 3-30 слов;- 2г. – 200-300 слов; - 3г – 1,5 тыс.слов

Речь может быть пассивной (понимание) и автономной (понятной из контекста). Отголоски можно встретить в дошкольном возрасте. Развивается быстрее у тех с кем, больше общаются и читают.

  1. Мышление – наглядно-действенное (например пирамидка)

Кризис 3-х лет. (Я сам):

- осознание отдельности от родителей; - эгоцентризм.

1) Местоимение – ««Я» Сам»; 2) Негоцентризм – «Не пойду»; 3) Автономность

Новообразования: Предметная деятельность, Речь, мышление, автономность

studfiles.net


Смотрите также