Баранова Елена Семеновна, учитель математики высшей категории
Современный урок как целостная система.

Что такое урок? Ответ на этот вопрос весьма затруднителен на сегодняшний день. На сегодняшний день в педагогике преобладающим считается мнение, согласно которому урок это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.
Урок это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава. Занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно – воспитательного процесса, цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Считаю, что главная задача урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится, таким образом, к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений, навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений. Кроме того необходимо совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, является формой организации обучения, предопределяемой основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, чего учитель хочет добиться; затем установления средства, что поможет учителю в достижении цели. А уж затем определения способа как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Дидактические задачи урока реализуются в педагогической действительности через учебные задачи (задачи для учащихся). Это решение учащимися арифметических задач, выполнение всевозможных упражнений, разбор предложений, составление плана пересказа и т.п. Эти задачи отражают учебную деятельность учащихся в конкретных учебных ситуациях.
Реализация требований к современному уроку математики. Поговорим немного о современном математическом образовании.
Математика на протяжении всей истории человечества являлась составной частью человеческой культуры, ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности.
Математика есть часть общего образования. Сегодня ни одна область человеческой деятельности не обходится без математики – как без конкретных математических знаний, так и интеллектуальных качеств, развивающихся в ходе овладения этим учебным предметом. Школьное математическое образование способствует: овладению конкретными знаниями, необходимыми для ориентации в современном мире; приобретению навыков логического и алгоритмического мышления; развитию воображения и интуиции; формированию мировоззрения; формированию нравственных черт; воспитанию способности к эстетическому восприятию мира; обогащение запаса историко-научных знаний.
Огромное значение математического образования в воспитании всесторонне развитой личности. Это еще раз убеждает о необходимости проведения уроков математики с учетом общих требований к современному уроку, выполнение которых повышает эффективность уроков математики, а значит и качество математического образования.
Постараемся выделить основные направления совершенствования урока математики. 1.Современный урок математики характеризуется усилием функции управления процессом формирования новых знаний. Под управлением процессом формирования новых знаний понимается такой способ формирования новых знаний, при котором учитель вместо изложения учебного материала в готовом виде, подводит учащихся к «открытию» теорем, их доказательств, к самостоятельному формулированию определений, к составлению задач и т.д. В результате учащихся включаются в активную творческую, познавательную деятельность.
Так, при изучении темы «Сравнение дробей с разными знаменателями» с ребятами можно провести подготовительную работу, предлагая сравнить сначала дроби с одинаковыми знаменателями, а затем с разными:3/4,2/3,5/6,7/12,1/2.Можно предложить найти среди них самую маленькую. Появляется много мнений. Возникает проблема: как сравнить дроби с разными знаменателями? Чтобы ответить на этот вопрос ,мы с ребятами проводим исследовательскую работу. Ребята разбиваются в группы и работают по инструкции, записанной на доске. В результате совместной работы ребята формулируют правило сравнения дробей с разными знаменателями.
Перед изучением темы о сумме внутренних углов треугольника можно предложить такую задачу: «Построить треугольник по трем заданным углам:
- A=90˚, B=60˚, C=45˚;
- A=70˚, B=30˚, C=50˚;
- A=50˚, B=60˚, C=70˚.
Очень важен творческий подход учителя к организации урока. В частности к организации начала урока. «Как правило, удачно выбранный вид деятельности учащихся вначале урока настраивает их на плодотворную работу на протяжении всех 45 минут». Новое начало урока позволяет избежать разнообразия в построении занятия, обеспечивает интерес учащихся.
Как известно, предварительная содержательная работа на уроке направлена главным образом на подготовку учащихся к усвоению нового материала, применению имеющихся знаний, овладению определенными умениями. С этой целью можно использовать в начале урока: устный счет, математический диктант, игровые задания, задания на поиски закономерностей, на обнаружение типичных ошибок учащихся и их предупреждение, на выбор рациональных способов решения задач, комментированное чтение текста учебника и т.д.
Так, например урок в 5-ом или в 6-ом классе можно начать с игры «Я самый внимательный». На доске записываются числа: 15, 67, 38, 560, 435, 1000,539, 3255.
-Хлопните в ладоши, если число кратно 2.
- Запищите, если число кратно 5.
-Топайте ногами, если число кратно 10.
- Почему вы одновременно хлопали, пищали и топали ногами?
Такая небольшая игра заряжает ребят хорошим настроением на весь урок.
Рассмотрим пример организации начала урока в 6-м классе. На уроке предстоит отработка умений складывать числа с разными знаками. Ранее уже было введено правило сложения чисел с разными знаками, поэтому перед учителем, прежде всего, стоит задача-выяснить, знают и понимают ли это правило учащиеся. Начать урок можно с решения следующего задания, подготовленного учителем.
Раскрывается одно из крыльев доски с таблицей
2 | -3 | 4 |
| -12 |
-5 | 3 |
| -2 | -8 |
-7 | 6 | -5 | 4 |
|
Учитель ставит задачу: найти правило, по которому составлена таблица, и вписать пропущенные числа. Выясняется, что числа верхней и нижней строк таблицы есть слагаемые, а средний – их сумма. Учитель предлагает обосновать это предложение. В ходе чего проверяет знания и понимание учащимися правило сложения двух чисел с разными знаками на конкретных примерах.
Необычность упражнения захватывает ребят, класс получает положительный заряд на весь оставшийся урок.
Так же настроить учащихся на активную работу после сообщения темы урока можно, предложив : чтобы легче всем жилось,
- Чтоб решалось, чтоб моглось,
- Улыбнись, удача всем,
- Чтобы не было проблем.
Традиционно, конец урока предвещает постановку домашнего задания. Однако способы окончания урока также полезно разнообразить: - путем подведения итогов; - ознакомления учащихся с обобщающими выводами и идеями; - привлечения исторических сведений; - выполнения игровых упражнений; - решения головоломок, кроссвордов, ребусов на математическую тему.
Конечно это не полный список. Этот список может пополниться в результате нашего творчества!!!