Киктева Оксана Юрьевна, учитель 1 категории
«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».
Сократ.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.Поэтому для формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся в деятельность образовательных учреждений, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегаю- щие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Учебный день младшего школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками, поэтому необходима правильная организация учебной деятельности.
- - Строгая дозировка учебной нагрузки;
- - Построение урока с учетом работоспособности( период врабатываемости в урок; период высокой продуктивности; период снижения продуктивности).
- - Соблюдение гигиенических норм;
Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Учитывая и то, что длительность активного внимания учащихся не превышает 20 минут, часть времени урока использую на проведение физминуток.
Снять умственное напряжение и расслабить мускулатуру рук, заполнить паузу или привлечь внимание детей позволяет пальчиковая гимнастика. При помощи пальчиков инсценируются рифмованные истории, потешки. Пальчиковая гимнастика стимулирует умственную деятельность, способствует запоминанию, улучшает процесс письма.
Расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности достигается путем релаксационных пауз. 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органа зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во сне. Поэтому для профилактики близорукости и замедление ее прогрессирования я использую в своей работе гимнастику для глаз. Нельзя говорить о здоровом образе жизни не имея понятия о правильном питании. Именно это понятие формируется во время реализации программы «Разговор о правильном питании». Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципом организации здорового питания детей. Необходимость программы «Разговор о правильном питании» вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведет к ухудшению их здоровья. Сегодня все первоклассники и второклассники обеспечены учебно-методическим комплектом. В увлекательной игровой форме дети знакомятся с гигиеной питания, узнают о полезных и вредных продуктах. Получают представление о правилах этикета. Программа «Разговор о правильном питании» предусматривает пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем. Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности. В заключении хочется сказать, что образование будет выполнять функцию укрепления здоровья детей в том случае, если здоровью будут не только учить, но и здоровье станет образом жизни. Вслед за великим гуманистом Ж.-Ж. Руссо скажу : « Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»