Когда можно ребенка одного дома оставлять


С какого возраста можно оставлять ребенка одного дома

Когда и сколько часов ребенок может побыть один дома, «Летидору» объясняет психолог Мария Баулина.

Милейшая Мэри Поппинс, развлекающая детей в отсутствие родителей, — недостижимая мечта многих взрослых, вынужденных ломать голову над тем, кому сидеть с их чадом во время каникул или по вечерам.

Назвать точный возраст, в котором ребенок способен коротать время в одиночестве, практически невозможно, поскольку он зависит от множества факторов: физических и умственных возможностей ребенка, домашней обстановки, соседей, желания самого ребенка и, конечно же, настроя его родителей.

Один дома: когда и на сколько

Если все-таки заняться выяснением возраста, когда ребенок уже может оставаться один, то самым главным критерием здесь является время, в течение которого он может сам себя занять. Как правило, в 6 лет этот промежуток составляет не больше получаса, поэтому такого малыша можно оставить только для того, чтобы выбежать в магазин.

В 7 лет это время увеличивается до часа, и только после 9 можно подумать о том, чтобы предложить сыну или дочери посидеть с самим собой в каникулы.

Оставлять ребенка совсем одного в поздние вечерние часы не рекомендуется, пока ему не исполнится 12 лет.

К ночи все детские страхи усиливаются, поэтому 5 часов, проведенные в одиночестве в утреннее время, и тот же промежуток, в течение которого ребенок ждет родителей вечером, требуют совершенно разных нервных затрат.

Конечно, можно ссылаться на наше детство с ключом на шее или на 6-летних рабочих английских мануфактур 18-го века. Однако если рассматривать самостоятельность ребенка с точки зрения воспитания, нас не может не волновать то, какой ценой она достигается. Поэтому, опрашивая знакомых, родственников, психологов и педагогов по поводу самостоятельного пребывания дома вашего ребенка, не забудьте спросить его мнение по этому вопросу.

Ещё по теме: Инструкция для ребенка: что делать, если ты потерялся

Чего боятся родители

Поскольку взрослые, зная творческую натуру своего ребенка, не берутся предсказывать, что он придумает в следующую минуту, их страхи носят характер вселенских катастроф.

Пожары и наводнения. Игра в кораблики с незакрытым краном или кулинарные эксперименты с включенной плитой, безусловно, могут привести к трагическим последствиям. Поэтому, прежде чем оставлять ребенка дома одного, необходимо убедиться в том, что у него сформированы прочные стереотипы безопасного поведения. Например, если он регулярно забывает выключать воду после умывания, вероятность потопа в ваше отсутствие очень высока. Важно уделить специальное время тренировке полезных привычек, чтобы свести риск к минимуму.

Травмы и отравления. Как правило, они происходят в тех ситуациях, когда ребенок, гордый своей самостоятельностью, решает быть еще более взрослым и пытается достать что-то с антресолей или принять лекарство в случае плохого самочувствия. Необходимо договориться с сыном или дочерью о том, что без вас они не будут делать того, чего никогда не делали раньше.

Попросите каждый раз, когда ребенка посещает очередная гениальная идея, обязательно задавать себе вопрос: «А что сказала бы мама?».

Злоумышленники. Как ни странно, но многие взрослые боятся воров и похитителей не меньше, чем их дети. Однако, в отличие от ребенка, родители могут взвесить все факты, почерпнутые в криминальной хронике, и определить наиболее безопасное время для его самостоятельного пребывания в квартире. Лучше всего планировать дела на утро выходных или в будни с 16 до 20 часов, когда большинство соседей находятся дома.

Ещё по теме: 5 детских страхов, которые могут превратить жизнь ребенка в кошмар

Чего боятся дети

Чтобы оставить ненадолго ребенка одного дома, обязательно нужно его согласие. Но дети часто отказываются побыть наедине с собой из-за страхов.

Темнота. Наше географическое положение, из-за которого большую часть года светает поздно, а темнеет рано, порождает страх темноты не только у детей, но и у взрослых. Однако если последние способны контролировать свои эмоции, то детям крайне сложно бороться с охватывающей их паникой. В результате ребенок может просидеть несколько часов подряд в углу, не притрагиваясь к игрушкам или урокам. Свет, включенный во всей квартире, не спасает от страха, поскольку за окном все равно темно, и ребенок ощущает себя заложником в осажденной крепости.

Для того чтобы помочь сыну или дочери подружиться с темнотой, нужно рассуждать с детской точки зрения.

Например, скажите ему о том, что в темноте не видны не только таинственные опасности, но и он сам. Поэтому в любой момент ребенок может спрятаться в темноте, и она его не выдаст. Или купите ему игровой шпионский набор с прибором ночного видения. Не важно, что это будет всего лишь имитация, — детское восприятие легко наделит его нужными свойствами!

Злоумышленники. Практически все дети до 12 лет боятся воров и похитителей. Убедить их в том, что вредный отпрыск двух менеджеров среднего звена — не самая желанная добыча для киднепперов, практически невозможно. Лучше пусть выучит все телефоны экстренных служб. Установка тревожной кнопки или видеокамер также обладают хорошим психотерапевтическим эффектом, хотя и требуют определенных затрат.

Привидения, зомби и другие плоды воображения. Страх ребенка перед многочисленными сказочными и вымышленными персонажами — расплата родителей за то, что когда-то пугали его «бабайкой». Так что необходимо признаться, что вы делали это намеренно, а на самом деле никакой волчок за бочок не хватает, а домовой не уносит разбросанные игрушки. Что касается зомби и дементоров, то авторы книг и фильмов просто придумывают их, не имея другой возможности заработать себе на жизнь.

В качестве подтверждения своих слов покажите ребенку ролик, посвященный работе гримеров, превращающих милых и улыбчивых актеров в монстров.

Родители не придут. Это абсолютно иррациональный страх, с которым возможно бороться, только бесконечно повторяя: «Я тебя люблю и обязательно вернусь, что бы ни случилось!».

ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ НА САЙТЕ И КАНАЛЕ:

5 причин начать учить китайский язык прямо сейчас

14 правил безопасности, которые спасут дом от замыканий, перегрузки и пожара

8 продуктов, которые избавят вас от чувства голода надолго

zen.yandex.ru

Когда можно оставить ребенка дома одного?

В жизни случается множество ситуаций, когда маме срочно нужно отлучиться, а ребенка оставить не с кем. Сбегать за старшим в школу, пока малыш спит. Купить батон хлеба, пока ребенок занят играми, а на улице ужасная погода и одевать чадо нет ни времени, ни сил. Сводить младшего к врачу, в то время как старший делает уроки. И так далее, и тому подобное.

Можно ли оставить ребенка одного, и на какое время? Все обойдется? А вдруг что-нибудь случится в ваше отсутствие? На эти вопросы никто не даст однозначного ответа.

Поколение «с ключом на шее»

Именно так в некоторых социологических исследованиях называют россиян, чье детство пришлось на 80-е годы (и даже раньше).  Эти дети не просто могли оставаться дома одни. Исключением, скорее, являлись случаи, когда дома был еще кто-то кроме них. Рано привыкшие к самостоятельности, они сами отпирали дверь, разогревали (а то и готовили) себе обед, делали уроки, ходили на занятия в кружки и секции. Мало кого тогда заботили вопросы «психологической адаптации» или «детских стрессов». Куда ж деваться-то, когда все взрослые на работе с утра до вечера, а то и до ночи? Сразу после детского сада, все резко становились самостоятельными.

Современных родителей ужасает беспечность предков. На одном форуме был описан следующий «забавный» случай. Бабушка недоумевала, отчего дочь боится оставить в колыбельке  годовалую внучку. Сама она «в свое время» совершенно спокойно оставляла дочь в том же возрасте одну в кроватке, уходя на работу и возвращаясь лишь на обед (чтобы покормить и идти работать дальше). «А что тебе было бы? – удивлялась она, – Вылезти ты бы все равно никуда б не смогла!»

С какого возраста оставлять?

Очевидно, что самостоятельность напрямую связана с опытом и знаниями, а они, в свою очередь – с возрастом. Хотя, конечно, бывают исключения – кто-то уже в пять лет сможет дома за старшего остаться, а кто-то и в 10 не умеет  элементарно о себе позаботиться.

6 лет – такой примерно возраст у большинства родителей считается допустимым, чтобы попробовать оставить одного на некоторое время. Обычно в эти годы ребенок уже может кое-как читать, неплохо выражать мысли, а главное – начинает стремиться к самостоятельности.

А вот если подходить юридически, то бывает по-разному. Так, в  некоторых  странах есть четкие возрастные ограничения, прописанные в законе.

  • США: в штате Аризона ребенка можно оставлять в одиночестве с 10 лет, в штате Мэриленд – с 18 лет, еще в нескольких штатах с – 14 лет.
  • Канада: в большинстве штатов запрещено оставлять ребенка дома одного до 10 лет. После 10 лет и до 16 ребенка можно оставлять не более чем на 2 часа.
  • Новая Зеландия: запрещено оставлять ребенка одного дома или в любом другом месте до 14 лет без уважительной причины.
  • Австралия, Великобритания, Франция и Россия – возраст нигде не прописан, но ответственность в чрезвычайной ситуации полностью лежит на родителях.

«Ничего страшного не случится, если я выйду на 10 минут»

Ответственность родителей, прописанная в законе, вроде бы понятна всем. Но, увы, в новостях нередко встречаются трагические истории.

  • Поздним октябрьским вечером 2015 года в станице Холмская Краснодарского края загорелся жилой дом. Взрослых дома не было. Соседи вызвали пожарных, но семеро детей, от года до 10 лет, погибли, отравившись угарным газом.
  • Три малолетних ребенка погибли 11 февраля 2016 года при пожаре в квартире многоэтажного дома в Ростове-на-Дону. На месте были обнаружены тела двух девочек в возрасте два месяца и полтора года. Еще один ребенок, находившийся в этой квартире, — мальчик около трех лет — скончался по пути в больницу.
  • Трое детей от 2 до 5 лет, оставленных без присмотра, погибли при пожаре в частном доме в Камызякском районе Астраханской области в марте 2016 года. По словам матери, она ненадолго вышла в гости к соседке.
  • 26 марта 2016 года, в Кунашакском районе Челябинской области при пожаре погибли брат с сестрой – пяти и трех лет. Маленькие дети оказались заперты в доме и не могли выбраться. По предварительным данным, их мать в это время находилась в магазине.

Список можно продолжать долго. К счастью, встречаются истории с относительно благополучным концом:

  • В июне 2014 года в городе Карабаново Владимирской области девятилетняя Анастасия Суханова вынесла из пожара свою двухлетнюю сестренку. Родителей дома не было. Девочке была вручена медаль МЧС России «За отвагу на пожаре».
  • В феврале 2016 года житель Амурского поселка, 11-летний Артем, спас из горящего дома пятилетнего брата и трехлетнюю сестру. Матери дома не было, двух спавших мужчин мальчик не смог разбудить, они погибли.

Основы домашней  безопасности

 

К сожалению, все ситуации предвидеть заранее – не дано. И почему-то, именно когда ребенок остается один, ему могут придти в голову самые сумасшедшие идеи. Например, провести давно запланированный эксперимент со спичками, или пожонглировать ножами, или вовсе похимичить с «антизасором». Случается и наоборот: ребенок так напряжен, что может отвлечься только мультфильмами или планшетом. Или вовсе будет сидеть, глядя в окно в ожидании вашего прихода.

Что необходимо учесть, размышляя о возможности оставить одного ребенка дошкольного возраста:

  • Исключите риск того, что ребенка может ударить током.

Однажды сын, оставшись один на кухне, решил навести порядок и влажной тряпкой протереть основу под электрическим чайником. Током его стукнуло слегка и тут же вырубило пробки. Всё обошлось благодаря УЗО (устройство защитного отключения), которое было установлено в квартире еще при ремонте.

  • Уберите все опасные предметы       

Несомненно, вся бытовая химия и колюще-режущие предметы у вас давно и наглухо упрятаны с момента появления в доме младенца. Для детей постарше там же лучше держать и спички с зажигалками, разные лезвия и даже(!) аэрозоли.

  • Постарайтесь обезопасить окна

Окна – это отдельная головная боль. Кто знает, вдруг ребенок решит попускать самолетики из окна, а чтобы лучше было видно, пододвинет стул? Или решит понаблюдать за вами, высунувшись с балкона? Без разговоров об этом заранее, предупреждая о рисках, едва ли можно обойтись. Но мне, например, спокойнее уходить, когда окна крепко закрыты, чтобы детям такая мысль даже в голову не пришла. И, кстати, стоит отдельно упомянуть москитные сетки.  Чтобы замечтавшись, сидя на подоконнике, свесив ноги, никто не рискнул случайно на них облокотиться. Это одна из частых причин трагических случайностей.

  • Научите, как позвонить маме

Нередко уже чуть ли не с 3-4-х летнего возраста дети неплохо осваивают гаджеты. Почему бы не использовать достижения прогресса всем во благо? Даже когда мне приходилось оставлять детей в каком-то детском клубе, я выделяла им сотовый телефон, заранее объяснив куда нажать, чтобы взять трубку и  набрать мой номер.

  • Используйте современные технические средства

Если родительское беспокойство зашкаливает, всегда можно воспользоваться такими современными техническими средствами, как встроенные вебкамеры с прямой трансляцией на сотовый телефон.

  • Научите не открывать никому дверь

Что касается такой неприятной темы, как криминальные риски, не стану вдаваться здесь в подробности, а посоветую отличную книгу Л.Петрановской из серии «Что делать, если…»  - «…ты один дома, а в дверь звонят».

А вообще, если уж совсем серьезно подходить к вопросу, хорошо было бы повесить куда-нибудь на самое видное место что-то типа постеров с картинками а-ля «что делать и чего точно не делать, когда ты дома один».

«Мама, не уходи, я боюсь»

 

Психологический комфорт ребенка – тема не менее важная, чем его безопасность.  Если ребенок чувствует себя уверенно и даже сам мечтает остаться один, чтобы побыть «взрослым» – значит, такую возможность стоит ему предоставить на некоторое время.

Если же он чего-то боится, всячески противится даже мысли о том, чтобы остаться одному – возможно, время еще не пришло. Отлучаться все равно придется? Тогда надо постараться  заранее подготовить, морально настроить малыша.

Мы, например, сына пробовали оставлять одного только лет в 7-8. И он обычно совсем не возражал. При этом в свои шесть дочка даже и помыслить не может остаться не то, что одна, а даже с братом вдвоем. Бывают дети, которым некомфортно даже оставаться одним в комнате,  при том что в квартире есть кто-то из взрослых.

Тут все индивидуально. Например, что для сельского жителя нормально, для городского может оказаться испытанием. Для людей, живущих в деревне, даже сама проблема «оставлять или нет» может показаться преувеличенной.  С рождения все пространство вокруг воспринимается как большой дом. Там нет эффекта отчужденности, характерного для многоквартирных домов.  Детей часто оставляют одних с раннего возраста и сильно за них не переживают.

Но даже если ребенок вас спокойно отпускает, глядя в телевизор, или, увлеченный игрой в конструктор, говорит «ладно, иди», - не стоит забывать, что через пару секунд, как только вы выйдете из дома, его может охватить паника. И тот факт, что он остался один дома, дойдет не скоро (ему еще придется вспомнить, что вы говорили о том, когда вернетесь). Поэтому мы обычно несколько раз напоминаем сыну, если планируем уйти и оставить его одного.

Как это организовать?

  • Готовьте к расставанию постепенно

Начиная с нескольких минут отсутствия и так потихоньку увеличивая это время. Если оставляете впервые, расспросите, как он провел время, какие мысли посещали, что происходило в ваше отсутствие. Так и ребенок, и вы сами будете чувствовать себя увереннее при временном расставании.

  • Не стоит оставлять ребенка одного в квартире спящим

Особенно это соблазнительно в раннем возрасте. Но с точки зрения безопасности, и с позиции стресса для детской психики это очень небезопасное решение.  Часто родители начинают с того, что в моменты, пока ребенок спит, быстро пытаются куда-то «сбегать».  В магазин, например. И рано или поздно сталкиваются с тем, что возвращаются не к мирно спящему малышу, а заикающемуся от слез ребенку, не желающему отпускать маму в ближайшие несколько месяцев даже в другую комнату. И перед каждым засыпанием вопрошающего (если уже умеет говорить):  «А ты точно никуда не уйдешь, пока я сплю?»

  • Оставляйте «заместителей»

Было бы хорошо обеспечивать ребенка возможностью отвлечься – как правило, это могут быть мультфильмы или планшет с игрой, или пусть поговорит с родственниками по телефону или по скайпу.

  • Научите пользоваться часами

Здорово, если ваш ребенок умеет ориентироваться во времени по стрелкам часов. Это помогло бы ему примерно понимать, на сколько вы ушли и когда вас ожидать.

При этом всегда важно точно выполнять обещанное. Если мы задерживаемся хотя бы чуть-чуть дольше условленных рамок (будь то песочные часы, часы со стрелками или количество просмотренных мультфильмов), то есть риск, что в следующий раз ребенок не будет нам доверять.

Для большинства детей наиболее тревожно оставаться одним в темное время суток. Сын одной моей знакомой, которая задержалась до глубоких сумерек, сидел перед компьютерной игрой, которая ему давно надоела, и боялся пойти в туалет; более того, он боялся даже встать и зажечь в комнате свет. Поэтому я стараюсь не оставлять детей одних, когда стемнело.

А вообще, лично мне нравилось оставаться одной. Неожиданно, те домашние вещи, которые обычно казались совсем неинтересными, приобретали особый смысл и ценность. Я изучала старые сервизы, пролистывала взрослые книги, мерила мамину одежду, а пространство, наполненное тишиной, рождало много разных детских вопросов  и интерес к познанию мира.

Фото - фотобанк Лори

Дата публикации 30.03.2016 Автор статьи: Анастасия Мещерина

materinstvo.ru

В каком возрасте можно оставить ребенка одного дома

Когда-то в жизни каждой мамочки наступает момент, когда нужно выбежать из дома по неотложным делам и оставить  ребенка дома одного. Многие мамы и папы переживают по этому поводу, ищут няню или просят соседку присмотреть за малышом. Но все же момент, когда сын или дочь остаются дома в одиночестве наступает. И это важно – когда и как вы оставите ребенка. 

В каждой стране существуют законы, регламентирующие возраст, до наступления которого ребенка оставлять дома одного строго запрещено. В среднем – это 12 лет. Чаще – 10. В некоторых штатах Америки и Канады – до 18 лет. В любом случае, родитель несет ответственность за обеспечение комфорта своего чада. Даже если «крошечке»15 лет, европейца в суде спросят – а достаточно ли было еды, а как был ребенок одет и как у вас в семье обстоит дело с элементарными знаниями о безопасности? В России минимальный возраст оставлен на усмотрение родителей, как, впрочем, и все остальные детали. И многие работающие родители без задней мысли оставляют дома первоклашку. А иногда и 4-6 летку. Иногда и младше. А что делать? Не с собой же тащить?

Специалисты частенько сталкиваются с таким явлением: взрослые люди попадают в токсичные созависимые отношения и не решаются их разорвать по одной причине – страшно остаться одной. Вполне возможно, что отчасти ноги растут из детства – мама уходила на работу, и ребенок оставался один дома на целый день. Страшно. Неуютно. Ощущение покинутости. Одиночество. В общем, нужно хорошенечко подумать, прежде чем оставлять ребенка дома одного.

Есть два основных критерия: ребенок дает согласие остаться дома в одиночестве и ребенок объективно готов к этому.

Рассмотрим  эти критерии подробнее. 1. Ребенок дает согласие.

Чтобы ребенок дал согласие, нужно, чтобы ему было лет 5, чтобы он хотя бы примерно представлял – что это вообще такое – быть одному. Но здесь дело немножко в другом. Это должно быть спокойное согласие. Вот два варианта: первый – «Сыночек, я пойду, схожу в магазин, ты посидишь дома, а я за это куплю тебе шоколадку», или второй – «Доченька, давай ты посидишь-порисуешь, а мама сходит за молочком/хлебом/колбасой, мы приготовим ужин». Есть разница? В первом случае мы видим определенное давление, такой легкий шантаж. Во втором – объективную необходимость. Ребенок должен понимать необходимость ситуации 2. Ребенок должен быть объективно готов. Чтобы понять готов ли ваш ребенок – пройдите небольшой тест.

Тест на самостоятельность

1. Ребенок может занять себя более 2-х часов и не прибегает к вам каждые 5 минут за помощью. 2. Ребенок не боится темноты и закрытого пространства: он часто играет в комнате за закрытой дверью и засыпает без ночника. 3. Ребенок четко знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать (и почему нельзя). 4. Ребенок часто играет в ролевые игры, ставя себя на место взрослых (в “дочки-матери”, больного и врача). 5. В играх ребенок не проявляет садомазохистских наклонностей: он понимает, когда ему будет больно и старается избежать боли, он не пытается специально причинить боль животным, родителям, братьям и сестрам (исключение составляют игрушки – их ломают практически все дети, это нормально). 6. Ребенок умеет пользоваться телефоном. 7. Ребенок не мстительный: он не умеет подолгу таить злость, вынашивать план мести, быстро “отходит” и прощает обиды. 8. Ребенок умеет адекватно оценивать свои поступки: “Я поступил плохо. Мама будет ругаться”, “Я все сделал хорошо. Мама будет довольна”. 9. У ребенка дома есть определенные обязанности (убирать игрушки, стелить себе постель, и т.д.) и он ответственно их выполняет.

10. Ребенок непроизвольно соблюдает режим дня (ест и ложится спать приблизительно в одно и то же время), причем родителям не приходится постоянно контролировать его и напоминать о том, что пора спать. У “режимных” детей более развита внутренняя дисциплина (самодисциплина).

Если хотя бы на 8 пунктов вы ответите “да”, значит, ваш ребенок уже вполне готов ненадолго оторваться от вас и не нуждается в ежеминутном контроле. В противном случае лучше не рисковать.

Как?

Допустим, Ваш ребенок готов, решено оставлять его дома одного. Конечно, делать это нужно постепенно. Психологи не рекомендуют оставлять дома детей одних до 7 лет, в 7-8 лет родители могут отсутствовать не более часа-двух, чем ребенок старше – тем больше времени вы можете провести вне дома. Конечно, это в идеале. Но наша современная жизнь от идеалов далека. Поэтому мы лучше поговорим о том, как ребенка подготовить к такому важному шагу в процессе взросления. 

Начните издалека. Например, со сказок. Можете придумать их сами. Жил был мальчик (девочка), он учился в школе, а маме с папой нужно было ходить на работу. Мальчик приходил со школы, разогревал себе обед, кушал, отдыхал, рисовал, играл и делал уроки. А вечером приходили родители, и они вместе отправлялись кататься на коньках/играть в футбол/ в шахматы, обнимались, читали книжки и т.д. Рассказывайте ребенку истории из своего детства – как вы первый раз оставались одни дома, чем занимались (ведь тогда еще не было компьютеров, или уже были?). Важно подготовить ребенка морально, чтобы он понимал – это безопасно и интересно. Это делает его старше, ответственнее. Вы ему доверяете. Хорошей подготовкой будет ваше уединение дома. Выделите себе полчаса-час. Ложитесь спать или примите ванную. Закройте дверь так, чтобы ребенок не мог к вам попасть. Вы отдельно – он отдельно. С одной стороны вы дома, с другой – нет.

Первый выход из дома начинайте с 15 минут. Не планируйте ничего важного. Этого времени как раз хватит, чтобы сходить за молоком. Большего и не требуется. Объясните ребенку, что вы вернетесь, когда большая стрелка дойдет до 12, а маленькая – до трех. Не опаздывайте – ребенок будет вас ждать. Оцените состояние ребенка по возвращению домой – чем он занимается или занимался, расстроен или спокоен. Если вы вернулись с молоком, а чадо стоит у дверей и ревет – взросление откладывается. Если вы уходите на час и более – звоните и разговаривайте с ребенком. Спросите, что делает он, расскажите, что делаете вы, когда придете домой. С одной стороны – вы поддержите ребенка. С другой – успокоите себя. Ведь порой, мамы переживают больше чем дети. И здесь я хочу сказать, что вы с ребенком – единое целое. Если вы боитесь его оставлять – он будет бояться, если в вашей голове сплошные страшилки – то же ждет и ребенка, если вы уверены и спокойны – ребенок остается с радостью.

Безопасность.

Следующим этапом подготовки будет подготовка пропагандистская )). А пропагандировать родители должны безопасность. По идее, все это ребенок должен знать и уметь, если вы считаете, что он готов находиться дома один. Но закрепить и дополнить не помешает. 

1) Личная безопасность. Возьмем для примера первоклассника Ваню. Утром вы провожаете его в школу, возвращается он сам/с друзьями/с мамой друга-Сережи. Он должен уметь самостоятельно собраться, взять в гардеробе одежду (не забыть шапки/варежки/сменную обувь). Ваня должен хорошо знать дорогу из школы домой. Разными путями (на случай, если водопроводчики перерыли привычный путь, или собак стая на тропинке или машина перегородила дорогу и не обойти). Ваня должен знать правила дорожного движения для пешеходов. Переходить только по пешеходному переходу, желательно, со взрослыми. У ребенка есть ключи от дома. Ключи – это ценность (как и телефон), ключи всегда лежат в одном и том же месте, застегнутом и недоступном даже для друзей. Ваня несет ответственность за сохранность ключей и умеет ими правильно пользоваться. Ребенок умеет пользоваться телефоном, имеет свой телефон, либо носит с собой карточку, на которой написаны телефоны мамы-папы-тети-соседки. Ваня может попросить у знакомого(!) взрослого, например, у учительницы, телефон, чтобы позвонить маме. Ну и главное, Ваня прекрасно знает, что нельзя разговаривать с чужими людьми, что-либо у них брать, куда-либо с ними ходить и показывать свой дом. 

2) Дом. Быт. Ваня – парень самостоятельный: он умеет пользоваться бытовой техникой (плита, микроволновка, чайник, телевизор, компьютер, телефон), электричеством, водой. Он знает, что есть приборы, которые ему трогать нельзя категорически и вещи, к которым лучше не прикасаться. Но будьте готовы к тому, что детское любопытство возобладает над вашими запретами. Поэтому спрячьте все опасное и дорогое, чтобы у ребенка не возникало соблазнов. Рано или поздно ваше чадо дорастет до других предметов быта – утюга, пылесоса и т.д. Оговорите правила использования, в том числе в форс-мажорных обстоятельствах: если отключился свет или случилось что-то непредвиденное – нужно первым делом выключать из розетки и убирать. Папа придет – разберется. 

По разным причинам может случиться так, что вы не оставили ребенку на завтра обед. Ваня знает, как приготовить элементарное блюдо – сварить рис или яйцо, пельмешки или вареники, умеет сделать бутерброд и заварить чай. 

3) Связь с миром. Назовем это так. Ребенок должен уметь позвонить родителям с домашнего/сотового телефона. Ребенок должен уметь обратиться к взрослым – соседям или другим взрослым в случаях ЧП. Ребенок должен знать о существовании полиции, пожарной службы, скорой помощи и знать, как и в каких случаях туда обращаться. Ровно как и знать, что с телефоном играть нельзя!!!!

4) Чужие Я выделяю это отдельным пунктом, потому что это архиважно. Здесь пойдет речь о звонках и визитах посторонних людей. Они не обязательно будут агрессивны, они могут быть вежливы и предлагать сладости и подарки… Ну, вы сами знаете. Нельзя разговаривать по телефону с незнакомыми людьми, что бы они ни сказали. Убедите ребенка, что если вы захотите им что-либо передать, то найдете способ передать это через родных, в крайнем случае – приедете сами. У вас должны быть в связи с этим знакомые ребенку взрослые – родственники, ваши подруги, одна-две коллеги, которых ребенок узнает по голосу. Ваня ни в коем случае не скажет никому по телефону, что взрослых дома нет. 

Никогда и никому нельзя открывать дверь. Ребенок приходит и закрывается на ключ изнутри. Все. У всех, кто может прийти – есть ключи. Остальные проходят мимо. Что бы они не говорили. Если начнется пожар – пожарные выбьют дверь. Так ребенку и скажите. Хотя про пожар мы еще поговорим. С любыми взрослыми за дверью Ваня не разговаривает и так же не говорит им, что дома никого нет. Даже если это бабушка с котенком, даже если это ребенок, даже если это дядя, которого он когда-то где-то видел. Конечно, здесь будут исключения. Например, на ключ ваша дверь изнутри не закрывается. А только на «цепочку» или что-то типа того. Т.е. даже если пришла мама, открывает дверь ребенок. Тогда возьмите себе за привычку звонить ребенку, когда заходите в подъезд. Или стучите специальным кодовым стуком (чтобы никто не видел:) В любом случае – ребенок сначала смотрит в глазок, потом открывает. К ребенку будут приходить друзья. Они тоже могут звонить или стучать особым образом. Но про друзей – отдельный разговор.

5) Друзья В каждой семье друзья – это отдельная тема. И о ней стоит поговорить и все ребенку объяснить. Как вы относитесь к тому, что к вам в дом будут приходить одноклассники? Как ваш ребенок общается с людьми, позовет ли гостей? Есть дети, которые могут привести в дом весь класс – определите свою позицию относительно визитов гостей. Это может быть:

  • когда родителей нет дома – никто не приходит (но рано или поздно этот запрет начнет нарушаться или его придется пересмотреть)
  • когда родителей нет дома, ты можешь позвать в гости только одного-двух близких друзей, которых знает мама и у мамы есть телефоны родителей этих друзей.
  • когда родителей нет дома, ты можешь пригласить гостей, предварительно согласовав с мамой или папой.

Так же вы должны заранее оговорить чем занимаются гости в ваше отсутствие – можно ли включать компьютер, можно ли предлагать всем красную икру из холодильника или съедать все запасы конфет, можно ли играть в маминой комнате и т.д.  Правила должны быть, но они не должны превращаться в клетку для ребенка, иначе они будут нарушаться. Конечно, все это может рассказываться мамой и папой долгими вечерами, но можно использовать и более приятные методы – игры, сказки и мультфильмы, например, «Три котенка», «Аркадий Паровозов», «Озорная семейка» иногда. 

Первое, что вы должны – доверять ребенку. Если вы оставляете его дома по разным причинам, то, скорее всего, это нужно именно вам. А значит, вам придется ребенку доверять. Отдать ключи, телефон, предоставить в распоряжение квартиру. И при этом не звонить каждые пять минут и не изводить тотальным контролем. Ваше недоверие и страхи могут плохо сказаться на состоянии ребенка.

Второе, что вы должны, особенно на первых порах – обеспечить его всем необходимым. Например, нужно заранее ввести привычку переодеваться. Пришел со школы – повесил аккуратно форму в шкафчик, надел домашнюю одежду, помыл руки. Ребенок знает, где лежит его одежда, где взять чистую одежду, если он запачкался и вообще, где взять все необходимое – полотенце, губку чтобы вытереть на кухне лужу воды, новую бутылку воды и т.д.

Третье – еда. Пришел Ваня из школы уставший, конечно, хочется поесть. А родителей нет. Конфеты!!!! Вот что пойдет в ход первым делом. Хлеб с сыром и помидорами, печенье, какао или что там еще есть в ваших шкафчиках. Чтобы этого не произошло необходимо привить культуру пищевого поведения гораздо раньше. Нужно, чтобы ребенок знал, что ждет его на обед и, главное, оставлять ту еду, которую Ваня любит. Если он с роду не ест тыквенный суп-пюре – плавать вашему супу сами знаете где.

Если ваш малыш, еще не умеет пользоваться плитой и микроволновкой, то можно оставлять еду в специальном термосе. Но со временем все равно вам лучше приучить ребенка к большей самостоятельности. Наш первоклассник Ваня может сам отрезать хлеб или огурец, вымыть помидоры и яблоко, намазать масло на хлеб. Дело не только в том, что вы экономите время, но и в том, что для ребенка время одиночества дома превращается в приключение. Только здесь важно не переборщить, чтобы приключение не стало трагическим испытанием. Ведь иногда так приятно взять с тарелки бутерброд, с любовью сложенный мамочкой. Но мы продолжим о полезном – приучите ребенка убирать за собой посуду. Мыль или хотя бы ставить в посудомойку. Опять же – растет уровень уважения к себе. Только если вы подадите это ни как суровую реальность, а как игру «Ты же взрослый, а взрослые детки…….» Постепенно круг обязанностей растет. Растут и бонусы :)

Четвертое – безопасность. Да, опять она, только с другого ракурса. Ребенок тоже, наверное, волнуется, оставаясь дома один. И задача родителей – создать для него максимально комфортные и безопасные условия. Ребенок должен чувствовать себя защищенным. Подарите ему телефон, пусть даже в первые три дня он позвонит вам сотни раз. Пусть он позвонит также папе, бабушке, тете Гале, классной руководительнице и т.д. Возможно, ему захочется убедиться, что все это работает. Установите дружеские отношения с семьями друзей вашего ребенка. Если у Сережи мама не работает, может быть, она согласится первое время встречать и провожать домой не только своего ребенка, но и вашего. Может быть, она разрешит ему оставаться иногда в гостях у Сережи на пару часиков. Быть может, у вас в соседей квартире уже 20 лет живет замечательная женщина, недавно вышедшая на пенсию. Скажите малышу, что в случае чего – он может обратиться за помощью к МарьИванне. Опять же сказки и рассказы из серии «мой дом – моя крепость». Кроме того, очень важно рассказать о возможности обратиться в полицию/пожарную/скорую помощь в таких то случаях, ему помогут. Но самое главное! Когда вы будете играть в игру «Ваня остался дома один….» – обратите внимание на страхи, которые ваш ребенок сам придумает Ване и оградите ребенка от них.

Чего родителям делать не стоит?

Надеяться, что « все как-нибудь само». Что не запрещено – то разрешено. Это значит, чем понятнее для ребенка будет ситуация, чем четче, логичнее и доступнее будут обрисованы границы – тем меньше вероятность, что по возвращению домой вы узрите знакомое с детства «Приходил ко мне Сережка, поиграли мы немножко….» Конечно, подготовить сразу ко всему ребенка не получится. О чем-то вы просто забудете, ведь для вас это элементарно. Все придет со временем. Доверяйте. Себе, ребенку и жизни в целом. 

Игнорировать страхи. Чем больше страхов будет испытывать ребенок, тем более стрессовым будет для него пребывание дома в одиночестве, тем чаще он будет болеть, тем хуже будет его успеваемость. Чем больше вы будете его игнорировать, тем меньше он будет вам доверять. Поэтому даже если он боится зеленую кракозябру, которая живет на подоконнике, а это всего лишь кактус – не смейтесь. Найдите в Интернете небольшое кино или мультик про кактусы, можете нарисовать вместе пару смешных «колючек-кракозябр», придумать истории о них или поручить, в целях приручения оного чудовища, поливать кактус. Не жалейте своего времени моральных сил на борьбу (а иногда просто принятие) со страхами и прочими проблемами. 

Устраивать проверки. Самые распространенные ошибки – звонить или стучать в дверь и прятаться. Во-первых, вы пугаете ребенка. А во-вторых, очень удивляете, когда оказывается, что это мамочка так «прикалывается». Мамочка то, понятно, хотела посмотреть, как ребенок отреагирует. Но ребенок, если к нему постучит как-нибудь непонятно кто, может, не задумываясь, открыть дверь – «это ж мама так шутит!» То же самое со странными звонками-проверками. Лучше всего профилактика. Двери открывают только взрослые. Т.е. ребенок не открывает дверь, даже когда мама и папа дома. Только взрослые.

Предъявлять излишние требования. Не ждите, что у ребенка получится все и сразу. Возможно, от волнения он забудет поесть и просто ляжет спать. Или просидит весь день перед телевизором. Или забудет выключить плиту и поджарит суп. Не ругайте. Ошибок не бывает – бывает неожиданный результат. Но это опыт. Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы понять свои ошибки. Не обязательно тыкать его носом. Не ждите, что вы придете домой, а там чистота и порядок, вас ждет вкусный ужин из трех блюд и сытый кот. Поддерживайте вашего ребенка как можно активнее, хвалите, любите и уважайте.

Опасные ситуации.

Перед тем, как оставить ребенка дома одного, обязательно обговорите с ним опасные ситуации, которые могут возникнуть. 

1) Травмы. Ребенок может упасть со шведской стенки, порезаться или обжечься. Это самое распространенное. Вы должны научить ребенка остановить кровь, намазать «спасателем» обожженный палец или приложить лед к ушибленному колену. Если он забудет, пусть позвонит вам.

2) Выключили свет. Да, в нашей стране так бывает. Самый простой выход – чтобы в детской был ночник, который работает от батареек и может осветить комнату. В любом случае, ребенок наверняка уже не раз оказывался в подобной ситуации, либо должен быть вами предупрежден, что такое может случиться. Покажите, где лежит фонарик, где хранятся свечи (в подсвечнике) и зажигалка. Объясните правила обращения с огнем. И придумайте вместе, чем может заняться ребенок, при свете фонаря, кроме как забиться в угол и бояться. 

3) Пожар. Пусть этот пункт никогда вам не понадобится, но он должен здесь быть. Случиться может всякое, особенно если вы живете в семнадцатиэтажном огромном доме, где 300-400 квартир. Вы же не можете поручиться за каждого жителя? Поэтому расскажите ребенку и про пожар. Если вдруг пожар случился у вас в квартире, помните: нельзя прятаться под кроватями и в шкафах. Пытаться тушить огонь можно только в начальной стадии – когда размер пламени не больше мячика. Первым делом звоним родителям и пожарникам. Во вторую – обращаемся за помощь к соседям. Опаснее всего дым, бежим туда, где меньше дыма, никогда не открываем дверь, из под которой идет дым. Если пожар где-то на площадке или у соседей – ни в коем случае не открывать дверь в свою квартиру и не выходить в подъезд. Позвонить 01 и ждать пожарных. 

4) Чужие атакуют. А именно – пинают двери, кричат, требуют, ковыряют ключами в замочной скважине. Ребенок не должен паниковать, хоть это и сложно. Звонить взрослым. Всем. Пусть все узнают, кто-то явно приедет быстрее. Звонить в полицию. Но здесь сложнее, нужно объяснить кто он, что происходит и адрес. Маме же достаточно будет испуганного плача. И конечно, ни в коем случае, не открывать дверь.

К сожалению, это далеко не полный перечень неприятностей. В квартире может лопнуть труба, может выбить пробки, кто-то может кинуть в окно камень… мало ли. Ребенок испугается. Но мама всегда поймет, мама не станет ругать и мама обязательно приедет. 

Скрытое наблюдение

Иногда родители практикуют скрытое наблюдение в квартире. Сейчас устроить его не составляет никаких проблем. Однако, что вам это даст. От чего вы защитите своих детей? Вы примчитесь, если увидите, что он выливает суп в унитаз, если он смотрит весь день взрослые каналы, если он привел домой одноклассницу? И вот вечером вы залетаете домой и высказываете все, что думаете о его времяпрепровождении… Что произойдет? Вы навсегда потеряете доверие. Особенно, если дело касается подростка. Если все-таки камеры нужны вам для своего личного спокойствия – что бы вы там ни увидели, ни в коем случае не говорите ребенку о том, что следите за ним, работайте над причинами поведения и своими личными тараканами. Ведь это важно – уважать личное пространство своего ребенка.

Скука.

Частенько дети, предоставленные сами себе, маются скукой. Одни придумывают себе монстров, другие сидят перед компьютером с блуждающим по соцсетям взглядам, третьи перебирают родительские шкафы, четвертые мастерят взрывчатку. Скука – это недостаток мотивации деятельности. Ребенку кажется, что у него СТОЛЬКО времени и он не знает, чем его заполнить. Если вы активный человек, то наверняка умеете писать планы. Научите этому детей. Сначала в форме сказки и игры «давай обсудим, что будет делать мальчик Ваня, когда придет со школы».

Обязательно рассчитывайте реальное время, которое ребенок тратит на то или иное действие. Если вы напишите список из 33 развлечений и скажете «выбирай сам» – ребенок сойдет с ума. Напишите для начала 5-6 основных «дел»: переодеться, покушать, помыть посуду, посмотреть мультик, нарисовать лису для бабушки, прочитать рассказ, заданный по литературе. Все равно ребенок по ходу дела покатает машины, несколько раз сходит в туалет, 15 раз позвонит вам и еще 5 раз папе. Главное, чтобы было какое-то разнообразие. Со временем Ваня научится писать себе списки дел сам, научится планировать неделю. Ему будет интересно, потому что так делают взрослые! Потому что это хорошая привычка!

Если вы не работаете или работаете дома.

Часто мамы, которые «сидят дома» боятся попасть в одну из распространенных проблем. Кто-то боится стать «клушей», другие боятся, что дети сядут на шею. Не отвергайте ребенка, не перегружайте ребенка. Поверьте, если вы позаботитесь о десятилетке, разогреете ему суп – он не сядет на шею. Он сядет на шею, если начнет вам приказывать, а не просить. Если вы будете опережать и предугадывать его желания. Если вы будете стараться заменить друзей – «ведь мама дома». Если вы в шестом классе будете забирать его из школы, которая находится на соседней улице. Очень часто чрезмерная опека носит самые благие побуждения. Но вы, таким образом, душите ребенка.

Если вы домохозяйка – вы не обязательно «клуша». Даже если ребенок один. Найдите себя, свои интересы, поставьте цели себе. «Клушами» становятся мамы, цель которых – ребенок. Ребенок не может быть целью, он отдельный человек, у него свои цели. И вы должны вести его аккуратно, просто шагая рядом. Не впадать в крайность, не оставлять его одного «в суровых реалиях жизни». У всех реалии разные – у кого-то суровые, у кого-то комфортные. Уважайте себя, своего ребенка и свои семейные ценности. Если вы часто находитесь дома, это не значит, что вы не можете уехать на пол дня по своим делам, оставив его одного. Вам все равно необходимо передать ему некоторые домашние дела. Чтобы если вдруг через 15 лет вы найдете работу своей мечты, вам не пришлось оставлять вареную гречку в термосе )))

www.vospitaj.com

Как оставить ребенка одного дома и не переживать. Подготовка детей и правила безопасности

Пожалуй, всем родителям знакома ситуация, когда нужно выйти из дома на пару часов, оставив ребенка в одиночестве. Некоторые мамы уходят спокойно, будучи уверенными в самостоятельности ребенка, а другие не находят себе места, ежеминутно названивая 10-летнему чаду. Когда и насколько можно оставлять детей дома одних? Как обеспечить безопасность ребенка и подготовить их к этому событию?

Оставляем ребенка без присмотра – когда?

Специалисты утверждают, что оптимальный возраст для такого рода самостоятельности – семь лет. Будущий школьник уже имеет представление о том, что можно, а что нельзя делать, пользуется телефоном и выполняет родительские указания. Но семилетие – всего лишь приблизительный ориентир. Необходимо учитывать и детскую индивидуальность: темперамент, особенности поведения, импульсивность и уровень развития бытовых навыков.

Не нужно предоставлять самому себе 5-6-летних детей, какими бы независимыми они не казались. Первое впечатление зачастую оказывается неверным, а кажущийся таким рассудительным малыш способен растеряться в форс-мажорной ситуации. Специалисты советуют полагаться в этом решении не на детский возраст, а исключительно на материнское чутье и женскую интуицию.

Во многих странах Европы оставление в одиночестве малолетних детей, которым еще не исполнилось 12 лет, может привести к изъятию их социальной службой. В некоторых штатах США подростков до 14 лет необходимо брать с собой или вызывать на дом няню на период вашего отсутствия.

Российское законодательство не предусматривает особых ограничений и четких возрастных границ, по достижению которых взрослые могут оставить ребенка без присмотра. В любом случае, только на вас лежит вся полнота ответственности и именно вам решать, когда стоит приучать малышей к независимости.

Проверка на самостоятельность

  1. Ребенок занимается своими делами полтора-два часа и не дергает родных каждые пять минут.
  2. Не пугается темноты и замкнутого пространства: играет в детской за закрытой дверью и способен заснуть без света.
  3. Знает границы дозволенного и правила безопасного поведения, ему не нужно повторять, почему нельзя подходить к окну или разговаривать с незнакомцами.
  4. Уверенно пользуется средствами связи: домашним и мобильным телефоном, «аськой», скайпом.
  5. Вы поручаете ему определенные обязанности (убираться в комнате, застилать кровать, ухаживать за домашним животным), с которыми он успешно справляется.
  6. Вы не контролируете каждый его шаг, напоминая постоянно о том, что необходимо собирать игрушки и ложиться спать.
  7. Он знает номера экстренных служб и осознает ответственность за ложный вызов.
  8. Может обратиться за помощью к соседям и другим близким людям в случае возникновения какой-либо проблемы.
  9. Не обижается, что мама оставляет его в одиночестве, и понимает причину вашей занятости.
  10. Он мечтает стать взрослым и независимым человеком.

Если вы набрали восемь плюсов из 10, значит, ваши дети готовы к недолгому одиночеству и не нуждаются в ежесекундном контроле.

Поостерегитесь оставлять вашего отпрыска одного, если вы ответили «нет» на большинство пунктов, а также если он:

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • болеет – высокая температура, рвота, приступы хронических болезней (астмы, эпилепсии) представляют серьезную угрозу для жизни;
  • малыш с «особыми нуждами» (аутизм, умственная отсталость, ДЦП);
  • излишне любопытен, шкодлив, непослушен, гиперактивен;
  • доверчив по отношению к чужим людям;
  • боязлив и впечатлителен, впадает в панику из-за громкого шума, неожиданных визитеров и звонков.

Техника домашней безопасности

Поступки оставленного в одиночестве ребенка трудно предугадать, ведь им может руководить страх, любознательность и любовь к экспериментам. Следовательно, необходимо установить правила безопасного поведения и отрепетировать с детьми буквально каждый их шаг, одновременно не перегружая их лишними инструкциями. Тогда вы сможете выйти из квартиры со спокойной душой.

  1. Объясните самый важный принцип – в любой чрезвычайной ситуации (появился дым, отключилось электричество, сорвало кран, заливают соседи сверху) следует обращаться к взрослым. Даже если ребенок виновен в возникновении происшествия, его не станут ругать, а, наоборот, помогут.
  2. Убедитесь, что ребенок выучил назубок фамилии, имена и отчества родителей, бабушек и дедушек, их место работы, свой адрес проживания.
  3. Вбейте в память детского мобильника номера телефонов родственников, а также служб экстренного реагирования. Расскажите, как отвечать на вопросы оператора.
  4. Установите на ноутбук специальные программы (браузер или родительский контроль), которые защитят от вредоносных вирусов и нежелательного контента.
  5. Перед уходом закройте окна. В идеале они должны быть оборудованы особыми задвижками или специальными замками, открыть которые сможете только вы.
  6. Избавьте детей от соблазнов – спрячьте лекарства, спички, зажигалки, сигареты, бутылки с бытовой химией и алкоголем. Уберите хрупкие и колюще-режущие предметы, перекройте газ.
  7. Покажите, как включать и выключать компьютер, телевизор, микроволновую печь, предварительно убедившись в исправности проводки. Если ребенок еще не умеет пользоваться микроволновкой, оставьте продукты, которые не нуждаются в приготовлении (мюсли с молоком, йогурты, бутерброды с колбасой и сыром).
  8. Категорически нельзя открывать двери посторонним людям! Они могут представляться полицейскими, врачами, газовщиками и близкими знакомыми родителей. О каждом таком случае ребенок должен незамедлительно сообщать вам.
  9. Научите разговаривать с неизвестными по телефону: нельзя рассказывать, что он сейчас один, называть свой адрес и личную информацию. Стандартный ответ выглядит так: «Мама занята. Перезвоните, пожалуйста, в 16.00».
  10. Периодически звоните, чтобы убедиться в «целостности и сохранности» ребенка. Предупредите соседку, что он остался один и оставьте у нее запасной комплект ключей.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как обезопасить дом для ребенка

Как подготовить детей?

  1. Готовьте заранее. С четырех лет оставляйте ребенка одного в детской на полчаса, изредка подглядывая за ним. В совместной деятельности предоставляйте больше свободы, позволяя выбирать занятия по душе.
  2. Начните с малого. В первый раз оставьте малыша на 15-20 минут, отправившись в магазин или на прогулку с собакой. Постепенно увеличивайте время отлучки: сначала полчаса, затем час. В восьми годам школьник может оставаться максимум на полтора часа.
  3. Приходите вовремя. Будьте пунктуальными – обещали вернуться в 18.00, значит, необходимо прийти домой ровно в шесть вечера. У младших школьников уже появляются опасения за жизнь близких людей. А еще, ваша пунктуальность – замечательный пример для детей.
  4. Не наказывайте за беспорядок. Заполучив всю квартиру в полное распоряжение, ребенок может устроить себе приключение или станет подражать маме или папе. Не удивляйтесь, обнаружив свою помаду на губах у дочери.
  5. Не уходите от спящего малыша. Не «сбегайте» во время дневного сна, даже если раньше ребенок охотно сидел один дома. Несмотря на то, что вы предупреждали о своей отлучке заранее, спросонья он забудет об этом и испугается, не обнаружив в квартире никого из родных.
  6. Придумайте занятие. Не оставляйте детей в одиночестве, заранее не предложив им интересное развлечение. Приобретите раскраски с фломастерами, пазлы, набор для моделирования, скачайте мультики или развивающие программы для ноутбука. Если ребенок заскучает, есть вероятность, что он набезобразничает или навредит себе.
  7. Интересуйтесь, чем он занимался. Вернувшись домой, обратите внимание сначала на ребенка, обнимите, поцелуйте, а уже потом занимайтесь уборкой или ужином. Спросите, что он делал, не приходил ли кто. Похвалите за смелость и обязательно компенсируйте ваше отсутствие чтением книги, совместной игрой или прогулкой.

Дети, оставаясь одни в квартире, обзаводятся бесценным опытом: учатся себя занимать, правильно распределять время и борются с собственными страхами. Эти важные качества обязательно пригодятся, когда они повзрослеют. Научите ребенка соблюдать все меры предосторожности, и тогда вы будете оставлять его со спокойным сердцем.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Ребенок не отпускает маму от себя: что делать?

О том, как обучить ребенка самостоятельности, но не подвергнуть опасности, расскажет детский психолог Юлия Ульянова:

«Дискуссии TUT» детский психолог Анастасия Шепель:

Один дома: можно ли научить ребенка правилам безопасности?

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Вам также может понравиться

razvitie-krohi.ru

Можно ли оставлять ребенка дома одного: с чего начать

Время чтения этой статьи: 14 мин.

Вопрос, вынесенный в заголовок данной статьи, волнует многих родителей, но не все знают о том, как сделать процесс оставления дома ребёнка безопасным и правильным.

Мнения психологов на этот счёт тоже расходятся. Одни говорят, что это категорически нельзя делать до определенного возраста. А другие, в свою очередь, считают, что ребёнку быть одному периодически, наоборот, необходимо для того, чтобы приучить его к самостоятельности, что делает человека в дальнейшем более независимым.

Есть ещё и третья сторона – правовая, то есть закон. Он даёт однозначный ответ на вопрос «можно ли оставлять ребенка дома одного», и в каком случае.

Реалии нашей жизни

Современные родители, находясь в зависимости от своей работы, не могут обходиться без детского сада и продлёнки в школе. Но они часто работают подолгу, и не могут сами встретить ребенка после занятий. А бабушки с дедушками ещё достаточно молоды, находятся в трудоспособном возрасте, и в силу своей занятости не могут приглядеть за внуками.

Тогда приходится приглашать нянь или гувернанток. Ни для кого не секрет, что многие родители, в наше время, не могут позволить себе нанимать няню на работу. Тогда на какое-то время они предпочитают оставлять ребёнка дома одного.

Правовой аспект вопроса

Начать следует с правового аспекта рассматриваемого вопроса.

В законодательстве Российской Федерации никак не регламентируется возраст, с которого можно оставлять детей дома одних. Необходимо обратить внимание на то, что ребенком считается лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. То есть до совершеннолетия в соответствии с законом.

Анализируя различные нормативно правовые документы стран постсоветского пространства, можно заметить, что существуют разные мнения на этот счёт.

Например, в Белоруссии ребёнка нельзя оставлять одного до достижения им возраста 14-ти лет.

В России возраст, с которого ребёнок может находиться дома один, не узаконен. Но есть рекомендации относительно возраста, когда он может находиться дома самостоятельно, без взрослых.

Отметим, что психологи рекомендуют ненадолго начинать оставлять дома ребёнка с момента, когда он становится школьником, с возраста 7 лет. Обязательно следует учесть наличие у него развитых навыков: социальных, социально-коммуникативных, а также бытовых. Важно учесть, что если ребёнок младшего школьного возраста находится дома один, то необходим надзор взрослого, пусть и не находящегося с ребёнком в квартире. Этот взрослый регулярно, например, через каждые полтора часа, должен заходить к нему и проверять, чем ребёнок занимается. Полностью, без регулярного контроля взрослого, ребёнок может оставаться дома один начиная с 14-ти лет.

Важно помнить, что ответственность за чрезвычайное происшествие, случившееся во время отсутствия дома родителей, всё равно возлагается на них, в том случае, если в жилище, в момент происшествия находился ребёнок, не достигший 18-ти лет.

Подготовка ребенка к тому, чтобы оставаться дома без взрослых

Психологи отмечают, что подготовленность к нахождению дома ребёнка одного заключается в наличии развитых социально-коммуникативных навыков и умению занимать себя продолжительное время. А также в отсутствии страха находиться в квартире одному и знаний правил техники безопасности.

Существует несколько рекомендаций:

  1. Для того, чтобы было не страшно одному дома в вечерние часы, необходимо оставлять ребенку свет во всех комнатах квартиры.
  2. Необходимо предложить ребенку просмотр мультиков, либо прослушивание музыки.

Эти два простых совета помогут ребенку не чувствовать себя одиноким в квартире до прихода родителей. Также можно предложить выполнить какое-то важное задание до прихода родителей.

Признаки того, что ребенка можно оставлять на непродолжительное время одного

  1. Он может занять себя, не требуя родительского контроля и участия.
  2. Ребёнок не страдает боязнью темноты или замкнутого пространства. Он может засыпать за закрытой дверью при включённом или же выключенном свете.
  3. Ребёнок четко осознаёт, что можно ему делать, а что нельзя. Например, почему нельзя подходить к открытому окну, играть с огнём или открывать дверь незнакомым людям.
  4. Является уверенным пользователем городского телефона, либо мобильной связи, а также «Вайбера» и «Ватсапа». Чтобы в случае экстренных ситуаций мог обратиться в надлежащие службы, номера которых он должен знать. Он четко должен знать, в какую экстренную службу нужно обратиться в определенной экстренной ситуации.
  5. Ребёнок всегда выполняет порученные ему дела. Например, может сам заправить постель, или погулять с собакой. Ему не требуется напоминание об уборке игровой зоны или своевременного отхода ко сну.
  6. Не привлекает к себе внимание родителей в случае их занятости, не устраивает истерик. Не выказывает страха.

Варианты, когда можно оставить дома ребёнка, предлагаемые психологами

Лучше всего распланировать вместе с ребёнком, чем он будет заниматься в отсутствии родителей.

  • Это может быть выполнение домашних уроков, занятия любимым хобби или просмотр мультфильма.
  • Чтение книги.
  • Выполнение домашних дел, порученных родителями.

Важно помнить: дети также, как и животные, очень чувствительны ко времени. Поэтому, если родитель обещал ребёнку вернуться в определённый час, то ему ни в коем случае нельзя задерживаться без предупреждения.  Это может привести к излишней нервозности со стороны ребёнка.

Временные рамки

Начиная оставлять ребенка одного, нужно «стартовать» с малого времени — 10 — 15 минут. Например, отправившись в магазин или на прогулку с домашним любимцем.

Постепенно наращивая время отсутствия: сначала 20 минут, затем 30-40 минут, затем 1 час 30 минут.

Следует учитывать и возраст ребёнка:

  • В возрасте 7-ми лет максимум, который он может провести один — от 15 до 20 минут.
  • С 8-ми лет — от 20 до 45 минут.
  • В возрасте от 9-ти до 12-ти лет — от одного до четырёх часов.
  • С возраста старше 12-ти лет ребёнок может находиться один в течение рабочего дня.

Важно помнить: родителям не следует наказывать ребёнка, если, вернувшись домой, будет обнаружен какой-то беспорядок. Такая реакция – наказание — приведёт к страху оставаться дома одному на протяжении всей жизни.

Советы для родителей, когда дети одни дома

Во время своего отсутствия следует интересоваться, чем дети занимаются через равные промежутки времени. Делать это следует посредством стационарного или мобильного телефона.

Важно отметить, что сейчас на городские телефоны звонят многие рекламщики и представители непонятных структур. Поэтому лучше всего договориться с ребенком о том, что общение с родителем будет происходить только через мобильный телефон.

Если ребёнок владеет навыками приготовления какой-то еды (например, с возраста 12-16 лет), можно попросить его приготовить салат или что-то другое. Тем самым, заняв его на время своего отсутствия дома.

Категорически нельзя оставлять ребенка дома одного на длительный период в случае его болезни, или наличия страха. Это может привести к наличию психологических синдромов.

Вернувшись домой, рекомендуется поинтересоваться, чем же он занимался. Что он смог сделать за период отсутствия родителей. Возможно, есть какие-то дела, которые оставлены до прихода родителей, поскольку он не смог завершить их сам.

Если ребёнок оставлен один на долгое время, необходимо чтобы у него была еда «на перекус» или полноценный обед. Еда должна быть расположена в том месте, где он сможет её достать. Например, в возрасте 8 — 9 лет ребёнок может скушать йогурт или рулет к чаю, предварительно оставленному в термосе.

mojnoli.ru

Когда можно оставлять ребенка дома одного - полезные советы и лайфхаки

Приучать детей к самостоятельности — важный аспект воспитания. При этом самостоятельность — это не только умение заправить кровать или почистить зубы. Сюда же относится и возможность оставить ребенка дома одного на какое-то время.

Рано или поздно возникает ситуация, когда необходимо покинуть квартиру на некоторое время, оставив малыша в одиночестве. Но большинство благоразумных родителей беспокоятся на этот счет.

И это правильно, ведь неизвестно, как поведет себя ребенок, и что может случиться в отсутствие родителей. Мама должна быть полностью уверена, что малыш готов. Но даже в этом случае необходимо предварительно подготовить его психологически и провести инструктаж.

Не существует конкретного возраста, когда малыша можно оставлять одного в квартире. В некоторых странах это вовсе запрещено делать, пока ребенку не исполнится 10-12 лет. В любом случае, вся ответственность за чрезвычайные ситуации ложится на родителей. Поэтому прежде, чем покинуть квартиру, стоит убедиться, что малыш действительно готов побыть некоторое время в одиночестве. 

Ребенок готов остаться дома один, если можно утвердительно ответить на следующие вопросы:

  • может позвонить кому-то из родителей, позвонить 112 и описать ситуацию;
  • может играть, не прибегая к помощи родителей хотя бы час;
  • не испытывает страха;
  • четко знает и выполняет распорядок своего дня;
  • неукоснительно слушается родителей и не пользуется запрещенными предметами.

Если все это можно сказать о малыше, стоит попробовать оставить его дома одного. Но важно понимать, что не следует оставлять ребенка в возрасте до 5-6 лет. Предварительно необходимо рассказать ребенку, как он должен действовать в случае опасных ситуаций.

Разумеется, сложно предвидеть все чрезвычайные ситуации, которые могут случиться в отсутствие родителей. Но все-таки необходимо донести до малыша основные правила, которых он должен придерживаться. Если ребенок будет четко знать, как действовать в той или иной ситуации, это может иногда даже спасти его. Ведь страшных трагедий, когда дети дома одни, с каждым годом происходит все больше. Малыш должен знать, как вести себя, если случилось что-то непредвиденное.

Пожар

В случае возникновения пожара у малыша почти наверняка начнется паника. В таком состоянии ему очень сложно понять, как действовать. Скорее всего, малыш так и останется сидеть в комнате, поэтому очень важно дать четкий план действий.

У ребенка, оставленного в квартире одного, обязательно должна быть связь с внешним миром — телефон, скайп, интернет. В каждом случае необходимо научить его пользоваться благами цивилизации. Сегодня, в век гаджетов, даже четырехлетние дети знают, что делать с телефоном и ноутбуком. 

Необходимо донести до малыша, что в случае пожара он должен набрать номер 112 и сообщить о ситуации. Также следует незамедлительно покинуть квартиру, воспользовавшись лестницей. Малышу придется постучать в соседние квартиры, где взрослые люди смогут оказать ему помощь и взять ситуацию под свой контроль. Лучше всего, если на видном месте будет висеть плакат с номером экстренных служб, чтобы малыш сразу вспомнил о наставлениях мамы. 

Это особенно актуально, если квартира находится на верхних этажах. В большинстве домов установлены пластиковые стеклопакеты, которые легко открываются и дают максимум пространства. Как знать, как поведет себя малыш. Вполне возможно, что ему захочется посмотреть как планирует с большой высоты бумажный самолетик и подставить к окну стул. Одно неверное движение, и малыш полетит вниз.

Поэтому крайне важно обезопасить именно окна. Они обязательно должны быть крепко закрыты. Кроме того, стоит приобрести специальные устройства на каждое окно — защиту от детей. Сейчас в продаже есть масса разновидностей таких блокираторов. Это позволит исключить угрозу выпадения из окна.

Ребенка можно оставлять дома, предоставив ему возможность самостоятельной выбраться из квартиры. Однако при этом малыш должен понимать, что открывать дверь незнакомым людям категорически нельзя.

Он должен усвоить еще одно правило: говорить, что родителей нет дома также запрещено. Лучше сказать, что мама спит и не может сейчас подойти, или вышла на прогулку с собакой. Открыть можно только очень хорошо знакомым людям. 

Если же незнакомый человек настойчиво продолжает звонить, не собираясь уходить, малыш должен воспользоваться помощью полиции. Необходимо позвонить маме и в службу 112, чтобы компетентные органы приняли меры. 

Все эти действия ребенок должен знать даже в том случае, если не планируется оставлять его дома одного. Это естественная мера, часть воспитания, которую родители обязаны давать. 

Очень важная составляющая самостоятельности. Оставлять малыша дома одного можно только в том случае, если он сам этого захочет. Важно поговорить с ребенком на эту тему, заранее узнать его мнение.

Если выяснится, что у него имеются фобии, например, он боится темноты или чудовищ под кроватью, оставлять его в одиночестве категорически не следует. Это ударит по психике, и в дальнейшем возможности покинуть квартиру не будет еще очень долго.

Даже если малыш согласен остаться один, это еще не значит, что у него не начнется паника в отсутствие родителей. Все правила вылетают из головы, малыш будет напряжен все это время. Чтобы этого избежать, следует как можно чаще напоминать ему о том, что скоро мама уйдет на пару часов. Это поможет морально подготовить малыша и даст ему возможность осознать положение дел. 

Если возникла необходимость покинуть квартиру на некоторое время, необходимо соблюсти некоторые рекомендации:

  • Научить малыша определять время. Следует показать ребенку на циферблате предполагаемое время возвращения мамы домой. Так ему будет проще смириться с ее отсутствием.
  • Придумать занятие. Сейчас это просто, можно дать малышу телефон с захватывающей игрой, включить мультики, дать пульт от телевизора, показать, как пользоваться ноутбуком. 
  • Оставить малышу ключи от квартиры или попросить его закрыться на защелку. Запертая квартира и невозможность выбраться могут привести к очень печальным последствиям. 
  • Вернуться в светлое время суток. Многие дети боятся темноты, даже если утверждают обратное. Малышу может быть страшно просто встать и включить свет. 

Последний пункт особенно важен. Стоит учесть, что зимой темнеет рано, поэтому если есть вероятность, что не получится вернуться засветло, рекомендуется оставить свет в коридоре, комнате и на кухне. 

Заключение

Многим детям оставаться одним даже нравится. Они начинают изучать мир, чувствуют себя самостоятельными и взрослыми. Хоть это и беспокойный момент для родителей, приучать малыша к автономности все-таки придется. Это необходимо для социализации и нормального воспитания.

nyamkin.ru


Смотрите также