Фн в логопедии что это


Логопедические шифровки – Ребенок в детском саду

Автор — Евгения ЗАЙЧЕНКО, логопед. 

«Мама, а нас сегодня смотрела тетя логопед…». Эта фраза знакома родителям детей, посещающих обычный детский сад. Особенно старшую и подготовительную группу. Почему особое внимание логопед в детском саду уделяет именно этим возрастным группам?

Потому что в младших группах детского сада, как правило, встречается физиологическое (возрастное) нарушение звукопроизношения, которое при нормальных условиях, с улучшением работы органов речи (речеслухового и речедвигательного анализаторов) и когда взрослые, разговаривая с малышом, дают ему правильные образцы речи самостоятельно изживаются.

Обследование устной речи детей логопед в детском саду проводит два раза в год – в первые 2 недели сентября и в последние 2 недели мая. После диагностики логопед в детском саду отбирает тех, с кем будет проводить индивидуальные и/или групповые занятия в течение года или шести месяцев (в зависимости от речевого нарушения). В мае проводится контроль коррекционной работы.

— Вот Вам тут логопед направление оставил…

А это уже слова воспитателя, передающего родителям маленький листочек, на котором в графе диагноз…

Да, да, настоящая ШИФРОВКА! И вот тут испуганные мамы, папы, а особенно бабушки хватаются за голову.

— Что с моим ребенком? — Почему они не пишут по-человечески?

— Куда с этим кошмаром бежать?

Без паники! На самом деле в логопедических диагнозах нет ничего страшного, если знать, что скрывается за таинственными буквами. Итак…Попробуем расшифровать все, что написал логопед в детском саду:

ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

ФНР – ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

Такие расстройства могут проявляться:

  • в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета
  • в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).

Чаще всего нарушаются:

  1. свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
  2. шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
  3. сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
  4. заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)

Дошкольников с ФНР логопед в детском саду берет на занятия полгода.

ФФНР – ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе, дети не могут различить или путают близкие звуки (свистящие и шипящие; сонорные; мягкие и твердые; звонкие и глухие). Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые ( па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит? Малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы). А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным.

Фонема — минимальная единица звукового строя языка. Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема имеет основной вариант — звук, находящийся в сильной позиции: для гласных — это позиция под ударением, для согласных — позиция перед гласным или сонорным.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

  • трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
  • при сформированной артикуляции, неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
  • невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Основные проявления, характеризующие ФФН:

  • Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вместо «чашка», «сяпка» вместо «шапка».
  • Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими сапка вместо шапка, «р» заменяется на «л» лакета вместо ракета.
  • Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т.е. один звук, не в слоге или слове), но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.

ОНР – ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связная речь – умение рассказывать и пересказывать.

Для детей с ОНР характерно:

  • Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;
  • Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;
  • Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
  • Речь детей с ОНР малопонятна.

Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта.

Детей с ОНР логопед в детском саду направляет на Медико-Психолого-Педагогическую комиссию, специалисты которой определяют ребенка в коррекционный логопедический детский сад. В условиях обычного общеобразовательного детского сада ОНР не исправляется.

Вот и все, что скрывают таинственные диагнозы детского логопеда. Родителям, разобравшимся в аббревиатурах, можно спокойно заводить тетрадочку для логопедических занятий и приступать…

Желаем удачи в борьбе с трудными, неправильными и вредными звуками!

Автор статьи – Евгения Зайченко, логопед.

НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература по низким ценам в специализированном магазине «Детский сад» — detsad-shop.ru. 

deti-club.ru

ФФНР в логопедии, что это такое: прогноз и профилактика

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в логопедии также называют сокращенно ФФНР — это расстройство процесса образования произношения фонем у ребенка с разнообразными речевыми отклонениями в результате дефектов понимания и передачи звуков. Что это такое? Иными словами — неверно распознанный звуковой сигнал подается в речевой аппарат и звук воспроизводится не правильно. Это отклонение может быть выявлено у абсолютно здоровых детей, с хорошим зрением и слухом.

К основным факторам развития ФФН речи у детей принято считать:

  • Родовые травмы;
  • Неблагоприятные условия проживания;
  • Психологические проблемы;
  • Стрессы;
  • Малое время, уделенное на развитие.

ФФН в речи относится к серьезным заболеваниям, которое при несвоевременном лечении может привести к проблемам с письмом, чтением и правильным формированием речи и в результате — плохой реализации лексико — грамматического потенциала у ребенка в будущем. Поговорим об этом подробнее.

Классификация по формам

В логопедической практике в зависимости от особенностей развития детей существуют три классификации ФФНР:

  1. Легкая форма. Она выражается в небольшом дефекте произношения слогов и отдельных звуков;
  2. Средняя форма. Тут уже более выражены симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи , присутствует неправильное произношения звуков, а также полное или частичное их неразличимость при акустическом или оппозиционном звучании. Ребенок может плохо читать, писать с большим количеством грамматических ошибок, плохо улавливать звуковую дорожку слогов;
  3.  Тяжелая форма. Это самая сложная в лечении и диагностики форма ФФНР. Распространение заболевания охватывает не только звуковую сторону речи, наблюдается также полное отсутствие различия звуков, неправильный слоговой строй, плохая грамматика и связная речь.

При последней самой тяжелой степени ФФН речи, если ребенку вовремя не оказать врачебную помощь, то в скором времени это приведет к необратимым изменениям выговора звуков и слов.

Главные характеристики заболевания

В процессе становления речи ребенка, можно столкнуться со сразу несколькими симптомами ФФНР. Вот на что стоит заострить внимание в первую очередь :

  • Замена детьми некоторых звуков, более удобными по артикуляции. Ребенок не воспроизводит некоторые фонемы, подменяя их на другие. Например, звуки Л и Р заменяются звуками И и Л’ («ложка» — «л’ёжка» или «ложка» — «иёжка»);
  • Не редки случаи когда ребенок меняет все свистящие и шипящие звуки на более простые по артикуляции, так называемые «взрывные» звуки – Д, Д’, Т, Т’ («самокат» — «томакат», «шуба» — «дуба»);
  • В каких-то словах дети могут воспроизводить звуки верно, но в большинстве они меняют их на схожие по артикуляции. К примеру, верно произносимые звуки л, р и с в разъединенном виде, в словах и фразах произносятся с дефектами;
  • Дети затрудняются раздельно воспроизводить пары или группы звуков. Происходит подмена одним звуком нескольких. Например, звук «т’» заменяется сразу для нескольких звуков: ш, ч, с («собака» — «тобака», «чашка» — «ташка», «шишка» — «тишка»).

Фонетическое недоразвитие речи влияет на способность детей самостоятельно выделить звук на фоне слова, определить правильную последовательность его и количество. Тяжело произносят сочетания простых согласных и многосложных слов в одном предложении. Когда ребенок произносит такие слова он пропускает слоги, заменяет трудные звуки, добавляет внутрь слога лишний звук. Такая замена может проявляться и на письме, в результате развивается дисграфия артикуляционно — акустического типа.

Ребенок может неправильно произносить не более трех звуков или иметь грамматически правильную речь, но на слух не понимать отличий между множеством звуков, принадлежащих разным группам. Ярко выраженное недоразвитие фонематического процесса не редко завуалированно под сравнительно хорошее звуковоспроизведение. Что в свою очередь усложняет диагностику заболевания.

Кроме нарушений вербального типа у детей с ФФНР выявляются и прочие:

  • Трудное переключение между задачами;
  • Плохое понимание абстрактных понятий;
  • Медленный мысленный ход.

Такие нарушения приводят к низкой успеваемости в школе, вызывают неустойчивость психики и препятствуют нормальной учебной деятельности.

Диагностика у логопеда

К обследованию у врача логопеда ребенка может направить учебное заведение, невролог или же родители сами решают уточнить диагноз. Логопед на основании медицинской карточки проводит анализ как протекала беременность, роды, были ли осложнения и какая психологическая обстановка сейчас в семье.

Оформляю речевую карту доктор отмечает состояние слуха на основании заключения отоларинголога, а также заключение невролога о состоянии ребенка. Педиатр указывает о проведенных профилактических мерах, перенесенных заболеваний и ставит общую оценку здоровью ребенка. Логопед в свою очередь оценивает состояние и подвижность артикуляционного аппарата, голосовых связок и дыхательной развитости.

Проводится детальный анализ произношения звуков, слогов. При выявлении дефектов врач сразу делает пометку в карте. При оценке звукового произношения особое внимание уделяется на различные замены звуков, смешение их, а также искажение основного слова. Дети должны уметь проводить анализ звуков и синтезировать их. При оценке устной речи огромное значение имеет словарный запас, хорошая связная речь и сформированность речевой линейки речи.

Письменная речь тоже помогает характеризовать отклонения от нормы. Наличие большого количества грамматических ошибок, замены букв («как слышу, так и пишу»), ошибки в понимании конкретного слова.На основании такой полной картины врач логопед делает заключение о состоянии речи и наличии у ребенка ФФНР.

Как откорректировать речь?

Чтобы ребенок избавился от фонетико-фонематического недоразвития речи потребуется много усилий и времени. Врач логопед может порекомендовать специальный садик для маленьких детей, занятия в логопедическом пункте в школьных учреждениях или назначить индивидуальную работу с ребенком. Основная задача при ФФН речи заключается в коррекции произношения звуков, развитие фонетических навыков и подготовительной работе по овладению грамотой.

За время логопедических занятий ребенок:

  • Осваивает правильную артикуляцию и произношение;
  • Формирует анализ и синтез речи;
  • Обогащает свой словарный запас;
  • Развивает связную речь;
  • Учится составлять словосочетания и простые, и сложные предложения;
  • Овладевает правильными навыками письма и чтения.

На занятиях методисты используют наглядный материал, применяют специальную артикуляционную гимнастику, чтобы сформировать правильный слог. Логопедические занятия улучшают психическое и невралгическое состояние. Ребенок станет более спокойным, уравновешенным и сможет сконцентрироваться на конкретной задаче для ее выполнения. У малыша улучшится слуховое внимание и память, разовьется мелкая моторика.

Параллельно с логопедическими занятиям деткам рекомендуются занятия с психологом. Это поможет преодолеть имеющиеся стрессы и выявить возможные психические отклонения. Особенно важно подкорректировать все недочеты перед школой, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта из-за имеющихся у него дефектов в новом обществе.

Прогнозы и профилактика

Если логопедическая помощь была назначена вовремя, то при регулярных занятиях и рекомендациях врачей данный дефект можно полностью ликвидировать. При разных степенях сложности ФФН в речи, сроки полной нормализации речи называются — от 1 месяца до 1 года.

Каждому родителю важно помнить, что формирование речи начинается с момента зарождения плода. На психомоторную функцию и общее физическое развитие ребенка могут оказывать влияние сложные роды, операционные вмешательства, злоупотребление матерью во время беременности алкоголем, табаком и наркотическими веществами.

Очень большую роль на развитие речи у малышей и детей дошкольного возраста оказывает психологическая обстановка в семье, регулярность занятий с ними, обучение чтению и письму.

В случае обнаружения отклонений в произношении или же при длительном молчании ребенка, следует пойти на консультацию к логопеду. Он проведет необходимые обследования и подскажет как быстро и эффективно исправить данную проблему в кратчайшие сроки.

Подводя итоги

ФФНР — серьезный речевой дефект. Он требует к себе максимального внимания, чтобы как можно быстрее пройти путь к нормализации речи. Врачебная практика направлена не только на устранение имеющихся проблем с произношением, но и на правильное развитие речи в будущем. Разработанные методики и опыт специалистов помогут ребенку улучшить мышление и память. Научиться правильно говорить и проводить логическую цепочку от слова — к его восприятию и передаче в словах и письме.

vseorechi.ru

Лечение фонетического нарушения речи

Главная » Заболевания » Логопедия » Фонетическое нарушение речи

Фонетическое нарушение речи — это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих) при нормальном физическом слухе. В результате такого нарушения звук искажается, произносится неточно. Чаще всего нарушается произношение следующих групп звуков: свистящие (с, с’, з, з’, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (л, л’, р, р’), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’), звонкие (в, з, ж, б, д, г), мягкие (т’, д, н).

Порой ребенок с фонетическим нарушением речи не может произносить лишь одну группу звуков, например, только шипящие или только заднеязычные. Подобное нарушение звукопроизношения называется простое (частичное), или мономорфное. У других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие. Такое нарушение звукопроизношения называется сложное (диффузное), или полиморфное.

Такие дети с фонетическим нарушением речи испытывают затруднения в чтении и допускают грубые ошибки в письме (пропускают буквы, заменяют их на другие), что является причиной их неуспеваемости уже в детских садах, а затем и в школе.

Причины фонетического нарушения речи

Причинами фонетического нарушения речи считается:

  • Недостаточная сформированность артикуляционной моторики;
  • Нарушения артикуляционной моторики. Сюда входит:
    • Парез тройничного нерва;
    • Парез лицевого нерва;
    • Парез подъязычного нерва.
  • Расстройства нейродинамики:
    • Недостаточная дифференцировка возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга;
    • Недостаточная сформированность межанализаторных связей.

Так, например, из-за пареза подъязычного нерва движения кончика языка не дифференцированы, язык выходит за пределы рта.

При наличии таких дефектов как фонетическое нарушение речи, ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляционного аппарата, в особенности языком, в результате чего звук искажается.

Симптомы фонетического нарушения речи

Симптомами, указывающими на фонетическое нарушение речи, являются:

  • Слитное произношение двух или нескольких звуков, а также неверное их применение в словах;
  • Употребление в образовании слов звуков, более легких для произношения ребенком;
  • Замена сложных для произношения звуков более простыми;
  • Плохое понимание смысла и значения разных звуков и беспорядочное их использование в различных словах;
  • Ребенок испытывает трудности при самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком, в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);
  • Словарный запас ребенка не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.

Лечение детей с фонетическими нарушениями речи в нашем детском медицинском центре «Колыбель Здоровья» осуществляется комплексно совместно детскими врачами: педиатрами, логопедами, психологами. Основная роль в лечении данного нарушения, конечно, приходится на логопедов. Однако и помощь других специалистов, а также родителей очень важна.

Для коррекции фонетических нарушений звукопроизношения необходимо проводить следующее:

  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
  • Вырабатывание звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционного аппарата;
  • Развитие мелкой и общей моторики; развитие тактильных ощущений посредством дермалексии;
  • Формирование навыков дифференциации звуков;
  • Развитие лексики, грамматического строя и связной речи;
  • Обучение послоговому чтению;
  • Развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания);
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

Логопедическое воздействие при фонетическом расстройстве речи должно быть сконцентрировано на сознательный анализ состава речи ребенка и развитие понимания обращенной речи. Изучается речевое окружение ребенка, объем обращенной к нему речи, социальные условия жизни. Главные принципы логопедической работы — это систематичность и последовательность. Основными задачами этой работы являются появление интереса к окружающим звукам, развитие желания воспринимать их и подражать им, дифференцировать речевые и неречевые звуки.

Дети с фонетическими нарушениями речи требуют длительного, постоянного, систематического логопедического воздействия. Логопедические занятия обычно индивидуальные, проводятся 2–3 раза в неделю, длительностью в среднем по 30 минут.

В детском медицинском центре «Колыбель Здоровья» врачами-специалистами используются современные логопедические методы, которые помогают ребёнку справится с фонетическими нарушениями речи. Родителям важно помнить, что все дефекты звукопроизношения важно ликвидировать еще в дошкольном возрасте, иначе потом они превратятся в непоправимый для корректировки дефект. Кроме того, в дошкольный период речь ребенка развивается особо интенсивно, а главное — она наиболее податлива для исправления.

Это может быть интересно

www.kolibel.ru

Причины и симптоматика ФН И ФФН.

Предыдущая234567891011121314151617Следующая

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается и при нарушениях речевых кинестезии, име­ющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет зна­чение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, ослабленное произвольное внимание.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности навыков звукового анализа ниже, чем при вторичном.

Наиболее распространенной формой нарушения являет­ся искаженное произнесение звуков, при котором сохраня­ется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или заме­на близким по артикуляции, создает условия для смеше­ния соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закон­чен. В таких случаях затрудняется различение близких зву­ков из нескольких фонетических групп, происходит смеше­ние соответствующих букв.

В фонетико-фонематическом развитии детей выяв­ляется несколько состояний:

• недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь ос­тальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая сте­пень фонетико-фонематического недоразвития;

• недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

• при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

• замена звуков более простыми по артикуляции, напри­мер: звуки [с] и [ш] заменяются звуком [ф];

• наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

• нестабильное использование звуков в различных фор­мах речи;

• искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точ­ки зрения их значимости для речевой коммуникации.

Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ве­дут к смешению фонем, их неразличению. Последние яв­ляются более грубыми, так как нарушают смысл выска­зывания.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха - вместо ткачиха). Подоб­ные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического вос­приятия.

Низкий уровень собственно фонематического воспри­ятия с наибольшей отчетливостью выражается в сле­дующем:

• нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, сви­стящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.);

• неподготовленность к элементарным формам звуково­го анализа и синтеза;

• затруднение при анализе звукового состава речи.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием не­редко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных зву­ков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и вос­приятием звуков.

Источник: Волкова. Логопедия

Предыдущая234567891011121314151617Следующая

mylektsii.ru

ФФНР в логопедии: что это, причины и коррекция у детей

Обычно к 4 годам ребенок в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова и большинство звуков произносить правильно. Если же этого не происходит, у ребенка могут диагностировать ФФНР. Что это такое? В логопедии за этой аббревиатурой скрывается комплекс симптомов, вызванных различными нарушениями в восприятии и воспроизведении звуков (фонем) – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. При этом зачастую подобное отклонение не является показателем заболеваний зрения, слуха или отклонений в психоэмоциональном развитии ребенка. Проще говоря, по каким-то причинам мозг ребенка искаженно воспринимает звуковой сигнал и, соответственно, неправильно затем его воспроизводит.

Как это выглядит?

Итак, ФФНР в логопедии – это, прежде всего, несформированность процессов распознавания и произношения фонем частей речи, что необходимо для верного понимания смысла сказанного. То есть речь идет о недоразвитии фонематического слуха, а не физиологического. Вместе с тем у ребенка присутствуют и дефекты произношения. Что при этом происходит с речью ребенка? В разных случаях возможны различные дефекты.

  • При произношении звуки искажаются (например, вместо «ш» – звук, средний между «в» и «ф»).
  • Происходит подмена звуков на более легковоспроизводимые для ребенка (к примеру, вместо всех свистящих он произносит звук «т» или «п», вместо шипящих – «с»).
  • Часто нет различия между твердыми и мягкими звуками (говорит «сь» вместо «с», «тя» вместо «та», и т. д.), ребенок «сюсюкает».
  • Не различаются на слух и при произношении звонкие и глухие звуки («том» вместо «дом», «папка» вместо «бабка»).
  • Ребенок путает сонорные звуки – «л», «м», «н», «р». Причем в речи такие дети порой заменяют не только «р» на «л» (рак-лак), но и наоборот («мороко», рапти»).
  • То же самое может происходить со свистящими и шипящими.
  • Иногда у детей при ФФНР может наблюдаться вариативное произношение звуков (в одних случаях звук или слог произносятся правильно, в других – искаженно или исчезает вовсе).

В речи таких детей могут смешиваться соседние звуки, размываться слоги, иногда нарушается грамматический строй предложений (путаются времена, числа, окончания).

В запущенных случаях речь ребенка с ФФНР понять довольно сложно, она становится «тягучей», неразборчивой, несвязной, иногда нелогичной. Понятно, что с письмом, правописанием, а значит, и с успеваемостью у такого школьника непременно возникнут проблемы. Но гораздо более серьезными могут оказаться психологические комплексы, вызванные трудностями в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому подобные проблемы необходимо корректировать как можно раньше (лучше всего – до школы).

Выраженность проблемы и причины возникновения

Понятно, что чем выше степень выраженности фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка, тем большее число вышеизложенных характеристик ФФНР будут его сопровождать.

  • При легкой степени нарушается распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и произносит с дефектом. Все остальные показатели понимания, воспроизведения и анализа слов, а также речи в целом остаются в норме.
  • При средней степени дети не различают довольно много звуков из разных групп (звонкие, глухие, мягкие, твердые, шипящие, свистящие). Хотя в устной речи малыш может их произносить достаточно правильно.
  • При тяжелой степени ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность. То есть, если произнести ему по звукам, к примеру, слово «м-а-ш-и-н-а», он не поймет, что это машина, а если попросить его самого назвать эти звуки по порядку, он не сможет этого сделать.

Как следствие, таким деткам сложно произносить слова из нескольких слогов либо с двумя или более согласными подряд (трамвай, стружка, портрет, водопровод). При произнесении таких слов дети пропускают либо заменяют звуки или даже слоги, переставляют их местами, разбавляют другими звуками и т. д. Кроме того, у ребенка с ФФНР отмечаются другие особенности умственной деятельности:

  • сложности с концентрацией внимания;
  • недостаточный объем памяти, особенно на лексику;
  • сложности с абстрактным мышлением;
  • замедленная мыслительная деятельность.

Зачастую существует прямая зависимость между числом дефектного воспроизведения звуков и общим уровнем фонематического развития: чем больше звуков ребенок не может правильно произносить, тем хуже обстоит дело с их восприятием, выделением в речи… Однако порой случается обратное: ребенок не выговаривает всего два-три звука, а фонематическое недоразвитие у него выявляется достаточно глубокое. В большинстве случаев это является результатом неправильной работы логопеда по коррекции звуковоспроизведения. Проблема лишь маскируется, что затрудняет ее правильное выявление для последующей коррекции.

Что касается причин, приводящих к фонетико-фонематическому недоразвитию, то среди основных специалисты обычно выделяют:

  • проблемно протекающую беременность;
  • осложнения при родах, родовые травмы;
  • психологические проблемы ребенка (например, сильный испуг, одиночество);
  • неблагоприятную среду проживания (пьющие родители, частые скандалы в семье);
  • частые стрессы (из-за конфликтов со сверстниками, воспитателями, нервной обстановки в семье);
  • недостаточное время, которое родители уделяют развитию речи, памяти, мышления ребенка.

Совет

Если вы замечаете за своим ребенком описанные нарушения в произношении, восприятии или фонетическом анализе, не ждите, пока до него дойдет очередь логопеда в детском саду и он поставит вам диагноз ФФНР. В дошкольном учреждении попросту может не быть хорошего логопеда. Обратитесь к специалистам сами – помогите ребенку преодолеть дефекты до того, как у него начнутся проблемы с обучением или комплексы неполноценности.

К кому обратиться?

Для того чтобы правильно поставить диагноз и выявить степень выраженности проблемы, необходимо обследование у следующих специалистов:

  • отоларинголог (подтвердит отсутствие проблем со слухом);
  • невролог (укажет на наличие либо отсутствие неврологических проблем, способствующих торможению речевого развития);
  • педиатр (даст общее заключение о состоянии здоровья ребенка).

Логопед изучит особенности протекания беременности, родов, раннего развития ребенка, обследует артикуляционный аппарат на предмет соответствия развития губ, языка, зубов и т. д. Оценит состояние голосовой, дыхательной деятельности. Изучит количество, степень и характер речевых нарушений (замена, отсутствие звука, искажение), проверит навыки звукового анализа и синтеза (способность к пониманию, выделению и воспроизведению слов, слогов, звуков). Оценит грамматическое построение речи (ошибки в согласовании и управлении), обратит внимание на наличие специфических ошибок в письменной речи ребенка, определит уровень чтения и способность к пониманию и передаче прочитанного. После комплексного анализа всех этих факторов и выводится диагноз – ФФНР.

Как это лечится?

ФФНР относится к числу заболеваний, требующих серьезного комплексного лечения, притом довольно длительного (не менее 6-10 месяцев, иногда больше, в зависимости от степени выраженности проблемы).

Такие дети должны заниматься в специальных коррекционных логопедических группах в детских садах (начиная с 5 лет) либо посещать занятия школьного логопеда, если проблема не была устранена до поступления в школу.

При этом логопед будет заниматься с ребенком:

  • коррекцией произношения, артикуляции;
  • развитием фонематического восприятия и анализа;
  • подготовкой к обучению грамоте либо коррекцией обнаруженных нарушений письма, если ребенок – школьник;
  • развитием у него навыков словообразования, словоизменения;
  • обогащением словарного запаса ребенка;
  • развитием правильной, связной, логической речи;
  • работой с простыми и сложными предложениями.

При этом могут быть использованы не только наглядные материалы, соответствующие возрасту ребенка, но и – при необходимости – специальная артикуляционная гимнастика, а также логопедический массаж. Такая работа может проводиться как в группах, так и индивидуально.

Детям с подобными нарушениями обязательно нужна помощь квалифицированного детского психолога, который поможет развить память и мышление, общую и мелкую моторику, слуховую память и слуховое внимание, а также – снизить уровень тревожности, повысить концентрацию внимания, преодолеть комплексы, фобии, психологические препятствия в общении с окружающими.

Своевременное выявление детей с ФФНР и проведение с ними полноценного реабилитационного курса (обычно года бывает достаточно) позволяют полностью устранить недоразвитие речи, подготовить ребенка к нормальному обучению.

К сожалению, в детских садах небольших городов довольно сложно найти коррекционные группы или даже просто грамотных логопедов для индивидуальных занятий. Здесь вариантом решения проблемы будет поиск дошкольного заведения, специализирующегося на таких вопросах. Поэтому лучше заранее сделать все возможное, чтобы не допустить появления ФФНР у малыша:

  • принимать меры по предотвращению перинатальных патологий;
  • уделять как можно больше времени развитию речи у малыша;
  • обеспечить комфортный микроклимат в семье, достаток любви, внимания, заботы;
  • вовремя решать возникающие психологические проблемы (страхи, кошмары, стрессы, депрессии).

Логопедические диагнозы в основной массе не приговор, а лишь повод уделить самое пристальное внимание развитию речи, постановке звуков, артикуляции, правильности, последовательности изложения, развитию памяти, внимания, концентрации, образного мышления. Компетентность доктора, помноженная на терпение родителей, – залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до некритичного уровня, когда у ребенка не будет возникать проблем ни с общением, ни с обучением.

Текст

razvivashka.online

Лексико-грамматическое недоразвитие речи

Нормальное речевое развитие является одной из важных составляющих гармоничного развития детской личности и успешного обучения. Но есть категория детей, имеющих речевые расстройства. К таким нарушениям относится и лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).

Это нарушение относится к психолого-педагогической классификации. Дети, имеющие ЛГНР, отличаются сохранным звукопроизношением, относительно сформированными фонематическими процессами (иногда в результате логопедической помощи). Но отмечается отставание уровня словарного запаса от нормы и наличие аграмматизмов в речи. Чаще всего данное нарушение наблюдается при общем недоразвитии речи (ОНР).

Формы проявления ЛГНР

Нередко данное нарушение сопровождает более серьезные речевые расстройства и является одним из их признаков:

  • Выход из моторной алалии. При такой форме патологии происходит нарушение процесса овладения языком. Именно поэтому ЛГНР и возникает при этой разновидности алалии.
  • ОНР любой степени.
  • Задержка речевого развития (ЗРР).
  • Задержка психического развития (ЗПР).
  • Дизартрия.

Недоразвитие лексико-грамматической стороны речи является одним из основных признаков этих нарушений. Как правило, его первые симптомы появляются в 3 года, когда ребенок начинает общаться предложениями и активнее познавать окружающий мир.

Особенности механизма нарушения

ЛГНР может быть обусловлено двумя вариантами механизма нарушения:

  • недоразвитие синтаксической составляющей;
  • недоразвитие речевых центров коры головного мозга.

В результате этого у ребенка появляется отставание словарного запаса от нормы, а во фразах и предложениях наблюдаются аграмматизмы.

Этиология

Причины ЛГНР можно разделить на две большие группы – биологические и социальные. К первой категории относятся:

  • неблагоприятное воздействие на плод в период беременности (в особенности на головной мозг);
  • сложное течение беременности;
  • травмы в родах;
  • асфиксия;
  • тяжелые инфекционные заболевания в первый год жизни малыша.

К социальным относят:

  • неблагоприятные социальные условия и речевая среда, в которых растет ребенок;
  • длительный стресс;
  • недостаток в эмоциональном общении с родными;
  • гиперопека;
  • билингвизм.

Спор у специалистов вызывает генетическая предрасположенность детей к речевым расстройствам. Некоторые полагают, что эта особенность передается генетически. Другая группа считает, что малыш может просто подражать взрослому, имеющему дефект речи.

Описание симптоматики

ЛГНР выражается не в нарушении звукопроизношения, а в недоразвитии лексики и трудностях в усвоении грамматических категорий. Импрессивный словарь резко отстает от нормы, ребенок употребляет в речи слова в неправильном значении. У него возникают сложности с классификацией предметов, он не может подобрать обобщающие слова. Из-за отставания словарного запаса у детей с ЛГНР имеются трудности в понимании речи.

Его фразы и предложения отличаются аграмматичностью. Нарушены нормы согласования в роде, числе и падеже. Преимущественно в речи детей с ЛГНР преобладают существительные, чем прилагательные и глаголы. Дошкольник с трудом или не образует вовсе притяжательные местоимения и прилагательные. В речи практически не используются числительные, наречия, причастия.

Чаще всего такие дети общаются посредством фраз и нераспространенных предложений. Они не используют предлоги и союзы. Их ответы на вопросы не отличаются развернутостью, обычно они односложны. Также у детей с ЛГНР трудности в словообразовании, особенно приставочно-суффиксальным способом.

ЛГНР сказывается и на качестве связной речи. Дошкольник не может самостоятельно составить рассказ или пересказать историю. Дети с такими особенностями речевого развития не составляют рассказы-описания, потому что им сложно подбирать слова, похожие по смыслу. Все это сказывается на потребности ребенка к общению. Если вовремя не скорректировать этот дефект, то это может стать причиной нарушения письменной речи. Успешный выход из ЛГНР зависит от того, насколько рано была начата коррекционная работа.

Особенности диагностики

Логопед подбирает наглядный материал в зависимости от возраста ребенка. При обследовании лексико-грамматической стороны речи специалист обращает особое внимание на:

  • состояние словаря (импрессивного и активного);
  • владение навыком словообразования;
  • умение согласовывать слова во фразах и предложениях;
  • какие части речи ребенок использует больше;
  • развитие связной речи.

Ребенку предлагают выполнить задание на обобщение, сравнение предметов. Логопед обращает внимание на то, насколько хорошо малыш понимает обращенную к нему речь. Также его просят образовать притяжательные прилагательные и местоимения; составить новые слова. Для оценки связной речи и владения грамматическими категориями логопед наблюдает за тем, как ребенок общается вне учебной деятельности.

Для диагностики малышу предлагается составить рассказ по картинке. Во время выполнения этого задания специалист оценивает то, насколько часто использует ребенок распространенные предложения; согласует ли слова; нужна ли помощь взрослого при их составлении. Кроме того, в перечень заданий входит и работа с синонимами и антонимами.

По результатам обследования логопед подбирает специальные упражнения, которые позволят максимально эффективно скорректировать данное речевое нарушение.

Особенности работы над улучшением лексики

При ЛГНР основное внимание уделяется коррекции словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Работа над лексической составляющей ведется по следующим направлениям:

  • расширение и активизация словарного запаса;
  • его уточнение;
  • формирование умения использовать обобщающие слова:
  • формирование понимания сложных грамматических конструкций.

Начинать работать над пониманием речи лучше всего в контексте предметной деятельности. Таким образом, будет происходить не только обогащение словарного запаса, но и его уточнение, использование в активной речи.

Выполняя задания с использованием обобщающих слов, ребенок изучает определенную лексическую тему. Он учится классифицировать предметы по категориям; сравнивать по различным критериям. Для закрепления полученных навыков, логопед спрашивает, что означает определенное слово, когда его употребляют в речи и т. д.

Работа ведется не только по актуализации существительных, но и прилагательных, глаголов и других частей речи. Вводить их в активную речь лучше всего в сочетании с предметной деятельностью. Например, прилагательные при рассматривании предметов, подборе синонимов. Глаголы – непосредственно при осуществлении какого-либо действия; числительные – во время счета и т. д.

Состояние лексики влияет и на усвоение грамматических категорий, и на качество связной речи. Но коррекция этих важных компонентов должна проводиться в комплексе, чтобы занятия были эффективными.

Особенности работы над грамматическим строем и связной речью

Занятия ведутся по следующим направлениям:

  • формирование навыка словообразования;
  • освоение навыка согласования не только существительного с прилагательными, но и с другими частями речи;
  • составление сложных распространенных предложений;
  • составление рассказа-описания по сюжетной картинке.

Логопед отрабатывает с ребенком использование различных грамматических конструкций. Учит применять в речи предлоги, союзы. Предлагаются задания на склонение существительных, прилагательных, глаголов. Кроме совершенствования грамматического строя, параллельно проводится работа по развитию связной речи.

Задача специалиста не просто научить составлять рассказ без помощи взрослого, а чтобы ребенок мог устанавливать логические связи между предложениями. В начале работы логопед помогает посредством наводящих вопросов и составления плана-подсказки. Затем, постепенно малыш учится самостоятельно давать развернутые ответы и рассуждать на знакомые темы.

Кроме этого, ведется работа над интонационной выразительностью. Ребенка знакомят с особенностями использования вопросительной, восклицательной интонации. Ее хорошо отрабатывать путем постановки театрализованных представлений, выразительного чтения и заучивания стихотворений.

Прогноз коррекции

Эффективность коррекционной работы зависит от того, насколько рано было выявлено ЛГНР. Чем раньше, тем лучше будет результат. При своевременной логопедической помощи к поступлению в первый класс удается справиться с данным нарушением. Либо можно максимально сократить отставание от нормы.

На результат влияет и особенность речевого нарушения. Чем оно сложнее, тем больше времени займет коррекционная работа по формированию необходимых навыков. Во время обучения в школе ЛГНР может стать причиной появления дисграфии и дислексии. Поэтому коррекционную работу нужно проводить в дошкольном возрасте.

ЛГНР обычно является частью более сложного речевого нарушения. Поэтому логопед составляет план занятий, чтобы устранить причину появления какого-либо дефекта. Данное нарушение становится более заметным после 3-х лет, когда малыш начинает активнее взаимодействовать с окружающим миром.

Чтобы предупредить появление ЛГНР взрослым необходимо больше общаться с ребенком, интересоваться его мнением. На прогулке отрабатывать некоторые направления по развитию лексико-грамматического строя. Ведь родители также оказывают немаловажное влияние на речевое развитие. Поэтому логопед и родители должны взаимодействовать вместе, чтобы у ребенка была красивая и грамотная речь.

logopediacentr.ru


Смотрите также