Амирова Ольга АркадьевнаБашкова Галина Александровна,
учитель истории
и социальных дисциплин
высшей категории

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Образование на современном этапе все более становится тем институтом, через который транслируются и воплощаются в жизнь базовые ценности общества. В настоящее время наблюдаются стремительные перемены в экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни. Это не может не отразиться на поведении и внутреннем мире современного человека. Пришло время смены содержания и технологий образовательного процесс. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место в качестве главных результатов образования личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

В разделе: “Требования к результатам освоения основной образовательной программы общего образования”, ФГОС сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:
- формирование основ гражданской. культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами.
- овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке современных глобальных процессов;
- формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, и многоконфессиональном мире;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этно-национальной, социальной, культурной самоидентификации личности.
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
- воспитание уважения к историческому наследию народов России.

Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУ), формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Сформированность универсальных учебных действий является также и мерой профилактики школьных трудностей. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования.

Современное информационное общество ставит задачу подготовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно меняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям. Для деятельности человека важно использовать функциональные, деятельностные качества. Школа должна «научить учиться». Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование современной личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Мы - педагоги вынуждены отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения УУД. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же его адаптации в обществе.

Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО«В новое тысячелетие»). В связи с этим перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:

  1. Личностный
  2. Регулятивный
  3. Познавательный
  4. Коммуникативный
Главная проблема – как сформировать эти умения?
В широком значении
“универсальные учебные действия” – саморазвитие путем сознательного и присвоения нового социального опыта. В более узком “универсальные учебные действия” – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Виды универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
формируют ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
- личностное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Ученик должен задумываться о том, «какое значение, имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных действий.
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью выявления отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

- самостоятельное выделение познавательной цели;
- поиск необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач.
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности;
- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Важно отметить такое общеучебное универсальное действие как рефлексия - осознаниеучащимися всех компонентов учебной деятельности.
Логическими универсальными действиями являются:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей;
выбор критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек .
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, оценка его действий;
- умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Следовательно, и построение урока должно быть современным.