
Творческий потенциал учителя в условиях реализации ФГОС на уроках ИЗО.

Что такое творчество?
- Деятельность людей, преобразующая мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.
Главные признаки творчества.
1 создание нового или существенное усовершенствование известного;
2 оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
3 взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание.
Творчество и педагогическое творчество.
- Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного, самобытного.
- Слово «творчество» происходит от слова «творить» и означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте.
- Педагогическое творчество имеет особенность: его содержанием является творение (воспитание и формирование) человека разумного, всегда неповторимого, уникального.
Что такое педагогическая деятельность?
- проявление постоянного разностороннего творчества, а формирование творческой личности — процесс, связанный с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, и с формированием у него опыта творческой деятельности
Творческая природа педагогической деятельности.
- в индивидуально — творческом развитии педагога и детей.
- в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества,
- в способности педагога к импровизации, к усвоению опыта путем творческого переосмысления и включения его в собственную теорию и практику.
Что обеспечивает эффективность урока?
- Творческое решение построения урока и отбора СУМ, МО, ПО, ФОПД, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.
Результаты реализации творческой деятельности. Внешние результаты 1 составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников;
2 методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога;
3 креативно организованные учебные или воспитательные процессы;
4 собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете .
Результаты реализации творческой деятельности. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества.
1 уточнение отношения к различным подходам в образовании,
2 изменение в характере организации педагогического процесса,
3 совершенствование профессионального мастерства,
4 развитие профессиональных способностей педагога
Творческий педагог Думающий и мыслящий человек. Первым условием творчества выступает широта кругозора творца. Сегодняшний образовательный процесс предъявляет к педагогу особые требования:
1 профессиональная компетентность,
2 высокий уровень культуры,
3 интенсивная работоспособность,
4 эрудированность,
5 творческая активность.
Качества творческого педагога.
1 уметь формулировать и решать педагогические задачи;
2 уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников;
3 владеть формами и методами эвристической деятельности;
4 заниматься самообразованием,
5 стремиться к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений.
Сферы творческой деятельности.
- Методическое творчество. Оно связано с умением анализировать педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание учебно-воспитательного процесса.
Сферы творческой деятельности.
- Коммуникативное творчество Оно связано с организацией педагогически эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; и с умением осуществлять саморегуляцию.
Сферы творческой деятельности.
- Творческое самовоспитание–это процесс осознания себя конкретной творческой индивидуальностью, определение своих профессионально- личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, разработки программы собственного самосовершенствования.
Критерии формирования творческой активности педагога
- постановка цели деятельности и ее анализ.
- ориентирование в различных ситуациях с целью принятия правильного решения.
- реализация определённых программ и планов исполнения;
- проверка результатов своей деятельности и корректировка её с учётом изменяющихся ситуаций.
Закон творчества • творчество учителя пробуждает творческую деятельность учащихся.
Критерии закона творчества
- искусство общения учителя со школьниками.
- обмен информацией с помощью коммуникативных средств и воспитательного воздействия личности педагога, его собственного примера.
Педагогическое руководство творческой деятельностью
- требует постановки задач проблемного типа, которые стимулируют мышление школьников, их интерес и потребность в реализации своего творческого потенциала
Потребность творчески работающего учителя.
- самореализовать свои личностные и профессиональные способности при осуществлении замыслов, позволяющих ему раскрыть свой творческий потенциал.
- В условиях ФГОС развивающий результат в обучении школьника выходит на первое место в иерархии образовательных ценностей.
Подходы к творческой реализации учителя.
1 Углубленно-смысловой. Ученики с помощью занятий продвигаются вглубь изучаемого предмета;. ставится задача обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета;
Подходы к творческой реализации учителя.
2 методологический. Перевод деятельности школьников с традиционной системы обучения на метапредметную;
3 личностно-гуманистический. обучение идет не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету» (Ш. А. Амонашвили);
Подходы к творческой реализации учителя.
4 коммуникационный. Через внешнюю мотивацию деятельность детей приобретает творческий характер ( Ильин, Шаталов , Лысенкова);
5 философский. Творчество детей имеет выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются с позиции личностного само созидания ученика.
Условия творческой реализации учителя.
- 1 высокий уровень педагогической компетентности учителя
- 2 стремление педагога к творческому поиску.
- 3 владение педагогической техникой
- 4 достаточный уровень развития интеллектуальных умений, воображения и интуиции;
- 5 видение проблем, гибкость, самостоятельность и критичность мышления; • 6 психологическая безопасность, атмосфера открытости
Творчество и ФГОС.
- Учителю необходимо продемонстрировать умение применять мета предметный подход и междисциплинарные связи, позволяющие формировать у учащихся целостную картину мира и над предметные компетентности (универсальные учебные действия).
Качества творческой индивидуальности.
- 1 эмоциональная погруженность в ход событий;
- 2 наличие педагогических способностей,
- 3 артистичность, обаяние, эмпатия,
- 4 открытость, искренность.
Индивидуальный стиль деятельности.
- Система предпочитаемых учителем приемов, склад его мысли, манера общения, способы предъявления требований и разрешения конфликтов.
- Но индивидуальный стиль деятельности учителя, который работает по ФГОС НОО и ОО должен быть творческим. И одним из критериев творческого стиля деятельности учителя является артистизм.
Артистизм.
- Стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим, друго - доминантность;
- Изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся "здесь и сейчас".
- Внешние факторы (жесты, мимика, интонация), которые значимы для создания атмосферы на уроке.
Артистизм.
1 Способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемыми ученикам на уроке, причем жить искренне.
2 Богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблем, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы.
Цель педагога, работающего по ФГОС.
- стремление почувствовать и выявить свою творческую индивидуальность, неповторимые особенности своей личности, своеобразие своего педагогического почерка.
Творческое начало в человеке.
- стремление вперёд, к лучшему, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.