Преподаватель технологии ММОУ «Школа № 53»

Духовно-нравственное воспитание учащихся как средство реализации основных направлений ФГОС на уроках технологии

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важные компоненты социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации Российского общества.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев:«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Ценности личности, в первую очередь, формируются в семье.Единственный социальный институт, через который проходят все граждане России - это школа, в которой ключевая рольотводится духовно-нравственномувоспитанию.Наиболее последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:
  • Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
  • Гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
  • Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
  • Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
  • Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
  • Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
  • Традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
  • Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
  • Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Иными словами, необходима интеграция всех программ духовно-нравственного развития личности.Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Внешкольная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Она способствует реализации требований Федеральных образовательных стандартов общего образования (ФГОС). Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОСи новой редакции Закона об образовании. В этих документах сделан акцентна расширение правовой базы образования, говорится о компетентностном подходе в обучении.

А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации. Для современного школьника базовыми являются компетенции:
– информационная (готовность к работе с информацией);
– коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);
– кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).
– проблемная (готовность к решению проблем).
К методам формирования ключевых компетенций на уроке относятся:
– обращение к опыту учащихся;
– решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты;
– проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;
– интеграция обучения.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения.

Уроки технологии и внеурочная деятельность в этом контексте играют особую роль.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на огромное значение духовно-нравственного и трудового воспитания детей: «Особенно сильное влияние на формирование личности, оказывает труд, его внутренняя духовная сила, которую нельзя ни наследовать, ни купить, её можно только воспитать. В ребёнке нужно воспитывать потребность и любовь к труду, а для достижения её необходимо умственное развитие, нравственное и физическое здоровье».

Сухомлинский в свою очередь доказал, что слова эти имеют смысл — при условии, если труд входит в духовную жизнь ре-бенка.Во время уроков технологииучащиеся соприкасаются справославными традициями,разными видами рукоделия, изучают приемы ведения домашнего хозяйства.

Во все времена каждая девушка хотела быть одета красиво, элегантно и обязательно современно. И сегодня, изготавливая своими руками современнуюодежду, учащиесяиногда используют ткань из «бабушкиного сундука», а все остатки и обрезки приберегают для творческих работ в лоскутной технике, аппликации и многого и другого. Так, например, обращение к фольклорным традициям раскрывает истоки нашего мировоззрения, является интересным и полезным досугом, позволяющим раскрыть способности личности, привить художественный и эстетический вкус. Ознакомить учащихся с историей и традициями народных художественных ремесел,изготовления домашних оберегов, научить лоскутной пластике, вышивке, как нитками, так и шелковыми лентами - это как раз та сфера деятельности, где художественная грань личности сможет вполне проявить себя. И учащимся разных возрастов очень интересно придумывать и создавать своими руками оригинальные изделия.

Уроки технологии расширяют кругозор учащихся, оттачивая их мастерство рукоделия. Учащиеся работали в технике «холодный» батик, русская кукла, вышивка, вязание спицами. В школе оформлена выставка выполненных изделий, выявляются лучшие работы. Это позволяет учащимся критически оценивать не только свои работы, но и другие. Лучшими оказались работы ученицы 5 «А» класса Сучковой Марии, которая неоднократно принимала участие в районных выставках «Рождественская игрушка», «Символика России». Среди учащихся старших классов лучшими стали работы по теме «Вышивка крестом» Перекрёстовой Светланы и Еланской Татьяны – учениц 7 «А» класса.

В заключение необходимо отметить, что в процессе урочной технологической деятельности успешно решается задача формирования у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности. Предмет технология, имеющий обширные межпредметные связи, оказывает помощь ребёнку в процессе социализации и создаёт условия для его самореализации.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.