Учитель начальных классов

Федешова Оксана Геннадьевна

Реализация современных образовательных технологий в моей педагогической деятельности

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)

Что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ.

Дело в том, что стандарт 2009 года принципиально отличается от стандарта 2004 года. Раньше в стандарте детально описывалось содержание образования – темы, дидактические единицы, служившие основой для разработки учебников и образовательных программ по предметам. В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным.

У учителей возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в своей педагогической практике я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Технология системно- деятельностного подхода обучения
  • Игровые технологии
  • Технология интегрированного обучения
  • Групповые технологииОстановлюсь подробнее на педагогических технологиях и подходах в учебно-воспитательном процессе, которые использую в своей работе.
  • В настоящее время в учебном процессе я использую пять современных образовательных технологий.
  1. Информационно – коммуникационная технологияПрименение ИКТ способствует достижению модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. -сформировать у учащихся устойчивый интерес и стремление к самообразованию;
  2. -формировать и развивать коммуникативную компетенцию.
  3. - использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе;
  4. Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач:

Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.

Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

  1. Проектная технология

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Применяя в своей работе проектную технология, я считаю, важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Цель технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт;а также прохождение следующих этапов деятельности:

  1. Принятие решения о выполнении какой-либо деятельности (подготовка к каким-либо мероприятиям, исследования, изготовление макетов и др.).
  2. Формулирование цели и задач деятельности.
  3. Составление плана и программы.
  4. Выполнение плана.
  5. Презентация готового продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Использование проектного обучения, позволяет мне вовлечь обучающихся в самостоятельный познавательный процесс. Участники проекта делятся на несколько групп, каждая группа собирает информацию по своему плану, что позволяет оценить какой – либо процесс с разных точек зрения. Во время подготовки к защите проекта воспитанники изучают обширный материал, проводят анкетирование, выпускают газеты, буклеты, информационные листки. Свои выступления каждая группа старается сделать содержательными и интересными, выбирая различные формы для презентации. Затем обучающиеся защищают свои проекты на уроке.

Работа по данной методике мне дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

  1. Здоровьесберегающие технологииОбеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
  2. -соблюдать санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
  3. Достижение поставленных целей я планирую через реализацию следующих задач:

- строго дозировать учебную нагрузку;

- строить урок с учетом работоспособности учащихся;

- создавать благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;

- организовывать работу в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулировать учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ;

- проводить физкультминутки и динамические паузы на уроках.

Применяя в своей педагогической работе здоровьесберегающие технологии, я помогаю: сохранять и укреплять здоровье школьников; предупреждать переутомление учащихся на уроках; улучшать психологический климат в детском коллективе; приобщать родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышать концентрацию внимания; снижать показатели заболеваемости детей, уровня тревожности.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

  1. Технология системно - деятельностного подхода обученияКаждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.

Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.

Поэтому нам как учителям необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.

Этому способствуют - обучение через деятельность.

Что же такое системно-деятельностный подход обучения?

Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает знания в процессе

собственной учебно-познавательной деятельности называется системно-деятельностным.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Создаем условия для вовлечения каждого учащегося в активную мыслительную деятельность на уроке и вне его через осуществление системно-деятельностного подхода в обучении, что обеспечивает не только повышение качества знаний по предмету, но и развитие мотивационной сферы, активизацию познавательной деятельности учащихся.

Ребята учатся понимать, сравнивать различные точки зрения и аргументировать свою точку зрения.

Системно - деятельностный подход к обучению предполагает:

  • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.

Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, я предлагаю ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснить, как этот ответ получен. Разрешаю учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяю на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

  1. Игровые технологии

Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.

Я считаю, что особенно важно использовать игровые технологии в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

В связи с этим возникает актуальность использования игровых технологий для современной школы.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для младших школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую.

Дидактическая игра - это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи

Большинство видов дидактических и развивающих игр я беру из сборника «Дидактические и развивающие игры в начальной школе с применением ИКТ»

В сборнике есть игровые уроки, помогающие ребенку учиться с увлечением, формирующие предметные компетенции. Многие игры можно использовать при индивидуальной работе или фронтально с классом на интерактивной доске.

Самое обычное решение примеров можно преподнести так, что работа эта не покажется детям скучной и утомительной. Для этого достаточно придать упражнениям увлекательный характер, включить в работу элементы соревнования. Форма игры захватывает детей, и они с удовольствием выполняют задание.

Уроки русского языка для многих учащихся достаточно сложные, поэтому не вызывают повышенного интереса. Трудности усвоения предмета ведут к недостаточной грамотности.

Чтобы пробудить интерес к занятиям, повысить грамотность письма нужно вводить игровые моменты на разных этапах урока. С помощью различных ребусов, кроссвордов на одном дыхании проходит работа над словарными словами. Хорошему и быстрому запоминанию слов с непроверяемыми гласными помогают загадки. Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность. Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения. Нельзя сказать, что какая - то из них лучше, а другая хуже.

На мой взгляд, для достижения положительных результатов обучения, нужно использовать разные педагогические технологии. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т. д.

Исходя из выше сказанного, хочу сказать, что каждый учитель должен уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями.