Ефремова Евгения Валерьевна

Творческий потенциал учителя в условиях реализации ФГОС на уроках ИЗО.

Презентация Ефремовой Е.В.Творческий потенциал учителя в условиях реализации ФГОС на уроках ИЗО

Что такое творчество?

  • Деятельность людей, преобразующая мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов реальной действительности.

 

Главные признаки творчества.

1 создание нового или существенное усовершенствование известного;

2 оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

 3 взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание.

 

Творчество и педагогическое творчество.

  • Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного, самобытного.
  • Слово «творчество» происходит от слова «творить» и означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте.
  • Педагогическое творчество имеет особенность: его содержанием является творение (воспитание и формирование) человека разумного, всегда неповторимого, уникального.

 

Что такое педагогическая деятельность?

  • проявление постоянного разностороннего творчества, а формирование творческой личности — процесс, связанный с выработкой необходимых качеств творческой личности учителя, и с формированием у него опыта творческой деятельности

 

Творческая природа педагогической деятельности.

  • в индивидуально — творческом развитии педагога и детей.
  • в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества,
  • в способности педагога к импровизации, к усвоению опыта путем творческого переосмысления и включения его в собственную теорию и практику.

 

Что обеспечивает эффективность урока?

  • Творческое решение построения урока и отбора СУМ, МО, ПО, ФОПД, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес.

 

Результаты реализации творческой деятельности. Внешние результаты 1 составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников;

2 методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога;

3 креативно организованные учебные или воспитательные процессы;

4 собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете .

 

Результаты реализации творческой деятельности. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества.

1 уточнение отношения к различным подходам в образовании,

2 изменение в характере организации педагогического процесса,

 3 совершенствование профессионального мастерства,

4 развитие профессиональных способностей педагога

Творческий педагог Думающий и мыслящий человек. Первым условием творчества выступает широта кругозора творца. Сегодняшний образовательный процесс предъявляет к педагогу особые требования:

 1 профессиональная компетентность,

2 высокий уровень культуры,

3 интенсивная работоспособность,

4 эрудированность,

5 творческая активность.

 

Качества творческого педагога.

 1 уметь формулировать и решать педагогические задачи;

2 уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников;

3 владеть формами и методами эвристической деятельности;

4 заниматься самообразованием,

5 стремиться к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений.

 

Сферы творческой деятельности.

  • Методическое творчество. Оно связано с умением анализировать педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание учебно-воспитательного процесса.

Сферы творческой деятельности.

  • Коммуникативное творчество Оно связано с организацией педагогически эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; и с умением осуществлять саморегуляцию.

 

Сферы творческой деятельности.

  • Творческое самовоспитание–это процесс осознания себя конкретной творческой индивидуальностью, определение своих профессионально- личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, разработки программы собственного самосовершенствования.

Критерии формирования творческой активности педагога

  • постановка цели деятельности и ее анализ.
  • ориентирование в различных ситуациях с целью принятия правильного решения.
  • реализация определённых программ и планов исполнения;
  • проверка результатов своей деятельности и корректировка её с учётом изменяющихся ситуаций.

Закон творчества • творчество учителя пробуждает творческую деятельность учащихся.

Критерии закона творчества

  • искусство общения учителя со школьниками.
  • обмен информацией с помощью коммуникативных средств и воспитательного воздействия личности педагога, его собственного примера.

Педагогическое руководство творческой деятельностью

  • требует постановки задач проблемного типа, которые стимулируют мышление школьников, их интерес и потребность в реализации своего творческого потенциала

Потребность творчески работающего учителя.

  • самореализовать свои личностные и профессиональные способности при осуществлении замыслов, позволяющих ему раскрыть свой творческий потенциал.
  • В условиях ФГОС развивающий результат в обучении школьника выходит на первое место в иерархии образовательных ценностей.

Подходы к творческой реализации учителя.

1 Углубленно-смысловой. Ученики с помощью занятий продвигаются вглубь изучаемого предмета;. ставится задача обучения через отыскание и решение научных проблем изучаемого предмета;

 

Подходы к творческой реализации учителя.

 2 методологический. Перевод деятельности школьников с традиционной системы обучения на метапредметную;

3 личностно-гуманистический. обучение идет не «с предметом к детям», а «с детьми к предмету» (Ш. А. Амонашвили);

Подходы к творческой реализации учителя.

4 коммуникационный. Через внешнюю мотивацию деятельность детей приобретает творческий характер ( Ильин, Шаталов , Лысенкова);

 5 философский. Творчество детей имеет выраженную внутреннюю мировоззренческую направленность, а результаты обучения рассматриваются с позиции личностного само созидания ученика.

Условия творческой реализации учителя.

  • 1 высокий уровень педагогической компетентности учителя
  • 2 стремление педагога к творческому поиску.
  • 3 владение педагогической техникой
  • 4 достаточный уровень развития интеллектуальных умений, воображения и интуиции;
  • 5 видение проблем, гибкость, самостоятельность и критичность мышления; • 6 психологическая безопасность, атмосфера открытости

Творчество и ФГОС.

  • Учителю необходимо продемонстрировать умение применять мета предметный подход и междисциплинарные связи, позволяющие формировать у учащихся целостную картину мира и над предметные компетентности (универсальные учебные действия).

Качества творческой индивидуальности.

  • 1 эмоциональная погруженность в ход событий;
  • 2 наличие педагогических способностей,
  • 3 артистичность, обаяние, эмпатия,
  • 4 открытость, искренность.

Индивидуальный стиль деятельности.

  • Система предпочитаемых учителем приемов, склад его мысли, манера общения, способы предъявления требований и разрешения конфликтов.
  • Но индивидуальный стиль деятельности учителя, который работает по ФГОС НОО и ОО должен быть творческим. И одним из критериев творческого стиля деятельности учителя является артистизм.

Артистизм.

  • Стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим, друго - доминантность;
  • Изящное и тонкое кружево сотворения живого чувства, знания и смысла, рождающихся "здесь и сейчас".
  • Внешние факторы (жесты, мимика, интонация), которые значимы для создания атмосферы на уроке.

Артистизм.

1 Способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемыми ученикам на уроке, причем жить искренне.

2 Богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблем, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы.

Цель педагога, работающего по ФГОС.

  • стремление почувствовать и выявить свою творческую индивидуальность, неповторимые особенности своей личности, своеобразие своего педагогического почерка.

Творческое начало в человеке.

  • стремление вперёд, к лучшему, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.