ПРОГРАММА «РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ»
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

 
 

Составил: педагог-психолог МОУ «Школа №53» Байбинова О.А.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ



Рабочая программа «Родительский клуб» для родителей учащихся 1 -4 классов разработана в соответствии:
  • с рекомендациями Примерной программы «Жизненные навыки. Уроки психологии в 1-4 классах» (Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе / Под ред. С.В. Кривцовой. – М: Генезис, 2002; Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе / Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2002; Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе / Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2004; Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе / Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2005);

  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №53.


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка, профилактика нарушений детско-родительских отношений.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:



  • информирование родителей о необходимости восприятия индивидуальности своего ребенка, особенностях его развития на разных возрастных этапах;

  • знакомство с возможными трудностями и нарушениями поведения, развития и поведения ребенка, способами их преодоления;

  • осознание своих позитивных качеств своего ребенка и собственных положительных качеств, их присвоение, повышение родительской уверенности;

  • осознание собственных чувств и переживаний, развитие эмпатии.


ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ



Принципы ведения занятий по программе основываются на гуманистической психологической парадигме, заимствованы из групповых тренинговых занятий. Жизненные навыки, или по-другому, содержания личностной переработки проблемы, универсальны и устойчивы и опираются на логику человеческих чувств. Эта логика чувств есть, с одной стороны, иерархия мотиваций (потому что не только чувства движут людьми), с другой стороны, основание для четкого понимания, что делать с душами детей.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Программа строится на основании концепции Э.Эриксона о стадиях развития детей младшего школьного возраста. Когда ребенок приходит в школу, у него появляется новый шанс реализовать себя. Новые роли, которые не может предложить семья, представляются ему чрезвычайно привлекательными. В норме он доверяет и надеется. В его сексуальном развитии наступает латентная фаза. В этом возрасте не является нормой преданная дружба с одним сверстником. От того, будут ли успешно решены задачи этого возраста, зависит все дальнейшее направление личностного развития.

Социальные отношения этого возраста позволяют решать такие жизненные задачи, как достижение сотрудничества, кооперации, осуществление совместной деятельности с самыми разными людьми. Взаимодействие и кооперация с людьми разного возраста формируют у ребенка опыт переживания попеременно, то чувства принадлежности к команде, то чувства независимости от нее.

На первый план выступают не столько чувства, сколько интеллектуальные задачи. Старательность и прилежность в интеллектуальной сфере при положительной оценке социума формируют компетентность. В социальной сфере в этом возрасте формируется, с одной стороны, здоровое честолюбие, с другой стороны, партнерские качества: «чувство локтя», сплоченности, групповые ценности. Ребенок уже может взяться за решение комплекса непростых жизненных задач: умение принимать поражение, радоваться чужим успехам, связывать свои успехи с количеством затраченных усилий и умение ориентироваться на себя при положительной или отрицательной оценке поведения.

Родители способны помочь ребенку в решении важных жизненных задач возраста.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Программа строится на основании программы для учащихся 1-4 класса «Психология общения», в соответствие с темами, которые предлагаются детям на занятиях:
  1. «Родительский клуб» для родителей 1 класса (3 занятия). На занятиях родители учатся воспринимать индивидуальность своего ребенка, осознают важность его поддержки в семье на начальных этапах обучения в школе, знакомятся с важными задачами возраста 6-8 лет (формирование адекватного отношения к «надо», развитию навыков общения со сверстниками, принятия инакости окружающих людей) и возможностями обучения ребенка способам преодоления трудных жизненных ситуаций.

  2. «Родительский клуб» для родителей 2 класса (3 занятия). На занятиях родители осознают особенности взаимодействия с ребенком, особенностями выражения чувств в общении, знакомятся с важными задачами возраста 7-9 лет (обучение социально-приемлемым способам выражения чувств, принятия ответственности за себя и свое поведение) и возможностями обучения ребенка способам преодоления трудных жизненных ситуаций.

  3. «Родительский клуб» для родителей 3 класса (3 занятия). На занятиях родители осознают особенности взаимодействия ребенка с окружающими, знакомятся с важными задачами возраста 8-10 лет (осознание и понимание человеческих и своих собственных ценностей, ценности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками) и возможностями обучения ребенка способам преодоления трудных жизненных ситуаций.

  4. .«Родительский клуб» для родителей 4 класса (3 занятия). На занятиях родители осознают особенности взросления ребенка, его поведения в различных жизненных ситуациях, знакомятся с важными задачами возраста 9-11 лет (освоение социально-культурных способов обхождения с материальным, собственными переживаниями, противоположным полом) и возможностями обучения ребенка способам преодоления трудных жизненных ситуаций.

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ

Программа проводится с родителями учащимися 1-4-го классов (отдельно по каждому возрасту: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс). Занятия рекомендованы родителям, испытывающим воспитательную неуверенность, тревожность, страхи, связанные с детско-родительскими отношениями, имеющих детей с заниженной самооценкой, страхом неудач, застенчивых, агрессивных, тревожных, детей, которые плохо адаптируются в школьной жизни.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Занятия проводятся один раз в четверть. Время проведения занятия – 1, 5 часа. Количество участников 8-12 родителей.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Астрель, 2007.

  2. Захаров А.И. «Как помочь нашим детям избавиться от страхов» , Санкт-Петербург, Гиппократ, 1998.

  3. Кривцова С.В., Патяева Е.Ю. Семья. Искусство общения с ребенком / Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС. 2008.

  4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2002.

  5. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

  6. Сапогова Е.Е. "Психология развития человека" М.: Аспект пресс, 2001г.

  7. Г. Эбермин, «Страхи здоровых детей», М, Знание, 1981.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В «РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ



Тема (название) занятия
Цели и задачи занятия
1
2

ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА

1. Мой ребенок – особенный!
  • сообщение целей и задач занятий, правил для участников занятий;

  • формирование групповой сплоченности, создание благоприятных условий для совместной работы.

  • информирование родителей о необходимости восприятия индивидуальности своего ребенка, важности оказания поддержки в семье.

  • осознание позитивных качеств своего ребенка и собственных положительных качеств, присвоение, повышение родительской уверенности.
2. Нравится – не нравится
  • информировать родителей о важности осознания своих предпочтений, понимания того, что нравится и что не нравится;

  • помочь родителям осознать свои предпочтения в жизни.

  • рефлексия и осознание собственных переживаний в детском возрасте, развитие эмпатии;

  • осознание собственного переживания полноты жизни в настоящее время.
3. Я и другой
  • познакомить родителей с понятием «толерантность», информировать о важности проявления толерантности людей друг к другу;

  • помочь родителям осознать свои чувства при встрече с инакостью другого человека, обсудить свой личный опыт;

  • рефлексия и осознание собственных чувств по отношению к своему ребенку, получение позитивной поддержки группы.

ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

1. Ответственность
  • познакомить участников с функциями семьи, распределением обязанностей между ее членами;

  • помочь родителям осознать особенности взаимодействия в их собственной семье, прав и обязанностей, которые есть у взрослых и детей;

  • рефлексия и осознание собственных чувств по отношению к распределению ответственности в семье, получение позитивной поддержки группы.
2. Гнев – это нормально
  • познакомить участников с особенностями проявления агрессии у детей и взрослых, причинах агрессивного поведения, возможных нарушениях поведения, общения;

  • помочь родителям осознать собственные чувства в различных жизненных ситуациях, по отношению к ребенку, членам семьи;

  • познакомить родителей с возможными социально-приемлемых способов выражения гнева в детском возрасте.
3. Страшно – не страшно. Школьные страхи
  • информировать родителей об особенностях возникновения страхов в младшем школьном возрасте, причинах возникновения страхов и особенностях семейного воспитания, влияющих на их усиление;

  • помочь родителям осознать свои ощущения, связанные со страхом; информировать о возможных психосоматических заболеваниях;

  • рефлексия и осознание собственных страхов в младшем школьном возрасте, информирование о школьных страхах детей, обсуждение несоответствий родительских и детских представлений о страхах;

  • познакомить родителей с возможными способами преодоления страхов в детском возрасте;

  • тренировка способности оказать помощь собственному ребенку в преодолении страха.

ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

1. Праздники: ценности и радости
  • информирование о значении и ценности праздников в жизни человека, о значении и ценности праздников в жизни ребенка, месте праздника в иерархии детских ценностей;

  • сравнение взрослых и детских представлений о празднике; ассоциаций со словом «праздник», анализ сходства и различия;

  • осознание собственного отношения к ценности жизни, своей воспитательной системы, особенностей взаимодействия с ребенком.
2. Отношения с другими
  • информировать родителей об особенностях общения детей младшего школьного возраста;

  • познакомить родителей с особенностями общения младших школьников со взрослыми, возможными трудностями детско-родительского общения и путями их преодоления;

  • осознание своих отношений с окружающими, сравнение своих взаимоотношений с окружающими с отношениями ребенка, нахождение соответствий и различий;

  • рефлексия и осознание собственного стиля воспитания.
3. Отношения с собой
  • информировать родителей о понятии «достояние», «ценности» и их роли в жизни взрослого и ребенка;

  • осознание собственных представлений о себе, своих потребностях, своих «ценностях»;

  • познакомить родителей с нарушениями личностного развития ребенка, выражающегося в нарушении поведения;

  • осознание и понимание причин плохого поведения ребенка.

ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

1. Собственность: я и мое
  • информировать родителей о тенденциях в восприятии материального детьми и родителями в современном мире, о проблемах пресыщенности, возможных нарушениях личностного развития;

  • осознание участниками избыточности в покупке ребенку различных вещей;

  • отработка способов обучения родителями ребенка навыкам обхождения с чужими вещами.
2. Печальная сторона жизни
  • познакомить родителей с важностью проживания чувства печали у детей и взрослых;

  • осознание собственного опыта проживания потери, позитивного опыта переживания сложных жизненных ситуаций;

  • отработка навыков обучения родителями детей социально-культурным способам обхождения с ценным прошлым.
3. Мальчики и девочки
  • познакомить родителей с особенностями возрастных изменений мальчиков и девочек, важности формирования у детей уважительного отношения к противоположному полу;

  • осознание участниками собственных стереотипов мужского и женского поведения, трудностей детей в восприятии гендерных различий;

  • отработка навыков обучения родителями детей цивилизованным формам общения в вопросах пола и разделения сфер интимности (какие вопросы обсуждается с родителями, с близким другом, в небольшой компании сверстников).