Семья как важнейший социальный институт воспитания детей.

Алдошина Ирина Львовна
В семейном кругу мы с Вами растем,
Основа основ родительский дом,
В семейном кругу все корни твои
И в жизнь ты выходишь из семьи,
В семейном кругy мы жизнь создаем,
Основа основ родительский дом.


Общество, семья и культура неразрывны. Сегодня, когда разрушаются культурные традиции в семье и обществе, ставится под сомнение святость брака, и вообще его нужность, а средства массовой информации извращают нормы отношений между мужчиной и женщиной, детьми и родителями, большинство молодых людей не имеют представления о счастливой семейной жизни, и даже не стремятся вступать в брак. Между тем, главную роль в формировании духовно-нравственного развития личности ребенка всегда играла, прежде всего, семья. Все родители хотят, чтобы его ребенок вырос достойным человеком, был хорошим гражданином, получил образование, создал семью. Семейное благополучие не рождается из формальной соединенности мужчины и женщины. Оно требует огромных душевных усилий, желания быть вместе, умения находить компромиссы, реализовывать себя в лучшем. Знание нравственных основ и этики семейной жизни помогает родителям правильно воспитывать своих детей.

Жизнь человека начинается в семье, которую он сам не создавал – в семье своих родителей. Мама, папа, братья и сестры, бабушки и дедушки - самые первые люди, которые закладывают основы общения, прививают первые трудовые навыки, сопровождают человека в жизни долгое время, определяют особенности мировосприятия ребенка. Первые переживания, любовь к Родине связаны с природой родного края, с тем своеобразием ее ландшафта, в которые был погружен человек с малых лет. Родина – это не абстрактное понятие, а конкретное чувство неразрывности с родными и близкими людьми, с тем местом, где родился и вырос, там , где твоя семья, которая сформировала характер и подготовила ребенка ко взрослой жизни.

Родился ребенок, и только от родителей зависит, будет ли он счастлив в жизни . К сожалению, очень часто взрослыми недооценивается важность воспитания своих детей. Ребенок хорошо одет, обут, накормлен, у него дорогие игрушки, что еще надо? Но этого мало, детям нужны общение, внимание, любовь, забота. Они должны чувствовать себя нужными в первую очередь для родителей . Только родители должны быть первыми учителями и духовно-нравственными наставниками своих детей. Не веселые друзья и не случайные подруги, не телевизионные программы и компьютерные игры должны формировать сознание и мировоззрение ребенка. Родители должны помогать детям научиться правильно воспринимать мир, научить их отличать добро от зла. Воспитание – это творчество процесс. Сумасшедший жизненный ритм, сверхзанятость родителей – это все иллюзия, самоустранение родителей от детей. Всем известно, что природа не терпит пустоты. Если ребенок не получает от родителей должного внимания, любви, тепла, заботы, он будет искать это вне семьи, на улице, у друзей, в компаниях. Часто родители говорят о детях: «Я уже ничего не могу с ним сделаю, он меня не слушает». А дети жалуются, что родителям до них нет никакого дела, что они все в работе, что родители их не понимают. Что же сами родители сделали для того, чтобы дети их слушали, уважали, чтобы они стали для своих детей старшими друзьями и дети могли бы рассказывать им о своих проблемах, делиться радостью, зная, что им помогут, подскажут. Что сделали родители для того, чтобы в жизнь их детей не вторглись хамство, жестокость и насилие, и их больше тянуло домой, чем на улицу? Уютно и комфортно ли им дома, понимают ли их там? К сожалению, многие родители рассматривают своих детей как приложение к семье, как движимое имущество, как форму собственности и совершенно не занимаются их воспитанием. Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где он научится ей?

Семья является естественной школой для подготовки ребенка ко взрослой самостоятельной жизни, в семье он учится относиться к ближним с любовью, с почтением и пониманием, перенимает и поддерживает традиции семьи. Здесь он узнает цену доброте и бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать.

Ребенку совсем небезразличны отношения между родителями. Как бы мал он ни был, а все чувствует, чутко воспринимает их лад и ссоры. Любовь, уважение, забота родителей друг к другу является главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. А равнодушие, частые ссоры между членами семьи, между собой порождают у ребенка страх, настороженность, а потом жестокость и агрессию.

Семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это творчество и огромный труд. Только в семье дети получают первый нравственный опыт, учатся уважать старших, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Если дети видят хорошие отношения между родителями, заботу и любовь и к друг другу, и к другим членам своей семьи, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Главенствующая роль отводится семье и в трудовом воспитании. Сначала дети учатся обслуживать себя, выполняют посильные трудовые обязанности, помогают родителям. Наличие у детей важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. И это очень важно. Ребенок является не только потребителем, но и созидателем. Участие в жизни семьи придает ему чувство нужности, равноправия в семье. Он становится более ответственным.

Семейные традиции помогают создавать и поддерживать высоконравственную атмосферу в семье. В каждой семье они свои, но это то, что ребенок потом берет в свою взрослую жизнь, чем он очень дорожит. Каким бы замечательным ни было воспитание общественное, личность ребенка формируется только в семье. Ведь все, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражая взрослым.

Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения к другому. Семья должна иметь очень высокий статус прежде всего для самого человека. Если семья не занимает одно из главных мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью. Важно, чтобы и сами родители были интересными личностями. Ребенок должен видеть, что родители живут интересной жизнью, не зациклены только на себе и своей работе, интересуются проблемами членов семьи, помогают и поддерживают друг друга.

В семье ребенок видит разнообразие поведенческой модели, на которую он будет ориентироваться, приобретая свой собственный опыт. На конкретных поступках, способах общения он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приёмы взаимодействия с окружающим миром. Дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет любви, взаимопонимания, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Влияние на ребенка остальных воспитательных институтов лишь корректирует семейное воспитание. Через внутрисемейное общение, традиции семьи ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности. Развиваются духовные, нравственные, и даже профессиональные возможности, семья оказывается самым действенным воспитателем. Уникальность семейного воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью.

Существуют, конечно, и еще факторы влияющие на развитие и становление личности – это и среда обитания, и среда обучения и даже среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. «Все хорошее и все плохое человек получает из семьи!» , известная педагогическая мудрость.