Учить школьников самостоятельности и самообразованию.

 
 

Гончаренко Ольга Ананьевна,учитель географии

     Когда мы преподаем учащимся географию или биологию, математику или историю, любую другую науку, мы не только сообщаем им необходимые в жизни знания, но и учим их трудиться, преодолевать трудности в учебе, критически относится к себе, ставить перед собой большие цели. А главное – мы учим самостоятельно думать. В результате целенаправленной и систематической работы учителя у учащихся формируется сплав знаний, собственно взглядов и убеждений. Научить школьника мыслить, пробудить в нем стремление разбираться в явлениях жизни – это значит отвечать на запрос времени.     Чтобы использовать правильные современные педагогические идеи, учителю необходимо знать каждого ученика – его творческие способности, интересы, особенности восприятия и усвоения, характер, уровень подготовки и многое другое. Больше доверие и симпатию испытываешь к тем, кто открыто и активно проявляет свою индивидуальность. Из всех школьных дисциплин только география даёт возможность школьнику почувствовать себя путешественником и первооткрывателем, восхититься красотой родного края, удивиться разнообразию природы Земли, её красоте и богатству или, наоборот, огорчиться за ее беспомощность и беззащитность перед человеком, перед проявлением его бесхозяйственности и бездушия, встревожиться за ее судьбу, задуматься о своем месте на нашей планете. Задача учителя – встрепенуть душу ученика и пробудить любовь к своему Отечеству, к Земле, на которой мы живем.     География в школе – предмет, с одной стороны, общеобразовательный, который дает основы представления о Земле, на которой мы живем, с другой – предмет морального устройства, который должен воспитывать не только любовь к родному краю, но и давать понимания разнообразных процессов, происходящих в окружающей среде. Без знаний, которые он должен получить на уроке географии, современные человек вообще не может обойтись. Сейчас уже мало познакомиться с основами законов природы. Находясь на стыке с общественными науками, именно география изучает законы взаимодействия между обществом и природой в самых разных аспектах, учитывая глобальные региональные проблемы, местные особенности, исторические изменения хозяйства и населения, разделение труда и национальные общения. Сегодня разбираться в этих вопросах должны не только экономисты, инженеры, аграрники, политики, а буквально все культурные люди. С основами взаимосвязи этих вопросов должен познакомиться каждый выпускник школы, прежде всего на уроках географии.     В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, решающие значения приобретают не усвоение определенной суммы фактов, а выработка у учащихся умение самостоятельно дополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Необходимо внедрять и совершенствовать развивающее обучение, формирующее у школьников психологическую, нравственную подготовленность к неожиданным ситуациям и нестандартным, творческим решениям. В связи с этим мы обращаем особое внимание на ориентирование учащихся к самообразованию. Школьники должны убедиться в том, что самостоятельное овладение знаниями необходимо им для дальнейшего развития способностей и творческой деятельности.     Проблему самообразования применяем в практике обучения не от случая к случаю, а систематически. Формируем у школьников потребность в самообразовании, умение самостоятельно учиться, пробуждаем интерес к решению той или иной задачи, то есть скрепляем положительное отношение к учению. От этого во многом зависит становление учащихся, создание той особой атмосферы уроков, когда дети сильно хотят отвечать, дополнять ответы товарищей, делиться своими знаниями.     Какие же есть пути для осуществления поставленной цели?     Во-первых, учитель во время беседы показываю важность самообразования. Они должны понять, что уже в детские и юношеские годы человеку надо готовить себя к тому, чтобы всю жизнь самостоятельно совершенствовать и дополнять свои знания. Со школьной парты надо воспитывать в себе неутолимую жажду познания, живую восприимчивость к новым научным и техническим открытиям. На уроках географии учащиеся должны жить не только интеллектуальной, но и творческой жизнью. Если разбудить у учащихся стремление к работе с различными дополнительными источниками географической информации, то можно увидеть, насколько легче и интереснее им будет учиться, как поднимется их общеобразовательный уровень. Само по себе творческое отношение к предмету не формируется. Лишь постепенно, шаг за шагом, можно привести учащегося к творческой поисковой работе с различными источниками географической информации. Только тогда, когда ученик почувствует интерес к такой работе, он добьется в ней успеха. Во время проверки знания учителю надо всячески поощрять тех учащихся, которые в своих ответах используют сведения не только их учебника, но и из дополнительной литературы.     Во-вторых, Начиная с шестого класса, практикую на уроках географии короткие сообщения учащихся по изучаемым темам. В 6-8 классах эти сообщения продолжаются минут пять, в 9 –10 классах – до 10 минут. Задания по подготовке таких сообщений даю учащимся заранее, чтобы они могли хорошо подготовиться и собрать необходимый материал. Такие сообщения учащиеся делают в процессе изучения нового материала. Они иллюстрируют и дополняют отдельное положение рассказа учителя. Рассказы учащихся о природе материков и океанов, о странах и городах мира, в которых они никогда не бывали, разбивает воображение, а это важная предпосылка к развитию творчества.     В-третьих, всячески приобщаю учащихся к чтению газет и журналов. Особенно это важно делать в старших классах, когда учащиеся изучают хозяйство и географические районы России в 9 классе, экономическую и социальную географию мира – в 10 классе.      Периодические знания, а также материалы радио- и телевизионных передач представляют распоряжение учащихся разнообразный материал, помогающий «держать руку на пульсе времени», отвечать на насущные вопросы, которые волнуют учащихся. Необходимо научить школьников анализировать и разбираться в событиях в нашей стране и в зарубежных странах, осмысливать полученную информацию, что поможет серьезнее подойти к изучению курса географии, будет способствовать формированию знаний и убеждений. В настоящее время поступает очень много сообщений об экологических катастрофах и проблемах в различных уголках Земли. Яркие факты и эмоциональные сообщения взывают интерес учащихся и обеспокоенность за будущее нашей планеты.     В-четвертых, важная роль самообразования принадлежит книге. Книги содержат образные и яркие описания природы различных стран, богатый иллюстрированный и картографический материал, много информации о быте, традициях и обычаях разных народов мира. Книги расширяют и углубляют представления, создаваемые текстом учебника и рассказом учителя.     Постоянное обращение учащихся к книге вырабатывает у них навыки и приемы чтения. При систематическом чтении у них развивается способность отбирать книги действительно ценные и оригинальные.      В организации учебной деятельности учащихся важнейшую роль играет их познавательная самостоятельность, то есть осознание поставленной задачи, поиск путей и средств ее решении, умение доказывать, отстаивать свою точку зрения. Большое значение имеет формулировка вопросов и заданий для учащихся. В целях решения воспитательной задачи вопросы и задания на уроках отличаются обращенностью к личности: «Как вы думаете?», «Каково ваше мнение?», «Как бы вы решили эту проблему?» и т. п.      Взгляды, убеждения, отношения формируются лучше всего по ходу беседы, коллективной практической работы, в процессе свободного обмена мнениями. Важный педагогический фактор в развитии самостоятельности – вопросы самих учащихся на уроках. Именно они свидетельствуют о самостоятельности мысли, о стремлении иметь свое суждение. Но ученики охотно задают вопросы только в обстановке настоящего интереса со стороны учителя. Необходимо проявлять больше внимания и уважение к личности каждого ученика, создавать на уроках географии атмосферу размышления, аргументированной защиты от своих взглядов, стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся.      Решив уделять больше внимания развитию самостоятельности и мышлению учащихся, я отдаю себе отчет в том, что необходимо не на словах, а на деле осуществлять индивидуальный подход к каждому школьнику, проявлять терпение, выдержку, настойчивость, веру в потенциальные возможности ученика. У одного учащегося – ум живой, быстрый, способный на импровизацию, у другого – медлительный, но более основательный. Известны факты, когда ученик, которого в школе считают вялым, медлительным, тугодумом, становится впоследствии выдающимся ученым. Нельзя принимать медлительность с ответом за отсутствие способностей. Медлительный ум может оказаться глубоким: он анализирует, обобщает впечатления, перерабатывает их, связывает воедино понятия, приходит к выводам, а это требует времени. Учитель же порой торопит ученика с ответом, сердится, если тот медлит. Он требует от ребенка быстроты интеллектуальной реакции, а добивается в результате того, что ученик привыкает высказывать поспешные суждения, либо замыкается и уходит в себя.     Если дети с острой наблюдательностью, хорошей памятью, богатой фантазией, казалось бы, явно способные дети. Но на поверку может оказаться, что имеющиеся у них ценные качества порой освобождают их от необходимости мыслить, составлять собственные суждения, потому что память подскажет ему чье-то чужое мнение по тому или иному вопросу. Начитанность не всегда сочетается с продуктивностью мышления. Умственную инертность не угадать с первого взгляда. Она может принимать разные обличия. Но суть одна – пассивное присоединение к мнениям окружающих без личной их проверки, без критического подхода, без размышления.      Главное интеллектуальное качество - продуктивность мышления, то есть способность создавать новое, то, чего раньше не было. Свежий взгляд на привычное, высказанный школьником, догадка, оригинальный план работы, интересное предложение – все это результаты продуктивности мышления. Моя задача состоит в том, чтобы целенаправленно развивать продуктивную активность сознания учащихся, готовить их к творческому труду.