Анскулинг в россии


Анскулинг: как учиться, не посещая школу

Анскулинг — самый радикальный вид домашнего образования: это обучение без какой-либо программы и аттестаций. «Афиша» поговорила с девушкой, которая никогда не ходила в школу, родителями, которые сделали свой выбор в пользу анскулинга, а также со сторонниками и противниками такого подхода.

Наш сын второй год не числится в школе. Мы перевели его на семейное образование во второй четверти 2-го класса. Изначально планировали сдавать аттестации, но УО, Обрнадзор и комиссия по делам несовершеннолетних требовали, чтобы мы отчислились из школы. Согласно ФЗ «Об образовании» на семейное образование должны переводить приказом директора, но сплошь и рядом из-за неправильной трактовки закона родителей вынуждают писать заявление на отчисление, а уже потом заявление на зачисление для прохождения аттестации в качестве экстерна. В итоге мы решили, что раз они требуют отчислиться, то мы и отчислимся, но и сдавать ничего не будем.

В законе прописана форма обучения «семейное образование» с правом бесплатного прохождения промежуточных аттестаций в образовательной организации. Именно с правом, об обязанности речи нигде нет.

Анскулинг и есть настоящее семейное образование. Когда ребенку прививаются ценности семьи, он получает те знания, которые хочет, или те, которые ему нужны. Если в данный момент для решения какой-то конкретной задачи требуется, к примеру, сложение четырехзначных чисел или знание о теплопроводности материалов, мы рассказываем об этом. Мы не загружаем сына учебой, но он сам много читает. Еще он очень любит вырезать из дерева, сделал уже несколько ложек и сейчас вырезает шахматы.

Даже при существующих законах мы можем еще года 3–4 не задумываться о долге перед школой. Я думаю, что через год-два мы освоим школьную программу, чтобы сдать аттестацию за 9-й класс, а потом и ГИА. Мы уверены, что в свои 14–15 лет наш сын будет знать и уметь больше своих сверстников.

Другим анскулерам могу посоветовать быть готовыми к неоднозначной реакции окружающих и властей. Но это мелочи по сравнению со счастьем детей.

Два года назад мы приехали в Малайзию с тремя чемоданами и тремя детьми, чтобы сменить обстановку, пожить в комфортном климате и наладить домашнее обучение.

Мои старшие дети ходили в школу в России и Эстонии. Им было скучно и неинтересно уже в начальных классах, да и мне их школы совсем не нравились. Все время было ощущение, что государственное образование оторвано от жизни и ребенок никому не интересен. Конечно, я слышала о семейном обучении, но долго не могла на него решиться из-за стереотипов и отсутствия информации. У меня не было единомышленников, да и близкие меня сначала не поддержали.

Переезд в Малайзию помог нам наладить то, что я бы назвала свободным образованием. Мы не следим за школьной программой, не имеем расписания и обязательных занятий. Дети сами выбирают то, чем они хотят заниматься и что изучать, а задача родителей — помогать им, обеспечивать материалами, книгами и другими ресурсами. В большей степени это касается младшего сына (ему 8). Ребенок увлекается науками, и папа для него — кладезь информации. Средний сын, которому 16 лет, занимается исключительно сам: сейчас готовится к экзаменам и ходит на лекции по математике и физике. Дети самостоятельно выбирают темы занятий, их периодичность и время проведения.

Ребенок может несколько дней (а иногда недель и даже месяцев) изучать понравившуюся ему тему — читать, смотреть учебные фильмы, рассказывать, мечтать, а затем переключается на другую. В школе это невозможно. В качестве материалов мы используем видеоуроки, которых на просторах интернета немало, документальные фильмы (например, ВВС), учебные программы и мультфильмы («Смешарики. Пин-код», «Фиксики»). Кроме того, обращаемся к различным книгам, рабочим тетрадям, журналам («Смешарики», «GEOленок», «Непоседа», «Классный»), а также карте мира, таблице Менделеева, древнерусской буквице, таблице умножения. Доступ к гаджетам у нас только по делу, в компьютерные игры мы не играем. Пожалуй, это самое серьезное ограничение в нашей семье, но дети принимают его как данность.

Конечно, им нужно общение, в том числе и со сверстниками, поэтому мы встречаемся с друзьями, у которых есть дети, ходим в кружки и секции, на детские мероприятия. Нашим детям не всегда в полной мере хватает общения, но это обусловлено скорее страной проживания, чем тем, что мы не посещаем школу.

Дети изменились. У них появилось время, чтобы подумать о своей жизни, предназначении и взять на себя ответственность за будущее. Старшие, освободившись от школы, стали получать от учебы удовольствие. Я жалею только о том, что мы не сделали этот шаг раньше.

Мы никак юридически не оформляли анскулинг, так как в Малайзии мы иностранцы и никому не интересны. В России аттестацию можно пройти на любом этапе или ежегодно, но мы этого не будем делать, чтобы не превращать образование в «школу на дому».

Друзья и родные относятся к анскулингу неоднозначно и настороженно. Обычно всех беспокоит отсутствие общения и дисциплины. Люди не готовы к тому, что ребенка можно не контролировать и он может учиться сам, а также всех волнует вопрос получение аттестата. Все это решаемо, и наш опыт это подтверждает.

Наш путь к отказу от школьной программы лежал через экстернат. Старшая дочка сдавала экзамены с первого по третий класс, но потом мы увидели, насколько программа не соответствует собственным увлечениям и способностям ребенка. Мне кажется странным, что чужие люди в довольно стрессовых условиях оценивают по пятибалльной шкале, насколько хорошо ребенок читает или считает.

Девочкам сейчас 13,5 и 11 лет. Каждый их день наполнен интересными занятиями: они читают, рукодельничают, рисуют, пишут рассказы, смотрят познавательные фильмы и передачи в интернете, слушают аудиокниги, поют и играют на пианино или гитаре, занимаются гимнастикой с помощью роликов на ютьюбе (уже научились делать колесо и стоять на руках). Да, они все еще играют в настольные игры, разнообразные конструкторы, даже куклы и придумывают ролевые игры по сюжетам прочитанных книг. Каждое их увлечение приносит с собой множество удивительных открытий, порой даже не связанных с основной темой.

У нас большая библиотека интересных книг, которую я постепенно собирала, пока дети росли: книги про анатомию, природу и животных, экономику и историю, православные книги и, конечно же, много художественной литературы. Кроме того у старшей дочки есть e-ink-книга, а для младшей я скачиваю книги на айпэд.

Мы используем познавательные приложения по геометрии, арифметике, анатомии, игры в слова (эрудит, например), приложения для изучения английского языка. Каждый день они сами решают, что им делать.

Дети часто задают нам вопросы — про политику, религию, экономическую систему, еду и здоровье, про отношения между полами. Они постоянно рассказывают нам с папой что-то интересное из самых разных областей, о чем даже и мы не знали.

Я вижу, что благодаря анскулингу они отлично находят общий язык с людьми любого возраста — с малышами, ровесниками, взрослыми, а также свободно выражают свои мысли, любят читать и писать. У нашей семьи есть свобода, позволяющая нам высыпаться, гулять, принимать гостей и ездить, куда хотим почти в любой день (мы с мужем работаем из дома).

Я прикладываю сознательные усилия по поиску круга общения для детей. В том месте, где мы живем сейчас, у них довольно много русскоязычных друзей. Есть несколько приятелей и из местных болгар, но с ними общаться получается не так часто.

Среди наших знакомых много родителей, которые тоже учат детей дома, некоторые из них пришли к этому благодаря нашему примеру. Те друзья, чьи дети ходят в школу, относятся к нашей ситуации с пониманием и поддержкой.

Вопрос с поступлением в вуз будем решать вместе с детьми, когда придет время. Современные технологии позволяют очень многому учиться через интернет и получать сертификаты. Думаю, к тому времени, когда нам надо будет принимать решение, вариантов получать дальнейшее образование может быть сильно больше, чем сейчас.

У нас трое детей (16, 10, 6 лет). В школу ходила только старшая дочь, которая училась четыре года. Мне не нравилось, что, отдав туда ребенка, получаешь «продукт». Кроме того, мы решили, что не хотим быть привязанными за ногу к школе. У нас трое детей, а жизнь одна — и она тоже наша.

Перейти на анскулинг было непросто. Особенно сложно было с мужем, да и родители были в шоке. Опыт анскулинга мы перенимали от наших американских коллег, встречаясь с другими семьями, отказавшимися от школы. Мы рассматривали 5 принятых в США систем образования и решили, что больше всего нам подходит свободное обучение.

В нашей семье дети сами выбирают, что хотят изучать. Они самостоятельно могут себя организовать, и им не нужен контроль. Вместе с ними мы смотрим TED и научные программы, которые чаще всего сильно опережают учебники. С 7 лет мы занимаемся химией с сыном, сейчас этот интерес перетек в физику и геологию. Ребенок настолько разбирается в камнях, что в магазинах отличает подделку от настоящего камня. Еще один пример погружения в тему: со старшей дочерью мы слушали 6-часовые лекции по философии для аспирантов Академии наук.

Мы живем и обучаемся блоками, так как много путешествуем. Дети познают мир не абстрактно, а погружаясь в местную жизнь и быт. Путешествуя, мы ходим в исторические музеи и готовим национальные блюда. За два месяца мы проехали Америку от Нью-Йорка до Сан-Диего. Во время этой поездки дети изучали историю блюза, занимались хип-хопом с другими анскулерами в Лос-Анджелесе. Сейчас мы находимся на Яве, но уже заканчиваем с Азией, дальше — Европа.

Благодаря анскулингу дети научились думать, анализировать и аргументировать свое мнение. Если какие-то трудности и возникают, то только из-за того, что мы все время перемещаемся, а не из-за самой системы.

Старшая дочь через два года собирается поступать в университет. Мы не знаем пока, чего точно хотят младшие, но у них есть свое понимание жизни, и они постоянно что-то придумывают. Например, сын хочет написать книгу, синопсис которой у него уже готов.

Мне скоро исполняется 20. Формально мое обучение дома началось в 7 лет и закончилось в 18. Но, по существу, оно началось до моего рождения и не закончится никогда.

Я никогда не была в школе или в детском саду. Честно говоря, меня туда никогда не тянуло. Я слышала рассказы, видела из окна детей, несущих огромные рюкзаки за спиной — и, нет, я им не завидовала.

Нас в семье шестеро. Я в детстве занималась музыкой, потому что очень хотела играть на фортепиано, но мы с преподавателем не сошлись характерами, и поэтому я перестала заниматься. Начала снова уже довольно взрослой, лет в 14, когда нашла преподавателя, которому смогла объяснить, что хочу играть для себя, а не для оценок.

Лет в десять я поняла, что хочу быть фотографом. Потом я много читала в интернете, интересовалась, советовалась со знакомыми и в 16 лет записалась на курсы фотографии. Курсы длились несколько месяцев, я училась со взрослыми людьми и не чувствовала, что мне не хватает опыта учебы в коллективе.

Я знаю, многие люди считают, что дети после домашнего обучения вырастут дикими и не смогут контактировать с другими людьми, получать образование, ходить на работу. Я в течение долгого времени работаю в таком месте, где первая смена часто начинается в 6 утра. Я встаю в 5 и не чувствую, что мне тяжело это делать, так как меня не приучили к этому с шести лет. Некоторые люди, которые работают со мной, не могут утром вовремя проснуться. Может быть, это происходит как раз потому, что когда-то их к этому приучали и у них не было выбора?

Мне кажется, когда человек любит то, что он делает, ему это дается легко. Мы быстро учимся тому, что нас интересует, в чем мы ощущаем потребность. Преимущество анскулинга, с моей точки зрения, в том, что ребенку дают быть ребенком, ему дают выбор, и поэтому ему легче взрослеть, легче брать на себя ответственность за свою судьбу.

Есть ли минусы? Для меня был только один: мне было всегда жалко тех детей, которые должны рано утром ехать в школу. Наверное, если бы я была среди них, мне было бы жалко себя.

Анскулинг, специфичный подход даже среди практиков семейного образования, — это свободное плавание без каких-либо внешних рамок и ограничителей вроде заранее спланированной взрослыми программы, будь то школьная программа в соответствии с федеральным стандартом или созданная родителями. Естественное обучение опирается на интересы ребенка в каждый конкретный момент времени, а не на дату ближайшего экзамена или список параграфов из учебника.

Плюсы у анскулинга такие:

  1. Высокая мотивация. Поскольку дети-анскулеры сами выбирают, чему учиться и ставят свои собственные образовательные цели, то и учатся они эффективнее.
  2. Эмоциональная открытость. В анскулинге больше уверенности в своих силах и меньше стресса, дети не бояться делать ошибки и задавать вопросы.
  3. Семья может больше времени проводить вместе и избегать конфликтов по поводу домашнего задания и других школьных проблем.
  4. Свобода от школьного расписания позволяет семье жить гармонично, в более комфортном ритме, путешествовать в удобное для нее время.

Я бы добавила к этому практическое обучение без отрыва от жизни, то есть обучение в реальном мире, а не специально созданном заведении и, как следствие, практические результаты от своей учебы (не оценка в журнале). Дети занимаются в собственном темпе, наиболее удобным для себя способом и на самом подходящем материале.

Для того чтобы прийти к естественному обучению, родителям самим нужно быть внутренне свободными от школьных шаблонов. Спокойное отношение к тому, что любимое чадо часами собирает лего или — о ужас! — ленится, дается немалыми усилиями. Готовность выгнать тараканов из родительской головы — это, пожалуй, самое сложное во всем подходе.

Вторая сложность — неопределенность законодательства в России. С одной стороны, итоговые экзамены в России обязательны, а промежуточные аттестации (ежегодные экзамены) — нет, это наше право, а не обязанность. С другой стороны, черным по белому нигде не написано, что промежуточные аттестации не являются обязательными для семейной формы образования, поэтому чиновники часто трактуют закон, как хотят. Нередко родители-анскулеры идут на компромисс с системой: ищут способы максимально щадящей аттестации, практикуя при этом свободное обучение. Выглядит это, например, так: ребенка либо никак не готовят к экзаменам, либо готовят прицельно, отчитываются для галочки, а в остальное время ребенок сам выбирает занятия по душе.

Вопрос о социализации задают либо вторым, либо сразу первым по счету, когда заходит речь о семейном образовании. Социализация — это процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей. Какие нормы, образцы и установки впитываются в рамках традиционной системы общего образования? Твои потребности и желания вторичны по сравнению с требованиями системы («нет слова «не могу», есть слово «не хочу»). Внешняя мотивация заменяет внутреннюю (важно не то, что ты сделал, а какую оценку получил), внешняя оценка твоей работы должна исходить от специально уполномоченного человека, при этом она мало коррелирует с реальными результатами и будущими перспективами («будешь получать двойки — дворником вырастешь»). Для положительной внешней оценки не обязательно выполнять необходимые задания, можно обмануть (списать) или, например, просто нравиться учителю (или, наоборот, попасть в немилость, получить ярлык будущего дворника и в лучшем случае зарабатывать тройки).

Еще дети в школе приобретают такие «полезные» качества, как страх совершить ошибку (иначе оценка будет ниже), просить помощи («оценку мне на двоих делить?»), задавать вопросы, если чего-то не понял («повторяю для особо одаренных») и вообще выглядеть глупо, не как все.

Целью социализации же, на наш взгляд, должно быть не затачивание ребенка под одну систему. Ведь такого коллектива, как школьный, в жизни больше мы не встретим нигде за исключением, пожалуй, тюрьмы и армии, и даже в тюрьме коллектив разновозрастный. На всякий случай уточню, речь не о том, что школьная социализация — плохо, но о том, что она не является эталоном. Целью социализации должно быть достижение баланса между «сохранить себя» и «вписаться в общество».

Если речь идет об общении с другими людьми, проблемы могут возникнуть разве что, когда семья живет в каком-то очень отдаленном месте. Ни хоумскулинг, ни анскулинг не запирает детей в четырех стенах: «домашние» семьи живут не в вакууме, а в том же обществе, что и «школьные». Дети-анскулеры регулярно общаются с людьми всех возрастов, а не только с ровесниками: на занятиях, в сообществах, с родственниками и друзьями. У нешкольных детей может быть, например, много кружков, где группа объединена как минимум общей целью и интересом. В таком коллективе отрабатывать социальные навыки гораздо проще и приятнее, чем в группе случайным образом собранных одновозрастных людей.

Анскулинг — это радикальный подход в образовании, а любая крайность не лишена фанатизма. В школе ребенок не только изучает предметы, но и социализируется и учится взаимодействовать в системе. Его ограничивают в свободе, и он подстраивается под внешние правила. Если же человек по-прежнему живет в своей системе координат, то он не приобретает тот «иммунитет», который требуется в социуме, не учится отстаивать себя — со всем этим он потом все равно столкнется в жизни. Кроме того, в подростковом возрасте у ребенка возникает другая значимая среда. Если он общается только с братьями, сестрами и с детьми друзей своих родителей, то все равно у него нет своего частного пространства.

Что касается образования, то нет гарантии, что взрослый может системно объяснить и проследовать той логике, которая формирует понимание. За партой ребенок учится не только предметам, но и способам мышления.

Ребенок может сам себя мотивировать, но это зависит от возраста. Если мы говорим про первоклассников, то у них стоит задача – высидеть урок. Если ребенку становится неинтересно, то у него есть стимул в виде учителя, благодаря которому ребенок будет включаться в учебный процесс. В подростковом возрасте важно, чтобы был круг общения, что и обеспечивает школа. Что касается старшеклассников, то, если ребенок может сам себя организовывать и у него есть наработанная сфера общения, он может уже обходиться без школы. Собственно, поэтому и существуют экстернаты.

Я считаю, что авторитарная школа, в которой говорят: «Делать так и никак иначе», — это неправильно. Но и излишне либеральный подход тоже не идеален.

daily.afisha.ru

Хоумскулинг, анскулинг или дистанционно: шесть способов учиться в школе

Учиться сейчас можно очень по-разному: хочешь — в школе, хочешь — дома, хочешь — в школе, но при этом заочно, или, допустим, на экстернате. Ксения Букша разбирается, какие формы обучения сегодня есть, чем они отличаются друг от друга и какая форма может подойти вашему ребёнку.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Для начала: закон разделяет «форму получения образования» и «форму обучения». Форм получения образования только две: образование можно получать «в организации» и «вне организации».

Получение образования в организации

Если ребёнок получает образование в организации, родители могут выбрать из трёх форм обучения: очная, заочная или очно-заочная.

Очная форма

Ребёнок ходит в школу пять-шесть дней в неделю, там же проходит промежуточные аттестации, получает оценки. В идеальной ситуации образование полностью становится делом учителей и ребёнка, даже если ребёнок ещё совсем маленький. Школа формирует мотивацию к учёбе, помогает пройти сложные темы, там ребёнок общается, находит друзей, в общем — живёт полной жизнью.

На практике бывает по-разному. Многим родителям приходится помогать детям с уроками, а в старших классах — нанимать репетиторов. Социализация в школе тоже бывает разной, а обстановка в классе — не совсем здоровой.

«Мне не очень нравится ходить в школу. Потому что у меня одноклассники плохие. Ян плохой. Сзади подходит, за горло двумя пальцами нажимает. И говорит, что это шутка. А потом дома, когда я валяюсь, мне почему-то очень трудно дышать. Одноклассника Диму ударил его друг. Его тоже зовут Вадик, только он плохой. Очень. Однажды он полез ко мне драться, я оттолкнул его и пошёл домой.

Из-за одноклассников мне трудно учиться. Потому что я что-то запоминаю, а когда бьют — мне ненавистью всю память занимает. И я злюсь больше, чем запоминаю»

Вадик, 4 класс («Когда меня бьют, мне ненавистью всю память занимает и я не могу учиться»)

«Мой сын говорит: „Зачем мы уже два месяца на математике повторяем умножение трёхзначных чисел на двузначные в столбик и деление пятизначных на двузначные. Для такой ерунды есть калькуляторы, лучше бы задачи решали, какой смысл в этих примерах. Кому какое дело, какой у меня почерк, я всё правильно сделал, а мне снижают за почерк. На музыке поём одно и то же, а она всё время кричит, что мы поём неправильно, а я вообще не хочу петь, никак“».

Наталья Татарникова, мама четвероклассника («Почему мой сын ненавидит школу»)

Один из вариантов очной формы обучения — надомное обучение (обучение на дому). Школа организует такое обучение для тех детей, которые не могут приходить в школу по состоянию здоровья. Всё остальное — как при обычном очном обучении: контрольные, оценки.

Очно-заочная форма

Ребёнок зачислен в школу, но ходит туда два-четыре раза в неделю, ходит не на все предметы, выполняет большое домашнее задание. Обязательно приходит писать четвертные и годовые контрольные.

На эту форму обучения в школах идут неохотно, если только родители не приводят каких-то очень весомых аргументов. Например, ребёнок всерьёз занимается спортом или музыкой — это обычно все понимают. Но иногда встречаются и те, кто хочет немного «отдохнуть» от школы, при этом не теряя связи с коллективом класса. Такой выбор объяснить директору или завучу всё-таки сложнее. Кстати, ребята тоже могу по-разному воспринимать «особое положение» очно-заочного ученика: почему это ему можно, а нам нельзя?! Впрочем, если процесс налажен хорошо, а руководство школы не ставит преград, это действительно отличный выход: берём в школе то хорошее, что в ней есть, и не тратим времени зря.

Заочная форма

Ребёнок (внимание!) по-прежнему зачислен в школу для обучения. Но может в неё не ходить. Даже промежуточную аттестацию (зачёты, диктанты, контрольные) ребёнок может проходить дистанционно, например, по скайпу. Перед аттестациями можно брать в школе консультации.

Заочная форма обучения годится для детей, которые вообще не хотят тратить время на сидение за партой, но сама по себе школьная система их устраивает. Например, они уже работают или, опять же, всерьёз занимаются спортом. А может, родители часто путешествуют и хотят в любой момент поехать с ребёнком куда угодно, не стесняя себя рамками школы. Иногда ребёнок может проучиться заочно какое-то время, а потом снова учиться очно в той же школе — это удобно, потому что школа его не отчисляет, он остаётся «в рядах коллектива», просто меняет форму обучения.

На практике школы обычно разрешают заочную форму старшеклассникам, а с младшими на это почти не идут. Считается, что заочник — большая ответственность для учителей, ведь он по-прежнему «наш, школьный», и за его успехи и неудачи отвечает педагоги. А вдруг не справится?

Получение образования вне организации

Если родители или ребёнок выбирают получать образование вне организации, это значит, что ребёнок зачисляется в школу не для обучения, а только для прохождения аттестации. Причём зачисляться он может весь учебный год или вообще только перед аттестацией.

Семейное обучение

Это может называться семейной формой образования (для всех детей) или самообразованием (для детей старше 15 лет). Фактически это именно то, что раньше называлось экстернатом (теперь этот термин означает не форму обучения, а только форму аттестации ученика). «Семейники» учат детей сами, или их дети учатся сами. Выбирают любую программу или обходятся вовсе без неё — с них никто не будет спрашивать, каким образом они учатся. Главное — пройти аттестации в конце года.

«В 6 классе стало совсем плохо. Нам задавали огромное количество домашнего задания, с которым нам, видимо, нужно было сидеть до полуночи. На следующий день опять в школу, а там контрольные и самостоятельные, практически каждый день и чуть ли не на каждом уроке. Было ощущение, что я не учусь, а бегу дистанцию на скорость. Пять дней в неделю школа, уроки, нервозность, усталость, недосып и больше ничего. Видя мою измотанность школой, мама предложила перейти на семейное обучение. Вот уже почти год я учусь дома. И сегодня, общаясь со своими бывшими одноклассниками, уверена, что мой выбор был правильным».

Паулина («Я хоумскулер: история школьницы, которая решилась»)

Далеко не все школы принимают семейную форму образования. Но есть специальные организации, в которых можно проходить эти аттестации очно или дистанционно — и получать аттестаты государственного образца.

Семейная форма образования подходит всем, кто не хочет стеснять себя рамками учебного плана и программы. В эту категорию попадают разные дети:

  • Отстающие — на семейном у них улучшается самооценка, они идут в своём темпе, не нервничают. Но таким детям, конечно, понадобится что-то вроде «куратора», который будет заменять ему учителя. Например, работающая дома или вовсе не работающая мама, бабушка, тьютор.
  • Отличники — на семейном они могут быстро пройти обязательную программу и больше времени на чтение, искусство и всё, что им нравится.
  • Самостоятельные подростки, которые просто не вижут смысла сидеть за партой. «Я быстро выучу и пойду заниматься своими делами».

При этом у семейного образования есть два больших минуса:

Во-первых, иногда родители и дети не могут сами модерировать образование, и даже такой неплотный и формальный контроль как в современной школе — лучше, чем ссоры с подростком и растерянность родителя.

«Как-то вечером, придя с работы, я открыла учебник русского и со вздохом сказала: „Давай позанимаемся“. Передо мной была тема про правописание одного или двух „н“ в прилагательных, и там был разветвленный алгоритм, с помощью которого следовало определить, сколько в итоге будет „н“. И вдобавок к этому слова исключения. Помните, да? „Стеклянный, оловянный, деревянный“. Вечер, который мы обычно тратим на беседы, шутки, чтение вслух, превратился в мои попытки впихнуть эти правила в ребенка. Это при том, что ему бы хотелось смотреть свои ролики на ютьюбе, а мне читать книгу».

Варвара Оленченко («Как я разочаровалась в домашнем обучении»)

Во-вторых, дома подросток теряет связь со сверстниками, ему может не хватать общения, а «добрать» его на кружках не получится, потому что туда все приходят заниматься, а не тусоваться.

Что ещё почитать про домашнее обучение:

Хоумскулинг и анскулинг: в законе нет, в реальности есть

Хоумскулинг — означает, что ребёнок не ходит в школу, то есть относится ко всем вышеупомянутым формам, кроме очной и очно-заочной.

Второе слово «анскулинг» потруднее. Анскулинг предполагает, что ребёнок вообще ничему не учится целенаправленно, а, так сказать, вбирает знания из окружающей среды исключительно по собственной инициативе. Анскулинг — это не форма обучения, а скорее философия жизни. На практике анскулинг в российских условиях — это семейная форма обучения без промежуточных аттестаций до конца 9 класса. Ничему не учась формально, ребёнок должен каким-то образом сдать ГИА.

Среднее образование в России считается обязательным (статья 44 ФЗ «Об образовании», пункт 4). И родителями, которые не обеспечивают его ребёнку, могут заинтересоваться органы опеки. На тотальный анскулинг могут решиться только экстремалы. Но элементы этого мировоззрения могут украсить жизнь бывшего школьника, особенно если учителя совсем его достали. Анскулинг помогает соскучиться по знаниям и понять, чего же на самом деле хочется и куда тянет.

Закончим всё на оптимистической ноте: вы необязательно должны выбирать форму обучения и получения образования раз навсегда. Для многих детей здорово получить разный опыт — поучиться в школе, отдохнуть дома, походить в школу только на английский и пение. Важно хорошо взвесить свои возможности и возможности ребёнка, не бояться необычных решений, да и вообще — ничего не бояться. Школьные годы даются ребёнку только раз, и хочется, чтобы он прожил их с удовольствием.

Иллюстрации: Shutterstock (Anchalee Ar)

mel.fm

Анскулинг: как учиться, не посещая школу

Термин «анскулинг» впервые был употреблен в 1970 году американским педагогом Джоном Холтом – реформатором школьной системы, известным как «отец домашнего обучения». Этот появившийся не так давно метод обучения детей представляет собой один из вариантов получения образования на дому.

Точное определение этому направлению дать достаточно сложно. По той простой причине, что каждой семья, выбирая анскулинг, делает это, основываясь на конкретных причинах и обстоятельствах. И в каждом случае процесс обучения организуется индивидуально, под себя. Сложно выделить какие-то особенно «правильные» способы, как и невозможно найти точных ответов на некоторые возникающие в процессе обучения вопросы. И все-таки, что такое анскулинг? Попытаемся разобраться.

Философия анскулинга

Анскулинг – это такая форма домашнего образования, которая полностью противопоставляет себя обучению в школе, исключая строгое следование не только школьной, но и вообще какой-либо иной программе, и систематические занятия (коллективные или индивидуальные) с учителями или другими наставниками, их заменяющими. И это совсем не то же, что семейное образование и «школа на дому» (ее сторонники в основном придерживаются при обучении школьной программы).

Процесс образования при этом методе обучения никоим образом не привязан к получению строго определенного и обязательного набора знаний по спланированной заранее программе, к изучению каких-то строго обязательных учебников, к расписанию или, скажем, к дате ближайшего экзамена. Ребенок обучается и познает мир в естественной среде, не отрываясь от дома и семьи, задавая вопросы своим родителям и получая ответы на них. В результате приобретается жизненный опыт, который лежит в основе такого образования и обучения.

Естественное и совершенно свободное обучение ребенка основывается в первую очередь на его интересах в данный конкретный момент времени, предпочтение отдается тем занятиям, которые выбирает сам обучаемый. Дети сами определяют, что бы они хотели изучать и чем заниматься: темы занятий, время проведения, их периодичность. Задача же родителей – обеспечить их книгами, материалами, другими вспомогательными ресурсами и помогать им.

Наряду с изучением академических предметов, обучение происходит в творчестве, в играх, в общении, во время путешествий и других проявлений повседневной жизни. Джон Холт призывал родителей, выбравших данный метод, не создавать искусственные условия для обучения, а просто жить со своими детьми единой жизнью, используя реальные жизненные ситуации.

В первую очередь, анскулинг – это интересы ребенка, его мнение, его способности и таланты, а вовсе не план родителей по его обучению. Задача же родителей – быть максимально гибкими в отношении детей, прислушиваться к ним, обсуждая с ними вопросы предназначения с самого раннего детства, помогая раскрыться их талантам и найти им применение.

День ребенка может состоять из самых разнообразных занятий в зависимости от его предпочтений и интересов: чтение книг, рисование, рукоделие, просмотр познавательных фильмов и передач, пение, игра на музыкальных инструментах, спорт, конструкторы, настольные игры, ролевые игры. И хотя многие из них формально не связаны с доминирующей темой изучения, тем не менее попутно могут принести с собой множество открытий и новых знаний.

И не важно, если ребенок длительное время увлеченно занимается только одной понравившейся ему темой и изучает ее достаточно глубоко, читая книги, журналы, используя рабочие тетради, просматривая учебные видеоуроки, документальные фильмы, учебные программы, познавательные приложения. Спустя какое-то время интерес может проявиться к чему-то другому. Согласитесь, в школе такое построение учебного процесса невозможно в принципе.

Увлеченное изучение понравившейся темы и глубокое в нее погружение позволяет добиваться отличных результатов и далеко опережать в той или иной сфере своих сверстников, обучающихся в школе. Основное же преимущество анскулинга (по мнению тех, кто на себе проверил эту систему образования) в том, что ребенку предоставляют выбор и позволяют быть ребенком. Такая свобода помогает ему становится более самостоятельным и ответственным за свою жизнь.

Само же обучение проходит гораздо быстрее и интереснее. Ведь человеку всегда легко дается то, что ему интересно, что он делает с удовольствием, в чем ощущает потребность. Однако, не стоит представлять анскулинг в виде этакого вечного праздника жизни, беззаботного и веселого обучения, которое ничему не учит. Напротив, этот метод требует от ребенка гораздо больших усилий, чем «школа дома» или обучение в школе, где действует внешняя жесткая мотивация – нежелание быть хуже своих сверстников, страх перед плохими оценками, необходимость следовать программе.

Читайте также:  Нужно ли водить детей в детский сад?

Свобода выбора – это основной принцип анскулинга. Никто не стоит за спиной, заставляя что-то делать, не нужно ничего и никому доказывать, соперничать, сравнивать себя с кем-то. Ты волен выбирать сам – заниматься или полежать на диване. Но этот выбор предстоит делать снова и снова каждый день, и это очень усложняет задачу.

Ребенок должен сам совершать усилия, принимать решения, бороться с собственной ленью и расслабленностью. Как этого добиться от маленького человека, когда не каждый взрослый может заставить себя активно работать, если это не обязательно? Но все-таки это возможно, если это занятие любимым, очень важным делом. Задача родителей-анскулеров – помочь понять своим детям, что для них является действительно ценным и наполнить обучение смыслом.

В действительности получается, что только очень небольшое количество семей могут обладать той внутренней свободой, которая позволяет выходить за рамки, навязываемые миром, и грамотно пользоваться этой свободой. Важно не переступить грань между тонким процессом обучения на основе жизненного опыта и ничегонеделаньем и обычными веселыми совместными развлечениями. А это задача явно не для каждого. Даже опытные практики семейного образования считают анскулинг весьма специфичным методом среди различных видов домашнего образования. Наиболее радикальные последователи этого метода отвергают совсем какую-либо программу при обучении и исключают итоговую аттестацию.

Часть сторонников этого метода настроена не так решительно. Они не исключается что ребенок-анскулер может посещать какие-то классы и коллективные занятия, пользоваться традиционными учебниками, помощью наставников (помимо родителей). Но не это будет основой его образования. Отвергая следование школьной учебной программе, они допускают дистанционное обучение по свободной программе и возможность сдавать экзамены за весь школьный курс, что необходимо для получения аттестата зрелости и для дальнейшей учебы в ВУЗе (или для устройства на работу).

Аргументы «за» и «против»

Сторонников, которые сделали выбор в пользу анскулинга, и его противников – немало. Каждый из них объясняет свою позицию, аргументируя ее множеством доводов.

Часть педагогов и родителей убеждены в том, что такой нестандартный подход помогает вырастить и воспитать творческую личность. В подтверждение этой версии часто называют фамилии знаменитостей, некогда получивших образование в домашних условиях. Это сестры-теннисистки Сирена и Винус Уильямс, певица, актриса, телеведущая и автор песен Хилари Дафф, футболист Тим Тибоу, серфер Бетани Хэмилтон, фигуристка Мишель Кван и другие.

А такие знаменитости, как американский предприниматель, филантроп, мультимиллионер Эндрю Карнеги, актер, композитор, кинорежиссер, сценарист Чарли Чаплин, английский писатель Чарльз Диккенс, американская танцовщица Айседора Дункан, изобретатель Томас Эдисон, русский писатель Максим Горький, основатель импрессионизма французский писатель Клод Моне, писатель и журналист Марк Твен, не закончили даже начальную школу, что впрочем не помешало прославить свое имя.

Почему весьма состоятельные родители, которые могут оплатить лучшее образование в частных школах, выбирают анскулинг? Потому что они считают, что домашнее образование – это единственная возможность с малых лет развить в талантливом ребенке его способности.

Не посещая школу и не тратя массу времени на каждодневные многочасовые походы и на подготовку домашних заданий, у ребенка остается достаточно времени и сил на развитие своих способностей. Особенно это актуально для младших школьников, для которых пока еще главный метод познания мира – не логически-рациональный, а образный.

Достижения во взрослой жизни детей, обучающихся по этой системе, – весомый аргумент, опровергающей мнение критиков, что дети, не посещающие школу, ничего не смогут добиться в жизни.

Второй значимый аргумент, выдвигаемый противниками анскулинга, – дети вне школы, лишенные общения с одноклассниками, не приобретают необходимый в дальнейшей жизни социальный опыт и навыки командной работы, им порой непросто общаться с окружающими людьми. В школе ребенок не только учится, но и подстраивается под требования системы и внешние правила при ограничении в свободе, приобретает опыт общения, учится отстаивать себя и свои интересы. Эпизодические же занятия в секциях и кружках не могут заменить общения в школе и впоследствии у домашних детей могут возникать проблемы.

Читайте также:  Пальчиковые игры для развития мелкой моторики

По мнению же анскулеров, такое образование вовсе не предполагает запирания ребенка в изолированном пространстве. Домашние дети живут в той же общественной среде, что и школьники, регулярно общаются с людьми разного возраста: с ровесниками, с друзьями, родственниками, в кружках и секциях, где группа объединена общими интересами и общей целью. И в таких коллективах социальные навыки отрабатываются проще и приятнее, чем в группе одновозрастных людей, собранных случайным образом.

Помимо этого у сторонников анскулинга возникают большие сомнения, насколько эффективно школьная социализация позволяет усваивать ребенку психологические установки, образцы поведения, социальные ценности и нормы, позволяющие сохранять баланс между тем, как «вписаться в общество» и как «сохранить себя».

Порой, социализация в школе в рамках традиционного образования заменяется выживанием и приспособлением к требованиям дисциплины. Привычными становятся установки, ставящие желания ребенка и его потребности на второе место по сравнению с требованиями системы.

Внутренняя мотивация (любознательность, стремление к знаниям) заменяется внешней мотивацией, критерием которой является оценка работы ребенка, которая порой увязывает полученный результат с будущими перспективами: «будешь плохо учиться и получать двойки – пойдешь в грузчики (или дворники»).

При этом не важно, каким способом ученик получил положительную внешнюю оценку: выполнил ли он необходимое задание сам или же из-за желания понравиться учителю или обмануть его просто списал.

Разумеется, школьная социализация – это вовсе не плохо. Но она не заменяет того многообразия общения, которое происходит в реальной жизни. Зачастую в школе приобретаются и вовсе не полезные качества, такие как страх попросить помощь, страх совершить ошибку из-за боязни получить оценку ниже, страх задать лишний вопрос.

Еще один аргумент противников этой системы обучения – далеко не всегда родителям удастся самостоятельно дать детям нужный объем знаний, организовать процесс обучения, воспитать полезные навыки и привычки. Приводятся следующие доводы: дети, не посещающие школу, не получают системные знания, не научатся анализировать и мыслить (несмотря на все минусы школьной зубрежки, школа все же приучает думать).

Однако, противники традиционной системы образования, доказывая право на существование анскулинга, утверждают, что принуждение к учебе зачастую отбивает желание и умение учиться самостоятельно, ставить цели и решать задачи.

Школьная программа не способствует развитию врожденных способностей и собственных увлечений детей, подавляет их индивидуальность, загоняя интересы и желания конкретного ребенка в строгие рамки школьной программы. А это может ограничивать познавательный интерес детей.

При свободном обучении в детях развивается уверенность. Они эмоционально более открыты и меньше подвержены стрессам. Они не боятся задавать вопросы и делать ошибки, свободно высказывать свои мысли, анализировать и думать, аргументировать свое мнение.

Критики анскулинга считают, что дети (особенно младшего возраста) не могут сами себя мотивировать. Напротив, плюсы анскулинга в том, что этот метод предполагает высокую мотивацию. Дети учатся эффективнее, потому как они выбирают сами, чему учиться, и стремятся достичь образовательных целей, которые сами себе же и поставили.

Разумеется, это проще сделать старшекласснику, который может сам себя организовать, у которого в силу возраста уже имеется устоявшийся постоянный круг общения, и он легко может обходиться без школы. Сложнее мотивировать себя подросткам, для которых важно в этом возрасте соответствовать своим сверстникам, а общение с ними чаще всего обеспечивает школа. Малышам-первоклашкам также сложно включится в учебный процесс и высидеть урок. В школе им в этом помогает личность учителя, который на данном этапе представляет собой и мотивацию, и стимул.

Без привычки к послушанию и режиму, которую вырабатывает школа за долгие годы обучения, сложно, повзрослев, научиться жить и работать по расписанию – еще один аргумент «против». Однако, сторонники свободной системы домашнего образования утверждают, что свобода от расписания и школы имеет множество плюсов. Свободный график позволяет семье жить более гармонично и комфортно, проводить больше времени вместе, более тесно общаться со своим ребенком, путешествовать в любое удобное время, избегать школьных проблем, буллинга, не конфликтовать по поводу домашнего задания.

Дети могут заниматься в собственном наиболее удобном для них темпе, комфортным для них способом, используя самый подходящий материал. Как отмечают родители-последователи анскулинга, освободившие от школы старшие дети получают от учебы больше удовольствия, больше размышляют о своем предназначении, о будущей жизни.

Еще один плюс – возможность избежать различных проблем со здоровьем (со зрением, с осанкой, стрессом, частыми простудами), чем обычно сопровождается обучение в школе, ограничивающее подвижность детей, вынужденных много времени проводить за книгами за столом и партой.

Что касается подготовки ребенка в школе к будущей работе и жизни, которая наступит лет через 10-12, то в быстро меняющемся мире трудно предугадать, каким окажется это будущее и что необходимо изучить сегодня, чтобы оказаться подготовленным к нему. Но если ребенок освоит основной навык – умение учиться самостоятельно, то это и будет гарантией того, что в любых изменившихся обстоятельствах он окажется подготовленным к любым условиям. Школа готовит из детей хороших исполнителей, умеющих следовать инструкциям. Анскулинг же, напротив, людей, которые готовы взять ответственность за себя и самостоятельно принять решение.

Hо не все родители имеют возможность не работать и уделять столько времени детям: ребенок, какой бы умный и организованный он ни был, не может сделать вполне осознанный выбор того, что действительно ему нужно: чем заниматься, как долго и с кем. Да, это так. Анскулинг возможен только в том случае, если позволяет семейный уклад, образ жизни, семейные ценности и финансовые возможности, поскольку несовершеннолетний ребенок не может самостоятельно выбирать для себя образ жизни.

Кроме того не всегда и не все родители могут доступно и логично ответить на вопросы детей, объясняя суть явлений и предметов и обеспечивая понимание. И не все из них могут создать обучающую полезную среду. И с этим аргументом трудно поспорить. Учитывая возраст нового направления, лишь немногие родители из ныне практикующих анскулинг сами были анскулерами. У них нет опыта применения на практике этого метода обучения, и порой они испытывают мало доверия к этому радикальному способу. А сохранившийся в памяти личный школьный опыт только усложняют задачу.

Безусловно, этот метод естественного обучения подойдет далеко не каждому ребенку и не каждым родителям. Этот процесс предполагает подготовку, прежде всего, взрослых и немало усилий с их стороны. По мнению родителей, испытавших на практике метод анскулинга, семьи, где дети обучаются самостоятельно при помощи родителей, как правило, могут сами себя организовать и им не требуется постоянный контроль.

Философия этого обучения предполагает намного больше свободы, нежели при любом другом методе, что является лучшим способом подготовки детей к быстро меняющейся жизни и к неизвестному будущему – так считают последователи новой формы обучения.

Доводы и «за», и «против» звучат достаточно убедительно с обеих сторон. И каждый при желании найдет огромное количество причин, чтобы выбрать анскулинг или его отвергнуть.

Анскулинг в России – правовой аспект

Такая система обучения детей, как анскулинг, приветствуется не во всех странах. Прижилась она в США и Канаде. Во многих странах разрешено обучаться дистанционно и сдавать экзамены экстерном. В некоторых, как в Германии, дети посещают школу в обязательном порядке. Исключение в виде домашнего обучения возможно только по состоянию здоровья на основании врачебного заключения. В России, где в принципе не запрещено домашнее обучение и сдача экстерном экзаменов, анскулинг официально не разрешен. В нашей стране в обязательном порядке для аттестации нужно сдавать итоговые экзамены.

Что касается сдачи ежегодных экзаменов (промежуточные аттестации) при семейном образовании, то тут не все так однозначно. Во всяком случае обязанность сдавать или не сдавать четко нигде не прописана. И эта неопределенность в законодательстве вызывает определенные сложности. Семьям, решившимся внедрить этот метод обучения, наверняка придется столкнуться с неоднозначной реакцией чиновников и окружающих.

Тех, кто задумывается о таком способе образования, также волнует вопрос с поступлением в ВУЗ. В этой ситуации родителям-анскулерам приходится зачастую идти на компромисс с системой: практикуя свободное обучение, использовать варианты максимально щадящей аттестации.

Но время не стоит на месте. Уже сейчас существует масса возможностей, благодаря которым очень многому можно научиться через интернет и получить соответствующие сертификаты. А через какое-то время получить дальнейшее образование, скорее всего, будет намного проще, чем сейчас.

detki-pogodki.ru

Что такое анскулинг?

Анскулинг — это загадочно привлекательное слово манит родителей, погрузившихся в исследование темы семейного образования.

Чтобы обсуждать понятие анскулинга, во-первых, важно дать определение этому термину. Многие недолюбливают это слово за формулировку через отрицание и за отсутствие общепризнанного перевода в русском языке, но именно под этим названием сейчас данное явление известно, так что пока нам остается лишь оперировать тем, что есть в наличии.

Вкратце можно, например, сформулировать так:

анскулинг – это метод обучения, который утверждает приоритет занятий, избираемых ребенком самостоятельно, что включает в себя не только изучение академических предметов, но и обучение в игре, творчестве, повседневной жизни, путешествиях, общении и т.п.

Анскулинг характеризуется отказом от последовательного изучения школьной программы, при том на деле он не отрицает ни наличия учебников, ни помощи наставника, помимо родителей (педагога, тренера, мастера), ни посещения коллективных занятий. Единственное его радикальное отличие заключается именно в том, что в каждый момент времени именно ребенок принимает решение о том, чем именно заниматься, где, с кем и как долго.

Разумеется, на этих словах у большинства родителей встает вопрос – а способен ли вообще ребенок на достаточно сознательный выбор своих занятий? В каком возрасте можно довериться его интересам и позволить пробовать новое, увлекаться и остывать, начинать и бросать? Как вообще ребенок узнает о том, что ему действительно нужно?

Я уверена, что анскулинг совершенно не требует перекладывать на ребенка груз неподобающей его возрасту ответственности. Все мы понимаем, что несовершеннолетний ребенок психологически незрел, и мы, родители, несем ответственность за его здоровье и образ жизни. Поэтому анскулинг, являясь одним из методов семейного образования, разумеется, происходит в семье и под влиянием семьи – общих ценностей, образа жизни, финансовых возможностей, в конце концов! Ребенок не может сам выбирать себе образ жизни, поскольку он еще не является по-настоящему самостоятельной личностью, и не может принимать решения единолично. Что в рамках семьи всегда является нормальным и здоровым, даже во многом для взрослых ее членов.

Поэтому мы говорим «да» свободе, но категорическое «нет» вседозволенности. Есть многое, чего мы не можем позволить себе или своим детям по объективным причинам, и мы осознаем, что возможности наши не безграничны. Однако, это не мешает нам стремиться быть гибкими и по-максимуму учитывать интересы детей, прислушиваться к их мнению, обсуждать с ними с самого раннего возраста вопрос предназначения, искать таланты и способы их применения.

Анскулинг предполагает свободу выбора, готовность к изменениям и желание развиваться, расти, преображаться. Когда старая одежда становится мала, мы надеваем новую, большего размера – так же и в обучении, мы радуемся этому росту и ищем новые возможности для него.

Но что если кажется, будто ребенок ничего не хочет? Что если он так и будет целыми днями бездельничать и ничему не научится?

Подобные опасения чаще всего звучат из уст родителей сравнительно маленьких детей – дошкольников или условно младших школьников. Наблюдая за разновозрастными детьми, можно заметить, что настоящий интерес к конкретным занятиям редко пробуждается в столь юном возрасте, но зато уже лет после восьми-девяти не заметить его довольно трудно!

Тут, пожалуй, важно оговориться все же, что для появления интереса к чему-либо нужна мало-мальски благоприятная среда. В больших городах мы часто сталкиваемся с бедностью среды, ограниченной домом, двором, магазинами, и, что самое опасное для развития, зависимостью от электронных девайсов. Но эта проблема не семейного образования, а общечеловеческая, и решить ее можно только одним способом – создав достаточно богатую среду и качественное живое общение, предоставив, таким образом, привлекательную альтернативу виртуальному миру.

Анскулинг у многих ассоциируется со свободным даже не плаванием, а дрейфом по волнам жизни, эдакое обучение без малейшего напряжения, веселое и беззаботное. Вот на этом пункте мои воздушные замки окончательно рухнули, когда мне пришлось осознать, что анскулинг требует гораздо больших усилий со стороны ребенка, нежели другие методы! Да, при обучении в школе или при организации «школы дома» есть жесткая внешняя мотивация – необходимость следовать программе, нежелание отставать от сверстников и стремление к превосходству над другими учениками, страх перед плохими отметками и т.д.

В свободном плавании внешних рамок нет, а значит, никому не надо ничего доказывать, не с кем себя сравнивать, исчезает соперничество и ненужные амбиции.

Когда никто не заставляет, приходится самому брать себя в руки и принимать решения, делать усилия, чтобы побороть свою расслабленность и идти вперед. Как можно ожидать этого от детей, когда мы сами-то часто на такое не способны? Многие ли из взрослых людей стали бы рано вставать и активно работать, если бы это было необязательным? Вот и ответ на этот непростой вопрос – пожалуй, только те, которые занимаются любимым делом, живут им, которые просто не могут не делать то, что для них так важно!

Именно этого и желают родители анскулеров своим детям – понять, что в их жизни действительно ценно, наполнив свое обучение истинным смыслом.

Даже с маленькими детьми вполне возможно проводить небольшие сеансы рефлексии, помогая им проговорить самое важное:

  • что я делаю?
  • зачем я это делаю?
  • как мне сделать это оптимальным образом?

Анскулинг никогда не будет вечным праздником, потому что любое действие требует борьбы с собственной инерцией, ленью. Что легче – пойти или остаться лежать? Сдаться или продолжать работать над заданием? Особенно когда никто не обязывает делать это, так может быть потом, завтра, а сегодня отдохнуть?…

И тут мы сталкиваемся с главным принципом анскулинга – этой свободой выбора, который придется делать снова и снова каждый день. Оказывается, сами взрослые часто не могут правильно распорядиться этой свободой, так что анскулинг – выбор небольшого количества семей, которые готовы учиться все вместе этой свободой грамотно пользоваться.

У ребенка нет еще полной свободы действий, но мы стараемся быть для него примером того, как ее обрести к моменту его вступления во взрослую жизни. Именно поэтому анскулинг одних лишь детей невозможен, это образ жизни всей семьи.

Мне кажется, очень часто анскулеры и их родители представляются окружающим очень своеобразно: немножко хиппи, немножко дикари, немножко чудаки… И мне этот стереотип совсем не по душе: я уверена, что можно современно одеваться, жить в мегаполисе, ходить на работу и при том обладать той внутренней свободой, которая позволяет не застревать в рамках, которые навязываются нам миром.

Действительно, начинается все с отрицания – это удивительно, когда в один прекрасный день ты узнаешь, что можно не делать того или иного, можно быть другим! Начинает спадать шелуха, хочется поскорее очиститься от всего лишнего, наносного, вредного… И вот тут, мне кажется, сталкиваешься с главной опасностью – расчистив место, важно понять, чем его заполнить. Мало просто отказаться от школы с ее программой, нужно найти смысл и поставить самое важное на центральное место своей жизни, чтобы на пустом месте выросло что-то новое.

Таким образом, анскулинг оказывается глубже, чем просто отказ от последовательного изучения школьной программы. Это путь к свободе. Очень непростой, потому что заблудиться на этом пути пожалуй легче, чем, идя по проторенной дорожке. И несмотря на то, что официально анскулинг не признан в России, то есть, большинство детей обязаны сдавать аттестации в том или ином виде, я думаю, что наличие или отсутствие аттестаций – не самый важный атрибут свободного обучения.

Для анскулинга важен не только вопрос «что?», но и вопросы «зачем?» и «как?», над которыми детям предлагается размышлять самостоятельно и вместе с родителями. Научить учиться: выбирать, задавать вопросы, использовать различные методы исследования, обсуждать, искать правду – вот как выглядит действительно свободное обучение.

semeynoe.com

Семейное образование – различные методики. Анскулинг

Анскулинг – это методика домашнего обучения, где лидером является ребенок, который сам определяет «программу» обучения. Анскулинг – одна из самых «горячих» тем обсуждения в сфере семейного образования. Эта методика интригует многих родителей. А некоторые педагоги настроены скептично. Сами же ученики, приспособившиеся к этому методу, активно его защищают. Истина заключается в том, что многие техники обучения, связанные с анскулингом, с успехом используются во многих семьях, предпочитающих семейное образование.

Джон Холт

Семейное образование и анскулинг – в чём разница?

Что же, собственно, представляет собой «не-обучение», или анскулинг? Согласно общепринятому определению, анскулинг – это философия домашнего обучения, позволяющая детям исследовать интересные им темы в комфортном для себя темпе, не подвергаясь никакому давлению со стороны взрослых. Родители при этом не составляют учебные планы, а выступают в роли помощников, обеспечивая детей всем необходимым, и следят за тем, куда приведут детей их изыскания. Семейное образование подразумевает составление программ обучения, ежегодную аттестацию и контроль со стороны министерства.

Сомневающиеся задают вопрос, как вообще дети могут усвоить какой-либо материал без руководства взрослых? Однако сами анскулеры, став взрослыми, превращаются в мотивированных, гармоничных и эрудированных людей, способных ставить цели и самостоятельно находить ресурсы для их реализации. Во всяком случае, в ВУЗах анскулеры добиваются результатов не хуже, чем другие молодые люди с семейным образованием.

Как возник анскулинг?

Термин «анскулинг» был введён в обиход реформатором американской системы образования Джоном Холтом в 1977 году. В это время он основал популярный журнал по семейному образованию «Растём без школы» (Growing without schooling). Бывший школьный учитель, Холт написал много книг о домашнем обучении, которые до сих пор пользуются успехом среди приверженцев этой системы. Среди них – «Научи себя сам» и «Учимся всё время». После смерти Холта его дело продолжил Патрик Ференга, который пишет книги и читает лекции об анскулинге.

Одно из ответвлений анскулинга – философия обучения, известная как «радикальный анскулинг». Этому ответвлению положила начало Сандра Додд. Его сторонники призывают родителей ставить интересы реб`нка во главу угла в каждом аспекте жизни, не только в сфере образования.

Что представляет собой анскулинг?

Стороннему наблюдателю может показаться, что при анскулинге вообще ничего не происходит. На самом деле, это не так. Дети, обучающиеся по системе анскулинга, черпают знания из повседневной жизни. Чтобы испечь печенье, нужно для начала прочитать рецепт. Чтобы правильно отмерить и смешать ингредиенты, нужно освоить деление и дроби. Такой подход близок к понятию «семейное образование», но подразумевает большую свободу в обучении. Вот примеры, как некоторые семьи практикуют анскулинг.

Пусть дома будет интересно. Родители не навязывают ребёнку занятия по тем или иным предметам, но создают дома обстановку, стимулирующую детскую любознательность и тягу к познаниям. Вокруг ребенка должны быть книжки и игры, материалы для творчества (рисования, музыки и т.д.). Самое главное при этом – уделять ребёнку время и разговаривать с ним о том, к чему у него есть интерес.

Не сидите в четырёх стенах. Анскулеры любят учиться вне дома. Родители не отказывают себе в удовольствии поучаствовать в занятиях младшего поколения: вместе гулять по лесу, строить шалаши, что-нибудь разбирать и устраивать беспорядок. Анскулеры рассматривают любого человека как потенциального наставника, который научит их чему-нибудь полезному.

Путешествие как источник знаний. Не имея над собой дамоклова меча школьной программы, анскулеры могут путешествовать в любое время и на любые расстояния. Оказавшись в новой обстановке, анскулеры впитывают знания о чужой культуре.

Позвольте детям углубиться в интересующий их предмет. Дети-анскулеры, как правило, имеют глубокие познания по теме, которая интересна им в данный момент. Они могут часами изучать книги и сайты по этой теме и сильно опередить своих сверстников в школе.

Используйте традиционные методы обучения без принуждения. Анскулинг не означает, что в процессе обучения вообще отсутствует система. Для достижения своих целей дети могут использовать учебники, задачники, интернет-ресурсы так, как считают нужным, без давления со стороны родителей.

В чём преимущества анскулинга?

  • У детей есть время на удовлетворение своих интересов. Самое большое преимущество анскулинга состоит в том, что у детей есть свобода заниматься тем, что им действительно интересно.
  • Дети учатся с энтузиазмом. Родителям не нужно прилагать неимоверные усилия, чтобы заставить детей делать уроки. Они усердно учатся, потому что сами выбрали ту или иную тему. Когда интерес угасает, они вправе перейти к чему-нибудь другому.
  • Сфокусированная подготовка и контроль знаний. В системе анскулинга перед родителями не стоит задача предвидеть, что будет интересно их детям через месяц-другой. Их роль – вовремя среагировать на новый «запрос» ребенка, как только он становится очевиден. Контроль за уровнем знаний происходит осмысленно: родители отслеживают, какие навыки освоили дети, не прибегая к помощи формальных стандартных тестов.
  • Ваша классная комната – это весь мир. Анскулеры получают знания, помогая взрослым в домашних делах, участвуя в общественной жизни, поэтому они чувствуют себя комфортно, встречаясь с новыми людьми любого возраста.

В чём недостатки анскулинга?

  • Пробелы в знаниях. Ни одна форма обучения не способна обеспечить полного раскрытия каждой темы. Но, поскольку анскулеры сами выбирают темы для изучения, пробелов у них может быть гораздо больше. Тем не менее, анскулеры, как правило, достаточно изобретательны и сообразительны, чтоб восполнить недостаток своих знаний, когда в этом возникает необходимость.
  • Родители должны быть гибкими и целеустремлёнными. Дети-анскулеры сами ставят перед собой задачи, а родители должны знать, где найти ресурсы для их решения и уметь быстро ориентироваться. От родителей также требуется достаточно энергии, внимательности и спонтанности – качеств, которыми обладают далеко не все взрослые, и которые не всегда легко сохранить в разных обстоятельствах (могут помешать финансовые проблемы, работа, здоровье и т.д.)
  • Инициатива должна исходить от детей. Дети, которые комфортно себя чувствуют в структурированной среде, могут растеряться в ситуации, когда им самим нужно принимать решения.

Многих сторонников домашнего обучения привлекает идея анскулинга, по крайней мере, в некоторых аспектах обучения детей. От родителей можно услышать такое высказывание: «Мы применяем анскулинг к истории, но не к математике».

Патрик Фаренга

По словам Патрика Ференги, который в свое время работал вместе с Джоном Холтом и продолжает возглавлять основанную им компанию: «Люди находят разные способы подстроиться под идеи Джона Холта, но ни один стиль анскулинга или воспитания не определяет анскулинг, несмотря на то, что пишут во многих книгах».

Радикальный анскулинг

За последнее десятилетие сторонники радикального анскулинга развили основные принципы концепции «не-обучения». Как и многие родители, выбравшие семейное образование, они считают, что не существует различия между учёбой и жизнью. Радикальные анскулеры не просто дают детям свободу изучать то, что им интересно; они также воздерживаются от установки каких-либо ограничений во всех остальных аспектах жизни. Дети радикальных анскулеров могут сколько угодно смотреть телевизор и играть в компьютерные игры. Для них нет строгих правил, когда садиться есть или идти спать. Родители уверены, что дети сами могут определить, чего они хотят и когда им уже достаточно. В результате, как считает один из защитников радикального анскулинга Сандра Додд, получаются более счастливые семьи, где меньше скандалов.

Сандра Додд

Многие радикальные анскулеры считают, что необходимо провести разграничительную линию между анскулингом и понятием «семейное образование». Однако не все анскулеры с этим согласны. Они приводят аргумент, что многие семьи часто пересекают эту линию или применяют разные подходы к разным детям. Некоторые аргументы радикального анскулинга заставляют не настроенных радикально родителей задуматься. Ведь «не-обучение» не означает «не-воспитание». Свобода в учебе не влечет за собой автоматически свободу творить, что взбредет в голову.Как бы то ни было, даже те, кто считает радикальный анскулинг слишком радикальной концепцией, находят здесь свои положительные стороны. Многие родители, предпочитающие семейное образование, всеми силами стремятся следовать совету Сандры Додд и «говорить ребенку да» как можно чаще.

В России анскулинг пока законодательно не закреплён. Наиболее близкая форма к анскулингу — семейное образование — требует прохождения ежегодных аттестаций и экзаменов. Поэтому, возможности лишь два раза прийти в школу — в 1 классе и в 11 — пока нет. однако, движение анскулеров становится всё более мощным. В том числе, и благодаря интенсивным технологиям образования и техническому прогрессу.

См. также: Метод Марии Монтессори Вальдорфская система Программы развития Развитие памяти ребёнка — как проходят занятия

school4you.ru

Анскулинг — жизнь без школы, возможно ли такое?

Добрый день, дорогие читатели!

Знакомы ли вы с термином «анскулинг»? Думаю, далеко не все из вас. Это направление в образовании появилось сравнительно недавно. Суть его состоит в том, что малыш обучается дома, задавая вопросы и получая на них ответы.

Это философия, предполагающая домашнее обучение. Но не будем удовлетворяться общими фразами. Рассмотрим подробно анскулинг что это и как поступать родителям, практикующим это направление в философии образования?

Как возникло?

Анскулингом принято называть философию и практику образования, которая учитывает, прежде всего, интересы детей. При этом кроха обучается без отрыва от семьи. Жизнь его довольно разнообразна, он задает многочисленные вопросы и получает ответы на них от родителей. В результате малыш получает бесценный жизненный опыт, на котором и учится.

Домашнее обучение не предполагает занятия с учителями, репетиторами. Дети обучаются по специальной программе. Некоторые приверженцы анскулинга допускают сдачу школьных предметов экстерном, получить аттестат зрелости и пройти обучение в дальнейшем в ВУЗе. В высшем образовании они не находят недостатков, а вот школьное образование их не устраивает.

Термин «анскулинг» был придуман не так давно, в 1970-х годах. Произошло оно от двух слов: un – не, schooling – школьное обучение (unschooling). Иное название – хоумскуллинг, произошедшее от двух слов (home – дом, schooling – обечение). Впервые применил эти термины Джон Холт. Впоследствии его стали называть «отцом» домашнего обучения.

Доводы «за»

Наверное, вас удивит такой нестандартный подход к обучению детей, дорогие читатели. Какие же доводы в пользу своей философии приводят анскулеры?

  • Школа убивает стремление к знаниям, заменяя на желание только получать отметки.
  • Социализация в школе искажена. Она заменяется выживанием или условиями дисциплины, которые диктует учитель.
  • Учеба превращается в принуждение. У крохи нет собственного желания ставить перед собой цели и с удовольствием достигать их.
  • Школа не направлена на развитие индивидуальности.
  • Познавательный процесс ограничен требованиями программы, задачами, которые ставятся только «здесь и сейчас»
  • Права ребят часто ущемляются. Школа не нацелена на интересы отдельного человека.
  • Школьная программа дает только стандартные умения и навыки, не учитываются интересы и способности конкретного малыша.
  • Обучение в школе занимает много времени. Дети почти лишены детства, что особенно актуально для младших школьников.
  • Школа ограничивает самостоятельность и выбор средств для решения той или иной проблемы.
  • Школьники ограничены в движении, в результате чего возникают медицинские проблемы.

Доводы, конечно, весьма веские, но получится ли у родителей самостоятельно дать детям нужный объем знаний? В отношении анскулинга существует много доводов против:

  • Без школы дети не получают системных знаний. Несмотря на приверженность к «зубрежке», школа все же заставляет думать.
  • Без школы дети не научатся социализации. Кружки и секции не заменят общения в школе.
  • Не у всех родителей есть возможность сидеть дома с детьми. Предоставленный сам себе малыш обучаться не будет.
  • В будущем человеку будет трудно найти работу, так как он не привык работать в группе. Это ограничит его в выборе профессии.

Пока доводы против звучат убедительнее. Анускулинг подходит далеко не всем. Законно ли это? Не лишают ли родители свое чадо ценного опыта?

Вопрос о законности

В некоторых странах посещение школы обязательно, например, в Германии. Существует много стран, где обучаться на дому можно только по медицинским показаниям. Однако есть и немало стран, где анскулинг разрешен. Например, в провинциях Канады и США родители могут обучать малыша на дому, и это не запрещено законом.

На вопрос, где распространено домашнее обучение, ответить сложно. География анскулинга может ограничиваться отдельными регионами, глухими провинциями, где у взрослых нет возможности водить детей в школу. Это и страны, где более свободно относятся к вопросу получения знания.

В России нет закона, который бы разрешал анскулинг. Однако сдача экзаменов в школе экстерном при отсутствии посещения допускается.

Начинающим анскулерам

Какие действия предпринять родителям, которые решили последовать модному направлению? Как проводить обучение? Даю несколько советов, которые помогут сориентироваться в педагогических методах и составить собственный путь обучения:

  • Не выбирайте крохе задания, а позвольте ему вести вас. Малыш сам знает, что ему интересно в данный момент. Незаметно дайте ему все необходимое для решения задачи, а затем ждите, пока он обратится к вам за помощью. Тогда анскулинг будет веселым и приятным.
  • Все вокруг нас способствует обучению. Дети, которые посещают школу, убеждены, что существуют вещи, предназначенные для обучения, и не подходящие для этого. В теории анскулинга даже сложные школьные предметы входят в ежедневный быт детей.
  • Спонтанность и любознательность превыше способности удерживать внимание.
  • Отдых так же важен для детей, как и активность. Если взрослые не видят явного усвоения информации, это не значит, что его нет.

  • У каждого крохи есть свой внутренний график усвоения тех или иных знаний и навыков. Например, каждый малыш обучается чтению в свое время.
  • У детей не должно быть страха перед взрослыми. Они должны ощущать свободу.
  • Позвольте малышу найти собственный путь изучения тех или иных предметов.
  • Анскулинг – это и школа для родителей. Они тоже должны проявлять интерес и любознательность.
  • Анскулинг – освобождение от общепринятых норм освоения материала и наслаждение тишиной детских площадок, общением со своим ребенком.
  • Развлекайтесь и находите интересное в жизни всей семьей. Это обучение не только для малыша, но и для взрослых, которым предстоит изменить свое отношение к окружающему миру.

Учитывая эти рекомендации, нужно всегда найти тонкую грань между обычным весельем и ничегонеделаньем и тонким процессом обучения на основе самой жизни. Думаю, это пока доступно не каждому.

Сегодня мы все разобрались что это такое анскулинг. Лично я для себя решила, что не смогла бы так заниматься с детьми.

Вспоминая, как я готовила сына к школе, я понимаю, что эта методика не для меня. А что вы думаете по поводу такого вида обучения? Пишите в комментариях, рассмотрим возможные варианты.

Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим друзьям и знакомым в социальных сетях.

До новых встреч, дорогие друзья!

chesnachki.ru


Смотрите также