ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

Амирова Ольга Аркадьевна

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. А для того, чтобы решить эту проблему надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими прогрессивными педагогами. В нашей школе обучение детей происходит по трём программам: «Школа России», «Начальная школа 21 века», «Планета Знаний». Сравнительный анализ этих программ показал, что в последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника.

В экологическом воспитании две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение. Формирование экологического сознания происходит в основном на уроках. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроках, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.

(Слайд 4)

Наша школа находится в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Осенью мы ходим на экскурсии. Наблюдаем за сезонными изменениями в природе, играем в познавательные игры.

Во время экскурсии собираем осенние листья, природный материал. На уроках технологии выполняем работы из природного материала. Учащиеся начальной школы, вместе с родителями, принимают участие в конкурсе «Краски осени».

В нашей школе проходят предметные недели. С 21 по 26 октября 2013 года прошла «Неделя экологии и окружающего мира». Ученики 1 и 2 классов принимали участие в игре «Поле чудес», а учащиеся 3 и 4 классов в олимпиаде «Окружающий мир». Участвовали в конкурсе плакатов «Цвети, Земля!» первоклассники рисовали своих питомцев, а второклашки, третьеклашки и четвероклассники писали о своих питомцах сочинения. В викторине «Знатоки природы» были определены победители среди параллелей 1, 2, 3, 4 классов. По итогам «Недели экологии и окружающего мира», были определены победители в различных номинациях и они были награждены почётными грамотами.

.

Во время лагерного отдыха с ребятами проводилась кружковая работа. Под руководством Ксении Александровны Гесть ребята участвовали в коллективных творческих делах, выполняли различные проекты: «Наша зелёная планета», «Лес- наше богатство», «Золотая рыбка». Ксения Александровна учила ребят мастерить, применять на практике знания, полученные в учебный период, развивать интерес и бережное отношение к природе. Участие школьников в кружке развивает нравственные чувства и нормы поведения, любовь к природе и бережное отношение к ее богатствам. Такая форма работы дает широкое поле для воспитания ответственности за порученное дело, проявление инициативы, взаимопомощи.

Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам не приходят сразу. Это - результат целенаправленной деятельности и кропотливой работы не только при изучении природы на уроках и внеклассной деятельности, но и вовлечение учащихся в посильное участие в дело охраны природы (размножение и выращивание комнатных растений в школе и дома, работа на пришкольном участке, заготовка корма и изготовление кормушек для птиц и т.д.)

Я считаю, что экологическое воспитание – одно из важнейших в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

.