Почётный работник образования Российской Федерации, учитель математики высшей категории
Урок математики с позиции формирования универсальных учебных действий
(тезисы)

Современный век требует от образованных людей способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения. Это значит, что в ближайшем будущем каждому ученику потребуется самостоятельно мыслить, уметь разбираться в ситуации и находить решение. Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задaния, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так, как, прежде всего он исполнитель, вооруженный определенной суммой знаний. Поэтому задача современной школы – формирование человека, постоянно совершенствующего сaмого себя, способного самостоятельно принимaть решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле этого слова.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности.
ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
В сентябре 2014 года я приняла для обучения пятиклассников, обучающихся по ФГОС НОО. Сегодня, работая с ними второй год, могу говорить о некоторых результатах своей работы.
Нам хорошо известно, что в состав основных видов универсальных учебных действий, входят четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Учитель успешно формирует на уроках и коммуникативные УУД и познавательные УУД, но наибольшая сложность возникает при формировании регулятивных учебных действий, а для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Функция регулятивных УУД - организация учащимися своей учебной деятельности.Поэтому в своем выступлении наиболее подробно хотелось бы остановиться на особенностях формирования регулятивных УУД на уроках математики.
Рассмотрим отдельные фрагменты урока математики.
Урок начинается с постановки учебной проблемы на уроке. Можно сформулировать три возможности постановки учебной проблемы на уроке: создание проблемной ситуации; подводящий диалог; сообщение темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.
6-й класс. Тема: Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями.
– Как мы сравниваем обыкновенные дроби с одинаковыми числителями и знаменателями? (Предлагаются примеры.Учащиеся формулируют правила. Решают примеры).Предлагаются примеры. Сравнить 5/8 и 2/16; 3/7 и 7/14. Чем отличаются от предыдущих примеров?– Числители и знаменатели разные.
– Над чем на уроке будем работать?– Сравнение обыкновенных дробей. (Тема урока.)
– Над каким вопросом подумаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) – Правила сравнения обыкновенных дробей.
– Какие дроби мы уже умеем сравнивать? – С одинаковыми знаменателями и числителями.
– Как же сравнить дроби с разными числителями и знаменателями?
– Какие есть гипотезы? – Привести дроби к одинаковым числителю или знаменателю. (Формулировка правила, открытие нового знания).
- Какие цели ставим себе на уроке?
Для достижения поставленной цели необходимо составить план и определить последовательность действий, а также определить формы работы: индивидуально, в паре.
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения нового знания.
Ориентируясь на цель и план, ученики предполагают, а каких результатов они могут достигнуть (научатся сравнивать дроби с разными знаменателями, смогут решать предложенные в задания в учебнике, на олимпиадах и т. п.). Также при решении конкретного задания учащиеся формулируют возможные ошибки, которые могут возникнуть в ходе выполнения задания (незнание таблицы умножения, слабый навык использования устных приемов вычислений, и т.п). Стараются предложить варианты исправления.
Далее идет практическая деятельность.
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется парный, групповой, индивидуальный методы), а учитель консультирует, показывает, делает замечания, подбадривает.
Этап контроля осуществляется в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Контроль осуществляют учащиеся сами по готовому образцу, предложенному учителем. Возможен взаимоконтроль, проверка выполнения по устному объяснению учителя или учеников класса.
Мы в своей практике обязательно выбираем консультантов из числа правильно выполняющих данное задание учеников.
В ходе всех этапов урока учащиеся выполняют коррекцию учебных задач, плана, способов действий на основе учета сделанных ошибок, степени усвоения материала. Если в ходе выполнения проверки обнаружены ошибки, то проводится дополнительная работа по обсуждению ошибок и способов их исправления.
Важнейший этап: оценивание результатов выполнения учебного задания. Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению. Учащиеся должны иметь четкие критерии, по которым ставится оценка. Формируется умение оценивать свою работу и работу одноклассников. Критерии оценивания формулируются совместно на уроке.
В МОУ «Школа № 53» используется десятибалльная система оценивания, разработанная доктором педагогических наук, академиком Российской академии образования Валентином Петровичем Симоновым, которая позволяет более достоверно и объективно оценить сформированные умения и навыки обучающихся. Дети дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей). Учитель консультирует и комментирует происходящее.
Обязательно в конце каждого урока проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся анализирует: Знания, полученные на уроке, мне необходимы…..? Я получил(а) полезную информацию о том, что…..? Или отвечают на вопросы: При выполнении, каких заданий ты ошиблась? Почему? Укажи причины успехов и неудач своей деятельности на уроке.
Вместе с коллегами нашего методического объединения учителей математики мы составили памятку учителям по проектированию урока с позиции формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Предлагаем рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с традиционным уроком. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и обучающихся.
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Урок с позиции требований ФГОС
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок с позиции требования ФГОС | |
Комбинированный урок | Какие УУД формируются | ||
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели(учитель помогает, советует) | Регулятивные планирования |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает | Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), (учитель консультирует) | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили | Проводится рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
В таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Воканова М.В. 2014г.