Шарихина Антонина Алексеевна

Шарихина Антонина Алексеевна, учитель математики

«Достижение психологического комфорта на уроке»

Психологический комфорт на уроке – важно ли это?
Психологический комфорт во время урока очень важен. Он проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учеников. В нём проявляются личностные и деловые отношения учителя и учащихся.
Под психологическим климатом А. С. Макаренко понимал «стиль» и «тон», выделяя основную особенность нормального тона.
К сожалению, сегодня в общеобразовательных школах наблюдаются такие явления, как падение интереса к знаниям, прогулы уроков, жалобы родителей на поведение учителей, недовольство учеников. Согласно статистике, себя комфортно чувствуют в школе 58 % учеников, 28 % — конфликтуют с учителями.
Все это приводит к тому, что в школе ребенок чувствует себя небезопасно и некомфортно, хотя задача школы — создавать такое психологическое пространство, в котором было бы хорошо каждому ученику.
В доброжелательной атмосфере исчезает тревога и волнение. Вся энергия расходуется на учебную деятельность и творчество.
По системе обучения Л.В. Занкова, в образовательных системах психологический комфорт является ведущим. Он предполагает снятие всех стрессовых факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке атмосферы, расковывающей детей, где они чувствуют себя “как дома”.
Никакие успехи в учебе не будут полезны, если они основаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.
Однако психологический комфорт необходим не только для развития ребенка и усвоения им знаний, но и для укрепления физического здоровья детей.
Необходимо развивать у детей веру в себя и в свои возможности. В классе не должно быть деления по умственным способностям.

Критерии эффективного сохранения благоприятного хода урока

  • Отсутствие усталости
  • Положительные эмоции
  • Удовлетворение от сделанной работы
  • Желание продолжать выполнение работы
  • Создание ситуации успеха
В целях развития интереса к учебному предмету можно использовать разнообразные фильмы, игры, слайды, тесты, диспуты – всё то, что оживляет общение, притягивает внимание. Дети должны быть заняты, будь это игра или работа.
Учителю надо уметь разбить урок на части, так как через 8-10 минут внимание обычно снижается. Должны сочетаться различные приёмы привлечения внимания: шутка, интересный пример, сравнение, маленькая притча, метафора, афоризм, рисунок и прочее. Важно, чтобы был плавный переход от одного вида работы к другому.
Важно и выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
  • улыбок,
  • уместных шуток,
  • поговорок,
  • афоризмов с комментариями,
  • физкультминуток и т.д.
Следовательно, успешное проведение урока создаёт сам учитель.Необходимо:
  • Разглядеть в каждом ученике уникальную и своеобразную личность.
  • Создавать ситуации успеха, поддержки, одобрения и доброжелательности.
  • Не допускать прямое принуждение и повышенное внимание на отставание и недостатки ребенка.
  • Предоставлять всем учащимся возможности для самовыражения.

На основе анализа восприятия учителями учеников выделили четыре группы учащихся.

  • Хорошо успевающие, хорошо усваивающие требования учителей, активно участвующие в педагогическом процессе. С такими учениками легко работать. Их родители часто приходят на родительские собрания, активно участвуют в жизни класса.
  • Спокойные ученики, иногда безразличные к школьной жизни. Они чаще не участники, а зрители всего происходящего вокруг. Взаимоотношения учителей с такими учениками носит строго деловой характер, зачастую они хорошо учатся.
  • Ученики, которые легко поддаются влиянию, могут выполнить любое поручение. Взаимоотношения с такими учениками не принимает конфликтный характер. Они всегда могут извиниться.
  • Независимые ребята, имеющие свою точку зрения. В эту группу чаще входят дети из неблагоприятных семей. Иногда их поведение вызывает раздражение учителей. С такими детьми порой бывает сложно.
В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь профессиональными заповедями хорошего учителя:
  • Ошибся – извинись, но ошибайся реже.
  • Не торопись с решениями.
  • Любое дело – в интересах ученика.
  • Хороший учитель должен воспитывать не только учеников, но и себя.
  • Не сердись на учеников.
  • Разделяй неудачи учеников.
  • Не приписывай успех ученика только одному себе.
  • Ученику от разговора с учителем должно становиться легче.
  • Настоящий учитель всегда гордится своей профессией.
  • Внушайте веру в свои силы каждому ученику.
  • Учите учеников каждому делу отдавать частицу себя.
  • Учите ребят неудачи делать стартом новой работы.
  • Цените каждый миг совместного пребывания в школе.