Фисенко Ирина Николаевна

ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ - НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи

Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности электронным учебным пособиям, воспроизводимым на компьютере.

Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума". Обычно учебник выполняет две основные функции:

  • является источником учебной информации;
  • выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса.

Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей электронного учебника.

Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной формой обладает следующими преимуществами:

  • более компактна – фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройство, например, планшете;
  • более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления и кнопок быстрого перехода, настройки отображения (увеличение иллюстраций, изменение размера шрифта и т.д.) и поиска в учебном материале, по ключевым словам,
  • дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами – мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;

В настоящее время существует несколько версий значения словосочетания "электронная форма учебника" - начиная от файлов электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами, которые обновляются из централизованного источника и интерактивно взаимодействуют с учеником, включая выставление оценок, загрузку домашнего задания и другую фантастику. Время последних еще не наступило, хотя уже были попытки по внедрению разных типов электронных учебников, правда, результаты позволяют сказать о том, что по причине отсутствия единой идеи и стандарта до полной интерактивности учебникам еще далеко. Поэтому на своих уроках я использую электронные приложения к учебникам, электронные учебные пособия.

Применение электронных учебных пособий в обучении младших школьников позволяет:

  • расширить спектр источников учебной информации;
  • помогает развитию познавательных интересов младших школьников;
  • увеличивает числа каналов восприятия учебной информации.

Чаще всего эти задачи решаются через использование мультимедийной аппаратуры и экрана. Демонстрация ярких слайдов, видеофрагментов или анимации – действительно эффективный прием. Наиболее распространенная форма организации деятельности учеников в этом случае – фронтальная работа с классом, а очевидный для учителя прием – беседа. В случае если электронные учебные пособия планируется применять на уроке в соответствии с личностно-ориентированным подходом к обучению, можно разнообразить виды деятельности – это не только фронтальная и групповая работа, а и индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах.

Любой педагог, который работает с электронными учебниками столкнется по крайней мере с двумя проблемами:

Во-первых, различная скорость выполнения электронных заданий младшими школьниками затрудняет организацию других видов деятельности.

Во-вторых, высокая результативность реализации названных приемов зачастую провоцирует учителя на превышение санитарно-гигиенических норм времени пребывания учеников за компьютером.

Для решения этих проблем используются частные методики интеграции применения электронных учебных пособий и традиционных средств в развивающем обучении, разноуровневые задания, обязательный контроль со стороны учителя и, главное, осознание и соблюдение учениками необходимых ограничений в работе с электронными ресурсами.

В качестве иллюстрации возможностей применения электронных учебных пособий рассмотрим особенности разработанного нами комплекта для обучения младших школьников математике.

Тренировочных упражнений в данных электронных учебных пособиях это задания, направленные на усвоение названий компонентов арифметических действий. Как правило, они выполнены в виде игры, в которой ученику предлагается помочь какому-либо сказочному герою (пчелке, бабочке, медвежонку) выбрать цветок с заданным компонентом равенства. Мгновенная реакция в виде анимации и появления занимательных символов позволяет ученику контролировать правильность своего выбора, превращает тренировочное упражнение в увлекательную игру.

Особое место в электронных учебных пособиях по математике занимают задания, направленные на усвоение алгебраического материала. Например, при изучении или повторении правил умножения и деления чисел с нулем предлагаются электронные упражнений разного уровня сложности. В одних требуется продемонстрировать знание правила умножения на нуль, деления нуля на другое число. В других, более сложных, закончить формулировку или определение, выбор верного или, наоборот, ошибочного равенства или неравенства и т.п. Естественно, что выполнение вычислительных упражнений не предполагает использования калькулятора, все вычисления производятся устно, чаще всего с использованием приемов рационального счета.

Важное значение приобретают электронные учебные пособия при работе с геометрическим материалом. Сокращая затраты времени на изображение геометрических объектов, можно уделить больше внимания, например, отработке навыков их классификации по различным признакам, активнее использовать зрительную, ассоциативную и эмоциональную память младших школьников. В отдельных заданиях используют прием «прозрачных мешков», позволяющий не только организовать интерактивное взаимодействие школьника с изучаемым материалом, но и провести последующий фронтальный анализ результатов выполненной им классификации математических объектов. В этом случае задействуется проекционная аппаратура. В других ситуациях больший эффект может дать акцент на слуховое восприятие математических выражений и развитие навыков устного счета, например, при проведении так называемой «работы с оператором». По мере взросления школьников этот прием, а также эстафета и индивидуальные задания всё чаще дополняются работой в парах или небольших группах с целью проведения мини- исследования, классификации виртуальных объектов, символов и знаков, математических выражений. Обязательным условием такой работы является представление ее результатов классу или учителю. 

Я работаю по УМК «Планета знаний», электронные учебные пособия разработаны авторами программы ко всем учебникам, по всем предметам с 1 по 4 класс. Электронными учебными пособиями пользуюсь уже седьмой год. Опыт пришел не сразу, пришлось заниматься и самообразованием, и принимать участие в вебинарах Издательского дома «1 сентября». Но теперь для меня электронный учебник большое подспорье, а детям такая учеба в радость. На мой взгляд, электронные учебники и пособия:

  • облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
  • допускают адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
  • освобождают от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
  • предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.

Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Применение электронных учебников и пособий целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания.

Электронный учебник со временем займет достойное место в образовании. Современные дети легко ориентируются в компьютерных технологиях и такой вариант учебника придется им по вкусу. Техническое оснащение школы позволяет мне использовать в полной мере преимущества электронного учебника.