Постникова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Словарь- это вся Вселенная…

Анатоль Франс говорил: «Словарь- это вся Вселенная в алфавитном порядке». И это действительно так. В лингвистических словарях содержится информация о словах – дается их значение, грамматические характеристики, особенности написания и произношения, стилистические свойства, происхождения и т.п. Самуил Яковлевич Маршак называл словари «древней рассыпанной повестью», с чем нельзя не согласиться, ведь из них мы черпаем знания не только о современности, но и из далекого прошлого, лучше узнаем культуру, обычаи нашего народа, пытаемся понять истоки русского языка, осознаем его глубину, понимаем, насколько он красив и древен – именно эти понятия помогают нам восхищаться богатством, меткостью и волшебством родного языка, воспитывать в своих учениках чувство гордости, любви к своему языку, а через язык и к Родине. Очень много сегодня разных изданий словарей. Для ряда людей авторитетным является словарь В.И. Даля, но он был создан более двух столетий назад, а за это время язык изменился, пополнялся новыми словами, да и старые слова приобретали новое значение, поэтому мерить сегодня язык критериями Даля очень сложно. Самыми яркими изданиями XX столетия были «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.И. Ушакова в 4-х томах, «Большой» (17 томов) и «Малый» (4 тома) академические словари, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, «Толковый словарь» С.И. Ожегова и Шведовой. Выходят сейчас толковые, орфографические, орфоэпические, исторические, этимологические, словари синонимов, антонимов, паронимов, словообразовательные словари. Но, к сожалению, очень часто издательства, выпускающие их, сомнительны, в самих словарях можно встретить неточности. А иногда и грубые ошибки. Понятно, что такие издания нельзя пропагандировать в школе, ведь работа со словарями - это долгий и упорный труд, если хочешь достичь цели: не только научить детей пользоваться им, но и заинтересовать ребят, очень сложно. Горько сознавать то, что большая часть словарного богатства не освоена не только учениками и их родителями, простым народом, но и интеллигенцией. Ясно, что культура обращения со словарем должна закладываться и формироваться в детстве. Тогда и отношение к языку, являющемуся основой составляющей НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, не будет столь варварским, как мы наблюдаем сейчас. Разумеется, насильно мил не будешь, и приказом любить словарь не заставишь. Нужна очень длительная, кропотливая и серьезная систематическая работа (ведь создавать культуру гораздо дольше, чем ее разрушать). Эта работа должна вестись в нескольких направлениях. 1. Создание словарей разных типов и жанров, адресованных разным кругам пользователей- от профессиональных редакторов до младших школьников. 2. Издание этих словарей. Достаточный тираж и доступная цена. Изданием должны заниматься профессиональны, а с пиратскими изданиями должна вестись борьба. 3. Пропаганда словарей в средствах массовой информации. Это дело лингвистов и работников издательств. Здесь необходима содержательная работа, о том, но какого рода вопросы можно получить ответ и недопустим тон коммерческой рекламы. 4. Работа со словарями должна быть предусмотрена школьной программной. Необходимо ввести в учебники раздел «Словари» где можно будет дать и теоретический материал, и практический. В теории можно рассказать о разновидностях словарей, их предназначении, как с ними обращаться, работать, какую информацию в каком словаре искать. Здесь будет уместно не только теоретическое изложение, но и разнообразные игровые формы, поскольку словарь - благодатная почва для словесных игр. На уроках русского языка и культуры речи я стараюсь уделять работе со словарями максимально возможное количество времени, так как считаю, что не зная языка, значения слов, невозможно, составить текст, ясно и четно высказать мысль. Работать со словарями я начинаю с самого простого момента- рассказа о них, их разновидностях, о назначении словарей. Затем провожу практическое занятие: обучаю умению пользоваться словарями. Начинаем мы работать с самым простым словарем- толковым словарем учебника, а затем переходим к работе с академическими изданиями. Прошу ребят выполнить работу: предлагаю выписать по 3 слова из толкового словаря, фразеологического словаря, словаря синонимов, словаря антонимов; к этим словам прошу выписать полные словарные статьи, оформить их и сдать. Зачем я провожу эту работу? Во-первых ребята знакомятся с разными видами словарей; во-вторых, учатся с ними работать, в третьих, видят разницу в словарных статьях: словарная статья толкового словаря отличается от словарной статьи словаря синонимов или фразеологического словаря. Все это помогает ученикам составить своё представление о словарях, воочию увидеть их, работа со словарями становится для них привычной. Но привычную работу не всегда хочется выполнять. Научив детей работать со словарями, я хочу сделать эту работу необходимой, интересной и занимательной, а главное- постоянной. Здесь я и начинаю использовать различные игровые формы. 1) Диктант на замену (дается фраза, на которую нужно дать ответ одним словом на определенную орфограмму): - детеныш курицы (цыпленок) - кочевой народ *цыгане) - соломенный коврик (циновка_ - овощи для салата (огурцы) Здесь мы и орфограмму повторяем, и подбираем нужные по смыслу слова. 2) Игра «Четвертое лишнее», где дается четыре слова, из которых нужно указать лишнее, аргументировав свой ответ: - важный, значительный, умный, существенный. (не подходит по лексическому значению) Лексическое значение слов смотрим в толковом словаре. 3) Подобрать фразеологизмы- синонимы: Яблоку негде упасть - пруд пруди Кот наплакал - с гулькин нос. 4) Подобрать фразеологизмы- антонимы: бежать во весь дух - плестись черепашьим шагом работать спустя рукава – засучив рукава. 5) Указать происхождение фразеологизмов:
мифология | фольклор | история |