Ворожищева Татьяна Михайловна,
учитель немецкого языка высшей категории
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка в средней школе

чем здоровье. (Г. Гейне)
Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников и предоставляет реальную возможность сохранить здоровье и психику ребёнка, формирующегося в условиях роста информационного потока, стрессов, экологического дисбаланса.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка имеет первостепенное значение. Ведь иностранный язык – это серьёзный и сложный предмет. По шкале трудности предметов иностранный язык идет после математики и оценивается в 10 баллов. Это неслучайно: ведь уже в начальной школе ученикам приходится знакомиться не только с большим объемом новых слов и выражений, но и изучать грамматические явления, которых нет в русском языке. При этом они должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические структуры, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учащихся способствуют:
- Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.
- Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”.
- Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.
- Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию.
- Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональную разгрузку.
- Смена позы учащихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.
Рекомендую использовать гигиенические критерии организации урока автора Смирнов Н.К.
Структура рациональной организации урока иностранного языка
№ | Факторы урока | Уровень гигиенической рациональности урока |
---|---|---|
1 | Плотность урока | Не менее 60% и не более 75% |
2 | Число видов учебной деятельности | 4-7 |
3 | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | Не более 10 мин |
4 | Частота чередования видов учебной деятельности | Смена не позднее, чем через 7-10 минут |
5 | Число видов преподавания | Не менее 3 |
6 | Наличие эмоциональных разрядок (число) | 2-3 |
7 | Место и длительность применения ТСО | В соответствии с гигиеническими нормами |
8 | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. |
9 | Физкультминутки | 2 за урок |
10 | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции |
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности не ранее чем через 40 минут.
Данная структура оптимально подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.
Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.
Большую помощь учителю в решении данной проблемы могут оказать современные учебные пособия. В учебниках нового поколения, особенно для учащихся старших классов, есть много тем, связанных с охраной здоровья. Они помогают учащимся узнать много интересного и полезного для того, чтобы быть здоровыми, как вести здоровый образ жизни, содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках.
Для организации благоприятного климата на уроках немецкого языка, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации учащихся я использую элементы здоровьесберегающих технологий. Например, релаксация, т.е. расслабление после напряженной умственной деятельности. Цель ее – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, пение, танцы. При ее проведении не надо ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.
Я использую на уроках такую форму релаксации как зарядка с использованием движений, песен, рифмовок, танца основана на том, что мышечное движение снимает умственное напряжение, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание детей. В 5-6 –х классах детям очень нравится песенка с движениями «1, 2, 3 wir tanzen heut juchei!»
Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления. Напрмер, 10 класс, тема «Дети – родители- контакты», на доске написаны пословицы:
Lugen haben kurze Beine – У лжи короткие ноги.
Kommt Zeit, kommt Rat. – Утро вечера мудреннее.
Нужно подобрать русский эквивалент.Очень нравятся детям скороговорки, например,
Vom Pflaumenbaum fielen funf faule Pflaumen
Funf faule Pflaumen fielen vom Pflaumenbaum.
In Ulm und um Ulm und um Ulm herum!
Одной из важнейших форм релаксации является игра. Но не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игра, которая способствует отдыху, вызывает положительные эмоции, легкость и удовольствие. Она создает атмосферу отвлеченности и снимает напряжение у детей. Я применяю такие игры как «Was ist das?», « Rate -mal!» (5-6 классы), а игру «Wunderfeld» («Поле чудес») любят и старшеклассники. С помощью этих игр повторяются, закрепляются лексика и грамматические структуры.
Очень любимо детьми весёлое, но достаточно сложное упражнение «Ohr - Nase». Левой рукой дети берутся за кончик носа, а правой за левое ухо. Одновременно отпускают ухо и нос, хлопают в ладоши и меняют положение рук.Упражнение «Stille» помогает развивать умение учащихся слушать. С закрытыми глазами они прислушиваются к звукам на улице, затем в классе, в коридоре. Учащиеся часто ассоциируют это упражнение с игрой в «Молчанку». Для учителя и ребят появляется минута легкого отдыха, которая иногда бывает очень необходима. Значение слова «Stille» учитель объясняет с помощью жеста «палец у губ». Для нарушителей тишины можно заранее оговорить формы наказания ( Strafe).
Упражнение «Съедобное/несъедобное» развивает концентрацию внимания. Если предмет «съедобный», то дети поднимают руку, если нет – рука опущена. Данная игра помогает без труда запоминать лексику по изучаемой теме.
Интерактивная доска помогает в работе над лексикой по различным темам: счет, продукты питания, тело человека, время на часах, цвета и др. Работа с доской не только хорошая разрядка для учащихся, но и отличный тренинг по запоминанию не только обязательной, но и факультативной лексики. Время работы с доской от 10 до 15 минут.
Музыка и пение играют большую роль при изучении иностранного языка, являясь эффективным дополнительным материалом, который знакомит со страной, историей, обычаями, нравами, культурой, литературным и музыкальным творчеством ее народа. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Разучивание и исполнение коротких, несложных песенок с частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма и т.д. Например, в 5 классе изучается структура « Am Montag, am Dienstag…» («В понедельник, во вторник …») и т. д. Здесь я использую народную песенку «Laurentia liebe, Laurentia mein…» Учащиеся отдыхают, поют песенку и ненавязчиво учат новую структуру. В старших классах, исходя из тем уроков, мы слушаем с ребятами отрывки из классических произведений Бетховена, Моцарта, Брамса, Шумана а также современную музыку («Scorpions», «Accept», «U.D.O.», «Ramstein»)В 10-11 классах при изучении темы «Kreativ Kultur erleben», где мы говорим о литературе, музыке изобразительном искусстве, кино, я обязательно использую на уроке интернет, чтобы учащиеся в режиме онлайн быстро смогли познакомиться с биографией того или иного писателя, композитора, кинодеятеля. Знакомясь с творчеством Томаса Манна мои ученики обязательно смотрят художественный фильм «Buddenbrooks».Презентации учащихся средней школы по той или иной изучаемой теме также является своего рода эмоциональной разрядкой.
Фонетические упражнения, проводимые на уроках иностранного языка, в первую очередь дают возможность перестроить органы речи на произнесение звуков с родного языка на иностранный язык. Кроме того, фонетические упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Например, упражнение «Регулятор громкости» при произношении гласных звуков раскрепощает голос и освежает мозг.
Во избежание усталости учащихся продумывается смена видов работ: чтение, устная речь, аудирование, фронтальный опрос, работа в группах, диалог, ролевая игра и т. д. Смена видов работ способствует развитию мыслительных операций и одновременно отдыху учеников.
Для снятия умственного напряжения и утомления на уроках служит наличие эмоциональных разрядок: физминутки, упражнения для улучшения зрения, внимания, памяти, которые позволяют избежать статичного положения рабочей позы. Учащимся старших классов можно предложить постоять. Использование на уроках проблемной технологии, проектной работы создает высокую мотивацию для работы детей на уроке. При организации работы в группе учащиеся получают возможность пообщаться друг с другом, создается ситуация успеха. Проектная технология позволяет снять чувство тревожности, так как ребята получают возможность выполнить работу совместно, помогая друг другу. При организации данной работы устанавливаются контакты, создается атмосфера доверия и доброжелательности. Подобные виды работы активизируют все важнейшие системы человеческого организма, способствуют развитию креативности.
Таким образом, я обобщила опыт по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках. На мой взгляд, нам, учителям иностранного языка, ничего нового придумывать не пришлось. Практически на каждом уроке мы используем рифмовки для проведения физминуток, песни, игры (в том числе и подвижные), аудио и видеоматериалы, компьютерные программы. Урок иностранного языка, как никакой другой, позволяет с успехом использовать здоровьесберегающие технологии, становясь при этом более интересным, динамичным, а главное полезным.