Почётный работник образования Российской Федерации, учитель математики высшей категории

Урок математики с позиции формирования универсальных учебных действий

(тезисы)

Воканова Марина Владимировна

Современный век требует от образованных людей способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи производственного и гражданского поведения. Это значит, что в ближайшем будущем каждому ученику потребуется самостоятельно мыслить, уметь разбираться в ситуации и находить решение. Ребенок, поставленный в позицию ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние задaния, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью, так, как, прежде всего он исполнитель, вооруженный определенной суммой знаний. Поэтому задача современной школы – формирование человека, постоянно совершенствующего сaмого себя, способного самостоятельно принимaть решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть человека творческого в широком смысле этого слова.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования - личностным, метапредметным и предметным. Реализовать эти требования предстоит в рамках урочной и внеурочной деятельности.

ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

В сентябре 2014 года я приняла для обучения пятиклассников, обучающихся по ФГОС НОО. Сегодня, работая с ними второй год, могу говорить о некоторых результатах своей работы.

Нам хорошо известно, что в состав основных видов универсальных учебных действий, входят четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Учитель успешно формирует на уроках и коммуникативные УУД и познавательные УУД, но наибольшая сложность возникает при формировании регулятивных учебных действий, а для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Функция регулятивных УУД - организация учащимися своей учебной деятельности.Поэтому в своем выступлении наиболее подробно хотелось бы остановиться на особенностях формирования регулятивных УУД на уроках математики.

Рассмотрим отдельные фрагменты урока математики.

Урок начинается с постановки учебной проблемы на уроке. Можно сформулировать три возможности постановки учебной проблемы на уроке: создание проблемной ситуации; подводящий диалог; сообщение темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема.

6-й класс. Тема: Сравнение обыкновенных дробей с разными знаменателями.

– Как мы сравниваем обыкновенные дроби с одинаковыми числителями и знаменателями? (Предлагаются примеры.Учащиеся формулируют правила. Решают примеры).Предлагаются примеры. Сравнить 5/8 и 2/16; 3/7 и 7/14. Чем отличаются от предыдущих примеров?– Числители и знаменатели разные.

– Над чем на уроке будем работать?– Сравнение обыкновенных дробей. (Тема урока.)

– Над каким вопросом подумаем? (Побуждение к формулированию проблемы.) – Правила сравнения обыкновенных дробей.

– Какие дроби мы уже умеем сравнивать? – С одинаковыми знаменателями и числителями.

– Как же сравнить дроби с разными числителями и знаменателями?

– Какие есть гипотезы? – Привести дроби к одинаковым числителю или знаменателю. (Формулировка правила, открытие нового знания).

- Какие цели ставим себе на уроке?

Для достижения поставленной цели необходимо составить план и определить последовательность действий, а также определить формы работы: индивидуально, в паре.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения нового знания.

Ориентируясь на цель и план, ученики предполагают, а каких результатов они могут достигнуть (научатся сравнивать дроби с разными знаменателями, смогут решать предложенные в задания в учебнике, на олимпиадах и т. п.). Также при решении конкретного задания учащиеся формулируют возможные ошибки, которые могут возникнуть в ходе выполнения задания (незнание таблицы умножения, слабый навык использования устных приемов вычислений, и т.п). Стараются предложить варианты исправления.

Далее идет практическая деятельность.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется парный, групповой, индивидуальный методы), а учитель консультирует, показывает, делает замечания, подбадривает.

Этап контроля осуществляется в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Контроль осуществляют учащиеся сами по готовому образцу, предложенному учителем. Возможен взаимоконтроль, проверка выполнения по устному объяснению учителя или учеников класса.

Мы в своей практике обязательно выбираем консультантов из числа правильно выполняющих данное задание учеников.

В ходе всех этапов урока учащиеся выполняют коррекцию учебных задач, плана, способов действий на основе учета сделанных ошибок, степени усвоения материала. Если в ходе выполнения проверки обнаружены ошибки, то проводится дополнительная работа по обсуждению ошибок и способов их исправления.

Важнейший этап: оценивание результатов выполнения учебного задания. Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению. Учащиеся должны иметь четкие критерии, по которым ставится оценка. Формируется умение оценивать свою работу и работу одноклассников. Критерии оценивания формулируются совместно на уроке.

В МОУ «Школа № 53» используется десятибалльная система оценивания, разработанная доктором педагогических наук, академиком Российской академии образования Валентином Петровичем Симоновым, которая позволяет более достоверно и объективно оценить сформированные умения и навыки обучающихся. Дети дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей). Учитель консультирует и комментирует происходящее.

Обязательно в конце каждого урока проводится рефлексия учебной деятельности. Учащиеся анализирует: Знания, полученные на уроке, мне необходимы…..? Я получил(а) полезную информацию о том, что…..? Или отвечают на вопросы: При выполнении, каких заданий ты ошиблась? Почему? Укажи причины успехов и неудач своей деятельности на уроке.

Вместе с коллегами нашего методического объединения учителей математики мы составили памятку учителям по проектированию урока с позиции формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Предлагаем рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с традиционным уроком. Увидеть отличие дидактических требований к этим урокам. Тогда станет понятно, что надо изменить при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и обучающихся.

Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:


Урок с позиции требований ФГОС

Требования к уроку Традиционный урок Урок с позиции требования ФГОС
Комбинированный урок Какие УУД формируются
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели(учитель помогает, советует) Регулятивные планирования
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), (учитель консультирует) Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

В таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Воканова М.В. 2014г.