ПРОГРАММА «РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ»
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа «Родительский клуб» для родителей учащихся 1 -4 классов разработана в соответствии:
- с рекомендациями Примерной программы «Жизненные навыки. Уроки психологии в 1-4 классах» (Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе / Под ред. С.В. Кривцовой. – М: Генезис, 2002; Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе / Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2002; Жизненные навыки. Уроки психологии в 3 классе / Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2004; Жизненные навыки. Уроки психологии в 4 классе / Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2005);
- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №53.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка, профилактика нарушений детско-родительских отношений.ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- информирование родителей о необходимости восприятия индивидуальности своего ребенка, особенностях его развития на разных возрастных этапах;
- знакомство с возможными трудностями и нарушениями поведения, развития и поведения ребенка, способами их преодоления;
- осознание своих позитивных качеств своего ребенка и собственных положительных качеств, их присвоение, повышение родительской уверенности;
- осознание собственных чувств и переживаний, развитие эмпатии.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Принципы ведения занятий по программе основываются на гуманистической психологической парадигме, заимствованы из групповых тренинговых занятий. Жизненные навыки, или по-другому, содержания личностной переработки проблемы, универсальны и устойчивы и опираются на логику человеческих чувств. Эта логика чувств есть, с одной стороны, иерархия мотиваций (потому что не только чувства движут людьми), с другой стороны, основание для четкого понимания, что делать с душами детей.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа строится на основании концепции Э.Эриксона о стадиях развития детей младшего школьного возраста. Когда ребенок приходит в школу, у него появляется новый шанс реализовать себя. Новые роли, которые не может предложить семья, представляются ему чрезвычайно привлекательными. В норме он доверяет и надеется. В его сексуальном развитии наступает латентная фаза. В этом возрасте не является нормой преданная дружба с одним сверстником. От того, будут ли успешно решены задачи этого возраста, зависит все дальнейшее направление личностного развития.Социальные отношения этого возраста позволяют решать такие жизненные задачи, как достижение сотрудничества, кооперации, осуществление совместной деятельности с самыми разными людьми. Взаимодействие и кооперация с людьми разного возраста формируют у ребенка опыт переживания попеременно, то чувства принадлежности к команде, то чувства независимости от нее.
На первый план выступают не столько чувства, сколько интеллектуальные задачи. Старательность и прилежность в интеллектуальной сфере при положительной оценке социума формируют компетентность. В социальной сфере в этом возрасте формируется, с одной стороны, здоровое честолюбие, с другой стороны, партнерские качества: «чувство локтя», сплоченности, групповые ценности. Ребенок уже может взяться за решение комплекса непростых жизненных задач: умение принимать поражение, радоваться чужим успехам, связывать свои успехи с количеством затраченных усилий и умение ориентироваться на себя при положительной или отрицательной оценке поведения.
Родители способны помочь ребенку в решении важных жизненных задач возраста.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа строится на основании программы для учащихся 1-4 класса «Психология общения», в соответствие с темами, которые предлагаются детям на занятиях:- «Родительский клуб» для родителей 1 класса (3 занятия). На занятиях родители учатся воспринимать индивидуальность своего ребенка, осознают важность его поддержки в семье на начальных этапах обучения в школе, знакомятся с важными задачами возраста 6-8 лет (формирование адекватного отношения к «надо», развитию навыков общения со сверстниками, принятия инакости окружающих людей) и возможностями обучения ребенка способам преодоления трудных жизненных ситуаций.
- «Родительский клуб» для родителей 2 класса (3 занятия). На занятиях родители осознают особенности взаимодействия с ребенком, особенностями выражения чувств в общении, знакомятся с важными задачами возраста 7-9 лет (обучение социально-приемлемым способам выражения чувств, принятия ответственности за себя и свое поведение) и возможностями обучения ребенка способам преодоления трудных жизненных ситуаций.
- «Родительский клуб» для родителей 3 класса (3 занятия). На занятиях родители осознают особенности взаимодействия ребенка с окружающими, знакомятся с важными задачами возраста 8-10 лет (осознание и понимание человеческих и своих собственных ценностей, ценности взаимоотношений со взрослыми и сверстниками) и возможностями обучения ребенка способам преодоления трудных жизненных ситуаций.
- .«Родительский клуб» для родителей 4 класса (3 занятия). На занятиях родители осознают особенности взросления ребенка, его поведения в различных жизненных ситуациях, знакомятся с важными задачами возраста 9-11 лет (освоение социально-культурных способов обхождения с материальным, собственными переживаниями, противоположным полом) и возможностями обучения ребенка способам преодоления трудных жизненных ситуаций.
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ
Программа проводится с родителями учащимися 1-4-го классов (отдельно по каждому возрасту: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс). Занятия рекомендованы родителям, испытывающим воспитательную неуверенность, тревожность, страхи, связанные с детско-родительскими отношениями, имеющих детей с заниженной самооценкой, страхом неудач, застенчивых, агрессивных, тревожных, детей, которые плохо адаптируются в школьной жизни.ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
Занятия проводятся один раз в четверть. Время проведения занятия – 1, 5 часа. Количество участников 8-12 родителей.ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: Астрель, 2007.
- Захаров А.И. «Как помочь нашим детям избавиться от страхов» , Санкт-Петербург, Гиппократ, 1998.
- Кривцова С.В., Патяева Е.Ю. Семья. Искусство общения с ребенком / Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: УЧЕБНАЯ КНИГА БИС. 2008.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2002.
- Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
- Сапогова Е.Е. "Психология развития человека" М.: Аспект пресс, 2001г.
- Г. Эбермин, «Страхи здоровых детей», М, Знание, 1981.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ В «РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Тема (название) занятия | Цели и задачи занятия |
1 | 2 |
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА | |
1. Мой ребенок – особенный! |
|
2. Нравится – не нравится |
|
3. Я и другой |
|
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА | |
1. Ответственность |
|
2. Гнев – это нормально |
|
3. Страшно – не страшно. Школьные страхи |
|
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА | |
1. Праздники: ценности и радости |
|
2. Отношения с другими |
|
3. Отношения с собой |
|
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА | |
1. Собственность: я и мое |
|
2. Печальная сторона жизни |
|
3. Мальчики и девочки |
|