Иванова Татьяна ПетровнаИванова Татьяна Петровна,
учитель истории
и социальных дисциплин

Двигательная активность на уроках истории и обществознания

Выступление на педагогическом совете
Ивановой Т.П.


Здоровье – это одно из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Сегодня перед образованием остро стоят задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, использование здоровьесберегающих технологий обучений и воспитания, формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни. По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

Необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, «всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему».
Читать далее


Дискуссии. Типологизация. Особенности организации

выступление на заседании методического объединения
учителей истории и социальных дисциплин

На уроках истории и обществоведения в 9-х классах практически на каждом занятии, используя элементы дискуссии. Она призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проб-лему и при необходимости - инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную обществоведческую или историческую проблему.

Дискуссионный метод обучения, основанный на обмене мнений по определенной проблеме. Точка зрения, высказывания учащимися в ходе дискуссий, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнение других лиц. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и развивающую ценность, учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других Смирнова С.А. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии.- М.: Академия, 1999.- С.196.

В любом случае на подобном уроке должен присутствовать характерный признак - межличностный конфликт, где каждый защищает свою позицию. В последние годы заметное влияние в педагогической практике получили дискуссии на основе групповой работы.

На дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом школьники овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни.

В самом общем виде, используя общепедагогические классификации, все дискуссии на исторические темы можно поделить на несколько групп и подгрупп в зависимости от принципов их проведения, задач и направленности обсуждения.

Читать далее

Применение ИКТ на уроках истории и обществознания в школе. Из опыта работы

выступление на заседании семинара

Проблема использования ИКТ в процессе преподавания гуманитарных предметов является актуальной и требует разработки особой методики преподавания. Поэтому новое содержание обучения невозможно без новых компьюторных технологий и использование интернета. Применение компьютерных технологий, а так же интернета способствует появлению новых средств обучения истории и обществознания. Поэтому работая творчески, учитель может составить урок в соответствии с актуальными целями и задачами, сможет найти более эффективные средства обучения, которые заинтересуют ребят и позволят им выйти на новый уровень усвоения знаний. Хочу отметить, что ИКТ я применяю не вместо прежних методов, приемов и средств обучения, а вместе с ними, так как они являются составной частью методики предмета и дают большие возможности в использовании информационных технологий.

Применение ИКТ способствует достижению нового качества образования, обновлению, углублению и систематизации содержания школьных курсов, активизирует применение нетрадиционных методик обучения, помогает повысить информационную насыщенность урока, сделать его более динамичным, оказывая воздействие на воображение, чувства ученика, облегчает процесс запоминания материала, активизирует формирование ярких представлений, а так же оптимизирует труд учителя, позволив упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Применяя в своей работе ИКТ, я, прежде всего, ориентируюсь на следующие моменты:

Читать далее