Для детей телевизор


Дети и телевизор: что смотреть, в каком возрасте, сколько - и можно ли смотреть ребенку телевизор вообще?

Дети и телевизор: что смотреть, в каком возрасте, сколько — и можно ли смотреть ребенку телевизор вообще?

Телевидение уже давно поселилось в наших домах, и, несмотря на появление еще и компьютеров, остается актуальным для каждой семьи. И, если раньше дети ждали нового мультфильма, сказки или интересной детской передачи, то сегодня телевизор вещает практически круглосуточно, иногда просто фоном и нередко вместо няни. И, увы — о качестве ТВ-контента сегодня приходится только мечтать. Конечно, некоторые детские каналы пытаются стать полезными, но «коммерческая составляющая» все-таки перевешивает…

Содержание статьи:

Влияние телевизора на ребенка – польза и вред телепросмотров для детей

Безусловно, сказать, что «от телевидения – только вред» — неправильно. Все-таки еще остались каналы, которые весьма бережно относятся к выбору программ и фильмов, заботясь о своей репутации.

Кроме того, существуют специальные познавательные и детские каналы, в какой-то степени способствующие развитию детей. Но процент таких каналов ничтожно мал.

Есть ли плюсы от ТВ?

Грамотная передача или хороший мультфильм…

  • Расширяют кругозор.
  • Увеличивают словарный запас.
  • Развивают эрудицию.
  • Приобщают к классике и истории.

Обратная сторона медали…

Увы, пунктов в списке «чем вредно телевидение» наберется больше:

  1. Вред для глаз. Ребенок не может сфокусировать взгляд на одной картинке, потому что она меняется слишком быстро. Также важно отметить, что ребенок около телевизора реже моргает, двигательная активность глаз сильно снижается, а нервная система устает от мерцания. Со временем перенапряжение внутриглазных мышц ведет к близорукости и даже косоглазию.
  2. Вред для развития мозга. Ребенок, «живущий» у телевизора, теряет воображение, логику, способность размышлять логически, анализировать и делать выводы: нужные изображения и выводы ему дает ТВ, оно же «разжевывает» все задачки и дает ответы, которые мозг ребенка должен искать самостоятельно. Телевизор превращает ребенка из потенциального творца в обычного «потребителя», который, раскрыв рот и почти не мигая, «поедает» все, что льется с экрана.
  3. Вред для психического здоровья. При длительных просмотрах ТВ нервная система ребенка перевозбуждается, следствием чего становятся бессонница и нервозность, стресс, агрессивность, и проч.
  4. Вред для физического здоровья. Лежа/сидя у телевизора, ребенок находится в состоянии физического покоя и практически не расходует энергию. Мало того, согласно проведенными исследованиям, во время просмотра ТВ расходуется еще меньше энергии, чем просто в состоянии покоя. Большинство любителей ТВ страдают от лишнего веса и проблем с позвоночником.
  5. Вред для развития речи. Лексикон ребенка обрастает жаргонизмами и теряет литературность. Постепенно речь обескультуривается, становится примитивной. Кроме того, развитие речи ребенка не может происходить в одиночку – только лишь за счет общения с экраном. Для развития речи нужен контакт – живой диалог ребенка и взрослого. ТВ-изолированность от такого взаимного общения – прямой путь к потере способности воспринимать речь на слух, и оскуднению речи в целом.

К другим негативным последствиям детской увлеченности телевизором можно отнести…

  • Подавление естественных желаний и навыков (ребенок забывает есть, пить и даже ходить в туалет, общаться с друзьями, заниматься привычными вещами и пр.).
  • Замена реального мира телевизионным. В реальном мире слишком мало «драйва» после ярких мультфильмов, динамичных кинокартин и громких реклам.
  • Бессмысленная потеря времени. За 2 часа у телевизора можно сделать массу полезных для общего развития вещей. Телевизор деорганизует – маленький человек еще быстрее взрослого теряет способность организовывать собственное время.
  • Провоцирование ребенка на действия, которые быть опасными для здоровья и жизни. Маленький ребенок все принимает на веру. Если на экране мальчик летает на метле – значит, и ребенок сможет летать на метле. Если в рекламе показывают вкусный майонез, который едят всей семьей чуть ли не ложками — значит, он действительно вкусный и полезный.

И, конечно, нельзя не сказать о том, что телевизор – он, как няня, постепенно внушает ребенку те или иные «истины» и способен легко манипулировать детским сознанием. Ребенок, подобно губке, впитает абсолютно все.

С какого возраста и сколько времени в день можно смотреть детям телевизор?

Ребенок не способен критически осмыслить все, что происходит на экране – он принимает все на веру. И все ТВ-картинки воспринимаются детским сознанием не по отдельности, как образы — а в качестве единого замысла.

Способность анализировать и отделять вымысел от реальности к ребенку придет позже — и до этого момента можно «наломать немало дров», если не выбирать для чада ТВ-контент, и не ограничивать время просмотра.

Что говорят специалисты о временных рамках для просмотра детьми ТВ?

  1. До 2-х лет – категорически запретить просмотр телевизора.
  2. В 2-3 годика – максимум 10 минут в день.
  3. В 3-5 лет – не более 30-ти минут за весь день.
  4. От 5-ти до 8 лет – не боле часа в день.
  5. В 8-12 лет – 2 часа максимум.

Дети смотрят телевизор – как свести к минимуму вредное влияние ТВ, и другие негативные факторы?

Чтобы снизить вредное влияние телевизора на здоровье детей, нужно следовать определенным правилам:

  • Строго лимитируем время просмотра.
  • Смотреть ТВ исключительно в положении сидя.
  • Не смотреть телевизор в темноте – комната обязательно должна быть освещенной.
  • Минимальное расстояние от ребенка до экрана ТВ – 3 м. При экране с диагональю боле 21 дюйма – и того больше.
  • Смотрим ТВ вместе с ребенком, чтобы помочь ему проанализировать увиденное.
  • Отдаем предпочтение диафильмам, при просмотре которых мозг ребенка лучше усваивает увиденное, чем при просмотре быстро меняющихся картинок мультфильма.

Как выбирать мультики, фильмы и телепередачи для детских просмотров правильно – инструкция для родителей

Мультфильм – это один из инструментов воспитания, если использовать его с умом. Ребенок часто копирует образ и поведение любимых героев, подражает им в речи, примеряет на себя ситуации из мультфильмов и кинокартин.

Поэтому важно правильно выбирать ТВ-контент, который должен быть исключительно полезным с этической и педагогической точки зрения.

На что ориентироваться, выбирая передачи, фильмы и мультики для ребенка?

  1. Собираем свою коллекцию видео – специально для ребенка. В нее можно включить научные передачи для его возраста, детские кинофильмы и мультфильмы, которые воспитывают в детях правильные качества (борьба за правду, защита слабых, воспитание силы воли, уважение к старшим и проч.), исторические передачи, викторины.
  2. Не проходим мимо советских мультфильмов, которые являются настоящими энциклопедиями важнейших жизненных ценностей. Кроме того, «наши» мультфильмы не перевозбуждают детскую психику, а напротив – гармонизируют ее.
  3. Выбирайте хорошие мультфильмы не как способ «отдохнуть от ребенка полчасика», пока тот смотрит в экран, а в качестве поощрения. Выбранный мультфильм обязательно смотрите вместе, всей семьей – это поможет вам, кстати, лучше узнать свое чадо. А еще можно завести добрую семейную традицию – смотреть фильмы и мультики вместе. Для просмотра длинного мультфильма в 1,5-2 часа выбирайте максимум 1 день в неделю, не чаще.
  4. Чтобы не лишать ребенка выбора, и не выглядеть тираном, предлагайте ребенку передачи или мультфильмы на выбор.
  5. Анализируйте заранее – какими качествами обладают герои, какая речь звучит с экрана, чему учит мультфильм, и проч.
  6. Выбирайте контент по возрасту! Не торопите ребенка жить – не нужно заранее рассказывать ему через экран ТВ о взрослой жизни и ее проблемах. Всему свое время.
  7. Обращаем внимание на темп смены сюжета. Для деток до 7-8 лет рекомендуется выбирать мультфильмы и кинокартины со спокойной сменой обстановки, чтобы ребенок успевал усваивать и понимать увиденное.
  8. Фильм, мультик или передача должны вызывать вопросы! Если ребенок после просмотра ни о чем не спрашивает, стоит задуматься – не слишком ли примитивный контент вы выбрали. Ориентируйтесь на такой контент, который заставляет думать, а не тот, где уже «все разжевано и в рот положено».
  9. Выбираем героев, на которых ваше чадо захочет стать похожим. Не пукающего Шрека, не смешного и сумасшедшего Миньона — а, например, робота Валли или Лиса из Маленького Принца.
  10. Отдельно стоит выделить мультфильмы о животном мире, о котором детки еще так мало знают: о том, что малышей-пингвинят высиживают папы, а не мамы; о том, как волчица прячет своих волчат, и проч.
  11. Подбираем для ребенка фильмотеку самостоятельно. Не приучаем чадо быть зависимым от ТВ и программы передач. Но не включаем видео на «ютубе», откуда ребенок сможет перескочить и на запрещенный для его возраста контент.
  12. Не используем телевизор в качестве няни и во время еды.
  13. Для ребенка 3-8 лет рекомендуется выбирать ТВ-контент, который не будет давить на психику – спокойные развивающие передачи, добрые мультфильмы, короткие поучающие видео.
  14. Для ребенка 8-12 лет можно подобрать добрые детские фильмы, научные программы для его возраста, развивающие передачи различной тематики. Конечно, в этом возрасте уже можно дать чаду чуть больше свободы в выборе тем, но контролировать просматриваемый контент следует обязательно.

Конечно, не нужно с головой закапываться в поисках психологически правильного мультфильма, чтобы случайно не включить мультик с каким-нибудь тайным смыслом – ни к чему разбирать каждый кадр по косточкам и искать психологически неверные ходы мультипликаторов. Достаточно краткого анализа – общий смысл, характер героев и речь, методы достижения цели героями, полученный результат и мораль.

Ну и, конечно — главным «мультфильмом» для ребенка должна стать реальная жизнь. Нужно найти для своего чада такие занятия и хобби, от которых он не захочет отрываться. Тогда бороться с ТВ и интернетом даже не придется.

Что категорически нельзя разрешать к просмотру детям по телевизору – родители, будьте внимательны!

В погоне за прибылью производители мультфильмов и кинокартин для малышей и школьников совсем забывают о морально-этической, и тем более — о воспитательной стороне вопроса. И оставленные наедине с телевизором дети в итоге видят то, что им видеть совершенно не нужно.

Поэтому, в первую очередь — не оставляем детей наедине с телевизором!

Ну, а вторым шагом родителей должен стать жесткий отсев ТВ-контента, нежелательного для просмотра детьми.

Например, фильмы, передачи и мультфильмы, в которых…

  • Отсутствует литературная речь, и в большом количестве присутствуют американизмы и жаргонизмы.
  • Учат лицемерию, вранью, злорадству.
  • Главные герои – непонятные и непривлекательные существа со странным поведением.
  • Со злом не борются, а воспевают его.
  • Плохое поведение героев одобряется.
  • Присутствует насмешка над слабыми, старыми или больными персонажами.
  • Герои издеваются над животными, или наносят вред окружающим, или неуважительно относятся к природе и окружающим.
  • Присутствуют сцены насилия, агрессии, порнографии и проч.

Конечно, под запрет – все новостные программы, ток-шоу, взрослые фильмы и передачи, если только это — не научно-познавательный или исторический фильм.

Также под запрет и весь ТВ-контент, который может вызвать агрессию, страх, неадекватное поведение ребенка.

Ребенок посмотрел телевизор – избавляемся от лишних эмоций и включаемся в реальную жизнь

Согласно исследованиям, ребенку после просмотра ТВ требуется от 40 минут и более, чтобы прийти в себя и «вернуться в реальный мир». Спустя 40 минут нервная система постепенно возвращается в исходное состояние, а ребенок успокаивается.

Правда, речь идет только о спокойных мультфильмах и передачах. А вот на восстановление после мультфильма, где герои кричать, носятся, стреляют и проч., иногда требуется и несколько дней.

Важно отметить, что дети до 3-5 лет особо уязвимы — и относительно зрения, и относительно психики. Поэтому мультики «с драйвом» лучше оставить на потом.

Итак, выделим главное:

  • Выбираем спокойные мультфильмы и кинокартины, чтобы ребенок быстрее вернулся в реальный мир. Не забываем лимитировать время просмотра.
  • Обсуждаем с ребенком все, что он увидел – хорошо или плохо, зачем герой так поступил, и проч.
  • Ищем, куда выплеснуть накопленные во время просмотра ТВ эмоции – ребенок не должен остаться с ними наедине! Во-первых, обсудить с мамой/папой, во-вторых, можно придумать игру по мультфильму, устроить вернисаж рисунков с любимым персонажем, придумать кроссворд на тему, собрать главного героя из конструктора и проч. Главное, чтобы эмоции ребенка куда-нибудь выплеснулись.

Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.

Поделитесь с друзьями и оцените статью:   (Пока оценок нет) Загрузка...  Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

www.colady.ru

ВРЕД ТЕЛЕВИЗОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ │ ИССЛЕДОВАНИЯ │ ЗДОРОВЬЕ

Вред телевизора для детей заключается в его не­га­тив­ном вли­я­нии на раз­ви­тие мозга [1]. Хотя это может быть и не не­пос­ред­с­т­вен­ный эф­фект. Пос­коль­ку дети, про­во­дя­щие много вре­ме­ни перед эк­ра­ном те­ле­ви­зо­ра с ран­не­го дет­с­т­ва, менее под­виж­ны и не так об­щи­тель­ны [2]. А фи­зи­чес­кая ак­тив­ность [3] и со­ци­а­ли­за­ция [4] по­ло­жи­тель­но ска­зы­ва­ют­ся на про­цес­се раз­ви­тия ре­бён­ка. Вот по­че­му ре­ко­мен­ду­ет­ся ис­поль­зо­вать тре­ни­ров­ки для де­тей. Ведь они по­мо­га­ют, как нор­ма­ли­зо­вать дви­га­тель­ную ак­тив­ность ре­бён­ка, так и помочь ему со­ци­а­ли­зи­ро­вать­ся. Но вред те­ле­ви­зо­ра для детей может про­яв­лять­ся и в на­ру­ше­нии сна‒бодр­с­т­во­ва­ния. Пос­коль­ку си­ний свет мешает за­сы­пать. По­э­то­му перед сном те­ле­ви­зор не стоит смот­реть со­вер­шен­но точ­но!

На самом деле, вред телевизора про­яв­ля­ет­ся не толь­ко в случае с деть­ми, но и в случае с по­жи­лы­ми людьми. Таким об­ра­зом, 28 фев­ра­ля 2019 года было опуб­ли­ко­ва­но ис­сле­до­ва­ние вли­я­ния те­ле­ви­зо­ра на по­жи­лых людей [5]. И ока­за­лось, что прос­мотр те­ле­ви­зо­ра более 3,5 часов в сутки не­га­тив­но ска­зы­ва­ет­ся и на их ког­ни­тив­ных спо­соб­нос­тях. Прав­да, ис­сле­до­ва­те­ли под­чёр­ки­ва­ют, что этот эф­фект может быть обус­лов­лен си­дя­чим и более уеди­нён­ным об­ра­зом жизни. При этом чрез­мер­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние перед те­ле­ви­зо­ром может быть не при­чи­ной, а след­с­т­ви­ем. То есть у людей ухуд­ша­ют­ся ког­ни­тив­ные фун­к­ции, и, как след­с­т­вие, они на­чи­на­ют боль­ше смот­реть те­ле­ви­зор.

Из всего сказанного выше следует сделать вы­вод, что про­во­дить перед те­ле­ви­зо­ром более 3-х часов в день не сле­ду­ет. Как не сле­ду­ет вести и уеди­нён­ный или си­дя­чий образ жизни. При этом стоит за­ме­тить, что ком­пью­тер­ные иг­ры, в от­но­ше­нии вли­я­ния на ког­ни­тив­ные фун­к­ции, по­ка­зы­ва­ют менее од­но­знач­ные ре­зуль­та­ты. Пос­коль­ку в по­жи­лом воз­рас­те они могут быть даже по­лез­ны. А в дет­с­т­ве и юно­шест­ве в уме­рен­ном ко­ли­чест­ве спо­соб­с­т­во­вать раз­ви­тию не­ко­то­рых ког­ни­тив­ных фун­к­ций. При этом боль­шое зна­че­ние ещё имеет диета [6], [7]. По­э­то­му ре­ко­мен­ду­ет­ся об­ра­тить вни­ма­ние на дет­с­кую ди­е­ту, ди­е­ту для муж­чин и ди­е­ту для жен­щин. Ведь они мо­гут быть по­лез­ны!

Вред телевизора

Вред телевизора для детей и под­рост­ков может также про­яв­лять­ся и в плохом пи­ще­вом по­ве­де­нии [8]. Пос­коль­ку люди, про­во­дя­щие много вре­ме­ни перед те­ле­ви­зо­ром, не­ред­ко за­е­да­ют его прос­мотр чип­са­ми, бул­ка­ми и про­чи­ми фаст­фу­да­ми. И это, не го­во­ря о том, что такое по­ве­де­ние ещё и соп­ро­вож­да­ет­ся си­дя­чим об­ра­зом жизни. След­с­т­ви­ем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ат­ро­фия ми­то­хонд­рий. А зна­че­ние ми­то­хонд­рий пе­ре­о­це­нить край­не сложно! Пос­коль­ку эти кле­точ­ные ор­га­нел­лы яв­ля­ют­ся ос­нов­ным анти­ок­си­дан­том. В то время как ок­си­да­тив­ный стресс не­га­тив­но вли­я­ет на сос­то­я­ние нер­в­ной сис­те­мы [9]. Таким об­ра­зом, спо­соб­с­т­вуя раз­ви­тию пси­хо­ло­ги­чес­ких за­бо­ле­ва­ний [10].

Не удивительно, что в таких условиях XXI век стал веком эпи­де­мии тре­вож­ных рас­стройств [11]. И ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют прямую кор­ре­ля­цию между время­пре­про­вож­де­ни­ем перед те­ле­ви­зо­ром и раз­ви­ти­ем за­бо­ле­ва­ний тре­вож­но­го спект­ра [12]. На что может ока­зы­вать вли­я­ние так же срав­не­ние себя с более ус­пеш­ны­ми людьми, ко­то­рых по­ка­зы­ва­ют сред­с­т­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции [13]. По­э­то­му не­об­хо­ди­мо конт­ро­ли­ро­вать, как то, сколь­ко вре­ме­ни ре­бё­нок про­во­дит перед те­ле­ви­зо­ром, так и то, какие пе­ре­да­чи он смот­рит. А луч­шим спо­со­бом вос­пи­та­ния яв­ля­ет­ся соб­с­т­вен­ный при­мер! По­э­то­му пред­ла­гать ре­бён­ку пойти за­нять­ся чем-то по­лез­ным, сидя на ди­ва­не перед те­ле­ви­зо­ром ‒ не луч­шая идея.

Мозг человека

Заключение

  1. Вред телевизора для детей, преж­де все­го, про­яв­ля­ет­ся в его спо­соб­нос­ти не­га­тив­но вли­ять на по­ве­де­ние. Пос­коль­ку вмес­то то­го, что­бы об­щать­ся с людь­ми или за­ни­мать­ся спор­том, ре­бё­нок прос­то си­дит пе­ред те­ле­ви­зо­ром.
  2. Просмотр телевизора может быть при­чи­ной раз­ви­тия тре­вож­ных рас­стройств. Пос­коль­ку по те­ле­ви­зо­ру лю­ди смот­рят на лю­дей, го­раз­до бо­лее ус­пеш­ных, чем они са­ми. Что мо­жет не­га­тив­но ска­зы­вать­ся на их пси­хи­чес­ком сос­то­я­нии.
  3. Если вы хотите, чтобы ваш ре­бё­нок вёл здо­ро­вый и пра­виль­ный об­раз жиз­ни, преж­де все­го, его нуж­но вес­ти са­мо­му. Пос­коль­ку соб­с­т­вен­ный при­мер ‒ это луч­ший спо­соб вос­пи­та­ния.
  4. Компьютерные игры полезнее те­ле­ви­зо­ра. Осо­бен­но в по­жи­лом воз­рас­те. Хо­тя зло­упот­реб­лять ими не сто­ит. Что, в пер­вую оче­редь, ка­са­ет­ся де­тей. Ко­то­рые дол­ж­ны об­щать­ся со сверст­ни­ка­ми и мно­го дви­гать­ся!

P.S. Бла­го­да­рим за вни­ма­ние! На­де­ем­ся, что ста­тья бы­ла ин­те­рес­на и поз­на­ва­тель­на. Ес­ли у вас ос­та­лись ка­кие-ли­бо воп­ро­сы, есть за­ме­ча­ния или вы хо­ти­те выс­ка­зать сло­ва бла­го­дар­нос­ти, то для все­го это­го мож­но вос­поль­зо­вать­ся фор­мой ком­мен­та­ри­ев ни­же. Оце­ни­вай­те ста­тью, де­ли­тесь ею с друзь­я­ми в со­ци­аль­ных се­тях, до­бав­ляй­те сайт в из­бран­ное и бо­ри­тесь с мра­ко­бе­си­ем во всех его про­яв­ле­ни­ях, аминь!

Источники

[1] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4755299/

[2] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3920399/

[3] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5923842/

[4] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4426688/

[5] nature.com/articles/s41598-019-39354-4

[6] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5946249/

[7] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5646273/

[8] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2829711/

[9] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5193071/

[10] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3964745/

[11] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4610617/

[12] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4114517/

[13] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5143470/

[свернуть]

Загрузка...

pop-science.ru

С какого возраста детям можно смотреть телевизор?

Анна Ремиш, научный обозреватель: Когда ребенку можно начинать смотреть вожделенные мультфильмы: после года, после 2-х или позже? Психологи и ученые едины во мнении: минимум до 2-х лет (но чем позже, тем лучше) детей нельзя знакомить с телевизором или с современными гаджетами. Почему?

Рекомендации российских психологов

  • Доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития Елена Смирнова: «В этом возрасте (до 3-х лет — ред.) у детей восприятие так устроено: они будут смотреть все, что ни покажи! Будь то мультфильмы, реклама, порнофильм – все равно! Тут не важен контент – важно, что что-то мелькает на экране, и они просто следят за этим мельканием. Дети смотрят не фильм, у них восприятие чисто сенсорное, и эта вещь очень опасная, потому что при этом блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться (…) Блокируются те виды деятельности, в которых должно проходить развитие в этом возрасте, в частности, предметная деятельность» [1]. Эти слова подтверждают результаты исследования, проведенного в США, когда детей 6-ти, 12-ти и 18-ти месяцев разделили на возрастные группы и посадили перед телевизором, который показывал мультфильмы с обычной и с обратной последовательностью кадров (то есть сначала до конца и от конца до начала). При этом только самые старшие малыши предпочитали правильный контент [2]. Правда, это не значит, что они более разборчивы. Исследования показывают, что ребенок младше 2-х лет не может познавательно понять что именно происходит на экране и запомнить это, а значит, он просто-напросто заворожен сменой картинок или цветовой гаммы, что уже смахивает на зомбирование.
  • Академик РАМТН, руководитель клинического объединения центров охраны зрения детей и подростков «Ясный взор», врач-офтальмолог Игорь Азнаурян: «Детям младше 2-х лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием телевидения на центральную нервную систему, что может привести к излишнему возбуждению ребенка. Особенно влияют на это рекламные ролики. Безусловно, они привлекают малыша яркими, быстро сменяющимися картинками (…) Но пользы при этом бывает намного меньше, чем вреда. Общая продолжительность просмотра телевизионных программ для детей старше 2-х лет не должна превышать 30 минут в день. Дети от 3-х до 7-ми лет могут смотреть телевизор не более 40-50 минут в день; с 7-ми до 13-ти лет — не более 2 часов в день (при этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов в день)» [3].
  • Начальник координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, педагог-психолог Наталья Матушкина: «Просмотр мультфильмов детьми раннего возраста (до 2-х лет) может вызывать необратимые изменения психики. В таком возрасте содержание мультфильма ребенком не воспринимается» [4].

Мнение педиатров из Американской академии педиатрии Американские педиатры ведут серьезную борьбу с телевизором и гаджетами у детей младшего возраста. На основании десятков исследований они разработали довольно-таки жесткие рекомендации:

  • Детям до 18 месяцев запрещен любой видеоконтент (включая общение с родными через скайп).
  • Родители детей 18-24 месяцев, которые хотят познакомить своих малышей с возможностями цифровых устройств (речь идет об обучении или об общении с родственниками, а не о мультфильмах), должны выбирать только качественный контент и использовать его совместно с детьми, потому что наблюдение за действиями взрослого — лучший способ обучения для ребенка.
  • Маленьким детям очень сложно установить взаимосвязь между тем, что они видят на экране и окружающим миром. И, хотя, дети старше 15-18 месяцев способны обучаться с помощью качественных компьютерных программ, это можно делать лишь в том случае, когда родители сами готовы заниматься таким обучением.
  • Ребенок младше 2-х лет не должен оставаться один на один с гаджетами или с телевизором.
  • Детям от 2-х до 5-ти лет необходимо существенное ограничение времени, которое они проводят у экрана: не более 1 часа в день. Мало того, в спальне, где спит малыш, не должно быть телевизора, компьютера или смартфонов [5], [6].

Почему так важно продержаться без телевизора хотя бы до 2-х лет? Мы уже писали о том, что просмотр мультфильмов во время еды может привести в будущем к ожирению. Мало того, «высаживание» перед телевизором с младых ногтей может аукнуться, например, проблемами с концентрацией внимания. «Часто родители испытывают шок, – рассказывает американский педиатр, вице-президент ассоциации врачей-педиатров в Уилмингтоне Дэвид Хилл, — когда я говорю им, что детские врачи выступают против того, чтобы малыши младше 18 месяцев смотрели телевизор или играли с гаджетами. Исследования показывают, что 92,2% годовалых американцев хоть раз в жизни держали в руках какой-либо электронный девайс, при этом некоторые начали делать это уже в 4 месяца от роду! Конечно, родители полагают, что их детям это нравится, однако факт в том, что ребенок может пристально смотреть на яркие цвета или движущиеся по экрану фигуры, но его мозг не в состоянии понять ни смысла, ни значения этих действий. Исследования свидетельствуют о том, что просмотр любого видеоконтента в возрасте до 18 месяцев имеет весьма негативные последствия для развития речевых навыков, кратковременной памяти и способности к чтению, а так же влияет на возникновение проблем со сном и с концентрацией внимания. Все это осложняется еще и тем, что дети учатся только во взаимодействии с другими людьми. И, если одна из сторон смотрит в это время телевизор, общение (соответственно, и обучение тоже) прекращается» [7].

Научные исследования В 2014 году 276 добровольцев в возрасте 5-18 лет, смотревшие телевизор до 4-х часов в день (в среднем — 2 часа), приняли участие в исследовании Университета Тохоку (Япония). Ученые сделали им МРТ головного мозга, после чего проанализировали результаты и пришли к заключению: чем дольше ребенок смотрел телевизор, тем больше это сказывалось на развитии его мозга, вплоть до снижения вербального интеллекта [8].

В 2013 году ученые из Новой Зеландии изучили первые 26 лет жизни более 1000 людей и установили, что факт длительного просмотра телевизора в раннем детстве (в исследовании принимали участие дети, начиная с 5-ти лет) увеличивал вероятность судимости и развития ассоциальных черт в будущем. Например, каждый «лишний» час, проведенный перед телеэкраном, увеличивал риск возникновения судимости на 30% [9].

В 2005 году было опубликовано исследование о взаимосвязи просмотра телевизора с нарушениями графика сна у детей до 3-х лет. Изучив более 2000 малышей, исследователи констатировали, что «просмотр телевизора младенцами и детьми младшего возраста связан с нарушением регулярности графика их сна. Однако для более точных выводов необходимы дополнительные исследования» [10].

Источники:

soznatelno.ru

Ребёнок и телевизор: польза или вред?

Помните фразу из одного замечательного мультика о том, что сейчас телевизор является лучшим другом человека? И действительно, в наше время сложно представить себе день, прожитый без телевидения и просмотра разнообразных передач и фильмов.

Кроме того, некоторые родители чуть ли не с пелёнок начинают знакомить детей с голубым экраном. Другие мамы и папы категорически запрещают малышу смотреть даже мультфильмы, беспокоясь об его психологическом здоровье.

Психологи осторожно комментируют подобные опасения, считая, что всего должно быть в меру. И в этом помогут чёткие представления о том, с какого возраста и сколько времени может смотреть телевизор ребёнок.

Польза телевидения для ребёнка

Просматривая каналы, можно обнаружить и действительно хорошие телепередачи, созданные специально для детской аудитории. Стоит ли их смотреть и в чём заключается возможный положительный эффект?

  1. Расширение кругозора. Двухлетки, редко выбирающиеся куда-то дальше песочницы, могут познакомиться с экзотическими животными, узнать о многообразии окружающего мира. Дети постарше сами с удовольствием подбирают программы о путешествиях и приключениях, которые, порой, интереснее обычных энциклопедий.
  2. Обогащение лексикона. Малыши впитывают информацию, словно губки, поэтому не стоит удивляться появлению в детском словарике как высокохудожественных слов, так и жаргонизмов. Правильный же подбор телевизионных передач помогает развить у ребёнка грамотную речь.
  3. Приобщение к историческим и литературным источникам. Подростки не всегда с энтузиазмом читают произведения классиков. Удачные экранизации помогут восполнить пробел в образовании, а наиболее яркие режиссёрские работы заставляют детей самостоятельно прочитывать и изучать книги без понукания и постоянного напоминания родителей и учителей.

Таким образом, нецелесообразно запрещать ребёнку смотреть телевизор. Но не стоит отмахиваться и от многочисленных неприятных последствий, к которым приводит постоянное сидение перед экраном.

Чем вреден телевизор?

Обычно вред телевидения для ребёнка заключается в чрезмерной продолжительности просмотра. Не секрет, что некоторым родителям гораздо проще занять детей телевизором, чем придумывать для них новые развлечения. Какие негативные моменты скрываются в излишнем увлечении ТВ?

  1. Телепередачи дают большую нагрузку на психическую и эмоциональную сферу ребёнка. Установлено, что чрезмерно увлечённые телевизором дети отличаются неустойчивой психикой, раздражительностью, обидчивостью. Кроме того, из-за неправильного расположения перед экраном снижается острота зрения.
  2. К сожалению, на многих телеканалах встречаются передачи и фильмы, изобилующие ненормативной лексикой, сценами насилия, эротики. Ребёнок, оставленный один на один с пультом, обязательно наткнётся на подобные нежелательные программы.
  3. Телевидение – это яркий мир, намного привлекательнее и интереснее обыденности. Судите сами, современные телешоу демонстрируют подросткам важность материальных благ, праздного образа жизни, быстрого успеха. Ребёнок формирует своё мировоззрение на основе глянца и гламура, не в силах противостоять яркой обложке.
Читайте также:  Какие выплаты положены маме детей-погодок в Воронеже?

Не следует забывать и о вреде малоподвижного образа жизни, к которому присоединяется ожирение. Дети, увлечённые происходящим на экране, не следят за объёмом съеденных порций. Врачи уже бьют тревогу из-за растущего числа маленьких толстяков.

Конечно, доводить ситуацию для тяжёлых случаев не стоит. Важно знать, с какого возраста разрешено смотреть телевизор малышам, сколько времени ребёнок может находиться перед экраном, какие передачи нужно включать детям и как можно контролировать отсмотренные передачи. Обо всём этом мы и поговорим дальше.

Сколько можно смотреть телевизор ребёнку?

Мнение учёных (физиологов, психологов, диетологов) однозначно – просмотр телевизионных передач в детском возрасте должен быть строго регламентирован. Особенно это относится к совсем маленьким или очень чувствительным ребятишкам.

Так, телевизор и грудничок несовместимы. Дети до года не должны смотреть телевизор, а если без этого не обойтись, важно ограничивать просмотр 15 минутами в сутки. В ином случае возможно ухудшение здоровья, появление задержек в речевом и эмоциональном развитии. Кстати, во Франции вообще запрещено производить телепередачи для детей младше 2-х лет, даже развивающие!

Детей младше 3-х лет лучше не приобщать к телевидению (это рекомендует Всемирная организация здравоохранения), но всё же допустимо показывать мультфильмы и специальные детские программы до 30 минут в день. Родителям обязательно нужно находиться в этот момент рядом, чтобы объяснить поступки персонажей и причинно-следственные связи. К 5 годам время увеличивается (до часа в день), а «репертуар» расширяется. Познавательные передачи принесут больше пользы, чем вреда.

На родительский вопрос, когда ребёнку разрешено смотреть телевизор, однозначный ответ дать нельзя. Идеальный вариант – жёсткое ограничение количества проведённого перед экраном времени до школьного возраста. Но и после исполнения 7 лет необходимо контролировать как продолжительность «сеанса», так и качество просмотренного материала.

Как правильно смотреть телевизор?

Расстояние от экрана до детских глаз – крайне важный показатель для нормального развития зрительной системы ребёнка. Чтобы рассмотреть изображение на экране, дети напрягают глаза. Это рефлективное действие, которое не зависит от детского сознания. При постоянных подобных нагрузках может появиться близорукость.

Читайте также:  Как купить электронные билеты на поезд через Интернет?

Чтобы предупредить проблемы со зрением, нужно правильно рассчитать расстояние до экрана. Чем больше в нём дюймов (сантиметров), тем дальше от телевизора должен находиться ребёнок. Минимальное расстояние – три метра.

Помимо этого, ребёнок должен смотреть на экран прямо. Дело в том, что когда малыш разглядывает происходящее в телевизоре снизу вверх, напрягаются не только глазные мышцы, но и шейная и позвоночная мускулатура. Нельзя разрешать ребёнку сидеть на полу перед телевизором, необходимо посадить его на стул, расположенный на определённом расстоянии. Не следует обольщаться и рекламой новомодных «плазм», которые якобы предохраняют зрение от перегрузок.

Важно следить и за освещённостью в помещении, не разрешая ребёнку просматривать телевизионные передачи в темноте или при приглушённом свете. Контраст между ярким экраном и тёмной комнатой может привести к головной боли, рези и красным глазам.

Контроль за ребёнком

Сегодня производители телевизионной продукции заботятся и о маленьких зрителях, предлагая им качественный детский контент. Цифровое телевидение предлагает специализированные каналы, которые в режиме нон-стоп транслируют мультики, детские фильмы и развивающие передачи.

Однако существует риск того, что ребёнок не захочет ограничиться только адресованным ему телеконтентом. Вот почему особенно актуальным становится вопрос контроля того, что будут смотреть дети, оставшись один на один с телевизором.

Совсем недавно на отечественном рынке появился детский пульт от компании «Орион». Он снабжён всего 10 кнопками, каждую из которых взрослые могут программировать на определённую частоту. Ребёнок подрастает, а вместе с ним меняется и перечень разрешённых телеканалов. Сначала там будут мультфильмы, а затем добавятся каналы о животных, природе и путешествиях.

Кроме того, можно и заблокировать нежелательные телеканалы. Это можно сделать самостоятельно, зайдя в меню (подробные инструкции есть в интернете), а можно обратиться в службу поддержки провайдера, указав, что именно вы хотите ограничить.

Как отучить ребёнка от телевизора?

Постоянный просмотр телевизора – уже сложившаяся привычка, от которой отучить ребёнка не так-то просто. Дети, привыкшие часто и подолгу сидеть перед голубым экраном, могут и не согласиться с родительскими доводами о вреде этого прибора. Какие существуют правила по отучению от телевизора?

  1. Самое главное правило – родители сами должны включать его очень и очень редко. Ребёнок перенимает привычки от мамы и папы, вот почему отучить его от просмотра мультиков и передач можно только отказавшись от них самому.
  2. Не следует воспринимать телевизор в качестве няни. К сожалению, многие мамочки считают это полезное приспособление своим главным помощником. Они надолго оставляют маленьких детей с включёнными мультиками, отправляясь готовить, прибирать, заниматься другими делами.
  3. Фоновый режим работы телевизора – не самый удачный выбор для родителей, желающих отучить ребёнка от чрезмерного увлечения голубым экраном. Нужно сразу же после просмотра мультфильма или передачи выключать электроприбор.
Читайте также:  Как одевать ребёнка в детский сад?

Итак, телевизор способен принести как пользу, так и вред в вопросе воспитания ребёнка. Главное для родителей – предупреждать возможные нежелательные последствия, ограничивая время нахождения детей перед экраном. Кроме того, нужно позаботиться и о правильном выборе телевизионных программ, мультиков и развивающих передач. И, конечно, следует помнить и о том, что никакой современный гаджет не заменит живого семейного общения, совместных прогулок на свежем воздухе и откровенных разговоров по душам!

detki-pogodki.ru

Телевизор и дети: советы и запреты

В эпоху кабельного телевидения вряд ли найдётся ребёнок, который не проводит своё время перед телевизором. Ежедневно дети смотрят мультики, развивающие передачи и фильмы, а малыши становятся пассивными слушателями телепередач для взрослых и рекламы. Несёт ли телевизор вред? Наверняка этот вопрос задавал себе каждый родитель.

Ребёнок и телевизор

Телевизор — пожалуй, единственная вещь, которая всегда может заинтересовать ребёнка. Зачастую он становится спасением ради отдыха родителей либо выполнения каких-то неотложных дел, когда малыша не с кем оставить или нечем занять. Конечно, полностью избавиться от времяпрепровождения перед телевизором вряд ли получится, да и необходимость в этом сомнительна. Но важно знать, с какого же возраста ребёнок может проводить время у синего экрана?

Сегодня телевизор и компьютер настолько прочно вошли в нашу жизнь, что во многих домах работают почти круглосуточно

Когда можно смотреть телевизор ребёнку

Время сеансов перед телевизором должно быть ограничено в силу того, что этот прибор часто становится причиной переутомления детей. Много сил и энергии тратится на попытки следить за происходящим на экране, быстрая частота образов и звуков вызывает у малыша перевозбуждение нервной системы. Так, просмотр фильма для ребёнка приравнивается к двухчасовому приёму гостей и вызывает сильную усталость.

Грудной ребёнок в возрасте до 6 месяцев ещё не способен воспринимать увиденное и лучше совсем ограничить просмотр телепередач для такого крохи. Не стоит оставлять ребёнка в комнате наедине с работающим прибором, поскольку это может развить необоснованное чувство страха.

Частые просмотры телевизора детьми, не достигшими года, чреваты ухудшением здоровья, перенапряжением нервной системы, а также задержками в развитии речи и внимания

С полугода до полутора лет время, потраченное на телевизор, должно сводиться не более чем к короткому просмотру детской передачи. Выбор программы должен быть осознанным и представлять собой выпуск для самых маленьких зрителей. Специалисты-психологи отмечают, что ребёнок в таком возрасте уже способен обучиться игре с куклой или машинкой, которую до этого показывали по телевизору, но осознавать полностью то, что происходит на экране, малыши ещё не способны.

С 18 до 24 месяцев особую бурю эмоций у малыша вызывает просмотр мультиков. Несмотря на скудный словарный запас, ребёнок пытается повторить фразы за главными героями или научиться новому танцу. Родители должны прийти на помощь малышу и озвучить происходящее на экране в интерпретированном для крохи ключе. В 1,5–2 года ребёнок уже старается запоминать увиденное и подражать главным героям.

К трёхлетнему возрасту малыш уже начинает осознавать разницу между реальностью и воображением и понимать, что мультфильмы выдуманы. Ребёнок идентифицирует себя и окружение, понимает своё место во внешнем мире, однако с удовольствием погружается в мультяшную среду и фантазирует о жизни говорящих животных и сказочных персонажей. В этом возрасте родителям стоит акцентировать внимание ребёнка на разграничении сказки и реальности, рассказать о вымысле, происходящем в мультфильмах, для разделения представлений малыша о действительности с тем, что происходит на экране.

Согласно предписаниям СанПиН 2.4.1.2660–10 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», максимальная длительность просмотра телепередач для детей 4–5 лет составляет 20 минут, 6–7 лет — 30 минут и не более, чем 2 раза в день. Конечно, в реальной жизни родители не всегда придерживаются нормативов, прописанных для детских садов.

Видео: доктор Комаровский о проблеме времяпрепровождения ребёнка у экрана
Таблица: нормы просмотра телевизора для детей
Возрастная группа Норма времени просмотра телевизора в день
Младенцы, дети раннего возраста 1–3 года просмотр запрещён
Дошколята 3–7 лет до 30 минут
Дети младшего школьного возраста 7–10 лет 30–50 минут
Школьники старших возрастов 11–18 лет 1–3 часа

Всемирная Организация Здравоохранения не противоречит нашим СанПиНам и рекомендует придерживаться вышеприведённых временных норм просмотра телепередач детьми.

Влияние просмотра телевизора на здоровье детей

Излишнее пребывание ребёнка у телевизора оказывает влияние как на его умственное развитие, так и на физическое здоровье.

Воздействие на психику ребёнка

В этом контексте рассматривается влияние исключительно добрых и позитивных передач, даже не говоря о фильмах в жанре ужастиков и передачах со сценами насилия.

Дети в дошкольном и младшем школьном возрасте, как отмечают психологи, не умеют отличить вымысел от реальности, критически отнестись к получаемой информации

Марина Озерова, известный педагог с большим стажем работы, неоднократно исследовала влияние просмотра телевизора на детей и посвятила этому многие публикации. Так, она выделяет сразу несколько негативных моментов, возникающих при длительных просмотрах телепередач:

  1. В первую очередь страдает работа зрительного восприятия. Так, ребёнок не получает осязательной информации об объектах, видимых на экране, а также отсутствуют кинестетические ощущения, что мешает полноценному развитию.
  2. Вместе с тем не накапливается опыт — из-за недостатка полноценных данных об объектах, ребёнок не может фантазировать и создавать собственные образы. Так, если попросить детей нарисовать любимого героя из мультика, то они в точности скопируют персонаж.
  3. Страдает развитие мозга. Казалось бы, многие родители включают познавательные программы для своих малышей именно с целью расширения кругозора и образования ребёнка. Но из-за отсутствия полноценного восприятия и необходимости переработки полученной информации ребёнок не производит новые нейронные связи, а просто запоминает некие шаблоны.
  4. Перегрузка мозга информацией. Из-за поступления большого количества зрительных сведений за короткий промежуток времени мозг начинает посылать сигналы нервной системе о необходимости в перезагрузке, а та, в свою очередь, посылает мозгу нервные импульсы и реакции, внешне проявляющиеся как гиперактивность малыша, энурез, нервный тик.
  5. Привычка к бездеятельному времяпрепровождению. Пассивное удовольствие ребёнка, которое он получает, сидя на диване, создаёт тягу к опасным развлечениям в более зрелом возрасте.
  6. Никто и ничто, в том числе телевизор, компьютер, детский сад, не может заменить общения ребёнка с мамой и папой. Совместные дела, поступки, творчество, родительское слово — только это оставляет прекрасные впечатления и даёт хороший стимул для развития малыша.

Общество родителей, участие в их делах, их слова, поступки и даже мысли — лучшее для воспитания малыша

В целом излишнее время просмотра телевизора ребёнком в раннем возрасте снижает уровень умственного и речевого развития, нарушает режим сна и отдыха, ведёт к развитию синдрома дефицита внимания, гиперактивности, росту агрессии и нарушения общения.

доктор психологических наук, Е. О. Смирнова

http://mamazanuda.ru/wp-content/uploads/2014/12/Smirnova1.pdf

Многие исследования, проведённые психологами и логопедами, показывают, что избыточный просмотр телевизора приводит к следующему:

  • упрощению речи;
  • преобладанию в лексиконе словесных штампов;
  • снижению способности творчески мыслить и придумывать новые идеи.

Малыш не получает полноценного диалога, а только впитывает сказанное героями с экрана, следовательно, не идёт навыков построения разговора. Значительно уменьшается объём памяти и стремление к развитию путём чтения. Ребёнок предпочитает просмотр мультфильмов классическим сказкам и современным рассказам.

Влияние телевизора на физическое здоровье

Проблемы со здоровьем связаны в первую очередь с малоподвижным образом жизни, недостатком физических нагрузок и неправильной позой у телевизора. Последствия увлечения телевизором:

  • несформированность мышечной массы;
  • нарушение осанки;
  • лишний вес.

Сидя неподвижно по нескольку часов и глядя в одну точку, малыш не только не получает развития своего тела, но и медленно теряет его. Природа требует, чтобы дети были активными, подвижными и любознательными, иначе неизрасходованная энергия превращается в проблемы раннего ожирения.

Малоподвижный образ жизни и неправильная поза при сидении перед телевизором становятся причиной нарушения осанки

Ребёнок, проводящий за мультфильмами по несколько часов в день, зачастую имеет проблемы со зрением. Ухудшение происходит медленно и постепенно, и всё же итогом становится существенная потеря остроты зрения. Почему это происходит? Сидя у экрана, малыш моргает гораздо реже, 8 или 10 раз за минуту, что приводит к синдрому сухого глаза вследствие недостаточности увлажнения роговицы.

Чтобы свести к минимуму неприятные последствия просмотра телевизора ребёнком, стоит соблюдать расстояние от глаз до экрана прибора — в норме оно должно составлять от 1,5 до 2 метров в зависимости от размера диагонали телевизора. Каждые 30 минут нужно делать перерыв и давать глазам передохнуть.

Особенности просмотра телевизора ребёнком

Проблемы со зрением можно обнаружить не только на приёме у окулиста. Просто обратив внимание на то, как ребёнок ведёт себя за просмотром телепередачи, можно получить звоночек о необходимости визита к офтальмологу.

Важно заметить моменты, когда малыш выполняет следующие действия у телевизора:

  • щурится, глядя на экран;
  • часто моргает;
  • трёт глаза;
  • пытается пододвинуться ближе к экрану;
  • смотрит боковым зрением.

При выявлении этих признаков стоит пройти осмотр у окулиста для проверки остроты зрения и возможного выявления излишней светочувствительности одного или обоих глаз. При обнаружении патологии (амблиопии, близорукости, дальнозоркости и др.) врач пропишет очки и обязательно посоветует ограничить просмотр телевизора.

А также многих родителей волнует вопрос о нахождении ребёнка у телевизора в положении лёжа. Ответ прост — лучше этого всячески избегать. В лежачей позе у детей нарушается ритм дыхания, затрудняется циркуляция крови и возникают головные боли. А ещё, с точки зрения офтальмологии, нарушается правильный угол от глаз до экрана, что чревато последствиями.

Просмотр телевизора во время еды

В наши дни приём пищи малышом совместно с просмотром мультиков — обычное явление. Ребёнок быстро увлекается сюжетом и не обращает внимания на то, что его кормят, закидывая в рот одну за другой ложку каши. Родителям на руку такое быстро и продуктивное кормление, ведь малыш не сопротивляется, не размазывает пищу по столу и не протестует при виде нелюбимого супа. Но всё ли так радужно на самом деле?

Перед едой у человека закономерно возникает чувство голода, вследствие чего он отправляется на кухню за приготовлением пищи. Во время этого процесса от вида продуктов запускается механизм выработки пищеварительных ферментов, помогающих лучшему усвоению и переработке еды. Эта реакция продолжается при подаче готового блюда, вдыхании его аромата и в процессе поглощения пищи.

Если ребенок привыкает с детства совмещать еду и просмотр телевизора, то, скорее всего, в будущем его ждут большие проблемы, связанные с ожирением

Ребёнок же не готовит еду, не видит её, не смотрит в тарелку для кормления — мама сама подаёт пищу на ложке. Соответственно, не происходит выработки таких важных ферментов для полноценного усвоения пищи, желудок не подготовлен к перевариванию. Последствием этого становятся воспалительные процессы его слизистой и заболевания поджелудочной железы, двенадцатиперстной кишки и печени.

Кроме того, кушая перед телевизором, ребёнок зачастую не может контролировать количество съеденного и продолжает употреблять пищу, несмотря на заполненность желудка. Результатом этого является патологическое увеличение веса.

Телевизор перед сном

Выше уже говорилось, что просмотр телепередач излишне переутомляет нервную систему малыша, поэтому так важно не создавать перед сном лишних очагов возбуждения. Негативное влияние телевизора нужно снизить, выключая его как минимум за два часа до сна, а лучше максимально ограничить это развлечение во второй половине дня.

А также известно, что этот прибор вырабатывает гамма-излучение, способное оказывать воздействие на сетчатку глаз и тем самым разрушать выработку гормона сна — мелатонина. Излучение воздействует даже в то время, когда ребёнок спит, поэтому для полноценного отдыха малыша стоит выключать телевизор в детской, даже если он работает совсем беззвучно. Тишина и полная темнота — вот два условия для сбалансированного сна детей.

Ребёнок и реклама

Зачастую взрослые удивляются, как быстро малыш заучивает наизусть все рекламные ролики и слоганы, песни о популяризированных продуктах и продвигаемых товарах. Всё дело в том, что маркетологи рассчитывают на детскую аудиторию и зачастую все рекламируемое не является необходимым ребёнку. Однако пропаганда с лёгкостью воздействует на малыша, и вот он уже требует очередную неполезную для него вещь.

Основные продукты, которые рекламируют с экрана телевизора, не являются частью правильного питания, содержат много сахаров и других вредных веществ. Результатом употребления такой пищи является опять же увеличение веса и ожирение детей.

Как отучить ребёнка от телевизора

Социологами подсчитано, что среднестатистический школьник проводит у телевизора по 7 часов в день, и это поистине огромная цифра. Как ограничить время ребёнка для просмотра телепередач?

Прежде всего, причина такого поведения кроется в семье. Если у мамы и папы принято всё своё свободное время проводить у синего экрана, то и ребёнок будет занят тем же. Чем старше школьник, тем сложнее отучить его от этой привычки, ведь навыков коммуникации и общения у него нет. Телевизор этому научить не может, следовательно, и с друзьями не получится построить хороших взаимоотношений, поэтому ребёнок опять вернётся к голубому экрану — с ним весело, интересно, познавательно. Чем раньше родители возьмутся за исправление этой проблемы, тем лучше, и стоит начать с себя. В первую очередь, нужно поставить цель — например, ограничить просмотр двумя часами в сутки и не более, и постепенно идти к ней.

Прежде всего, не раздражайтесь, не кричите на малыша и не запрещайте просмотр мультфильмов явно — это вызовет обратную реакцию вплоть до навязчивого желания спрятаться где-нибудь в уголке и смотреть-смотреть-смотреть

Рассмотрим пошагово, как добиться уменьшение времени просмотра:

  1. Не идите на скандал и не прерывайте просмотр насильно. Не стоит вызывать негатив ребёнка своими действиями, нужно постепенно уменьшать количество времени для любимых передач. Например, каждую неделю снижать на полчаса.
  2. Следите за тем, чтобы телевизор не работал в качестве фона. Родителям тоже стоит работать над собой и контролировать привычку держать прибор включённым всё время.
  3. Уберите телевизор из детской — так взрослые могут вести подсчёт времени, проводимого ребёнком у экрана, более точно.
  4. Если телевизор занимает центральное положение в комнате — перевесьте его или переставьте. Не стоит лишний раз акцентировать внимание на приборе, пусть его место будет в одном из углов либо в шкафу. И также можно занавесить телевизор салфеткой, как это делали наши бабушки.
  5. Составьте расписание, согласно которому можно будет в семье смотреть любимые программы. Согласовав время, будет легче держать телевизор выключенным. Не следует отступать от расписания даже по выходным.
  6. Придумайте развлечение для ребёнка либо всей семьи на то время, которое раньше уходило на просмотр телевизора. Малыш будет страдать бездельем, если его ничем не занять, и мысли его будут обращены только на то, как вернуть любимый досуг. В качестве дела для ребёнка можно выбрать:
    • настольные игры, сборку конструктора, рисование карандашами или красками, лепку из пластилина, танцы и песни, игры с любимыми куклами или машинками;
    • подготовку к школе или садику, выполнение домашнего задания, работу над развивающими тетрадями и прописями, обучение математике или письму, чтение энциклопедий или книг для младшего возраста (сказок, потешек, стишков);
    • подготовку к ближайшим праздникам, рисование открыток, придумывание костюмов и их исполнение, поделки подарков всем членам семьи;
    • помощь по дому маме и папе, уборку, приготовление пищи, мытьё посуды, работу с пылесосом или влажной тряпочкой — в зависимости от возраста ребёнка;
    • совместные прогулки по улице или лесу, походы, игры на свежем воздухе, спорт, езду на велосипедах, лыжах, коньках — в зависимости от времени года;
    • встречи с друзьями, походы в театры и музеи, кино, цирк, просто в гости или в магазин — при хорошей погоде нужно стараться меньше проводить времени в квартире.

Видео: как убрать мультики из жизни детей

Советы доктора Комаровского

Известный украинский педиатр, Е. О. Комаровский, рекомендует найти для ребёнка более адекватное времяпрепровождение, нежели телевизор. «Можно, но не нужно» — таков ответ доктора на вопросы о возможности просмотра ребёнком телепрограмм. Детям до года этот прибор служит лишь отвлекающим манёвром на время того, пока родители выполняют некие социальные функции: готовят еду, моют посуду и так далее. Доктор Комаровский рекомендует ограничить время пребывания ребёнка у телевизора до двух часов в сутки.

Мама и папа всегда лучше, чем телевизор. Телевизор — это суррогат, это замена человеческого общения.

Е. О. Комаровский

http://video.komarovskiy.net/zhizn-po-komarovskomu-mozhno-li-malenkim-detyam-smotret-televizor.html

Телевизор — очень «удобный» прибор для многих родителей, он занимает ребёнка на долгое время, малыш не мешает маме и папе выполнять кучу домашних дел либо даёт родителям возможность отдохнуть. Но не стоит забывать, что такой досуг ребёнка — это палка о двух концах. Длительные сеансы просмотра телепередач чреваты ухудшением как физического, так и душевного здоровья детей,.

on-woman.com

Почему детям до 2 лет нельзя смотреть телевизор и играть с гаджетами

Содержание:

Когда ребенку можно начинать смотреть вожделенные мультфильмы: после года, после двух или позже? Психологи и ученые едины во мнении: минимум до 2 лет (и чем позже, тем лучше) детей нельзя знакомить с телевизором или с современными гаджетами. Почему?

К содержанию

Рекомендации российских психологов

Доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития Елена Смирнова: «До 3 лет у детей восприятие так устроено: они будут смотреть все, что ни покажи! Будь то мультфильмы, реклама — все равно! В этом возрасте не важен контент — важно, что что-то мелькает на экране, и они просто следят за этим мельканием.

Дети смотрят не фильм — у них восприятие чисто сенсорное, и это очень опасно, потому что в момент просмотра блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться. Кроме того, ребенок оказывается лишен тех видов деятельности, в которых должно проходить развитие в этом возрасте, в частности — предметной деятельности».

Эти слова подтверждают результаты исследования, проведенного в США. Детей 6, 12 и 18 месяцев разделили на возрастные группы и посадили перед телевизором, который показывал мультфильмы с обычной и с обратной последовательностью кадров (то есть сначала до конца и от конца до начала). При этом только самые старшие малыши предпочитали правильный порядок кадров.

Но и это не значит, что они более разборчивы. Исследования показывают, что ребенок младше 2 лет не может понять, что именно происходит на экране, и запомнить это — а значит, он просто-напросто заворожен сменой картинок или цветовой гаммы.

Начальник координационно-аналитического отдела Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, педагог-психолог Наталья Матушкина: «Просмотр мультфильмов детьми раннего возраста (до 2 лет) может вызывать необратимые изменения психики. В таком возрасте содержание мультфильма ребенком не воспринимается».

К содержанию

Телевизор и зрение ребенка

Академик РАМТН, руководитель клинического объединения центров охраны зрения детей и подростков «Ясный взор», врач-офтальмолог Игорь Азнаурян: «Детям младше 2 лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием телевидения на центральную нервную систему — просмотр телевизора может привести к излишнему возбуждению ребенка. Особенно негативно влияют рекламные ролики. Безусловно, они привлекают малыша яркими, быстро сменяющимися картинками. Но пользы при этом бывает намного меньше, чем вреда.

Общая продолжительность просмотра телевизионных программ для детей старше 2 лет не должна превышать 30 минут в день. Дети от 3 до 7 лет могут смотреть телевизор не более 40-50 минут в день; с 7 до 13 лет — не более 2 часов в день (при этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов в день)»

К содержанию

Мнение Американской академии педиатрии

Американские педиатры ведут серьезную борьбу с телевизором и гаджетами у детей младшего возраста. На основании десятков исследований они разработали довольно-таки жесткие рекомендации.

  • Детям до 18 месяцев запрещен любой видеоконтент (включая общение с родными через скайп).
  • Родители детей 18-24 месяцев, которые хотят познакомить своих малышей с возможностями цифровых устройств (речь идет об обучении или об общении с родственниками, а не о мультфильмах), должны выбирать только качественный контент и использовать его совместно с детьми, потому что наблюдение за действиями взрослого — лучший способ обучения для ребенка.
  • Маленьким детям очень сложно установить взаимосвязь между тем, что они видят на экране, и окружающим миром. И хотя дети старше 15-18 месяцев способны обучаться с помощью качественных компьютерных программ, это можно делать лишь в том случае, когда родители сами готовы заниматься таким обучением.
  • Ребенок младше 2 лет не должен оставаться один на один с гаджетами или с телевизором.
  • Детям от 2 до 5 лет необходимо существенное ограничение времени, которое они проводят у экрана: не более 1 часа в день. Мало того, в комнате, где спит малыш, не должно быть телевизора, компьютера или смартфонов.

К содержанию

Телевизор и способности к обучению у ребенка

Почему важно продержаться без телевизора хотя бы до 2 лет? «Высаживание» перед телевизором с раннего возраста может аукнуться, например, проблемами с концентрацией внимания. «Часто родители испытывают шок, — рассказывает американский педиатр, вице-президент ассоциации врачей-педиатров в Уилмингтоне Дэвид Хилл, — когда я говорю им, что детские врачи выступают против того, чтобы малыши младше 18 месяцев смотрели телевизор или играли с гаджетами. Исследования показывают, что 92,2% годовалых американцев хоть раз в жизни держали в руках какой-либо электронный девайс, при этом некоторые начали делать это уже в 4 месяца от роду!

Конечно, родители полагают, что их детям это нравится, однако факт в том, что ребенок может пристально смотреть на яркие цвета или движущиеся по экрану фигуры, но его мозг не в состоянии понять ни смысла, ни значения этих действий. Исследования свидетельствуют о том, что просмотр любого видеоконтента в возрасте до 18 месяцев имеет весьма негативные последствия для развития речи, кратковременной памяти и способности к чтению, а также влияет на возникновение проблем со сном и с концентрацией внимания. Все это осложняется еще и тем, что дети учатся только во взаимодействии с другими людьми. И если одна из сторон смотрит в это время телевизор, общение (соответственно, и обучение тоже) прекращается».

К содержанию

Влияние видеопросмотра на развитие детей: научные исследования

В 2014 году 276 добровольцев в возрасте 5-18 лет, смотревшие телевизор до 4 часов в день (в среднем — 2 часа), приняли участие в исследовании Университета Тохоку (Япония). Ученые сделали им МРТ головного мозга, после чего проанализировали результаты и пришли к заключению: чем дольше ребенок смотрел телевизор, тем больше это сказывалось на развитии его мозга, вплоть до снижения вербального интеллекта.

В 2013 году ученые из Новой Зеландии изучили первые 26 лет жизни более 1000 людей и установили, что факт длительного просмотра телевизора в раннем детстве (в исследовании принимали участие дети начиная с 5 лет) увеличивал вероятность судимости и развития асоциальных черт в будущем. Например, каждый «лишний» час, проведенный перед телеэкраном, увеличивал риск возникновения судимости на 30%.

В 2005 году было опубликовано исследование о взаимосвязи просмотра телевизора с нарушениями графика сна у детей до 3 лет. Изучив более 2000 малышей, исследователи констатировали, что «просмотр телевизора младенцами и детьми младшего возраста связан с нарушением регулярности графика их сна. Однако для более точных выводов необходимы дополнительные исследования».

www.ourbaby.ru


Смотрите также