
Пушкарева Анастасия Сергеевна, учитель английского языка
«Формирование ситуации успеха и комфортности на уроках английского языка»
Известный педагог-психолог Роджерс сказал: «Я бы хотел быть таким учителем, чтобы в моем классе происходило общение, втягивающее в себя всего человека, всю личность. Это трудно, но жизненно необходимо!».
Рассмотрим данную тему ближе, на фоне уроков иностранного языка. Следует отметить, что в этой сфере были сделаны важные шаги в изучении, однако, в своем результате, обучение иностранным языкам в школе оставляют желать лучшего.
В школах разговор должен идти о необходимости повышения интереса обучающихся к изучению иностранного языка, к созданию таких условий, при которых ребята учились бы более заинтересованно, с охотой.
Для осуществления качественного обучения английскому языку, необходимо создать должный психологический климат в ходе урока, когда у учащихся возникло бы желание вслушаться в иноязычную речь, учиться говорить на данном языке.
Только при наличии этих условий возможно осуществление педагогического общения на уроке. Очень важно остановиться на том факте, что педагогическое общение на уроках иностранного языка несет свои особенности. Через это процесс идет обогащение не только иными знаниями и фактами, но и форсирование речевых особенностей, умение и навыков учащихся.
Неотъемлемыми союзниками учителя на уроке иностранного языка должно быть такие качества, как: доброжелательность, дружественность, умение создать должный эмоционально-психологический настрой, искренность в общении.
Само по себе разумеется, что невозможно создать все перечисленное выше «ситуации успеха» на уроке без должного взаимопонимания, без установления доверительных отношений между учителем и учеником. Необходимо устранить ситуацию «боязни ошибки» на уроках иностранного языка. Очень важно, чтобы ученик чувствовал в преподавателе искреннего друга, по-настоящему заинтересованного в результатах его знаний. Ребенку не должно быть страшно переспросить, попросить еще раз объяснить новый материал, обращаться за помощью в чтении впервые встречаемого слова.
Очень важно, чтобы дети не только шли на урок иностранного языка с радостью, с желанием изучить его, но и покидали урок с теми же чувствами, с ощущением удовлетворенности от приобретенных знаний и с желанием возвращаться на этот урок снова и снова.
Особое место в установлении комфортной, располагающей к общению обстановки играет тот или иной подход к началу урока. Выбор средств для стимулирования высказывания учащихся, доброжелательное поведение преподавателя, его словесные поощрения и уместные, сделанные в тактической форме поощрения, больше похожие на дружеский совет, играет нужную, единственно правильную роль, зададут тон уроку.
Жизненно необходимо выработать у ребенка желание хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя позиция «хочу учиться хорошо». Надо, чтобы каждый из них говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь!»
На начальном этапе обучения большое место занимает игра:
Кто лучше знает алфавит?
а) расположите слова в алфавитном порядке;
б) первая буква;
в) кто быстрее (карточки с буквой).
Угадайка? Is this … ? Who is that?..... What have you got? ….
На среднем этапе:
Найти лишнее слово. Foot-head-nose-ears-dress
Много слов из одного:
boyyardollargelevenicelephantall
Составить слово из букв:
e, k, i, h, c, t, n; a, g, r, a, e, g ; b, h, a t ,o, m, o, r.
В более старших классах вводятся другие формы работы:
Работая над темой «Holidays abroad» учащимся предлагается сделать иллюстрированные доклады на различные национальные праздники Великобритании, которые делают обзор, наглядно демонстрируя рассказ красочными картинками. Далее вводится разговор-обсуждение, где праздники Великобритании сравниваются с праздниками в России.
Другая форма проведения это уроки – семинары.
Так по теме «Englishspeaking countries» семинарское занятие организовано так, что оно не превращается в утомительное прослушивание подготовленных сообщений. На уроке проводится викторина, которая помогает выявлять знания учащихся по теме, их умения ориентироваться в изученном материале. Такие уроки стимулируют работу творческих групп, повышают ответственность учащихся в ходе коллективной работы.
Такое страноведческое акцентирование очень важно в обучении, т.к. в нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
Обсуждение проблемы по теме «Save the Earth» проводятся в форме дискуссии. Учащиеся рассказывают о том, что делается у нас в плане сохранения экологии о том, как они сами могут повлиять на улучшение экологической ситуации в нашем городе.
Обобщая тему учащиеся пишут сочинение «How can we save the Earth».В заключении, хотелось бы закончить свое выступление словами великого русского академика и профессора Василия Осиповича Ключевского “Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.”