
Учитель начальных классов высшей категории
Развитие логического мышления и творческого потенциала ученика на уроке.
но ещё больше обдумывай «как»!
(Иоганн Вольфганг фон Гёте)
Умение мыслить логически является одним из главных достоинств, которые ведут человека к самореализации и успеху. Поэтому, школа и семья должны сосредоточить все усилия для полноценного развития у детей всех психических процессов.
Все познавательные процессы взаимосвязаны друг с другом. Именно они обеспечивают разные виды деятельности ребенка. Взаимосвязь психических процессов на протяжении детства остается неизменной, но при этом в разные периоды развития преимущество приобретает какой-то один из процессов, чередуясь с остальными в закономерном порядке. Со временем, когда малыш подрастает, постепенно меняется и форма его мышления.
Мышление детей и взрослых значительно отличается, это знает и может заметить каждый. Взрослый мыслит исходя со своего жизненного опыта, теоретических знаний, а мышление детей основано на наглядных примерах, впечатлениях, эмоциях, воображении. Подходя к школьному возрасту, ребенок имеет достаточно высокий уровень развития всех психических процессов. Благодаря любознательности, желанию познать внешний мир и его построение, у него полноценно развиваются процессы восприятия, памяти, речи, мышления, воображения. В процессе игры малыш экспериментирует, желает узнать причины тех или иных явлений, тем самым устанавливает примитивные причинно-следственные связи.
Развитие логического мышления младших школьников — одно из важнейших направлений обучения учащихся. На важность этого процесса указывают учебные программы и методическая литература.
Очень важно уже с раннего возраста учить ребят мыслить логически, то есть мыслить последовательно, связно. С введением компетентностного подхода в учебный процесс большое внимание должно уделяться развитию интеллектуальных возможностей учащихся, формированию у них современного стиля научного мышления. Обеспечить положительную динамику интеллектуального развития обучаемых в полной мере может когнитивная технология обучения, которая ориентируется на развитие умственных способностей человека, воображения и ассоциативного мышления.
Я в своей работе с учащимися стараюсь применять геометрические иллюстрации, больше наглядности и рассуждений. В процессе обучения я применяю когнитивно-визуальный (зрительно - познавательный) подход к формированию знаний, умений и навыков, что позволяет максимально использовать потенциальные возможности визуального мышления. Для этого использую познавательные функции наглядности, формирую и развиваю у учащихся умения оперировать образами, использую потенциал визуального мышления, сочетая различные формы организации учебной работы, применяя новейшие информационные технологии. (Когнитивное развитие – это развитие мышления и организующих систем мозга, таких как восприятие, память, язык, аргументация, навыки решения проблем, формирование понятий, воображение и логика.)
Внедрение компьютерных технологий в обучение разрешает проблему активного и пассивного «видения», позволяет сочетать наглядные, практические и словесно - логические методы. Для всестороннего развития ребёнка нужен баланс между знаково-цифровой (математика, физика и т.п.) и образной (литература, музыка, живопись и т. п.) информацией. Поэтому я в процессе обучения включаю стихи в правила, предлагаю задачи в стихах и сказках, создаю проблемную ситуацию на уроке. В результате у учащихся повышается интерес к предмету.
В своей работе я использую методики, применяемые в когнитивной технологии: установление сходства, поиск закономерности, установление аналогии, задания на перекодирование информации. Обучение учащихся с учётом уровня развития всех структурных компонентов их интеллекта делает этот процесс личностно - ориентированным, а поэтому эффективным. Учащиеся становятся более успешными, толерантными, ответственными, склонными к сотрудничеству и совместной деятельности. Школьники с удовольствием вовлекаются в дополнительную деятельность по предмету, к участию в разных конкурсах, проектах и занятиях в кружках.
Нестандартные задания, упражнения, игры для развития мыслительных операций полезно применять как на уроках, так и при домашних занятиях с детьми.
Вот некоторые задания, которые применяются на разных уроках, дома и во время внеурочной деятельности.
Упражнения и игры на логическое мышление:
- «Четвёртый лишний». Упражнение заключается в том, чтобы исклю¬чить один предмет, у которого отсутствует некоторый призна-к, общий для остальных трёх (здесь удобно использовать карточки с изображениями).
- «Чего не хватает?». Нужно придумать недостающие части рассказа, (начало, середину или конец).
- «Не зевай! Продолжай!». Смысл в том, чтобы ученики быстро называли ответы на вопросы.
На уроках чтения:
- Кто последний тянул репку?
- Как звали мальчика из «Цветика-семицветика»?
- Как звали мальчика с длинным носом?
- Кого победил жених мухи-цокотухи?
- Кто пугал трёх поросят?
На уроках русского языка:
- Какое слово содержит три буквы «о»? (трио)
- Название какого города свидетельствует о том, что он сердитый? (Грозный).
- Какую страну можно носить на голове? (Панама).
- Какой гриб растёт под осиной? (Подосиновик)
- Как можно написать слово «мышеловка» с помощью пяти букв? ( «Кошка»)
На уроках природоведения:
- Паук — это насекомое? (Нет).
- Вьют ли наши перелётные птицы гнёзда на юге? (Нет).
- Как называется личинка бабочки? (Гусеницы).
- Что ест ёжик зимой? (Ничего, он спит).
На уроках математики:
- Тройка лошадей пробежала 4 километра. Сколько километров пробежала каждая из лошадей? (по 4 километра).
- На столе лежало 5 яблок, одно из которых разрезали пополам. Сколько яблок лежит на столе? (5.)
- Назовите число, в котором три десятка. (30.)
- Если Люба стоит позади Тамары, то Тамара …(стоит впереди Любы).
- Решите анаграммы и исключите лишнее слово: тдаракв, ьпщаолд, елос.
Задания на развитие умения анализировать и синтезировать:
- Соединение элементов воедино: «Вырежи нужные фигуры из разных предложенных для того, чтобы получился дом, корабль и рыбка».
На поиск разных признаков предмета:
- «Назови, сколько сторон, углов и вершин у треугольника?».
На узнавание или составление объекта по определённым признакам:
- «Какое число идёт перед числом 7? Какое число стоит после числа 7? За числом 8?».
Задания на умение классифицировать:
- «Что общего?»: 1) Борщ, макароны, котлета, компот. 2) Свинья, корова, лошадь, коза. 3) Италия, Франция, Россия, Беларусь. 4) Стул, парта, шкаф, табурет.
- «Что лишнее?» — игра, позволяющая находить общие и неодинаковые свойства предметов, сравнивать их, а также объединять их в группы по основному признаку, то есть классифицировать.
- «Что объединяет?» — игра, формирующая такие операции логики, как сравнение, обобщение, классификация по переменному признаку. Например: взять три картинки с изображениями животных: коровы, овцы и волка. Вопрос: «Что объединяет корову и овцу и отличает их от волка?».
- «У Наташи было несколько наклеек. Она подарила 2 наклейки подруге, и у неё осталось 5 наклеек. Сколько наклеек было у Наташи?».
Задания на поиск существенных признаков:
- «Назови признак предмета». Например, книга — какая она? Из какого материала она изготовлена? Какого она размера? Какой она толщины? Каково её название? К каким предметам относится?
Задания на сравнение:
- Сравнение по цвету. Нужно назвать побольше предметов: а) синего цвета б) жёлтого цвета в) белого цвета г) розового цвета.
- Сравнение по форме. Нужно назвать побольше предметов: а) квадратной формы б) круглой формы в) треугольной формы г) овальной.
- Сравним 2 предмета: а) грушу и банан б) малину и клубнику в) санки и телегу г) автомобиль и поезд.
- Сравним времена года: Беседа с учащимися об особенностях времён года. Чтение стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок о временах года. Рисование на тему времён года.
Кроме математически задач, мозг младших школьников развивают головоломки, разные виды заданий с палочками и спичками (выкладывание фигуры из определённого числа спичек, перенос одной из них с целью получения другой картинки, соеди¬нение несколько точек одной линией без отрыва руки, отметить симметричные точки и соединить все точки в рисунок).
Для развития мышления школьников придумано огромное количество игр, заданий и упражнений. Умелое использование их в школьной и родительской практике принесет наилучшие результаты. Главное здесь – желание и инициатива. Чтобы развитие логического мышления младших школьников характеризировалось высоким уровнем, учителя и родители должны объединить усилия и постоянно развивать у детей психические процессы, и логическое мышление в особенности.