Миронов Алексей Викторович, учитель физической культуры второй категории

Учитель физической культуры и ученик – современные подходы взаимодействия.

Сегодня в условиях модернизации образования в России требуется перестройка учебно-воспитательного процесса и особенно методики преподавания уроков физической культуры. Современный учитель физкультуры знает, как важно уделять внимание решению таких задач, как воспитание духовного и физического совершенствования личности современных школьников, как важно закрепить и сделать системными потребности в занятиях определенным видом спорта или регулярных занятиях физической культурой (элементарными физическими упражнениями). Современный учитель физической культуры в качестве приоритетного общения между педагогом и учащимися берет за основу формирование волевых и моральных качеств. Духовность личности опирается и на физическое развитие, поэтому в своей работе развиваем у школьников стремление к самосовершенствованию, самоанализу, самооценке. Физическая культура в широком смысле - это составляющая общей культуры человека. В жизни это определяет отношение ребенка к учебе, проявление себя в общении, поведение в быту.
Работа учителя физической культуры как педагога характеризуется многообразием профессиональных обязанностей, которые он должен выполнять качественно. Работа учителя требует целеустремленности, направленной на качественное решение педагогических задач : образовательных, воспитательных, оздоровительных в ходе физического воспитания школьников, а также тактичного общения с учениками, коллегами, родителями учащихся.
Знать свой организм, научить учащихся сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений – вот основная задача современных уроков физкультуры. От этого зависит и будущая физическая деятельность человека. Приживутся ли в его повседневной жизни занятия физкультурой, сможет ли он самостоятельно заниматься спортом? Это и есть новый подход в преподавании физической культуры. Физкультура всегда была, есть и будет основой нашего здоровья. На уроках педагог призван помочь заложить этот фундамент на протяжении школьных лет. Развитие быстроты, силы, ловкости, чувства коллективизма, стремления к достижению лучшего результата – все это составляющие полноценного урока физической культуры. Физическое воспитание в школе – разносторонний и разнообразный процесс, направленный на достижение физического совершенства подрастающего поколения.
Важной стороной на уроках физической культуры является обучение школьников двигательным действиям.
Двигательные умения формируются в единстве с развитием основных двигательных качеств. Физиологический механизм основных движений формируется в процессе обучения и воспитания учащихся.
Большое волевое напряжение, которое выдерживает учитель физической культуры в своей практической педагогической деятельности, ставит профессию в ряд наиболее трудных и сложных специальностей. Учитель физической культуры в повседневной деятельности системно выполняет педагогические обязанности, умеет предвидеть результаты своей работы с учениками, последовательно строит процесс физического воспитания. Личным примером в поведении на работе, во внеурочной деятельности учитель несет ответственность за судьбы воспитываемых детей, за становление учеников как граждан России.

Сегодня, к сожалению, многие учащиеся недооценивают значение физических упражнений в жизни современного человека, ведут себя пассивно на уроках физической культуры, иногда даже пропускают их. Нам приходится помимо выполнения предусмотренных программой мероприятий прививать учащимся интерес к двигательной активности, вести с ними разъяснительную работу, о значении физической культуры в жизни человека. Важнейшим условием, обеспечивающим эффективное взаимодействие в педагогическом процессе, является характер отношений, которые складываются между его участниками. Эти отношения многообразны: от личных разъяснительных бесед, индивидуальных заданий до поощрений за участие во всевозможных спортивных мероприятиях, соревнованиях за честь школы.

Уроки физкультуры в современной школе – это не только умение быстро бегать или метко бить ногой по мячу. Это здоровье ребенка, которое складывается из правильного режима дня и питания, полноценного досуга. Это сила и энергия, настроение детей, при которых и учеба легко дается, и возникает желание заниматься физкультурой с увлечением. Особое внимание на уроках физической культуры сегодня направлено на контроль и оценку личных достижений учащегося с учетом его физиологических и возрастных особенностей, а не на нормативы по физической культуре.
Среди всего многообразия отношений ведущее место в современной школе занимают толерантные отношения ученика и учителя. Толерантный педагог в силу особой тактики построения поведения по отношению к учащимся добивается большей результативности, нанося минимальный вред формирующейся личности. Нужна ли толерантность учителю физической культуры?
Очевидно, да! Толерантность учителя физической культуры – это способность, не допуская психического срыва, переносить «неудобства», которые ему причиняют учащиеся на уроках физической культуры. Учителю физической культуры постоянно приходится работать с детьми, которые находятся под воздействием физической нагрузки. Часто на уроке физической культуры бывают ситуации, когда ученики отказываются выполнять те или иные требования или выполняют их не в полную силу. И вот тут толерантность выступает необходимым качеством личности учителя физической культуры, она помогает не только выстроить взаимоотношения с учениками, но и понять, простить недостатки окружающих, принимая людей такими, какие они есть.
Неравнодушное отношение к личности ученика, его жизненной позиции, любознательность, стремление понять другого, понимание к особенностям его характера и мышления - факторы, делающие работу педагога результативной осмысленной, позволяющие собирать и анализировать опыт практической педагогической деятельности, определяющие пути профессионального совершенствования.