Воканов А.В., педагог дополнительного образования МОУ «Школа № 53»

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях спортивной секции боксана основе реализации личностно - ориентированного подхода»

Андрей Воканов

В настоящее время в нашей стране очень остро встала проблема здоровья подрастающего поколения. Ни для кого не секрет, что с каждым годом все больше детей приходят в школу с различными отклонениями в здоровье. Разработка образовательной программы по физической культуре, ориентированной на личностные показатели школьников, позволит более полно формировать знания, умения и навыки в области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности и в конечном итоге существенно повысить эффективность адаптации ребенка в обществе.

Цель выступления: выявление здоровьесберегающих подходов к воспитанию школьников по физической культуре на основе реализации личностно - ориентированного подхода.

Использование технологии личностно-ориентированного физкультурного образования в учебно- тренеровочном процессе.

пацаны боксёры

Совершенствование занятий физической культуры и повышение их эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. Важнейшее требование современного занятия – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к работе с первоклассниками прежде всего определяем, с каким составом обучающихся предстоит работать в течение нескольких лет. В начале учебного года выявляем уровень физической подготовленности с помощью тестов (проводит педагог - психолог) и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских карт), сведения о группе здоровья.

Личностно – ориентированный подход на занятиях есть неотъемлемая часть успешного усвоения воспитанниками предложенной дополнительной образовательной программы.

Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости воспитанника по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на занятии, рассчитанном на среднего воспитанника. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждой группе условно можно разделить детей ещё на несколько групп (категорий):

  • • совершенно здоровые, но “тучные” дети, не желающие трудиться;
  • • дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;
  • • плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;
  • • хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на занятиях секции, если им будет очень легко и неинтересно.

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

Технологии личностно-ориентированного физкультурного образования является основной в учебно- тренировочном процессе. Под личностно-ориентированным физкультурным образованием понимaется целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. Личностно-ориентированный подход - это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание личностно-ориентированного обучения - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

1. Обучение двигательным действиям.

Проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для него составе операций, что станет основой для формирования индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Обучающиеся сильной группы, внутри группы, осваивают учебный материал в среднем на два занятия быстрее средних и слабых воспитанников. На занятиях воспитанникам даются разные учебные задания: одной группе – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д.

Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложнённых условиях (применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а так же для них увеличивается число повторений и число прохождения круга. Менее подготовленные воспитанники работают в стандартных условиях. На занятиях обязательно проводится индивидуальная работа с ребятами, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на занятие, так и домашнее задание по данному двигательному действию. Индивидуальная работа с воспитанниками на разных этапах тренировки способствует сохранению их физического, нравственного и социального здоровья .

2. Развитие физических качеств.

Дифференцированное развитие физических качеств в группах разной подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в результате чего уровень физической подготовленности ребят существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени для отдыха и восстановления. Для воспитанников, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, в ближайшем будущем мы планируем ввести карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки. Упражнения карточек-заданий соответственно с возрастом будут усложняться.

На занятиях секции стараемся применять нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры и др.), проводить занятия с музыкальным сопровождением, включать элементы ритмики, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность занятия и сделать их более интересными.

Обязательно контролируем физические нагрузки каждого воспитанника по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия. Для определения функционального состояния воспитанников в процессе физических нагрузок различного характера не только сравниваем величину сдвигов пульса с характером и величиной нагрузок, но и прослеживаем быстроту восстановления пульса во время отдыха. Детей, у которых перед занятием ЧСС выше 80 уд/мин., и менее подготовленных детей при построении ставим на левый фланг. Для таких обучающихся с помощью ограничителей можно сделать внутренний круг с меньшим радиусом, где они могут выполнять индивидуальные упражнения, упражнения на дыхание и расслабление, ходьбу, бег трусцой и т.д. (островок здоровья).

В подготовительной части тренировки задания выполняются всеми детьми, но для более слабых снижается нагрузка, уменьшается время выполнения заданий, их объём, интенсивность, количество повторений, темп движения; даются более простые подводящие и подготовительные упражнения, разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.

В практике физкультурно-оздоровительной работы широко применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития воспитанников, но и здоровьесбережения. В игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме воспитанники с низкими физическими возможностями распределяются по всем командам.

В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах дети подбираются по силам и им даются разные по сложности упражнения.

Особое внимание на занятиях уделяем детям с избыточным весом и слабым детям, которые не всегда с желанием занимаются из-за своей неловкости (заставляют родители). Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на занятиях, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия. На этом этапе режим занятий для разных групп должен быть различным: тренирующим, тонизирующим или щадящим.

3. Дифференцированное оценивание по физической и технической подготовленности обучающихся.

пацан боксёр

При оценке физической подготовленности воспитанников секции учитывается как максимальный результат, так и прирост их результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При оценивании по физической подготовленности учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. В своей работе, мы применяем методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убеждать в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все оценки стараемся обязательно аргументировать.

Всестороннее изучение воспитанников, сопоставление различных данных позволяет выявить причины отставания детей, установить главные из этих причин и осуществлять педагогическое воздействие, основанное на методике дифференцированного обучения.

Данная технология облегчает процесс обучения, к намеченной цели воспитанник подходит с постепенным накоплением запаса двигательных умений, из которых и формируется нужное действие. От разнообразия упражнений, форм и методов их применения, занятия становятся более разнообразными, а процесс обучения - более интересным. Воспитанники занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого процесса выполнения.

Обеспечение дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного занятия. Секцию бокса в данном учебном году посещают более 50 воспитанников школы.

Основные задачи, на которые мы опираемся – укрепление здоровья и закаливание организма ребят; привитие интереса к систематическим занятиям спортом; обеспечение всесторонней физической подготовки, развитие силовых, скоростно – силовых качеств, координация движений; овладение основным арсеналом технических и тактических приёмов игры; приобретение опыта участия в соревнованиях; совершенствование навыков самостоятельных занятий.

И как результат, успешные выступления соревнованиях различного уровня.