Культурологический подход к преподаванию русского языка:
от теории к практике.

Климакова Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Подготовка культурных, грамотных людей, хорошо владеющих русским литературным языком, - одна из важнейших задач нашей средней общеобразовательной школы. Решающую роль в выполнении этой задачи играет преподавание русского языка.
Преподаватель русского языка должен дать учащимся прочные знания по грамматике, привить навыки правильной устной и письменной речи, научить применять эти знания и навыки в жизни.
Русский язык как предмет мировоззренческий призван обеспечить единство и взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения и развития этой личности. Часть проблем «культуросообразного» преподавания гуманитарных предметов уже решается в ходе освоения учащимися разных способов мыслительной и речевой деятельности, приобретения опыта и навыков коммуникативно целесообразного поведения, развития рефлексивного сознания, культуры, чувств, эмоций, умственного труда, сознания и поддержания в учебном заведении культурной среды, и не в последнюю очередь – при условии изучения языка как «кода культуры», а это уже не только специально – методическая, но и общепедагогическая задача.
Особое место в этом процессе должно быть, без сомнения, отведено родному (в нашем случае – русскому) языку. Родной язык играет важнейшую роль в формировании сознания растущего человека, в его вживании культуру. Отражая в концентрированном виде духовную жизнь человечества, язык является сильнейшим средством воспитания; усваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, глубже проникает в национальную и общемировую культуру, естественным путем (изучая самое естественное и привычное – язык!) приобщается к духовным богатствам, Хранимым языком, соотносит знание, получаемые на всех школьных уроках, с опытом повседневной жизни, в результате чего осознает свое место в современном обществе, приобретает навыки общения в разных ситуациях, то есть социализируется.
Есть и еще одно средство в работе учителя – словесника, позволяющее вводить информацию культуроведческого характера, - обращения к проблематике русского речевого этикета. Все чаще мы встречаем удачные опыты включения в урок русского языка сведений по истории и практике речевого этикета, представления и лингвистического обоснования стереотипов русского речевого поведения, в частности с помощью пословиц, поговорок, устойчивых выражений, фразеологизмов.
Методика уроков, первой и главной целью которых становится формирование культуроведческой компетенции, пока только складывается, поэтому чаще бывает представлена в виде отдельных уроков или их фрагментов.
Одним из приемов работы, позволяющим реализовать цели формирования культуроведческой компетенции, являются «этимологические этюды» в начале каждого урока. Учащиеся готовят «этимологические этюды» о словах Русь, Россия, Украина (Украйна), город, деревня, улица, врач и доктор, архитектор и зодчий, школа, гимназия и колледж, о местных топонимах Оскол, Ворскла, Нежеголь, Маслова Пристань, Грайворон. Эффективность подобных на первый взгляд достаточно традиционных упражнений не всеми словесниками оценена по достоинству, а между тем обращение на уроке к этимологическому анализу неизменно вызывает интерес подростков, поскольку позволяет посмотреть на привычные слова с непривычной стороны, «подогревает» интерес к слову, к изучению языка, расширяет лингвистически кругозор и способствует формированию культуроведческой компетенции.
Не претендуя на полноту рассмотрения поставленной проблемы, я считаю важным обозначить те реальные для каждого словесника пути и методы, обращение к которым позволяет объединить в преподавании язык и культуру, а именно – попутные лингвокультурные, этимологические пояснения, рассказы, в том числе и в форме выше описанных «этимологических этюдов» и историй, в виде социолингвистических и социокультурных справок и комментариев к предлагаемым учащимся для анализа текстам, по – новому проводимая словарная работа и работа со словарями, обращение к региональным и личностно значимым языковым фактам. Это позволяет:
- а) формировать заявленную современными образовательными стандартами культуроведческую компетенцию школьников;
- б) развивать языковую личность обучаемого;
- в) осуществлять интеграцию в преподавании школьных дисциплин;
- г) реализовать на практике культурологический подход к преподаванию родного (русского) языка.