Пруцких Татьяна Васильевна, учитель музыки высшей категории

Музыкальное воспитание учащихся во внеклассной работе.

 
 
Спасибо музыка за то, Что ты меня не оставляешь, Что ты лица не закрываешь, Себя не прячешь ни за что. Спасибо музыка за то, Что ты душа, а не причуда. А для кого – то ты ничто.

     Музыкальное воспитание является неотъемленной частью общего содержания работы по формированию всесторонне развитой личности. Поэтому наряду с обязательными для всех детей уроками музыки, существенное место здесь занимают разнообразные формы внеклассной работы: организация хорового коллектива, проведение музыкальных праздников, викторин, утренников и концертов.      Главной задачей учителя является охват различными формами внеклассной деятельности наибольшего количества детей, вне зависимости от их особых способностей, специальных знаний и навыков. Вступление в хоровой коллектив обуславливается наличием у школьника желания, поэтому в хор часто поступают дети, не имеющие особых музыкальных способностей.
     Мой опыт работы доказывает справедливость того теоретического положения, что у каждого здорового ребёнка при его интересе к занятиям можно развить все музыкальные способности, включая и певческий голос.
     В работе с детьми хоровое исполнительство выполняет широкую обра-зовательную функцию, активизирует гуманистическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувство вкуса, артистич-ность, эмоциональность. Исполнители как бы несут ответственность за «жизнь» произведения, признание и понимание слушателями его худо-жественной ценности. Хоровое исполнительство является также средством развития воображения, преодоления стеснительности, скованности. Хоровые занятия способствуют воспитанию чувства коллективизма.
     Исполнительство целиком исходит из репертуара, который является базисом, формирующим музыкальные интересы, вкус. От того, что поют дети, зависит уровень их музыкальной культуры, их духовные интересы. При подборе репертуара всегда учитываю принцип единства воспитания и обучения. Репертуар должен быть разнообразным по характеру, охватывать произведения разных стилей, эпох и жанров. Здесь и героика, лирика, эпос, юмор и другое. Приобщение к народной музыке весьма полезно влияет на развитие художественного вкуса. Разучивание и запоминание большого количества песен развивает слуховую память. Родители, отмечая влияние хорового пения на личностное развитие и характер поведения своих детей, выражают благодарность педагогу за его труд.
     Упражнения являются органической частью обучения пению. На них происходит формирование вокального звучания в хоре (пение в унисон, пение интервалов и пр.). Во время исполнения упражнений обращаю внимание на правильность дыхания, мягкого нёба, гортани. Это процесс целостный. На начальном этапе обучения считаю, что очень полезно применять упражнения на дыхание без звука, упражнения на гласные и согласные. Необходимо привести вокальное звучание к единой манере. С этой целью начинаю работу в среднем регистре диапазона голосов. Упражнения даются для выработки кантилены – основного вокально-технического навыка голосообразования. Объясняю ребятам, что петь стаккато – это, значит, петь отрывисто, отделяя каждый звук. Применяю упражнения с чередованием отрывистого и связного пения. Упражнения на одной высоте звука развивают равномерный длительный выдох, опору. Скороговорки использую для активизации аппарата дыхания и выработки чёткой дикции. Существует также много других упражнений для выработки правильного вокального звучания.
     Большое значение в работе хора, на мой взгляд, имеют выступления детей перед аудиторией. Они являются хорошим стимулом активизации деятельности коллектива. Количество выступлений должно быть разумно ограничено. Частые выступления могут отрицательно сказываться на их качестве, вести к небрежности исполнения. На работу хора также отрица-тельно влияет исполнение чрезмерно обширных программ. Выступление должно быть для детей радостью, праздником, к которому они добросовестно готовятся, которое венчает их труд. В этом тоже заключается значимость деятельности хорового коллектива.
     Занятия в хоре проводятся два раза в неделю. Коллектив делю на четыре группы. После того, как произведение выучено, провожу сводную репетицию всех групп. Также я занимаюсь с вокальной группой, в составе которой учащиеся первого класса. В группе десять человек. Репертуар составляют классические произведения, народные песни, детские песенки. Из первого класса выбрала также несколько солистов, которые уверенно чувствуют себя на сцене и вполне могут петь соло. Есть также солисты из третьего и шестого классов. Через год дети из вокальной группы органично вольются в хор, так как они уже имеют навыки правильного пения.
     Наряду с проведением хоровых занятий, занятий с солистами и вокальной группой я организую много общешкольных мероприятий. Музыкальное оформление утренников в начальной школе, всех школьных вечеров и праздников, выступлений команды КВН, классных часов, является неотъемлемым элементом воспитания детей и подростков.
     Наша школа тесно сотрудничает с детской музыкальной школой. Систематически организуются концерты с участием ее воспитанников, в которых исполняются произведения Глинки, Чайковского и других композиторов. Особую значимость имеют посещения концертных залов г.Москвы. Дети слушают звучание виолончели, скрипки, фортепиано. После концерта обмениваются мнениями об услышанном.
     Таким образом, внеклассная работа во всех своих формах помогает формировать душу ребёнка, помогает ему понимать и чувствовать красоту окружающих его предметов, развивает способность различать прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное. Трудно переоценить роль учителя музыки в организации внеклассной деятельности учащихся.