
Учитель начальных классов высшей категории
Методика коррекционной работа по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением операций фонематического анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста
Коррекционная работа по развитию операций фонематического анализа и синтеза состоит из двух этапов: подготовительного и этапа развития операций фонематического анализа и синтеза.
I этап – Подготовительный
Цель: формирование базы для развития фонематического анализа и синтеза.
Задачи:
-развитие фонематического восприятия, фонематических представлений;
-упрочение связи звука и буквы;
-развитие речеслухового внимания и речеслуховой памяти.
Основное внимание на данном этапе должно уделяться развитию фонематического восприятия и представлений.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается с выработки умения у учащихся слышать и слушать звуки. Сначала внимание детей обращается на окружающие их звуки – звуки в классе (ход часов, шуршание бумаги и т. д.), в соседнем кабинете (разговор, шаги, игра на музыкальных инструментах), на улице (шум машин, завывание ветра).
В ходе работы дети упражняются в различении слов сначала далеких, затем близких по звуковому составу. Для этого используются частичные омонимы. Детям предлагается объяснить, чем отличаются слова: отварить (картофель) – отворить (дверь), запивать (компотом) – запевать (в хоре) и т. п. Также используются слова, частично совпадающие по звучанию, типа: Швеция – Швейцария. При этом привлекается внимание учащихся к словам, отличающимся одной или двумя фонемами. Такие задания вызывают у детей интерес, например:
«Измени в слове «чайка» первый звук так, чтобы у тебя получилось новое слово (байка, зайка, лайка, майка, гайка, сайка, чайка, шайка); или – измени в слове «мал» вторую букву так, чтобы у тебя получились другие слова (мел, мил, мел, мул, мыл)». При этом устанавливается разница в звучании и значении слов. Дети делают вывод, что при изменении одного звука в слове изменяется его значение. Работа по изменению звуков в словах проводится сначала в плане устной речи, затем, с опорой на написанное.
Работая с детьми, следует добиваться четкого артикулирования произносимых звуков, т. к. четкость кинестетических раздражений, их сила создает благоприятные условия для развития звукового анализа.
Надо стараться, чтобы учащиеся знали положение органов артикуляции при произношении звуков, умели рассказать и показать, в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой воздушной струи.
В работе на данном этапе следует использовать профили артикуляции звуков. Работа с профилями артикуляции звуков способствует: формированию представлений о положении органов артикуляции при произнесении звуков; усвоению фонемной системы языка; осознанному оперированию терминами «согласный», «гласный», «звонкий», «глухой», «твердый», «мягкий»; выработке тактильных и кинестетических ощущений; развитию речеслухового внимания, памяти, мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Сознательному усвоению звука способствует выделение его характерных признаков в звучании, в установлении связи между артикуляцией и звучанием.
При уточнении характеристики звука перед учащимися ставится насколько задач: уметь ориентироваться в системе фонем языка; определить место выделенного звука в системе фонем. В ходе работы учащиеся должны научиться устанавливать причинно–следственные связи между артикуляционной и акустической характеристиками фонем, удерживать систему фонем в памяти. Например, если при произношении выдыхаемая воздушная струя встречает преграду – мы слышим шум, - это значит, что звук согласный, если воздушная струя не встречает преграду, звук гласный.

Методика коррекционной работа по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением операций фонематического анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста (полная версия)