Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Общие правила работы по изучению математики.
Наше мышление , перерабатывая ощущения, восприятия и представления о предметах и явлениях, как бы предвосхищает будущее, указывая нам, как поступить, что сделать в создавшейся ситуации. Поэтому от того, как работает наше мышление, зависит , поступим ли мы правильно и разумно или нет.
Человек рождается без умения мыслить, лишь с задатками к нему. Мыслить он научается постепенно в процессе жизненной практики, в общении со взрослыми и своими сверстниками, и особенно в обучении.
Одним из наиболее важных качеств мышления является его логичность, т.о. способность делать из правильных посылок (суждений, утверждений) правильные выводы, находить правильные следствия из имеющихся фактов. О человеке, у которого хорошо развито логическое мышление, говорят, что он основательно мыслит, дисциплинированно рассуждает. Хорошо развитое логическое мышление предостерегает человека от промахов и ошибок в практической деятельности. Это ценнейшее качество и развивается в процессе изучения математики, ибо математика – это практическая логика, в ней каждое новое положение получается с помощью строго обоснованных на основе раннее известных положений , рассуждений, т.е. строго доказывается. Великие математики говорили « Математика - гимнастика ума, она ум в порядок приводит». Математика дисциплинирует ум, приучает к логическому мышлению.
Основу математических знаний человек получает, обучаясь в школе.
Учеба для учащихся – труд, работа. Кто хочет по настоящему учиться , хочет прочно и глубоко усвоить знания, овладеть умениями и навыками, тот должен работать ежедневно. Чтобы эта большая и сложная работа приносила ощутимые результаты, была более эффективной , надо строго выполнять ряд правил:
- работа по изучению математики должна быть систематической ;
- надо стремиться к тому, чтобы сразу понять все, что изучается на уроках, надо усвоить все действия, , все умения, которые отрабатываются на уроках;
- надо стараться «докапываться» до главного, до общих основ изучаемого материала;
- надо приучать себя к постоянному самоконтролю и самооценке своей учебной работы.
Математика – инструмент для познания окружающего мира.
Математика требует большого труда, ибо ее нельзя учить, только наблюдая за тем, как это делают другие. Надо самому много и ежедневно работать над изучением математики, и только тогда она принесет пользу и большую радость, радость от преодоления трудностей, радость познания.
Как писал В.А.Сухомлинский: «Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек».
Давайте будем счастливыми, будем переживать радость в учении, гордость за свои успехи! И чтобы учиться весело, легко, и с наилучшей пользой для себя, надо овладеть техникой учения. «Кто не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки или ремесла, тот никогда не будет способен создать что-нибудь выдающееся».
Чтобы успешно учиться математике, надо иметь хорошую память, устойчивое внимание, развитое воображение, логическое мышление, сообразительность и ряд других качеств, надо иметь достаточные способности для учения. Эти качества и способности нужно развивать. Надо знать, что математика требует точности и принимает за верное только то, что вытекает как следствие из доказанного. Именно математика защищает нас от обмана чувств и учит, что одно дело - как на самом деле устроены предметы, воспринимаемые чувствами, другое дело - какими они кажутся ; эта наука дает надежнейшие правила ; кто им следует – тому не опасен обман чувств. Подтвердим это на примере:
Даны два отрезка длиной 1см и 3см.
Как вы думаете, где больше точек: в отрезке длиной 1см или в отрезке длиной 3см?
Если вы воспользуетесь подобием и соответствием, то докажете, что множество точек на этих отрезках одинаково.
Особенностью математического метода изучения явлений окружающего мира является то, что он позволяет избежать ошибок, присущих нашему восприятию и увидеть то, что недоступно даже воображению. Поэтому смело можем сказать, что математика – важный инструмент для познания окружающего мира.