Учитель начальных классов 1 категории

Сообщение на тему:
«Преодоление трудностей младших школьников при обучении чтению»
Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Качество чтения характеризуется способом чтения, его скоростью (беглое или послоговое), правильностью, осмысленностью.
В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую и смысловую. В техническую сторону чтения мы включаем следующие компоненты: способ чтения, темп (скорость чтения), динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. В смысловую сторону: выразительность и понимание прочитанного. Между ними существует тесная связь. Понимание читаемого определяется характером восприятия. С другой стороны, зрительное восприятие испытывает на себе влияние смыслового содержания ранее прочитанного. В тех случаях, когда у ребенка не сформирована техническая сторона, его внимание будет акцентироваться на самом процессе чтения слова. Поэтому он не сможет понять его значение. Будет читать механически, по нескольку раз возвращаясь к началу. В таких случаях не стоит ставить пред ребенком непосильную задачу - одновременно с овладением им техникой чтения требовать понимания прочитанного. Делать это необходимо постепенно, по мере того, как будут совершенствоваться навыки в плавном послоговом чтении.
Для того чтобы ребенок научился слогослиянию, он должен знать образ буквы и назвать звук, который соответствует этой букве. Запоминание всех букв алфавита и умение идентифицировать каждую букву являются обязательными условиями овладения навыком чтения. Буквы русского алфавита являются плоскостными геометрическими объектами. Несмотря на многообразие существующих шрифтов и вариантов написания, все буквы состоят из ограниченного набора элементов: горизонтальная прямая, вертикальная прямая, наклонная, овал, полуовал. В связи с этим смыслоразличительное значение приобретают все элементы каждой буквы, а также их взаимное расположение в пространстве. Формирование первичных образов букв (восприятие) и дальнейшее их узнавание обеспечиваются зрительным анализом и синтезом с обязательным подключением зрительно-пространственных операций.
В целях формирования зрительного и буквенного гнозиса необходимо использовать специальные упражнения:

Сообщение на тему: «Преодоление трудностей младших школьников при обучении чтению» (полная версия)