Игнатова Анастасия Александровна, учитель биологии высшей категории, Почетный работник общего образования РФ

ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ – ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ.

Одной из актуальных задач современной Российской школы является воспитание антинаркотической устойчивости учащихся. Это вызвано тем, что размах алкоголизма, наркомании и курения в России принял беспрецедентные масштабы, причем это явление «молодеет» с каждым годом. Как мы можем этому противостоять? Никаких быстродействующих рецептов к этой проблеме в природе не существует. Школа только пробуждает интерес к этой проблеме. В центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в области профилактики аддиктивного поведения у детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации под руководством Л.В.Зарецкой был прочитан курс для учителей « Обучение через общение». Этот курс ведется в нашей школе с 2004 года. Концепция программы включает следующие положения: - эффективное ведение профилактической работы в образовательной среде; - формирование и развитие личностных качеств учащихся. - повышение психологической компетенции учителей, осознание учителем, что педагогическая деятельность-это деятельность по созданию условий для саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей творчества. Основная цель курса – развитие личностных качеств, как субъекта деятельности и индивидуальности. Главная задача состоит в том, чтобы помочь детям «обучаться» через общение, создать в коллективе атмосферу сотрудничества, толерантности, взаимного доверия. Интерактивные методы обучения – это модель открытого обсуждения проблемы. Они помогут ребятам ясно мыслить, исследовать и анализировать действительность. Урок превращается в урок-тренинг, который строится таким образом, что каждый ученик «проживает» различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к творчеству, к поддержке друг друга. Каждый урок состоит из разминки, ролевых игр, подведения итогов. Цель разминки – сблизить учащихся, развить коммуникативные навыки, вовлечь в круг общения даже самых замкнутых, создать непринужденную обстановку. Например: « Ты мне нравишься» Время: 10 минут. Материалы: мяч. Расположение: круг. Техника проведения: игра проходит по типу «Паутина»: передавая друг другу мяч, ученик произносит « Наташа, ты мне нравишься потому, что ты ………..» И так, пока мяч не вернется ведущему. Цель ролевых игр – развить в собственном себе лучшие качества для понимания других, в совместном взаимодействии с ребятами стараться прийти к общему решению, снять напряжение, возникшее в результате общения. Например: « Механизм» Время: 30 минут. Расположение: круг. Техника проведения: класс делится на группы по 5 человек. Каждой команде дается лист, в котором написано всего одно слово: «Стиральная машина» или «Пылесос», или «Электрическая мясорубка». Каждый из 5 учеников на время игры превращается в рабочую часть, без которой этот механизм работать не сможет. Ребята показывают работу, а остальные наблюдают и отгадывают предложенный механизм. Или выполнение упражнения « Закончи предложение» Цель: побуждение у подростков способствованию к обсуждению своих чувств, отношение к себе, к другим. Материалы: листы ватмана, разноцветные фломастеры, раздаточные листки с предложениями по теме. Время: 30 минут. Расположение: круг. Техника проведения: Листы с предложениями раскладываются по столам, каждая группа выбирает для себя тему. Участникам предлагается написать историю по теме, показать пантомиму. Возможные предложения: Если мне не дают списать, то я………… Если я не высплюсь, то я……………. Если мне кто-то не нравится в классе, то я………… Если я боюсь, то я…………… Если я захочу, то я……………… Если я в отчаянии, то…………… Заканчивается урок подведением итогов, цель которых- дальнейшее потепление климата, сближение ребят в классе, доверие к себе и другому, развитие коммуникативных навыков, формирование толерантного отношения друг другу. Время: 10 минут. Расположение: круг. Техника проведения: ребята, передавая мяч друг другу, проговаривают чем они занимались на занятии, что им было интересно, а что не очень понравилось. После окончания, ребята хлопают в ладоши и благодарят друг друга за проведенное вместе время. В процессе обучения ученики смогут понять и оценить свои собственные знания, взгляды, отношения к конкретным вопросам. У них вырабатывается собственное «Я». Данные уроки способствуют развитию личностных качеств, повышению самооценки, все ребята имеют возможность обучиться как лидирующей роли, так и роли рядового участника в ситуации группового решения. Очень часто на таких уроках приходится работать в малых группах. Поэтому обязательно ведущий напоминает правила работы в группах: каждый имеет право голоса, все должны выслушивать друг друга, в дискуссии один не должен доминировать над остальными, каждый должен быть вовлечен в дискуссию. Обучение через общение – одно из главных направлений по формированию здорового образа жизни учащихся, их становлению как личностей в современной российском обществе.